Технология социальной работы с детьми-инвалидами

Курсовая работа

Сегодня дети – инвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они не имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Многие дети – инвалиды не имеют семей и не могут участвовать в общественной жизни. Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, творческих возможностей и способностей.

Под понятием «инвалидность» (от лат. invalidus) понимается «постоянное или длительное, значительное ограничение возможности трудоспособности, вследствие различных заболеваний или полученных травм». [22]

Инвалидность – понятие биологическое, социальное, медицинское и правовое.

Различают в зависимости от степени потери трудоспособности, три группы инвалидности. Первую группу устанавливают тем, у которых наступила полная потеря трудоспособности и, которые нуждаются в постоянном уходе, помощи и надзоре. Вторую группу определяют тем, у которых наступила полная нетрудоспособность, но они не нуждаются в постоянном постороннем уходе. Третью группу инвалидности определяют людям со значительными ограничениями возможностей деятельности и самообслуживания.

Инвалидность с детства устанавливают, когда она наступила до достижения ребенком 16 летнего возраста. Если раньше, то инвалидность устанавливается в связи с общим заболеванием или увечьем. [10]

Эта классификация инвалидности положена в основу законодательства РФ, определяющего право, характер и объем социально-медицинского обеспечения.

Проблема детской инвалидности является актуальной во всём мире. Показатель детской инвалидности в развитых странах составляет 250 случаев на 10000 детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ, инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них 120 млн. – дети и подростки. [17]

Задачи курсовой работы:

1. проанализировать понятие детской инвалидности и рассмотреть виды реабилитации детей — инвалидов

2. изучить причины и структуру детской инвалидности

3. описать технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, применяемые в центре лечебной реабилитации

Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами

1.1 Международные правовые акты и российское законодательство, регламентирующие права детей-инвалидов

К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... способностей, творческой активности. В настоящей работе рассматриваются музыкально-творческие способности ребенка как важнейший и необходимый компонент его музыкально-творческого развития. Проблема ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

Конституция Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) признает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права. Права детей-инвалидов закреплены в Декларации прав ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года); Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 года; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года); Декларации о правах умственно-отсталых лиц (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года); Декларации о правах инвалидов (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года); Конвенции о правах ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года; ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года); Всемирной декларации об обеспечении выживания, зашиты и развития детей (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 30 сентября 1990 года); Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года, резолюция 48/96).

Начиная с 90-х годов прошлого века, в России было принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей-инвалидов. После принятия Конституции Российской Федерации эти права были закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также в Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266–1 «Об образовании», в Федеральном законе от 10 декабря 1995 года №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в Федеральном законе от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в Федеральном законе от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и других. Особое значение имеет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющий государственную политику, в том числе и в области социальной защиты детей-инвалидов.

Дети-инвалиды имеют льготы:

  • 50%-ную скидку на проезд по железной дороге, на авиалиниях, в автобусах междугородного сообщения на период с 1 октября по 15 мая;
  • дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники пользуются правом бесплатного проезда на всех видах городского транспорта (кроме такси);
  • детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородних внутрирегиональных маршрутов;
  • дети-инвалиды и сопровождающие их лица имеют право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно;
  • дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18-ти лет обеспечиваются жильем вне очереди;
  • семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка на квартирную плату не ниже 50% (в общественном жилом фонде).
    16 стр., 7868 слов

    Организация социальной защиты инвалидов в Российской Федерации

    ... в РФ. III глава посвящена непосредственно вопросам организации социальной защиты инвалидов в РФ. В IV главе раскрывается суть реабилитации инвалидов как неотъемлемой части системы социальной защиты инвалидов в Российской Федерации. ... званными инвалидностью. социальной модели инвалидности, Выбор мною темы курсовой работы вызван актуальностью проблемы инвалидности в современном российском обществе. ...

При установлении ВТЭК лицам старше 18-ти лет инвалидности с детства 1 или 2 группы они, как и дети-инвалиды в возрасте до 18-ти лет, приобретают право на получение социальной пенсии в размере минимальной пенсии по старости.

Гражданам, ставшим инвалидами в возрасте до 20 лет, пенсия назначается независимо от стажа работы.

Вместе с тем ряд основополагающих требований международных актов в отношении детей- инвалидов пока еще не нашёл своего отражения в российском законодательстве. По-прежнему отсутствует нормативно-правовое регулирование интегрированного образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, патронатного семейного воспитания, независимого контроля за соблюдением прав детей. Кроме того, и законодательная база, определяющая деятельность органов местного самоуправления, не соответствует задачам защиты прав детей.

В то же время совершенствование законов само по себе не решает проблему, поскольку сегодня остро стоит вопрос о неудовлетворительном исполнении действующего законодательства органами государственной власти Российской Федерации, и это является основной причиной массовых нарушений прав детей-инвалидов. Помимо этого, в законах часто отсутствуют механизмы их реализации.

Таким образом, в настоящее время существует настоятельная необходимость изменить и дополнить нормы федерального законодательства, регламентирующего права детей- инвалидов, выработать механизмы неукоснительного исполнения уже принятых законов и в целом скорректировать государственную политику в отношении детства.

1.2 Содержание понятия детской инвалидности

Латинское слово «инвалид» означает «непригодный» и служит для характеристики лиц, которые вследствие заболевания, ранения, увечья ограничены в проявлениях жизнедеятельности. [7]

В толковом словаре русского языка С.И Ожегова и Н.Ю. Шведовой инвалид определён как « человек, который полностью или частично лишён трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни. [7]

Согласно Декларации о правах инвалидов: инвалид — это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей. [7]

За рубежом к категории инвалидов относят, в основном, людей, достигших 18-летнего возраста с необратимыми нарушениями сенсорных функций, умственного и физического развития, требующими поддерживающего медицинского лечения и нуждающихся в социальной защите. До 18 лет государство и общество прилагают все усилия для того, чтобы ребенок с отклонениями в развитии мог в будущем жить самостоятельной независимой жизнью. [17]

В России официально принят термин «дети-инвалиды».

5 стр., 2035 слов

Дети-инвалиды, как объект социальной работы

... ИНВАЛИДНОСТИ 1.1. Инвалидность: понятия, подходы, теории (медицинские и социальные модели) Как известно, число детей – инвалидов с каждым годом увеличивается. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально ...

Ребенок-инвалид — ребенок в возрасте до 18 лет с отклонениями в физическом и (или) умственном развитии, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями, следствиями травм. Ограничение жизнедеятельности — отклонение от возрастной нормы жизнедеятельности ребенка вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение, игровую и трудовую (с 14 лет) деятельность. Реабилитация — процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Реабилитация инвалидов включает в себя медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию:

1. медицинская реабилитация осуществляется для восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функциональных способностей человека до социально значимого уровня и включает в себя восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование;

2. профессиональная реабилитация понимается как процесс восстановления конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и система, включающая мероприятия по профессиональной ориентации, профессиональному образованию, профессионально-производственной адаптации, рациональному трудовому устройству.

Профессиональная реабилитация детей с отклонениями в развитии представляет собой профессиональную ориентацию как комплекс мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным возможностям, особенностям каждой личности и запросам общества;

3. социальная реабилитация означает систему и процесс развития или восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности путем реализации системы мероприятий по социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации, проведению различных видов патронажа, социальному обслуживанию, а также социально-бытовому образованию и социально-бытовому устройству.

Таким образом, ценностью становится не просто жизнь, а жизнь без болезней и вызванных ими страданий и ограничений.

1.3 Причины и структура детской инвалидности

Среди факторов, провоцирующих возникновение инвалидности у детей, можно выделить следующие:

1. биологические — высокий уровень хронических, врожденных и генетических заболеваний родителей, патологии перинатального периода;

2. медико-организационные — позднее выявление заболевания, продолжительность периода от выявления инвалидизирующего заболевания до оформления инвалидности и начала реабилитации, некачественное оказание медицинской помощи, недостаточное количество абилитационных служб для детей первых лет жизни;

3. социально-средовые — ухудшение экологической обстановки, пищевой дефицит, социальное неблагополучие семей, неблагоприятные условия труда женщин, отсутствие возможности для здорового образа жизни.

37 стр., 18202 слов

Реабилитация детей с дцп

... реабилитации. [3] Детский церебральный паралич (ДЦП) одно из тех заболеваний, которые часто приводят к тяжелой инвалидности. Частота детских церебральных параличей составляет от 2,5 до 5,9 детей ... новорожденных, из них у 70% детей имеются начальные признаки патологии опорно-двигательного аппарата. Среди инвалидов с детства 85% приходится на инвалидность по психоневрологическому профилю» (Семенова ...

Рост числа безнадзорных детей сопровождается значительным ростом травм и отравлений, приводящих к инвалидности (наступление инвалидности).

Более чем у 60% детей-инвалидов отмечаются сочетанные нарушения способностей передвигаться, производить точные движения, говорить, адекватно вести себя, контролировать собственные действия.

При низкой культуре брака и планирования семьи, при нарастающей патологии беременности и родов, то есть при растущем числе мало жизнеспособных новорожденных, как правило, происходит накопительный эффект в детской популяции больных с хронической патологией. При грубых повреждениях головного мозга в неонатальном периоде остаточные психоневрологические расстройства могут обнаруживаться в 60-97% случаев.

В структуре детской инвалидности (на примере Санкт-Петербурга) преобладают врожденные аномалии развития (24%), заболевания нервной системы (17%), психические расстройства и расстройства поведения (17%), заболевания внутренних органов (16%).

Выросло количество детей-инвалидов с заболеваниями органов пищеварения.