Курсовая социальная работа с приемными семьями

Курсовая работа

Семья — своеобразная система поддержки прав каждого ее члена. Для выполнения этих функций большое значение имеют семейные и родственные связи, взаимодействие семейных групп. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.

В настоящее время социальная защита семьи, в отличие от действующей прежде системы социального обеспечения, представляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам населения и структурированную по разным министерствам и ведомствам, общественным организациям и учреждениям.

Социальная защита семьи и детей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Это проявляется в значительных масштабах обнищания семей с детьми, снижением уровня здоровья, повышения заболеваемости и смертности населения, нарастающими депопуляционными тенденциями, явлениями деградации и негативными изменениями генофонда нации.

Анализ системы пособий, льгот и компенсационных выплат семье позволяет констатировать, что их роль в уровне материального благосостояния, уровне социальной и экономической эффективности защиты семьи невелика. Уровень жизни малообеспеченных семей с детьми не претерпевает качественных изменений, несмотря на то, что в доходах этих семей пособия на детей составляют значительную долю. В высокодоходных группах семей тем более эти пособия и льготы не играют никакой роли в определении уровня их жизни. Это подтверждает, что в сложившихся в переходный период условиях жизни проблема социальной защиты семей приобретает принципиально важное значение. Вместе с тем ее реализация на стадии формирования рыночной экономики нуждается в качественно новом подходе.

Формы социальной помощи, кроме традиционно сложившихся, обусловлены поддержанием необходимого уровня обеспеченности семей жизненно важными продуктами питания, одеждой, обувью, необходимыми услугами: включая недостающие средства на покупку жилья, получение образования, детского отдыха, спорта, здоровья. Роль этих форм социальной помощи семье с детьми по мере становления рыночной экономики в стране, развития рынка жилья, страховой медицины и платных услуг здравоохранения, а также коммерциализации образования, будет возрастать.

Сегодня семье, как никогда, требуется социальная помощь и защита государства — не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Большую роль в этом играет реализация государственной семейной политики, в том числе система организации территориальных служб и, прежде всего, центров помощи семьи и детям, что в целом составляет социальное обслуживание семьи.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... способностей, творческой активности. В настоящей работе рассматриваются музыкально-творческие способности ребенка как важнейший и необходимый компонент его музыкально-творческого развития. Проблема ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

Объектом исследования является приёмная семья.

Предметом исследования является организация и государственная поддержка.

Целью курсовой работы является изучение мер социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие семьи и её роль в обществе.

2. Изучить семейную политику в России: понятие, цели и основные направления.

3. Изучить нормативно-правовую базу, деятельность государственных органов и учреждений, направленных на социальную поддержку семей с детьми.

4. Ознакомиться с мерами социальной поддержки семьям с детьми.

Структура курсовой работы: обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Глава 1. Общая характеристика приёмной семьи

1.1. Понятие семьи, ее социально-правовой статус и роль в обществе

Семья — группа живущих вместе близких родственников. Объединение людей сплоченных общими интересами.

Семья — это главная ячейка общества, социальный институт и малая социальная группа.

Выражение «семья — ячейка общества» является более политизированным, она демонстрирует внимание к семье со стороны государства и общества. По сути, это выражение отражает, что семья является своего рода «клеткой в организме общества». Семья является основополагающей ячейкой общества еще и потому, что именно здесь складываются те модели отношений между людьми, которые, затем, переносятся в другие сферы жизни общества.

Семья — это сложное социальное образование, которое можно определить как исторически сложившуюся систему взаимоотношение между супругами, родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью.

С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.

1. В зависимости от форм брака:

  • моногамная семья — состоящая из двух партнёров;
  • полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров.

2. В зависимости от пола супругов:

  • однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов;
  • разнополая семья.

3. В зависимости от количества детей:

  • бездетная, или инфертильная семья;
  • однодетная семья;
  • малодетная семья;
  • среднедетная семья;
  • многодетная семья.

4. В зависимости от состава:

  • простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей.

Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть: элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок.

10 стр., 4823 слов

Семья как социальный институт и социальная группа

... матери и ребенка. Необходимо проанализировать и оценить с научной точки зрения эффективность содержания и реализации этих проектов, чтобы сделать возможной своевременную корректировку принимаемых мер. Цель реферата заключается в изучении семьи как социального института и социальной группы ...

Такая семья может быть, в свою очередь:

  • o полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок;
  • o неполной — семья только из одного родителя с детьми , или семья,
  • состоящая только из родителей без детей;
  • o составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей.
  • сложная семья или патриархальная семья — большая семья из нескольких поколений.

Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

5. В зависимости от места человека в семье:

  • родительская — это семья, в которой человек рождается;
  • репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам.

6. В зависимости от проживания семьи:

  • матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены;
  • патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;
  • неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей 18.

Можно выделить четыре вида замещающих семей: усыновление (удочерение), приемная семья, патронат и опека.

1. Усыновление — прием ребенка в семью на правах родного по крови. В этом случае ребенок делается полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями.

2. Опека — прием ребенка в семью с целью воспитания и образования, а также для защиты его интересов. Ребенок сохраняет свою фамилию, его кровные родители не получают освобождение от обязанностей по его содержанию. Опекунство устанавливается для детей до 14 лет, а с 14 до 18 лет оформляется попечительство.

3. Патронат — воспитание ребенка в профессионально замещающей семье на основе трехстороннего договора между органами опеки, патронатной семьей и учреждением для детей-сирот.

4. Приемная семья — воспитание ребенка на дому у опекуна на основании договора, который определяет срок передачи ребенка в семью.

Важно понимать, что семья в философско-этическом смысле является тем местом, где человек проявляет себя альтруистически, то есть готов идти на определенные уступки и брать на себя ответственность для обеспечения благополучия других людей.

Роль семьи в современном обществе определяется системой функций, которые этот социальный институт выполняет. Строгой классификации функций семьи нет, но большинство исследователей отмечают как наиболее важные следующие функции:

1. репродуктивная — биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;

2. воспитательная — духовное воспроизводство населения, формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие на каждого члена семьи;

4 стр., 1857 слов

Усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства детей, ...

... усыновления. Усыновление (удочерение) является наиболее предпочтительной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление- это переход прав и обязанностей от биологических родителей (родителя) ребенка ... утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории ...

3. хозяйственно-бытовая — поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми, ведение домашнего хозяйства;

4. экономико-материальная — поддержание одних членов семьи другими;

5. организация досуга (рекреационная функция) — поддержание семьи как целостной системы, совместный отдых членов семьи;

6. функция социального контроля — ответственность семьи за поведение отдельных ее членов;

7. эмоциональная — удовлетворение ее членами потребностей в любви, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите;

8. сексуально-эротическая — удовлетворение сексуальных потребностей членов семьи (супругов), при этом очень важно, чтобы семья регулировала сексуальное поведение ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

Функции семьи определяют ее важную роль как основного субъекта воспроизводства населения. Несмотря на альтернативные способы рождения детей (суррогатное материнство, клонирование и др.), семья не утратила своей определяющей для всего общественного развития роли, так как помимо непосредственного рождения новых людей, только семья может наделять их определенными социальными характеристиками и позволяет им в полной мере усваивать те ценности и установки, которые приняты в данном обществе.

Функции семьи и ее роль складывались в течение истории всего человечества. История эволюции семьи и брака — важная часть в исследовании института семьи в целом, и отдельных аспектов его функционирования.

В Семейном Кодексе термин «семья» устанавливается исходя из положений теории семейного права. Семья (в юридическом смысле) определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью. В данном определении не принимается во внимание факты совместного проживания и ведения общего хозяйства. «При появлении детей в семье родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Родительские права, прекращаются по достижении детьми возраста

восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия» говорится в статье 61 Семейного Кодекса РФ.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей, так как они являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное , жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

5 стр., 2106 слов

Семья и семейное воспитание детей у разных народов мира (2)

... закладываются с ранних лет. Каковы же особенности американского воспитания детей? Воспитание в семье до сих пор - важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают ... местному времени позже их европейских сверстников. 2. Воспитание в Японии Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей. Раньше семейные роли были четко дифференцированы: муж – добытчик, ...

Таким образом, семья это группа живущих вместе близких родственников. Объединение людей сплоченных общими интересами. Функции семьи — репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономико-материальная, организация досуга, функция социального контроля, эмоциональная, сексуально-эротическая.

1.2. Приемная семья и другие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Устройство ребёнка в семью подразделяет на следующие виды:

1) устройство в семью усыновителя;

2) устройство в семью опекуна (попечителя);

3) устройство в приёмную семью;

4) устройство в семью патронатного воспитателя.

В соответствии с п.1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родите-лей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей , всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов РФ. Таким образом, дан перечень форм устройства детей, лишенных заботы семьи. Он не исчерпывающий, так как законодательством субъектов РФ могут быть предложены и иные формы.

Первой среди названных форм является передача ребенка в семью. В СК РФ впервые законодательно закреплено преимущество семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и осуществлен отказ от монополии государства на воспитание данной категории детей в государственных воспитательных учреждениях.

Важной отличительной особенностью усыновления от приёмной семьи является порядок его установления. Усыновление производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным главой 29 Гражданского процессуального кодекса РФ. Факт установления усыновления подлежит обязательной регистрации в органах записи актов гражданского состояния. В приемную семью ребенок передается на основании договора.

В отличие от приёмной семьи, где правовые связи между родителем-воспитателем и его воспитанником носят временный характер, при усыновлении отношения не прекращаются больше никогда, кроме случаев отмены усыновления. Усыновление имеет одновременно правоустанавливающее и правопрекращающее значение. С момента вступления решения суда об усыновлении в силу между усыновителем и усыновленным возникают не только личные, но и алиментные, и наследственные правоотношения. Одновременно усыновление, как правило, влечет прекращение всех правоотношений между усыновляемым и его кровными родителями и родственниками (ст. 137 СК РФ).

Переданный же на воспитание в приемную семью ребенок сохраняет правовую связь со своими родителями, если последние не лишены и не ограничены в родительских правах.

Различия состоят ещё и в том, что при усыновлении требуется не только согласие ребёнка, достигшего возраста десяти лет, но и в зависимости от того, где он находится также согласие его родителей, кроме случаев, установленных, опекунов (попечителей), приёмных родителей, руководителей соответствующих учреждений, а так же необходимо заручиться поддержкой другого супруга, если усыновление ребёнка производится одним из них. Различны и правовые последствия, которые наступают после усыновления и помещения несовершеннолетнего в приёмную семью.

3 стр., 1040 слов

Социальная работа с детьми-инвалидами в Российской Федерации ...

... инвалид", "Социальная защита", "Социальная работа", "Социальное обеспечение". Кроме того, в настоящее время существует множество актов, раскрывающих основные понятия и правовую основу социальной работы с детьми-инвалидами. Примером могут быть Федеральный Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ...

Тем не менее, между приёмной семьёй и усыновлением имеется ряд сходных черт. Наиболее очевидным сходством, лежащим на поверхности, является то, что и в том и в другом случае ребёнок помещается в семейную среду, а именно, в семью усыновителя или семью приёмного родителя. При этом обе эти семьи, по общему правилу, являются чужими по отношению к ребёнку. Родство рассматриваемых форм устройства состоит и в идентичных правовых требованиях, предъявляемых, как к лицам, желающим усыновить ребёнка, так и к кандидатам в приёмные родители, хотя при усыновлении их перечень более широк. Едины предписания закона о необходимости получения согласия несовершеннолетнего, достигшего десяти лет, и о недопустимости разделения родных братьев и сестёр, кроме случаев, обусловленных их интересами.

Отношения по опеке и попечительству регламентируются нормами одновременно двух отраслей права — гражданского и семейного. Гражданский кодекс РФ содержит правила, определяющие условия установления и прекращения опеки и попечительства, а также порядок осуществления защиты имущественных прав подопечного. В свою очередь нормы семейного законодательства устанавливают требования к опекунам (попечителям), а также определяют их права и обязанности, связанные с осуществлением воспитания, образования и защитой прав опекаемого несовершеннолетнего ребёнка. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, а попечительство от четырнадцати до восемнадцати лет.

Так же как приёмная семья, опека (попечительство) представляет собой временное правовое состояние, имеющее строго определённый начальный и конечный моменты. К опекунам (попечителям) предъявляются общие требования, характерные для усыновителей и приёмных родителей. Несмотря на то, что родители-воспитатели наделяются правами и обязанностями опекунов (попечителей), их правовой статус не равнозначен. В каждом случае он совершенно самостоятелен и индивидуален.

Особенность опеки (попечительства) состоит в том, что действующее законодательство предусматривает административную процедуру её установления. Органы опеки и попечительства назначают опекуна (попечителя) при наличии на то его согласия. Он выполняет свои функции по воспитанию , образованию и защите прав и интересов подопечного ребёнка на безвозмездной основе. Это обстоятельство роднит опеку (попечительство) с усыновлением и отличает её от приёмной семьи.

В качестве характерной черты опеки (попечительства) можно назвать и то, что, как правило, опекунами (попечителями) назначаются близкие родственники ребёнка (бабушки, дедушки, тёти и пр.).

Из этого следует, что несовершеннолетний не изымается из родной, привычной для себя обстановки. Возможно именно этим можно объяснить существование менее жёстких правовых требований к кандидатам в опекуны (попечители), а также административный порядок их назначения, который представляет собой значительно более простую процедуру, по сравнению с установлением усыновления и даже передачей ребёнка в приёмную семью.

13 стр., 6354 слов

Роль бюрократии в системе российской государственной власти

... жизни. Именно поэтому реформирование государственного аппарата России представляет собой один из важнейших пунктов программы обновления российской системы управления. Цель работы - выявить роль бюрократии в системе российской государственной власти. Для реализации поставленной ...

Статья 123 СК РФ закрепляет положение, согласно которому наряду с рассмотренными формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, субъекты РФ вправе учреждать и иные новые формы. В настоящее время в большинстве регионов России приняты законодательные акты, регулирующие порядок организации патроната.

Патронат призван решать практические задачи. В частности, его повсеместное применение позволит существенно сократить поток детей, направляемых в государственные детские учреждения. Условия его установления таковы, что позволяют поместить в семью любого ребёнка и на любой срок, вернуть детей домой или не допустить их изъятие из кровной семьи, благодаря быстрому оказанию социальной помощи на дому посредством сотрудничества с кровными родителями.

Патронат осуществляется в двух основных формах: патронатного воспитания и социального патроната. Патронатное воспитание представляет собой устройство детей в семьи патронатных воспитателей, а социальный патронат предполагает оказание уполномоченной службой (учреждение для детей-сирот или структурное подразделение органа опеки и попечительства), в т. ч. патронатным воспитателем, необходимой помощи в воспитании и защите прав ребёнка, без изъятия его из кровной семьи.

Патронатный воспитатель — совершеннолетнее дееспособное лицо, осуществляющее временное содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора об устройстве ребенка в семью патронатного воспитателя (далее — договор) с органом опеки и попечительства по месту нахождения учреждения, передающего ребенка на патронатное воспитание, и данным учреждением. Разница в возрасте между патронатным воспитателем и ребенком, переданным на патронатное воспитание, должна быть не менее шестнадцати лет.

В соответствии с п.1 ст.5 указанного выше Закона – о возможности осуществления патронатного воспитания кандидатом в патронатные воспитатели органом опеки и попечительства по месту жительства лица, желающего стать патронатным воспитателем, составляется заключение. Указанное заключение является основанием для принятия решения об устройстве ребенка на патронатное воспитание и заключения соответствующего договора на патронатное воспитание.

Патронатное воспитание – временная формой семейного устройства ребенка. Ребенок может передаваться на патронатное воспитание до достижения им возраста 18 лет на срок, определенный договором, но не более чем на шесть месяцев (ст. 9 Закона).

Патронатному воспитателю в соответствии с договором об устройстве ребенка в семью патронатного воспитателя ежемесячно выплачивается сумма в размере одной тысячи ста пятидесяти рублей с учетом налога на доходы физических лиц за каждого ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взятого в семью (п.1 ст. 14 Закона).

Ещё одной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренной ст. 123 СК РФ – является детский дом семейного типа. На сегодняшний день нормативным актом, регулирующим вопросы его организации и деятельности, является Постановление Правительства РФ от 24. 12. 2014 г. № 195 «О детском доме семейного типа». Примечательно, что СК РФ не причислил рассматриваемую форму устройства детей, лишённых родительского попечения, к приоритетным формам семейного воспитания, а поставил её в один ряд с воспитательными, лечебными и иными учреждениями подобного рода.

59 стр., 29131 слов

Проблемы социализации детей в неполных семьях

... современной российской семьи в частности, вопросы социализации детей в неполной семье с ее специфическими проблемами жизнедеятельности и особенностями внутрисемейного взаимодействия остаются малоизученными. Такая ситуация определяет формулировку проблемы дипломной работы. Объектом исследования являются неполные семьи г. ...

Проанализировав основные критерии организации и деятельности приёмной семьи, детского дома семейного типа и государственного детского учреждения, можно заключить, что детский дом семейного типа более всего тяготеет к детскому учреждению, чем к приёмной семье. Другими словами, детский дом семейного типа представляет собой то же детское учреждение, но в миниатюре. При невозможности устроить ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в семью предпочтение следует отдавать детскому дому семейного типа, где условия его жизни и воспитания в большей степени, чем в детском учреждении, приближены к домашним. В то же время нельзя отрицать и экономическую рентабельность детского дома семейного типа по сравнению с государственными детскими учреждениями.

Таким образом, региональных органах власти, тем самым, предоставив субъектам Федерации свободу действий в этом направлении. Если появятся новые формы устройства детей, то они не должны быть лишь «декларативными». Каждая из них должна быть тщательно законодательно проработана и профинансирована. Если «изобретённая» форма семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, поможет хотя бы одному из десяти детей, значит, она имеет полное право на дальнейшее существование.

Глава 2. Правовое обеспечение и реализация социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации

2.1. Нормативно-правовое обеспечение социальной поддержки семей с детьми

К базовым конституционным законам, закрепляющим права семьи в Российской Федерации, относятся Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Семейный кодекс Российской Федерации (ред. от 18.03.2019), Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015), Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральный закон «О социальном обслуживании населения в Российской Федерации».

До принятия Кодекса в законодательстве о браке и семье охрана прав детей как специальная задача не фигурировала. Сейчас ребенок вправе выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни, самостоятельно обращаться за защитой своих прав и интересов, в том числе в суд.

Впервые в Кодексе оговариваются основы правовой защиты от насилия в семье. Введение этой нормы является законодательным ответом на усиление жестокости в семье.

Также впервые законодательно закреплен институт приемной семьи, усовершенствован институт усыновления, законодательно закреплен приоритет семейного воспитания детей, подробно регламентированы его формы: усыновление, опека и попечительство, приемная семья (которой не было ранее).

Установлена более гибкая система определения размера алиментов. Суду предоставлена возможность, с учетом заслуживающих внимания обстоятельств, уменьшать или увеличивать установленный законом размер алиментов. Предусматривается возможность обращения взыскания на имущество плательщика и заключение соглашения о размере, условиях и порядке уплаты алиментов, а также имущественной ответственности за несвоевременную уплату.

8 стр., 3789 слов

Анализ социальной организации на примере Российского государственного ...

... в России. Анализ социальной организации на примере Российского государственного социального университета Социальная система- целостная ... Деятельность РГСУ контролируется министерством образования и науки, таким образом он входит в состав системы высшего профессионального образования Российской Федерации. ... ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕИНТЕГРАЦИИ ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ «СЕМЬЯ» Кафедры ...

Федеральный закон N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» вступил в действие с 19 мая 1995 года. Он впервые свел воедино и упорядочил на уровне федерального закона все многочисленные виды государственных пособий и компенсаций на детей и пособий в связи с рождением и воспитанием детей, ранее регламентировавшиеся различными нормативными документами (указами, постановлениями правительства, подведомственными актами).

Это позволило существенно упростить и унифицировать законодательство, сделать его более понятным для населения и органов исполнительной власти.

Законами, определившими правовые и организационные условия оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, являются Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», принятый ноябре 1995 года, и Федеральный Закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года.

Важное значение в правовом обеспечении государственной семейной политики и защиты прав семьи и детей имеют соответствующие статьи Гражданского кодекса Российской Федерации (1994), Трудового кодекса Российской Федерации (2002), Жилищного кодекса РСФСР с соответствующими изменениями и дополнениями, Уголовного кодекса Российской Федерации (1996), Уголовно-исполнительного кодекса (1997).

Приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993), Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (1993), законы Российской Федерации «О беженцах» (1993), «О вынужденных переселенцах» (1993), «О государственных гарантиях и компенсациях лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (1993), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995), «О развитии государственной системы профилактики и правонарушений среди несовершеннолетних» (1997).

Имеются также федеральные законы «Об образовании» (1996), «Об охране здоровья граждан» (1993), о социальном страховании, федеральные законы «Об актах гражданского состояния» (1997), «О свободе совести и религиозных объединениях», «Об общественных объединениях» (1995), «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (1997) и многие другие.

Законодательно гарантированы основные права семьи, супругов и детей на жизнь, защиту чести и достоинства, личную неприкосновенность, жилище, образование, свободу передвижения, нормальные условия и оплату труда, социальное обеспечение и социальное обслуживание, охрану здоровья и медицинскую помощь, доступ к культурным ценностям.

С 1 января 2007 года на территории Российской Федерации принят ряд нормативных правовых актов в поддержку материнства и детства, расширены социальные гарантии для граждан, имеющих детей.

Первым из числа, направленных на реализацию инициатив Президента РФ, явился Федеральный закон от 05.12.2006 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» и утвержденное от 30.12.2006 N 865 «Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей».

Законом впервые установлено право на пособие по уходу за ребенком всем женщинам. Указанное пособие будут получать женщины по достижению ребенком возраста 1,5 лет, как подлежащие обязательному социальному страхованию (работающие), так и не подлежащие (не работающие).

Матерям, имеющим право на отпуск по беременности и родам, в период после родов, предоставлено право выбора, со дня рождения ребенка получать пособие по беременности и родам или ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Право на получение государственных пособий также теперь имеют временно проживающие на территории РФ и подлежащие обязательному социальному страхованию иностранные граждане и лица без гражданства.

Помимо 4 видов пособий, существовавших ранее, введен новый вид пособия — единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей).

Право на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.

Важным законодательным актом является Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Согласно Закону с 1 января 2007 года предусмотрено предоставление права на дополнительные меры государственной поддержки женщинам , родившим (усыновившим) второго ребенка, и женщинам, родившим (усыновившим) третьего или последующих детей (если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки).

Дополнительные меры государственной поддержки — это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных принятым Законом.

Таким образом, к базовым конституционным законам, закрепляющим права семьи в Российской Федерации, относятся Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральные законы «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О социальном обслуживании населения в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

2.2 Меры социальной поддержки семьям с детьми

Анализ законодательства в области государственной поддержки семей с детьми позволил предложить следующую типологию мер поддержки:

1. Прямая государственная денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей.

2. Натуральные выдачи семьям, имеющим детей.

3. Различные льготы, субсидии и компенсации семьям, имеющим детей (трудовые, пенсионные, налоговые, жилищные, транспортные и др.).

4.Социальные услуги, предоставляемые семьям, имеющим детей.

Федеральный закон №81-ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает основные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей:

  • пособие по беременности и родам — выплачивается за период отпуска по беременности и родам (декретного отпуска) в размере 100% от среднего заработка;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель);
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет — в размере 40% среднего заработка;
  • ежемесячное пособие на ребенка — выплачивается ежемесячно в размере;
  • женщинам родившим (усыновившим) второго или третьего ребенка начиная с 1 января 2007 года, предоставляется «материнский капитал»;
  • единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
  • единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву;
  • ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Выплата этих пособий производится за счет: федерального бюджета, бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальные бюджеты, внебюджетные источники.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» рассчитан на малообеспеченные семьи и одиноко проживающих граждан. Согласно этому закону, получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов у соответствующих социально-демографических групп населения. Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Размер государственной социальной помощи определяется государственными властями субъекта Российской Федерации. Социальная помощь оказывается как в виде денежных выплат, так и в виде натуральной помощи.

Особенностью формы государственной поддержки семьям, имеющим детей, является право на льготу, компенсацию или субсидию только определенных категорий семей с детьми и граждан, первоочередность их предоставления определенным категориям и предоставление бесплатно или за половину стоимости, что создает для этих категорий населения определенные льготы и привилегии. К этой форме государственной поддержки семей с детьми относятся:

  • трудовые гарантии и льготы;
  • льготы в области пенсионного обеспечения для женщин;
  • транспортные льготы для семей и детей;
  • субсидии и льготы по оплате жилья и коммунальных услуг;
  • безвозмездные субсидии на строительство и приобретение жилья, а также бесплатное обеспечение жилой площадью;
  • льготы по приему и содержанию детей в детских дошкольных учреждениях;
  • права и льготы в области охраны здоровья семей;
  • налоговые льготы (либо освобождение от налогообложения определенных видов доходов, либо стандартные налоговые вычеты).

Социальное обслуживание различных категорий населения установлено в соответствии с Федеральным законом от 10.12.95 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В соответствии с указанным Законом предусмотрены такие формы социального обслуживания, как материальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, консультативная помощь, социальное обслуживание на дому , социальное обслуживание в стационарных учреждениях, временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, реабилитационные услуги инвалидам. Особенностью социального обслуживания как самостоятельной формы социальной помощи населению, в том числе семьям, имеющим детей, является то, что все указанные виды социальной помощи населению оказываются специализированными учреждениями социального обслуживания населения и за исключением материальной помощи представляют собой социальные услуги.

Социальное обслуживание включает: материальную помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации; консультативную помощь клиентам государственных учреждений социального обслуживания населения; социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях; временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания; дневное пребывание несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации; реабилитационные услуги инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Множество острых социальных проблем, стоящих перед семьей, определяют спектр направлений деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям. Динамика развития центров социальной помощи семье и детям в последние годы свидетельствует о растущем авторитете этих учреждений в различных регионах России, их значимости в решении назревших, безотлагательных проблем семьи и детства. Именно эти учреждения социального обслуживания способны оказывать действенную и комплексную помощь семье и детям по широкому кругу вопросов их жизнедеятельности, предупреждать многие негативные проявления, касающиеся выполнения семьей ее функций.

Таким образом, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства и общества. Анализ законодательства в области государственной поддержки семей с детьми позволил предложить следующую типологию мер поддержки: прямая государственная денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей, натуральные выдачи семьям, имеющим детей, различные льготы, субсидии и компенсации семьям, имеющим детей (трудовые, пенсионные, налоговые, жилищные, транспортные и др.), социальные услуги, предоставляемые семьям, имеющим детей.

Заключение

Семья — это группа живущих вместе близких родственников. Объединение людей, сплоченных общими интересами. Репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономико-материальная, организация досуга, социального контроля, эмоциональная, сексуально-эротическая — функции семьи.

В семье важную роль играет семейная политика, меры которой направлены на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни семьи, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи. Приоритетность мер государственной семейной политики определяется на основе оценки остроты и значимости проблем семьи, степени их влияния на реализацию основных функций семьи, учитывая при этом ограниченность финансовых и ресурсных возможностей государства.

Социальная поддержка семьи, на сегодняшний момент, является основным направлением в молодой, еще формирующейся социальной политике нашей страны. Создаются центры социальной помощи семье и детям, которые опираются на такие законы как «О государственной социальной помощи», «О социальном обслуживании населения в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам имеющим детей» и многие другие законы. Динамика развития таких центров, в последние годы, свидетельствует о растущем авторитете этих учреждений в различных регионах России, их значимости в решении назревших, безотлагательных проблем семьи и детства.

Анализ законодательства в области государственной поддержки семей с детьми позволил предложить следующую типологию мер поддержки: прямая государственная денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей, натуральные выдачи семьям, имеющим детей, различные льготы, субсидии и компенсации семьям имеющим детей (трудовые, пенсионные, налоговые, жилищные, транспортные и др.), социальные услуги, предоставляемые семьям, имеющим детей.

Социальная поддержка семьи, на сегодняшний момент, является основным направлением в молодой, еще формирующейся социальной политике нашей страны.