Право и организация социального обеспечения

Демографическая ситуация в России является сегодня одной из самых острых социально-экономических проблем, затрагивающих интересы национальной безопасности. Ежегодно население России сокращается на 700 800 тыс. человек.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года только 15% из 41 млн российских семей воспитывают двух несовершеннолетних детей, трех и более несовершеннолетних детей воспитывают менее 3% семей и почти у половины семей в России в составе семьи несовершеннолетних детей нет. С каждым годом растет число неполных семей.

Введение с 1 января 2007 года материнского (семейного) капитала направлено на стимулирование рождаемости в стране, укрепление престижа института семьи. Важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее своей семьи.

Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», государственный сертификат на материнский (семейный) капитал — именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки. 1

Размер материнского капитала в 2010 году для тех, кто им еще не воспользовался, составит 343 тысячи 378 рублей 80 копеек и эта сумма ежегодно пересматривается с учетом темпа инфляции. Для владельцев сертификата, которые уже распорядились частью средств, размер оставшейся части суммы будет увеличен с учетом темпов роста инфляции.

Актуальность данной темы

Поэтому важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее своей семьи.

В числе приоритетов стимулирования рождаемости и укрепления семьи концепцией демографического развития РФ были определены:

  • формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;
  • повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

— создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями.

9 стр., 4283 слов

Права несовершеннолетних

... прав и интересов несовершеннолетних в России Задачи исследования: проанализировать понятие «несовершеннолетний» и особенности правового статуса несовершеннолетних; сформулировать основные направления совершенствования законодательства и правовых процедур в обеспечении прав несовершеннолетних в современной России; выявить особенности ...

Объектом исследования, Предметом исследования, Целью исследования, Задачи курсовой работы:

  • охарактеризовать дополнительную меру государственной поддержки семей, имеющих детей — материнский (семейный) капитал;
  • изучить правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала;

— рассмотреть направления использования средств материнского (семейного) капитала

Глава 1. Материнский (семейный) капитал: понятие и его значение.

1.1 Понятие материнского (семейного) капитала и его правовое регулирование.

Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Здесь названы только те принципы, проявление которых в нормах о материнском капитале вызывает наибольший интерес.

Материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». 2

Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах: рождение (усыновление) второго и последующего ребенка и период времени, в течение которого это произошло, с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г.

Правом на получение материнского капитала можно воспользоваться один раз определенным категориям граждан, предусмотренных в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Подтверждением права на дополнительные меры государственной поддержки является именной документ — государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

В систему законодательства, обеспечивающего реализацию дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей входят различные по своей юридической направленности законодательные акты:

  • Налоговый кодекс РФ, часть вторая, от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ, содержащий дефиницию, включающую средства материнского (семейного) капитала, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в число доходов, не подлежащих налогообложению (п. 34 ст. 217 НК РФ);
  • Федеральный закон от 19 мая 1995 г.

№81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства; 3

35 стр., 17217 слов

Материнский капитал, как форма дополнительной поддержки семьи

... материнском капитале и государственной семейной политике в целом, их потребностях в детях и семьях; 6 выявить недостатки и положительные стороны российской нормативно-правовой базы социальной поддержки ... и условий трансформации социальной защиты семьи из форм социального обеспечения в материнский капитал; 4 проанализировать ... народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; 2. на ...

— Федеральный закон от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

К числу подзаконных нормативных актов, формирующих систему законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, относятся:

  • постановление Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. №862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» устанавливает виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств;
  • 4
  • постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. №926 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов» устанавливает порядок направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг, а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы, и определяет порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели;
  • 5

— постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. №873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» — определяет порядок подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, обеспечивают единый порядок приема и рассмотрения заявлений о его выдаче и регулируют порядок ведения федерального регистра лиц, имеющих право на получение дополнительных мер государственной поддержки, включая сроки и формы представления сведений в него.

1.2 Лица, имеющие право на получение материнского (семейного) капитала.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющих гражданство Российской Федерации независимо от места их жительства:

  • женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
  • женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом;

— мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

При возникновении права не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

5 стр., 2335 слов

Меры социальной поддержки ветеранов и проблемы их реализации (2)

... регулирования мер социальной поддержки государства. 2. Выявление круга лиц, которые имеют право на применение к ним мер социальной государственной поддержки. 3. Характеристика мер социальной государственной поддержки в ... библиографического списка. Структура работы обусловлена ее содержанием и поставленными задачами. Фрагмент работы для ознакомления Проведение государственной политики в отношении ...

Право у женщин прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случае смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право не возникает у указанного лица, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок с рождением (усыновлением) которого возникло право признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

В случаях, если отец (усыновитель) ребенка или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка умер, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленно преступления, относящееся к преступления м против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло прав, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях) , не достигших совершеннолетия, и (или) обучающего по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида не зависимо от ее организационно-правовой формы (за исключением образовательного учреждения дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях) указанного в части 4 Федерального Закона, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям указанным в части 3 статьи 3 настоящего Закона, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственно поддержки по основаниям указанным в части 3 статьи 3.

Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона ( заявлении о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего и последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, по 31 декабря 2010 года включительно).

4 стр., 1694 слов

Педагогическая поддержка как социально-педагогическое явление

... Педагогическая поддержка охватывает не только проблемы детей в социальном воспитании, но и в обучении. В педагогической поддержке как ... САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ педагогической поддержки здоровье ОСНОВНОЕ учение ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ... интерпретации феномена педагогической поддержки предполагают ее рассмотрение как принципа ... социальных прав детей. Во-вторых, под педагогической поддержкой понимают ...

1.3 Условия получения сертификата.

Лица (или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия) у которых возникло право на дополнительные меры государственной поддержки вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке) по месту регистрации, по месту пребывания или по месту фактического проживания. Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства (пребывания) на территории Российской Федерации, подают заявление со всеми необходимыми документами непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации . Для подачи заявления на выдачу материнского (семейного) капитала необходимо заполнить бланк заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал ,сделать необходимые действия:

1. Оформить в ЗАГСе свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка;

2. В территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства заполнить бланк заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, предоставить необходимые документы:

  • заявление установленного образца;
  • документ, удостоверяющий личность, место жительства, российское гражданство лица, имеющего право на получение материнского (семейного) капитала, т.е.

паспорт или заменяющий его документ;

  • документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей: свидетельства о рождении всех детей (для усыновленных — свидетельство об усыновлении и вступившее в законную силу решение суда об усыновление);
  • документы, подтверждающие российское гражданство ребенка (детей), рожденного (усыновленного) после 1 января 2007 года: свидетельство о рождении, в котор ом указано гражданство его родителей либо стоит штамп паспортно-визовой службы огражданстве ребенка (вкладыш в свидетельстве о рождении ребенка, если его получили до 07.02.2007 года);

— В необходимых случаях представляются документы, подтверждающие смерть женщины, родившей (усыновившей) детей, объявление ее умершей, либо лишение ее родительских прав, подтверждающие совершение женщиной умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности по отношению к ребенку и др., смерть родителей (усыновителей).

10 стр., 4955 слов

Социальная адаптация детей-сирот в приемной семье

... Российской Федерации по правам ребенка Павла Астахова. 1.2 Причины сиротства в современном обществе, Т. А. Социальное, М. А. Социальная смерть родителей, либо дети, потерянные в силу природных или социальных ... социальные условия, влияющие на процесс адаптации детей-сирот. Цель работы: рассмотреть проблемы социальной адаптации детейсирот в приемной семье. Задачи работы: ... тыс. детей* сирот и детей, ...

срок рассмотрения заявления — не более одного месяца с даты подачи заявления. После этого, в течение пяти дней заявителю направляется уведомление, в котором указывается о принятом решении (о выдаче или об отказе в выдаче сертификата) Решение об отказе в удовлетворение заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд

3. Получить в территориальном органе Пенсионного фонда по месту жительства в день, указанный в уведомлении, государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Примечание: в необходимых случаях представляются документы, подтверждающие смерть женщины, родившей (усыновившей) детей, объявление ее умершей, либо лишение ее родительских прав, подтверждающие совершение женщиной умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности по отношению к ребенку и др., смерть родителей (усыновителей).

6