Влияние развода родителей на развитие личности ребенка

Контрольная работа

В современном обществе остро стоит проблема демографии. На протяжении 2000-2009г. положение России было катастрофическим. Но почему же в прогрессивно развивающейся стране существует такая проблема? На это оказывают свое влияние несколько факторов. Одним из главных является высокий уровень разводов. Как массовое явление разводы играют преимущественно негативную роль и в изменении рождаемости, и в воспитании детей. Во-первых, вследствие разводов уменьшается продуктивный период в жизни женщины. Во-вторых, в случае неудачного первого брака может намного отодвинуться время первого деторождения (что нежелательно и с медицинской точки зрения).

И наконец, когда родители разводятся, дети испытывают не только огромные психологические страдания, но и потерю очень важных социальных и духовных стандартов, таких как, понятие семья, брак, любовь, преданность и верность. Естественно, у каждого явления есть свои причины и последствия, а у такого драматичного явления, как распад семьи, последствия тяжелые и для взрослых, и для детей. Семья умирает, если она перестает делать то, во имя чего она создается, а именно — воспитывать детей. Конституция РФКонституция РФ. Режим доступа: http://www.constitution.ru/ и Семейный кодекс РФ Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. (ред. от 30.11.2011г. N 363 ФЗ) Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/family/ защищают права ребенка, обязывая родителей заниматься воспитанием и обучением своих детей. В Главе 11 Семейного Кодекса РФ представлены все права ребенка в случае развода в семье, а также обязанности родителей к ребенку после развода. Правовая сторона — это одна из важных сторон рассмотрения такого явления, как развод. Но не менее важен психологический аспект проблемы.

В начале работы мною был разработан план исследования:

1. Выбрана область исследования — раздел обществознания: «Личность. Межличностные отношения. Семья как малая группа».

2. Поиск статистических данных о разводах в интернете. Подбор и изучение научной литературы по проблеме. Изучение правовой базы вопроса.

3. Формулирование гипотезы, цели и задач исследования.

4. Исходя из актуальности проблемы разводов как массового явления современной российской действительности определена тема: «Влияние развода родителей на развитие личности ребенка».

5. Составление анкеты и проведение анкетирования старшеклассников с целью выявления их отношения к семейному разводу, его причинам и последствиям.

13 стр., 6247 слов

Дети растущие в неполных семьях

... откликнется». Процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован. Дети из неполных семей испытывают острую потребность в определенном социальном статусе, хотят иметь обоих родителей. При разрыве отношений, родители часто ... где развод выступает как социальный институт и социокультурное явление; б) для характеристики развода в семье с детьми как малой социальной группе. Сам развод из явления в ...

6. Анализ и систематизация данных, полученных в результате анкетирования.

7. Сравнение данных, полученных в результате анкетирования, с данными опросов ВЦИОМ. Соотнесение полученных данных с гипотезой.

8. Оформление работы:

1) Написание введения

2) Обзор литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/vliyanie-razvoda-na-razvitie-lichnosti-rebenka/

3) Изложение материала, полученного в результате изучения литературы и анализа сравнительных данных опросов в целом и собственного анкетирования

4) Формулирование выводов и заключения

5) Оформление списка литературы и приложения

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/vliyanie-razvoda-na-razvitie-lichnosti-rebenka/

Является ли развод родителей причиной психической травмы ребенка? Влияет ли на судьбу ребенка то, что он воспитывался в неполноценной семье? Каким образом можно избежать развода или как сделать так, чтобы развод как можно меньше отразился на психике детей? В каком возрасте ребенок лучше всего переносит это событие? Все эти вопросы были рассмотрены мною в работе.

Глава 1. Обзор литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/vliyanie-razvoda-na-razvitie-lichnosti-rebenka/

В работе мною использовались следующие источники: Семейный кодекс РФ, Федеральный закон РФ о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей. Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/12/31/roditelyam-dok.html , Национальная программа демографического развития России на период 2006-2015 гг Национальная программа демографического развития России на период 2006-2015 гг. Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/05/26/demografiya-proekt.html . Изучены работы по социологии (И.Е. Пахомовой Пахомова И.Е. Браки и разводы: что изменилось в представлении россиян [Электронный ресурс]. — ВЦИОМ. Мониторинг общественного мнения. — 2008. — №1(85).

128 стр.- Режим доступа: , Н.Д. Смелзера Смелзер Н.Д. Социология. [Электронный ресурс]. — Под ред.В.А. Ядова. //Научно-попул. ж-л «Скепсис» — 1994. — Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_580.html , С.С. Седельникова Седельников С.С.Социальные последствия развода /С.С. Седельников//Социология ,1992. http://www.sociolesson.ru/socless-1129-1.html ), по психологии (С.М. Бельковец Бельковец С.М. Психологическая адаптация детей после развода родителей. [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: ), по философии (А.Г. Харчева Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы М.,1993 Последствия развода для детей. [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: , справочная литература (Новейший философский словарь), использовалась информация интернет-сайтов.

В статье И.Е. Пахомовой «Браки и разводы: что изменилось в представлении россиян», рассматривается вопрос о причинах высокого уровня разводов в нашей стране.

В работе С.М. Бельковец «Психологическая адаптация детей после развода родителей» выявлены и проанализированы последствия разводов и определены меры, в которых приоритетной целью становится поддержка детей.

14 стр., 6554 слов

Психологические аспекты переживания развода родителей детьми

... в стадии развода. Предмет исследования: диагностическая технология, направленная на выявление проблем организации воспитания ребенка в ситуации развода. Цель исследования: на основании опыта раннее проведенных исследований формулировка и раскрытие основных психологических особенностей переживания детьми ситуации развода родителей. ...

В статье доктора философских наук А.Г. Харчева «Современная семья и ее проблемы» рассматривается роль в браке и последствия развода для семьи в целом.

В работе выдающегося американского социолога Н.Д. Смелзера «Социологические исследования» показаны более частые, по его мнению, причины разводов. Также им выделяются некоторые негативные последствия развода для детей разных возрастов.

Российский социолог С.С. Седельников в работе «Социальные последствия развода» проанализировал негативное влияние развода на уровень рождаемости в стране.

Глава 2. Проблема разводов в современной России

2.1 Статистика разводов в России. Цифры и факты

В каждой стране, в каждой культуре с течением времени сложились свои индивидуальные традиции, касающиеся института брака и семьи, и они оказывают ощутимое влияние на статистику разводов.

В России ситуация с разводами, как известно, не всегда была столь удручающей, как сегодня. До революции большая часть населения, которую составляли крестьяне, занималась работой на земле, натуральным хозяйством. Супругам было невыгодно разводиться, так как хозяйство было общим и представляло единственный источник дохода. После установления Советской власти на пути желающих расторгнуть законный брак встали новые препятствия. Состоящие в партии граждане, не имевшие семьи или, что еще хуже, решившие развестись, строго партией осуждались и могли быть исключены из ее рядов. Партийная карьера для таких людей была практически невозможна. Разводились редко.

Прошло время. На первое место вышло «Я», а не «Мы». Женщины стали стремиться к большей независимости и достигать ее. Для многих карьера стоит на первом месте в цепочке жизненных ценностей. Семья уходит на второй план.

Многие эксперты говорят о кризисе института семьи, утрате значимости семейных ценностей среди значительного числа россиян, особенно молодежи. Однако опросы, проводимые ВЦИОМ, свидетельствуют скорее об обратном. Пахомова И.Е. Там же В структуре жизненных ценностей подавляющего большинства опрошенных ценность семьи, дома, уюта занимают лидирующую позицию с заметным отрывом от многих других, безусловно, значимых, ценностей, таких как любовь, самореализация в профессии, дружба и т.п.

В то же время результаты многолетних исследований ВЦИОМ позволяют говорить о трансформации института семьи и брака в современном российском обществе. Изменения касаются практически всех аспектов и сторон семейной жизни, в частности, наблюдается рост разводов.

Основные бракоразводные и демографические показатели в России в разные годы заметно колебались. За последние несколько лет число разводов сократилось (Рисунок 1).

Возможно, это произошло благодаря повышенному вниманию правительства России к проблеме разводов и принятию ряда мер, таких как: усиление позиций демографически ориентированного программирования в стране, принятие президентской программы стимулирования рождаемостиНациональная программа демографического развития России на период 2006-2015 гг. Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/05/26/demografiya-proekt.html , закона о материнском капиталеФедеральный закон РФ от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей. Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/12/31/roditelyam-dok.html и т.п. Но статистика разводов по-прежнему остается неутешительной.

15 стр., 7052 слов

Психологические особенности переживания подростками ситуации развода родителей

... отдаленного будущего. 1.1 Психологические особенности взаимоотношений «родитель - ребенок» в ситуации распада семьи Первые несколько лет после развода дети в разведенных семьях, независимо ... решения рассматриваемой проблемы. ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПОДРОСТКАМИ СИТУАЦИИ РАЗВОДА Изначально, психологическая сущность семейного конфликта который может закончиться разводом имеет ...

2.2 Основные причины разводов

Кто же из супругов, по мнению россиян, виноват в разводе — муж или жена? Согласно инициативному всероссийскому опросу ВЦИОМ, проведённому 25-26 июня 2011 г., лишь 13% обвиняют мужчин, и только 7% — женщин, 62% уверены, что виноваты обаОсновные причины разводов. [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: . Как показал опрос старшеклассников нашей школы, их голоса распределились так же: меньшинство (4%) винит женщин, 10% опрошенных утверждают, что виновны мужчины, большинство (70%) считают, что виноваты оба супруга (Диаграмма 1).

Безусловно, для каждой семьи причина развода своя. Тем не менее, судя по опросам, существует общая и в целом негативная тенденция актуализации социальных причин современных разводов (Диаграмма 2).

Популярность ответа «пьянство, алкоголизм или употребление психотропных веществ» (51%) — страшная реальность российской обыденной жизни, которая является серьезной причиной для развода. Второй по рейтингу ответ «несходство характеров и разные взгляды» можно объяснить следующим образом: нежеланием считаться с интересами, особенностями характера другого человека, ожиданием от брака только удовлетворения своих потребностей, эгоизмом каждого из супругов. В ходе анкетирования старшеклассников я просила их проранжировать причины разводов. Выявилась несколько иная картина. 30% подростков считают главной причиной разводов — отсутствие любви (Диаграмма 3).

При этом на вопрос: «Допускаете ли вы возможность измены в супружеских отношениях?» почти четверть (24%) анкетируемых ответили, что допускают (Диаграмма 4).

Возникает вопрос: почему подростки, еще не вступив в брак, уже допускают возможность измены? Влияние СМИ, среды с ее размытыми представлениями о морали? Или убеждение, что если прошла любовь, то и нечего хранить верность и необходимо строить новые отношения?

Во многих странах, в том числе и в России, достаточным основанием для развода служит супружеская неверность. Мотив “измены” наблюдается чаще всего при расторжении молодых браков, что свидетельствует скорее о незрелости, легкомыслии супругов, о непонимании семейных ценностей и такого понятия как ”священность семейных уз”.

Существует мнение, что развод — вроде цунами, в котором никто не виноват, просто «так получилось». К счастью, одной из причин, тормозящей расставание супружеских пар, является наличие детей в семье. Треть россиян не приемлет развода, чтобы не наносить травму ребенку.

Таким образом, сравнение причин разводов в России по данным ВЦИОМ и данным проведенного мною анкетирования старшеклассников показало, что для подростков чувственно-эмоциональный аспект в семейных взаимоотношениях (наличие или отсутствие любви, измена), намного важнее, чем социальный (алкоголизм, отсутствие жилья).

29 стр., 14029 слов

Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей дошкольного возраста

... педагогическую, психологическую, методическую литературу по проблеме психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста, выделить ключевые понятия, определить их сущность и структуру. 2. Раскрыть особенности актуальных форм и методов работы с родителями ...

Это можно объяснить тем, что на детях непосредственно отражается негативная атмосфера семейных скандалов, выяснений отношений, какой ни была бы их причина, воспринимаются они как проявление отсутствия любви.

Глава 3. Влияние развода родителей на развитие ребенка

3.1 Развод родителей — тяжелая психологическая травма детей

Увеличение числа разводов приводит к тому, что многие супружеские пары и их дети глубоко переживают неблагополучие в семье, обычно сопутствующее разводу. Развод немедленно тяжело сказывается и на моральном состоянии детей. В статье 65 СК РФ об осуществлении родительских прав говорится: «Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию…» Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. (ред. от 30.11.2011г. N 363 ФЗ) Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/family/. В ходе проведения многих исследований происходит обратное: в результате развода, как показывает медицинская практика, ребенок получает психическую травму. При этом дети разного возраста реагируют на развод родителей, как правило, неодинаково. Дошкольники обычно чувствуют страх, неуверенность в себе и считают себя виноватыми в разводе своих родителей. Дети старшего возраста выражают свое раздражение более непосредственно. Большинство детей успокаиваются в течение года или двух лет после развода, хотя некоторые из них чувствуют себя несчастными и одинокими в течение 5 лет после развода или еще дольше, даже если родитель, с которым они живут, снова вступает в бракСмелзер Н.Д. Там же.

Эмоциональные проявления, связанные с разводом родителей, бывают у детей непосредственными (сиюминутными) и отдалёнными (пролонгированными).

Наиболее исследованы в мировой психологической практике реакции детей, наступающие сразу вслед за разводом.

По данным ученых, для большинства детей развод — тяжелая психологическая травма. В ряде исследований отмечается, что чем дольше мать и ребенок жили вместе между разводом и повторным браком, тем более разрушительным для ребенка должно быть смещение внимания матери к новому супругу или новому ребенку.

Воздействие развода на психику ребенка зависит от целого ряда факторов. Такие как, субъективное представление ребенка о счастье семьи непосредственно до развода; возраст ребенка и матери; степень выраженности негативных норм по отношению к разводу в той социальной группе, к которой принадлежит семья; способность оставшегося супруга справиться со своим беспокойством и обеспечить ребенку безопасное окружение.

В возрасте до 3-х лет развод оказывает на ребенка меньше влияния, чем в более старших возрастах.

Дети могут реагировать совершенно по-разному на надвигающийся развод. Некоторые дети остаются с раной на всю жизнь и чувствуют себя преданными, брошенными, отвергнутыми, а некоторые, не смотря на высокий уровень своих переживаний, проходят через это, свыкаются с этим и идут дальше. Проблема развода не затрагивает их глубинных качеств и тайных сторон души. Конечно же, самое главное в этом процессе это то, как родители сами развивают эту ситуацию. Так она отражается и на детях.

Вот некоторые из основных последствий, отражающихся на детской психике во время разводов:

14 стр., 6710 слов

Теоретическое обоснование организации работы логопеда с родителями детей с ОНР

... практике технологию организации взаимодействия логопеда с родителями детей с ОНР. Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, одной главы, трех параграфов, выводов, списка использованной литературы. Глава 1.Теорететическое обоснование организации работы логопеда с родителями детей с ОН 1.1 Сущность ...

  • Дети считают, что их больше не любят родители, появляется чувство брошенности и запустения, данное чувство может перейти в желание ухода из дома;
  • В результате невозможности помирить родителей и сделать что-то для сохранения семьи дети чувствуют свою беспомощность и своё бессилие;
  • Дети злятся.

Беспомощность, тревога, разочарование — может выливаться в неприкрытые приступы агрессии как в сторону одного родителя (виновника ситуации), так и обоих;

  • Дети винят себя, полагая, что это они что-то сказали или сделали не так, и что именно их какой-то поступок привел родителей к разрыву;

— Дети во время развода родителей переживают боль и скорбь сравнимую по силе только со скорбью о смерти. Боль может вылиться в замкнутость, частую уединенность в собственной комнате, курении, наркомании, насилии и даже суицидеПоследствия разводов для детей. [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: .

Среди мною опрошенных старшеклассников пятая часть пережили развод родителей, при этом большинство (60%) в раннем детском возрасте — в 2 — 3 года, треть опрошенных (30%) — в 4 — 6 лет, 10% — старше 6 лет (Диаграмма 5).

Как отмечают респонденты, большинство родителей (70%) ссорились при ребенке, поэтому было ясно без предупреждений, что все закончится печально (Диаграмма 6).

Те дети, которые во время развода были еще маленькими, естественно, не пытались его предотвратить. Дети, переживавшие этот тяжелый период в старшем возрасте, стремились примирить родителей, уговаривали их не разводиться (Диаграмма 7).

Поэтому реакция этих детей на все-таки состоявшееся расторжение брака была болезненной.

Многие дети, видя переживания старших, принимают решение о том, что они должны заботиться о своих разведенных родителях. Дети с неподдельной искренностью очень сопереживают своим маме и папе и стараются быть всё время рядом, заботиться, разговаривать, проявлять ласку и внимание. Это очень важно для ребенка, и в такие моменты его ни в коем случае нельзя отталкивать или прогонять. Если у ребенка не получается помирить родителей, то его внимание чаще всего проецируется на «пострадавшем», то есть на родителе, который переживает больше всего. Детское сердце очень маленькое, но боль, которую оно способно пережить, к сожалению, часто непонятна взрослым.

3.2 Отражение последствий развода родителей на дальнейшей жизни ребенка

В Статье 55 СК РФ говорится: «Ребенок имеет право на общение с обоими родителями… Расторжение брака родителей, признание его не действительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка…» Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. (ред. от 30.11.2011г. N 363 ФЗ) Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/family/. Преобладающая часть детей разведённых супругов, традиционно, остаётся с матерью в качестве опекающего родителя. Международная практика разработала понятийный аппарат для определения отдельных элементов в прошлом единой семьи. Так, оставшийся после распада семейной группы осколок «мать + ребёнок» носит наименование материнская семья. Второй родитель, вышедший из состава «родители + ребёнок», теперь называется приходящий отец. Ребёнок независимо от его воли и сознания поставлен перед необходимостью строить свои отношения в параллельном режиме отдельно с матерью и отцом.

6 стр., 2653 слов

Проблемы коррекции психики детей, переживших развод родителей

... эмоциональные и другие нарушения. К сожалению, в отечественной науке про-блемы детей и родителей в ситуации развода рассматрива-ются, как правило, отдельно. Признавая определенные позитивные моменты развода для супругов, ученые немало трудов посвящают ...

Отношения с матерью, осуществляющей функцию опеки, складываются у ребёнка неоднозначно. Для смягчения стресса развода здесь в первую очередь необходима мудрая воспитательная позиция матери, которая должна выбрать в качестве первостепенной цели — ответственность за полноценное развитие личности ребёнка. Если визиты отца (или к отцу) приобретают для ребёнка праздничную окраску, становятся символом удовольствия, то мать представляется ему олицетворением повседневной скучной жизни, с ее требованиями дисциплины, выполнения обязанностей и применением мер наказания.

Мудрость матери в этом случае состоит в том, чтобы, критически осмыслив ситуацию, строить отношения с отцом ребёнка на принципах сохранения «дипломатических контактов» независимо оттого, кто из супругов является инициатором развода.

В целом все исследователи, занимающиеся детьми после развода, приходят к выводу: ограничить негативное воздействие развода на детей можно лишь в том случае, если бывшие супруги целенаправленно создают условия для общения ребёнка с обоими родителями.

Нужно отметить развитие негативных тенденций в характере и поведении детей, отцы которых, покинув семью, не заботятся о них и не общаются с ними. Среди мною опрошенных один человек из десяти испытал депрессию в связи с разводом родителей, трое отмечают отрицательное влияние развода родителей на личную жизнь (Диаграмма 8).

Психологи объясняют это тем, что такие дети чувствуют себя никому не нужными, нелюбимыми, заметно отстают от остальных сверстников в самооценке и социальной зрелости.

Психологи обращают особое внимание на повышенную уязвимость мальчиков в неполной семье и наличие у них дополнительных причин для тревожности. В связи с отсутствием в неполной семье мужского эталона идентификации одинокая мать пытается компенсировать сыну этот недостаток изменением своей родительской роли. Однако женщина не в состоянии совмещать материнскую функцию любви, терпимости и теплоты с отцовской, основанной на мужской строгости, требовательности и авторитарности. В результате мальчик лишается не только отца, но и частично матери. На основании этого можно придти к следующим неутешительным выводам: эмоциональное состояние мальчиков в неполной семье хуже, чем у девочек, так как связано с ощущением личностной изоляции. Мальчики в неполной семье чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении, чем девочки или дети из полных семей Бельковец С.М. Там же.

Завершая главу о влиянии развода на психологическое развитие ребёнка, можно сделать следующие выводы. Психологи говорят, что у детей разведённых родителей чаще, чем у детей из полных семей появляются разные психологические проблемы. Но я считаю, что подобных угроз в будущем возможно избежать, если окружать детей заботой, вниманием и в семье, и в школе, где таких детей необходимо «держать на особом контроле», вовлекая в классные или школьные дела, не давая замкнуться, предоставляя возможности для самореализации. Таким образом, отдалённые последствия развода родителей могут сказаться и на взрослой жизни человека, в детстве пережившего развод родителей, если он остается переживать свою драму в одиночестве, забытый не только родителями, но и друзьями, учителями, одноклассниками.

Заключение

развод ребенок психологический

Многие эксперты говорят о кризисе института семьи, утрате значимости семейных ценностей среди значительного числа россиян, особенно молодежи. Однако опросы, проводимые ВЦИОМ, свидетельствуют скорее об обратном. В структуре жизненных ценностей подавляющего большинства опрошенных ценность семьи, дома, уюта занимают лидирующую позицию. Примечательно, что это во многом характерно и для российской молодежи.

51 стр., 25455 слов

Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста

... анкетирование; математические методы; сравнительный анализ. Базой исследования являлась: старшая группа «Пчелки» МДОУ № 25 г. Орла (10 детей). Глава I. Общее понятие об агрессивном поведении дошкольников в психологии Признаки агрессивного ...

В то же время, результаты многолетних исследований ВЦИОМ позволяют говорить о трансформации института семьи и брака в современном российском обществе. Изменения касаются практически всех аспектов и сторон семейной жизни, в частности, наблюдается рост разводов. Как массовое явление разводы играют преимущественно негативную роль и в изменении рождаемости, и в воспитании детей. И хотя государство создает правовую базу, принимает меры по защите семьи и прав детей, статистика разводов по-прежнему остается неутешительной.

Изучение причин разводов по данным ВЦИОМ, респондентами которого являются, как правило, взрослые, и по данным проведенного мною анкетирования старшеклассников, показало, что для подростков чувственно-эмоциональный аспект в семейных взаимоотношениях (наличие или отсутствие любви, измена), намного важнее, чем социальный (алкоголизм, отсутствие жилья).

Это можно объяснить тем, что на детях непосредственно отражается негативная атмосфера семейных скандалов, выяснений отношений, какой ни была бы их причина, воспринимаются они как проявление отсутствия любви.

Психологи предупреждают, что во время бракоразводного процесса детская психика и ранимая душа требует большого внимания к себе, понимания и чуткости. После развода родителей дети чувствуют потерю стабильности и безопасности, они могут замыкаться в себе, у них чаще, чем у детей из полных семей, появляются психологические проблемы: наличие низкой самооценки, негативное отношение к своим родителям, вплоть до проявления склонности к самоубийству. В будущем они чаще, чем дети из полных семей, сами разрывают супружеские отношения.

Но я, изучив работы социологов, психологов по проблеме преодоления последствий разводов доля детей, проанализировав результаты анкетирования старшеклассников, переживших развод своих родителей, считаю, что подобных угроз в будущем ребенок может избежать, если, во-первых, бывшие супруги целенаправленно будут создавать условия для его общения с обоими родителями; во-вторых, он будет продолжать жить в том же доме, учиться в той же школе и общаться с теми же друзьями; в-третьих, будет окружен заботой, вниманием и в семье, и в школе, где будет вовлекаться и в классные и в школьные дела, где ему не дадут замкнуться, предоставляя возможности для самореализации. В этом случае он переживет развод с меньшей тревожностью, получит возможность быстрее и менее болезненно приспособиться к новым жизненным реалиям.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/vliyanie-razvoda-na-razvitie-lichnosti-rebenka/

1. Конституция РФ

2. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. (ред. от 30.11.2011г. N 363 ФЗ)

3. Национальная программа демографического развития России на период 2006-2015 гг.

4. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей.

5. Новейший философский словарь: 2-е издание, переработ. и дополн.. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001. — 1280 с. — (Мир энциклопедий).

42 стр., 20695 слов

Социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшихся в трудной ...

... сопровождения детей в образовательных организациях (М.Р. Битянова, И.А. Липский, Е.И. Казакова, др.); педагогические подходы в организации социально-педагогического сопровождения детей ... анкетирование, тестирование. ... результатов реализации технологии сопровождения и определение перспектив. Такой анализ важен на перспективу сопровождения ребёнка. Эффективность социально-педагогического сопровождения ...

Приложение

Рис.1. Демографические показатели, %

Диаграмма 1. Результаты анкетирования старшеклассников

Диаграмма 2. Всероссийский опрос ВЦИОМ. Причины разводов

Диаграмма 3. Ранжирование причин разводов по результатам анкетирования старшеклассников.

Диаграмма 4. Результаты анкетирования старшеклассников.

Диаграмма 5. Результаты анкетирования старшеклассников

Диаграмма 6. Результаты анкетирования старшеклассников

Диаграмма 7. Результаты анкетирования старшеклассников

Диаграмма 8. Результаты анкетирования старшеклассников