Консультирование родителей и детей младшего школьного возраста

В психолого-педагогическом консультировании очень важно, чтобы сам психолог-консультант имел педагогическое образование и достаточно хорошо ориентировался в теории и практике педагогики. Необходим также и собственный опыт по обучению и воспитанию детей, желательно – разного возраста. Но и этого для успешного проведения психолого-педагогического консультирования недостаточно. В отличие от обычного педагога, ученого-психолога или преподавателя, консультант-психолог не имеет права открыто проявлять отрицательные реакции на поведение клиента и внешне демонстрировать ему свое отношение. Это правило действует даже том случае, если клиент явно нарушает принятые нормы педагогической этики или морали [17, с. 24].

Обсуждая выше этические нормы поведения психолога-консультанта, мы можем сказать о том, что он не имеет права проявлять свой негативизм по отношению к клиенту. Это в особенности касается подростков и их родителей, которые могут обращаться в психологическую консультацию. Их поведение по отношению к психологу-консультанту далеко не всегда является педагогически безупречным и выдержанным.

При консультировании по психолого-педагогическим вопросам следует также иметь в виду, что полностью и добросовестно выполнять рекомендации психолога-консультанта не всегда будут именно те люди, кого они касаются и кому персонально на самом деле адресуются. Например, родителям часто приходится давать рекомендации, которые на самом деле касаются их детей, а детям – советы, которые больше относятся к поведению их родителей (возможные реакции взрослых людей на педагогически неадекватное поведение их родителей по отношению к ним).

Это обстоятельство следует принимать во внимание [17, с. 24].

Для делового консультирования лучше всего подходит деловая обстановка, в которой проводится работа психолога-консультанта с клиентом, а также деловой характер взаимоотношений между ними. Это, в частности, означает

Во-первых, такое консультирование лучше всего проводить непосредственно на рабочем месте клиента и в привычной для него деловой обстановке. Тогда ему легче будет понять и практически выполнить, здесь и теперь, рекомендации, полученные от психолога-консультанта. Самому же консультанту нахождение в обычной деловой атмосфере вместе с клиентом поможет лучше разобраться в сути проблемы, волнующей клиента, и найти наиболее правильное ее решение.

9 стр., 4336 слов

Личностные особенности психолога-консультанта

... личности, психолог обязательно будет опираться на знания социально - психологической особенности классного коллектива и малых групп. Следует подчеркнуть особо отношение психолога с пациентами. Общение психолога ... потребителя, изучение политического имиджа и пути его конструирования, вместе с психологами и социологами. 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГУ-КОНСУЛЬТАНТУ Было проведено исследование ...

Во-вторых, в практике проведения делового консультирования сам психолог-консультант должен вести себя как деловой человек. Тогда клиент сможет многому научиться на его личном примере.

В-третьих, деловое поведение психолога-консультанта, несомненно, повысит доверие к нему со стороны клиента, который сам является деловым человеком и ценит соответствующие качества у других людей.

Наконец, в-четвертых, деловой подход к проведению психологического консультирования означает, что еще до начала консультации с клиентом должны быть полностью оговорены ее условия: время, место, ожидаемые результаты, стоимость и т.п. [17, с. 26]

1.2. Особенности консультирования родителей учащихся

Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации пробной работы с педагогами, может быть организованно, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой – инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьных проблемах ребёнка. Так же целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьёзных психологических проблем ребёнка либо в связи с серьёзными эмоциональными переживаниями и событиями в семье [19].

Основные этапы индивидуальной консультативной работы

1. Работа с конкретным индивидуальным случаем – довольно трудоёмкий процесс, требующий определённой организации. Таким образом, для квалифицированного решения проблемы необходимо собрать и проанализировать информацию по следующим разделам. Информация об истории развития ребёнка и состояние его здоровья (беседа с родителями по поводу истории развития ребёнка может происходить в форме полу стандартизированного интервью).

2. Сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растёт ребёнок, и характере его общения и взаимоотношений со значимыми лицами (семья, коллектив сверстников в классе и др.) Для получения этой информации дополнительно к выше приведённым методикам целесообразно использовать Опросник АСВ Эйдемиллера-Юстицкого, методику Рене жиля, «Два дома», пробы на совместную деятельность, рисунок семьи и другие.

3. Особенности поведения и деятельность ребёнка в различных ситуациях. Для изучения особенностей поведения и деятельности ребёнка в ситуации обследования целесообразно применять схему наблюдения.

4. Дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребёнка. Методические средства и приёмы, используемые для получения такого рода информации весьма разнообразны. Их выбор зависит от специфики проблемы, возраста ребёнка др. Главное – это должен быть комплекс методик, системно определяющий психологический статус ребёнка [16].

Общая характеристика беседы с родителями в процессе консультирования

В процессе консультирования психолог контактирует с родителями (хотя это может быть и учитель) несколько раз: в ходе бесед по установлению истории развития ребёнка, в ходе обследования ребёнка и родителя на предмет специфики их взаимоотношений, в ходе беседы по результатам обследования, на коррекционных занятиях (родительские группы, тренинг родительской уверенности).

6 стр., 2548 слов

Психологическая помощь детям с поврежденным психическим развитием

... время приобретения дефекта, его клиникопсихологическую структуру и его динамику. При поврежденном психическом развитии ребенок приобретает дефект не раньше 2,53 лет, когда основные функциональные ... время приобретения дефекта, его клиникопсихологическую структуру и его динамику. При поврежденном психическом развитии ребенок приобретает дефект не раньше 2,53 лет, когда основные функциональные ...

Каждая встреча психолога с лицами, обратившимися с запросом, имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребёнка, его личности в целом.

Предпосылками успешного результата консультирования являются следующие действия психолога, а процессе проведения бесед во время первых встреч:

  • умение психолога создать доверительные, откровенные отношения с родителями (или другими обратившимися за помощью лицами), умение проявить эмпатию, показать свое отношение к родителям как к людям, искренне заинтересованным в устранении трудностей ребёнка;
  • обсуждение целей и задач консультирования, то есть введение клиента а ситуацию предстоящего консультирования, ориентация в общей схеме консультативной работы;
  • формирование у клиента установки на совместный и разносторонний анализ проблем ребёнка;
  • предупреждение клиента о возможных трудностях, осложнениях и препятствиях в процессе поиска форм психологической помощи, а затем и в ходе её реализации;
  • снятие установки на ожидание немедленных результатов [15].

Беседа, проводимая психологом по итогам изучения случая, преследует несколько целей:

  • подробное обсуждение общего состояния психического развития ребёнка, а так же характера, степени и причин выявленных трудностей, условно-вариативного прогноза его дальнейшего развития;
  • совместную разработку системы конкретных мер помощи или специальной коррекционной программы;
  • обсуждение проблем родителей, связанных с ребёнком, их отношения к его трудностям;
  • планирование последующих встреч или разъяснение необходимости консультаций у специалистов другого профиля (в случае необходимости).

В зависимости от особенностей конкретного случая заключительная беседа консультанта с родителями может строиться по-разному, однако чаще всего в ней выделяются 4 основных этапа. При этом желательно вести беседу одновременно с обоими родителями, так как это помогает получить более объективную и разностороннюю картину жизни ребёнка и, кроме того, позволяет им почувствовать общую ответственность за судьбу ребёнка [14].

В начале беседы нужно побудить у родителей к свободному и откровенному обсуждению проблем ребёнка, актуализации наиболее волнующих их вопросов. Необходимо также коснуться их представлений о причинах трудностей ребёнка и средствах их разрешения, помощи, выяснить их мнение о том, какие цели можно ставить перед ребёнком, на какое будущее его ориентировать. На втором этапе беседы предполагается сообщение и разъяснение психологом результатов психологического обследования, а также их совместное обсуждение. Конкретные данные и иллюстрации из материалов обследования, демонстрируется психологом, обычно помогают родителям составить более верное представление о характере и степени трудностей ребёнка. Необходимо стремиться к выработке у родителей реалистического представления о трудностях ребёнка. После того (на третьем этапе) обсуждается специальная программа действий и конкретные формы реализации предложенных рекомендаций. Наконец, в заключение беседы обсуждается то, как изменилось отношение родителей к проблемам ребёнка, планируются последующие встречи. В процессе беседы важно проявить теплоту, внимание, уважение. Критерием оценки эффективности беседы служит то, могут ли родители достаточно уверенно действовать на основе тех сведений и рекомендаций, которые они получили от консультанта.

22 стр., 10779 слов

Социально-педагогическое консультирование

... Разработать и апробировать программу социально-педагогического консультирования с неблагополучными семьями в условиях средней общеобразовательной школы; Провести анализ опытно-экспериментальной работы. Гипотеза исследования: Повышение ... семью "как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой социальной группы, члены которой связаны брачными ...

Беседу родителям рекомендуется проводить в форме свободного либо полустандартизированного вида, выбор управляемого или неуправляемого вариантов и т.д. [14]

Целесообразно проводить максимально подробное обсуждение конкретных результатов, полученных в ходе обследования ребёнка, часто это придаёт большую убедительность вывода консультанта; родителям полезно иметь на руках психологическое заключение, написанное ясным, понятным языком, или, по крайней мере, самим записать со слов психолога выводы и рекомендации, так как это помогает им в дальнейшем обдумывать результаты консультации, искать конкретные меры помощи, исходя из зафиксированных выводов, проверять их правильность в ходе анализа дальнейшего развития ребёнка.

Одним из принципов работы возрастного психолога консультанта является принцип отстаивания интересов ребёнка. Однако представления об этих интересах и о том, как отстаивать, существенно различаются у разных консультантов психологов. Эти различия отражаются в методах и предмете их работы.

Если исходить из устоявшегося в практике семейного консультирования а оно на сегодняшний день наиболее развито – деления всех случаев обращения в консультацию на собственно семейные проблемы и проблемы родительско-детских отношений, то в области родительско-детских отношений существуют три направления, три способа работы:

  • повышение социально-психологической компетенции родителей, обучение навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций, улучшение стиля родительского поведения, общей воспитательной осведомлённости и т.п.;
  • работа с семьёй как целым с точки зрения как диагностики внутрисемейной ситуации, так и коррекции и терапии;
  • работа преимущественно с ребёнком [30].

Было бы наивно полагать, что какое-то из этих трёх направлений работы не реализует принципа соблюдения интересов ребёнка. И возрастной психолог консультант работает отнюдь не только в третьем модусе. Однако одним из организационных принципов его работы является отказ от консультирования родителей без обследования ребёнка. Таким образом, процедура консультирования родительско-детских отношений в возрастно-психологической консультации всегда включает в себя достаточно подробное психодиагностическое обследование ребёнка, а не только его межличностных отношений и тем более не только этих отношений глазами родителей. В ряде случаев бывает необходимым провести и психологическое обследование родителей.

Выводы по главе 1

1. Психологическое консультирование — непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа; суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач. Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития.

3 стр., 1466 слов

Особенности работы педагога-психолога с семьёй

... строить взаимодействие необходимо. Можно привести немало примеров, когда вмешательство психолога, проведенная беседа с ребёнком, консультация для родителей приносили безусловную пользу. Эффективная работа психолога с семьёй становилась предпосылкой к формированию нового отношения родителей, способного ...

2. Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей. Цель представлена в более конкретных задачах: согласование действий родителей и психолога по адаптации ребенка к школе, к новой социальной роли детей-школьников; сотрудничество в формировании положительной мотивации учения у детей; совместное формирование ценностных ориентации в сфере науки, искусства профессиональных интересов; выявление одаренности и развитие способностей ребенка; совместное предупреждение асоциального поведения детей. Цель и задачи работы психолога с родителями связаны с насущными проблемами школы.

3. При взаимодействии с родителями психолог соблюдает принципы доброжелательности и уважения к родителям и их детям, логичности, доступности конфиденциальности. Можно выделить три основных направления работы, представляющих собой логично выстроенную систему: 1. Диагностика семьи, 2. Консультирование семьи, 3. Просвещение родителей.

4. Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать, ориентируясь на интуицию. Необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе переменам в образовании. Поэтому психолог занимается изучением семьи, применяя разнообразные методы: наблюдение, беседу, анкетирована тестирование. Помимо специально организованного процесса диагностирования необходимо учитывать естественное, опосредованное наблюдение.

5. Психолого-педагогическое консультирование родителей может быть организовано, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой — по инициативе психолога.

Глава 2. Особенности консультирования родителей и детей младшего школьного возраста

2.1. Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников с проблемами дезадаптации ребенка в системе школьного обучения

Младший школьный возраст — период всплеска родительских запросов на консультацию у специалиста, считает О.Г. Прохорова. В первую очередь он связан с проблемами дезадаптации ребенка в системе школьного обучения. И хотя в первом классе ребенку могут не выставлять оценки, не давать задание на дом, родитель остро ощущает, что радость первых дней пребывания ребенка в школе быстро сменилась нежеланием идти в класс. Помочь родителям разобраться, почему так случилось — задача специалиста. Причины школьной неуспешности на начальных этапах обучения имеют как биологический, так и социальный характер [21, с.213].

К биологическим причинам можно отнести:

  • низкий темп психической активности (корковая незрелость);