Особенности работы педагога-психолога с семьёй

В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. По мнению ученых, в настоящее время всё чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционально неустойчивые. У детей нередко наблюдаются самые разные варианты личностной акцентуации: импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, а также повышенная ранимость, избыточная эмоциональная чувствительность, застенчивость, замкнутость и т.д.

Исследования показывают, что современные родители, не только родители детей неблагополучных групп или групп риска, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены или фрустрированы.

Быть сегодня родителями труднее, чем когда-либо прежде. Сегодня большой педагогический опыт позволяет утверждать, что нет проблемы детей, а существует лишь проблема родителей. Обстановка в которой живет, растет и формируется ребенок, в наши дни существенно отличается от той, что была несколько десятилетий назад. Если прежде влияние родителей на ребёнка было исключительным, то сегодня видеопродукции, компьютерные игры, передачи некоторых средств массовой информации нередко целиком заменяют родителей и приносят такие результаты, которые не всегда удается предугадать или исправить. Исходя из этого, многие родители хотят научиться лучше воспитывать, своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами, показать каким образом можно повысить самооценку ребёнку, дать ему возможности для личностного роста, научить лучше чувствовать и пронимать своего ребенка, открыто и честно строить взаимодействие необходимо.

Можно привести немало примеров, когда вмешательство психолога, проведенная беседа с ребёнком, консультация для родителей приносили безусловную пользу. Эффективная работа психолога с семьёй становилась предпосылкой к формированию нового отношения родителей, способного улучшить какое-то качество личности или его свойство, облегчить адаптацию ребёнка к учебному процессу или смягчить сложные семейные условия.

Таким образом, настоятельно требуется воспитание психологической культуры, грамотности – психологическое просвещение родителей через различные формы работы психолога с ними.

Общетеоретические и практические вопросы психологического просвещения родителей разрабатывались А.Ю. Монаховой, М.Р. Битяновой, Р.В. Овчаровой, Н.В. Самоукиной, М.Ю. Чибисовой, Н.В. Пилипко, Ю. Хямяляйнен и многими другими. При этом вполне логично, что многие авторы данный вопрос анализируют как часть общей проблемы в работе с семьёй.

2 стр., 543 слов

Реферат я психолог

... родителей. психологом педагога-психолога для меня способ самовыражения; занятие, которое приносит чувство собственной значимости и удовлетворенности от выполненной работы; профессия, которая, позволила изменить взгляд на многие ... в мир прекрасного, только увлеченный психолог может заинтересовать родителей и педагогов и помочь в решении жизненно важных проблем. Я стараясь соответствовать всем этим ...

Актуальность психологического просвещения родителей повышается в связи с новыми социальными требованиями к системе образования, которые были определены в Федеральной программе развития образования на 2000-2005 гг. и конкретизированы в Концепции модернизации Российского образования.

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Поднятие престижа семьи возведено в ранг государственной политики.

«В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Однако, как свидетельствует практика, многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру. Работу с родительской общественностью, таким образом, следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новой для системы сопровождения форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов» [8, С.10-14].

Образовательные процессы повышения компетентности родителей в учебных заведениях идут. Социальный заказ на такую работу очевиден, однако задача образования родителей пока не признана обществом как фактор первостепенной важности.

Все мы только выиграем от того, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребёнка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с учебным заведением. Учителя, психологи, дети и родители могут научиться лучше понимать друг друга и помочь друг другу почувствовать себя сильнее и лучше.

Таким образом, необходимость психологического просвещения как никогда целесообразна в наше время. Особо это касается образовательных учреждений, где наличие психолога уже является нормой.

Во-вторых, психологическое просвещение родителей играет важную роль в обеспечении процесса гармоничного развития личности в период нахождения ребёнка в образовательном учреждении и поэтому, необходима система в работе с родителями и разработка специальных программ психологического просвещения.

Работа с родителями по психологическому просвещению является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.

Осознавая важность и сложность работы с семьёй мы определили цель настоящей работы – изучение особенностей работы педагога-психолога в психологическом просвещении родителей.

18 стр., 8590 слов

Выпускная работа КУЛЬТУРА РЕЧИ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЕГО УСПЕШНОЙ ...

... с учениками, родителями, коллегами, администрацией, грамотно составлять текст документа, успешно вести переговоры. Именно поэтому предъявляются повышенные требования к их речевой деятельности. Ведь современный педагог должен считать речевую культуру (наряду ...

Объект исследования – направление работы педагога-психолога по психологическому просвещению родителей и методика его реализации.

Предмет исследования – формы и методы психологического просвещения родителей.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Познакомиться с литературой (психологической, педагогической, методической) по просвещению родителей.

2. Изучить основные психологические концепции воспитания родителей.

3. Определить цели и задачи работы психолога с родителями.

4. Выявить трудности и проблемы в работе с родителями.

5. Определить содержание, формы и методы работы в психологическом просвещении родителей.

Глава 1

Особенности работы педагога-психолога с семьей

1.1. Цели и задачи работы педагога-психолога с родителям

Вопрос о задачах и значении работы школьного психолога с родителями чрезвычайно дискуссионный. Существует множество мнений, в том числе и полярно противоположных. На одном полюсе – работа с родителями как основное направление деятельности школьного психолога. Аргумент очень понятный и практически неоспоримый: большая часть проблем школьника – родом из семьи, её климата, стиля взаимоотношений и т.д., поэтому невозможно решать школьные проблемы без активного переструктурирования семейных отношений. Причем, не только в части детско-родительских отношений, но и супружеских, родственных и прочее. На другом полюсе – семья юридически и этически «закрыта» для школы. Школьный психолог не имеет права вмешиваться в семейную ситуацию. Большинство школьных ситуаций должно решаться без вмешательства родителей, силами педагогов, психолога и самого школьника[1. С.57].

Цели и задачи работы педагога-психолога с родителями формируются на основе Положения о психологической службе в системе образования и зависят от

  • общей и профессиональной подготовленности психолога;
  • особенностей родителей (образования, степени заинтересованности в воспитании ребёнка, материального положения и многих других);
  • отношения администрации к формированию единого образовательного пространства в школе, объединяющего усилия педагогов, психолога, родителей, администрации и детей.

Основная идея организации работы с родителями заключается в следующем: помочь развитию личности ребёнка и родителей путем снятия ограничений и освобождения потенциала. Эта идея изменения выражается в различных терминах: развитие, рост, актуализация, интеграция и в целом представляет собой «некий общепризнанный ценностный конструкт, отражающий реинтеграцию личностного «Я» на основе нового опыта и готовности к восприятию нового опыта» (А.Ф. Бондаренко).

Фактически речь идет о воздействии на те или иные составляющие самосознания, которое осуществляется даже в тех случаях, когда подобная задача является второстепенной.

Создавая свою модель работы педагога-психолога в образовательном учреждении, М.Р. Битянова постаралась найти компромисс между крайними позициями. То есть, цель различных форм деятельности психолога по отношению к родителям (просвещение, консультирование) – это создание социально-психологических условий для привлечения семьи (родителей) к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения. В первую очередь это необходимо при решении возникающих проблем. Целью деятельности, таким образом, является создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка. При этом последовательно реализуется принцип невмешательства школьного психолога в семейную ситуацию[1.С.57].

12 стр., 5695 слов

Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне

... непосредственно исследуется основная тема курсовой работы, раскрываются причины, по которым семья попадает в группу риска, особенности работы социального педагога с этими семьями в микрорайоне. В третьей главе разработан вариант работы с семьями из группы ...

Таким образом, через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, детей, учителей и психолога мы можем эффективнее решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.

Что же для этого необходимо? А.Ю.Монахова считает, чтобы как можно больше родителей стали настоящими партнерами школы в деле воспитания детей нужно:

  • верить в важность и необходимость совместных действий, поднимать авторитет семьи;
  • воспринимать ошибки в воспитании, как создание новых возможностей для развития;
  • учитывать интересы родителей;
  • опираться на жизненный опыт родителей;
  • отказаться от модели «тушения пожара в семье», когда проблема носит явно выраженный или хуже того – хронический характер, ориентироваться на профилактическую работу;
  • обращаться к ресурсам семьи, не концентрироваться на её недостатках;
  • верить, что любая семья имеет сильные стороны[1.

С.9].

А к предпосылкам организации работы с родителями, она относит:

  • поддержку со стороны руководства;
  • сотрудничество с классными руководителями;
  • мотивацию родителей;
  • умение вовлечь в работу родителей для достижения согласованных целей;
  • хороший контакт и эффективное взаимодействие с родителями;
  • инновационный климат в работе, который допускал бы свободу действий, инициативу, свободное высказывание идей, возможность экспериментирования и творчества[1.

С.9].

Все перечисленные предпосылки, от которых зависит динамика взаимодействия с семьей, тесно связаны.

1.2. Трудности и проблемы, возникающие в работе с родителями

В наши дни психолог в школе из явления экзотического становится почти привычным, он все активнее встраивается в повседневную жизнь школы. К привычным формам его работы добавляются уроки психологии, предметные психологические недели, психологические проекты. Психолог сотрудничает с учителями, представителями администрации, родителями. Но если педагоги и администрация – это коллеги, с которыми можно общаться в школе, то родители – особая категория. Работа с родителями, при всей её нужности и важности, не является массовой, это прежде всего работа по запросу. Однако, родители далеко не всегда осознают необходимость внешней помощи со стороны специалистов в решении вопросов, связанных с воспитанием детей. Поэтому в работе психолога с данной категорией участников образовательного процесса возникают трудности и проблемы[20.С.5].