Курсовая работа технология социальной работы с алкозависимыми

Курсовая работа

Тема данной работы «Социально-педагогическое сопровождение детей алкозависимых родителей».

Актуальность данной работы предопределена необходимостью личностной и социальной адаптации детей, родители которых употребляют спиртное, тем самым, мешая собственным детям полноценно развиваться, получать образование, жить счастливой жизнью. Поддержка таких детей, сопровождение, помощь в их реабилитации, успешном эмоциональном и умственном развитии заключается в непрерывном создании совокупности методик, методов, средств, форм и контроля социально педагогической деятельности. Разработка технологии адаптации детей из неблагополучных семей (а все пьющие семьи без исключения можно отнести к неблагополучным) очень актуальна, так как она является совокупностью методов и приемов практической социально педагогической деятельности, характеризующейся рациональной и целесообразной последовательностью действий и применением социального инструмента социальным педагогом. Создание оптимальных условий для успешного развития ребенка из неблагополучной семьи, а также функционирование самой этой семьи является одной из важнейших социальных задач. Наметившийся в нашей стране процесс гуманизации общественных отношений должен определить новые, самостоятельные направления социальной помощи и поддержки семей, попавших или хронически находящихся в трудном положении, опасном в первую очередь для детей, рожденных или воспитывающихся в столь сложных условиях, а также для самой семьи и для общества в целом.

Однако сегодня проявляется четко выраженная тенденция к «исключению» неблагополучных семей из общего приспособительного контекста, приобретающему особое содержание в условиях экономической нестабильности, дезинтеграции социальных институтов и систем. Объяснить такую ситуацию можно ростом числа таких семей, неудовлетворительным функционированием системы их социальной защиты и поддержки. К семьям алкоголиков предпочитают применять меры административного воздействия, или полагаются на правоохранительные органы, журналистов или общественность, работа с этими семьями и их детьми которых носит в лучшем случае эпизодический, но не систематический характер и выражается в виде рейдов, проверок, показательных благотворительных акций.

Проблема семейного алкоголизма в настоящее время вызывает особую тревогу. В первую очередь от злоупотребления спиртным страдают дети. Негативные последствия имеет зачатие в состоянии опьянения, прием алкоголя матерью во время беременности — все это приводит к разнообразным дефектам развития многих органов и систем организма ребенка. Особенно часто отмечаются нарушения центральной нервной системы. Кроме того, при семейном алкоголизме умственная отсталость нередко сочетается с тяжелыми нарушениями внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы.

16 стр., 7548 слов

Семья как социальный институт формирования личности ребенка

... Семья как социальный институт формирования личности ребенка 1.1 Роль семьи в воспитании ребенка Важнейшая социальная функция семьи -- воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. ... социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, ...

Неблагоприятное влияние алкоголизма родителей на детей не исчерпывается отклонениями на биологическом уровне. Семейный алкоголизм формирует комплекс отрицательных макросоциальных влияний на ребенка. Поэтому даже в случае, когда созревание организма происходит относительно благополучно, со всей остротой встает проблема социальной дезадаптации таких детей. Эмоционально — поведенческие и личностные отклонения у детей, приобретенные в результате неправильного воспитания, затрудняют формирование нормальных межличностных отношений и социальной адаптации в целом.

В свою очередь, социальная дезадаптация является мощным неблагоприятным фактором, утяжеляющим личные и поведенческие нарушения. Она способствует формированию стойких психопатических состояний, асоциальных форм поведения. В связи с этим особую важность приобретает своевременная и целенаправленная работа с такими детьми. К сожалению, опыт показывает, что педагоги, как массовых школ, так и специализированных недостаточно осведомлены о специфических трудностях воспитания и обучения детей из алкогольных семей. Поэтому представляется необходимым более детальное изучение характерных нарушений психического и личностного развития детей алкоголиков с целью дальнейшего использования полученных результатов для улучшения методов коррекции и воспитания таких детей.

Предмет исследования: социальные и психологические проблемы детей алкозависимых родителей.

Объект исследования: дети из семей алкоголиков.

Цель: определить наиболее характерные социальные и психологические проблемы детей из семей алкоголиков и рассмотреть, как с учетом этих данных необходимо осуществлять социально-педагогическое сопровождение этой категории детей.

Задачи: 1) проанализировать литературу по проблемам алкоголизма родителей и их последствия на психологию ребенка.

2) разработать программу игровой коррекции нарушений развития свойств субъекта самосознания и общения у детей алкозависимых родителей.

1,200 руб.

Заключение

Алкоголизм сегодня является не только чисто медицинской, но и обще социальной проблемой современного общества. В значительной степени от злоупотребления взрослыми спиртным страдают дети. Это происходит вследствие того, что ситуация в семье, где один или оба родителя страдают алкоголизмом, травмирующее влияет на психику ребенка. В таких семьях полноценное воспитание и обучение детей не возможно: постоянные скандалы, негативное отношение к ребенку, включая прямое насилие, негативно влияет на его умственное и психофизическое развитие. Но даже если подобных отклонений в развитии удалось избежать, проблемой может стать проецирование ребенком модели семейных отношений его детства на свою будущую семейную жизнь. В частности, около 50 % алкоголиков росли в семьях, где хотя бы один из родителей страдал алкоголизмом.

13 стр., 6247 слов

Дети растущие в неполных семьях

... аукнется, так и откликнется». Процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован. Дети из неполных семей испытывают острую потребность в определенном социальном статусе, хотят иметь обоих родителей. При разрыве отношений, родители часто занимают противоположные позиции ...

Важным понятием, связанным с социально-педагогическим сопровождением таких детей, является понятие социальной реабилитации, что означает реализацию их способностей к действиям, поведению, общению в обществе, которое отвечало бы ожиданиям этого общества. Такая социальная реабилитация способна вернуть детям алкоголиков социальное достоинство.

Вопрос такой реабилитации является относительно новым в отечественной практике. Еще совсем недавно государство боролось исключительно с проблемой алкоголизма родителей. При этом в случае неспособности этих родителей осуществлять свои прямые семейные функции, детей передавали в специализированные детские дома и интернаты. Лишь в последнее время появилось понимание того, что работа с детьми алкоголиков должна носить комплексный характер.

1,200 руб.

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/tehnologiya-sotsialnoy-rabotyi-s-alkozavisimyimi/

1 Васильева Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., 2001.

2 Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. — М., 2002.

3 Н. А. Гусева. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Санкт-Петербург, 2005.

4 Ребенок из семьи алкоголика //Воспитание школьников. 1999, №1, с.32-33.

5 Работа школы с детьми группы риска //Воспитание школьников.2002, №7, с.21-28.

6 Социально-педагогическая поддержка школьника в трудной жизненной ситуации //Воспитание школьников.2005, №8, с.30-35.

7 Шульга Т. И., Спарниярд Х. Методика с детьми «группы риска». – М., 2001.

8 Божович Л. И. Проблема формирования личности. – М., Воронеж. 1995.

9 Горьковая И. А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков. // Обзор психиат. и мед. психол.,1994/3, с.47-54.

10 Теудер Ю. В., Сидоров П. И. Влияние семьи на отношение детей к потреблению спиртных напитков //Здравоохранение РФ. – 1993, №7, с. 16-19

11 Сборщикова К., Терентьева А. Развитие ребенка в алкогольной семье: возможности психокоррекции и реабилитации //Народное образование, 1999, №10, с. 8-11.

12 Папп П. Семейная терапия и ее парадоксы. — М., 1998.

13 Руководство по предупреждению насилия над детьми. Учебник для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов вузов. под ред. Н. К. Асановой. М., 1997.

14 Методика и технология работы социального педагога/ под ред. М. А. Галогузовой. – М.,2002.

15 Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. – М.,1997.

16 Дурасанова Т. проблема жестокого обращения с детьми // Социальное обеспечение, 2005, №8, с. 10-13.

17 Почему дети пьют? // Первое сентября. – 1997, №59

18 Антиалкогольное воспитание в семье. Под ред. Д. В. Колесова. – М., «Педагогика», 1990.

19 Защита прав ребенка в семье //Защити меня. 2004, №3, с. 38-40.

20 Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ/ В. Я. Пилиповского.- М., 1992.

21 Жестокое обращение с детьми/ Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал, и др. 1993.

22 Дементьева И. Ф. Неблагополучные семьи как социальная проблема // Семья в России, спецвыпуск.-2002.

10 стр., 4823 слов

Семья как социальный институт и социальная группа

... матери и ребенка. Необходимо проанализировать и оценить с научной точки зрения эффективность содержания и реализации этих проектов, чтобы сделать возможной своевременную корректировку принимаемых мер. Цель реферата заключается в изучении семьи как социального института и социальной группы ...

23 Евграфова И. Н. техника оказания социально-педагогической поддержки семье в трудной жизненной ситуации: методическое пособие. – М.: Педагогика, 2001.

24 Шульга Т. И., Олиференко Л. Я. Взаимодействие специалистов по работе с неблагополучной семьей. – М.: Слово. Симс, 1999.

25 Кусов А. Ф. Научно — методические подходы к решению проблемы социальной поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации // Семья в процессе развития. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 1999.

26 Барнз Д. Г. социальная работа с семьями в Англии: Пер с ан 1993г.

27 Леннер Б., Тюлефоре И. Психосоциальная помощь населению швед.1996г.

28 Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.:

Международная педакадемия, 1999.

29 Мастюкова Е.М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. — М.: Просвещение, 1989.

30 Соловников Т.И. Социально-психическая реабилитация. – М.: Прогресс. 1991.

31 Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. /Под ред. Лебединского В.В.. – М.: Просвещение. 1990.

32 Ярославцев И.В. Алкоголь и семья. – М.: Прогресс, 1993.

33 Рабочая книга социального педагога, Орел, 1995.

34.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. —

СПб.: Специальная литература, 1995.

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/tehnologiya-sotsialnoy-rabotyi-s-alkozavisimyimi/

35. Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной

помощи семье / Л. С. Алексеева и др. М.: Государственный НИИ семьи и

воспитания, 1999.

1,200 руб.