Курсовая Проблема личности в психологии и педагогике

Человек – самое непостижимое явление из всего существующего в мире и наиболее интересный предмет для себя самого. Он представляется существом многосторонним, многомерным и сложно организованным. Понимание сущности человеческой субъективности возможно только с позиций целостного, системного и историко-эволюционного подходов. В отечественной психологии традиционно утвердились три основные понятийные категории, отражающие три аспекта существования человека: «индивид», «личность», «индивидуальность».

Психология личности – это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности. Современная психология не может сегодня предложить единого, общепринятого определения личности. Причина этого кроется в сложности и разнообразии того явления, которое именуется понятием личности. Большое число различных концепций и гипотез о природе и механизмах развития личности объединены в основные теории личности. В психологии активно развиваются теории личности. Личность – одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. Реальность, которая описывается термином «личность», проявляется уже в этимологии. Словом «личность» (persona) первоначально обозначалась маска, надевавшаяся актером древнегреческого театра. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для каждого конкретного языка. В русском языке слово «личность» близко слову «личина», которое, согласно В.И. Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим. Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два основных смысла. Первый, наиболее очевидный смысл – несовпадение собственных характеристик человека с содержанием роли, которую он исполняет. Второй – социальная типичность исполняемой роли, ее открытость другим людям. Несмотря на то, что личность является центральной и обобщающей категорией психологии, единого определения этого понятия не выработано. Ни одно из множества определений личности, существующих в психологической науке, не может быть признано всеобъемлющим и бесспорным.

3 стр., 1304 слов

Личность и её социальные роли в обществе

... самого себя… проблемы личности- «теория личности имеет немаловажное значение в практической жизни общества». В современном мире проблема человеческой личности является одной из наиболее важных проблем. Это ... и совесть индивида!!!!!!!!!!!!!! ИМПУЛЬСЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В истории социальной мысли мы обнаруживаем три варианта решения проблемы взаимодействия личности с окружающей конкретно-исторической ...

Также одной из сложных и ключевых проблем, и педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное. Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов. Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие. Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

Ц елью курсовой работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний в области изучения проблемы личности в психологии и педагогике, а также развитие аналитических навыков, овладение элементами самостоятельной исследовательской работы.

Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)):

1) Изучить особенности личности в психологической науке;

2) Провести исследование профессиональных ценностных ориентаций в психологии личности как теоретических оснований;

3) Исследовать специфику педагогического подхода к личности;

4) Дать характеристику юридической педагогике, как особой области научного педагогического формирования личности;

5) Проанализировать индивидуально-психологические особенности личности в профессиональной деятельности сотрудников МЧС (постановка практической проблемы).

5 стр., 2238 слов

Методы исследования психологии управления

... анкетированию. Экспериментальные методы. Экспериментальные методы изучения профессиональной деятельности — исследования, организованные в ... специфика деятельности наблюдаемой группы, — воздействующие стимулы, — направление деятельности, — прогноз возможных отклонений в поведении субъектов ... опрос; интервью. Неэкспериментальные методы изучения психологии профессиональной деятельности считаются ...

Теоретической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью и непротиворечивостью его исходных теоретических положений, внутренней логикой исследования, применением надежных и апробированных методов, адекватных сущности изучаемого явления, а также поставленной цели и задачам исследования.

Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез.

Объект исследования – общественные отношения, связанные с характеристиками личности в психологии и педагогике.

Предмет исследования является деятельность и ценностные ориентации личности в психологии и педагогике.