История образования и воспитания в эпоху Средних веков

Курсовая работа

Культура и образование Средневековья всегда вызывали интерес и широко освещались в истории педагогики. Большое количество работ, посвящённых этой эпохе, включает и советская, и постсоветская, и зарубежная история педагогики и как наука, и как учебный предмет: «Очерки по истории народной школы в Западной Европе» (Н. Сперанский, 1896), «Главные моменты в развитии западноевропейской школы» (П. Г. Мижуев, 1913) и т.д. Изменения социальной жизни общества повлекли за собой пересмотр сущности образования, благодаря которому следует обратиться к опыту Средневековых педагогов.

На развитие социально — педагогической ситуации оказали влияние противоречия между педагогической практикой, политикой государств в области образования и потребностями времени: повышением уровня всеобщей образованности, нахождением методов и способов преподавания, открытия школ и всесословности образования.

Целью исследования является изучение опыта отечественных и зарубежных педагогов в эпоху Средних веков.

Объект исследования: период Средневековья.

Предмет исследования: идеи обучения и воспитания педагогов.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами определены следующие задачи:

1. Изучить сущностную характеристику эпохи;

2. Изучить педагогическую литературу по данной теме;

3. Исследовать педагогическую деятельность педагогов Средневековья;

4. Проанализировать развитие обучения и воспитания в Европе, на Востоке и Руси в период Средних веков;

5. Сравнить развитие обучения и воспитания зарубежом и в России в эпоху Средневековья.

Необходимо учитывать связь поколений, развитие и характеристику эпохи Средневековья, влияние государства и церкви на образование. Но самым главным будет являться то, что если при создании новой образовательной системы мы будем опираться на опыт прошлых поколений современные образовательные системы будут более эффективными и значимыми для государства и всего общества.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на базе прошлого опыта создаются и будут создаваться школы и учебные заведения «нового уровня», где подрастающее поколение может многому научится и откуда молодежь выйдет подготовленной к жизни в современных условиях.

11 стр., 5166 слов

Формы и методы работы социального педагога общеобразовательной ...

... Цель - определение форм и методов работы социального педагога с неполной семьёй. Объект - процесс взаимодействия социального педагога общеобразовательной школы с семьёй. Предмет - деятельность социального педагога общеобразовательной школы с неполной семьёй. Задачи: описать должностные обязанности социального педагога; проанализировать существующие формы и методы работы социального педагога в ...

Новый взгляд на природу личности, новые цели воспитания и образования являются теоретической значимостью данного исследования.

В данной работе представлено введение, две главы, заключение и список используемой литературы. Общий объём данной работы составляет 49 страниц.

Глава 1. Развитие христианского образования в Средние века

1.1 История образования и воспитания в Византии

В 395 году Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую).

Византия — прямая наследница эллинско-римской культуры и образованности. Однако, находившиеся у власти социальные группы не испытывали особого интереса к античному культурному наследию. В истории Византии были периоды, когда устраивались жестокие гонения на сторонников античной образованности.

После крестовых походов и короткого существования Латинской империи в Византии с XIII в. усиливается западное влияние. Одной из особенностей византийской культуры и педагогической мысли было то, что они формировались на разнородной этнической основе. Доминировал всё же греческий этнос, пользовавшийся особой поддержкой государства и церкви. Таким образом, культура и воспитание в Византийской империи прежде всего были греко-язычными.

Другая особенность состояла в том, что педагогическая мысль Византии следовала одновременно и античной, и христианской традициям. Идеалом образованности византийца считался человек с греко-римским классическим образованием и христианским православным мировоззрением. Подобный идеал сформировался как переходный от античного к средневековому[12].

Уровень образованности в средневековой Византии был весьма значителен и заметно превосходил вплоть до XIV века уровень образованности в Западной Европе. Социальных ограничений на получение образования не существовало. «Образованность — величайшая из добродетелей», — гласил один из императорских указов.

Наличие образования было непременным условием для чиновников и членов церковных учреждений.

В Византии, в отличие от большинства средневековых государств, отсутствовала монополия церкви на образование. Но религия занимала ведущее место в школьном обучении и воспитании, о чём говорит тот факт, что школьники начинали своей день с молитв[14].

Античная педагогическая традиция в Византии была особенно влиятельна в IV — Vвв. Её развивали неоплатоники из Афинской Академии и высших школ в Малой Азии, Сирии, Александрии и др. Неоплатоники считали, что воспитание и обучение должны быть ориентированы на высший духовный мир. Вектор воспитания направлялся прежде всего на самосовершенствование, на познание собственной души. Однако, постепенно усиливалась христианская традиция педагогической мысли.

Авва Дорофей

Патриарх Фотий (820-897) полагал, что подрастающее поколение должно усваивать точно сформулированные общечеловеческие нравственные нормы в православной интерпритации.

Симеон Новый Богослов, Михаил Пселл

исихиастов

8 стр., 3537 слов

Дошкольное воспитание №5, 1989

... как возможного партнера по игре. Как мы указывали в предыдущей статье (Дошкольное воспитание.— 1989.— № 4), более эффективно форми­рование игровых умений осуществляет­ся в совместной ... об этом см.: Михайленко Н. Я. Фор­мирование предметно-игрового взаимо­действия // Дошкольное воспитание.— 1987.— № 5). Организация условий для совместных предметных действий очень быстро дает результат ...

Традиционно важную роль играло в Византии домашнее обучение и воспитание. Для основной массы населения это был способ получить начальное христианское образование. Родители-ремесленники могли также обучить письму и счету. Дети из состоятельных семей учились грамоте и получали книжное образование. Здесь мальчики 5 — 7 лет попадали под присмотр учителя-наставника.

энкикилос пайдеусис

Первой ступенью

Помимо школ грамоты, существовали начальные учебные заведения, где изучали исключительно Библию и сочинения отцов церкви. В таких школах обучались дети особо религиозных родителей.

Среднюю ступень

До первой трети X в. обычно в каждой школе был один учитель ( пайдатес или дидаскол ).

Ему помогали несколько лучших учеников — репетиторов (экритуа ).

Преподаватели объединялись в профессиональные гильдии, мнение которых обязательно учитывалось при назначении новых учителей. Постепенно структура средних школ становилась более сложной. В них работали группы преподавателей. Направления их деятельности санкционировались представителями императорской власти.

Среди методов обучения были популярны состязания школьников. Так же, ученики учились цитировать по памяти, составлять пересказы, комментарии, описания и импровизации. В X в. из программ была исключена латынь и все, что было связано с «варварским» Западом.

высшие учебные заведения

кружки-салоны

Монастырские высшие школы

Образование и воспитание в Западной Европе невозможно осмыслить без учёта византийского влияния.

В XIII — XIV вв. важным передаточным звеном византийского влияния стали европейские университетские центры. Европа и Византия совместно вырабатывали гуманистическую концепцию человека, которая стала знаменем эпохи Возрождения с XIV в. Антично-византийские традиции светского образования, независимости от диктата церковников дали мощный импульс эволюции школы и педагогической мысли Западной Европы. Труды ряда византийских педагогов-философов пользовались популярностью в ученых кругах Западной Европы. Многие философы-педагоги Византии будучи профессорами европейских университетов, приняли непосредственное участие в становлении школы и педагогических идей Западной Европы.

Византийские идеи относительно воспитания и обучения проникали в Западную Европу и через арабское посредничество. Однако постепенно культурное влияние Византии на Западную Европу ослабевало, что было связано прежде всего с расколом христианской церкви на православную и католическую.

Византия сказала свое слово при становлении воспитания и образования в Арабо-исламском и Славянском мирах. Большинство наставников знаменитого Дома мудрости, созданного в Багдаде (832), были христианами — выходцами из Византии.

Византийцы Кирилл (ок. 827 — 869) и Мефодий (ок. 815 — 885) создали славянскую письменность. В 863 г. братья основали в Велигра-де — столице Великоморавского княжества — первое учебное заведение, где преподавание велось на славянском языке. В Болгарии последователи Кирилла и Мефодия открыли школы, содержание и организация обучения которых восходили к византийской традиции.

Таким образом, Византия оказала огромное культурное воздействие на государства Востока, Западной и Восточной Европы. Византия для остального мира служила как бы мостом, соединившим Античность и Средневековье.

6 стр., 2650 слов

Воспитание и образование в Киевской Руси

... в Киевский период (Х - ХШ вв.) Киевский период X - XIII в.в. занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение. Характер образования и воспитания ...

1.2 Воспитание и школа в Европе

476 г. — точка отсчета европейского средневековья, которое завершилось в XVII в. Средние века в Западной Европе огромный временной пласт: V — Xвв. — раннее Средневековье; XI — XIVвв. — развитое Средневековье и XV — XVIвв. — позднее Средневековье, переходящее в эпоху Возрождения[15].

В эту эпоху действовали факторы, которые цементировали европейское средневековое общество и определяли специфику школ и воспитания того времени. Первым фактором была христианская традиция, другим — влияние античной традиции (школьные программы, комментированное обучение, гуманистические идеалы воспитания).

Религия осуществляла своё влияние и как идеология, и как культура, и как мораль, а церковь — как социальная структура [ 11] . Всё это отражается в теории и практике воспитания, образования и обучения. В эту эпоху получили развитие качественно иные, чем в пору античности, типы образовательного процесса, парадигмы педагогической мысли. Средневековое общество еще тяготело к воспитанию поколений, ограниченных сословными регламентациями, обучению репродуктивного свойства. В то же время в нем зарождались иные тенденции, направленные на самореализацию человека, освобождение его от жестких социо культурных нормативов. В целом воспитание и обучение носили отчетливо сословный. Будучи тесно связанной с античной эпохой, школа и воспитание в средневековье стали тем не менее определенной альтернативой педагогической традиции древних сообществ и цивилизаций.

ученичество

Философско-педагогическая мысль европейского средневековья главную цель образования видела в спасении души. Основой воспитания признавалось Божественное начало. Вместе с тем воспитание являлось своеобразным сплавом религиозного и светского начал. Последнее предполагало необходимость освоения земного знания и мудрости. Христианское воспитание было обращено непосредственно к ребенку, но, будучи корпоративным, одновременно было направлено на воспроизводство сословной морали. Носителями христианской педагогики были в первую очередь служители католической церкви. В ее методах заметно присутствие элемента авторитарности. Многие идеологи христианства с неприязнью, которая нередко переходила в открытую враждебность, относились к античному воспитанию. Образец воспитания должно было давать монашество, которое получило заметное распространение в период раннего средневековья, но это не исключало и необходимости приобретения светских знаний. Католическая церковь с одной стороны, отвергала античную образовательную традицию как «языческую» и «дьявольскую» мудрость, предпочитая знанию невежество. Во времена раннего средневековья существовала небольшая группа христианских богословов и педагогов, которые стремились спасти остатки греко-римской образованности. Ученый мир раннего средневековья не забыл античных традиций. Они были использованы религиозными и педагогическими деятелями V — VI вв. при обосновании иной системы обучения и воспитания. Не были забыты постулаты античной педагогики[6].

Организация и содержание образования сохраняются в основных чертах и в период развитого Средневековья. Вместе с тем, монархические режимы стран Европы стремятся сосредоточить власть в своих руках, на известную самостоятельность претендуют города, усиливается роль городской культуры, подвергаются сомнению незыблемые раннее религиозные догматы. Возникает новый вид средневековой учёности — схоластика (от латинского scola — школа)[11].

15 стр., 7149 слов

Педагогика в эпоху Средневековья

... школами города, поддерживаемые магистратами, нарушили монополию церкви на преподавание. 1. Философско-педагогическое мышление Философско-педагогическая мысль европейского средневековья главную цель образования видела в спасении души. Основой воспитания ... XII-XIII векам ... педагогики. Так, в трактате "Формулы благородной жизни" архиепископа Мартина де Брага ( VI в.) рекомендовалось строить воспитание ...

Будучи универсальной философией и теологией, она господствовала в общественной мысли Западной Европы в течение XI — начала XVI в. Как философия она разрабатывала алгоритмы дедуктивных рассуждений и силлогизмов, как педагогика — подавала в логически стройном виде христианское вероучение с целью дать учащимся совершенное систематизированное знание. Схоласты придерживались точности терминов при изложении мыслей. В раннюю эпоху (по крайней мере до XII — XIII вв.) схоластика, в которой развивалась педагогическая мысль, сыграла определенную положительную роль. Схоластика выработала культурные ценности, опиравшиеся на аристотелизм и христианское богословие.

ученичества

Карл Великий

епископальные (кафедральные)

Ирландские и английские монахи создали довольно обширную учебную литературу по грамматике, стихосложению, астрономии, арифметике, истории и литературе. Они принимали участие в школьных реформах континентальной Европы.

Бенедиктом Нурсийским

Подавляющее число церковных школ ограничивалось рудиментарным образованием. В школах бенедиктинцев три года учили началам грамоты, пению псалмов, соблюдению религиозных ритуалов. Немного шире была программа аналогичных школ капуцинов, которая знакомила с религиозным учением и давала общую подготовку (письмо, счет, пение); иногда к этому добавляли начала астрономии.

Абецедарий

семи свободных искусств

В итоге церковные школы раннего средневековья принесли немного пользы. Детям из низших слоев, т.е. абсолютному большинству населения, доступ к образованию остался закрытым. Уровень подготовки был крайне низким. Достаточно сказать, что в университетах XIII — XV вв. нередко обучали первогодков элементарной латинской грамоте, поскольку те не могли овладеть ею в школе.

городских школ

малые школы

Городские школы рождались также из системы ученичества, цеховых и гильдейских школ , школ счета для детей торговцев и ремесленников. Цеховые школы возникали в XIII — XIV вв. Они содержались на средства цехов и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естествознания).

Обучение велось на родном языке. Сходная программа была у возникших в то же время гильдейских школ. Появляются городские школы, где преподавание ведется на латинском и родном языках, а также аналогичные учебные заведения для девочек. Первым городским школам пришлось преодолевать жесткий надзор церкви. Католическая церковь справедливо видела в этих учебных заведениях опасных конкурентов церковного образования. Поначалу городские школы находились под контролем церкви. Церковники урезали программы, утверждали учителей. Постепенно, однако, города избавлялись от подобной опеки, отвоевывали себе право определять программу и назначать преподавателей. Обычно городскую школу открывал нанятый общиной педагог, которого именовали ректором. Ректор сам подбирал себе помощников. Учителями становились поначалу прежде всего духовники, позже — бывшие студенты университетов. По истечении контракта педагогов могли уволить, и те подыскивали работу в другом месте. В результате возникла особая социальная группа — бродячие учителя . Программа городских школ по сравнению с программой церковных имела более прикладной характер. Кроме латыни, изучались арифметика, элементы делопроизводства, география, техника, естественные науки. Происходила определенная дифференциация городских школ. Часть из них, например, школы счета , давали элементарное образование и готовили в латинские (городские ) школы. Латинские школы и ряд других учебных заведений, в свою очередь, давали образование повышенного типа. К ним можно отнести возникшие в XIV — XV в. во Франции коллегии . Это были светские учебные заведения, которые служили как бы связующим звеном между начальным и высшим образованием. До середины XV в. коллегии были приютом для детей малоимущих слоев. В дальнейшем они становятся заведениями для учебных занятий при университетах. Ученики жили на подаяние в самых бедных районах города. Нередко шли на разбой и убийства. Позже коллегии превратились в землячества университетов и колледжи — учебные заведения общего образования. Важной вехой развития науки и образования стало создание университетов. Университеты родились в системе церковных школ. В конце XI — начале XII в. ряд кафедральных и монастырских школ Европы превращается в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами. Университеты учреждались и светской властью. Основание и права университета подтверждались привилегиями — особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право дарования ученых степеней и пр.), освобождали студентов от военной службы и т. д. Сеть университетов довольно быстро расширялась. Открытие университета обставлялось определенными условиями. В ряде случаев городская община оговаривала известный минимум учащихся. Важной чертой университетов являлся их в известной мере наднациональный, демократический характер. Для организации университета не требовалось больших затрат. Вместо скамей слушатели могли располагаться на соломе. Студенты нередко выбирали профессоров из своей среды. Порядок записи в университет выглядел весьма вольным. Обучение было платным. К XIV в. даже сложилась особая категория странствующих студентов (ваганты, голиарды), которые неоднократно перебирались из одного университета в другой. Многие ваганты не отличались нравственностью, но из них выросло немало подвижников науки и образования. Первые университеты были весьма мобильны. Студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии ).

33 стр., 16347 слов

Основные тенденции современного психологического образования

... в средних школах, и учащиеся охотно выбирают ее в качестве предмета для изучения. Необходимость психологического образования осознают как студенты, так и руководители образовательных программ. Выбор студентами психологии для изучения в университетах ...

Позже (во второй половине XIII в.) в университетах появились факультеты или колледжи . Все университеты строили работу по единому стандарту: они имели четыре факультета. Первый — артистический — был подготовительным, изучалось «семь свободных искусств», студенты продвигались от степени «бакалавр искусств» до степени «магистр искусств». Далее студент получал право поступать на один из трёх факультетов — богословский, медицинский, юридический , по окончании которого ему присваивалась степень бакалавра и магистра. Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов. Представители наций (прокураторы ) и факультетов (деканы ) сообща выбирали официального главу университета — ректора. Ректор обладал временными полномочиями (обычно на год).

4 стр., 1559 слов

Физическое воспитание в школе

... всей школы. В школе закладываются основы физического воспитания подрастающего поколения. Это осуществляется всей системой воспитания: уроками, внешкольной работой, массовой оздоровительной работой, т.е. комплексом мероприятий. Заключение Физическое воспитание школьников направлено на их физическое и ...

Нередко, особенно на юге Европы, обязанности ректора выполнял один из студентов. Фактическая власть в университете принадлежала нациям. К концу XV в. положение изменилось. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, и нации утратили свое влияние. Факультеты присуждали ученые степени, приобретение которых оценивалось в духе средневековой традиции ученичества и рыцарского воспитания. Порой выпускников, подобно рыцарям, венчали громкими титулами типа граф права . В ученой степени магистр нетрудно угадать звание, которое приобретал ученик ремесленника. Профессора и студенты мыслили себя во взаимоотношениях мастера и подмастерья. Студент занимался у профессора от трех до семи лет и в случае успешной учебы получал степень бакалавра , которая вначале рассматривалась лишь как ступень к научной степени. Бакалавр посещал лекции других профессоров, помогал обучать вновь пришедших студентов, то есть становился своеобразным «подмастерьем». В итоге, подобно ремесленнику, он публично излагал (т.е. показывал) научную штудию, защищая ее перед уже получившими степень членами факультета. После успешной защиты бакалавр получал ученую степень (магистра, доктора, лиценциата ).

Большинство первых университетов имели несколько факультетов. Содержание обучения определялось программой семи свободных искусств.

Церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием. Ватикан являлся официальным покровителем ряда университетов. Главным предметом в университетах было богословие. Преподавателями почти сплошь служили выходцы из духовного сословия. И тем не менее университеты раннего средневековья по программе, организации и методам обучения выглядели светской альтернативой церковному образованию. В XIV — XV вв. пропасть между новейшим знанием и схоластикой увеличивалась. Схоластика все больше превращалась в формальную бессодержательную философию.

Таким образом, можно сделать вывод, что университеты явились альтернативой схоластике. Университеты противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную жизнь. Благодаря им духовный мир Европы стал намного богаче. История первых университетов тесно связана с творчеством мыслителей, давших новый толчок развитию культуры, науки и просвещения (Р Бэкон, Я. Гус, А. Данте, Дж. Уинкли, Н. Коперник, Ф. Петрарка и др).

1.3 Влияние идей христианского воспитания Европы на становление образования в России

Русская педагогика начинается со времени принятия христианства в 988 году. Только тогда появилась возможность развития и совершенствования педагогики. Главными факторами воспитания в Древней Руси были церковь, книга и семья, школа, однако, имела небольшое значение[9].

Анализируя развитие обучения и воспитания Запада и Востока, можно провести достаточно чёткую параллель в истории образования России. Находясь как бы на перепутье евро-азиатских связей цивилизаций, разнящихся между собой по образу действий и мышлению Запада и Востока, российская педагогика объединяла и сосредотачивала в себе мысли и идеи национально-педагогических культур, обогащая их своим опытом[4].

Первое государственное решение о создании школ на Руси принадлежало князю Владимиру Святославовичу: «… нача ставить по градам церкви и попы и люди на крещенье приводити по всем градом и селом. Послав нача у нарочитые чади дети и даяти нача на учение книжное» [7].

5 стр., 2108 слов

Воспитание и обучение у древних славян

... в Древней Руси и существовании каких-то форм обучения. Недостаточность прямых источников, которые позволяли бы воссоздать картину воспитания и обучения в Древней Руси, ... школы, характера образования. В 988 г. Киевская Русь приняла православие и князем Владимиром Святославичем (ум. 1015) была открыта первая школа ... Руси стало называться крестьянами, т.е. христианами, чего не было ни в одной стране ...

Так как термин школа пришел на Русь значительно позже в XIV веке, школы «учения книжного» в специально организуемых в городах при княжеских дворах и храмах училищах, получили довольно широкое распространение уже в Х веке.

школы повышенного (дворцового) типа

школы элементарной грамотности

Так же, можно провести аналогию в церковном воспитании Европейской системы образования и Российской. Строгие в своей патриархальной ортодоксии библейские воспитательные каноны находили свою реализацию в педагогической практике. Именно поэтому была воспринята как должное главная цель христианского воспитания — формирование подрастающего поколения в страхе Божьем и повиновении его заповедям. Отношение к детям было крайне суровое, их личные потребности, как правило, не учитывались, смех и веселье подавлялись. Священники и монахи почитались родителями как учителя и первые наставники молодёжи[13].

О высоком развитии культуры педагогической мысли домонгольской Руси свидетельствует содержание литературно-педагогических произведений того времени: Устав Ярослава мудрого, составленный в 1051-1053 году при активном участии русского митрополита Иллариона, определявший новые нормы в области семейно-брачных отношений, охраны материнства и младенчества Киевского государства, «Слово о законе и благодати» (1037-1050), составленное митрополитом Илларионом, обосновывало положения о прогрессивной роли христианского образования и просвещения для укрепления государства и развития его культуры и т.д.

Книги, существовавшие на Руси в то время, делились также как в Европе на светские и религиозные.

Высокому уровню образования, достигнутому на Руси в ХI веке, успехам в различных областях знания, в том числе и языкознания, в значительной мере, способствовало привнесение в практику воспитания средневековых россиян античных педагогических идей и христианской педагогики.

Дальнейшее развитие педагогической культуры русского народа на три столетия было заторможено монгольским нашествием . Уже в 1223 году на реке Калке русские дружины потерпели жестокое поражение от монгольских войск. Под мощными ударами огромных орд Батыя пали центры отечественной цивилизации и были завоёваны все русские земли, за исключением Новгорода. Вместе с запустением страны приходят в упадок большинство из существовавших тогда школ. Лишь в системе немногочисленного монастырского обучения продолжали готовиться священнослужители.

«мастера грамоты»

Возрождение педагогической мысли на Руси начинается во второй половине XIV века и непосредственно связано с объединением русских земель вокруг Москвы, повышением национального внимания к государственным интересам страны. Главной опорой такого восстановления было обращение во многих произведениях к педагогическим традициям эпохи былой независимости русского народа. Педагогические взгляды XV-XVI веков развивались в тесной связи с задачами государственного объединения страны, в 1480 году окончательно свергнувшей монгольское иго.

В январе — мае 1551 года в Москве состоялись заседания церковно-земского собора, на котором были рассмотрены вопросы дальнейшего развития страны, её религиозно-светского уложения, определены задачи обучения духовенства и мирян, восстановления на Руси школьной системы. Во всех городах предполагалось создать государственные училища, в которых духовенство обязывалось обучать детей грамоте и закону божьему, воспитывать учеников в духе православия. Однако это решение выполнялось не повсеместно, число школ росло крайне медленно.

13 стр., 6322 слов

Педагогическая система В.А. Сухомлинского

... и содержание образования в педагогической системе В. А. Сухомлинского. 2. Охарактеризуйте методы и формы обучения и воспитания учащихся Павлышской средней школы. 3. Выявить возможности реализации педагогических идей В.А. Сухомлинского в современной школе. методы исследования: 1. ...

«братских школ»

Объективная необходимость реорганизации системы образования населения, создание наряду с монастырскими, государственных и частных школ, была глубоко осознана в обществе и вызвала появление целого ряда дидактических изданий, прославлявших книжное обучение, способствовавших нравственному совершенствованию людей. В соответствии с потребностями жизни и времени во многих школах всё более целеустремлённо приступают к обучению учеников латинскому и греческому языкам, грамматике, риторике и философии. Для качественного решения этих задач были необходимы профессиональные педагоги. Поскольку собственных специалистов не было, их приглашали из-за границы и Украины.

Славяно-греко-латинская академия

Во второй половине XVII века в Россию всё более проникает европейское образование, способствовавшее расширению и активизации полезных для нашей страны связей с заграницей. Педагогические взгляды виднейших Западноевропейских теоретиков берутся на вооружение нашими соотечественниками.