«Великая дидактика» Я.А. Коменского – первый в истории научно-педагогический трактат

дидактика коменский педагогический

Выбор темы моего реферата обусловлен тем, что для меня в истории педагогики наиболее важен факт становления первых философско-гуманистических идей, отход от средневековых традиций образования, возникновение новых педагогических принципов, являющихся важными и на сегодняшний день.

В эпоху Средневековья гуманистических принципов не существовало, а образование служило средством постижения законов Бога, мира, созданного им, а человек считался одним из его творений. На смену Средневековью приходит эпоха Возрождение (14 — 16 века) — так называемая эпоха возрождения античности, в центре внимания которой стоит человек. Именно человек становится наивысшей ценностью. Гуманизм (от лат «humanus» — человечный) — течение общественной мысли, которое зародилось в 14 веке в Италии, а затем на протяжении второй половины 15-16 вв распространилось в других европейских странах. Благодаря гуманизму начинает наиболее почитаться благо человека, а также то, что создано им. Начинают цениться труды ученых, философов, художников, архитекторов. В центре их исследований и творений также стоит человек. Например, в искусстве возрастает интерес к исследованию анатомии человеческих пропорций; в архитектуре за основу берётся античный ордер, благодаря чему постройки становятся соразмерны человеку, создаются для него (в отличие от средневековой Готической архитектуры с высокими сводами, создаваемой как обитель Бога).

Научные исследования также создаются для постижения человеком мира, для совершенствования условий проживания в нём. Именно в эпоху Возрождения и были созданы первые научные открытия, которые сделали науку такой, какой мы его знаем сегодня.

Ян Амос Коменский считается основателем педагогики в современном понимании. Гениальный чешский педагог-классик основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист Ян Амос Коменский принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и служением народу снискали неувядаемую славу и любовь.

Целью своего реферата я поставила исследование первого дидактического трактата, предпосылок его создания, а также влияние его на последователей Я.А. Коменского. Ведь многие из дидактических принципов его трактата вошли в практику современной школы.

Коменского называют отцом педагогики, учителем народов. Он создал педагогические и философские труды, пронизанные духом гуманизма, демократизма, любовью и уважением к людям, уважением к труду. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, пламенную любовь к родине оптимистическую веру в будущее, равноправие великих и малых народов и уважение к национальным правам всех народов. Он был борцом за прекращение и уничтожение всех войн, и восстановление всеобщего мира на земле.

5 стр., 2396 слов

Философия символического мира человека, человек в мире культуры

... объективного и субъективного мира человека и реально существует в различных символических формах, прежде всего в форме языка. 4. Философия культуры: культура и цивилизация Культура в своей основе представляет созидание человеком самого себя в соответствии с ...

Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.

1. Истоки создания научного трактата «Великая дидактика» Я.А. Коменского

Педагогическая деятельность Яна Амоса Коменского (1592-1670гг.) — выдающегося философа-гуманиста, общественного деятеля, учёного — протекала в эпоху грандиозных общественных столкновений, в ходе которых в Европе возникла буржуазная формация, происходили революционные изменения в духовной культуре, в воспитании и образовании.

Я.А. Коменский занял видное место в борьбе прогрессивных сил против отживающих норм средневековья в науке и культуре, в воспитании и образовании.

Жизненный путь Я.А. Коменского тесно связан с борьбой чешского народа за свою национальную независимость. Он был среди тех, кто возглавлял общину «чешских братьев» — прямых наследников традиций национально-освободительного движения.

Выходец из семьи члена общины «чешских братьев», Я.А. Коменский получил начальное образование в братской школе. Блестяще закончив латинскую (среднюю) школу, в дальнейшем он приобрёл наилучшее для своего времени образование. В Пражском, Карловом, Герборнском и Гейдельбергском университетах Я.А. Коменский изучает творчество античных мыслителей, знакомится с идеями выдающихся гуманистов и философов своего времени. После путешествия по Европе в 1614г. Я.А. Коменский возвращается в Чехию, где принимает пост руководителя латинской школы, которую ранее сам закончил.

Начавшаяся в 1618г. тридцатилетняя война в Европе навсегда прерывает сравнительно спокойную педагогическую деятельность Я.А. Коменского. В результате репрессий, которым подверглись протестанты со стороны католической церкви, община «чешских братьев» принуждена была покинуть родину. В 1628 году Я.А. Коменский начал жизнь скитальца. Вместе с общиной он перебирается в Лешно (Польша), где находился с перерывами около двадцати восьми лет.

«Гонимый и затравленный, Коменский постоянно думает о том, что бесчисленное множество его единоверцев испытывает не меньшие мучения. Именно в эти дни он начинает создавать свой гениальный труд — «Великую дидактику». Коменский глубоко убеждён, что, улучшив обучение и воспитание молодёжи, передав ей духовность, нравственные устои, культурное наследие предков, он спасёт следующие поколения от войн, крови, бессмысленности. Одновременно своими проповедями он старается прибавить силы напуганным людям».[12;9]

В 1657г. в составе научных трудов Я.А. Коменского, «Великая дидактика» впервые увидела свет на латинском языке. В своём трактате Я.А. Коменский, прежде всего, стремился передать свои педагогические взгляды, непосредственно выражающие его общее философское видение мира. Мировоззрение его складывалось под влиянием идейных потоков, которые были сформированы под влиянием античной философии и гуманистических идей Возрождения. Мировоззрение Я.А. Коменского является своеобразным синтезом новых и уходящих идей, основой которых является прогресс и гуманизм.

2 стр., 885 слов

Подходы к определению понятия «воспитание»

... подход ориентирует взгляд на ребенка как субъекта воспитания. «Воспитание – это непрерывное становление у целостности» (Г.С. Батищев). «Воспитание – это способ связи требований и правил жизни с законами Вечности» (Я.А. Коменский). Воспитание ... воспитание является одной из основных ... воспитание – это искусство совершенствования человеческой души, писал Иммануил Кант: «В воспитании кроется великая ...

В «Великой дидактике» Я.А. Коменский выразил идеи эпохи Возрождения. Его взгляд на человека противостоял догматам средневековья.

Я.А. Коменский так разъясняет смысл своего произведения: «Суть нашей «Дидактики» заключается в том, чтобы отыскать способ, с помощью которого учителя меньше бы учили, а ученики при этом научились бы большему; чтобы в школах не царил крик, чувство омерзения и тщетности усилий, но, напротив, был покой, удовлетворённость успехами, а среди христиан поубавилось бы невежества праздных споров и смятения душ, но прибавилось бы света, порядка, мира и благоденствия». [12;14]

«Великий гуманист, он видел совершенное творение природы в каждой личности, отстаивал её право на развитие всех своих возможностей, придавал огромное значение воспитанию и образованию, которые должны сформировать людей, способных служить обществу. Я.А. Коменский высказывает полный оптимизма взгляд на возможность каждого ребёнка при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса взойти на «самую высокую» ступень «лестницы» образования». [5;8]

Главное достижение педагогики Я.А. Коменского состоит в том, что он пришёл к выводу о наличии объективных закономерностей учебно-воспитательного процесса. Ему первому удалось подняться до осознания наличия объективных законов воспитания и обучения.

«Призывая к формированию человека в соответствие с идеалами добра и общественной пользы, Я.А. Коменский особое внимание уделял вопросам нравственного воспитания. «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение», — читаем мы в первых строках «Великой дидактики». [5;9]

Прежде чем перейти к непосредственному изучению основ «Великой дидактики», мне хотелось бы обратить внимание на образ научности 17 века. Именно этому и будет посвящена следующая глава.

2. Образ научности XVII века

Рассматривая науку как «деятельность, направленную на производство нового знания» [10;6], важно принять во внимание историческую изменчивость самой научной деятельности. Философия науки, анализируя закономерности развития научного знания, обязана учитывать историзм науки. В процессе её развития не только происходит накопление нового знания, но и перестраиваются ранее сложившиеся представления о мире. В этом процессе изменяются все компоненты научной деятельности: изучаемые ею объекты, средства и методы исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения и кооперации научного труда и т.п.

В XVII веке возникающее естествознание заявило свои претензии на формирование в культуре доминирующих мировоззренческих образов. Обретая мировоззренческие функции, наука стала всё активнее воздействовать на другие сферы социальной жизни, в том числе и на обыденное сознание людей. Образование, основанное на усвоении научных знаний, стало ценностью.

7 стр., 3261 слов

«Обучение, как сотворчество учителя и ученика» учебно-методический ...

... и учеников младшей школы сотрудничество выражается в игровом характере обучения, когда игровые задания и ... учителя - возбудить любопытство, самодеятельность и самообразование. В этих условиях формируются действенные знания и происходит личностное развитие: нравственное, интеллектуальное, эмоциональное, волевое. Личностный подход в сфере взаимоотношений учителя и учащихся - это доброжелательное и ...

Развитие естественнонаучного, технического, а вслед за ним социально-гуманитарного знания вызвало резкий рост научной информации.

«В науке XVII столетия главной формой закрепления и трансляции знаний была книга (манускрипт, фолиант), в которой должны были излагаться основополагающие принципы и начала «природы вещей». Она выступала базисом обучения, дополняя традиционную систему непосредственных коммуникаций «учитель-ученик», обеспечивающих передачу знаний и навыков исследовательской работы от учителя его ученикам. Одновременно книга выступала и главным средством фиксации новых результатов исследования природы» [10;146].

Перед учёным XVII столетия стояла весьма сложная задача. Ему не достаточно было получить какой-либо частный результат (решить частную задачу), в его обязанности входило построение целостной картины мироздания, которая должна найти своё выражение в достаточно объёмном фолианте. Учёный был обязан не просто ставить отдельные опыты, но и заниматься натурфилософией, соотносить свои знания с соответствующей картиной мира, внося в неё соответствующие изменения.

Однако по мере развития науки и расширения поля исследовательской деятельности всё настоятельнее формировалась потребность в такой коммуникации учёных, которая обеспечивала бы их совместное обсуждение не только конечных, но и промежуточных результатов. Так в XVII столетии возникает особая форма закрепления и передачи знаний — переписка между учёными. Письма, которыми они обменивались, как правило, не только содержали сведения бытового характера, но и включали в себя результаты исследования и описания того пути, которым они были получены. Тем самым письма превращались в научное сообщение, излагающее результаты отдельных исследований, их обсуждение аргументацию и контраргументацию. Систематическая переписка велась на латыни, что позволяло сообщать свои идеи и размышления учёным, живущим в самых разных странах Европы. Переписка между учёными не только выступала как форма трансляции знания, но и служила ещё основанием выработки новых средств исследования. «В частности, мысленный эксперимент, полагают, получил своё закрепление в качестве осмысленного исследовательского приёма именно благодаря переписки учёных, когда в процессе описания реального предмета он превращался в идеализированный объект, не совпадающий с действительным предметом» [10;147].

Способы общения между исследователями и формы трансляции знания, возникшие в XVII столетии, обеспечивали успешное развитие наук этой исторической эпохи, но по мере накопления объёма научной информации требовалось их изменение.

«Как и любая деятельность, научное познание регулируется определёнными идеалами и нормативами, в которых выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижений» [10;192].

Становление естествознания в конце XVI — начале XVII в. утвердило новые идеалы и нормы обоснованности знания. В соответствии с новыми ценностными ориентациями и мировоззренческими установками главная цель познания определялась как изучение и раскрытие природных свойств и связей предметов, обнаружение естественных причин и законов природы. Отсюда в качестве главного требования обоснованности знания о природе было сформулировано требование его экспериментальной проверки. Эксперимент стал рассматриваться как важнейший критерий истинности знания.

4 стр., 1558 слов

Гигиеническое воспитание ИСМП. Гигиеническое воспитание и обучение ...

... Гигиеническое воспитание и обучение населения Гигиеническое воспитание Санитарное просвещение предшествует и сопутствует гигиеническому воспитанию. Наиболее эффективный метод гигиенического воспитания – школы здоровья. Гигиеническое воспитание вырабатывает у населения ... распространенности курения; Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и ...

Можно сказать, что в XVII веке произошла первая глобальная научная революция, ознаменовавшая собой становление классического естествознания.

Его возникновение было неразрывно связано с формированием особой системы идеалов и норм исследования, в которых, с одной стороны, выражались установки классической науки, а с другой — осуществлялась их конкретизация с учётом доминанты механики в системе научного знания данной эпохи.

«Через все классическое естествознание, начиная с XVII в., происходит идея, согласно которой объективность и предметность научного знания достигается только тогда, когда из описания и объяснения исключается всё, что относится к субъекту и процедурам познавательной действительности. Эти процедуры принимались как раз навсегда данные и неизменные. Идеалом было построение абсолютно истинной картины природы. Главное внимание уделялось поиску очевидных, наглядных, «вытекающих из опыта» онтологических принципов, на базе которых можно строить теории, объясняющие и предсказывающие опытные факты» [10;315].

Благодаря обращению в данной главе к образу научности XVII столетия, её идеалам, нормам и способам трансляции, у меня наиболее отчетливо сформировалось представление об актуальности законов и принципов Я.А. Коменского, изложенных в «Великой дидактике» для того времени. В следующей главе я переду непосредственно к изучению трактата.

3. «Великая дидактика»

1) Понятие дидактики

Исходя из общих представлений о дидактике, как разделе педагогической науки, следует сказать, что Дидактика (от греч. Didaktikos — поучающий) излагает теорию образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающие воздействие учебного процесса на учащихся.

Дидактика Я.А. Коменского — это не только теория обучения и образования. Его дидактика охватывает и деятельность учителя и учащегося, и вопросы хорошо организованной школы, и различные виды воспитания: нравственное, трудовое, религиозное. Дидактика Коменского охватывает практически все проблемы, которые изучает современная педагогическая наука и которые он рассматривает и анализирует во взаимосвязи.

Разрабатывая проблемы дидактики как искусства обучения, Я.А. Коменский обосновывает, доказывает и показывает, что надо делать, чтобы обучение юношества шло кратчайшим путём, приятно и основательно, «чтобы оно наверняка шло вперёд и не обманывало в своих результатах» [2 — «Великая дидактика»].

«Одним из средств, обеспечивающих такое обучение, является деятельность учащегося, к которому предъявляются не только требования личностного характера, но и профессиональные. Первые — это учёность учителя, его отеческое расположение, манеры, слова. Второй ряд требований относится к профессиональным обязанностям учителя, среди которых Коменский выделяет умение пользоваться естественным методом обучения, который не может быть осуществлён без разнообразия форм (общие собеседования, беседы, состязания, разгадывания загадок), правил обучения. Эти требования могут быть квалифицированны как дидактическая культура учителя» [13;65].

7 стр., 3289 слов

Проблемы воспитывающего обучения в истории педагогики

... прилежного обучения и попечения”. Итак, дидактика Коменского опирается на идею воспитывающего обучения. 1. Коменский выдвинул принцип соединения обучения с воспитанием и первый в истории педагогики определил основные положения этого принципа. 2. Идея воспитывающего обучения у Коменского проникнута ...

Взгляд на дидактику Коменского с позиции сегодняшнего дня убеждает нас в том, что употребляемое им понятие «естественный метод» отражает его теоретическую концепцию относительно процесса обучения. Его естественный метод основывается на принципе природосообразности обучения. Поэтому предлагаемый им, по его мнению, универсальный метод не означает того, что мы вкладываем сейчас в данное понятие. А формы, правила обучения, с помощью которых он осуществляется, могут выступать в качестве методов, приёмов обучения, за разнообразие которых ратует Коменский.

2) Сущность закона природосообразности

Единый методологический принцип педагогики Коменского раскрывается им в двух аспектах.

Первый аспект природосообразности воспитания сводится к тезису: воспитание во всём должно сообразовываться с природой, жизнью. Поскольку человек — часть природы, он должен подчиняться её общим универсальным законам. Эти законы управляют природой, человеком и человеческой деятельностью. Они должны распространяться и на воспитании человека, то есть все педагогические средства должны быть природосообразными.

Я.А. Коменский, отстаивая идею природосообразного воспитания, исходил из реалистически-материалистической линии своих философских воззрений и опирался на открытые учёными XVI-XVII вв. законы природы. Заслуга Коменского заключается в том, что он, предвосхитив идею единоборства природы, человека и общества, включил в сферу этого единоборства и воспитание.

«Новаторство Коменского выразилось в том, что его педагогика повернулась лицом к окружающей жизни. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в силу исторических условий Коменский не мог обосновать процесс воспитания в первую очередь социальными закономерностями» [13;36].Некоторые закономерности, на которые он опирался, оказались надуманными, неточными и обоснование ими процессов воспитания и обучения было нереально. Но отсутствие у Коменского научного обоснования того или иного педагогического положения зачастую сочеталось с правильностью самого педагогического принципа или правила, которые вытекали из эффективности педагогической практики.

Второй аспект принципа природосообразности как основы педагогики

Коменского гласил: воспитание во всём должно сообразоваться с законами самого человека — воспитание должно учитывать возрастные и индивидуальные особенности человека.

Я.А. Коменский установил 4 возрастные ступени развития подрастающего человека. Возрастным ступеням соответствует 4 типа школ, содержание и методика которых строится на учёте возрастных закономерностей. Развитие человека по возрастным ступеням осуществляется не стихийно, не автоматически, а путём целенаправленного воспитания.

Оценивая второй аспект природосообразности воспитания у Коменского, необходимо отметить значительный вклад чешского педагога в развитие педагогики и психологии, его новаторство: во-первых, Коменскому принадлежит одна из первых попыток формулировки закономерностей возрастного развития ребёнка и построения на их основе учебно-воспитательного процесса; во-вторых, Коменский предвосхитил марксистскую идею взаимоотношения между воспитанием и развитием, идею единоборства воспитания и развития. Воспитание, по Коменскому, соответствует не отдельному возрасту, а всему целостному органическому процессу развития, внутренней взаимосвязи явлений развития.

5 стр., 2042 слов

Традиционное обучение

... искусствоведов. Основу традиционного обучения составляют принципы, сформулированные еще Я. Коменским: научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные); природосообразность (обучение ... процесса обучения). Кроме того, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением и ...

«Рассмотрев оба аспекта природосообразности у Коменского, мы оцениваем их положительно. Принцип природосообразности воспитания вывел теорию воспитания на широкую дорогу научного развитии, основанного на объективных законах, вытекающих из сущности окружающего мира, природы ребёнка и закономерностей его развития» [13;37]

3) Дидактические принципы

  • Принцип сознательности и активности.

Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Там, где отсутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует формализм.

Коменский разоблачил господствовавший на протяжении многих столетий догматизм и показал, как схоластическая школа убивала в молодежи всякую творческую способность и закрывала ей путь к прогрессу.

Коменский считает главным условием успешного обучения постижение сущности предметов и явлений, их понимание учащимися: «Правильно обучать юношество — это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит — раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)».

Коменский также считает основным свойством сознательного знания не только понимание, но и использование знаний на практике: «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему, какую это принести повседневную пользу в общежитии».

Коменский дает целый ряд указаний о том, как осуществить сознательное обучение. Самым главным из них является требование: «При образовании юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и что он делает».

Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством. Коменский пишет: «Никакая повивальная бабка не в силах вывести на свет плод, если не будет живого и сильного движения и напряжения самого плода» [Велика дидактика]. Исходя из этого, одним из самых главных врагов обучения Коменский считал бездеятельность и лень учащегося. В своем труде «Об изгнании из школ косности» Коменский раскрывает причины лени и дает ряд указаний о том, как ее искоренить.

Коменский считает, что «косность есть отвращение к труду в соединении с леностью. С нею связаны:

1) беглость от работы и уклонение от задаваемых работ;

2) вялое, холодное, поверхностное и безучастное исполнение их;

3) медлительность и прекращение уже начатых работ».

Лень учащихся, по Коменскому, выражается в том, что они «не думают, как бы приобрести самим себе свет истинного и полного просвещения, и еще менее того принимают на себя труд, потребный для достижения такого просвещения». Коменский считал, что изгонять лень нужно трудом.

Воспитание активности и самостоятельности Коменский считает важнейшей задачей: «Чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять. У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении, как единственную основу для достижения прочного знания, добродетели, и наконец, блаженства» [Велика дидактика].

7 стр., 3497 слов

Сущность процесса обучения

... процесса. Воспитательная функция обучения Воспитывающим фактором обучения является прежде всего содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал. ... С этой точки зрения, функции процесса обучения являются его свойствами, знания которых обогащает наше представления о ... Таким образом, еще раз следует напомнить: всякое учение ведет к развитию, но обучение носит ...

  • Принцип наглядности.

Принцип наглядности обучения предполагает, прежде всего, усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.

К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.

В основе учения Коменского о наглядности лежит сенсуалистически- материалистическая гносеология. Для обоснования наглядности Коменский много раз приводил одну фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении».

Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:

1) «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство».

2) «Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций…»

3) То, что нужно знать о вещах, должно быть «преподаваемо посредством самих вещей, т.е. должно, насколько возможно, выставлять для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяющие их изображения».

4) «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем, если он прочтет обширнейшие объяснения, не видав всего этого человеческими глазами».

То есть отсюда видно, что Коменский наглядность считал не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать:

1) реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;

2) когда это невозможно, модели и копию предмета;

3) картинки как изображение предмета или явления.

Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько мы сумели внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения.

Для осуществления правильного наблюдения Коменский категорически требует: «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязание — путем осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» — пишет Коменский в «Великой дидактике» [2, т.1, стр.384].

  • Принцип постепенности и систематичности знаний.

Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний

9 стр., 4121 слов

«Начальное обучение плаванию детей дошкольного возраста» ...

... целенаправленная работа по обучению детей плаванию, которая включает следующие формы: образовательную; оздоровительную; развлечения, праздники на воде. Основное содержание программы обучения составляют физические упражнения и игры. Известно, что для дошкольников ведущим ...

Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности.

Последовательность и систематичность в первую очередь касаются следующих вопросов, каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности построить его; как установить связь между новым и уже изученным материалом; какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т.п.

Какое содержание вкладывает Коменский в свое основное положение —

«Обучение должно вестись последовательно»

Первое требование Коменского состоит в том, чтобы был установлен точный порядок обучения во времени, поскольку «порядок — душа всего».

Второе требование касается соответствия обучения уровню знаний учащихся и чтобы «вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы».

Третье требование касается того, чтобы «все изучалось последовательно с начала и до завершения».

Четвертое требование — «подкреплять все основания разума — это значит всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе.

Ведь знать что-нибудь — это значит называть вещь в причинной связи».

Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил для реализации этих требований.

1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.

2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.

3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.

4. «Все занятия должны бать распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим».

5. Обучение «должно идти от более общего к более частному», «от более легкого — к более трудному», «от известного — к неизвестному», «от более близкого к более отдаленному» и т.д.

«Эту последовательность, — говорит Коменский, — необходимо соблюдать всюду; повсюду ум должен переходить от исторического познания вещей к разумному пониманию, затем к употреблению каждой вещи. Этими путями просвещение ума ведет к своим целям подобно машин с собственным движением» [Велика дидактика].

  • Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками

Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.

Принцип повторения и упражнения также стар, как и само обучение. Еще древний китайский философ Конфуций строил систему обучения на принципе повторения и упражнения. В средние века они стали универсальными методами обучения.

Однако понимание упражнения изменялось в различные времена и эпохи в связи с изменением целей и содержания обучения. Во времена Коменского в школах господствовавшее положение занимали формализм и зубрежка.

Коменский в понятия упражнения и повторения вложил новое содержание, он поставил перед ними новую задачу — глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активности учащихся. По его мнению, упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению использованию в практической деятельности.

Поэтому Коменский не случайно называет упражнения то практикой, то использованием, то хресисом, то автохресисом и др. «Так как только упражнение делает людей сведущими во всех вещах, искусившимися во всем и поэтому годными ко всему, мы требуем, чтобы во всех классах учащиеся упражнялись на практике: в чтении, письме, в повторении и спорах, в переводах прямых и обратных, в диспутах и декламации и т.д. Упражнения такого рода мы разделяем на упражнения: а) чувств, б) ума, в) памяти, г) упражнения в истории, д) в стиле, е) в языке, ж) в голосе, з) в правах и к) в благочестии».

Коменский связывает упражнения с памятью и пишет: «Упражнения памяти должны практиковаться беспрерывно». Но вместе с тем Коменский выступает против механического запоминания в пользу логического и указывает: «Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понятно и тщательно закреплено памятью».

Также большое внимание Коменский требует уделять физическому воспитанию учащихся.

Придавая большое значение упражнениям и повторениям, Коменский выдвигает ряд указаний и правил для осуществления этого принципа в обучении: «Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений».

В одной и той же школе должен быть «один и тот же порядок и метод во всех упражнениях». «Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понятно».

На каждом уроке после объяснения материала учитель должен предложить

«встать одному из учеников, который все сказанное учителем должен повторить в том же порядке, как будто он сам уже был учителем других, объяснить правила теми же примерами. Если он в чем-то ошибается его нужно исправлять. Затем нужно предложить встать другому и сделать то же самое…»

По мнению Коменского, такое упражнение принесет особую пользу, ибо:

«I. Учитель всегда будет вызывать к себе внимание со стороны учеников»

«II. Преподаватель определеннее убедится в том, что все изложенное им правильно усвоено всеми. Если недостаточно усвоено он будет иметь возможность тотчас исправить ошибки».

«III. Когда столько раз повторяется одно и тоже, то даже наиболее отстающие поймут изложенное настолько, чтобы идти наравне с остальными».

«IV. Благодаря этому столько раз проведенному повторению все ученики усвоят себе этот урок лучше, чем при самом долгом домашнем корпении над ним».

«V. Когда таким образом ученик постоянно будет допускаться, так сказать, к исполнению учительских обязанностей, то в умы вселится некоторая бодрость и увлечение этим учением и выработается смелость с одушевлением говорить о любом высоком предмете перед собранием людей, а это будет особенно полезно в жизни».

Коменский разработал такие требования для принципа обучения и повторения:

1. «Правила должны поддерживать и закреплять практику»

2. «Ученики должны делать не то, что им нравится, но то, что им предписывают законы и учителя».

3. «Упражнения ума будут происходить на специальных уроках, проводимых по нашему методу». «Каждая задача прежде иллюстрируется и объясняется, причем от учеников требуется показать, поняли ли они ее и как поняли. Хорошо также в конце недели устраивать повторения».

Из этих положений видно, что Коменский упражнение и повторение полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. С этой точки зрения многие предложенные им правила не только являются крупным достижением современной Коменскому дидактики, но и поныне сохраняют свое теоретическое и практическое значение.

4) Способы аргументации

Как и любой научный трактат, «Великая дидактика» основана на аргументах. Каждая глава трактата начинается с утверждения, которое подтверждается примером и сопровождается приведенной аналогией. Я рассмотрю это на примере начала трактата, где автор говорит о важности правильно построенной дидактики, и на примере двух глав трактата, где многие способы аргументации построены на основе природосообразности.

Начинается трактат с характеристики пользы дидактического искусства, которая, безусловно, подтверждается примерами: «Правильно построенная дидактика важна:

1. Для родителей, которые до сих пор большей частью были не осведомлены, чего им ждать от своих детей. Они нанимали учителей, обращались к ним с просьбами, задабривали их подарками, даже меняли их также напрасно, как и с некоторой пользой…»[5;11]. Безусловно, родители должны знать чего им следует ожидать от своих детей, насколько они способны к обучению, сколько им требуется внимания со стороны учителей, каковы особенности их восприятия. Не менее важно и родителям принимать участие в формировании интереса к обучению своих детей, выявлению у них определённых способностей или пробелов. «…Но если метод воспитания доведён до безошибочной верности, то результат, на который навсегда надеются, не может с божьей помощью не воспоследовать» [5;11].

2. «Для учителей, большинство которых совершенно не знали, как надо учить, и вследствие этого, желая выполнить свой долг, мучили себя и истощали свои силы трудолюбием и старательностью; стремясь достигнуть успеха то тем, то другим способом, они меняли метод не без тягостной потери времени и трудов.

3. Для учеников, чтобы можно было довести их до вершин наук без трудностей, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя» [5;11]. Здесь автор говорит о том, что процесс обучение не должен быть тягостным не для учителей, не для учеников. Учитель, который грамотно подходит к своей деятельности, в совершенстве владеет педагогическими методами и умет грамотно применять их на практике, который способен выявит способности каждого ученика и умеет делать излагаемый материал доступным и при этом видит результат, он будет доволен своей деятельностью и стремиться к постоянному самосовершенствованию. У учеников тогда появится интерес к школе, к процессу обучения, они будут видеть в своём учителе человека, который всегда готов им помочь без применения насилия.

4. « Для школ, которые при правильном методе не только можно будет сохранять в цветущем состоянии, но и без конца умножать. Ведь они будут поистине местами игр, домами наслаждения и удовольствия. И тогда из какого угодно ученика выйдет учёный (в большей или меньшей степени), никогда не будет недостатка в хороших руководителях школ и научные занятия всегда будут процветать.

5. Для государств — С этим согласно знаменитое выражение Диогена-пифагорейца: «Что составляет основу всякого государства? — Воспитание юношей». Ведь никогда виноградные лозы не принесут полезного плода, если за ними не было хорошего ухода» [5;12]. Здесь говорится о том, что ученики, дети это будущее нашего государства, если будет создана благоприятная обстановка для становления их взрослыми образованными людьми, то они и станут такими, и обеспечат государству достойное будущее. Сравнение с виноградной лозой основано на природосообразности.

Глава VI начинается с утверждения: «Человека, если он должен стать человеком, необходимо формировать». Подтверждается это утверждение примерами, основанными на законе природосообразности:

«Семена не есть ещё плод» — это является примером. Автор также проводит и аналогию:

1. Семена знания, нравственности, благочестия даёт, как мы видели, природа, но она не даёт самого знания, добродетели, благочестия. Это приобретается с помощью молитвы, учения, деятельности. Весьма удачно, поэтому кто-то определил человека как существо, способное к обучению, так как никто не может стать человеком, если его не обучать» [5;16]. Здесь говорится о том, что природа способна наградить каждого человека задатками наилучших качеств с самого рождения. Но эти задатки не могут стать качествами и способностями, если человек не будет заниматься деятельностью и обучением, которые способствуют формированию этих качеств. Природа способна дать лишь семена, а обучение — взрастить из них плоды знания, добродетели и благочестия. Подтверждается это следующим примером и аналогией:

«Человеку врожденно предрасположение к знанию, но не само знание». Аналогия:

2. «Если мы будем рассматривать истинное знание, то богу свойственно знать всё без начала, без преуспевания, без конца — одним простым проникновением. Человеку и ангелу это дать было нельзя, как нельзя было дать и бесконечности и вечности, т.е. свойств божества. Ангелам и людям достаточно преимущества в том, что они обладают остротой ума, которым могут постигать дела божии и таким образом накапливать сокровищницу знания» [5;16].

Автор говорит о том, что человеку, как существу бренному, нельзя было дать с рождения знания. Он должен их получать на протяжении жизни. Образование даёт ему основы знания устройства мира, нравственности, духовности и благочестия. И только получив, накопив, систематизировав эти качества, человек может передавать их последующим поколениям и быть полезным для общества. Пример:

«Чтобы человек стал человеком, он должен получить образование, что доказывается:

1. На примере прочих творений.

2. Итак, пусть никто не думает, что истинным человеком можно стать, не научившись действовать как человек, т.е. не получивши наставления о том, что делает его человеком. Это ясно на примере всей созданий, которые хотя и предназначены быть полезными человеку, но становятся таковыми только будучи приспособленными для этого рукой человека. Так, например, камни даны затем, чтобы служить для постройки домов, башен, стен, колонн и пр., но они служат для этой цели лишь в том случае, если они нами наломаны, отесаны, уложены. Так и жемчужины и драгоценные камни, предназначенные для украшения людей, обрабатываются, шлифуются, полируются людьми; металлы, созданные для важных нужд нашей жизни, нужно добывать, расплавлять, очищать различным способом, отливать и ковать. Без этого от них меньше пользы, чем от земляной грязи. Из растений мы имеем пищу, питьё, лекарства, однако таким образом, что травы и хлеба нужно сеять, окапывать, косить, молотить, молоть, толочь,…, но еще более их нужно обрабатывать самыми разнообразными способами, если что-либо из них должно быть использовано на лекарства или на постройку» [5;17]. Проводя данную аналогию, автор доказывает, что без необходимого для подрастающего поколения воспитания, правильно приложенных определённых усилий, направленных на обучение его и предание ему профессиональных навыков, невозможно получить из него прекрасного, достойного, полезного для общества человека.

Коменский говорит о том, что в воспитании нуждается любой человек, независимо от его природных задатков, либо изъянов, состоятельности и положения в обществе. Здесь он также в качестве аргументов делает утверждения, которые подтверждаются примерами:

1. «В воспитании нуждаются и тупые и даровитые. Вот что следует сказать вообще о том, что образование необходимо всем. Если бы теперь мы обозрели различные качества людей, то мы нашли бы то же самое. Ведь кто бы усомнился в том, что воспитание необходимо людям тупым, чтобы освободить их от природной тупости? Но поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занятым чем-либо полезным, займётся бесполезным, пустым и пагубным.

2. Богатые и бедные. Чем являются богатые и без мудрости, как не откормленными отрубями свиньями, чем являются бедные без разумения вещей, если не ослами, осуждёнными носить тяжести?

3. Начальствующие и починённые. Что касается тех, кто когда-либо должен управлять другими, — царей, князей, магистров, пастырей церквей и учёных, то им прежде всего необходимо проникнуться мудростью, так же как проводнику нужно иметь глаза, переводчику — язык, трубе — звук, мечу острие. Равным образом нужно просвещать и подчинённых, чтобы они умели разумно повиноваться мудрым правителям не по принуждению, не по ослиной покорности, а добровольно, из любви к порядку» [5;19]. Приводя подобные примеры, автор приводит нас к заключению, что воспитание необходимо каждому человеку:

  • «Итак, все без исключения. Итак, пусть будет установлено: всем, рождённым людьми, безусловно, необходимо воспитание для того, чтобы они были людьми, а не дикими животными, не бессмысленными зверями, не неподвижными чурбанами. Отсюда следует и то, что каждый настолько превосходит других, насколько он более других упражнялся» [5;19].

Благодаря приведенным примерам, Коменский делает свои аргументы доступными для читателей. Они является своего рода доказательствами его «педагогических теорем». У читателя появляется возможность сопоставить процесс обучения человека и становления его образованной личностью, например, с процессом выращивания растения, которое впоследствии должно послужить лекарством. Этот процесс предполагает определённых усилий, без которых результат не возможен. То же самое необходимо и для подрастающего человека, которого природа с рождения наградила задатками, но эти задатки невозможно преобразовать в качество без обучения и воспитания.

Для того, чтобы читатель был убеждён в необходимости обучения и воспитания, Коменский делает противопоставления: человека с животного, драгоценного камня и дорожной пыли. Благодаря противопоставлению, мы можем убедиться в том, человек без обучения и воспитания не будет образованным, нравственным и полезным для общества.

В главе XVI, которая повествует об общих требованиях обучения и учения: «…т.е. как учить и учиться наверняка, чтобы не мог не последовать положительный результат» способы аргументации представлены в форме основоположения. Основоположение у Коменского также основано на природосообразности.

Например, 1-е основоположение — основоположение природы. Здесь автор утверждает, что «ничто не предпринимается несвоевременно. Примером у Коменского служит природа:

  • «Природа тщательно приспосабливается к удобному времени. Например, птица, намереваясь размножать своё поколение, приступает к этому делу не зимою, когда всё сковано морозом и окоченело, и не летом, когда от жары всё раскаляется и ослабевает, и не осенью, когда жизненность всего вместе с солнцем падает и надвигается зима, опасная для птенцов, а весною, когда солнце всему возвращает жизнь и бодрость» [5;47]. В данном основоположении автор проводит аналогию весны природной с так называемой весной жизни:

«Итак, мы делаем заключение:

1. Образование человека нужно начинать в весну жизни, т.е. в детстве, ибо детство изображает собою весну, юность — лето, возмужалый возраст — осень и старость — зиму.

2. Утренние часы для занятий наиболее удобны (так как опять утро соответствует весне, полдень — лету, вечер — осени, а ночь — зиме).

3. Все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предполагалось для изучения то, что доступно восприятию в каждом возрасте» [5;48].

Именно на этом примере мы можем убедиться в актуальности основоположения на сегодняшний день. Ведь учебный процесс во всех современных школах начинается с утра, и обучении распределено согласно возрастным особенностям. Чтобы убедиться в целесообразности, достаточно сравнить процесс образования с процессами в природе, на примере птицы.

Во 2-ом основоположении автор утверждает, что материал, создаётся ранее формы, основываясь также на законе природосообразности: «Природа подготавливает себе материал, прежде чем начинает придавать ему форму. Например, птица, намереваясь произвести существо, подобное себе, сперва из капли крови своей вводит внутрь оплодотворяющее семя, затем вьёт гнездо, в которое кладёт яйца, наконец, согревает их высиживанием и даёт оформиться вылупиться птенцам» [5;49]. Автор приводит аналогию материалам, созданным природой и законам последовательности в природе, материальному обеспечению в школах и грамотно выстроенной системе и последовательности в обучении:

«Необходимо:

1. Подготовлять книги и все другие учебные пособия.

2. Развивать ум ранее языка.

3. Никакого языка не изучать из грамматики, а каждый язык следует изучать из произведений подходящих авторов.

4. Реальные учебные предметы предпосылать формальным.

5. Примерами предпосылать правила» [5;50].

Основоположение VIII говорит о том, до окончания дела не следует останавливаться. В качестве примера, Коменский и здесь же приводит птицу: «Птица, например, начиная по природному инстинкту высиживать яйца, не прекращает этого, пока не выведутся птенцы. Если бы она перестала сидеть хотя бы несколько часов, остывший зародыш погиб бы. Даже когда птенцы выведутся, птица не перестаёт их согревать до тех пор, пока не окрепнут и не покроются перьями и не будут в состоянии переносить действие воздуха» [5;56].

В качестве примеров, я привела 3 основоположения, в главе XVI Коменский приводит их девять. Все они основаны на законах природы и сопоставлены с работой школ. В конце главы автор делает заключение, что если всё это правильно соблюдать, то едва ли возможно, чтобы школы не достигли своей цели.

Благодаря приведённым примерам, мы ещё раз можем убедиться, предложенные им правила и на сегодняшний день сохраняют свое теоретическое и практическое значение. А грамотно выстроенные способы аргументации помогают лучшему пониманию его утверждений и является своеобразными их доказательствами.

4. Влияние идей Я.А. Коменского, изложенных в трактате, на последующие поколения педагогических деятелей

Влияние идей Я.А. Коменского чувствуется уже во второй половине XVII в. в педагогических произведениях Российских выдающихся деятелей — Симеона Полоцкого («Обед душевный» и «Вечеря душевная») и Кариона Истомина (создателя букваря «Словено-российских письмен).

С самого начала XVIII века в первых государственных школах, Созданных по указанию Петра I используются в качестве учебников книги Коменского. В школе математических и навигационных наук, руководимой Ферварсоном, была предпринята попытка установить классно-урочную систему.

70-80-е гг. XIX в.- новый этап в изучении, оценке и пропаганде педагогического наследия великого педагога: появляется большое количество монографий и статей, переводится на русский язык «Великая дидактика», используются идей Коменского для улучшения народной школы. Это помогло установлению правильного отношения к педагогическому наследству Коменского, определив значение его педагогических взглядов для разработки вопросов преподавания общеобразовательных предметов. С этого же времени изучение идей Коменского включается в программы и учебники по истории педагогики для учительских и семинарских институтов.

300-летний юбилей Я.А. Коменского, широко отмечавшийся в 1892г. в России и на Западе, дал мощный толчок для дальнейшего продвижения его идей. В эти годы на русском языке издаются отдельными книгами «Великая дидактика» и большинство других произведений Коменского.

Общеизвестно влияние идей Я.А. Коменского на педагогов, просветителей первой четверти XVIII века: его учебные книги на латинском и немецком языках использовались во всех типах учебных заведений России.

Замечательным представителем Петровской эпохи, её идеологом Феофаном Прокоповичем не только наиболее глубоко были развиты идеи Коменского-педагога, но и воплощены им в его практической деятельности.

Взгляды Феофана Прокоповича отличались гуманностью, критическим отношением к суевериям, педагог отстаивал идеи эпохи просвещения. Он утверждал принцип разумности и целесообразности во всем, в том числе и в воспитании, очень важен был принцип последовательности, столь характерный для Петровской эпохи. «Понятность, простота излагаемого материала, доступность — отличительные черты «Первого учения отроком…», в свою очередь почерпнутые и из наследия великого чешского гуманиста. Вышеназванный исследователь пишет, что в изучении латинского и иностранных языков…использовалась методика этого великого славянского педагога и его пособия» (с. 37).

Прогрессивное педагогическое и, уже, дидактическое учение Я.А. Коменского, несомненно, влияло на передовые достижения русской дидактики» [13;34].

Важнейший принцип Я.А. Коменского — природосообразности — нашел отражение в идеях и практике Феофана Прокоповича.

Так, оба философа-гуманиста ратовали за изучение языков. Но «только родному и латинскому языкам нужно уделять такое внимание, чтобы овладеть ими вполне», — утверждает Коменский. В разделе «Изучения языков» книги «Великая дидактика» он тщательно аргументирует это, даёт целую программу по овладению языками, но особенно призывает изучать родной язык в главе, названной «Идея школы родного языка». Феофан Прокопович в «Риторике» (1706г.) дал своё философское толкование, что такое язык. Учёный вопрошает: «Чем бы помог нам разум, если бы мы не могли высказывать нашей мысли?» Логика или диалектика, грамматика, риторика призваны изучать язык всесторонне. В «Первом учении отроком» он призывает учить детей родному языку. Феофан Прокопович ратовал за перевод священных книг на простонародную речь, т.к. старославянский язык к началу XVIII века перестал быть общедоступным для широких общенародных масс. «Выражая глубоко гуманистическое требование о введении в науку, литературу, образование, сферу общественной жизни языка простого народа, Прокопович отдаёт ему не только предпочтение не только перед церковно-словянскими, Но и латинским языком. (В.Я. Ничик. «Феофан Прокопович. М., 1977г., с. 109)» [13;34].