» Формирование педагогической культуры родителей младших школьников»

Курсовая работа

На сегодняшний день тема повышения педагогической культуры родителей младших школьников является актуальной. От знаний психолого-педагогических основ зависит полноценное всестороннее развитие детей, соответствующее требованиям, которые выставляет общество. «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», писал В.А. Сухомлинский [38].

В последние годы нередко можно заметить взаимные претензии родителей и школы друг к другу в аспекте воспитания и образования детей. Не всегда сторонами осознаётся степень значимости консолидации усилий в процессе воспитания и образования детей. Зачастую родительские собрания проводятся лишь для того, чтобы ознакомить родителей с отметками их детей и сообщить о необходимости сдачи денег на какие-либо нужды (ремонт, охрана).

Это является одним из факторов отказа родителей посещать родительские собрания и другие мероприятия в школе, следовательно, никакого диалога между родителями и коллективом школы не выстраивается.

А ведь семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Вот почему при большом многообразии обязанностей работа школы с семьей столь значительна в педагогической деятельности. Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях и добьётся более ощутимых результатов в воспитании учащегося.

Возможности родителей создать в семье благоприятные условия для развития ребёнка зависят от развития и углубления их педагогических представлений. При этом значительную роль повышения уровня знаний играет образовательное учреждение. Этот факт дает нам основание считать позитивную динамику уровня педагогических знаний родителей показателем эффективности воспитательного процесса в школе, показателем его результативности.

Среди факторов, влияющих на формирование педагогической культуры родителей младших школьников, выделяются:

— взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

— соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

— учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

18 стр., 8647 слов

Физическое воспитание детей — дело всего педагогического коллектива

... физической культуры Под коллективом физической культуры ставятся следующие задачи: всемерно содействовать воспитанию ... педагогическим коллективом подготовку и сдачу норм государственных тестов. Комиссия по спортивным мероприятиям организует внутришкольные соревнования, помогает учителю физической ... организации массовой спортивно-оздоровительной работы среди детей и подростков по месту жительства, ...

— сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

— взаимосвязь разных форм работы с родителями;

— одновременное влияние на родителей и детей;

— обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Исследованиями в области необходимости повышения педагогической грамотности родителей занимались Ж. Ж. Руссо [34], И.Г. Песталоцци [28], наши соотечественники А.И. Герцен [8], Н.А. Добролюбов [9], Н.И. Пирогов [32], К.Д. Ушинский [40], П.Ф. Лесгафт [22], П.Ф. Каптерев [12] и другие.

Взаимодействия семейного и общественного воспитания прослеживались в работах В. А. Сухомлинского, который считал, что успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры [38].

Обновление, преобразование, происходящее в системе образования, его демократизация, вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей. Повышение педагогической грамотности родителей рассматривается как профессиональная задача педагогов. Одним из главных недостатков по данной проблеме является некомпетентность педагогов по данному вопросу, и недостаточная выявленность эффективных психолого-педагогических условий формирования педагогической культуры родителей младших школьников.

В связи с этим можно выделить противоречие между необходимостью повышения педагогической культуры родителей младших школьников для успешности в обучении и развитии учащихся и несовершенством компетентностей педагога в работе с родителями с целью повышения их педагогической культуры.

Проблема исследования:, Цель исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования:, Гипотеза исследования:

Формирование педагогической культуры родителей младших школьников будет успешным, если:

— организация работы с родителями младших школьников осуществляется на основе дифференцированного подхода;

— соблюдаются педагогические принципы взаимодействия семьи и школы;

— обеспечивается многообразие содержания и форм педагогического просвещения родителей младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Выявить психолого-педагогическую сущность формирования педагогической культуры родителей младших школьников.

  2. Определить особенности формирования педагогической культуры родителей младших школьников.

    20 стр., 9580 слов

    "Развитие коммуникативной культуры младших школьников в проектной деятельности"

    ... развитие коммуникативной культуры младших школьников. Гипотеза: Методологические основы: Многоплановое психолого-педагогическое исследование проблемы развитие Методы исследования: Теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы - синтез - обобщение Эмпирические - педагогический ...

  3. Выявить критерии, показатели, уровни сформированности педагогической культуры родителей младших школьников.

  4. Проанализировать педагогический опыт формирования педагогической культуры родителей младших школьников.

  5. Выявить эффективные психолого- педагогические условия формирования педагогической культуры родителей младших школьников.

Методы исследования:, Теоретическая значимость исследования, Практическая значимость исследования

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитании подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склоняются в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Ещё до революции ряд таких известных педагогов, как К. Д. Ушинский [40], П. Ф. Лесгафт [22] и другие, считали, что воспитание ребёнка должно осуществляться до семи лет в семье. К. Д. Ушинский говорил о том, что родители должны иметь педагогические знания, для чего следует изучать педагогическую литературу [40].

Оценивая воспитательные возможности школы, А. С. Макаренко подчёркивал, что «организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей» [23].

За необходимость оказания родителям педагогической помощи выступали и такие педагоги, как Е. А. Аркин [1], В.А. Мижериков [24] и др. Н. В. Шелгунов в своих «Письмах о воспитании» призывал: «Изучайте человека, изучайте общество, думайте в гражданском направлении, и вы воспитаете в своих детях таких людей, в которых нуждается жизнь» [46].

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, которые немыслимы без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры [37].

В наше время идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно – правовых документов, в том числе в Законе «Об образовании» [41].

Так, в законе «Об образовании» записано, что « родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте» [41].

Человечество давно пришло к пониманию необходимости специальной подготовки родителей к воспитанию детей. Развернутое научное и практическое обоснование подобные мысли получили в трудах великих педагогов и мыслителей. Первую программу подготовки матерей к воспитанию и обучению маленьких детей дал Я.А. Коменский в книге «Материнская школа» [16].

Аналогичные мысли о зависимости семейного воспитания от подготовленности родителей высказывали Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци [28], наши соотечественники А.И. Герцен [8], Н.А. Добролюбов [9], Н.И. Пирогов [32], К.Д. Ушинский [40], П.Ф. Лесгафт [22], П.Ф. Каптерев и другие [12].

10 стр., 4931 слов

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников ...

... работы. Приложение дополняет материалы теоретического и эмпирического исследования графиками, таблицами и схемами. I. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения адаптации младших школьников ... столько в рамках педагогики, сколько с позиции педагогической и медицинской, а в последнее время ... чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия [17 ...

Попытку осуществить практическую подготовку матерей к воспитательной деятельности сделал Ф. Фребель [43].

По мнению Е.В. Бондаревской [6], О.В. Кучмаевой [21], педагогическая культура — это часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления, становления) личности.

Как отмечает О.Н. Олейникова, в отечественной педагогике понятие «педагогическая культура» и ее структура традиционно рассматриваются в контексте исследований проблем личности и профессиональной деятельности учителя. Анализируя такое богатство понимания культурологического феномена, можно выделить три философских подхода к пониманию феномена культуры: аксиологический, деятельностный и личностный. Согласно аксиологическому подходу, культура понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством. Деятельностный подход к культуре выражается в толковании культуры как специфического способа деятельности, как способа реализации творческих сил и способностей человека в конкретной деятельности, производимой с точки зрения общественной значимости. Особенность третьего — личностного подхода — выражается в том, что культура представляется как некоторое свойство личности, проявляющееся в способности к самоконтролю, творческой реализации своей деятельности, мыслей, чувств [26].

В.А. Мижериков и М.Н. Ермоленко рассматривают педагогическую культуру как «уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности». При этом в содержание педагогической культуры авторы включают аксиологический, технологический, эвристический и личностный компоненты [24].

Е.И. Видт дает следующее определение «педагогическая культура — это исторически развивающаяся программа социального наследования, включающая в себя социально-педагогический идеал; адекватные ему формы, методы его достижения; и субъекты, структурированные в определенное педагогическое пространство». Это определение включает в себя не только понятия о целях образования и соответствии им форм и методов их достижения, о субъектах педагогической культуры. Принципиально важно здесь указание на принадлежность к определённому педагогическому пространству и на способность к постоянному развитию [7].

Субъектами педагогической культуры, при таком подходе, являются: род, община, семья, государство, общество, учитель, родители. В свою очередь они представлены определенными структурными единицами: общинный суд; цеховые органы регулирования вопросов образования и воспитания; государственные органы управления (от инспектора до министра) и, наконец, общественные органы (попечительский совет, родительский комитет, общественные педагогические организации и т.п.).

4 стр., 1857 слов

Трудовое воспитание в семье

... А.С. Макаренко в трудовом воспитании детей в семье считал, что следует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы ...

На основе сущностного анализа понятия «педагогическая культура» выделяют следующие уровни:

— реликтовый — включает в себя педагогические установки, нормы, способы и формы педагогического процесса, вызванные к жизни предшествующей эпохой. Это продукт традиционной культуры и основывается на том, что воспитание идет «по памяти» (реликто — память), т.е. посредством проигрывания сценария собственного детства на своих детях. Реликтовый уровень реализуется, прежде всего, деятельностью непрофессиональных педагогов: родители, бабушки, дедушки, няни, тетушки, «улица» и т.п.;

— актуальный — обеспечивает реальное функционирование педагогического пространства, выстроенной по требованиям актуального социального заказа, где содержание, форма и структура отвечают принципу «здесь и теперь». Это педагогические преобразования внутри системы, выдерживающие жесткие нормы, требования, правила на предмет «чему учить» и «как учить» в конкретных условиях. Это уровень функционирования образования. Его реализует широкая организованная, профессиональная педагогическая практика, т.е. система дошкольных, школьных, средних и высших профессиональных учреждений, а так же система дополнительного образования.

Таким образом, субъектами актуального уровня в первую очередь является государство;

— потенциальный — содержит педагогические программы, обращенные в будущее. Это собственно педагогическая инноватика, цели которой — подготовка образовательной системы к требованиям завтрашнего дня. Часто эти программы не оцениваются по достоинству современниками, которые не могут увидеть этого «завтра» или в силу своего функционала не приветствуют принципиальных нововведений, так как они не соответствуют актуальным нормам [40].

Передача культуры от поколения к поколению включает освоение накопленного человечеством опыта. Следует отметить, что культурная преемственность осуществляется не автоматически: необходима организация системы воспитания и образования, основанная на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности.

Прямая функция семьи как социального института — обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей [11].

Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях.

Таким образом, анализ литературных источников показал, что педагогическая культура сложный исторически сложившийся феномен, отражающий ценностные ориентиры семьи, мастерство и талант педагога, где педагогическая культура родителей, рассматривается как педагогическая подготовленность и зрелость их как воспитателей, как один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников.

    Эффективность семейного воспитания, полноценное психическое и личностное развитие ребенка зависит от уровня психолого-педагогической культуры родителей, от степени сформированности тех или иных элементов ее структуры. Недостатки и пробелы компетентности родителей в вопросах семейного воспитания ведут к необходимости оказания квалифицированной помощи родителям в развитии, воспитании и обучении подрастающего поколения. Основной целью такой помощи является коррекция и устранение ошибок семейного воспитания, формирование и совершенствование психолого-педагогической культуры родителей [9].

    16 стр., 7747 слов

    Разработка и модели педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ...

    ... модель педагогического сопровождения семьи с ребенком-инвалидом. В данной курсовой работе были использованы работы - Антонова А.И, Олиференко Л.Я.,Шульга Т.И.,Холостова Е.И и др. В которых рассматриваются проблемы семей имеющих детей с ...

    Если рассматривать педагогическую культуру родителей как педагогическую подготовленность и зрелость их как воспитателей, которая дает реальные положительные результаты в процессе семейного и общественного воспитания детей. То это и будет являться составной частью общей культуры родителей, в которой заложен опыт воспитания детей в семье, приобретенный разными категориями родителей непосредственно в своей стране, других странах, а также взятый из народной семейной педагогики.

    Данное определение позволяет выделить следующие основные компоненты педагогической культуры:

    — педагогическая подготовленность родителей или определенный объем педагогических, психологических, медицинских, экономических и некоторых других знаний;

    — практические умения родителей по воспитанию детей;

    — умение родителей решать разнообразные педагогические задачи, умение использовать опыт воспитания детей предыдущих поколений.

    Критериями педагогической культуры родителей могут служить:

    — их умения учитывать возрастные особенности детей (находить верный тон в отношениях с ними в зависимости от возраста);

    — способность выявлять и объективно оценивать их положительные и отрицательные черты;

    — стремление к педагогическому самовоспитанию;

    — сотрудничество со школой и другими воспитательными институтами;

    — интерес к положительному опыту воспитания детей в других семьях и желание использовать его на практике;

    — достижение единых требований к детям

    Неотъемлемой частью педагогической культуры родителей является ее воспитательный потенциал.

    Решение проблемы повышения воспитательного потенциала семьи, как показывает практика, может быть обеспечено лишь в процессе педагогически целесообразного взаимодействия семьи и школы. Под воспитательным потенциалом семьи следует понимать совокупность имеющихся средств и возможностей для формирования личности ребенка, как объективных, так и субъективных, реализуемых родителями как сознательно, так и интуитивно [11].

    Как известно, какова семья, её воспитательные возможности, таков и выросший в ней ребенок. Как правило, дети, воспитывающиеся в атмосфере любви и понимания, растут счастливыми, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками, трудностей с обучением в школе и, наоборот, нарушение детско-родительских отношений отрицательно сказывается на становлении личности ребенка, ведет к формированию различных психологических проблем.

    23 стр., 11130 слов

    Психолого-педагогическая поддержка детей младшего дошкольного ...

    ... детей. 2. Эмпирические: диагностические задания в рамках эксперимента; анкетирование родителей, воспитателей групп; педагогический ... человека, к особенностям физических стимулов, ... воспитания; реализуется комплекс условий, способствующих развитию адаптивных умений ребенка. ... квалификационной работы — «Психолого-педагогическая поддержка детей младшего ... дети проживающие в многодетных семьях, в семьях ...

    Критериями оценки воспитательного потенциала семьи являются:

    — возможность семьи удовлетворить социально-психологические потребности личности;

    — уровень педагогической культуры родителей;

    — характер взаимоотношений в семье;

    — способность семьи обратиться за помощью в случае критических ситуаций к различным социальным институтам.

    Определяют следующие уровни воспитательного потенциала семьи:

    — высокий уровень: в семье полностью удовлетворяются социально-психологические потребности каждого её члена, создан домашний очаг. Во внутрисемейных отношениях доминируют взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения, господствует положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг. У родителей достаточно высокий уровень педагогической культуры, они владеют системой педагогических знаний, умеют применять их в практике семейного воспитания. В случае критических ситуаций способны обратиться за помощью к различным социальным институтам, в том числе к школе;

    — средний (критический) уровень воспитательного потенциала. В семье родители стремятся удовлетворить социально-психологические потребности, свойственные ребенку, но сам ребенок не ощущает того, что он любим своими родителями всегда, и в случае сложных жизненных ситуаций получит поддержку и одобрение. Внутрисемейные отношения характеризуются взаимопониманием между родителями, в отношении ребенка часто применяется авторитарный стиль общения. Родители имеют достаточный уровень общей культуры, но не всегда способны трансформировать свой опыт и знания в практику семейного воспитания. В случае критической ситуации семья старается разрешить свои проблемы самостоятельно;

    — низкий уровень. В семье почти не удовлетворяются социально-психологические потребности её членов, никто из состава семьи не считает, что он уважаем, ценим, любим и может рассчитывать на дружескую поддержку. В таких семьях ослаблена нравственная и трудовая атмосфера, присутствует постоянная конфликтность, нервозность в отношениях.

    Основными целевыми установками родителей в этом плане являются:

    — получение ребенком соответствующего образования;

    — формирование определенных нравственных качеств;

    — подготовка к будущей трудовой и профессиональной деятельности;

    — подготовка к выполнению будущих семейных ролей [33].

    Таким образом, раскрывая особенности формирования педагогической культуры родителей младших школьников, можно сделать вывод, что формирование педагогической культуры осуществляется в двух направлениях – это педагогическое просвещение родителей и включение родителей в педагогическую деятельность. Должно выстраиваться на основе критериальной оценки уровней воспитательного потенциала семьи и выявлении степени осознания и реализации целей воспитания, совпадающих с социальными запросами, предъявляемые обществом на сегодняшний день.

    25 стр., 12283 слов

    Воспитание культуры поведения и дружеских чувств у детей старшего ...

    ... возраста; раскрытие понятия "культура поведения", "нормы поведения"; раскрыть методику воспитания культуры поведения, отношений детей старшего дошкольного возраста; разработать перспективный план по воспитанию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста и реализовать его в педагогическом процессе дошкольного образовательного ...

      Если определять педагогическую культуру родителей, как способность родителя видеть реальную ситуацию, в которой растет и развивается его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять для развития ребенка в благоприятную сторону на основе знаний возрастных особенностей ребенка, эффективных методов взаимодействия с ним, на основе самопознания и рефлексии родителя, то ее можно рассматривать как интегрированное качество, объединяющее в себя ряд компонентов, которые формируют у родителей единое знание о целях воспитания и развития ребенка [33].

      На основе анализа исследований Р.В. Овчаровой [25], В.В. Селиной [35] в структуре педагогической культуры выделяют: мотивационный, личностный, гностический (когнитивный), организаторский, конструктивный, коммуникативный, эмоционально-ценностный, рефлексивный, ориентированный компоненты.

      Несмотря на многообразие выделенных компонентов педагогической культуры родителей в содержании выделяют обязательное наличие мотивационной составляющей, личностных качеств, знаний, умений, навыков, в том числе коммуникативных.

      В структуре педагогической культуры родителей мы выделим когнитивный, операционный, коммуникативный, рефлексивный, эмоциональный компоненты и кратко охарактеризуем их.

      Таблица 1

      Характеристика критериев, показателей и средств диагностики сформированности педагогической культуры (грамотности) родителей младших школьников

      Анкета «Стили и методы воспитания ребенка в семье» Л.П. Жлобова.(Приложение 1)

      Тест «Какой я родитель?»

      (Приложение 2)

      Операционный

      умения организовать жизнь и занятия детей в семье, организовать семейный труд и отдых

      Тест «Я и мой ребенок» Л.П. Жлобова (Приложение 4)

      Тест «Какой я родитель?»

      А.М. Щетинина (Приложение 2)

      Методика «Неоконченные предложения» А.М. Щетинина (Приложение 5)

      Тест «Взаимодействие родитель-ребенок» (Приложение 3)

      умение диагностировать способности, интересы и склонности ребенка

      умение создавать благоприятный психологический климат в семье

      владение методами, приемами, формами воспитательного взаимодействия с ребенком

      Коммуникативный

      умение понимать детей и других членов семьи

      «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера (Приложение 6)

      Тест «Какой я родитель?» (Приложение 2)

      Тест «Взаимодействие родитель-ребенок» (Приложение 3)

      22 стр., 10900 слов

      «Замещающая семья как форма устройства детей-сирот и детей, ...

      ... является замещающая семья. Предмет исследования – замещающая семья как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для реализации цели исследования были изложены следующие задачи: 1. Рассмотреть различные типы приемных семей. 2. ...

      терпимость к иному мнению

      умение выражать психофизическое состояние и мысли

      умение предупреждать и решать конфликты

      Рефлексивный

      умение анализировать собственные действия и состояния

      Тест «Какой я родитель?» (Приложение 2)

      Методика «Неоконченные предложения» А.М. Щетинина (Приложение 5)

      Тест «Взаимодействие родитель-ребенок» (Приложение 3)

      оценивание причин успехов и неудач, ошибок и затруднений, возникающих в ходе семейного воспитания

      умение владеть собою в сложных ситуациях

      умение понять состояние ребенка по малоприметным особенностям его поведения

      умение видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь в их разрешении

      Эмоциональный

      способность родителей к эмпатии, сопереживанию, сочувствию

      Тест «Какой я родитель?» (Приложение 2)

      Таблица 2

      Характеристика уровней сформированности педагогической культуры (грамотности) родителей младших школьников

      Уровень педагогической культуры родителей зависит от уровня их образования и общей культуры, от индивидуальных особенностей (способностей, темперамента, характера), определяется богатством жизненного опыта, уровнем собственной воспитанности.

      Факторы, влияющие на уровень педагогической культуры родителей:

      — тип семьи (полная, неполная, нуклеарная, расширенная);

      — возраст родителей;

      — уровень образования и профессиональная принадлежность;

      — социально-экономическое положение семьи;

      — родство (являются ли родители родными или нет);

      — тип и стиль взаимоотношений в семье;

      — возрастные особенности ребенка.

      Образование родителей происходит на протяжении всей жизни человека. Являясь процессом сложным и длительным, оно имеет несколько составляющих:

      — латентную, скрытую — когда ребенок впитывает те отношения, приемы, способы, которыми его воспитывают, а потом, становясь взрослым, человек воспроизводит те самые способы и приемы, которые запечатлелись в его памяти;

      — традиционную, принятую в данной культуре, т.е. связанную с передачей знаний, необходимых для жизнеобеспечения ребенка, осуществляющуюся, как правило, прямым научением или научением традиционными способами (для городской культуры — часто через книги и средства массовой коммуникации);

      — ситуативную, связанную с передачей родителям необходимых знаний, что осуществляется часто посредством советов и консультаций, в том числе со знакомыми, родными, врачами, воспитателями, психологами и педагогами;

      — рефлексивную, которая обеспечивает анализ многомерных процессов жизненной реальности, последствий предпринятых родителями действий и в которой ребенок рассматривается как самостоятельный субъект отношений [19].

      Таким образом, выделив компоненты педагогической культуры родителей с показателями этих компонентов, при помощи средств диагностики, мы выделили три уровня ее сформированности. Высокий уровень показывает компетентность родителей, как педагогов-психологов, что будет показывать высокие результаты становления гармонично развитой личности. Низкий уровень педагогической культуры отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности современных детей. Родители с низким уровнем педагогической культуры некомпетентны в вопросах семейного воспитания, не знакомы с закономерностями развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, четко не представляют цели семейного воспитания, не видят оптимальные пути достижения этих целей, воспитывают собственных детей подобно тому, как воспитывали их самих, не учитывая изменившиеся социокультурные условия.

        С целью изучения формирования педагогической культуры родителей младших школьников, перед нами стала задача познакомиться с педагогическим опытом других педагогов и провести анализ их работы.

        В Российской педагогической энциклопедии педагогический опыт определяется как «совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; один из источников развития педагогической науки» [27].

        Встречаются и другие определения этого понятия. Так, по мнению Э. И. Моносзона, педагогический опыт — это практическая педагогическая деятельность и результат этой деятельности, выражающийся в качестве личности воспитуемого, обучаемого [42].

        М. Н. Скаткин различает понятие педагогического опыта в широком смысле, определяя его как практику обучения и воспитания, и в узком — как мастерство педагога, приобретенное в результате более или менее длительной работы (синоним опытности) [42].

        Основное внимание ученых, как правило, всегда направлено на критериальную сторону внедрения передового педагогического опыта. Если свести воедино все признаки, по которым педагогический опыт относят к передовому, то образуется достаточно широкий их комплекс.

        Критерии (требования, признаки, показатели и т. д.), которым должен удовлетворять передовой педагогический опыт:

        — актуальность и перспективность;

        — новизна в постановке целей, отборе содержания, выборе средств и форм организации педагогического процесса;

        — соответствие основным положениям современных социальных наук;

        — устойчивость и стабильность достижения положительных результатов;

        — возможность творческого применения опыта в сходных условиях, его переносимость на другие объекты;

        — оптимальное расходование сил, средств и времени педагогов и обучающихся для достижения положительных результатов [17].

        Е.Ю. Бихметов дополняет названные критерии еще тремя: создание целостной системы всестороннего развития личности обучающегося; открытие новых педагогических фактов и явлений и создание новых педагогических ценностей [5].

        В своей статье «Как организовать работу с родителями» Е.В. Тишина, учитель начальных классов с. Степное, рассматривает начальную школу, как особый мир [39].

        Учитель начальных классов – это одна из самых благородных, чистых и трудных профессий. Заложенные в детские годы основы культуры, нравственности, знаний определяют в дальнейшем характер и судьбу маленького человека. Девятнадцатилетний стаж работы в школе подвел к выводу, что главное в работе учителя – это искренняя любовь к профессии, душевная чуткость, забота о детской радости, дружная, творческая атмосфера, определяющая уклад жизни и стиль отношений в коллективе.

        Одна из целей деятельности учителя – сделать так, чтобы семья положительно влияла на школьника, а это не всегда простое дело. Одним из путей ее достижения является объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы с учащимися.

        Установление тесного контакта с родителями позволяет правильно оценить характер влияния семьи на личность ученика, выявить тенденции его развития, обусловленные этим влиянием, определить положительные и слабые стороны семейного воспитания, найти формы и методы индивидуальной помощи каждой семье.

        Начинается эта работа с первого родительского собрания, где учитель призывает родителей к согласованной работе, дает некоторые рекомендации. В свою очередь, они пишут, какую помощь они могут оказать классу, школе; высказывают пожелания по организации жизни детей. В начале учебного года родителей (по желанию) разбивают на четыре группы («Творчество», «Наш дом», «Музей оживших фотографий», «Собеседник»), где каждая занимается решением определенных задач. Грамотно, с учетом особенностей семейных взаимоотношений и взглядов, составляются памятки, помогающие родителям в организации учебной деятельности младших школьников.

        Работа с родителями ведется по двум направлениям: углубление их психолого-педагогических знаний и вовлечение в учебно-воспитательный процесс.

        Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс рассматривается в статье другого учителя начальных классов г. Чердынь, В.Г. Бессоновой [4].

        В начальной школе практически невозможно без помощи родителей научить ученика, а тем более раскрыть его индивидуальность. Семья – первый коллектив ребенка, и успех его воспитания во многом зависит от атмосферы в ней. Основной упор делается на родительские собрания, которые проводятся в нетрадиционных формах, с разнообразной тематикой, в непринужденной обстановке, с использованием качественно подобранных методик психолого-педагогической работы учителя, с использованием игр, направленных на выявление качеств личности и раскрепощению родителей.

        В статье «Эффективные формы взаимодействия педагога с родителями учащихся» к.п.н. доцента кафедры педагогики и психологии начального образования Т.А. Креславской, родители и педагоги являюся воспитателями одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным, когда они станут союзниками [19].

        В основе союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс. В последнее время большой вес приобретают нетрадиционные формы взаимодействия, способные вызвать живой интерес к проблемам и найти подходящие решения в оперативном режиме.

        Например, одной из таких дискуссионных форм общения родителей и педагогов является родительский ринг, который предоставляет возможность родителям либо утвердиться в правильности собственных методов воспитания, либо провести ревизию своих мыслей, осмыслить, что они делают верно, а какие шаги не следует предпринимать.

        Перечисляя наиболее распространенные проблемы в отношениях семьи и образовательной организации, можно выделить:

        — нехватка у родителей времени на общение с детьми ввиду черезмерной занятости;

        — тревожное, пессимистическое настроение людей;

        — увеличение числа неполноценных семей;

        — отстраненность родителей от школьной жизни ребенка;

        — слабое доверие школе и негативное отношение к школьному воспитанию;

        — низкий уровень духовной культуры родителей.

        Используя тонкий психологический и этически выверенный подход, каждый педагог должен найти точки соприкосновения с родителями, что непросто осуществить, поскольку родители, как правило стоят в защитно-оберегающей позиции, но учитель может сделать это, опираясь на правила эффективного взаимодействия с родителями. К ним относятся: забота о развитии ребенка; уважительное отношение к родителям, невзирая на их социальный статус и прочие общественные штампы; соблюдение такта с указанием конкретных направлений развития личности воспитанника; открытость взаимодействия и его оптимистическая направленность.

        Таким образом, проведя анализ статей, мы можем сделать вывод о том, что работа с родителями строится по одним и тем же принципам: на любви к детям, на сплочение родительского коллектива, вовлечение их в совместную деятельность и использовании разнообразных форм взаимодействия педагога и родителей. В работе педагогов просматривается деятельностный и личностный подходы, выражающиеся в таких немаловажных факторах, как компетентность в вопросах психологии и педагогики и творческой активностью педагога. Соблюдаются показатели, которым должен удовлетворять, педагогический опыт, выражающиеся в актуальности, новизне в постановке целей, отборе содержания, выборе эффективных средств и форм организации педагогического процесса, с учетом особенностей семейного воспитания и степени развития личности в целом.

        «Квалифицированный педагог, компетентные родители – залог успешности младшего школьника».

        «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени и труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». В.А. Сухомлинский [38].

        Теоретическое понимание процесса и особенностей формирования педагогической грамотности родителей младших школьников, рассмотренных в первых двух параграфах, основано на знании и учете всего набора потребностей семей и общества и организации условий по удовлетворению этих потребностей.

        На современном этапе социальному воспитанию мешает зачастую слабое знание родителями основ педагогики, их неумение планомерно организовывать воспитательный процесс. Поэтому перед школой стоит задача углублять взаимодействие с семьёй, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. В связи с этим возрастает значение работы педагога в школе по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов.

        Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его воспитание и развитие. Педагоги и родители должны стать союзниками и единомышленниками, согласованно решать проблемы воспитания.

        Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.

        В третьем и четвертом параграфах мы выделили уровни сформированности педагогической культуры родителей младших школьников. Рассмотрели педагогический опыт современных педагогов по проблеме исследования, и сделали вывод, что опыт их педагогической деятельности по вопросу формирования педагогической культуры родителей младших школьников, основан на алгоритме выстраивания отношений с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической готовности, с необходимостью развития и обучения родителей по вопросам их некомпетентности по каким-либо вопросам педагогической грамотности, так как от их компетентности будет во многом зависеть не только гармоничное развитие их ребенка, но и качество образовательного процесса.

        Таким образом, воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей в вопросах психолого-педагогических знаний, которое основывается на выверенных наукой требований учета особенностей семейного воспитания и личностных качеств участников педагогического процесса. Каждая семья по своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств, нуждается в квалифицированной педагогической помощи.

        Дифференцированный подход при организации работы с родителями по педагогическому просвещению является одним из основных требований успешного формирования педагогической грамотности родителей.

        Дифференцированный подход — это выстраивание работы с учетом индивидуальных особенностей семьи: семейного микроклимата, социального статуса, уровня педагогических и психологических знаний и умений, степени заинтересованности жизнью школы [27].

        Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

        Вторая, и не менее важная задача — вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие педагогов и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др.

        Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:

        — изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей классного коллектива;

        — группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса;

        — составление программы совместных действий педагога и родителей;

        — анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

        Дифференцированный подход при организации работы с родителями — необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода педагогов к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются:

        • взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

        — соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

        — учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

        — сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

        — взаимосвязь разных форм работы с родителями;

        — одновременное влияние на родителей и детей;

        — обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

        Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье [20].

        Дифференциация должна проводиться на основе тестирования, анкетирования, по определенной программе изучения семьи:

        1. Структура семьи (сколько человек, возраст, образование, профессия), психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения).

        Для этого необходимо проведение педагогом индивидуальных консультаций с родителями школьников, использование различных методик (Анализ семейного воспитания (Эйдемиллер, Юстицкис) , рисуночные методики “Моя семья”, ”Мой дом” и т.п.)) (Приложение 6,7).

        2. Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают — положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.

        3. Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка.

        4. Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания), участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организационной, коммуникативной).

        После изучения семей необходимо составление “социального паспорта” с целью корректировки педагогического воздействия (Приложение 9).

        Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи — дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей [18].

        Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы: (анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, наблюдение, моделирование игровых моментов и проблемных ситуаций) (Приложение 8).

        В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, педагогической и психологической просвещенности родителей необходимо применение разнообразных форм работы. Работа с родителями должна проводиться активно, применяться не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей [29].

        Так же можно дифференцировать работу, разделив родителей на две большие группы: так называемые гармоничные семьи (талантливые, активные семьи; семьи благополучные в психолого-педагогическом отношении) и проблемные семьи (требующие длительной помощи кризисные семьи; семьи групп риска).

        К последним можно отнести следующие:

        — семьи с детьми-инвалидами;

        — многодетные семьи;

        — опекунские семьи;

        — неполные семьи;

        — малообеспеченые семьи;

        — неблагополучные семьи.

        В зависимости от проблем, возникающих в семьях, выбирается та или иная тематика мероприятий.

        Анализ работы педагогов с родителями в школьных учреждениях часто показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества школы и семьи в нем имеются и недостатки. Среди них самыми распространенными являются:

        — педагоги не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы;

        — содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно, при выборе методов сотрудничества воспитатели не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;

        — довольно часто педагоги, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.

        Причины этого — недостаточное знание специфики семейного воспитания, неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей, особенности воспитания детей и соответственно с этим проектировать свою деятельность по отношению к родителям и детям. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.

        Для системной работы по изучению семьи можно разработать план, можно использовать рекомендации учёных В.В. Котырло и С.А. Ладывир [42]:

        1. Состав семьи, профессии, образовательный уровень родителей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребёнка.

        2. Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи:

        — дружелюбный тон общения друг к другу;

        — изменчивый, противоречивый характер отношений;

        • своеобразная автономность каждого члена в семье.

        3. Уровень психолого-педагогических знаний, практических умений родителей:

        — наличие определенных знаний и готовность к их пополнению, углублению;

        — ограниченность знаний и податливость к педагогическому просвещению;

        — низкий̆ уровень знаний и негативное отношение к их приобретению.

        4. Особенности воспитательных воздействий:

        — участие всех взрослых в воспитании, степень согласованности воспитательной деятельности;

        — непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную функцию;

        — отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия, условий для полноценного развития ребенка.

        5. Организация современных форм деятельности в семье:

        — общность во всех семейных делах, вовлечение ребенка в семейные дела, заботы;

        — распределение обязанностей среди взрослых, эпизодическое привлечение ребенка к семейным делам;

        — разобщенность взрослых в семейных делах, изоляция ребенка от семейных дел и забот.

        6. Отношение семьи к образовательному учреждению:

        — высоко оценивают возможности образовательного учреждения и готовы сотрудничать;

        — не видят необходимости сотрудничества;

        — перекладывают все воспитательные функции на образовательное учреждение, к сотрудничеству не готовы;

        — безразлично относятся к образовательному учреждению, воспитанию собственного ребёнка.

        Таким образом, мы можем сделать вывод, что повышения педагогической культуры родителей младших школьников можно достичь через реализацию разных форм и методов работы школы с родителями, используя дифференцированный подход, который предусматривает выстраивание работы с учетом индивидуальных особенностей семьи.

        Несомненно, что школа и семья сегодня являются основными социальными институтами, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Одним из начальных этапов построения образовательного взаимодействия является определение педагогических принципов сотрудничества между семьей и школой.

        Принцип (от лат. cлова principium — начало, основа) — это основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, теоретической программы; внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения в деятельности [14].

        Согласно Г.М. Коджаспировой, «принципы общения семьи и детских образовательных учреждений — сотрудничество, взаимодействие, доверие, взаимоуважение; взаимопомощь и взаимоподдержка; терпение и терпимость» [14].

        Л.В. Байбородова [42], считает, что формирование сотруднических отношений между педагогами и семьей — длительный процесс, успешность которого зависит от того, как будут реализованы следующие принципы:

        1. Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.

        2. Организация совместного творчества учителя, учащихся и их родителей.

        3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей.

        4. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей.

        5. Управление взаимодействием детей и родителей [42].

        Анализ работ, посвященных проблемам взаимодействия семьи и школы и многолетняя экспериментальная работа по осуществлению сотрудничества педагогов и родителей позволили выделить основные принципы, на которых базируется процесс формирования сотруднических отношений между педагогами и семьей. К ним относятся:

        — принцип обеспечения эмоциональной безопасности родителей;

        — принцип социального партнерства;

        — принцип полилога;

        — принцип гуманизации.

        Первый принцип — обеспечение эмоциональной безопасности родителей. Особенности взаимодействия родителей и школы таковы, что, как правило, школа ассоциируется у родителей с опасностью, тревогой и чувством вины. Важно понимать, что, находясь в этих состояниях, родитель закрыт для конструктивного сотрудничества, все его душевные силы уходят на обеспечение психологических защит. Для родителей важно осознавать, что образовательная среда для них комфортна и не способна причинить им вред. Психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой «большинство участников имеют положительное отношение к ней и которая характеризуется высокими показателями индексов удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия – неуважения, недоброжелательного отношения, неприятия, критики, публичного оскорбления, унижения достоинства, обвинений, угроз, игнорирования, изоляции, чрезмерных требований и принуждения — и психологической травмы».

        Реализация этого принципа требует:

        — создание спокойной, доброжелательной атмосферы, располагающей к диалогу;

        — взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

        — возможность обменяться мнениями, переключиться, пошутить;

        — учет личных проблем и затруднений родителей в воспитании детей;

        — внимание к просьбам и предложениям со стороны родителей;

        — способность к оказанию психологической поддержки.

        Второй принцип — принцип социального партнерства. Этот принцип означает:

        — формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность действий родителей и педагогов;

        — взаимную договоренность между родителями и педагогами об основах воспитания школьника;

        — эмоциональный отклик на события, происходящие как со школьником, так и с семьями отдельных учеников;

        — единство требований и стиля отношения к ребенку;

        — взаимное оповещение о значимых событиях в жизни ребенка;

        — исполнение просьбы педагогов со стороны семьи и исполнение просьбы родителей в адрес учителей, оказание взаимных услуг;

        — совместную деятельность педагога, детей и родителей.

        Третий принцип — принцип полилога. Одним из базовых принципов взаимодействия семьи и школы является принцип субъект-субъктного, полилогического, партнерского общения. Данный принцип предусматривает взаимное доверие и уважение, поддержку и помощь, ответственность по отношению друг к другу, восприятие родителей как субъектов со своими интересами, потребностями, своей позицией.

        Следовательно, наиболее продуктивна субъект-субъектная позиция по отношению к родителям, позиция «Мы», которая способствует установлению контакта и сотрудничеству. К сожалению, на практике, принцип полилога реализуется далеко не всегда. Довольно часто педагог по отношению к родителю занимает позицию «сверху», поучая, угрожая, приказывая, навязывая свою точку зрения. Очень важно, чтобы учитель в процессе общения с родителями поддерживал трансакции «Взрослый-Взрослый», и, в частности, избегал фраз типа «Вы должны», «Вам необходимо», «на Вашем месте я бы…», «если Вы не примите меры, то…». Важно помнить, что у каждого родителя есть собственный жизненный опыт, к которому он может апеллировать, есть право на собственное мнение и задача педагога, придерживаясь принципа безоценочности, понять и принять услышанное.

        Четвертый принцип — принцип гуманизации во взаимодействии с семьей, что предполагает:

        — опору на положительные качества родителей и детей;

        — осуществление действий, направленных на укрепление и повышение авторитета родителей;

        — учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

        — доверие к воспитательным возможностям родителей;

        — недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи;

        — опору на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности [42].

        Таким образом, выделенные принципы взаимодействия семьи и школы позволяют осуществлять педагогическую деятельность, направленную на установление сотруднических отношений педагогов и родителей более эффективно и только их целостное применение будет способствовать успешному достижению поставленных целей.

        На сегодняшний день содержание и формы педагогического просвещения родителей младших школьников разнообразны. Работу с родителями можно разделить на два основных блока:

        1. Педагогическое просвещение родителей, задача которого заключается в повышении их педагогической грамотности.

        2. Включение родителей в деятельность, задача которого заключается в создании всех условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью всего образовательного процесса.

        Основные принципы, на которых должна выстраиваться вся работа образовательного учреждения с родителями, это:

        — открытость школы и семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок в образовательной среде);

        — сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

        — создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

        — диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

        Существуют традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества образовательного учреждения и семьи. К традиционным относятся родительские собрания, беседы, консультации, анкетирование, информационно-стендовый материал. К нетрадиционным формам работы с родителями относятся круглые столы, вечера вопросов, встречи по интересам, педагогические гостиные, родительские вечеринки, дискуссии, чайные паузы, телефоны доверия, устные журналы, семинары-практикумы, тестирование, рефлексивные листы, выпуски собственных журналов и газет, памяток, реклам, выставок-презентаций и др.

        Наиболее эффективные профилактические, обучающие и развивающие мероприятия, которые направлены на решение следующих задач:

        — повышение педагогической компетентности родителей;

        — обучение родителей навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций;

        — согласование требований, предъявляемых родителями ребенку;

        — коррекция стиля родительского воспитания.

        Наглядная педагогическая пропаганда позволяет познакомить родителей с вопросами воспитания через оформление выставок литературы, тематических стендов, изготовление памяток и буклетов, помогает доступно донести информацию о воспитательно-образовательном процессе, показать передовые методы работы.

        Для родителей можно оформить информационные стенды «Советы родителям», «Специалисты рекомендуют», «Наша жизнь в школе» и др.

        Материалы таких стендов должны систематически обновляться. Тематика материалов стенда должна зависеть от возрастных особенностей детей и семей. Так, для семей с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, можно оформить стенд, где будут представлены практические рекомендации психолога, социального педагога, дефектолога. Там же стоит поместить перечень инстанций, где родители смогут получить квалифицированную помощь и поддержку.

        Желательно оформлять выставки, стенды, ориентированные на разные аспекты воспитания (трудовое, патриотическое, физическое и т.д.) (Приложение 10).

        Деловая игра максимально приближает своих участников к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку [19].

        Конкретной схемы проведения деловых игр не существует. Все зависит от компетентности, творческих способностей̆ руководителя.

        Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умений предупреждать конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В них могут участвовать учителя, классные руководители, социальные педагоги, родители и др. Темой деловых игр могут быть разного рода конфликтные ситуации (Приложение 11).

        Встречи за круглым столом расширяют познания о воспитательном процессе как у родителей, так и у педагога. Тематика их может быть самой разнообразной. Можно обсудить проблемы, возникающие в процессе воспитания детей в различных типах семей. Характерным для такой формы взаимодействия является активная позиция родителей. Они охотно делятся опытом, интересными наблюдениями [29].

        День открытых дверей включает в себя целый комплекс мероприятий, проводимых в определенный день в масштабах всей школы. К их проведению привлекаются методисты, специалисты школы (логопеды, психологи) [29].

        Такая форма имеет следующие положительные аспекты:

        1. Родители имеют возможность наблюдать за своими детьми в условиях, отличных от семейных;

        2. Могут сравнить успехи своих детей с успехами одноклассников;

        3. Родители имеют возможность перенимать методы педагогического воздействия, которые использует учитель.

        Во время посещения школы в такой день родители могут посетить как уроки, так и внеклассные мероприятия. Это весьма эффективный путь наглядного обучения родителей.

        Вечера вопросов и ответов представляю собой сбор информации по разным педагогическим темам. Ответы на вопросы носят дискуссионный характер, зачастую переходят в заинтересованное обсуждение. Такие вечера носят непринуждённый характер, равноправное участие в них педагогов и родителей. К участию в этих мероприятиях целесообразно пригласить социального педагога, логопеда, педагога-психолога.

        Семинары позволяют родителя глубже вникнуть в процессы воспитания, расширить знания о психологии, о методах педагогического воздействия [29].

        На семинарах родители учатся адекватно воспринимать друг друга, у них меняется представление о своем ребенке, расширяется спектр воспитательных приемов, которые затем апробируются в повседневной̆ жизни. Они вовлекаются в обсуждение и осмысление своих семейных проблем, обмениваются опытом, в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов. В процессе такой работы с родителями могут быть использованы следующие приемы:

        — мини-лекции приглашенных специалистов (педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов и т.п.) по отдельным вопросам. С этой целью заранее специально подбираются темы, интересующие конкретную группу родителей̆ («Как развить память ребенка», «Возрастные кризисы развития ребенка», «Искусство хвалить и наказывать»).

        Необходимо следить, чтобы темы излагались простым языком, образно, живо и убедительно;

        — групповые дискуссии, в основе которых — конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями. Ситуации могут быть предложены и педагогами, например, в соответствии со следующими темами: «Нравственные основы семейного воспитания», «Как наши страхи становятся страхами детей», «Как сложилась бы наша жизнь, если бы не было детей̆», «Наши конфликты с детьми» и т.п. Цель дискуссии заключается в совместной выработке оптимального подхода к решению той и иной жизненной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла;

        — книжная терапия, суть которой̆ заключается в обсуждении содержания специально подобранных педагогом к семинару научно-популярных, методических пособий, посвященных проблемам семейной̆ жизни и семейного воспитания.

        Помимо родительских семинаров в формировании педагогической культуры родителей большое значение имеет групповое и индивидуальное консультирование [29].

        Основной задачей этого способа взаимодействия является изменение неадекватных родительских позиций, улучшение стиля внутрисемейного взаимодействия, расширение мотивов осознанности в воспитании детей, оптимизация форм родительского воздействия. В процессе индивидуального консультирования традиционно выделяются семь факторов эффективности работы с родителями:

        1) создание психолого-педагогического климата, обеспечивающего успех консультирования. Педагог должен убедить родителя, что он проявляет искренний интерес к проблеме и хочет помочь в ее разрешении;

        2) педагог задает наводящие вопросы, которые вызывают родителя на откровенность. Консультируемый высказывает все, что накопилось в душе;

        3) педагог должен глубоко вникнуть в суть проблемы, осмыслить сложившуюся ситуацию и увидеть в ней то положительное, чего не заметил родитель;

        4) педагог должен понять причину конфликта или проблемы, с которой к нему обратился родитель;

        5) не называя причины конфликта, педагог должен стараться подвести родителя к ее пониманию;

        6) родитель осознает причину конфликта, а педагог должен ненавязчиво подсказать пути его решения, чтобы родитель был уверен, что он сам нашел их;

        7) педагог должен подтвердить правильность догадки родителя (или скорректировать вариант решения проблемы) и закрепить мотивацию на выполнение принятого решения.

        Групповое консультирование назначается учителем для родителей, чьи дети имеют общие особенности в успеваемости, поведении, состоянии здоровья, условиях воспитания и т.д. Консультация состоит из небольшого сообщения учителя и ответов на вопросы родителей.

        Консультация может носить либо выраженный инструктивный характер, либо проходить в форме обсуждения сложных воспитательных ситуаций, которые вызывают затруднения у родителей. Это делает консультирование важным элементом в общей системе работы с родителями.

        Необходимо отметить, что консультации могут проводиться не только в школе, но и дома. И в том, и в другом случае есть свои преимущества и недостатки. Придя в школу, родители могут получить совет учителя предметника, классного руководителя, врача, школьного психолога по интересующим их вопросам. Но здесь советы даются часто только на основании слов родителей. Консультируя на дому, педагог пользуется не только информацией родителей, но и своими впечатлениями, наблюдениями, полученными непосредственно на месте.

        Наиболее распространенной формой работы с родителями являются родительские собрания [19].

        В зависимости от поставленных целей они делятся на:

        — организационные (выбор родительского комитета, разработка и утверждение плана работы, создание инициативных групп для участия в организации и проведении каких-либо классных и общешкольных мероприятий).

        — итоговые (подведение итогов за определенный промежуток времени, анализ успехов и неудач, выработка дальнейших путей сотрудничества).

        — тематические, ориентированные на повышение педагогической культуры родителей.

        По форме проведения это могут быть лекции, беседы на психологическую, педагогическую тематику, тренинги, читательские конференции по вопросам семейного воспитания и др [19].

        Для активизации родителей и в конечном итоге для успешного проведения собрания педагогу нужно заранее о его проведении оповестить родителей, тщательно продумать сценарий, продумать ход мероприятия, все организационные моменты. Обратить внимание на соответствующее оформление — выпустить стенгазету, приготовить памятки, буклеты. Для большей наглядности и повышения эффективности восприятия информации свое выступление педагог может сопроводить показом мультимедийной презентации, слайд-шоу, видеоролика. К подготовке собрания можно привлечь активных родителей класса, членов родительского комитета.

        Организуя собрания подобным образом, можно за короткое время добиться хороших результатов: родители становиться более заинтересованными в жизни класса и школы, принимают активное участие в ее работе (Приложение 12).

        Данная форма взаимодействия сплачивает коллектив родителей, обеспечивает их необходимой информацией по вопросам педагогики и психологии; повышает чувство ответственности родителей за семейное воспитание; оказывает положительное влияние на отношения школы и семьи.

        В воспитательно-образовательном процессе современные школы используют проектный метод. В проектную деятельность вовлекаются учащиеся, начиная с младшего школьного возраста. Метод проектов способствует развитию познавательного интереса детей, их всестороннему развитию. В силу своих возрастных особенностей дети не всегда могут справиться с заданиями самостоятельно и тогда родители оказывают им информационную, мотивационную и техническую поддержку.

        В целях облегчения работы учителя при подготовке к мероприятиям по педагогическому просвещению родителей особое внимание нужно уделять систематизации и разработке различных рекомендаций [29].

        Тематический материал можно условно разделить на три группы:

        1. Содержание семейного воспитания и вопросы повышения педагогической культуры родителей в школе (Приложение 13).

        2. Практические рекомендации учителям относительно содержания, форм и методов работы школы с родителями:

        а) изучение семей;

        б) педагогические беседы и тематические консультации;

        в) родительские собрания;

        г) изучение, обобщение и распространение опыта семейного воспитания;

        д) индивидуальная работа с неблагополучными семьями и детьми из этих семей;

        е) рекомендуемая тематика мероприятий для родителей детей разных возрастных групп, практические рекомендации и вопросы для анализа определенной формы работы учителей с родителями.

        3. Повышение педагогических умений учителей:

        а) планирование работы с родителями;

        б) педагогическое самообразование педагогов;

        в) педагогический опыт;

        г) консультации и семинары с учителями.

        Таким образом, можно сделать вывод о том, что многообразие форм работы с родителями, а так же повышение компетентности педагогов, являются неотъемлемой основополагающей в формировании педагогической грамотности родителей младших школьников.

        Целью нашей работы было выявление психолого-педагогических условий формирования педагогической культуры родителей младших школьников.

        В первом параграфе мы определили, что основополагающим фактором является дифференцированный подход, который обеспечивает качественную работу по формированию педагогической грамотности родителей с учетом особенностей семьи.

        Во втором параграфе мы выделили педагогические принципы взаимодействия семьи и школы, без которых не возможно эффективно влиять на формирование педагогической грамотности родителей младших школьников.

        В третьем параграфе мы рассмотрели содержание и формы педагогического просвещения родителей младших школьников, которые обеспечивают наличие обратной связи, выявление позиций субъектов в ходе обсуждения тех или иных вопросов, а так же сочетание всех форм наглядной педагогической пропаганды позволяющих повысить педагогическую просвещенность родителей, заставляющих переосмысливать и корректировать методы семейного воспитания.

        Обучение родителей предполагает не только передачу знаний, но и формирование умений и навыков.

        Для успешного осуществления такой работы с родителями учитель сам должен не только иметь представление о современных особенностях семейного воспитания, но и уметь донести эти знания в деликатной форме, не ставя под сомнение установки и позиции родителей.

        Таким образом, организуя работу с родителями по повышению их педагогической грамотности, педагог должен учитывать особенности каждой семьи и использовать в своей работе разнообразные формы работы с родителями, опираясь на свой опыт и опыт других педагогов.

        Вопрос формирования педагогической культуры достаточно актуален в современной общеобразовательной школе, так как в настоящее время в Российском обществе повысилось внимание к семье.

        Каждой семье — педагогическую культуру» — это девиз становится в последние годы определяющим в организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющийся сейчас почти в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя.

        Педагогическая культура — совокупность высокого уровня развития и совершенствование всех компонентов педагогической деятельности и такого развития и реализации сущностных сил педагога, его способностей возможностей.

        Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни — основная обязанность родителей. Это подтверждают ряд правовых документов, в которых декларируется, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении в атмосфере счастья, любви и понимания.

        Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей. Успеха можно достичь только тогда, когда и учителя, и родители станут союзниками, их совместные действия будут направлены в интересах личности ребенка. Педагогическое взаимодействие школы и семьи позволяет реально влиять на качество семейного воспитания и в значительной степени нейтрализовать его недостатки. В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Сегодня настала пора в образовательных учреждениях организовать процесс сотрудничества педагогического коллектива с семьёй как единомышленников, союзников, соучастников образовательного и воспитательного процесса.

        Анализ работы педагогов с родителями в школьных учреждениях часто показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества школы и семьи в нем имеются и недостатки. Среди них самыми распространенными являются:

        — учителя не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы;

        — содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно, при выборе методов сотрудничества воспитатели не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;

        — довольно часто учителя, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.

        Причины этого — недостаточное знание специфики семейного воспитания, неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей, особенности воспитания детей и соответственно с этим проектировать свою деятельность по отношению к родителям и детям. У отдельных, особенно молодых, учителей недостаточно развиты коммуникативные умения.

        Взаимодействие школы и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в школе. Необходимо чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.).

        Для выявления затруднений родителей в воспитании детей в различных возрастных группах, а также их интересов и предложений по улучшению работы школы можно проводить опросы, анкетирования, тестирование.

        Обобщение ответов помогает составить общее представление о том, как они понимают задачи воспитания, знают ли своего ребенка, умеют ли анализировать причины отклонений в его поведении и корректировать их. Также такие небольшие «опросники» помогают активизировать и направлять работу педагогов, так как в них содержатся не только ответы на поставленные вопросы, но и пожелания родителей относительно вопросов организации работы в школе.

        Итак, изучение опыта работы показывает, что вопросы педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации учителей, использовании дифференцированного подхода к работе с семьёй, соблюдение принципов взаимодействия семьи и школы, использование различных форм и методов работы с родителями и детьми. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.

        1. Аркин, Е.А. Беседы о воспитании [Текст] /Е.А. Аркин. — М.: Молодая гвардия, 1945. —202с.

        2. Аркин, Е. А. О семейном воспитании [Текст] / Е. А. Аркин [Электронный ресурс] – Режим доступа:

        3. Белкин, A.C. Основы возрастной педагогики [Текст] / А.С. Белкин. — М: Академия, 2000. — 192 с.

        4. Бессонова, В.Г. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс [Текст] / В.Г. Бессонова // Журнал Начальная школа. – 2016. №8.

        5. Бихметов, Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида [Текст] / Е.Ю. Бихметов / Социологические исследования. – М.: — 2007. — 160 с.

        6. Бондаревская, Е. В. Гуманитарная методология науки о воспитании [Электронный ресурс] – Режим доступа:

        7. Видт, И. Е. Образование как феномен культуры: эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе [Электронный ресурс] – Режим доступа:

        8. Герцен, А. И. О воспитании и обучении детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: .

        9. Добролюбов, Н.А. О семейном и общественном воспитании. О матери как воспитательнице детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: с.18.

        10. Казицкая, O.A. Чтобы семья была безопасной [Текст] / O.A. Казицкая. Социальная работа. — 2008. — №3. – 65 с.

        11. Каменская, E.H. Педагогика [Текст] /. Учебн. пособие / E.H. Каменская. — М.: ИТР „Дашков и К.», 2006. — 320 с.

        12. Каптерев, П.Ф. О воспитании детей в семье [Электронный ресурс] – Режим доступа:

        13. Киселева, Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность [Текст] / Т.Г. Киселева. Учебн. Пособие. — М.: МГУКИ, 2004. — 539 с.

        14. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник для вузов [Текст] / Г.М. Коджаспирова. — М.: Гардарики, 2007. — 528 с.

        15. Коменский, Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцции И.Г. Педагогическое наследие [Текст] / Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г. Песталоцции . – М.: — 1987. — 419 с.

        16. Коменский, Я.А. Материнская школа. М.: Успедгиз, 1947. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://krotov.info/library/11_k/om/ensky_01.htm

        17. Кожурова, О.Ю. Социальное партнерство школы и семьи в сфере воспитания: результаты и эффекты [Текст] / О.Ю. Кожурова // Народное образование. — 2009. — №6. – 280 с.

        18. Красногорская, Л.И. Роль семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Л.И. Красногорская. — М.: Учпедгиз, 1959. — 96 с.

        19. Креславская, Т.А. Эффективные формы взаимодействия педагога с родителями учащихся [Текст] / Т.А. Креславская // Журнал Начальная школа. – 2017. — № 2.

        20. Кургина, Н.И. Дифференцированный подход в начальном обучении [Текст] / Н.И. Курыгина // Журнал Начальная школа. – 2016.- № 10.

        21. Кучмаева, О.В. Мониторинг воспитательного потенциала семьи [Текст] / под ред. Кучмаева О.В., Марыганова Е.А., Петрякова O.JI. // Педагогика. — 2008. — №3. – 238 с.

        22. Лесгафт, П.Ф. Вклад в педагогику [Электронный ресурс] – Режим доступа:

        23. Макаренко, А. С. О воспитании [Текст] / А.С. Макаренко. – М.: Политиздат, 1988. – 416 с.

        24. Мижериков, В.А., Ермоленко, М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] /В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 268 с.

        25. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: учебное пособие, 2006. – 496 с.

        26. Олейникова, О.Н. Модульные технологии, Проектирование и разработка образовательных программ [Текст] / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.Н. Коновалова. – М.: — 2010. – 240 с.

        27. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] /. М.: Большая российская энциклопедия, 2008. — 528 с.

        28. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах [Текст] / И.Г. Песталоцци. / Том 2 — М.: Педагогика, 1981. — 416 с.

        29. Петрова, Е.В. Детско-родительская гостиная «Законы школы — наши законы» [Текст] / Е.В. Петрова, Т.В. Чистякова. — Классный руководитель, 2006. — №5. — 190 с.

        30. Петровский, A.B. Дети и тактика семейного воспитания [Текст] / A.B. Петровский. — М.: Знание, 1981. — 96 с.

        31. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся [Текст] / П.И. Пидкасистый. — М.: Педагогика, 1980. — 240 с.

        32. Пирогов, Н. И. О воспитании и обучении детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: .

        33. Пискунов, А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. [Текст] / Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

        34. Руссо, Ж. Ж. Педагогические сочинения: В 2-х томах [Текст] / Под ред. Г.Н. Джибладзе. сост. А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1981. — 336 с.

        35. Селина, В.В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / В.В. Селина: дис.канд. пед. наук. – Великий Новгород, 2009. – 188 с.

        36. Сухарь, Е. Ошибки семейного воспитания [Текст] / Е. Сухарь // Воспитание школьника, 2005. — №3. — 120 с.

        37. Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа. [Текст] / В.А. Сухомлинский. — М.: Просвещение, 1979. – 180 с.

        38. Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст] / В.А. Сухомлинский. — Москва: Политическая литература, 1982 – 270 с.

        39. Тишина, Е.В. Как организовать работу с родителями [Текст] / Е.В. Тишина // Журнал Начальная школа. – 2015. — № 4.

        40. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии [Текст] / К.Д. Ушинский. — Фаир — Пресс, 2004, — 532 с.

        41. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года [Электронный ресурс] – Режим доступа:

        42. Формирование педагогической культуры родителей младших школьников / Педагогика / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/513/29478.php/ 2009.

        43. Фребель, Ф. Будем жить для своих детей (сборник) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://bookz.ru/authors/fridrih-frebel_/budem-ji_880/1-budem-ji_880.html

        44. Фребель, Ф. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т.А. Куликова. / Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

        45. Хоменко, И.А. Семья как педагогическая система и партнер школы [Текст] / И.А. Хоменко // Народное образование, 2009. — №8.

        46. Шелгунов, Н.В. Избранные педагогические сочинения / Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, Москва 1954 [Электронный ресурс] – Режим доступа:

        47. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка [Электронный ресурс]: Учебно-методическое пособие. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/168/48168/files/novsu207.pdf

        48. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / — СПб., 2000. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psycabi.net/testy/281-oprosnik-analiz-semejnykh-vzaimootnoshenij-e-g-ejdemiller-metodika-asv