Психолого-педагогическая поддержка детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации к условиям образовательной организации

Дипломная работа
Содержание скрыть

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что в настоящее время особое значение приобретает проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к условиям образовательной организации. Младший дошкольный возраст для любого ребенка является весьма уязвимым к воздействию неблагоприятных факторов. Ведь развитие в этом возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость, низкая сопротивляемость организма. Тем более серьезным испытаниям подвергается маленький ребенок с ОВЗ при переходе из привычного семейного окружения в дошкольное образовательное учреждение. Адаптационные возможности таких детей ограничены, поэтому неподготовленный переход в новые условия жизни может привести к различным вариантам дезадаптивного поведения, сопряженного с эмоционально-личностными нарушениями. Исходя из этого, весьма значимым предоставляется рассмотрение психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста с ОВЗ к дошкольной образовательной организации.

В связи с этим тема выпускной квалификационной работы —

«Психолого-педагогическая поддержка детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации к условиям образовательной организации» — является актуальной.

Проблема:

Объектом исследования является процесс адаптации младших дошкольников с ОВЗ к условиям образовательной организации.

Предмет исследования — психолого-педагогическая поддержка детей

младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации к условиям образовательной организации.

Гипотеза заключается в предположении, что психолого- педагогическая поддержка ребенка младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по адаптации к дошкольной образовательной организации будет эффективна, если:

  • реализуется индивидуальный подход к каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья;
  • осуществляется взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей, обеспечивая тем самым единство требований специалистов и родителей к ребенку;
  • все специалисты дошкольной образовательной организации взаимодействуют в процессе целенаправленной психолого-педагогической поддержки ребенка младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации к ДОО, реализуя единство требований и стилей воспитания;
  • реализуется комплекс условий, способствующих развитию адаптивных умений ребенка.

Цель данного исследования: определение наиболее эффективных путей психолого-педагогической поддержки детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации к условиям образовательной организации.

5 стр., 2487 слов

Значимость театральной педагогики в воспитании ребенка с ограниченными ...

... театральной педагогики в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (учение К. С. ... Участие в театральной деятельности способствует ... образовательная (направленная на развитие личности и освоение ею действительности по средствам искусства); воспитательная (формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно- рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной её адаптации с ...

Задачи:

1. Изучить проблемы адаптации детей младшего дошкольного

возраста с ограниченными возможностями здоровья к условиям образовательной организации.

2. Провести психолого-педагогическое изучение детей с ОВЗ при поступлении в образовательную организацию.

3. Разработать и апробировать на практике модель психолого- педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья

при поступлении в образовательную организацию.

Методы исследования:

1. Теоретические: изучение и анализ научных источников по проблеме исследования, изучение психолого-педагогической документации на обследуемых детей.

2. Эмпирические: диагностические задания в рамках эксперимента; анкетирование родителей, воспитателей групп; педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий и контрольный).

3. Статистические: обработка полученных данных, а также установление количественных зависимостей.

Организация исследования —, Научная новизна, Теоретическая значимость

Разработана модель психолого-педагогической поддержки детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ по адаптации к дошкольной образовательной организации.

Обоснована необходимость применения данной модели в период адаптации к ДОО детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Практическая значимость:

Глава 1. Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья к условиям образовательной организации

1 Адаптация ребенка к условиям общеобразовательной организации: понятие, сущность, содержание

Под адаптацией (от лат. adaptatio — приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды [ ].

В других источниках адаптация:

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/diplomnaya/vozrastnyie-osobennosti-detey-invalidov/

  • постепенное изменение, приспособление физиологических процессов, происходящее в органах чувств человека, к особенностям физических стимулов, воздействующих на органы чувств в данный момент времени;
  • приспособление психологических особенностей, а также поведение человека к социальным условиям, социальной ситуации, в которой он оказался в данный момент времени.

В широком смысле понятие «адаптация» рассматривается как способность живого организма приспосабливаться к новым условиям окружающей среды. Эта трактовка понятия «адаптация» скорее относиться к приспособлению организма к внешним физическим характеристикам окружающей среды (темпер воздуха, климату, освещению и т.д.).

17 стр., 8169 слов

Программа социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна

... для более внимательного анализа состояния проблемы, касающейся возможностей интеграции в общество детей с синдромом Дауна. Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна - их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция ...

Существует другой уровень адаптации организма — это социальная адаптация. Сущность адаптации состоит в том, что процесс адаптации имеет место быть в ситуациях, когда человек испытывает трудности психологического и физического характера в связи с возникающими противоречиями между своими возможностями и требованиями окружающей среды, в том числе, и требованиями социума. Здесь в силу вступает социальная адаптация индивида.

Социальная адаптация — это приспособление индивида к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.

По данным другого источника социальная адаптация — это приспособление человека к социальным условиям существования, например, к особенностям социальной группы, в которой он оказался на данный момент времени.

Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между возможностями человека и требованиями среды.

В зависимости от возможностей, силе воздействия факторов окружающей среды и психологических особенностей человека различают три типа адаптации индивида:

1. Творческий тип адаптации. При этом типе адаптации человек стремиться к изменению новых факторов окружающей среды так, чтобы приспособить их под свои потребности.

2. Конформный тип адаптации. В данном случае происходит обычное привыкание индивида к новым факторам и требованиям окружающей среды. При этом, действия индивида, направленные на адаптацию к среде можно назвать, скорее, пассивными.

3. Избегающий тип адаптации. Данный тип наблюдается, когда индивид не стремиться приспособится к новым условиям. Действия человека направлены, скорее, не на адаптацию, а на избегание новых требований окружающей среды.

В возрастной психологии и педагогике изучение адаптации играет важную роль для процесса социализации ребенка. Можно сказать, что от того на сколько быстро ребенок адаптируется к новым условиям, какой тип адаптации преобладает в его модели поведения, зависит то, на сколько успешно социализируется в новой социальной среде и в социуме в целом. Но в то же время существует проблема адаптации к новым условиям у детей дошкольного возраста. Так, судя по данным исследования, проведенного

К.Л. Печерой лишь 18,5% детей переносят процесс адаптации к условиям ДОУ легко и безболезненно, 75,5% дошкольников имеют средний уровень адаптации к условиям ДОУ, т.е. дети в целом адаптируются к новым условиям, но долго и с рядом трудностей. По этим же исследованиям 6% детей дошкольного возраста испытывают большие трудности процесса адаптации к условиям детского сада, можно сказать о том, что они совершенно не готовы к новым условиям. Таким образом, 81,5% детей дошкольного возраста испытывают те или иные проблемы адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Сущность этих проблем состоит в том, что в условиях семьи ребенок с первых дней жизни привыкает к определенному режиму, способу вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним. Постепенно, в соответствии с ритмом жизни семьи, у ребенка вырабатываются определенные привычки и навыки, строится свой стиль поведения адекватно заданным условиям и требованиям окружающих его взрослых.

Изменение или нарушение в установленном порядке жизни ребенка тут же сказываются на его поведении, так как жизненный опыт ребенка невелик и приспособление к новым условиям представляет определенную трудность.

Резкие и значительные перемены в жизни ребенка, такие как, переход в детский сад, приводят к серьезным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. У ребенка может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приемах общения со взрослыми.

12 стр., 5514 слов

Психологическая готовность ребенка к школе (2)

... фактором психического развития детей. Успехи шестилетнего ребенка в школе будут во многом определяться его готовностью к ней. Составными компонентами психологической готовности являются интеллектуальная, личностная и волевая готовность. 1. Интеллектуальная готовность Долгое время об ...

Такой переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребёнка данного возраста является трудной задачей. Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.

Характер поведения в период адаптации зависит от возраста ребенка.

Более уязвимыми в плане адаптации являются мальчики в возрасте 3-5 лет, в отличие от девочек, поскольку в этот период они более привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Также на характер адаптации влияет уровень здоровья ребёнка: ослабленные, часто болеющие дети значительно тяжелее переносят период привыкания к дошкольному учреждению.

Еще одним характерным признаком адаптационного периода является предшествующий опыт малыша, то есть от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни. Дети, которые проживают в однообразной обстановке и ограничены небольшим кругом взрослых, значительно медленнее привыкают к новым условиям, нежели дети проживающие в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками.

Таким образом, можно сделать вывод, что главное для ребенка — это взрослый. От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении.

Особенности адаптационного периода:

— Эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Особенности поведения детей в этот период во многом связаны с особенностями их темперамента. Дети с флегматическим темпераментом будут вести себя скорее заторможено, а дети с холерическим темпераментом, наоборот, будут излишне возбуждаться, часто плакать. В любом случае социальные связи ребенка могут оказаться очень напряженными, а иногда и полностью нарушенными.

2 .Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами.

3 .При этом меняется и активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается.

4 .Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом.

  • Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования, что приводит к частым болезням.

Врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.

23 стр., 11491 слов

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

... необходимо определять готовность ребенка в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, у ...

легкой адаптации

средней тяжести

усилиться проявления экссудативного диатеза. Особенно эти изменения проявления перед началом заболевания, которое протекает, как правило, в форме острой респираторной инфекции.

тяжелой адаптации

Тихо плачущий и безучастный, равнодушный ко всему ребенок, прижимающий к себе свою любимую домашнюю игрушку, не реагирующий на предложения воспитателей и сверстников, или, наоборот, ребенок, бурно выражающий свой протест против новых условий криком, капризами, истериками, разбрасывающий предлагаемые ему игрушки, агрессивный — таким может быть ребенок в период тяжелой адаптации. Улучшение его состояния происходит очень медленно — в течение нескольких месяцев. Темпы его развития замедляются по всем направлениям.

Учеными разных стран было проведено комплексное исследование, в ходе которого было выявлено три этапа (или фазы) адаптационного процесса:

1. Острая фаза — сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длиться в среднем один месяц.

2. Подострая фаза — характеризуется адекватным поведением ребёнка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длиться 3-5 месяцев.

3. Фаза компенсации — характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают задержку в развитии.

Таким образом, адаптация у каждого ребёнка проходит с соблюдением некоторых индивидуальных особенностей.

1.2 Факторы, влияющие на адаптацию детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ в новых социальных условиях

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является проблема изучения особенностей адаптации ребенка к условиям детского сада с целью определения факторов и условий, способствующих и препятствующих адаптации дошкольника к ДОО. Особую важность приобретает данная проблема для дошкольников, их родителей, педагогов, перед которыми остро встает вопрос о том, как повысить уровень адаптации своего ребенка к условиям детского сада.

Процесс адаптации ребенка к условиям дошкольной образовательной организации остается актуальной проблемой дошкольного воспитания. В связи с этим процесс привыкания к ДОО проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей. При этом адаптация к дошкольной образовательной организации очень важна для развития психики ребенка.

Дети младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья — очень разнородная группа. В неё входят и дети, имеющие серьёзные соматические заболевания, и дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, нарушения интеллекта, расстройства поведения. Каждый ребенок в соответствии с «Законом об образовании» имеет право на адекватное своим возможностям воспитание и

обучение. Но, в силу своих не очень больших потенциальных возможностей, незрелости ЭВС, соматической ослабленности, нарушений семейных взаимоотношений, именно дети с ОВЗ очень часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети. Только созданием благоприятной обстановки в дошкольном учреждении полностью решить проблему успешной адаптации очень сложно, а в некоторых случаях практически невозможно.

7 стр., 3139 слов

Личность и общество — проблемы социальной адаптации

... непрерывное развитие личности. К признакам индивидуальной адаптации относятся: повышение социального статуса личности, удовлетворенность существующими отношениями в обществе, активная поддержка и участие в проведении социальных инноваций. Выделяется несколько типов социальной адаптации ...

Существует несколько факторов, которые влияют на успешность адаптации ребенка к дошкольному учреждению:

Ø Физическое состояние ребенка.

Прежде всего характер адаптации связан с физическим состоянием ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями, он лучше справляется с трудностями. Дети нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и плохой сон, испытывают, как правило, большие трудности в период адаптации. Частые заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима и достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и, как следствие этого, — заболевание.

Ø Возраст ребенка.

Следующим фактором, влияющим на характер адаптации ребенка к новым условиям, является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к маме и возникающими на этой основе невротическими формами поведения. Привязанность к матери — необходимое условие нормального психического развития ребенка. Она способствует формированию таких важных качеств личности, как доверие к миру, положительное самоощущение, инициативность, любознательность, развитию социальных

чувств. Для возникновения привязанности необходим продолжительный и устойчивый эмоциональный контакт матери с ребенком с первых дней его жизни. Привязанность начинает формироваться уже в первом полугодии жизни ребенка и к концу первого года оформляется в виде устойчивых аффективно-личностных связей с близкими, особенно с матерью.

В первой половине первого года жизни привязанность выражается в основном в положительных эмоциях, особенной радости ребенка при появлении мамы. В 7 месяцев ребенок начинает реагировать на ее уход отчетливым волнением, беспокойством, тревогой. В период от 7 месяцев до 1,5 лет привязанность к матери выражается наиболее интенсивно. Иногда чувство тревоги при разлуке с ней становится столь травмирующим, что остается на всю жизнь как страх одиночества. Ярко выраженный страх в семимесячном возрасте свидетельствует о врожденной чувствительности ребенка и должен учитываться как в его воспитании, так и при решении вопроса о том, стоит ли рано отдавать его в ясли. В 8 месяцев малыши начинают бояться незнакомых взрослых, прижимаются к матери, как бы подчеркивая привязанность к ней. Происходит дальнейшая дифференциация социального мира. В нём появляются «другие». Обычно страх перед другими длится недолго, до 1 года 2-4 месяцев. В последующем дети спокойнее воспринимают других людей, но могут смущаться при них. Страх, беспокойство, испытываемые детьми от 7 месяцев до 1 года 2 месяцев, может стать предпосылкой последующего развития тревоги и страха. При неблагоприятных условиях тревога перерастает в тревожность, страхи — в боязливость, становясь устойчивой чертой характера. Часто существует невротическая привязанность ребенка к матери, к родным, которая во многом объясняется тревожностью близких.

Многие дети в возрасте от 6 месяцев до 2,5 лет трудно адаптируются к яслям, но особенно это заметно в возрасте от 8 месяцев до 1 года 2 месяцев, т.е. в период, когда совпадают беспокойство при разлуке с матерью и страх посторонних.

Ø Степень сформированности общения и предметно-игровой деятельности.

Не менее важным фактором, влияющим на характер адаптации, является степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности.

В ходе делового общения у ребенка формируются особые связи с окружающими людьми. На смену непосредственным, эмоциональным контактам ребенка с матерью, которые имеют избирательный характер, интимную, личностную основу, приходят контакты, в центре которых стоит предмет. Практическое взаимодействие с предметами и с игрушками более безлично. Для него не так важна эмоциональная близость партнеров, ведь всё его внимание сосредоточено на предмете. Конечно, любой ребенок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но если он умеет налаживать деловые контакты, то ему легче отвлечься от личности партнера, а следовательно — легче общаться с посторонними, чем ребенку, владеющему одним только опытом личностного общения. Это означает, что процесс адаптации будет протекать более благополучно у малыша, владеющего навыками делового общения, связанного с предметами. Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты со взрослыми. Дома с ними мало играют, а если и играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. У таких детей чрезмерно развита потребность во внимании, ласке, физических контактах. Удовлетворить эту потребность в общении с посторонними людьми трудно. В яслях, где воспитатели не могут уделять ребенку столько же внимания, как в семье, он чувствует себя одиноко, неуютно. Такой ребенок предпочитает играть один, не обращаясь к взрослому за помощью, не привлекая его к совместной игре. Таким образом, общение и предметная деятельность оказываются разобщенными. Общение протекает на эмоциональном уровне, а игра развивается в основном без участия партнеров. Необходимого для этого возраста сотрудничества со взрослым не складывается. А отсутствие навыков практического взаимодействия и сниженная игровая инициатива при повышенной потребности во внимании приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с малознакомыми взрослыми.

Психологи выявили четкую закономерность между развитием ведущей деятельности ребенка и его привыканием к детскому учреждению. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Они любят вместе с ним решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами. Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к ДОУ, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Их действия с предметами чаще имеют характер манипуляций, игры с сюжетными игрушками не увлекают их, они бедны по содержанию и по составу игровых действий. Возникающие трудности либо оставляют ребенка равнодушным, либо вызывают слезы или капризы.

Ø Отношение ребенка к ровесникам.

Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение ребенка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к детскому учреждению, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.

Таким образом, состояние здоровья, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности ребенка — вот основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в дошкольное учреждение и благополучного привыкания к ним.

Ø Характер взаимоотношений в семье.

Следует принять во внимание еще один немаловажный фактор, который может осложнить период адаптации ребенка к детскому саду. Он связан с психологическими особенностями родителей, особенно матери, и характером взаимоотношений в семье. Если мать тревожно-мнительна и слишком опекает ребенка, если она обладает конфликтным характером и предпочитает авторитарный стиль воспитания, если родители испытывают трудности в общении с окружающими, если в семье часто происходят ссоры,

всё это может явиться причиной невротизации ребенка и его трудной адаптации к дошкольному учреждению.

Формирование социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья должно начинаться еще с дошкольного возраста.

На качестве жизни и абилитации (социальной адаптации) неблагоприятно сказывается недостаточная психологическая подготовка семьи к принятию и воспитанию ребенка с нарушением развития.

Для детей с нарушениями термин социальная адаптация (автор термина Шипицина Л. М) означает приспособление, приведение индивидуального и группового поведения «особых» детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У «особых» детей, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении. В задачи развития и воспитания «особых» детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Социальная адаптация открывает «особым» детям возможность активного участия в общественной жизни.

Ограниченные возможности ребенка (сенсорные, моторные, речевые и т.д) являются отрицательным фактором негативно влияющим на адаптацию в дошкольном учреждении.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно- образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

У детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, неустойчивая самооценка, они не верят в собственные силы, эмоционально- волевая сфера у таких детей искажена.

У них наблюдаются нарушения координации движений, замкнутость, агрессивность, гиперактивность, медлительность, сниженный уровень памяти, внимания, восприятия, мышления.

Все компоненты языковой системы речи ниже возрастной нормы.

Так еще одним отрицательным фактором является гиперопека со стороны родителей.

1.3 Необходимость психолого-педагогической поддержки по адаптации детей с ОВЗ к дошкольной образовательной организации

В настоящее время отечественная система образования претерпевает значительные изменения, обусловленные социально-экономическими, политическими, духовно-культурными преобразованиями в обществе. Этот этап связан с переосмысление обществом и государством своего отношения к инвалидам не только с признанием равенства их прав, но и осознанием

обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.

Реализуется идея, связанная со сменой целевых установок в сфере образования. Современные реформы в сфере инклюзивного образования предполагают получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в школах и дошкольных учреждениях общего типа — совместно с нормально развивающимися сверстниками.

Включенное (инклюзивное) образование — процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и создание образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех обучаемых.

Учитывая негативные факторы влияющие на адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья к образовательной организации, в частности к дошкольному учреждению, особенно когда речь идет о детях раннего и младшего дошкольного возраста. Ограниченные возможности и ранний возраст делает процесс адаптации очень сложным и может привести к целому ряду вторичных отклонений: негативизм, раздражительность, соматическая ослабленность. Все это говорит о необходимости создания специальных условий психолого-педагогической поддержки детей в образовательной организации.

При создании этих условий в период адаптации нужно руководствоваться принципами:

Принцип гуманизма как основополагающий. Суть принципа в том, чтобы не навредить ребенку, относиться к нему как к безусловной ценности. Так как приход ребенка в дошкольное учреждение стрессовая ситуация для него, необходимо проявить к нему максимум терпения, чуткости. Доброжелательности. От взрослых требуется спокойствие, уравновешенность, непротиворечивость в своих действиях и словах, которые могут причинить ребенку страдания. Дезориентировать его. Вызвать

неприятные ощущения. Требования должны быть посильными и развивающими.

Принцип природосообразности и индивидуализации предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в организации процесса адаптации; учет их индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек, желания и т.д. Взрослые выстраивают линию своего поведения с ребенком, двигаясь прежде всего от ребенка.

Принцип оздоровительной направленности означает, что посредством внимания к ведущим направлениям развития ребёнка (физическому здоровью, психологическому комфорту и социальному благополучию) достигается гармоничность его развития.

Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребёнком предполагает, что взрослые овладевают методами и приёмами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребенка, ибо главная цель — его радостное, бодрое состояние и настроение, развитие его как субъекта деятельности и общения.

Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в развитии и воспитании ребёнка, установлении партнёрских отношений «семья — дошкольное учреждение», взаимодополнении усилий учреждения адекватными усилиями семьи, и наоборот.

Принцип профессионального сотрудничества означает, согласованность усилий, знаний, умений и навыков педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника, воспитателя в работе с детьми, группой, их профессиональных прав и обязанностей.

Принцип анализа и самоанализа (рефлексивный принцип) предлагает своевременный контроль над эффективностью профессиональных действий, процесса адаптации в целом, за личностным ростом участников взаимодействия.

Выводы к 1 главе

Социальная адаптация — это процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой. Адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном.

Сущность социальной адаптации заключается в том, что в процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды.

Существует ряд факторов, которые оказывают влияние на адаптацию детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. К этим факторам относятся: физическое состояние ребенка; возраст ребенка; степень сформированности общения и предметно-игровой деятельности; отношение ребенка к ровесникам; характер взаимоотношений в семье.

Дети с ограниченными возможностями здоровья подвержены серьезным испытаниям в процессе адаптации. Адаптационные возможности таких детей значительно снижены, поэтому может привести к варианту дезадаптивного поведения. В связи с этим возникла необходимость исследования особенностей процесса социальной адаптации и разработка модели психолого-педагогической поддержки детей младшего дошкольного возраста по адаптации к дошкольной образовательной организации.

Глава 2. Изучение готовности доо и педагогического персонала к поступлению детей с ОВЗ. Психолого-педагогическое изучение детей с ОВЗ при поступлении в образовательную организацию

1 Организация и методика проведения констатирующего исследования

Исследование проводилось на базе дошкольного отделения ГБОУ Гимназии № 1517. В обследовании принимало участие 16 детей младшего дошкольного возраста, из которых 8 детей были с ограниченными возможностями здоровья и 8 детей нормально развивающиеся.

Исследование констатирующего эксперимента проводилось по четырем направлениям:

I направление.

Работа по данному направлению проводилась в период с февраля по апрель 2016г ода.

Целью диагностического блока является выявление готовности образовательной организации к обеспечению адаптации к ДОО и работе с детьми с ОВЗ, путем заполнения таблицы параметров, составленной по требованиям СанПиН и ФГОС ОВЗ.

Данные оснащенности дошкольной образовательной организации оценивались по шкале от 0 до 3 баллов, где 3 — полностью соответствует ФГОС для ОВЗ и СанПиН для ОВЗ; 2 — частичное соответствие; 1 — не соответствует; 0 — отсутствует.

По результатам суммы баллов выявлялся уровень оснащенности ДОО: 55-69 баллов — оптимальный уровень;

  • 54 — продвинутый уровень;
  • 23-38 — допустимый уровень;

0-22 — критический уровень.

II направление.

По данному направлению изучение проводилось в период с марта по июнь 2016 года. В анкетировании и тестирование принимали участие все педагоги дошкольной образовательной организации.

Целью диагностического блока является выявление уровня готовности педагогов к профессиональному взаимодействию и обучению, выявление профессионального опыта, уровня подготовки и методического обеспечения работы педагогов в условиях инклюзивного образования, методом анкетирования и заполнение таблицы компетенций педагога.

Анкета готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ была составлена на основе анкет: Е.В. Самсоновой «Оценка профессиональной деятельности воспитателя» …и «Изучение готовности педагогов общеобразовательных организаций к внедрению инклюзивного образования» Е.Е. Бурениной ….

Данные компетенции оценивались по шкале от 1 до 3 баллов, где 3 — высокий уровень, а 1 — низкий.

По результатам суммы баллов выявлялся уровень компетенции педагогов:

  • 105 баллов — высокий уровень 65-85 — средний
  • 64 — низкий уровень.

III направление. Изучение особенностей дошкольной адаптации детей с ОВЗ в условиях образовательной организации.

Данное исследование проводилось в период комплектования и зачисления детей в дошкольную образовательную организацию, то есть с 15 марта по 31 августа 2016 года.

Целью диагностического блока является выявление особенностей дошкольной адаптации детей с ОВЗ в условиях инклюзивного

образовательного учреждения методом анкетирования (анкета для родителей

«Готов ли Ваш ребенок к детскому саду?»).

Исследование проводилось под руководством заместителя директора и методиста дошкольной группы Гимназии №1517. Во время приема документов, родителям была роздана анкета готовности ребенка к дошкольной образовательной организации.

Таблица 2 Таблица подсчета результатов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
А 3 3 1 3 4 3 3 1 3 3 3 3 3 3 3 3 1
Б 2 2 3 1 3 1 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 3
В 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Г 1

Критерии оценки:

  • Ребенок младшего дошкольного возраста с ОВЗ Готов к поступлению в ДОО — 55-40 баллов;
  • Условно готов — 39-24 балла;
  • Не готов — 23-16 баллов.

IV направление. Изучение проявления личностных особенностей адаптации к дошкольной образовательной организации детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Целью диагностического блока является выявление личностных особенностей детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации, методом анализа листов наблюдений в период адаптации.

В феврале — марте 2016 года проводился анализ листов наблюдения в период адаптации детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ к ДОО и результатов диагностики уровня адаптированности ребенка к дошкольной образовательной организации за 2015-2016 учебный год.

Индивидуальные листы наблюдения в период адаптации ведутся воспитателями групп. Данные заносятся в те дни, которые указаны в листе

наблюдения в период адаптации. В том случае, если ребенок заболел, отмечается дата начала и конца заболевания. При возвращении ребенка после болезни его поведение отмечается три дня подряд, а затем в указанные сроки.

Ф.И ребенка Дата рождения

Лист наблюдения в период адаптации

Возраст

Дата поступления в ДОО

Адаптационные данные Дни наблюдений
1- й 2- й 3- й 4- й 8- й 16- й 32- й 64- й 128-й
Настроение
Аппетит: завтрак, обед, полдник
Сон: засыпание, длительность
Активность: в игре, в речи
Взаимоотношения с детьми
Взаимоотношения со взрослыми

норм;

Обозначения в листах наблюдений в период адаптации:

  • хорошо — «+»
  • неустойчиво — «- +»
  • плохо — «-»
  • дома — «Д»
  • болезнь — «Б»

Оценка адаптации определяется:

  • по ее длительности;
  • по количеству показателей, имеющих отклонение от возрастных
  • по глубине отклонений в поведении;
  • по заболеваемости;
  • по проявлению невротических реакций. Длительность (степень) адаптации:
  • от 8 до 16 дней — легкая;
  • от 17 до 30 дней — средняя;
  • выше 30 дней — тяжелая.

не ведется,

Для оценки результатов разработаны следующие критерии.

Высокий уровень адаптированности (2,6 — 3 балла) детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации.

Средний уровень адаптированности (1,6 — 2,5 балла) детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации.

Низкий уровень адаптированности (1 — 1,5 балла) детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации.

Учитывая особенности протекания адаптационного периода у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, основными направлениями работы в этот период будут: создание условий, способствующих охране и укреплению здоровья воспитанников; снятие стресса и обеспечение положительного эмоционального состояния ребенка; формирование адекватных возможностей воспитанников форм общения; организация поведения детей.

2.2 Результаты и выводы констатирующего эксперимента

По результатам исследования готовности дошкольной образовательной организации к деятельности по работе и адаптации детей с ОВЗ был выявлен продвинутый уровень (51 балл).

Таблица 3

Параметры оснащенности Оценка оснащенности
Наличие в ДОО кабинетов:
1 Психолога 3
2 Логопеда 3
3 Дефектолога 2
Оснащенность ДОО и групп
4 Наличие специального коррекционного оборудования в ДОО 1
5 Наличие в группе коррекционного и развивающего оборудования 1
6 Наличие в группе коррекционных игр и пособий 2
Наличие в ДОО специалистов:
7 Логопеда 3
8 Дефектолога 3
9 Педагога-психолога 3
10 Руководителя по ФИЗО 3
11 Инструктора ЛФК
Физкультурно-спортивная зона на улице
12 Располагается со стороны спортивного зала 3
13 Покрытие физкультурно-спортивной площадки синтетические и полимерные материалы безвредные для здоровья человека. 3
Подходы к зданию и пути движения воспитанников с ОВЗ
14 На участке не должны пересекаться с проездами для транспорта. 3
15 Все проезды и подходы к зданию в пределах участка, дорожки к физкультурно-спортивной зоне, зонам отдыха и игровых площадок оборудованы твердым покрытием. 3
16 Покрытие проездов, подходов и дорожек ровное, без выбоин и дефектов. 2
Оснащенность здания
17 Специальные устройства с ограждающими конструкциями со всех сторон. 1
18 Разноуровневые перила. 3
19 Пандусы. 0
20 Специально оборудованные санузлы. 1
21 Достаточные по ширине входы в групповые 2
помещения и другие помещения.
22 Одноуровневые полы во всех помещениях. 3
23 Отсутствие порогов. 3

В ДОО отсутствует инструктор по ЛФК. А также нет пандусов, так как нет необходимости — при входе в здание нет ступеней.

Специальное коррекционное оборудование в ДОО и группах не соответствует требованиям ФГОС для ОВЗ.

В анкетировании принимало участие 13 педагогов ДОО.

Анализ анкет выявления уровня готовности педагогов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья показал:

1. 84,6% педагогов знают, что согласно п.4 статьи 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организованна совместно с другими обучающимися (инклюзивное образование).

Рис. 1. Результаты исследования на знание педагогами организации инклюзивного образования

2. Знакомы с отечественным опытом организации инклюзивного образования только 38,5% педагогов, а с зарубежным опытом — 23,1%.

3. По мнению педагогов, основной барьер в принятии инклюзивного образования заключается в том, что права людей не принято соблюдать — 33,3%; в том, что родители детей с нарушениями не понимают, что у них есть права — 8,3%; в тех чувствах, которые приходиться преодолевать всем участникам процесса — 33,3%; в неуважении к различиям — 8,3%; в недостаточном профессионализме и гибкости педагогов — 16,8%.

4. 46,2% педагогов считает, что инклюзивное образование положительно скажется не только на развитии и социализации детей с ОВЗ, но и на нормально развивающихся сверстниках; 23,1% так не считают и 30,7% затрудняются ответить на этот вопрос.

5. 23,1% считает, что их профессиональной подготовки и психологических особенностей достаточно для перехода к инклюзивному образованию; 15,4% обладают определенным уровнем профессиональных навыков, однако не готовы психологически; 30,8% готовы психологически, но не обладают достаточным уровнем профессиональных навыков; 23,1% не готов к работе с детьми данной категории ни психологически, ни профессионально; 7,6% затрудняются ответить на этот вопрос.

Рис. 1. Результаты изучения профессиональной и психологической готовности педагогов к переходу к инклюзивному образованию

6. 76,9% педагогов готовы пройти профессиональную переподготовку для работы в условиях инклюзивного образования.

7. Наибольшую трудность при совместном воспитании и обучении для педагогов представляют следующие категории детей: с ограниченными возможностями физического здоровья — 14,3%; с нарушения общения и поведения — 50%; с нарушениями интеллекта — 28,6%.

8. Педагоги готовы работать с детьми, имеющими сенсорные нарушения — 6,3%; имеющими нарушения речи — 31,3%; имеющими нарушения ОДА — 18,5%.

Анализ таблицы компетенций педагогов показал, что 92,3% педагогов имеют высокий уровень по экспертной оценке, хотя высокий уровень по самооценке педагогов был только у 84,6%. Средний уровень по оценке экспертов имеют 7,7% педагогов, а по самооценке — 15,4%. Низкий уровень компетенций отсутствует.

Рис. 2. Результаты изучения уровня компетенций педагогов

В анкетировании родителей «Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад» принимало участие 16 семей: 8 из которых, имеют ребенка младшего дошкольного возраста с ОВЗ и 8 семей, имеют нормально развивающегося ребенка младшего дошкольного возраста.

По результатам анкетирования семей, в которых воспитываются нормально развивающиеся дети, 6 готовы к поступлению в ДОО, что составляет 75%, 2 ребенка условно готовы, что составляет 25%.

По результатам анкетирования семей, в которых воспитываются дети с ОВЗ, 2 готовы к поступлению в ДОО, что составляет 25%, 5 детей условно готовы, что составляет 62,5% и 1 ребенок не готов к поступлению в дошкольную образовательную организацию, что составляет 12,5%.

Рис. 3. Результат изучения готовности детей к поступлению в ДОО

Проведен анализ листов наблюдения в период адаптации к ДОО за 2015-2016 учебный год. Было проанализировано 14 листов наблюдения детей младшего дошкольного возраста: 7 из которых дети с ОВЗ и 7 детей нормально развивающихся.

Анализ показал, что у большинства нормально развивающихся детей наблюдается легкая степень адаптации — 71,4% (5 детей); 28,6% (2 ребенка)

средняя степень адаптации; тяжелая степень адаптации не выявлена.

Анализ листов наблюдения в период адаптации к ДОО детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ показал, что у большинства детей наблюдается средняя степень адаптации — 57,1% (4 ребенка); 26,6% (2 ребенка) детей показали легкую степень адаптации и 14,3% (1 ребенок) тяжелую степень адаптации.

Рис. 4. Результаты изучения Листов наблюдения в период адаптации к ДОО за 2015-2016 учебный год

Анализ результатов диагностики уровня адаптированнности ребенка к ДОО также показал, что у большинства нормально развивающихся детей наблюдается высокий уровень адаптированности — 71,4% (5 детей); 28,6% (2 ребенка) — средний уровень адаптированности; низкий уровень выявлен не был.

Анализ результатов диагностики уровня адаптированнности ребенка к ДОО детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ показал, что у большинства детей наблюдается средний уровень адаптированности — 57,1% (4 ребенка); 26,6% (2 ребенка) детей показали высокий уровень адаптированности и 14,3% (1 ребенок) низкий уровень.

Рис. 5. Результаты изучений диагностики уровня адаптированности ребенка к ДОО за 2015-2016 учебный год

Выводы по 2 главе

Констатирующий эксперимент проводился по четырем направлениям: готовность образовательной организации к принятию детей с ОВЗ; готовность педагогов к работе с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ, а также готовность самих детей младшего дошкольного возраста к поступлению и адаптации к ДОО.

В результате анализа полученных данных было выявлено:

1. Образовательная организация показала продвинутый уровень по готовности принять детей с ОВЗ.

2. Анализ анкет готовности педагогов к воспитанию и обучению детей с ОВЗ показал, что 76,9% педагогов согласились пройти профессиональную переподготовку для работы с детьми с ОВЗ. Педагоги готовы работать с детьми с сенсорными нарушениями (6,3%), с нарушениями речи (31,3%) и с нарушениями опорно-двигательного аппарата (18,5%).

А по результатам компетенций педагогов — педагоги показали высокий уровень (92,3%).

На основе этих показателей можно сделать вывод, что педагогический коллектив готов к работе в условиях инклюзивного образования.

3. 62,5% детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ показали условную готовность к адаптации к ДОО, а 12,5% не готовы.

Таким образом получается, что образовательная организация готова к принятию детей с ОВЗ. Педагоги ДОО готовы к воспитанию и обучению детей младшего дошкольного возраста.

4. По результатам анализа листов наблюдения в период адаптации к ДОО и диагностики уровня адаптированности ребенка к ДОО видно, что показатели степени адаптации и уровня адаптированности совпадают. Таким образом, 71,4% нормально развивающихся детей показали полную адаптацию и 28,6% условную адаптацию. Среди детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ 26,6% — полная адаптация, 57,1% — условная адаптация и 14,3% — дезадаптация.

Данные результаты подтверждают необходимость разработки и реализации модели психолого-педагогической поддержки детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по адаптации к дошкольной образовательной организации.

Глава 3. Создание условий для психолого- педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в образовательную организацию

.1 Экспериментальная проверка модели психолого-педагогической поддержки детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ по адаптации к дошкольной образовательной организации

Целью нашего формирующего эксперимента являлось создание наиболее эффективных условий для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ к дошкольной образовательной организации.

Исходными материалами для определения содержания и методики формирующего эксперимента явились работы: «Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений» …; Е.О. Севостьянова

«Дружная семейка» …; ………………..

Задачами формирующего эксперимента явились:

  • разработка модели психолого-педагогической поддержки детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ по адаптации к ДОО;
  • апробация модели психолого-педагогической поддержки;
  • ведение листа наблюдения в период адаптации к ДОО, для оценки эффективности данной модели;
  • составление и разработка анкет для педагогов ДОО и родителей детей с ОВЗ, входящих в экспериментальную группу.

Нами определена экспериментальная группа, в которой была реализована модель психолого-педагогической поддержки детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. В данную группу вошли 5 детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Для подтверждения эффективности модели психолого-педагогической поддержки также были определены еще 2 группы: сравнительная, куда вошли 5 детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ и контрольная группа, в которую вошли нормально развивающиеся дети. В данных группах работа проводилась по обычному плану адаптации ДОО.

Приведем краткую характеристику компонентов модели психолого- педагогической поддержки детей младшего дошкольного возраста по адаптации к ДОО.

В качестве целевого компонента модели выступает развитие навыков социальной адаптации детей четвертого года жизни к ДОО. Процесс развития адаптивности ребенка младшего дошкольного возраста предполагает решение таких задач как формирование и обогащение предметно-игровой деятельности, как ведущей деятельности в данный возрастной период; формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками, осуществление перехода от ситуативно-личностного общения к ситуативно-деловому (переход к новой форме общения необходим, только он может быть залогом успешного вхождения ребенка в более широкий социальный контекст и благополучного самочувствия в нем); контроль за состоянием здоровья ребенка, профилактика заболеваний.

Содержательный компонент модели включает в себя следующие направления деятельности, стимулирующей процесс адаптации детей к ДОО:

  • работа с родителями (сбор сведений о ребенке, семье;
  • разработка рекомендаций по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания;
  • предварительное знакомство родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы;
  • ориентация родителей на выработку единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду);
  • работа с детьми (установка контакта с ребенком в первый же день;
  • изучение индивидуальных особенностей психики каждого ребенка;
  • формирование положительной установки на детский сад, позитивное отношение к нему;
  • организация игр и упражнений, направленных на положительное эмоциональное взаимодействие со взрослым и сверстниками;
  • обогащение предметно-игровой деятельности детей, создание ситуации успеха в игре);
  • взаимодействие специалистов ДОО (контроль за поведением и здоровьем ребенка в период адаптации, старший воспитатель или психолог ДОО на каждого ребенка заводит «Лист адаптации», который заполняется педагогами группы и психологом;
  • консультации с дефектологом и психологом, а по показаниям — и другими специалистами;
  • регулярное проведение социально-психолого-педагогических консилиумов, педагогических советов, проведение мероприятий педагогического мониторинга).

Организационно-технологический компонент модели. Технология социально-педагогической поддержки детей в условиях ДОУ представляет собой целенаправленный, поэтапный процесс, обусловленный знанием индивидуальных особенностей конкретного ребенка и его индивидуально- личностных проявлений в новых условиях воспитания. Данная технология включает следующие этапы:

Диагностический компонент модели был подробно представлен и рассмотрен во второй главе нашего исследования (констатирующий эксперимент), который проходил по четырем направлениям и затрагивал вопросы исследования готовности образовательной организации к приему детей с ограниченными возможностями здоровья; готовность педагогов групп к воспитанию и обучению детей с ОВЗ; а также готовность самих детей с ОВЗ к адаптации к дошкольной образовательной организации.

поисково-проектировочный (проектирование модели решения проблем ребенка; разработка оптимальной программы поддержки по адаптации к ДОО при взаимодействии специалистов ДОО с семьей ребенка);

  • деятельностный (реализация программы поддержки с включением в работу детей и их ближайшего социального окружения;
  • взаимодополняющая деятельность специалистов (педагогов, психолога, дефектолога, логопеда) и ребенка);
  • рефлексивный (обсуждение совместной деятельности по разрешению проблемы; анализ проделанной работы и ее результативности).

Реализация технологии социально-педагогической поддержки детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО способствует преодолению негативных проявлений в эмоциональной и поведенческой сферах ребенка, облегчает и сокращает период его адаптации к дошкольному учреждению, а также позволяет осуществлять профилактику отклоняющегося развития личности ребенка, содействует гармонизации его взаимоотношений с окружающими и успешной социализации.

Результативный компонент — адаптированность ребенка к условиям ДОО. Признаками адаптированности считаются отсутствие частых и длительных острых заболеваний, стабилизация поведения и нормализация эмоциональных проявлений ребенка. Результаты данного компонента представлены в контрольном эксперименте.

Условиями, обеспечивающими эффективность социально- педагогической поддержки по адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО являются: наличие потенциальных возможностей социально- воспитательного пространства ДОО для формирования социальной адаптивности воспитанников; учет индивидуальных особенностей каждого ребенка в процессе определения стратегии социально-педагогической поддержки при формировании у него адаптивности к ДОУ; позитивная мотивированность ребенка к ДОУ; подготовленность специалистов ДОУ к реализации задач социально-педагогической поддержки детей к адаптации в условиях дошкольного учреждения; одновременное участие в процессе социально-педагогической деятельности детей, родителей и специалистов ДОУ с наиболее полным учетом их личностного своеобразия и потребностей; проведение мероприятий педагогического мониторинга, контроль за поведением и здоровьем ребенка с первого дня его пребывания в ДОУ и в течение всего периода адаптации.

Рассмотрим содержательно-технологическое обеспечение модели социально-педагогической поддержки ребенка в период адаптации к ДОО.

Содержание и технология реализации диагностического модуля.

Необходимо понимать, что проблемы ребенка — это проблемы взрослых: детского сада и семьи. И начинать решение проблем адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ надо уже с организации приема вновь поступающих детей.

При поступлении ребенка в ДОО желательно создать социальный паспорт семьи. Этот документ позволяет работникам ДОО иметь полную информацию о родителях и ребенке: социальный статус родителей, материальное благосостояние и жилищно-бытовые условия, тип семьи, взаимоотношения в семье, тип родительской позиции по отношению к ребенку, стиль воспитания, приоритеты родителей в области их педагогической грамотности, позиция родителей к включению их в деятельность образовательного учреждения, социальный статус ребенка в семье, проблемы семьи в обучении и социальной адаптации ребенка.

Кроме того, очень важно проанкетировать родителей на предмет готовности ребенка к детскому саду.

Анкета поможет родителям и педагогам, принимающим ребенка оценить готовность малыша младшего дошкольного возраста с ОВЗ к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации.

Содержание и технология реализации поисково-проектировочного модуля. Диагностический этап позволяет выявить основные проблемы семьи и ребенка, сделать предварительный прогноз протекания адаптационного периода малыша в ДОО. На основе полученных данных осуществляется проектирование модели решения проблем ребенка. Разрабатывается оптимальная программа поддержки по адаптации к ДОО при взаимодействии специалистов ДОО с семьей ребенка. Программа социально-педагогической поддержки по адаптации воспитанников должна строиться на основе индивидуального подхода к каждому ребенку и предусматривать несколько блоков: работа с детьми, родителями, взаимосвязь с другими специалистами.

Содержание и технология реализации деятельностного модуля. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольной образовательной организации необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается с повышения профессионального уровня воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, тренинги, консультации), развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т. д.

Следующий немаловажный момент — необходимость организации “Праздника знакомства”. Первый день пребывания в детском саду должен стать для ребенка праздником. В этот день детей и их родителей встречают оба воспитателя, которые знакомят их с группой, проводят игры, направленные на знакомство детей и родителей между собой.

Со следующего дня на каждого ребенка заводится и заполняется Лист наблюдения в период адаптации ДОО. Лист адаптации представляет собой форму отслеживания внешних поведенческих корреляторов психологического дискомфорта и возможного нарушения здоровья ребенка в период его адаптации к условиям дошкольной образовательной организации. Оценивание результатов проводится на 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 8-й, 16-й, 32-й, 64-й и 128-й день.

Данная схема наблюдения является хорошим практикумом педагогической наблюдательности. Кроме того, формализованный характер позволяет объективизировать отдельные впечатления воспитателя о ребенке,

сравнить имеющиеся адаптационные тенденции, сравнить детей разных групп.

Имеющийся опыт использования данной формы говорит о ее эффективности и целесообразности. Предлагаемая форма позволяет оценить процесс адаптации не только качественно, но и количественно.

Одна из основных задач адаптационного периода — формирование чувства уверенности в окружающем. Для этого необходимо следующее:

  • Знакомство детей, их сближение друг с другом.

•Знакомство с воспитателями, установление отношений между воспитателями и детьми, основанных на доверии.

  • Знакомство с группой и детским садом, их освоение.

•Знакомство с окружающим, организуется в форме развивающих игр.

Также важным фактором успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья к дошкольной образовательной организации является желание и готовность включения в процесс родителей и их активное участие в этом.

Содержание и технология реализации рефлексивного модуля.

Реализация рефлексивного модуля проводилась также по четырем направлениям, которые были заявлены в констатирующем эксперименте:

  • I направление. Проводилась подготовка образовательной организации к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья: было увеличено количество коррекционных игр и пособий в группах;
  • проведена покраска физкультурно-спортивной зоны на улице с учетом требований при работе с детьми с нарушениями зрения (выделены границы площадки ярким цветом — желтым;
  • малые спортивные формы покрашены в яркие естественные цвета);
  • в рамках благоустройства территории в 2016-2017 учебном году было заявлена смена асфальтового покрытия (расширение дорожек), покрытие групповых участков синтетическими и полимерными материалами безвредными для здоровья человека.

II направление. Для педагогов экспериментальной группы была проведена консультация, в которой было рассказано о психологических особенностях детей с ОВЗ и рассказаны пути решения возможных трудностей, которые могут возникнуть у детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе адаптации к дошкольной образовательной организации.

А также в данной консультации было рассказано про необходимые компоненты эффективного общения с детьми с ОВЗ в период адаптации к ДОО.

1. Контакт глаза в глаза.

Большинство людей неосознанно использует зрительный контакт, как основное средство передачи своих чувств, в том числе и любви, особенно к детям. Ребенок использует контакт глаз с родителями и другими взрослыми для эмоциональной связи. Избегание же контакта глаза в глаза служит одним из первых признаков эмоционального неблагополучия ребенка. Ласковый взгляд взрослого снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе. Очень часто взрослые используют контакт глаза в глаза, только когда упрекают ребенка, ругают, настаивают на своем. В результате этого на фоне внешней покорности и послушания у ребенка с ОВЗ может развиться депрессия и невроз.

Поэтому педагогам очень важно при общении с ребенком с ОВЗ, особенно в период адаптации к ДОО, учитывать действенность контакта глаза в глаза, как созидательного, так и разрушительного.

2. Физический контакт

чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с другими. Ему будет легко общаться и со взрослыми, и со сверстниками, и следовательно, он будет пользоваться симпатией, у него будет положительная самооценка. Как итог: соответствующий возрасту постоянный физический контакт — это эффективный способ заполнить «эмоциональный резервуар» ребенка и помочь ему развиваться наилучшим образом. Необходимость физического контакта возрастает в период адаптации к дошкольной образовательной организации, так как в это время ребенок наиболее уязвим.