РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Термин «Музыкальное мышление» появляется в музыковедческой литературе все чаще. С помощью собственно музыковедческого, социологического, культурологического, семиотического, информационного подходов ученые постепенно «выстраивают» теорию музыкального мышления. Споры о сущности, структуре, функциях музыкального мышления далеки от завершения. Однако музыкальная педагогика может и должна уже сейчас воспользоваться наиболее перспективными идеями музыкознания в данной области.

Необходимость многогранного исследования сферы развития музыкального мышления у детей осознается как острая актуальная проблема современной музыкальной педагогики. Наиболее благоприятен для развития музыкального мышления средствами музыки является дошкольный возраст, так как именно в этот период закладывается базовая культура человека, фундамент всех видов мышления. В настоящее время образовательная система переживает кризис, и взоры многих педагогов и родителей обращены в сторону искусства.

Сегодня мало кто отрицает необходимость комплексного эстетического образования. В общеобразовательных школах возникают общеэстетические отделения, появляются попытки провести единую линию эстетического образования через систему «детский сад – школа». В средних, средне-специальных и высших учебных заведениях вводится история отечественной и мировой культуры. Расширенного внедрения дисциплин эстетического профиля требует и система технического образования, поскольку общество должно быть заинтересовано в развитии у будущих специалистов интеллектуально-эвристических потенций, которые стимулируются именно контактами со сферой художественного творчества.

Однако задача состоит не только в увеличении количества эстетических предметов. Не менее важно, чтобы преобразовался характер их взаимоотношений, чтобы вместо автономного сосуществования возникли взаимодействия, формирующие целостное ощущение духовной культуры. «Человек должен вернуть себе и своему взгляду на мир целостность, иначе ему просто не выжить» [9].

Целостность понимается как формирование разного в едином и единого в разном, т.е. развитие различных граней душевно-духовного мира ребенка в их взаимодействии (интеллектуальных, эмоционально-образных, нравственных, эстетических, этических и др.).

Эта целостность органически присуща человеку вследствие его психофизиологических данных и призвана восстановить утраченную гармонию его внутреннего мира.

Одним из решений проблемы является использование многоплановых, глубоких по содержанию музыкальных произведений, сопряженных с самыми разнообразными культурно-эстетическими параллелями, позволяющими успешно применять комплексные формы уроков музыки, где органично сочетаются слуховые, зрительные, музыкально-ритмические, пластические, художественно-изобразительные, музыкально-исполнительские, речевые, цвето-эмоциональные, сценические виды деятельности. Такие комплексные (интегративные) занятия позволяют успешно развивать интеллектуальные, эмоционально-образные, творческие способности детей в их единстве, целостности свойственной гармонически развитой личности.

35 стр., 17101 слов

Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыки

... музыкально - эстетическое. Основной формой работы, базой музыкально - эстетического воспитания в начальных классах является урок музыки. На занятиях предусматривается разностороннее музыкальное развитие школьников, закладывается фундамент их музыкальной культуры. Продолжением работы по музыкально - эстетическому воспитанию младших школьников является ...

Проблема музыкального мышления как таковая существует в современной науке относительно недавно и является одной из самых притягательных в теоретическом музыкознании, музыкальной педагогике и психологии, но в то же время генетические истоки этой проблемы просматриваются с достаточно далеких времен — XVIII век — И. Ф. Гербарт, Э. Ганслик, Г. Риман.

Долгие годы внимание исследователей сосредотачивалось на отдельных компонентах процесса обучения и воспитания. И только в XX веке педагоги обратились к личности ребенка, стали развивать их мотивации в обучении, пути формирования потребностей. В Европе и в России были созданы концепции, напрямую выводящие к проблемам музыкального мышления. В работах В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, В. Н. Холоповой и др., раскрывается культурологический уровень музыкального мышления, в которых смысл музыкального произведения рассматривается через интонации, жанры и стили историко-культурных контекстов эпох. Социальный аспект проблемы исследуется в работах А. Н. Сохора, Р. Г. Тельчаровой, В. Н. Холоповой.

В работах Б. В. Асафьева, М. Г. Арановского, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского и др., рассмотрено историческое становление и развитие музыкального мышления.

Музыковедческий уровень, прежде всего, через интонационную специфику музыкального искусства, как основу музыкального образа, изложен в трудах Б. В. Асафьева, М. Г. Арановского, Л. А. Мазеля, Е. В. Назайкинского, А. Н. Сохора, Ю. Н. Холопова, Б. Л. Яворского и других.

С другой стороны, и сама музыкальная педагогика накопила богатый материал, так или иначе связанный с проблемой музыкального мышления (исследовательские работы Т. А. Барышевой, В. К. Белобородовой, Л. В. Горюновой, В.В.Макарова).

Само понятие «музыкальное мышление» еще не получило статуса строго научного термина. Музыкальное мышление, – по мнению музыкальных психологов Л.Бочкарёва, В.Петрушина, Б.Теплова, и мы разделяем их точку зрения, – есть ни что иное, как переосмысление и обобщение жизненных впечатлений, отражение в сознании человека музыкального образа, представляющего собой единство эмоционального и рационального.

По мнению Б.Теплова, мышление — это процесс отражения общих свойств вещей и нахождения закономерных связей и отношений между вещами. Другими словамиэто определение можно выразить так: мышление — это процесс обобщенного и опосредствованного познания действительности.

И хотя область понятий и логических операций играет известную роль, как в процессе создания музыкального произведения, так и при его восприятии, совершенно ясно, что не она определяет специфику музыкального мышления. Поэтому вопрос о правомерности данного понятия еще остается открытым.

9 стр., 4307 слов

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста ...

... развитии творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования —, Предмет исследования —, Задачи исследования: изучить теоретические подходы к творческим способностям детей младшего дошкольного возраста, определить особенности развития творческих способностей младших дошкольников ... процессами, уровнем интеллекта, творческим мышлением; гуманистическая (личностно- ...

Актуальность исследуемой проблемы, её недостаточная разработанность, потребность психологической практики в эффективных методах развития музыкального мышления у детей, определили выбор темы курсовой работы: «Развитие музыкального мышления у детей дошкольного возраста»

Именно поэтому цель нашего исследования – выявление эффективных способов развития музыкального мышления в процессе музыкальных занятий.

Объектом исследования курсовой работы является процесс развития музыкального мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования курсовой работы – комплекс музыкальных занятий, обеспечивающих эффективность развития музыкального мышления.

В основу исследования положена следующая гипотеза — эффективность развития музыкального мышления старших дошкольников возможна в условиях систематической и целенаправленной работы на музыкальных занятиях.

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи курсовой работы:

1. Изучить музыкально-педагогическую литературу по развитию музыкального мышления.

2. Провести теоретический анализ развития музыкального мышления у детей старшего дошкольного возраста.

3. Подобрать пакет методик по выявлению уровня развития музыкального мышления у детей старшего дошкольного возраста.

4.Разработать комплекс музыкальных занятий по развитию музыкального мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

Теоретические: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение.

База исследования: БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка № 15». Практическая значимость работы заключается в том, что комплекс музыкальных занятий может быть использован в практике работы музыкальным руководителем дошкольного образовательного учреждения для развития музыкального мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка библиографических источников и литературы, приложений.

Глава I. Теоретический анализ развития музыкального мышления у детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Особенности развития музыкального мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Музыкальное мышление по-прежнему является одной из важнейших и актуальных проблем музыкальной педагогики.

Путь к дефиниции музыкального мышления многие исследователи видят в последовательном определении сущности мышления вообще, выявлении особенностей художественного мышления и на его основе – уточнение специфики музыкального мышления.

Мышление (филос.) – вид деятельности. Процесс получения новой информации посредством сопоставления информации известной <…> и новыми эмпирическими данными.

11 стр., 5434 слов

Содержание интеллектуального развития детей дошкольного возраста ...

... интеллектуального развития детей дошкольного возраста в современных образовательных программах ДОУ. Задачи курсовой работы: рассмотреть интеллектуальное развитие детей разных возрастных групп; охарактеризовать работу ДОУ в условиях вариативности образования; раскрыть особенности интеллектуального развития дошкольников в основных образовательных программах ДОУ. Курсовая работа ...

Мышление – высшая степень человеческого познания. Оно позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной степени познания.

Период дошкольного детства относительно всей жизни недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребёнку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

Музыкальное мышление можно определить как реализуемый в интонировании процесс моделирования системы отношений субъекта к реальной действительности [15].

А. Сохор заостряет внимание на категории «деятельность»: «Как и всякая художественная деятельность, музыкальное мышление представляет собой единство трех основных видов деятельности: отражения, созидания и общения» [18].

«Деятельность музыкального мышления представляет собой процесс преобразования звуковой реальности в художественно-образную» (И.Ляшенко) [18].

Два фактора – музыкальное произведение и практическая музыкальная деятельность – и определяют, в конечном счете, основные черты музыкального мышления личности.

Музыкальное мышление имеет принципиально творческий характер, оно продуктивно даже в тех формах, которые постороннему наблюдателю кажутся пассивными. Но слушать музыку, можно не вникая в ее суть, как шумовой фон, а можно тонко чувствовать все нюансы музыкальных мыслей и настроений, то есть настоящему искусству соответствует художественная осмысленность. Итак, основным критерием продуктивности музыкального мышления является познание художественного смысла, содержания, выраженного в акустических материальных формах.

Музыкальное мышление имеет многоуровневую структуру; чистых границ между уровнями мышления не существует. Целостная модель музыкального мышления с учетом его структурных и динамических особенностей представлена в следующей схеме.

МУЗЫКА Воздействие Личность МЫШЛЕНИЕ

Музыкальная речь

ВОСПРИЯТИЕ М-ХС

Мышление – художественный смысл Парадоксальный смысл, то есть с возможными противоречиями, однако при этом предельно ясный и целостный (трудно описуем в словах, близок к медитивнойтрансценденции).

Музыкальный язык

М-МК

Мышление

Музыкальная

коммуникация Аристотелева логика: непротиворечивость, последовательность, анализ и четкая однозначная фиксация элементов. Активные практические действия

М-МД

Мышление-

Музыкальные действия Точность и целесообразность исполнительских движений. Наибольшая внешняя выраженность и контролируемость Переживания и образность

ПО-ППрошлый опыт

память Свернутые образы ранее полученных знаний, музыкально-эстетических переживаний, личностно-значимых жизненных ситуаций, сценарии, эталоны поведения и т.д. Эмоциональность

Т

Телесность Бессознательные двигательные реакции всех уровней, вплоть до изменений физиологических ритмов и гуморальной регуляции. Различная толщина стрелок в схеме, отражающих воздействие музыки на различные уровни музыкального мышления, соответствует степени осознанности [15].

Музыкальное мышление – переосмысление и обобщение жизненных впечатлений, отражение в сознании человека музыкального образа, представляющего собой единство эмоционального и рационального.

13 стр., 6045 слов

Педагогические аспекты музыкального развития детей старшего дошкольного возраста

... формирования и развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста; проанализировать основные программы музыкального воспитания дошкольников; определить основные виды деятельности, способствующие большей эффективности творческого развития дошкольников на музыкальных занятиях. В работе были использованы ...

Проблема формирования музыкального мышлении является одной из притягательных в музыкознании, музыкальной педагогике и психологии. Ответ на вопрос, как сформировать музыкальное мышление детей мог бы скоординировать усилия многих учёных, методистов, музыкальных руководителей в поиске наиболее оптимальных способов обучения в дошкольном учреждении.

В музыковедении делаются попытки создать целостную концепцию Музыкального мышления на основе применения идей современной психологии, эстетики, лингвистики, теории информации, кибернетики и т.д. Но наиболее эффективным, на наш взгляд, является подход к музыкальному мышлению со стороны именно музыки. Специфика музыкального мышления в творчестве, исполнении, восприятии побуждает нас глубже проникать в природу самого музыкального искусства и именно там искать ответы, столь необходимые сегодня музыкальной педагогике. Достоинство музыкального искусства заключается не в конкретике. Изображения каких-либо картин или явлений, а в обобщённом выражении в музыке чувств, мыслей, идей. Чтобы наиболее обобщённым образом подойти к проблеме музыкального мышления, попытаемся рассмотреть её в сравнении с самыми стержневыми сторонами мышления, тем более что законы мышления в музыке, конечно, соотносятся с общими законами и принципами мышления вообще. В философском аспекте обращает на себя внимание три основные функции мышления: познание существенных связей и отношения предметов и явлений, творческое созидание новых идей, способность к вычленению, удержанию и оперированию всем объёмом понятий, образов представлений. С психологической точки зрения, мышление – это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний. Эти трактовки не противоречат, а во многом совпадают и дополняют друг — друга, потому что в каждом из философских аспектов присутствуют психологические и наоборот. Развитое мышление человека характеризуется способностью образования содержательных абстракций, помогающих воспроизводить целостность явления, процесса или предмета. Психологи давно настаивают на возможно более раннем развитии у дошкольников способности к образованию содержательных обобщений, вычленяющих такие стороны, свойства и состояния предмета, которые сами по себе обладают самостоятельностью. Что в музыкальном искусстве может выполнять роль содержательной абстракции, обладающей определённой самостоятельностью и целостностью, позволяющей осуществлять вышеописанные мыслительные операции? Ответ один — интонация. Ноне в привычном понимании музыкантов — чистая или нечистая, а в подходе к интонации как к смыслу. Такой подход был разработан Б. В. Асафьевым в его интонационной теории. В этой теории под интонацией, в широком плане, понимается смысл речи, её психический тонус, настроенность. В более узком -“фрагменты музыки”, “мелодийные образования”, “памятные мгновения”, “зёрна-интонации”. Мышление, как процесс познания предметов или явлений, всегда включает в себя поиск связей: внешних и внутренних, существенных и несущественных. В музыкальном искусстве особенно важна связь явлений в движении, изменчивости, в соотношении звучащих элементов. Основой для наблюдения этих взаимосвязей может служить интонация. Внутри произведения одна интонация вызывает другую, связывается с ней. В самом музыкальном искусстве, в целом, интонация становится тем основанием, которое связывает воедино все стороны и грани музыкальной культуры: “… и факты творческие, и стилевые, и эволюцию выразительных элементов, и формообразование… Явление интонации связывает в единство музыкальное творчество, исполнительство и слушание — слышание”.

5 стр., 2404 слов

Психолого-педагогические аспекты развития творческого мышления ...

... закономерности, условия и механизмы развития творческого мышления дошкольников. определить критерии и уровни развития творческого мышления детей. провести психолого-диагностическое исследование творческого мышления дошкольников и выполнить анализ результатов диагностики. сформулировать рекомендации по развитию творческого мышления дошкольников. ^ ^ ^ 1.1. Творческое мышление как объект психолого ...

Развитие музыкального мышления является одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому, что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие музыкального мышления позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей. Изучение и решение проблемы развития музыкального мышления старших дошкольников в различных видах музыкальной деятельности может способствовать решению задач музыкального воспитания в детском дошкольном учреждении[5].

Не имея достаточного опыта о представлениях и чувствах человека, которые существуют в реальной жизни на данном возрастном этапе развития ребёнка, музыка способна передавать всю многогранность чувств и оттенков окружающего мира, расширять представления и устанавливать взаимосвязи между его компонентами. В процессе музыкального звучания ребёнок внимает и осваивает действия, которые определяют результат его влияния на внешнюю и внутреннюю активность, что является основой содержания психического развития личности.

В виду того, что музыка находится во внутреннем родстве с процессами человеческого мышления, одним из перспективных направлений психолого-педагогических поисков в плане раскрытия интеллектуального потенциала личности является изучение особенностей развития музыкального мышления детей старшего дошкольного возраста.

Музыкальное мышление выступает целенаправленным процессом, развитие которого детерминируется учебно-воспитательными влияниями педагога в следствии овладения детьми определёнными знаниями, умениями и навыками. В рамках изучения данной проблематики Н.А.Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания» [5].

Таким образом, развитие музыкального мышления в равной степени зависит как от уровня музыкального и общего развития ребёнка, так и от умения педагога руководить и управлять процессом его формирования, целенаправленного обучения и воспитания.

Учитывая физиологические особенности развития, наличие жизненного опыта, уровень эмоционально-чувствительных реакций и познавательных возможностей старших дошкольников специфичность музыкального мышления состоит в интонационно-образной составляющей музыкального звучания. Поэтому мы считаем, что развитие данного феномена должно осуществляться посредством тех видов деятельности, которые являются наиболее приемлемыми сознанию детей старшего дошкольного возраста.

Наблюдение свидетельствуют о том, что процесс слушанья музыки детьми старшего дошкольного возраста достаточно часто сопровождается непроизвольными движениями, мимическими реакциями, возгласами. По этому поводу Л.Медушевский писал: «Бесконечно богатая информация, заключённая в музыке, считывается не рассудком, a динамическим состоянием тела – соинтонированием, пантомимическим движением» [9].

12 стр., 5626 слов

«Особенности развития мышления детей с нарушением зрения»

... основные виды мышления; рассмотреть основные концепции развития мышления у лиц с нарушением зрения; описать концепции развития мышления у детей с нарушением зрения. Проблемами мышления и его развития у слепых и слабовидящих занимались многие психологи и тифлопедагоги. Тихомиров ...

Это говорит о том, что следующим видом деятельности, которая способствует развитию музыкально-образного мышления, выступает отображательная деятельность. Обозначенный вид активности способствует сбалансированности между звучанием и эмоционально-чувственной сферой ребёнка, формированию умений подобрать соответствующие движения, жесты, мимику для передачи услышанного материала, что, в свою очередь, повышает уровень осознания содержания музыкального произведения.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что первичное утверждение ребёнка как личности происходит в сфере музыкального искусства, которое в дальнейшем побуждает потребность проявлять творческий потенциал в разных сферах деятельности, а также влияет на развитие общих интеллектуальных способностей. Следовательно, музыкальная деятельность старших дошкольников является одной из видов активности, которая помогает раскрывать потенциальные возможности усвоения ребёнком знаний, умений и навыков ориентации в пространстве музыкальных образов. Данный вид активности обеспечивает адекватное проявление перцептивных и когнитивных реакций в процессе восприятия музыкального материала, способствует развитию системы связей и отношений между интонационно-образной фактурой звучания произведения и реальным представлением окружающего мира.

В соответствии с вышесказанным следует заметить, что развитие музыкального мышления происходит в процессе трёх видов деятельности: предметной, отображающей и музыкальной, что по своей структуре не противоречат природе развития детей старшего дошкольного возраста.

Следует помнить, что восприятие старших дошкольников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Внимание старших дошкольников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Мышление у детей развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Значительно обогащается словарный запас ребёнка.

К семи годам у детей выравнивается состояние их музыкальной подготовки, накапливаются конкретные знания и навыки к разным видам музыкальной деятельности, овладевают опытом в исполнении песен, в том числе с ритмическим сопровождением, и танцевальными движениями.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста заложены большие возможности для их художественно-эстетического развития. При правильной организации этой деятельности, с одной стороны, у старших дошкольников закладываются предпосылки для развития эстетических чувств. С другой стороны, интенсивное развитие у них получают компоненты, сопутствующие этому процессу — развивается музыкальный слух, способность к слуховому представлению мелодии, критическому анализу услышанных музыкальных произведений, возможность выражения собственных впечатлений и т.д.

Можно сказать, что в этом возрасте становится активным весь комплекс «психического строительного материала», необходимый для формирования музыкального мышления: сенсорно – перцептивная активность обеспечивает богатое слуховое восприятие; моторная активность позволяет прожить, отработать движениями самого разного типа и уровня метро — ритмическую и, шире, временную природу музыки; эмоционально-выразительная активность служит залогом эмоционального переживания музыки как определенного личностно-смыслового содержания; и, наконец, интеллектуально-волевая активность способствует как возникновению внутренней мотивации, так и целеустремленному «прохождению всего пути» процессуального развертывания музыкального мышления. Согласно исследованиям К.В.Тарасовой как раз к 7 годам у ребенка складывается полный комплекс музыкальных способностей. Исследовав мышление в дошкольном возрасте, она сделала следующие выводы:

9 стр., 4023 слов

Музыкальное, полифоническое мышление учащихся младших классов ДМШ

... переходит в осмысленное целое, иначе говоря, владения музыкальным языком. Развитие «музыкального мышления» ребенка является не целью, но средством для постижения музыкальной культуры. Развитого музыкального слуха для этого недостаточно. Обучение тому, что ...

«Музыкальное мышление в период от начала 4-го до конца 7-го года жизни развивается в единстве и взаимодействии двух основных линий: собственно интонационного восприятия и осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и музыкальным опытом ребенка» [12].

С учётом изложенного выше мы организовали и апробировали комплекс музыкальных занятий с дошкольниками по развитию их музыкального мышления. Описание их предлагается в следующей главе.

1.2.Музыкальные занятия как средство развития музыкального мышления детей старшего дошкольного возраста.

Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника — процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр, при условии использования правильно подобранных приемов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Развитие музыкального мышления предполагает следующие педагогические условия:

1) внедрение в процесс обучения проблемных задач, реализующих в себе законы музыкального познания;

2) учет специфики музыкального познания и особенностей психологического развития старших дошкольников;

3) использование системы методов, направленных на развитие интеллекта и творческого воображения старших дошкольников.

Реализация этих условий предусматривала следующую технологию:

1) целевой компонент, связанный с конечным результатом музыкального мышления в процессе реализации педагогических условий;

2) содержательный компонент, включающий разработку программы тем занятий, направлений;

3) организационно-деятельный компонент, предусматривающий использование методов, средств, форм, заданий, направленных на развитие определенных компонентов музыкального мышления.

С учетом ФГОС (индивидуализация дошкольного образования) рассматриваются индивидуальные педагогические методы, приемы и средства являются важнейшим принципом педагогической работы с детьми. Основной формой воздействия на ребенка в дошкольном учреждении являются организованные занятия[14].

Музыкальное занятие состоит из трёх частей:

Вводная часть.

Музыкально-ритмические упражнения. Цель: настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.

Основная часть.

Слушание музыки. Цель: приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художест-венно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.Подпевание и пение. Цель: развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.

10 стр., 4915 слов

Педагогические основы освоения тезауруса по музыкальным формам ...

... детей среднего школьного возраста рассмотреть методы и приемы, направленные на освоение тезауруса по музыкальным формам. Понятийный аппарат области изучения формообразования в музыке. Формообразующая роль средств музыкальной выразительности и принципов музыкального развития ... соприкосновении с музыкой, естественно возникает необходимость в развитии специфического музыкального мышления, основанного на ...

В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструмен-тами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.

Заключительная часть.

Игра или пляска.

В период дошкольного детства у детей формируются предпосылки будущей учебной деятельности. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, в мышлении и памяти детей. Эти процессы из непроизвольных, превращаются в произвольные, всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого. Педагог-психолог, логопед, инструктор пофизической культуры, музыкальный работник, родители, воспитатели – главные участники в развитии познавательных возможностей каждого ребенка.

Исходными предпосылками разработки музыкальных занятий по развитию музыкального мышления являются необходимость участия всех сторон воспитательного и образовательного процесса, в развитии всех психических функций у детей. Грамотное проведение интеллектуального развития позволяет подготовить ребенка к школе. В ходе игровых занятий развиваются: мышление, внимание, восприятие, память, речь.

Реализация задач по развитию музыкального мышления предполагается через основные формы музыкальной организованной образовательной деятельности с учётом учебного плана.

Основными задачами музыкальных занятий — развитие музыкального мышления, мелодического и гармонического слуха, развитие музыкальной памяти — сегодня получают новое осмысление. Перед воспитателем стоит очень важная и трудная задача формирования у детей понятия музыкальной культуры как глобальной категории, охватывающей культуры всех эпох.

Действия детей на музыкальных занятиях направлены на выполнение учебных и творческих заданий. Они усваивают исполнительские навыки и импровизируют собственные незатейливые мелодии, а при исполнении различных танцев стремятся по-своему передать различные танцевальные движения, музыкально-игровые образы.

Подобранный репертуар системы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединить их сюжетом, сказкой, игрой и облегчает варьирование их видов. Для развития образной речи детей использовала стихотворения, сказочные сюжеты. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности.

Дети встречаются со слушанием музыки в процессе всей музыкальной работы с ними — в пении, музыкально-ритмических движениях, музыкально-дидактических играх, игре на инструментах. Перед тем, как начать разучивать пляски или игры, детям предлагаю послушать соответствующий музыкальный материал.

Для развития музыкального мышления на музыкальных занятиях необходимо учитывать индивидуальные особенности старших дошкольников и опираться на ведущую деятельность, использовать такие методы и приемы, как иллюстрирование, импровизация, подражание, наблюдение, сравнение, также использовать наглядный материал.

Музыкальное мышление ребёнка должно осуществляться естественно и непринужденно. Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – задача сложная. Музыкальное обучение детей необходимо строить на следующих основных принципах:

  • принцип личностной направленности педагога на создании оптимальных условий для музыкального развития;
  • принцип тщательного отбора материала в соответствии с возрастными особенностями детей;
  • принцип интеграции работы в различных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей;
  • принцип от простого к сложному;
  • принцип максимального использования развивающего потенциала ребёнка в музыкальном развитии [16].

Ядром музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

Эмоциональная отзывчивость на музыку — это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

Музыкальный слух необходим для чистого интонирования при пении, чувство ритма – для движения, танцев и игре на музыкальных инструментах.

Музыкально-образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.).

В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз).

Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.

Чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальных занятиях, можно сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии, в том числе и компьютерные. Применяя ИКТ в работе с дошкольниками, я использую в своей работе мультимедийные возможности компьютера для повышения мотивации к восприятию музыки и облегчения усвоения детьми музыкального материала различной направленности.

Так, например, музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста осуществляется с использованием цифровых технологий в фото- и видеосъемке. Включаю в слайд-шоу или презентацию в качестве вариативной наглядности образ, хорошо знакомый ребенку, при этом запускаю сразу несколько психических процессов:

  • узнавание музыкального образа вызывает радость, а для детей дошкольного возраста это немаловажно;
  • способствует развитию обобщения;
  • обратный процесс, когда, встретив в своем окружении предмет, о котором уже говорили и видели его на экране, у ребенка выстраивается цепочка воспроизведения остального материала, связанного с этим предметом (ассоциативная память).

Использование в работе информационных и коммуникационных технологий в процессе музыкального развития дошкольников помогает значительно разнообразить музыкальную деятельность детей, повышает познавательный интерес дошкольников во время музыкальных занятий. Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, поэтому дети, воспринимая мультимедиа-продукты, не остаются пассивным, информация подается с видеосюжетом и музыкальным сопровождением.

Интегрированные занятия, на которых восприятие музыки объединяются с рисованием, дают ряд примеров интересных цвето-звуковых соощущений у детей. Так, дети с восхищением слушают и прекрасно запоминают сказочно-таинственную музыку, а затем воплощают свои впечатления на бумаге.

Дети передают в своих рисунках и процесс развития музыкального образа. Можно сказать, что в процессе рисования они «живут» в музыке, воплощая ее динамичный характер.

Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности, что очень важно. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

Выводы к первой главе

Анализ психолого-педагогической литературы по развитию музыкального мышления у детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы:

Музыкальное мышление можно определить как реализуемый в интонировании процесс моделирования системы отношений субъекта к реальной действительности.

Музыкальное мышление – переосмысление и обобщение жизненных впечатлений, отражение в сознании человека музыкального образа, представляющего собой единство эмоционального и рационального.

В виду того, что музыка находится во внутреннем родстве с процессами человеческого мышления, одним из перспективных направлений психолого-педагогических поисков в плане раскрытия интеллектуального потенциала личности является изучение особенностей развития музыкального мышления детей старшего дошкольного возраста.

Музыкальное мышление выступает целенаправленным процессом, развитие которого детерминируется учебно-воспитательными влияниями педагога в следствии овладения детьми определёнными знаниями, умениями и навыками.

Таким образом, развитие музыкального мышления в равной степени зависит как от уровня музыкального и общего развития ребёнка, так и от умения педагога руководить и управлять процессом его формирования, целенаправленного обучения и воспитания.

С учетом ФГОС (индивидуализация дошкольного образования) рассматриваются индивидуальные педагогические методы, приемы и средства являются важнейшим принципом педагогической работы с детьми. Основной формой воздействия на ребенка в дошкольном учреждении являются организованные занятия.

Важно подчеркнуть, что развитие у старших дошкольников музыкального мышления — это достаточно длительный и кропотливый процесс. Он определяется всем образом жизни ребенка, структурой и функционированием его внутреннего мира. Если по тем или иным причинам внутренний мир ребенка приобретает иную тональность, строится по другим правилам, то это отрицательно сказывается на общем психическом развитии ребенка, его личности.

Глава 2. Эмпирическое исследование развития музыкального мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игры

2.1. Комплекс диагностических методик на выявления уровня развития музыкального мышления у детей старшего дошкольного возраста

Цель эмпирического исследования: подобрать комплекс диагностических методик для выявления уровня развития музыкального мышления у детей старшего дошкольного возраста; разработать комплекс музыкальных занятий по развитию музыкального мышления.

Нами был подобран комплекс диагностических методик развития музыкального мышления по Н.А.Ветлугиной.

Остановимся на каждой методике подробнее.

1. Название любимых музыкальных произведений.

Педагог просит ребёнка назвать любимое произведение и объяснить, почему оно нравится.

2. Название знакомого музыкального произведения по отдельным фрагментам.

Педагог предлагает детям узнать исполняемое произведение по отдельно сыгранным вступлению, заключению, второй части, яркому фрагменту. Опрос проводится индивидуально.

3. Различение характера трех пьес одного жанра (пляска, полька, вальс) Детям предлагают рассмотреть картинки с условным изображением польки, вальса и плясовой. После исполнения произведений дети выбирают соответствующую картинку. Педагог исполняет незнакомое произведение. Фишками разного цвета дети отмечают начало звучания каждой части.

4. Определение трехчастной формы музыкального произведения при условии динамических и темповых изменений во второй части.

Знать и называть знакомые произведения композиторов П.И. Чайковского и Д.Б. Кабалевского.

5. Различение вокальной и инструментальной музыки.

Звучит запись. Педагог предлагает детям определить вокальную и инструментальную музыку.

6. Исполнение знакомой песни в разных тональностях.

Дети исполняют знакомую песню в двух разных тональностях по тону, данному педагогом.

7. Определение направления движения мелодии вверх и вниз.

По звукоряду дети определяют, куда движется мелодия, вверх или вниз, и по ют звукоряд.

8. Различение точности исполнения.

Кто-либо из детей исполняет песню, а другой ребенок определяет качество пения.

9. Передача в движении музыкально — игрового образа.

Прослушав незнакомую музыку, дети изображают с помощью выразительных движений характер персонажа.

10. Сочинение танца.

Дети становятся парами и договариваются, какие движения будут выполнять. Наблюдающие оценивают их исполнение.

11. Импровизация пляски с использованием знакомых элементов народного танца.

Опрос идет по парам (кто придумает больше вариантов?)

12. Инсценирование незнакомой песни с помощью самостоятельно подобранных движений.

Педагог поет песню, ребенок импровизирует, стараясь не копировать своих товарищей.

13. Определение на слух звучания детских музыкальных инструментов.

Дети прослушивают и определяют, на каких инструментах играли в оркестре.

14. Исполнение мелодии знакомых песен на детских инструментах.

Детям предлагают на инструменте с диатоническим или хроматическим звукорядом исполнить знакомую мелодию.

15. Знание и умение исполнять знакомые попевки.

Педагог предлагает детям по желанию исполнить любимую попевку на музыкальном инструменте.

Применение различных методик поможет наиболее полно изучить уровень развития музыкального мышления у детей старшего дошкольного возраста.

2.2. Комплекс занятий по развитию музыкального мышления у детей дошкольного возраста

Развитие музыкального мышления детей старшего дошкольного возраста является одной центральных звеньев в системе психолого-педагогической работы. В связи с этим целесообразно создать организованную комплексную систему психолого-педагогических воздействий, направленных на развитие музыкального мышления, через осуществление совместной работы воспитателей, психологов, музыкальных руководителей.

Период старшего дошкольного возраста является сензитивным для развития музыкального мышления. В это время дошкольники стремятся удовлетворить свою повышенную потребность в творчестве. Думается, что именно эти особенности необходимо, прежде всего, иметь в виду, чтобы вовлечь дошкольников в творческую деятельность.

Я. А. Коменский, выдающийся чешский педагог, был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. «Всё подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте», — писал Я. А. Коменский. Учет возрастных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов.

При проведении музыкальных занятий, мы учитывали, что у детей наиболее развито эмоционально-образное мышление, поэтому реализация художественно-образного музыкального мышления – творческий акт, то есть внесение в мир нового, ранее может даже не существовавшего. Это вызвало необходимость развития музыкального мышления детей до уровня понимания ими причинно-следственных связей. Основу для формирования способности к связыванию отдельных разрозненных музыкальных впечатлений в целостную картину музыкального искусства и творческого проявления ребенка в музыке создает объем музыкального мышления, который мы рассматриваем с точки зрения развитости музыкально-интонационного словаря детей. Действительно, если у ребенка нет «слов» («фрагментов музыки») в его интонационном словаре, то, конечно, он не может следить за появлением в произведении новых интонаций, сравнивать и т.д. Поэтому задача накопления интонационного словаря у старших дошкольников, а, особенно представленности и закрепления в нем «памятных мгновений» из музыкальных произведений, кажется нам очень актуальной и своевременной.

Следует заметить, что ребенок старшего дошкольного возраста еще не всегда способен воспринимать музыку адекватно, а тем более адекватно откликаться на выразительность отдельных музыкальных элементов.

Поэтому, на начальном этапе развития мышления, перед очередным прослушиванием или просмотром конкретного произведения искусства, педагогу целесообразно давать детям опору в ясном и доступном слове (взятом из художественного или поэтического текста), в котором заложен определенный образ, схожий с образом последующего произведения искусства.

Благодаря такой основе, мышление старшего дошкольника получает своего рода стимул к действию. В связи с этим, становится весьма очевидным то, что старший дошкольник (особенно в начальной стадии развития музыкального мышления) лучше воспринимает музыку с текстом (песни) или программную музыку, которая ставит своей целью вызвать в сознании слушателя определенные картины и события, являясь для этого благодатным материалом.

При разработке практических музыкальных занятий мы исходили из гипотезы нашего исследования. А именно: эффективность развития музыкального мышления старших дошкольников возможна в условиях систематической и целенаправленной работы на музыкальных занятиях

Комплекс занятий для развития музыкального мышления детей

№ пНазвание Цель

1. Тема: «Весёлые куклы»

(Музыка, коммуникация, познание)

Программные задачи:

Вспомнить виды ходьбы. Двигаться в темпе музыки.

Воспринимать лёгкий, игривый характер музыки. Пополнять словарный запас детей новыми словами (Изящная, игривая..)

Развивать певческий диапазон.

Вспомнить песню с прошлого года. Формировать навыки дружного, весёлого пения.

Содержание:

Упражнение: Бодрый шаг – «Марш» Иорданского. Лёгкий бег С.Майкапар.

Слушание: «Вальс» Шостакович – танец кукол.

Распевка: «Я пою»

Песня – игра: «Сороконожка» О.Боромыкова.

2. Тема: «Кукла заболела»

(Музыка, познание, социализация)

Программные задачи:

Вызвать сопереживание. Воспринимать музыку грустного характера. Говорить о ней.

Побуждать детей к творческому движению под музыку изобразительного характера.

Продолжать развивать навык исполнения чёткого ритма.

Расширять певческий диапазон. Познакомить с песней спокойного характера.

Активизировать детей в подвижной игре.

Содержание:

Чтение стихотворения «Кукла заболела»

Слушание: «Болезнь куклы» П.И.Чайковский.

Этюд: «Танец куклы» — «Вальс» Шостакович.

Музыцирование на деревянных палочках: «Марш деревянных солдатиков» П,И.Чайковский.

Распевка: «Я пою».

Пение: «Колыбельная» М.Красева.

Песня-игра: «Сороконожка» О.Боромыкова.

3. Тема: «Грустно – весело»

(Музыка, чтение художественной литературы, познание, социализация)

Программные задачи:

Побуждать детей к творчеству. Продолжать обучать игре на детских музыкальных инструментах.

Исполнять песни в характере музыки. Содействовать выражению эмоций в пении.

Узнавать знакомое музыкальное произведение. Уметь рассказывать о средствах музыкальной выразительности.

4. Побуждать детей к активному участию в игре. Содержание:

Загадать загадку про щенка.

Дыхательное упражнение: «Собачка».

Пение: «Про щенка» В.Герчик.

Пени: «Колыбельная» М.Красева.

Пение: «Уронили мишку на пол» Э.Елисеевой – Шмидт.

Игра на детских музыкальных инструментах: «Лошадка» А.Лепин.

«Игра в мяч» М.Красева.

4. Тема: «Весёлый дождик»

(Музыка, познание, чтение художественной литературы)

Программные задачи:

Развивать мелкую моторику. Передавать равномерный ритм.

Продолжать формировать представления об образной природе музыки.

Познакомить с новой песней. Развивать целостное восприятие песни. Слушать исполнение воспитателя на колокольчиках.

Побуждать к эмоциональному исполнению знакомой песни. Петь по подгруппам (мальчики и девочки).

Вспомнить игру с прошлого года. Исполнять выразительно.

Содержание:

Речевая игра: «Мелкий дождик моросит»

Показ слайда и слушание: «Дождик» Г.Свиридов.

Пение: «Капельки» С.Павленко

Пение: «Про щенка»

В.Герчик.

Этюд: «Игра с веселым дождём» Т.Ломова

5. Тема: «Все игрушки любят смех»

(Музыка, познание, социализация)

Программные задачи:

Закреплять знания о музыкальных жанрах.

Продолжать знакомить детей с инструментальной музыкой. Воспринимать музыку шутливого характера.

Формировать навык лёгкого отрывистого пения.

Начать разучивание песни веселого характера.

5. Закреплять навыки выразительных движений под музыку. Упражнение: «В темпе марша» Ф.Надененко.

Слушание: «Шутка» И.Бах.

Распевка: «Ха-ха-ха» — V-III-V-ступени.

Песня – шутка: «Про смех» Л.Волошина.

Игра с предметами «Весёлые шары»

6. Тема: «Двигаемся под весёлую музыку»

(Музыка, познание, коммуникация)

Программные задачи:

Слышать контрастные по характеру части пьесы и выразить их в двух контрастных движениях.

Знакомить детей с шутливыми жанрами в музыке. Побуждать к творческому движению.

Пополнять «словарь» детей. Самостоятельно выбирать муз.инструменты в соответствии с характером музыки.

Познакомить с новой песней шуточного характера. Говорить о содержании.

5. Закрепление знакомой песни. Выразительное исполнение. Содержание:

Упражнение: «Смело идти и прятаться» И.БерковичРаспевка: «Ха-ха-ха» — V-II-V-ступени.

Пение: «Про смех» Л.Волошина.. музыцирование: «Шутка» И.Бах.

Игра: «Музыкальный кубик»

7. Тема: «Весёлая сказка»

(Музыка, познание, чтение художественной литературы)

Программные задачи:

Развивать лёгкость, пластичность движений в характере музыки.

Услышать общий характер музыки. Расширять словарный запас детей.

Продолжать тренировать голос в пнии лёгким, отрывистым звуком.

Начать разучивание новой песни.

Формировать умение определять голос по слуху.

Содержание:

Музыкальное движение: Полька «Трик-трак» И.Штраус.

Слушание: «Весёлая сказка» Д.Шостакович.

Распевка: «Смехота» Пение: «Сказка по лесу идёт» С.Никитина.

Игра: «Догадайся кто поёт» Е.Тиличеева.

8. Тема: «Весело – грустно»

(Музыка, познание, чтение художественной литературы)

Программные задачи:

Определять настроение пьесы. Побуждать к рассказыванию, о чём сказка.

Выразительное исполнение знакомой песни.

Знакомство и разучивание новой песни. Точное интонирование мелодии.

Закреплять навыки выполнения движений в подвижном темпе.

Содержание:

Слушание: «Весёлая сказка», «Грустная сказка» Д.Шостакович.

Пение: «Сказка по лесу идёт» С.Никитина.

Пение: «Стало чёрное белым» В.Семёнова.

Упражнения: «Пружинящий шаг и подскоки» — «Старинный французский галоп» в обработке Ш. Видора.

9. Тема: «Зимняя сказка»

(Музыка, познание, социализация)

Программные задачи:

Продолжать знакомит с жанрами музыки. Определять музыкальные инструменты.

Воспринимать и воспроизводить в движениях музыку задорного характера.

Продолжить разучивание. Работа над дикцией.

Начать разучивание новой песни в медленном темпе.

Установить порядок движений под музыку. Развивать музыкальную память.

Содержание:

Слушание: «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковский.

Слушание и музыкальное движение: «Марш гномиков» М.Шмитц.

Пение: «Стало чёрное белым» В.Семёнова.

Пение: «Ёлочка» Л.Бекман.

Музыкальное движение: «Старинный французский галоп» в обработке Ш.Видора.

10. Тема: «Чудеса зимой»

(Музыка, познание, художественное творчество)

Программные задачи:

Воспринимать музыку лёгкую, полётную. Пополнять словарный запас детей.

Развивать певческие навыки.

Побуждать к самостоятельному исполнению. Работать над чистотой интонирования.

Побуждать детей к активному участию в игре.

Содержание:

Слушание: «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковский.

Распевка: «Маленькие часики»

Пение: «Стало чёрное белым» В.Семёнова.

Пение: «Шёл Дед Мороз» Н.Вересокина.

Игра: «Займи свой домик» М.Красева11. Тема: «Снежная зима»

(Музыка, познание, чтение художественной литературы)

Программные задачи:

Формировать навыки действий с воображаемыми предметами.

Передавать в изобразительных движениях лёгкость и полётность музыки.

Формировать певческие навыки (правильное дыхание, некрикливое пение).

Развивать танцевальное творчество. Закрепить знакомые движения.

Содержание:

Этюд: «Поймай снежинку»

Зачитать стихотворение: «Кружится снежинка» Слушание и творческое движение: «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковский.

Распевка: «Маленькие часики»

Пение: «Ёлочка» Л.Бекман.

Игра: «Не выпустим»

12. Тема: «Песни для ёлочки»

(Музыка, познание, физическое воспитание)

Программные задачи:

Тренировать голос в протяжном пении.

Формировать навыки исполнения песни в хороводе. Определить движения в проигрыше.

Вспомнить музыкальное произведение «Шутка», исполнять на маракасах и колокольчиках.

Побуждать к выразительному исполнению пляски.

Содержание:

Распевка: «Здравствуй ёлочка».

Пение: «Ёлочка» Л.Бекман.

Пение: «Шёл Дед Мороз» Н.Вересокина.

Музыцирование: «Шутка» И.Бах.

Музыкальное движение: «Старинный французский галоп» в обработке Ш.Видора.

6. Игра» Забытые ёлочные игрушки»

Таким образом, предложенный комплекс музыкальных занятий и работа по нему с детьми, а также работа с родителями, педагогами и средой будет способствовать развитию музыкального мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Выводы ко второй главе

Обобщая результаты, полученные в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Для выявления уровня развития музыкального мышления у старших дошкольников можно использовать комплекс диагностических методик развития музыкального мышления по Н.А.Ветлугиной.

По развитию музыкального мышления детей старшего дошкольного возраста нами был разработан комплекс музыкальных занятий.

Музыкальные занятия включают в себя методы развития музыкального мышления, развивающие игры, занимательные задания, упражнения на развитие гибкости, оригинальности, продуктивности мышления.

В связи с этим целесообразно использовать организованную комплексную систему психолого-педагогических воздействий, направленных на развитие музыкального мышления, через осуществление совместной работы воспитателей, психологов, музыкальных руководителей.

Заключение

Цель нашего исследования было выявление эффективных способов развития музыкального мышления в процессе музыкальных занятий. Мы выдвинули гипотезу о эффективности развития музыкального мышления старших дошкольников в условиях систематической и целенаправленной работы на музыкальных занятиях. Музыкальное мышление является процессом моделирования системы отношений субъекта к реальной действительности. Музыкальное мышление представляет собой сложный психический познавательный процесс, заключающийся в переосмыслении и обобщении жизненных впечатлений, отражении в сознании человека музыкального образа, являющего единство эмоционального и рационального.

На основе анализа литературы по проблеме исследования мы выявили характерные признаки понятия «музыкального мышления»:

  • музыкальное мышление является частным видом художественного мышления, поскольку, как и мышление в целом, оно является функцией головного мозга, присущей каждому человеку;
  • музыкальное мышление совершается при помощи мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • музыкальное мышление имеет творческий характер;
  • в нем проявляются специфические свойства музыки.

Формирование и развитие музыкального мышления детей должно основываться на глубоком познании законов музыкального искусства, внутренних закономерностях музыкального творчества, на осмыслении важнейших средств выразительности, воплощающих художественно-образное содержание музыкальных произведений. Организуя процесс развития музыкального мышления дошкольников воспитатель должен опираться на его прежний опыт, воспоминания, полученные представления. Именно мышление помогает человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи.

Музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни.

Для повышения эффективности развития музыкального мышления старших дошкольников мы разработали комплекс музыкальных занятий. Музыкальные занятия будут эффективным средством развития музыкального мышления у детей старшего дошкольного возраста, если учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей при отборе материала для занятий; использовать разнообразные приёмы работы.

Список использованной литературы и источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/po-muzyikalnoy-pedagogike/

1. Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания.

Программадля высших педагогических учебных заведений. Москва, 1991г

  • 309 стр.

2. Брушлинский А. Субъект, мышление, учение, воображение. –

Москва-Воронеж, 1996.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1989.

4. Ветлугииа Н.А., Кснеман Л.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М: Просвещение, 1983. — С. 222

5. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

6. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993.

7. Куберский И.Ю. Энциклопедия для юного музыканта. Санкт –

Петербург,1997г – 576 стр.

8. Кленов А.С. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Москва, 1999г –

864 стр.

9. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки, — М.: Музыка, 1976. – 254с.

10. Медушевский В. Сущностные силы человека и музыка //Музыка.

Культура. Человек. – Свердловск, 1988.

11.Метлов Н.А. Музыка – детям- М.; Просвещение, 1985г

12. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.

Ярославль.Академия развития, 2003

13. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания. – М.: 1972г.

14. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2000.

15. Подуровский В., Суслова Н. Психологическая коррекция музыкально-

педагогической деятельности. – М.,2001.

16. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997.

17. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

18. Система эстетического воспитания школьников. – М., 1983

19 Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1988.

20. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2003.

21. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания – М.,1989г.

22. Чайнова Л.Д. Развитие личности ребенка в компьютерно — игровой среде // Детский сад от А до Я. – 2003. — № 1

23[Электронный ресурс] URL: http://www.dslib.net/teoria-vospitania/muzykalnoe-myshlenie-mladshih-shkolnikov-i-metodika-ego-razvitija.html сайт Библиотека диссертаций (дата обращения 25.11.2015 г.)

24. . http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2012/05/31/planirovanie-muzykalnykh-zanyatiy-v-dou сайт Социальная сеть работников образования nsportal.ru (дата обращения 20 11.2015г.)