Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Содержание скрыть

МБДОУ комбинированного вида №15 «Журавушка»

Курсовая работа по теме:

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Педагог: Козлова С. П.

Актуальность проблемы сенсорного развития:

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. В истории дошкольной психологии и педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видные представители дошкольной психологии и педагогики (Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А.В.Запорожец, Н.П.Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон, дошкольного воспитания.

Современный уровень информации требует уделять большое значение интеллектуальному развитию ребёнка. Процессу сенсорного развития внимания уделяется недостаточно. Всем известно, развитие ощущений и восприятий создаёт необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных процессов ( памяти, воображения, мышления, речи).

Поэтому сенсорному развитию младшего дошкольного возраста должно уделяться значительно времени в разной деятельности.

Цели:

1.Обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

4 стр., 1563 слов

Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста

... развития сенсорного воспитания в процессе развивающей работы. Курсовое исследование состоит из двух глав, заключения, выводов, библиографии и приложения. 1 Теоретический аспект сенсорного развития детей раннего возраста в предметно игровой среде 1.1 Понятие сенсорного развития детей раннего возраста Сенсорное развитие ...

2. Формирования умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

3.Воспитание первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами ( умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата ).

4.Обеспечение постепенного перехода от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу (части предмета, его назначение, материал из которого сделан предмет, цвет ,форма, величина).

5.Получение новых знаний, закрепление навыков действий с различными предметами.

6.Формирование сенсорных эталонов.

Задачи сенсорного развития в разные периоды :

Первый год жизни.

Представлять ребёнку достаточные богатства и разнообразия внешних впечатлений, развивать внимание к свойствам предметов.

Помочь ребёнку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве.

Второй и третий год жизни ребёнка.

1.Познакомить с разновидностями свойств — шестью цветами спектра (голубой цвет исключить, так как дети плохо отличают от синего), белым и чёрным цветом;

2.Познакомить с формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Четвёртый год жизни ребёнка.

1.Развивать аналитическое восприятие: закреплять, расширять и уточнять знания о цвете, форме, и положении предметов пространстве; представления о величине и количестве предметов, через занятия ИЗО, конструирования

2.Продолжать развивать осязание, обоняние и вкус.

3.Учить детей способами обследования предметов: их группировке по цвету и форме, последовательному осмотру и описанию, выполнению более сложных глазомерных действий.

Результат:

Дети получат необходимые знания, умения и навыки, которые они будут использовать в разных видах деятельности.

Родители узнают о значении сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте., Введение:

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Формы познания запоминание, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Восприятие происходит при участии органов чувств. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств самого рождения, только в этом случае у ребёнка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Сенсорное развитие-это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

10 стр., 4748 слов

Сенсорные системы человека. Сенсорные системы, их значение и классификация

... процесс, и эффектора - органа или системы органов, реагирующих на действия внешних или внутренних раздражителей, выступающих в роли исполнительного звена рефлекторного акта; сенсорный зрительный чувствительность сенсибилизация 2) проводящих ... 0,005-0,6 мм и длинной от нескольких миллиметров до 1,5 м, их цвет, размеры и распределение связаны с возрастом, полом, расовой принадлежностью и участком тела. ...

Существуют виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые., Факторы, влияющие на развитие восприятия.

1.Наследственность.

2.Состояния органов чувств.

3.Развития органов чувств и восприятия.

Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве формы — геометрические фигуры, в качестве величины — метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные нотки. Во вкусовом восприятии выделяются четыре основных вкуса (солёный, кислый, сладкий, горький).

В обонятельном восприятии имеет узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, лёгкие и тяжёлые запахи.

Способы действий ребёнка с предметами.

1.Хаотические действия, в процессе которых ребёнок действует с предметом независимо от его функции — стучит, хватает, бросает.

2.Метод проб и ошибок. Используя этот способ действия, ребёнок в ходе исследования предмета осуществляют большое число проб, фиксируя правильные действия и отбрасывая ошибочные варианты.

3.Практический

4.Зрительное соотнесение — сравнивает на расстоянии при помощи зрения.

5.Опыт, полученный в процессе чувственного познания мира, закрепляется в представлении при помощи слов.

Особенности занятий с детьми младшего возраста.

1.Использовать занятия- игры, подбирая специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип.

2.Организовывать подвижные игры, в которых невозможно достичь цели без учёта определённого признака предмета.

3.Малышам необходимы практические действия с реальными игрушками и предметами., РАЗВИТЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Свет.

Знакомим детей с понятием свет и темнота.

Цвет.

Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов; красного, желтого, зеленого и синего цвета, затем белый, черный, оранжевый и фиолетовый.

Этапы знакомства детей с цветом:

1. Различения цветов по принципу « Такой – не такой». На этом этапе ребенок сравнивает предметы по цвету, прикладывая, их друг к другу, находя пары предметов одинакового цвета.

2. Зрительное соотнесения цветов — восприятие цвета на расстояние, выбор цвета по образцу.

3. Закрепление представлений о цвете в слове. Дети различают цвета по названию.

ФОРМА

В сенсорных эталонах формы, разливают плоские фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, многоугольник) и объемные геометрические тела (шар, куб, параллелепипед «кирпичик»), эллипсоид «яйцо» , цилиндр, конус.

Малышей знакомят с простыми фигурами: круг и квадрат; показывают, как обвести контуры фигур пальцем. Затем знакомят с прямоугольником, треугольником и овалом.

5 стр., 2346 слов

Психологическое развитие ребенка в игре

... просто изгоняется сверстниками. Игровая ситуация действия в ней оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета – он дает заместителю новое ...

Этапы знакомства с формой предмета:

1. Практические действия

Малыш должен понимать, что от умения определить форму, зависит результат игры. На этом этапе он сравнивает предметы по форме «такой — не такой» , не называя ее.

2. Зрительное восприятие формы

Ребенок знакомится с плоскими геометрическими предметами (позже и с объемными) без практических действий с ними и запоминания их названия.

3. Запоминания геометрических форм и их названия, использование этих знаний в различных ситуациях — этот этап изучается после 3-х лет дошкольного возраста.

ВЕЛИЧИНА

Признак величины является относительным при сравнении на глаз, то есть результат сравнения зависит от того, с каким предметом сравнивается данный предмет. Один и тот же предмет в сравнение с другим предметом может казаться, и большим и маленьким.

Способы знакомства с величиной:

1. Сравнивать предметы только по одному параметру.

2. Сравнивать по величине предметы, одинаковые по цвету и форме.

3. Сначала сравнивать два предмета, резко различающихся по величине.

4. Сравнивать пары предметов практически- способом приложения.

5. Зрительно сравнивать резко различающиеся по величине пары предметов.

ЭТАПЫ ЗНАКОМСТВА С ВЕЛЕЧИНОЙ ПРЕДМЕТА, Практические действия

Ребенок начинает понимать, что от умения определять величину зависит результат игры.

2. Зрительное восприятие величины.

На этом этапе ребенок сравнивает предметы зрительно на глаз.

3. Использование знаний о величине в различных ситуациях.

4. Использование специальных дидактических игр, игрушек, направленных на изучение величины.

РАСПОЛЛОЖЕНИЕ В ПОРОСТРАНСТВЕ

Все объекты материально мира существуют в пространстве, изучая окружающий мир, ребенок с младенчества практическим путем осваивает пространство вокруг себя, постепенно расширяя его. Изучения пространства и расположения объектов в нем в раннем возрасте происходят в ходе специальных игр.

Адрес публикации: