Восприятие. Свойства, виды, формы восприятия. Восприятие и представление

Мир психических явлений человека, многообразен. В его основе лежат психические процессы (ощущение, восприятие, представление, внимание, память, воображение, мышление, речь), которые обеспечивают отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности. Эмоции, чувства, воля и психические состояния придают миру психических явлений насыщенность и различные оттенки, а психические образования (знания, навыки, умения) насыщают его сложным и многогранным содержанием.

Восприятие, представление представляют собой познавательные процессы. Каждый из них служит отражению действительности. Восприятие дает непосредственное отражение предметов, явлений и их качеств, представление служит этой цели, но только применительно не к актуальным, а действующим объектам. Следовательно, функции по своему содержанию, в сущности, служат одному и тому же делу, создавая возможность непосредственного отражения предметов, явлений и их качеств.

1. Восприятие. Виды, свойства, формы

Восприятие это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств, предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

К основным свойствам образа восприятия относятся предметность, константность, целостность и категориальность. Всеми этими свойствами с момента рождения человек, не обладает, они появляются в процессе жизни.

В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока).

Поэтому восприятие правильнее всего обозначить, как отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

Процесс восприятия протекает в связи с другими психологическими процессами: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (мы можем осознать, что перед нами, только когда сможем назвать воспринимаемый образ), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем) волей (в той или иной форме произвольно организуем процесс восприятия).

Восприятие предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне: оно захватывает высшие уровни психической деятельности, в частности речь. От опыта человека зависит глубина и полнота восприятия.

Свойства восприятия. Предметность.

Предметностью образа восприятия называется его отнесенность как внутреннего, субъективного, психологического явления к реально существующим предметам и явлениям.

3 стр., 1498 слов

Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы

... показали, что развитие восприятия включает в себя два взаимосвязанных аспекта: 1) формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов ... на органы чувств. С точки зрения А.Г. Маклакова, восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на ...

Предметность образа проявляется в том, что набор разнообразных ощущений связываем вместе и относим этот образ к определенному конкретному предмету. Образа без предмета, к которому он относится за исключением случаев некоторых иллюзий, не существует.

Целостность.

Целостность восприятия это способ восприятия к созданию целостного образа воспринимаемого предмета или явления на основе не полной, ограниченной о нем информации.

Например, мы можем узнать буквы знакомого нам алфавита, ознакомившись только с некоторыми из них наиболее информативными фрагментами этих букв, которых достаточно для того, чтобы определить, какая буква находится перед нами, и далее в голове складывается полный образ соответствующей буквы. По нескольким буквам можем догадаться, что за слово перед нами. По фрагментам геометрических фигур можем определить и восстановить в памяти фигуру.

В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов. психический восприятие воображение

Константность.

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Константность восприятия цвета — относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения. Явление константности цвета обуславливается совокупным действием ряда причин, среди которых большое значение имеют адаптация к общему уровню яркости зрительного поля, а также представления о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.

Константность восприятия величины предметов, называется относительное постоянство видимой величины предметов при их различной (но не очень большой) удаленности.

Осмысленность восприятия. Восприятие у человека связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет — значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово.

Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, но представляет собой постоянный поиск имеющихся данных.

Апперцепция. Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности называется апперцепцией.

15 стр., 7057 слов

Развитие восприятия у детей

... он на восприятие, узнавание и различение предметов, тем легче образуются и связи предмета со словом. Постоянное упражнение, влиявшее на процесс развития ощущений у детей, проявляется и в развитии их восприятия. Если для ...

Категориальность (осмысленность) образа проявляется в том, что он всегда нами обозначается определенным словом и относится к категории, которая соответствует данному слову, как понятие. Например, если мы обозначили образ фигуры как треугольник, это значит, что мы включили предмет, соответствующий данному образу, во множестве других, называемых треугольниками предметов, и наделили объект всеми признаками, которые присуще объектам данной категории.

Классификация восприятий.

Обычно восприятие — результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятий. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестезический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятиях также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде; обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий.

Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Сложные формы восприятия.

Восприятие пространства. В основе восприятия трехмерного пространства лежит функция специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Этот аппарат имеет характер трех изогнутых полукружных трубок, расположенных в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях, заполненных жидкостью. Когда человек меняет положение головы, жидкость, заполняющая каналы, меняет свое положение, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения в ощущении устойчивости тела (статические ощущения).

Этот аппарат тесно связан с аппаратом глазодвигательных мышц и каждое изменение в вестибулярном аппарате вызывает рефлекторные изменения в положении глаз. Такая тесная взаимная связь между вестибулярным и глазодвигательным аппаратом, вызывающим оптико-вестибулярные рефлексы, входит в качестве существенного компонента в систему восприятия.

Вторым существенным аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства и прежде всего глубины, является аппарат бинокулярного зрительного восприятия и ощущения мышечных усилий от конвергенции глаз. Для отчетливого восприятия предметов нужно, чтобы их изображение падало на соответствующие (корреспондирующие) точки сетчатки, а это невозможно без конвергенции обоих глаз. Если при конвергенции глаз возникает не значительная диспаратность изображений, появляется ощущение удаленности предмета или стереоскопический эффект. При большей диспаратности точек сетчатки обоих глаз, на которые падает изображение, возникает двоение предмета. Таким образом, импульсы вследствие относительного напряжения мышц глаз, обеспечивающих конвергенцию и смещение изображения на обеих сетчатках, являются вторым важным компонентом для восприятия пространства.

Третьим важным компонентом восприятия пространства являются законы структурного восприятия, описанные гештальтпсихологами. К ним присоединяется и последнее условие — влияние хорошо закрепленного прежнего опыта, которое может существенно воздействовать на восприятие глубины, а в некоторых случаях — приводить к возникновению иллюзий.

Восприятие времени. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Смена процессов возбуждения и торможения при длительной нервной деятельности, воспринимается как волнообразно чередующиеся усиления и ослабления звука при длительном вслушивании. К ним относятся такие циклические явления, как биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов — ритмика смены сна и бодрствования, появление голода и т.д.

3 стр., 1195 слов

Человек как предмет восприятия

... восприятие. Человек во власти галлюцинаций воспринимает отсутствующие в реальности объекты как реально существующие. Заключение В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления: ...

Характерной особенностью времени является его необратимость.

Поскольку время — направленная величина, вектор, однозначное его определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. Настоящее — отправная точка, из которой определяются и прошлое и будущее, не является в психологическом времени абстрактной точкой, а всегда — некоторым временным интервалом.

Восприятие движения. Восприятие движения — очень сложный вопрос, природа которого еще не вполне ясна. В восприятии движения значительную роль, несомненно, играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения — наклонное положение, меньшая отчетливость очертаний движущегося предмета и множество других. Однако нельзя все же толковать восприятие движения как лежащий за пределами собственно восприятия чисто интеллектуальный процесс: впечатление движения может возникнуть и тогда, когда мы знаем, что движения, в самом деле нет. Мы, таким образом, можем не только делать умозаключения о движении, но и воспринимать его.

Теории движения разбиваются в основном на 2 группы.

Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает вследствие влияния этих элементарных зрительных ощущений (В. Вундт).

Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, не сводимое к таким элементарным ощущениям. Представители этой теории говорят, что подобно тому, как, например, мелодия не является простой суммой звуков, а отличным от них качественно специфическим целым, так и восприятие движения не сводимо к сумме составляющих это восприятие элементарных зрительных ощущений. Из этого положения исходит теория гештальтпсихологии (М. Вертгеймер).

Преднамеренное и непреднамеренное восприятие. Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринят данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами.

Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляется по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.

Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы с промежутками во времени) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.

4 стр., 1825 слов

Роль рефлексов в организации движения человека

... реферата заинтересует моих сверстников и пробудит интерес к изучению рефлекторной деятельности человека. II. Особенности нервной системы. Понятие рефлекса. Структура нервной системы человека. излагается по учебнику биологии под редакцией ???????? Рефлексы связаны с нервной деятельностью человека, ...

2. Представление

Представление — это процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.

Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них (существительное) обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств. Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов (то есть является глаголом).

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной «пластичности центральной нервной системы.

В соответствии с разделением представлений по видам ведущего анализатора выделяют следующие виды представлений:

  • зрительные (образ человека, места, пейзажа);
  • слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);
  • обонятельные (представление какого-то характерного запаха — например, огуречного или парфюмерного);
  • вкусовые (представления о вкусе пище — сладком, горьком и пр.)
  • тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);
  • температурные (представление о холоде и тепле);

— Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зеленый цвет и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах.

Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины — двигательный, у химика — обонятельный и т. д.

Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными).

Единичные представления — это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.

Общие представления — представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.

Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.

Третья классификация представлений — по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения. Следует отметить, что большая часть представлений человека — это образы, возникающие на основе восприятия — то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.

8 стр., 3664 слов

Проектная деятельность как основа творческого развития дошкольников

... А как любая деятельность, проектная деятельность имеет свои психологические особенности и располагает различными возможностями для развития личности. 1.2 Теоретические основы развития творческих способностей у дошкольников «Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют ...

Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.

Представления могут формироваться и на основе воображения, и данный тип представлений составляет основу творчества — как художественного, так и научного. Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например — грезы.

Произвольные представления — это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Заключение

Психические процессы выступают как важнейшие компоненты человеческой деятельности. Чтобы удовлетворить потребности общаться, учиться, играть и трудиться человек должен воспринимать мир, обращать внимание на моменты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать суждения. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие качества в деятельности, формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства.

Из данных образов в процессе жизни постепенно формируется картина каждого конкретного человека.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/vospriyatie-i-izobrajenie-formyi/

1. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2005.

2. Островский, Э.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / Э.В. Островский. — М. : Вузовский учебник, 2005.

3. Психология и педагогика: учеб. пособие / под ред. В.И. Жукова. — М. : Изд-во ин-та психотерапии, 2004.

4. Реан, А.А. Психология и педагогика: учеб. пособие / А.А. Реан. — СПб. : Питер-Пресс, 2006.

5. Хьелл, Л. Теория личности /Л. Хьелл, Д. Зиглер.- СПб. : Питер, 2007.