Общая психология» : «Уровень развития восприятия младших школьников» — «Дошколёнок.ру

Курсовая работа

Восприятие лежит в основе психического развития и познания мира. Основой познания младшего школьника является непосредственное восприятие окружающего мира. Для учебной деятельности важны все виды восприятия: восприятие формы предметов, времени, пространства.

Восприятие играет важную роль в жизни младшего школьника, в его учебной и познавательной деятельности, составляет основу ориентировки ребенка в окружающей его действительности.

Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств.

Изучению восприятия, его специфических свойств и типов посвящены работы отечественных авторов — Б.Г.Ананьева, П.К.Анохина, П.Я.Гальперина, А.В.Запорожца, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др., а также зарубежных ученых — В.Вундта, Дж. Гибсона, В.Келера, К.Коффки, И.Мюллера, Э.Титченера, Д.О.Хэбба и др.

Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования уровня восприятия, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребенка.

Выявление уровня развития восприятия позволит установить, насколько у ребенка развита способность формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме.

Цель исследования, Объект исследования, Предмет исследования, Гипотеза исследования

В соответствии с поставленной целью, предметом и объектом исследования были определены следующие задачи :

  1. Провести теоретический анализ понятия «восприятие» и основных теорий восприятия, рассматриваемых в психологической литературе;
  2. Рассмотреть виды восприятия с точки зрения психологической науки;
  3. Выявить проблемы исследования восприятия младших школьников;
  4. Организовать и провести эмпирическое исследование уровня развития восприятия младших школьников;
  5. Выполнить анализ показателей восприятия;
  6. Сделать выводы и интерпретацию;
  7. Предложить практические рекомендации по решению проблемы.

Методическая основа исследования:

В исследовании были использованы следующие методы — теоретический анализ и обобщение научной литературы; наблюдение; тестирование; сравнительный и качественный анализ; первичная математическая обработка.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... факторы, влияющие на коммуникационные процессы в менеджменте, исследование поведения людей в организации, на основе которых ... внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и ... изучение закономерностей позволяет производить гибкий научный анализ систем управления объективно оценивать ее состояние ...

Методики:

  1. «Узнай, кто это» (Р.С.Немов);
  2. «Какие предметы спрятаны в рисунках» (Р.С.Немов);
  3. «Упражнения для развития восприятия у детей младшего школьного возраста» (Л.Ф.Тихомирова).

Теоретической базой

Эмпирическая база

В исследовании принимали участие 26 учеников младших классов школы МБОУ СОШ № 15 Сергиево-Посадского района.

Исследование было проведено в период с 21 по 28 декабря 2012 года, проводилось в три этапа:

  1. На первом этапе — определяли уровень восприятия младших школьников, по методике Р.С.Немова (дата: 21.12.2012);
  2. На втором этапе — проводили упражнения по развитию восприятия младшего школьного возраста, автор Л.Ф.Тихомирова (дата: 24.12.2012);
  3. На третьем этапе – выявляли изменения в уровне восприятия младших школьников, по методике Р.С.Немова (дата: 28.12.2012).

Теоретическая и практическая значимость

Теоретическая значимость заключается в пополнении базы эмпирических фактов для дальнейшего развития теории восприятия.

Практическая значимость исследования заключается в том, что доказательно представлено повышение уровня восприятия у детей младшего школьного возраста после проведения упражнений для развития восприятия.

Глава 1. Общая характеристика процессов восприятия

1.1 Понятие и основные психологические теории восприятия

Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Образ — обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.

Восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. В восприятии участвуют высшие когнитивные механизмы, интерпретирующие сенсорную информацию. Когда мы читаем книгу, слушаем концерт, получаем сеанс массажа, нюхаем одеколон или едим икру, мы «переживаем» нечто гораздо большее, чем непосредственную сенсорную стимуляцию. Каждое из этих сенсорных событий обрабатывается в контексте наших знаний о мире, наш предшествующий опыт придает смысл простым ощущениям.

Необходимо отметить, что восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Причем это происходит даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно и восприятие вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

8 стр., 3938 слов

Развитие личности в младшем школьном возрасте

... задачи. Л.И. Божович подробно исследовала роль учебной деятельности для развития психических процессов и личности младшего школьника. Она писала, что в младшем школьном возрасте ребенок впервые становится как в школе, ... отвлеченное логическое мышление ребенка и высшие формы его восприятия и памяти. Однако решающая роль школьного обучения в развитии психики ребенка зависит как от содержания знаний, ...

Теории восприятия всегда отражали общие позиции их авторов, а также уровень развития, достигнутый психологической наукой.

Ассоциативная теория восприятия

Первая, основанная на научных наблюдениях, теория была выдвинута ассоциативной психологией. Наибольшего влияния ассоциативная теория восприятия достигла во второй половине XIX века. Ее виднейшими представителями были немецкие ученые В.Вундт, Г.Гельмгольц, Э.Геринг, Э.Мах, Г.Э.Мюллер, И.Мюллер и американский психолог Э.Б.Титченер. Несмотря на значительные различия в объяснении частных проблем, эти психологи придерживались общих взглядов на природу восприятия. По их мнению, воспринимаемый нами образ является на самом деле сложным объединением первичных элементов сознания — ощущений. При этом само ощущение понималось как осознанное состояние органа чувств, подвергнувшегося воздействию изолированного внешнего раздражителях).

Таким образом, в основу ассоциативной теории восприятия легли принцип специфических энергий органов чувств и рецепторная концепция ощущений. Объединение ощущений в восприятие осуществляется посредством ассоциаций по смежности или по сходству. Этот ассоциативный механизм определяет ведущую роль прошлого опыта для возникновения восприятия. Некоторые из этих авторов, как, например: В.Вундт и Г.Гельмгольц, привлекали для объяснения процессов синтеза ощущений в восприятие также и внутреннюю активность субъекта в виде волевой апперцепции или интеллектуальных бессознательных умозаключений.

Одной из центральных проблем для ассоциативной психологии была проблема восприятия пространства. Трудность заключалась в определении первичных ощущений, из которых строится восприятие пространства, и способов этого объединения. Согласно нативистам, к которым относились Э.Геринг и И.Мюллер, такие определяющие пространственные восприятия характеристики, как, например, «верх» и «низ» являются врожденными и связаны с раздражением определенных участков рецепторных поверхностей органов чувств. По мнению другой группы ученых — эмпиристов, в число которых входили В.Вундт и Г.Гельмгольц, значение «верх» и «низ» ассоциируется с ощущениями по мере накопления прошлого опыта.

Структуралистская теория восприятия

Основная ошибка ассоциативной теории восприятия заключалась в том, что она привлекала для объяснения одних субъективных данных другие, пытаясь тем самым вывести сознание из самого себя. Эта ошибка особенно ярко выступила в работах структуралистской школы , возглавлявшейся учеником В.Вундта Э.Б.Титченером. Структуралисты считали, что раз восприятие является комплексом ощущений, то задача психолога состоит в том, чтобы путем самонаблюдения найти в своем субъективном опыте элементарные ощущения, а затем изолировать и описать их. Этот метод был назван методом аналитической интроспекции. Естественно, что при такой постановке вопроса все подлинные проблемы восприятия, связанные с ориентирующей функцией образа и его формированием в деятельности субъекта, оставались вне поля психологического исследования. Даже факт предметности нашего восприятия, отражающего не отдельные раздражители, а сами объекты, Э.Б.Титченер считал своеобразной ошибкой наблюдателя, маскирующей проявление исходных элементов сознания — ощущений.

5 стр., 2090 слов

Психология восприятия

... психических явлений он практически не делает разницы между ощущением и восприятием. 1. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ 1.1 Восприятие: определение и отличительные черты Восприятие -- это познавательный психический процесс, состоящий в ... процессе. Как правило, один из них бывает ведущим и определяет вид восприятия. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы ...

Неспособность ассоцианистской психологии объяснить сколь-нибудь значительные проблемы восприятия привели к тому, что в начале нашего века ассоцианистская трактовка восприятия утратила свое влияние. С резкой критикой ассоцианизма выступила группа немецких психологов, в число которых входили: — М.Вертхаймер, В.Келлер, К.Коффка и другие. Они исходили из положения, что все процессы в природе изначально целостны. Поэтому процесс восприятия определяется не единичными элементарными ощущениями, а всем «полем» действующих на организм раздражителей, структурой воспринимаемой ситуации в целом. Именно в силу этого данное направление стало называться гештальт-психологией).

Гештальт-теория

Методу аналитической интроспекции гештальтпсихологи противопоставили феноменологический метод, сущность которого состоит в непосредственном описании наблюдателем содержания своего восприятия. Психология восприятия, по их мнению, должна ответить на вопрос — «почему мы видим мир таким, каким мы его видим». Иными словами, гештальтисты, подобно структуралистам, отказались от изучения восприятия в связи с выполняемой им функцией. Другим недостатком этого подхода, вытекавшим из феноменологического метода исследования, было отрицание историчности восприятия. Прошлый опыт не способен, по их мнению, изменить восприятие объектов, раз они образуют «хорошую» структуру.

Гештальтпсихологи собрали большое количество экспериментальных данных, позволивших установить основные закономерности возникновения структур при восприятии. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких отношений, как близость, сходство, замкнутость, симметричность и т. д. Были открыты закономерности разделения зрительного поля на фигуру и фон, при этом оказалось, что в качестве фигуры выступают те части зрительного поля, где имеются лучшие условия для структуро-образования.

Гештальтпсихологи считали перцептивные процессы врожденными и объясняли их особенностями организации мозга на уровне коры. Отношение между внешними объектами, мозговыми процессами и феноменальным полем гештальтпсихология характеризовала как изоморфизм, или структурное подобие. Целостность восприятия гештальтпсихология объясняла структурообразующими процессами в мозге, имеющими электрохимическую природу. Представление о том, что психические процессы отражают состояния мозга, а не внешний мир, было новым вариантом физиологического идеализма.

Поставив ряд таких важных проблем, как восприятие отношений, природа целостности восприятия, физиологические модели перцептивных процессов, гештальтпсихология, однако, не смогла их решить. Это объясняется тем, что ей были свойственны все основные недостатки ассоциативной психологии. Их радикальное преодоление возможно только с совершенно иных методологических позиций — позиций диалектического материализма.

Новые пути теоретического анализа восприятия были намечены в работах ряда прогрессивных зарубежных психологов, согласно которым восприятие является результатом активной деятельности субъекта, обеспечивающей получение информации о внешнем мире.

Экологическая теория

Общебиологическое значение восприятия в регуляции поведения живых организмов подчеркивается в концепции американского психолога Дж.Гибсона. Восприятие трактуется им как процесс добывания информации о среде, в результате чего неопределенность положения организма в ней уменьшается. Вслед за гештальтпсихологами Дж.Гибсон выступает против ассоцианистской теории восприятия. По его мнению, представление о том, что в первую очередь отражаются изолированные точечные раздражители, неверно уже потому, что одиночный раздражитель не может нести организму никакой информации об объектах внешнего мира и поэтому интереса для него не представляет. Информацию о внешнем мире содержат только организованные системы раздражителей.

3 стр., 1379 слов

Теория развития личности Ж. Пиаже

... Он первым сформулировал теорию типов характера. Швейцарский психолог Ж. Пиаже сформулировал концепцию когнитивного (умственного) развития как цепь последовательных стадий социализации личности. Согласно Пиаже, развитием личности ... рассуждениям, которые все же еще очень конкретны. Ребенок может объединять объекты в иерархические классификации и понимает отношения принадлежности к классу (различая ...

Восприятие, по Дж.Гибсону, — активный процесс. Необходимость активности заключается в том, что, вопреки мнению гештальтпсихологов, нет изначального изоморфизма между объектами внешнего мира и их восприятием. Информационное богатство среды не дано организму непосредственно. Его необходимо добыть. Решающую роль при этом играют активные движения всего организма и органов чувств, которые Дж.Гибсон, повторяя мысль отечественного психолога И.М.Сеченова, сравнивает с «щупальцами, активно исследующими среду».

Основное ударение в теории восприятия Дж.Гибсона сделано на то, что должно быть выделено в потоке стимуляции для того, чтобы наилучшим образом ориентироваться в окружающей среде. При этом, однако, слабо разработан вопрос, каким образом восприятие осуществляется. Слабость этого центрального для понимании теории восприятия момента и объясняет тот факт, что в теории Дж. Гибсона почти отсутствует анализ развития восприятия и не вскрыты причины, обуславливающие этот процесс.

Теория восприятия Ж.Пиаже

Среди зарубежных концепций развитие восприятия наиболее полно представлено в теории швейцарского психолога Ж. Пиаже (1961).

Он также отмечает ошибочность подхода к восприятию со стороны ассоцианистов и гештальтпсихологов. По мнению Ж. Пиаже, помимо постулирования атомизма или изначальной сформированности восприятия есть и другая возможность — рассмотрение развития восприятия как постепенной организации деятельности по установлению отношений между отдельными деталями сенсорного поля.

Экспериментальные данные, полученные Ж.Пиаже и его сотрудниками, показывают, что у ребенка первых месяцев жизни еще нет подлинного восприятия предметов и пространства, он даже не дифференцирует объекты и себя, не различая, например: — изменения вида предметов, вызванные собственными движениями, от изменений, возникших в результате движения предметов. Постоянный характер объекта выступает как следствие организованности пространственного поля, иначе говоря, внутренней схемы непосредственного окружения, с помощью которой ребенок получает возможность предвосхищать последствия собственных движений в среде. Пространственное поле, в свою очередь, формируется в связи с координацией движений ребенка. Таким образом, основу восприятия составляют интериоризованные сенсо-моторные схемы локомоций и манипуляций с предметами.

Большое место в теории восприятия Ж.Пиаже отводится анализу различий между восприятием и интеллектом. Когда два объекта сравниваются друг с другом при помощи интеллекта, как это происходит, например, в случае измерения длины предмета посредством линейки, то ни сравниваемое, ни сравнивающее не деформируется самим процессом сравнения. Иначе дело обстоит при чисто перцептивных оценках, которые дают относительно грубые и приблизительные сведения о предмете. Причина перцептивных ошибок заключается в так называемом законе относительных центраций: — обращение внимания на какую-либо деталь объекта приводит к ее переоценке. Восприятие представляет собой вероятностный процесс, всегда выделяющий одни стороны объекта в ущерб другим. Следовательно, для адекватного отражения объекта должны учитываться все его стороны. Подобная децентрация возможна только путем привлечения моторной активности субъекта. В результате восприятие становится целостным и стабильным. Эти развитые формы восприятия являются, по словам Ж. Пиаже, «продуктом действий в собственном смысле этого слова, состоящих в реальных или потенциальных перемещениях взгляда или функционирующих органов».

13 стр., 6374 слов

Проблема обучения в теории Ж. Пиаже — достоинства и недостатки». статья

... опыт, социальное взаимодействие . Эти факторы - столпы теории Пиаже, атланты, держащие на плечах всю теорию когнитивного развития. До Пиаже ребенка рассматривали как пустой сосуд, который необходимо ... наблюдений он создал детальную теорию развития . Согласно Пиаже, обучение лишь пассивно следует за психическим развитием, приспосабливаясь к его наличному уровню, что развитие имеет , независимые от ...

Таким образом, теория восприятия, основывающаяся на представлении о том, что-то, что воспринимается, зависит от знаний, накопленных в ходе взаимодействия с окружающей средой. Восприятие, с этой точки зрения является результатом приобретенных, но бессознательных предположений относительно окружающей среды, представленных как вероятности взаимодействий, возникающих в ней Реальный «внешний» мир и его перцептивные свойства, как утверждается, создаются во взаимодействиях.

Полную версию работы можно .