Педагогические условия формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников

С вступлением в силу в 2011 году нового федерального государственного образовательного стандарта начального образования целью образования становиться общекультурное, личностное, и познавательное развитие учащихся, которое обеспечивает такую компетенцию, как умение учиться и поэтому возникает необходимость пристального изучения новых требований, которые выдвигает общество и время.

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) начального общего образования определил в качестве главных результатов формирование универсальных учебных действий (далее УУД), которые обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (далее ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенции учащегося, в том числе социальной и личностной. В результате развития личностных универсальных действий формируется личностная позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

Исходя из этого тема «Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников» является актуальной.

Объектом исследования является процесс формирования личностных УУД детей младшего школьного возраста.

Предметом исследования являются педагогические условия формирования личностных УУД младших школьников.

Цель исследования- выявить педагогические условия формирования личностных УУД детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: процесс формирование личностных УУД будет проходить эффективнее, при соблюдении следующих условий:

  • учитель понимает необходимость формирования у детей УУД, знает, как организовывать уроки.
  • для образовательного процесса выбраны технологии для организации учебной деятельности;

Цель и гипотеза помогли нам сформировать следующие задачи:

  • изучить сущность понятий «личностные УУД», «УУД»;
  • изучить возрастные особенности формирования личностных УУД;
  • изучить и раскрыть технологии формирования личностных УУД;
  • описать опыт педагогов- практиков по формированию личностных УУД.

В нашей работе мы использовали следующие методы:

56 стр., 27692 слов

Личностно-ориентированное обучение в условиях образовательного ...

... реализации личностно-ориентированных технологий в начальной школе. Противоречие между потребностью подрастающего поколения в освоении новых знаний и недостаточным уровнем технологического обеспечения образовательного процесса и обусловило выбор темы дипломной работы «Личностно- ориентированное обучение в условиях образовательного процесса в начальных классах». ...

  • изучение и анализ научной литературы;
  • изучение и обобщение опыта педагогов практиков.

Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав (теоретический и практический), заключения, списка литературы, приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВСущность понятий «универсальные учебные действия», «личностные универсальные учебные действия»В нашей исследовательской работе мы раскроем базовые понятия.

Ключевыми понятиями в нашей исследовательской работе являются понятия «универсальные учебные действия», «личностные универсальные учебные действия».

Как писал А. Г. Асмолов, универсальные учебные действия в широком смысле означают умения учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком смысле УУД – это совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. [9,27]

Т. В. Василенко, дает следующее обоснование понятию: «Универсальные учебные действия(УУД)- инвариантная основа образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальных учебных действий создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться».[3,15]

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (далее ФГОС) универсальные учебные действия ( далее УУД) — это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.[22]

По мнению А. В. Федотовой, УУД- это и есть обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».[21]

А.Г. Асмолов, Т.В. Василенко, А.В. Федотова выделяют следующие функции УУД:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

А. Г. Асмолов указывает на 4 блока УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся учебной деятельности младших школьников с особыми образовательными потребностями">организацию их учебной деятельности. К ним относятся: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция)

7 стр., 3368 слов

Анализ и разработка алгоритма распределения учебной нагрузки ...

... повысить эффективность действий в учебной и научной областях 2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты Целью работы является анализ существующей системы распределения учебной нагрузки между преподавателями ... заданий по соответствующим объемом в кредитах: (До 0,5 кредита) – рефераты (РЕ) с учебных дисциплин гуманитарной и социально-экономической подготовки, а также письменные доклады по ...

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, самостоятельное, выделение, поиск информации, структурирование знаний.

К коммуникативным действиям относятся: (постановка вопросов, разрешение конфликтов, выявление, идентификация проблемы, управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий, умение выражать свои мысли.[9, 29-30]

Остановимся более подробно на личностных УУД. А. Г. Асмолов подчеркивает, что они обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Ценностно – смысловая ориентация- личности школьника лежит в основе поведения субъективного и отношения к выбранной деятельности, является сензитивным периодом развития компонентов личности, связанных с формированием мировоззрения. В частности, становление мировоззрения взаимосвязано с ценностно-смысловой сферой личности, которая в данный период устойчивые. Это проявляется в виде возрастных особенностей младшего школьника, черт характера, его интересов и т. д.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

— — смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет

для меня учение? — и уметь на него отвечать;

  • нравственно- этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Итак, в первом параграфе, изучив научную литературу, мы раскрыли и проанализировали следующие понятия: «универсальные учебные действия» и «личностные универсальные учебные действия», предложенные такими ученными как А.Г Асмоловым, Т.В. Василенко, А.В. Федотовой и выяснили, что под УУД понимают совокупность способов действия учащихся связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса, а также различают 4 вида УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные. Изучив более подробно личностные УУД, можно сказать, что для формирование личностных УУД необходимо обеспечивать ценностно – смысловую ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

УУД могут быть сформированы только в сфере новых условиях учебной деятельности. В связи с этим возникла необходимость изучить возрастные особенности младшего школьного возраста.

Возрастные особенности формирования личностных универсальных учебных действий у учащихся младших классовВ связи с тем, что мы рассматриваем возрастные особенности формирования личностных УУД именно у младших школьников нам необходимо рассмотреть психологическую характеристику детей этого возраста.

4 стр., 1675 слов

Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности

... первых месяцев жизни. Физиологической основой процессов высшей нервной деятельности является аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий мозга. Аналитическая деятельность коры головного мозга заключается в ее ... организма к меняющимся условиям жизни и делают поведение пластичным. При действии условного сигнала (сигнал, вызывающий соответствующий условный рефлекс) кора больших полушарий ...

Как утверждал О. Б Дарвиш младший школьный возраст- это вершина детства. В современной периодизации психологии развитие охватывает от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образов и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретаете не только новое знания и умения, но и определенный социальный статус.[…

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — , пожалуйста, с нами.