Организация внеурочной деятельности по информатике

Аттестационная работа
Содержание скрыть

Актуальность проблемы. Согласно новым государственным стандартам информатика в среднем звене существует в предметной области «Математика и информатика» и как отдельный предмет почти не рассматривается. Но при изучении математики или физики мы не можем углубленно изучать предмет информатики, т.к. на это не выделяется необходимое часов и в учебном плане это не обозначено. А в веке информационных технологий, где различные компьютеры используются практически везде – и дома, и в школе, даже банальный банкомат является компьютером, просто необходимо обладать высоким уровнем информационной культуры. Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения информатикой. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития умений и навыков создает многосторонняя внеурочная деятельность. На внеурочных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться друг с другом, участвовать в проектной деятельности.

На сегодняшний день к данной проблеме обращались такие ученые-педагоги, как Ирина Васильевна Дробышева, Михаил Павлович Лапчик, Василий Владимирович Малев, Игорь Геннадьевич Семакин, Тамара Александровна Новикова и другие.

Одной из форм внеурочной деятельности является кружок. Он предполагает проведение внеурочных занятий, где с помощью интересно подобранных заданий, упражнений совершенствуются умения и навыки учащихся. Кружковая работа не только углубляет знания учащихся, но и способствует расширению их кругозора. [3, с. 175]

На основе актуальности проблемы нами была выбрана тема исследования: «Организация кружковой работы по информатике для учащихся 3-4 классов с помощью электронного учебного пособия «5 Простых шагов к созданию 3D игр вместе с KODU».

Цель исследования: разработать программу внеурочной деятельности «Создание 3D игр вместе с KODU» и исследовать эффективность его применения в работе кружка по информатике для учащихся 3-4 классов.

Объектом исследования является методическое обеспечение внеурочных занятий по информатике для 1-9 классов.

Предмет исследования: методика создания программы внеурочной деятельности «Создание 3D игр вместе с KODU» для повышения уровня развития логического мышления у учащихся 3-4 классов МБОУ гимназии №30 города Ульяновска.

Гипотеза исследования: если разработать программу внеурочной деятельности «Создание 3D игр вместе с KODU» и систематически применять на занятиях кружка по информатике, то уровень развития логического мышления у учащихся 3-4 классов повысится.

18 стр., 8828 слов

«Развитие познавательной самостоятельности у учащихся 2 ...

... уровень развития познавательной самостоятельности у учащихся 2 класса в образовательном процессе. 5. Провести работу по развитию познавательной самостоятельности учащихся 2 класса и оценить ее результаты. Методы исследования: Глава I. Теоретическое обоснование развития познавательной самостоятельности учащихся 2 класса в образовательном процессе Понятие познавательной самостоятельности ...

В ходе исследовательской работы решаются следующие задачи исследования:

  • на основе анализа методической литературы отобрать наиболее приемлемый материал, отражающий тему исследования;

  • определить понятие «внеурочная деятельность», «кружок по информатике», изучить их особенности и принципы построения кружка;

  • разработать программу «Создание 3D игр вместе с KODU» для повышения уровня логического мышления у учащихся 3-4 классов;

  • разработать кружок по информатике для повышения уровня развития логического мышления у учащихся 3-4 классов;

  • провести апробацию электронного учебного пособия для выявления эффективности его использования в условиях средней школы;

  • изучить результаты апробации, сделать выводы о целесообразности экспериментальной работы и разработать методические рекомендации по использованию пособия.

При выполнении проекта были использованы следующие методы исследования:

1. методы теоретического исследования:

  • изучение и анализ литературы;

    [Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/attestatsionnaya/vneurochnaya-rabota-po-informatike-v-nachalnoy-shkole/

  • систематизация материала;

  • классификация;

  • обобщение.

2. методы эмпирического исследования:

внеурочный нформатика электронный учебный

2. Глава 1. Организация кружковой работы по информатике

1.1 Сущность, цели и задачи внеурочной деятельности по информатике в школе

Понятие внеурочной деятельности

внеурочной деятельностью

Внеурочная деятельность школьников

Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности [13, с. 27]:

  • игровая деятельность;

  • познавательная деятельность;

  • проблемно-ценностное общение;

  • досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

  • художественное творчество;

  • социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность);

  • трудовая (производственная) деятельность;

  • спортивно-оздоровительная деятельность;

  • туристско-краеведческая деятельность.

    39 стр., 19029 слов

    Методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы

    ... в различных сферах социальной работы, 6) понимание взаимосвязей методов и содержания социальной работы, взаимосвязей различных слоев и аспектов психосоциальной помощи: социального, психологического и т.д., 7) формирование представлений о месте психологической помощи клиентам в системе социальной работы, ...

В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

Являясь составной частью воспитательной работы в школе, внеурочная деятельность направлена на достижение общей цели обучения и воспитания — усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. [10, с. 25]

Задачи внеурочной деятельности

Если конкретизировать внеурочную деятельность по информатике, то ее задачи можно выделить следующим образом:

1. Выявить творческий потенциал и способности любого ребенка, независимо от оценок по предмету. (Важно привить понятие о ПК как инструменте, необходимом почти в любой области человеческой деятельности.)

2. Повысить интерес, увлечь учащихся предметом, привить любовь к информатике через совместную деятельность.

3. Стимулировать поисково-познавательную деятельность. Показать, что информатика сложна только для тех, кто не хочет и не желает вообще ничего делать.

4. Углубление знаний теоретических основ информатики, программирования, знакомство и работа с программным обеспечением.

5. Популяризация и изучение достижений в области информационных технологий.

6. Привитие учащимся навыков работы с компьютером и программным обеспечением, интереса к исследовательской работе. [14, с. 15]

7. Воспитание интереса к чтению как обычной, так и электронной научно-популярной литературы, формирование умений и навыков в работе с ними.

8. Научить работать в коллективе, сократить расстояние между учителем и учеником в общении.

9. Работа в кабинете информатики.

10. Профессиональная ориентация учащихся.

Внеурочная деятельность оказывает положительное влияние и на классные занятия, так как учащиеся, члены кружков более тщательно, углубленно изучают учебный материал, читают дополнительную литературу, осваивают работу с компьютером. Внеурочные занятия провоцируют и самостоятельное изучение основ информатики и вычислительной техники. [14, с. 16]

Результаты и эффекты внеурочной деятельности

Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.

Результат

результаты

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. [13, с. 35]

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. [13, с. 35]

14 стр., 6756 слов

Использование ИКТ на внеурочных экологических занятиях

... начальной школы является экологическое просвещение. Его содержание сегодня богато и разнообразно и может распространяться как по учебным предметам, так и во внеклассной и внеклассной работе. Использование ИКТ в ... рассказать об окружающем мире) В группах во время внеурочной деятельности проводится работа по экологическому воспитанию с помощью применения ИКТ, это помогает привлечь больше ...

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. [13, с. 35]

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

  • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
  • формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

результата

Формы внеурочной деятельности

Формы внеурочной деятельности по предметам в школе разнообразны. Накоплен огромный опыт внеурочной деятельности по различным дисциплинам.

индивидуальные, групповые, коллективные.

  • индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов.

  • групповая работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные).

    В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.

  • формы коллективной работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу.

Согласно Калечиц Т.Н., кроме индивидуальной выделяют кружковые (групповые), объединяющие и массовые формы внеурочной деятельности [9, с. 23].

Кружковая (групповая) внеурочная деятельность

Кружок — одна из основных форм внеурочной деятельности по информатике. Содержание его работы определяется в основном интересами и подготовкой учащихся, хотя для некоторых существуют и программы. Кружки по информатике могут иметь различную направленность в соответствии с разнообразными возможностями компьютера: компьютерной графики, программирования, компьютерного моделирования и т.п. В кружках проводятся занятия разного типа. Это могут быть доклады, работа над проектами, экскурсии, изготовление наглядных пособий и оборудования для кабинетов, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми, виртуальные путешествия и т.п. [9, с. 32].

14 стр., 6769 слов

Внеклассная работа по техническому творчеству в учреждениях начального ...

... внеклассная деятельность, в которой учитель не скован жесткими стандартами времени и планирования. В обязанности учителя технологии могут входить: руководство кружками технического творчества, кружком по интересам, факультативом и т.д. Это занятие ...

Учет работы кружка ведется в дневнике. Отчет может проводиться в виде вечера, конференции, выставки, смотра. В некоторых школах итоги деятельности подводятся на школьных праздниках, являющихся смотром проделанной за год работы, например, при проведении общешкольной недели информатики.

1.2. Организация кружка по информатике

Работа кружков по информатике является основной формой внеурочной деятельности по информатике, по содержанию связана с программой школьного курса информатики. Их работа строится в соответствии с логикой пропедевтического курса при активном использовании межпредметных связей. [13, с. 28]

Кружок ставит перед собой цели: адаптировать ребёнка к компьютерной среде, развивать коммуникативные умения, формировать творческое воображение и исследовательские навыки. В рамках адаптивной модели в школе создаются условия для самореализации и саморазвития каждого ребёнка на основе его возможностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Рациональное использование вариативной части учебного плана, и работа предметных кружков позволяют удовлетворить образовательные и культурные потребности учащихся, предоставив им право на творческое применение знаний. [13, с. 28]

Особенно актуальной в условиях школы является организация предметного кружка по информатике для младших подростков. Объясняется это тем, что с 5-го класса не всегда начинается изучение информатики как обязательного предмета, так как по ФГОС базовый и обязательный курс изучения информатики начинается только с 8 класса, и учебная нагрузка — 1 час в неделю — недостаточна для того, чтобы удовлетворить потребность ребёнка в общении с компьютером, дать ему возможность проявить себя, самоутвердиться. Поэтому кружок по информатике, организованный по принципу добровольности, не регламентированный необходимостью выставления оценки, проходящий в непринуждённой по сравнению с уроком атмосфере позволяет, не только организовать досуг детей, но и решать задачи пропедевтического курса, интенсивно влияя на развитие практических умений и навыков работы на компьютере. [13, с. 29]

Для младших подростков занятия проводятся на различных кружках, таких как, например, «Графика в среде Photoshop», «Создание 3D игр вместе с KODU», «Мир мультимедиа проектов», «Легоконструирование», которые предполагают создание с помощью различных программных средств и технологий компьютерных проектов, имеющих практическое применение в школе. В обеспечении прикладной направленности занятий кружков особое место занимает проектное обучение. В процессе работы над проектом учащиеся пользуются не только приобретёнными знаниями и умениями из различных предметных областей, но и осуществляют поиск недостающих знаний, систематизируют и оформляют их средствами изучаемых интегрированных сред. Курсовые конкурсы позволяют школьникам ощутить значимость проделанной работы, мотивируют их к дальнейшей деятельности. [13, с. 32]

Для того, чтобы правильно организовать процесс получения умений и навыков в кружке, его руководитель должен составить образовательную программу. Структура образовательной программы состоит из следующих разделов: пояснительной записки, содержания и учебно-тематического планирования. Содержание пояснительной записки включает в себя:

10 стр., 4845 слов

Курсовая "Кружковая работа как вид внеурочной деятельности"

... причиной выбора темы курсовой работы. Цель данного исследования – изучить условия организации внеурочной деятельности в группе продленного дня в начальной школе. Объект – процесс организации внеурочной деятельности в группе продленного дня. Предмет исследования – формы организации внеурочной деятельности в ...

  • раскрытие актуальности описываемого направления работы,
  • цель, задачи, методы и формы, средства организации обучения,
  • особенности организации работы по данной программе,
  • описание её содержания, структуры (на какое количество часов рассчитана, в какое время рекомендовано проводить занятия, какие необходимо создать для этого условия и др.),
  • ожидаемые результаты (что ребёнок должен знать и уметь по завершении срока реализации программы).

    [13, с. 28]

Учебно-тематическое планирование представляется в виде таблицы. В содержании указываются те теоретические и практические вопросы, которые планируется рассмотреть в рамках указанной темы. В последней колонке указывается количество часов, отведённое на изучение той или иной темы.

Помимо рабочей программы, к документации кружка относится: список детей, посещающих кружок, график работы кружка, табель посещаемости.

Программы внеурочной деятельности могут быть рассчитаны на различное количество часов и быть краткосрочными (8 – 12 ч), годовыми, двухгодичными и т.п. Если преподаватель использует готовое пособие, он должен разработать на его основе рабочую программу. [13, с. 28]

При создании кружков информатики в школе необходимо учитывать следующие положения:

  1. занятия в кружке должны быть исключительно добровольными;

  2. каждый кружок ставит себе определённые и конкретные задачи;

  3. организация работы каждого кружка должна быть чёткой. На первом организационном занятии любого кружка следует установить точные дни и часы занятий обсудить план работы кружка;

  4. учитель, руководящий работой кружка продумывает план работы с учётом возраста и цели их работы в кружке старается сделать занятия интересными, не похожими на урок;

  5. дни и часы работы кружка обязательно согласовываются с учебной частью школы. Периодичность занятий 1 раз в 1-2 недели;

  6. тематика занятий должна быть актуальна, и соответствовать запросам учащихся;

  7. учитель устанавливает число участников каждого кружка в зависимости от его содержания;

  8. продолжительность каждого занятия в среднем около часа;

  9. результаты кружковых занятий всех групп, а также результаты работы отдельных учащихся должны находить отражения в стенгазете или специально выпускаемых бюллетенях;

  10. на занятиях кружка отсутствует домашнее задание. [13, с. 38]

Кружковая работа по информатике имеет большое общеобразовательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет знания по информатике, но и способствует расширению кругозора школьников.

Кружковая работа помогает учителю осуществлять патриотическое воспитание, так как участие в кружке содействует воспитанию чувства коллективизма, дружбы и товарищества, воспитывает сознательную дисциплину, волю и характер. Она является ведущей в 3-4-х классах.

Кроме того, занятия в различных кружках способствуют совершенствованию умений и навыков, которые формируются у учащихся на уроках.

  1. Глава 2. Внеклассная работа по информатике

2.1. Виды внеклассных работ по информатике

В школе используются такие виды внеклассной работы, как кружок, конкурсы, факультативные занятия, ведение классного уголка, час занимательной информатики, олимпиады, экскурсии, ведение предметного классного уголка, выпуск газеты и т.п. Рассмотрим отдельные виды из них:

1. Кружок.

Начиная со 1 класса для детей, проявляющих большой интерес к информатике, создаются кружки, которые проводиться регулярно с постоянным составом школьников параллельных классов. Кружки проходят не чаще двух раз в учебную неделю и имеют общую продолжительность не более 60 минут.

Занятия творческой деятельностью на кружках с применением информационных технологий должны организовываются не раньше, чем через час после учебных занятий.

Какие кружки информатики могут быть?

  • «Компьютерный дизайнер»;
  • «Учимся программировать»;
  • «Компьютер – художник» и т.п.

2. Факультативы.

Организуются для всего класса. Такие занятия ориентированы на более углубленное приобретение знаний и навыков материала по информатике. Проводятся один раз в учебную неделю в компьютерном классе.

3. «Занимательная информатика».

Проводится для всего класса. Продолжительность данного вида внеклассной деятельности 30 — 45 минут. Продолжительность зависит от возраста школьников. Данное занятие может быть проведенено 1-2 раза в учебный месяц. Работу можно спланировать в виде игры, но при этом желательно использовать рисунки, красочные плакаты, чтобы сформировать эмоциональное настроение у школьников.

4. Конкурсы, олимпиады.

Для того чтобы выявить лучшего знатока информатики в классе проводятся тематические конкурсы. Тема такого конкурса, время его проведения обсуждаются заранее. Преподаватель проводит работу по объяснению и разъяснению задач и целей, для того, чтобы у школьников проявились интерес и желание к участию.

Олимпиады имеют такие же цели, как и конкурсы. Олимпиады позволяют из параллельных классов выбрать более способных школьников, которые проявляют интерес к нешкольной информатике. Олимпиады обычно проводятся в 3 этапа: школьный, районный, городской.

5. Уголок современной информатики.

Ведению внеклассной деятельности по информатике способствует и наличие классного уголка. В нем могут быть размещены выпуски школьной газеты, вырезки из журналов газет о новинках в компьютерной технике и играх. Для организации контроля над подобными заданиями в классном уголке может быть помещена таблица результатов, в которой размещен список учащихся класса и коробка или конверт для их ответов. По истечении определенного срока преподаватель проверяет конверты с ответами, оценивает работу в баллах, а результаты заносит в таблицу. Ошибки анализируются или после уроков или на внеклассном занятии.

6. Выпуск тематических газет.

Если учащиеся уже в достаточной мере овладели навыками работы на ПК, то выпуск газет следует набирать в текстовом редакторе и после распечатать. Иначе газета может быть стенной.

Темами для выпусков могут служить следующие высказывания: «Компьютер в жизни человека», «Как появился и из чего состоит компьютер?», «Информация в жизни человека», «Интернет – запретов нет», «Вирусы и антивирусы» и т.п. Но, выпуски газет могут быть, и посвящены не только темам по информатике, но и жизни школы, класса. Номера могут выходить периодически. И поэтому целесообразнее выпускать номера газеты после изучения какой-либо темы или раздела по информатике; по итогам проведенного мероприятия или к празднику.

Но, не смотря на такое многообразие форм внеклассной деятельности по информатике, основная цель внеурочной деятельности заключается в повышении интереса к изучению данного предмета, и углублении знаний школьников.

2.2. Метод проектов

В процессе «обучения — учения» постоянное происходит взаимодействие педагога и учеников. Процесс обучения каждым из школьников осуществляется по-разному: одни не могут показать в полной мере усвоенные знания, другие на основе уже полученного опыта показывают свои способности, а третье установили определенную манеру своего отношения к информатике и упорно «не хотят» учиться. Невозможно отрицать личностное восприятие или, наоборот, не восприятие учителя школьником и, наоборот, что в свою очередь также, оказывает большое влияние на процесс обучения.

Внедрение в педагогические технологии элементов проектной деятельности школьников позволяет преподавателю не столько учить, а сколько направлять их познавательную деятельность в нужное «русло». Одним из более распространенных видов исследовательской деятельности в процессе воспитания и обучения в современном образовании есть метод проектов. Школьный предмет информатика не является исключением и на уроках и во внеурочной деятельности широко используется данный вид исследовательской работы.

По своему определению проект — это комплекс определенных действий, направленных на реализацию творческой деятельности учащихся.

Метод проектов в современном образовании учитывается как альтернатива учебной системы. Современный проект школьника — это средство, позволяющее дать толчок познавательной деятельности, развивать креативность и формировать определенные личностные качества.

Метод проектов по информатике – это педагогическая технология, которая ориентирована не на объединение полученных знаний, а на применение полученных знаний и приобретение новых, с использованием информационно -телекоммуникационных технологий.

Главной задачей метода проектов является исследование учащимися совместно с преподавателем окружающего мира. При создании проекта учащиеся должны делать все самостоятельно: составить план своей деятельности, выполнить необходимые задания, произвести анализ соей работы, оценить работы других учащихся и, конечно же, они должны понимать, зачем и для чего выполняли данную работу.

В основе данной деятельности лежит развитие творческих, познавательных навыков школьников, умений осваиваться в информационном обществе, умений к самостоятельной модернизации своих знаний, развитие мышления.

Проектная деятельность ориентирована на самостоятельную работу школьников: групповую, парную, индивидуальную, которую они выполняют в течение указанного учителем отрезка времени. Такой подход сочетается с групповым подходом к учению.

Метод проектов предполагает решение определенной проблемы, которая предусматривает использование различных методов и объединение знаний и умений из многообразных областей техники, творческих областей, технологии, науки. Проектная деятельность предполагает как наличие и осознание определенной проблемы, так и процесс ее решения.

Исследовательский предмет может быть:

  • монопредметным: выполняется на основе материала одного предмета;

  • межпредметным: выполняется на основе материала по нескольким предметам;

  • надпредметным: этот проект выполняется в ходе изучения интегрированных курсов, факультативов.

2. 3. Описание рабочей программы внеурочной деятельности «Создание 3D игр вместе с KODU»

ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Создание 3D игр вместе с KODU» составлена на основе «Твой курс IT для молодёжи».

Содержание программы внеурочной деятельности отобрано в соответствии с возможностями и способностями обучающихся 3-4-х классов и отражает потребности обучающихся.

KODU работает на платформах (ОС) Windows и на игровых приставках (консолях) XBOX.

Цель программы:

в 3-4 классах

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умение выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей;

  • создание условий для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • создание условий для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Общая характеристика программы курса внеурочной деятельности

Современный период развития информационного общества характеризуется масштабными изменениями в окружающем мире, влекущими за собой пересмотр социальных требований к образованию, предполагающими его ориентацию на развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Задача учителя — привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному творческому труду, выработать у учащихся умение преодолевать трудности при решении задач, а также при любой работе, связанной с учебной деятельностью. Всем известна истина: дети любят учиться, но при этом забывается, что дети любят хорошо учиться. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной программе, на пути от незнания к знанию, от неумения к умению. К таким условиям, безусловно, можно отнести процесс программирования.

Программирование — практическое искусство, подобно плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано; научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. Мышление, как учит психология, начинается там, где нужно решить ту или иную задачу. Каждая задача неизменно заканчивается вопросом, на который надо дать ответ. Задача будит мысль учащегося, активизирует его мыслительную деятельность. Решение задач по справедливости считается гимнастикой ума.

В основу программы внеурочной деятельности положен принцип практико-ориентированности, обеспечивающий отбор содержания, направленного на визуальный язык программирования Kodu.

Основным методом организации познавательной деятельности обучающихся в курсе внеурочной деятельности является проведение практикумов, ориентированных на овладение способами и методами освоения инструментальных средств для представления полученных решений, что способствует развитию соответствующих навыков информационной деятельности, формированию умений и навыков самостоятельной работы.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности, Личностные результаты:

  • широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня в области информатики;

  • интерес к информатике, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.

Метапредметные результаты:

  • поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме;

  • умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;

  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • работа индивидуально и в группе

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции).

В результате реализации программы внеурочной деятельности, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и познавательный интерес к учебному предмету информатика, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Срок реализации программы: 1 год.

Программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1час в неделю, всего 35 часов.

Тематический план курса внеурочной деятельности «Создание 3D игр вместе с KODU»

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Знакомство с KODU GAME LAB

1ч.

Создание первой программы. (Байкер объезжает деревья)

1ч.

Создание игры для двух игроков. (Два Байкера поедают яблоки)

1ч.

Создание ландшафтов

1ч.

Работа с миром «Стрельба по рыбам» (Shooting fish)

1ч.

Создание клонов и порождаемых объектов. Опция «Родитель»

5ч.

Подсчёт баллов, индикатор здоровья, объект таймер

4ч.

Использование страниц в KODU GAME LAB

3ч.

Создание игры по предложенному сценарию

3ч.

Разработка своей игры от “А” до “ Я”

15ч.

Итого:

35 ч.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. 5 Простых шагов к созданию 3D игр вместе с KODU (Курс для юных разработчиков, учащихся 1-9 классов).

    Авторы Яникова Н.В.,

Михеева О.П., Брыксина О.В., Останин Я.Е..

  1. Инструкция по установке KODU (http://www.it4youth.ru/resource_2016/342/ )

  2. Адрес сайта для скачивания программы (http://fuse.microsoft.com/Kodu)

  3. Операционная система Windows и на игровые приставки (консоль) XBOX.

  1. Заключение

При написании работы нами была поставлена проблема: рассмотреть ЭУП «Создание 3D игр вместе с KODU» как средство повышения уровня логического мышления у учеников 5-6 классов гимназии.

На основании проблемы нами была сформулирована цель работы: на основе анализа современных приемов обучения разработать рабочую программу ие «Создание 3D игр вместе с KODU» для внеклассных занятий по информатике и выявить эффективность его использования для повышения уровня логического мышления у учащихся 3-4 классов.

Данная цель достигалась решением следующих задач:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы отобрать наиболее приемлемый материал, отражающий тему исследования;

  2. Определить понятие «внеурочная деятельность», «кружок по информатике», изучить их особенности и принципы построения кружка;

  3. Разработать кружок по информатике для повышения уровня развития логического мышления у учащихся 3-4 классов;

  4. Провести апробацию рабочей программы для выявления эффективности его использования в условиях средней школы;

  5. Изучить результаты апробации, сделать выводы о целесообразности экспериментальной работы и разработать методические рекомендации по использованию пособия.

Исследуя данную тему можно сделать вывод о том, что при использовании электронного учебного пособия «KODU» происходит не только репродуктивная деятельность обучающихся, но и абстрактно — логическая, что способствует лучшему осознанию и усвоению представленного материала.

Разработанное электронное учебное пособие позволяет:

  1. преподнести учителям и учащимся материал в доступной форме;

  2. повысить интерес учащихся к предмету информатики;

  3. упростить работу учителя при подготовке к внеурочной деятельности.

Данное электронное учебное пособие позволяет учителю продуктивно организовать работу кружка.

Мы надеемся, что предлагаемое пособие поможет учителям по информатике сэкономить время при подготовке и проведении занятий, а также повысить качество проводимых внеурочных мероприятий по информатике.

  1. Список литературы

    [Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/attestatsionnaya/vneurochnaya-rabota-po-informatike-v-nachalnoy-shkole/

  1. Асаинова А. Ж. Формирование учебно-познавательной компетентности школьников в процессе обучения информатике / А. Ж. Асаинова // Математика и информатика: наука и образование. — 2003. –№ 3. – с. 98-110

  2. Баллон А. Психическое развитие ребенка. Пер. с франц./ А. Баллон. — М.: «Просвещение», 2007. – 176 с.

  3. Бешенков С.А. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе/ С.А. Бешенков, В.С. Леднев, А.А. Кузнецов// Информатика и образование. — 2000. — №2. — С.13-16.

  4. Бешенков С.А. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе/ С.А. Бешенков, В.С. Леднев, А.А. Кузнецов // Информатика и образование. — 2006. — № 3. — С.76-78.

  5. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики./А.И. Бочкин. — Минск: Высшая школа, 2005. — 431с.

  6. Венгер Л.А. Детская психология: кн. для учителя./Л.А. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: Просвещение, 2010. – 225 с.

  7. Еремин Е.А. Газета «Информатика». Среда Scratch – первое знакомство./ Е.А. Еремин – М.: Первое сентября, 2008 – №20 (573) – С. 17–24.

  8. Ершов А.П. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы)./ А.П. Ершов, Г.А. Звенигородский, Ю.А. Первин. – Новосиб.: ВЦ СО АН СССР, 1992. – 200 с.

  9. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей./А.З. Зак. — Ярославль, 2007. – 104с.

  10. Кагарлицкая Г.С. Возрастная и педагогическая психология: кн. для учителя/Г.С. Кагарлицкая. – М.: Высшая школа, 2009. – 118 с.

  11. Кравченко Г.Г., Цалюк В.З. Выбор программных средств для изучения в курсе информатики./Г.Г. Кравченко, В.З. Цалюк // Информатика и образование. — 2000. — № 7. — с. 93-99.

  12. Крикунова, Т.К. Практическая педагогика: Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/Т.К. Крикунова. – М.: Издательский центр «Академия» 1999. – 152 с.

  13. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников/ В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1996. – 262 с.

  14. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание./И.Ю. Кулагина. – М.: УРАО, 1997. – 176с.

  15. Кузнецов А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: Автореф. дисс… докт. пед. наук./А.А. Кузнецов. — М., 1998. — 47 с.

  16. Малев В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие./ В.В. Малев. – Воронеж: ВГПУ, 2005. – 271 с.

  17. Назарова Т.С. Средства обучения: технология создания и использования./ Т.С. Назарова, Е.С. Полат. — М.: Изд-во УРАО, 1998. — 204 с.

  18. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности/Т.А. Новикова // Школьные технологии. – 2000. — № 2. — с. 43-57.

  19. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Е.С. Полат. – М. Академия. – 2006.

  20. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М., Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.

  21. Цветкова М. С. Практические задания с использованием информационных технологий для 5-6 классов: практикум / М. С. Цветкова, О. Н. Масленникова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – С. 54 – 59.