Духовно-нравственное воспитание младшего школьника во внеурочной деятельности

Курсовая работа

Во все века люди высоко ценили духовное и нравственное воспитание. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют задуматься о будущем России, о ее молодежи. На данный момент скомканы моральные устои, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии и агрессии. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана как минимум с четырьмя положениями:

Во-первых, нашему обществу нужна подготовка образованных и высокоморальных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными личностными качествами.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством и разнообразными источниками сильного воздействия на него, как положительного, так и отрицательного, которые (источники) ежедневно падают на интеллект и хрупкие чувства ребенка, на неподвижное тело зарождающаяся сфера нравственности.

В-третьих, образование само по себе не гарантирует высокий уровень духовно-нравственного воспитания, потому что образование — это черта личности, которая определяет в повседневном поведении человека его отношение к другим на основе уважения и уважения, доброй воли к каждому.

В-четвертых, также важно вооружиться моральными знаниями, потому что они не только информируют младшего школьника о принятых в современном обществе нормах поведения, но и дают представление о последствиях нарушения правил или последствиях определенное действие для человека вокруг них.

Перед общеобразовательной школой стоит задача подготовить ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой проблемы связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности студента.

Решение основных задач воспитания должно обеспечивать формирование личного отношения к окружающим, усвоение этических, эстетических и духовно-нравственных норм.

Проблема духовно-нравственного воспитания в нашем обществе сегодня стоит как никогда остро. Причин тому много, и одна из них — абсолютная деилогизация общества, ликвидация учебного заведения. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду «связи времен», чувства принадлежности к истории своей родины. Распространенные по стране средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся поводом для снижения норм морали и даже угрожают психологическому здоровью человека.

9 стр., 4312 слов

Нравственные проблемы современного российского общества

... современную систему образования и воспитания. Во-первых, это кризис целей, поскольку утрачено однозначное представление о человеке, которого мы хотим воспитать. Во-вторых, кризис мировоззренческий, поскольку всплыли «вечные вопросы» об отношениях человека и общества, ...

Все больше и больше людей приходят к пониманию того, что знаний, даваемых традиционным образованием, недостаточно для духовного пробуждения общества. Моральные импульсы нельзя рационально усвоить с помощью чисто научного образования, никакая наука сама по себе не может заменить любовь, веру, сострадание.

Духовность, по мнению Л.П. Буева, — это проблема обретения смысла. Духовность — показатель наличия определенной иерархии ценностей, целей и смыслов.

В настоящее время педагогическое сообщество и интеллигенция активно обсуждают вопрос о том, каким должно быть нравственное воспитание, место и роль в нем религии и, в частности, Православия.

Задача нашего исследования — создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а также определение места духовно-нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения этой проблемы от учителя требуются не только знания предметов начальной школы и методов их преподавания, а также внеклассной деятельности, но и умение направлять свою деятельность на нравственное воспитание.

Цель исследования: изучить возможности духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности.

Объект исследования — духовно-нравственное воспитание школьников в процессе учебной деятельности.

Объект исследования — развитие духовно-нравственных качеств личности младшего школьника .

В соответствии с проблемой, целью, объектом, объектом исследования мы задаемся вопросом

1. Проанализировать состояние проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.

2. Выбрать методику изучения нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.

3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты.

4. Разработать программу развития духовно-нравственных качеств школьников в процессе учебной деятельности.

Методы исследования:

  • изучение психолого- педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
  • наблюдение за деятельностью школьников;
  • беседа, анкетирование;
  • опытно-экспериментальная работа, направленная на духовно – нравственное воспитание младших школьников.

Глава 1. Духовно-нравственное воспитание обучающихся в начальных классах.

1.1 Понятия духовно-нравственного воспитания.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности

В наше время перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.

В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

11 стр., 5378 слов

Эстетическое воспитание. . Эстетическое воспитание учащихся в ...

... эстетического воспитания младшего школьника. Теоретическая значимость В ходе работы применялись следующие методы: Структура: База исследования: ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА 1. Сущность и содержание эстетического воспитания Для раскрытия понятия эстетического воспитания ...

Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Поэтому появилась необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Главная цель — формирование человека, способного к принятию ответственных решений, и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа и конкретно классный руководитель.

Принципы духовно-нравственного воспитания.

Воспитание на традициях.

Принцип сотрудничества.

Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.

3 стр., 1463 слов

Воспитание эстетической культуры

... Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, ... воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в человеке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, ... огромного мира культурных ценностей эстетическим чувством их известных ...

Системно-организованный подход.

Личностно-ориентированный подход.

Принцип сохранения исторической памяти.

Духовно-нравственное воспитание имеет целый ряд направлений:

Военно-патриотическое.

Художественно-эстетическое.

Туристско-краеведческое.

Спортивно-оздоровительное.

Основными среди них в моём классе можно считать военно- патриотическое и художественно-эстетическое. В этой работе я использую игровые технологии, коммуникативные и исследовательские.

В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В этом плане в нашей школе проводится с детьми немало различных мероприятий: недели эстетики, классные часы «Дорогою добра», «Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть», беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.

В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса я пришла к решению строить внеурочную работу как знакомство учащихся с традициями народной культуры. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, праздниках. Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Дети могут пробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки — все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.

Изучение традиций русской народной культуры я реализую в форме творческой мастерской. Дети знакомятся с тем, как наши предки понимали окружающий мир и своё место в мире.

Цель творческой мастерской — ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие).

Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей русской народной культуры, является познавательная коллективная деятельность. Ключевое дело проходит в форме театрализованного праздника, например, русский народный праздник «Кочеты», «Праздник русской матрёшки», праздник «Русские красавицы», семейный праздник «Мы за чаем не скучаем», «Масленица» и др.

От года к году форма проведения ключевых дел усложняется. Например, исследовательские работы «И вырос город на Неве», «Русская изба», «Русский народный костюм», «Головной убор — кокошник», «Коса — девичья краса», «Семейные традиции», конкурс на лучшую книжечку о Масленице и др.(Приложение 1)

Таким образом, изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребёнка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает мне, как классному руководителю, вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

26 стр., 12812 слов

Воспитание чуткости у детей через сказку

... Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно ста­новится сферой духовной жизни ребенка, средством выра­жения мыслей и чувств — живой реальностью ... сил народного духа. Сказка — это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский пишет: «Через сказку, фантазию, игру, через ...

Частью духовного воспитания является патриотическое воспитание, целью которого является воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.

Воспитание гражданина страны является одним из главных условий национального возрождения.

В этом плане в школе проводится с детьми немало мероприятий, в которых мои ученики принимают самое активное участие. Наиболее яркие из них: неделя истории, встречи с ветеранами ВОВ, уроки Памяти, смотр строя и песни, встреча поколений «День нашей памяти и боли», акции «Письмо ветерану», «Подарок ветерану», конкурс рисунков «Война глазами детей» и многие другие. (Приложение 1)

В своём классе я разработала программу по возрождению тимуровского движения «Сотвори добро». Реализуется данная программа через работу тимуровского отряда «Солнышко», девиз которого: «Сколько у солнышка тёплых лучей, столько у нас добрых затей». Создан отряд в марте 2010 года.

Я считаю, что обеспечить воспитание будущего гражданина невозможно вне определённой системы ценностей. Затянувшийся период безыдейности породил проблему: как способствовать развитию гражданского самосознания подрастающего поколения, если прежние общественные ценности утратили свою актуальность, а новые ещё не сформировались? Одним из возможных вариантов личностного развития ребёнка может стать социально-значимая деятельность, смысл которой, по мнению А.П. Гайдара, состоит в том, чтобы «честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю:» В настоящее время, когда налицо духовная и нравственная бедность народа, резкое социальное расслоение общества, рост насилия и терроризма, особую актуальность приобретает целенаправленная работа по формированию и развитию нравственных сторон, патриотических убеждений, социальной адаптации детей, в том числе и через участие в тимуровском движении.