Нравственное развитие, ценности и мировоззрение в юности

Нравственное развитие является неотъемлемой частью образования и обучения человека в период юности. Всесторонне развитый человек должен вырабатывать у себя принципы общественного поведения, милосердия, стремление служить людям, проявлять заботу об их благополучии, поддерживать установленный порядок и дисциплину. Он должен преодолевать эгоистические наклонности, выше всего ценить гуманное отношение к человеку, владеть высокой культурой поведения.

Юношеский возраст считается решающим временем в нравственном становлении человека. В этот период возникает немало трудностей и проблем. На еще не окрепшее моральное сознание обрушивается поток жизненных противоречий между «хочу» и «надо», «можно» и «нельзя», «для себя» и «для других». Постоянно сталкиваясь, эти противоречия осложняют моральный выбор личности и могут приводить к неожиданным результатам: стеснительности, развязности, потребительству, цинизму, легкомыслию и др.1

Моральный контроль со стороны сверстников помогает избегать подобных «неожиданных результатов». Потребность занимать уважаемое положение среди товарищей вызывает анализ и самооценку собственной личности как условие успешных взаимоотношении. Особое внимание подросток уделяет своим недостаткам и способам их устранения. Размышления о себе становятся самостоятельным внутренним процессом; наблюдается недовольство собой и попытки самовоспитания. Все это подстегивается анализом взаимоотношении, которые часто не устраивают подростка. Возрастает самостоятельность в суждениях о себе, хотя самооценка бывает не только неадекватной, но и непостоянной. От успешных или неуспешных поступков самооценка то неоправданно повышается, то резко снижается, и подросток чувствует себя никчёмной личностью. Других он оценивает более объективно, чем себя.

Велика роль моральных принципов в нравственном развитии юношей и девушек. И это понятно: прогресс общества могут обеспечивать только люди с совершенной моралью, добросовестным отношением к труду и собственности. Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщения их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств. Все это, естественно, требует эстетического воспитания.

7 стр., 3017 слов

Взаимоотношения людей. Психология

... отношения между мужчиной и женщиной, не состоящими в браке, называются неофициальными личными взаимоотношениями. Если люди вступают между собой в деловые отношения по работе, где их статус ... официально определен, то такие отношения будут называться официальными деловыми взаимоотношениями; если же люди вступают в деловые отношения, не будучи работниками какой-либо существующей организации, ...

Воспитание — это целенаправленное формирование личности на основе формирования:

Вместе с тем, нравственность следует определить как установку внутренних норм поведения человека с усилением сознательных мотивов на основе чувства долга, честности, и правдивости.

В плане нравственного развития юность характеризуется и расширением круга личностно значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены (морально-нравственные чувства, эмпатия, потребность в дружбе, сотрудничестве и любви, политические, религиозные чувства).

Это связано также с установлением внутренних норм поведения, приобщением к нравственным ценностям общества, и нарушение собственных норм всегда связано с актуализацией чувства вины. В юности заметно расширяется сфера эстетических чувств, юмора, иронии, сарказма, странных ассоциаций. К проблемам нравственности в юности особый интерес. Юноши и девушки живо и охотно откликаются на любые предложения обсудить моральные проблемы. Особенно привлекает их разговор о человеке, о духовных качествах личности, о нормах взаимоотношений между людьми.

Для юности особое значение имеет выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей — оно позволяет острее и полнее чувствовать себя, свое «Я». Поэтому вера, мировоззрение, идеалы приобретают в молодости устойчивую форму. И хотя большинство этих ценностей, конечно, не создается личностью, а усваивается как социально-культурный опыт, их понимание и принятие в качестве индивидуальных ценностей создают у молодого человека ощущение своего достоинства, «полноты жизни», чувство собственной значимости и принадлежности к ней.

Сформировавшаяся система знаний, так же как возникающие на ее основе мировоззренческие установки, духовно-нравственные ценности, мораль, правила поведения и т.п., в той или иной степени «присваиваются» каждым членом общества и становятся существенной частью его индивидуального сознания, во многом определяют его.1

В юности моральное сознание обеспечивает ориентации на все явления жизни и на выбор стиля поведения. Именно в этом возрасте человек либо обращается к нравственному цинизму, либо начинает сознательно стремиться к духовному росту. Между тем в юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, в способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность.

Именно в юности человек делает один из принципиально значимых для себя выборов: следовать сформулированным для себя ценностям, прилагая для этого всю свою волю, все душевные силы, или следовать велению возникающих страстей. В юности человек способен дать себе отчет в том, на какой стадии моральных ориентаций находится: стадии аномии, когда отсутствуют определенные нормы и ценности, регулирующие нормативное поведение человека; стадии конвенциональной морали; стадии автономии, когда личность способна самостоятельно создавать или выбирать моральные правила для своих ориентаций в жизни, самостоятельность становится сущностной ценностью.

В российской психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.1

87 стр., 43180 слов

Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи

... мере ответить на эти вопросы, раскрыть особенности формирования жизненной перспективы молодежи на решающем этапе ее профессионального и жизненного самоопределения. В работе широко используются данные психолого- ... человек относится к своему будущему в юности, когда он определяет основные ориентиры своего жизненного пути, можно во многом судить об уровне его социальной зрелости, проблемы формирования ...

Старший школьный возраст — это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения. В этот период происходит непросто увеличение объема знаний, но и существенное расширение кругозора старшеклассника. У него появляется потребность свести многообразие фактов к немногим принципам. Конкретный уровень знаний теоретических способностей, так же как и широта интересов, у ребят весьма неодинаковы, но определенные изменения в этом направлении наблюдаются у всех — они-то и дают толчок юношескому «философствованию». Отсюда — устойчивая потребность в поиске смысла жизни, определение перспективы своего, существования и развития всего человечества.

Характерное приобретение ранней юности — формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план — это план потенциально возможных действий. В содержании планов, существует ряд противоречий. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек — недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают «фантазийностью». Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределённостью.

Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости. Все это неотделимо от формирования мировоззрения как системы взглядов на мир в целом, представлений об общих принципах и основах бытия, как жизненной философии человека, суммы и итога его знаний. Развитие мышления создает все предпосылки для формирования мировоззрения, а продвижение в личностном плане обеспечивает его устойчивость и мотивированность.1

Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует:

– самосознание — целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

– мировоззрение — целостная система взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

5 стр., 2145 слов

Понятие мировоззрения

... частью внутреннего мира человека, мировоззрение имеет сложную Мировоззрение человека непременно обнаруживает себя в различных феноменах его духовной жизни и поведения: во взглядах, верованиях, убеждениях, поступках и т.п. Но в них ...

– мировоззренческий поиск — социальная ориентация личности, осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

Но мировоззрение — это не только система взглядов, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их правильности. Поэтому мировоззрение тесно связано с решением в юности проблем смысла жизни, осознанием и осмыслением своей жизни не как цепочки случайных событий, а как цельного направленного процесса, имеющего преемственность и смысл.

Становление мировоззрения, само по себе, ни что иное как стремление свести многообразие усвоенных знаний в более или менее стройную систему взглядов на мир как нечто целостное и закономерное, когда проявляется тяга к обобщениям. Иногда это выражается в попытках создать свою систему мироустроиства, иногда в участии в различного рода социальных движениях.

С мировоззренческими установками непосредственно связано моральное и профессиональное самоопределение. Решая вопросы выбора жизненного пути, юноша исходит из складывающихся у него основных жизненных позиций, убеждений, нравственных идеалов, ценностных ориентации. Становление мировоззрения, морального и профессионального самоопределения осуществляется, таким образом, в тесном переплетении друг с другом.

Остается чрезвычайно важной и та сторона жизни, что связана с общением. В общении с близкими взрослыми появляется новый аспект — заинтересованность в опыте и знаниях старших, их оценках и рекомендациях. Это имеет значение не только для решения вопросов собственного самоопределения; это еще и новый аспект отношения — отношения к близкому взрослому как к наставнику, учителю в той или иной сфере выступающему носителем соответствующего идеала.

Юность — первый период взрослой, самостоятельной жизни. Ответственность за свою судьбу, за всю последующую жизнь определяет специфику этого возрастного этапа. Для кого-то в юности начинается реализация жизненных планов, четко намеченных еще в старших классах школы, идет проверка их правильности в жизненной практике. Многие же продолжают поиски себя во взрослой жизни, пытаясь решить проблему самоопределения методом проб и ошибок. Несмотря на то что мировоззренческие установки сформировались в предыдущем возрастном периоде, очень многое еще уточняется и окончательно осознается в ходе этих зачастую мучительных поисков. Окончательное самоопределение, позволяющее начать утверждать себя в жизни, является центральным возрастным новообразованием юности.