Внеурочная деятельность как основа формирования социальной активности младших школьников

Курсовая работа

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения или внеурочное время. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.

Актуальность работы определяется необходимостью формирования позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия, его гражданского становления.

В государственных документах о развитии воспитания в системе образования России указывается на необходимость создания условий:

  • для формирования системы воспитания подрастающих поколений в соответствии с их потребностями и общественными запросами, содействующей развитию социальной и культурной компетенции личности, ее самоопределению в социуме;
  • для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;
  • для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив [22, с. 28].

Для ребенка как субъекта воспитательного процесса характерны некоторые особенности возрастного личностного проявления. Ребенок младшего возраста осваивает мир на предметно-деятельностной и эмоционально-чувственной основе. Самоутверждение ребенка происходит постепенно, путем все более основательного вхождения в общественные отношения, проявления творческой, социальной, интеллектуальной и эмоциональной активности.

Социальная активная позиция учащихся успешно развивается в условиях демократического стиля педагогического общения, когда педагог заинтересован в повышении роли учащихся во взаимодействии, стремится привлекать каждого из них к решению общих проблем, когда создаются наиболее благоприятные условия для самореализации личности [17, с. 128].

Если в начальной школе учитель проявляет заботу о развитии самостоятельности учащихся, уважает их мнение и считается с ним, если ему удается сформировать коллектив школьников, отличающийся высокой организованностью и активностью, у учащихся формируется социальная активная позиция, которая совершенствуется в дальнейшем.

15 стр., 7289 слов

Личность как предмет воспитания (3)

... от принципа «свободного воспитания» был обусловлен признанием ведущей роли социальной среды в процессе формирования личности. Поэтому школа должна ... личности. В качестве теоретической базы были использованы работы Н.Н. Барковой, И.Ф. Харламова, В. Вараксина и других авторов. Данные работы позволили дать более качественную оценку в области воспитания личности. 1 Личность как предмет воспитания ...

Целью работы является методологические исследования внеурочной деятельности, в частности тех ее форм, которые способствуют планомерной социализации ребенка.

Гипотеза: правильно построенная внеурочная деятельность, направленная на социализацию ребенка, способствует формированию, а в дальнейшем и развитию, его социальной активности.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу, изучить теоретические основы организации внеурочной деятельности, как формирующей социальную активность ребенка младшего школьного возраста;
  • исследовать практические виды и формы внеурочной деятельности, способствующие социализации младших школьников;
  • проанализировать методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и разработать мини-программу одной из форм.

Объект исследования – социальная активность младшего школьника.

Предмет исследования – внеурочная деятельность, как одна из форм воспитательного процесса, способствующая формированию социальной активности.

Цель исследования – результаты воспитательной внеурочной работы по формированию социальной активности младшего школьника.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был применён комплекс методов, включающий теоретический анализ социально- и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, систематизация научных представлений по проблеме.

Содержание работы: курсовая работа состоит из введения, первой и второй глав и заключения. В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования социальной активности младших школьников во внеурочной деятельности, характеризуются ее формы и основные направления в условиях внедрении новых стандартов. Во второй главе речь идет о возможностях внеурочной деятельности в формировании социальной активности, практически изучается уровень младших школьников и предлагаются методические рекомендации по организации одной из форм внеурочной деятельности, способствующей социализации ребенка.

1 Теоретические основы формирования социальной активности младших школьников во внеурочной деятельности

1.1 Понятие социальной активности личности

Переустройство российского общества обострило проблему преобразования многих сторон жизнедеятельности человека и преобразования самого человека: его сознания, мировоззрения, то есть обусловило формирование личности, сознательно ориентирующейся в выработке и осуществлении программы своего общественного поведения на определенные социальные ценности. От современного человека постоянно требуется осуществление социального выбора, подвижность реакции на социальные предложения, изменение способов деятельности, поиск новых активных форм участия в жизни общества.

6 стр., 2810 слов

Социальное творчество личности

... процессы личности с точки зрения выхода субъекта за рамки ситуации, за рамки имеющегося у него опыта в результате собственной творческой деятельности. СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ ... факторов, побуждающих или тормозящих проявления его творческой активности. Результатом развития творческой личности является актуализация способностей, совершенствование творческих умений и навыков, появление нового ...

Развитие социальной активности молодого поколения нашей страны становится одной из важных проблем современности, решающим фактором прогрессивного социального развития. Сегодня даже при самых благоприятных условиях жизни молодежь часто бывает инертной, не заинтересованной в самостоятельной деятельности, способной лишь усваивать сложившийся опыт, не прилагая усилий для преобразования окружающей действительности.

Социальная активность является одним из важнейших показателей социализации человека – усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности [7, с. 228].

Понятие «активность» в русском языке трактуется как нечто деятельное, энергичное, развивающееся. В различных областях знания понятие имеет свою трактовку и приобретает отличительные особенности, поэтому в социологии рассматривается социальная активность, в политологии – политическая активность, в педагогике – активное обучение, в психологии – активность личности.

Само слово «активность» происходит от латинского «aktivus», которое обычно толкуется как действие, поступок, деяние. В научной литературе существует неоднозначность в определении понятия «социальная активность». Различная трактовка порождена сложностью самого объекта исследования, в частности, разнообразием его форм, вариантов [18, с. 98].

В философии социальная активность рассматривается тип активности, характерный для человека, соответствующий социальному уровню организации материи, обусловленный и проявляющийся при взаимодействии субъекта с социальной средой в социальной деятельности, в процессе которого происходит преобразование субъекта и среды. Социальная активность является высшей формой активности. Ее отличительными особенностями являются: наличие четко выраженного момента творчества; принадлежность к чисто человеческой сфере; практически отсутствие пространственных временных границ, т.е. не ограниченность в своих формах, которые в совокупности составляют культуру.

В социологии социальная активность рассматривается как социологическая категория, характеризующаяся совокупностью свойств (качеств) социального субъекта (личности, группы, общества в целом), посредством которых субъект саморазвивается к определившейся для него цели, отражающей объективные законы общественного развития.

В психологической литературе она рассматривается как сложное состояние и одновременно свойство человека-представителя социального мира, взаимодействующего с окружающей действительностью, средой. Психология раскрывает формирование социальной активности личности через процесс преобразования психической активности в субъективную активность, а затем в активность личности. Таким образом, выделяются две формы активности: внутренняя и внешняя. Внутренняя форма активности выступает в виде готовности, стремления, желания действовать. На определенном уровне такая готовность превращается в доминанту поведения. Внешняя активность – это активность опредмеченная в результате деятельности, рассматриваемая как самодеятельность, форма ее выражения. Т.е., активность выступает в качестве явления, состояния, и отношения субъекта.

4 стр., 1759 слов

Формы и методы контроля деятельности социальных учреждений

... Формы и методы контроля деятельности социальных учреждений 2.1.Контроль деятельности в социальных учреждениях Контроль является неотъемлемой функцией социального управления. Контроль позволяет своевременно выявлять ... эстетическое. Текущий контроль, в свою очередь, включает контроль оперативный и контроль систематический. Оперативный контроль направлен на выявление состояния работы коллектива и ...

В педагогике развитие социальной активности является одной из важнейших задач воспитания личности. Российская педагогическая энциклопедия под активностью личности понимает «деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении». Интегральной характеристикой активности личности выступает активная жизненная позиция человека, которая выражается в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. В активной личности воплощаются присущие человеку нравственные ценности, которые определяют характер его поведения. Активность личности формируется под воздействием среды и воспитания.

Социальная активность в педагогике рассматривается как родовое понятие и близко соотносится с понятием «общественная активность». Современные представители педагогической науки понимают под общественной активностью «деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; сложное морально-волевое качество личности». Применительно к учащемуся она предполагает воспитание у них организаторских умений и интереса к общественной работе, ответственности при выполнении общественных поручений, инициативности в сочетании с исполнительностью, требовательности к себе и готовности помочь другим при выполнении общественных заданий[18, с. 100].

Социальная же активность реализуется в виде социально-полезных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе которых лежат общественно значимые потребности. Она развивается через систему связей человека с окружающей средой в процессе познания, деятельности и общения; может иметь различную степень проявления. Уровень социальной активности зависит от соотношения между социальными обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность.

Разные позиции наук к понятию социальной активности позволяют представить его как: сложное общественное явление, свойство личности и состояние деятельности.

Так что же такое социальная активность?

В педагогической науке понятие социальной активности личности претерпело за последние годы изменения. Так, Н.В. Савин в свое время определял социальную активность как общественно-политическую активность, представляющую собой сложное морально-волевое качество, в котором органически сочетается интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений.

А.В. Петровский определяет социальную активность как активную жизненную позицию человека, выражающуюся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.

И.Ф. Харламов определяет развитие социальной активности учащегося как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках [16, веб-сайт].

5 стр., 2368 слов

Взаимопомощь пожилых людей как вид социальной заботы в условиях стационара

... в медицинском и социальном обслуживании; 4) взаимопомощь основана на инстинктивности социального содействия и помощи, это естественная, неформальная социальная поддержка; 5) пожилые люди находят взаимопонимание на уровне одинаковых проблем, создавая возможности ...

Последнее определение социальной активности является более полным, соответствующим требованиям сегодняшнего времени.

Каково же содержание стержневых социальных качеств личности? Важнейшее из них – жизненная позиция (гражданственность) проявляется в личной причастности ко всему, что происходит в обществе, стране и мире.

Жизненная позиция – это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающую ее субъективное отношение к обществу. Она имеет практическую направленность, проявляется в реальном поведении человека. Жизненная позиция может быть активной и пассивной. Активная позиция предполагает неравнодушное отношение к действительности, постоянное стремление ее изменить. При пассивной позиции человек воспринимает готовые взгляды, ценности, образцы поведения, не пытаясь их анализировать, выбирает “линию наименьшего сопротивления”, следования по привычным накатанным дорогам жизни. Она связана с отказом от инициативы и каких-либо усилий, направленных на изменение окружающей среды [21, с. 298].

Не всякая активность человека равнозначна его активной позиции. Социальная активность личности предполагает не соглашательское, а критическое отношение к действительности, означающее постоянную потребность самостоятельно осмысливать происходящее в стране и мире, стремление сделать жизнь лучше. Пассивная жизненная позиция необязательно означает бездеятельность. Ее может занимать и добросовестный ученик, получающий только отличные оценки, и директор школы, ревностно выполняющий все инструкции и много работающий. Суть такой позиции – в боязни нового, ориентации на стереотипы мышления, в отказе от собственной инициативы. Пассивная позиция может даже сопровождаться положительным отношением к прогрессивным нововведениям, но тогда, когда они санкционируются сверху и не надо за них бороться, идти на риск, нести ответственность.