Нравственное воспитание учащихся

Курсовая работа

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения одним из приоритетных направлений содержания начального образования становится духовно-нравственное воспитание детей. Школа выступает важнейшим звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка преобладает определенная сторона воспитания, а у школьников такой стороной выступает духовно-нравственное воспитание.

Духовно-нравственное воспитание школьников необходимо осуществлять в процессе интеграции учебной и внеурочной деятельности детей. Огромное воздействие на личность ребенка оказывают уроки литературного чтения, поскольку в начальных классах практически все произведения направлены на воспитание нравственно-эстетических представлений детей, а сами школьники максимально подвержены к педагогическим воздействиям. Художественная литература позволяет в процессе анализа приобретать знания о принятых нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, помогает сравнивать себя с героем. Важную роль на уроке литературы играют размышления учеников над случаями из жизни людей, их взаимоотношениями, причинами и последствиями поступков людей, проблемами правды, дружбы, любви.

Духовно-нравственное воспитание школьников является одним из направлений работы учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание методики преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности. Важное значение для идейного и духовно-нравственного формирования личности школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Успешному формированию нравственных свойств способствуют полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности, конкретизация представлений школьников о нравственных качествах.

В целом проблема формирования нравственных ориентиров достаточно изучена, появляется большое количество направлений по развитию нравственности у школьников. Но, несмотря на это, дети в большинстве своем остаются глухи к проблемам окружающих их людей, к тому, что происходит вокруг них. Их волнует свое собственное благополучие, и чаще материальное, нежели духовное. К основным проблемам можно также отнести духовную нищету детей, потерю семейных традиций, эгоцентризм у детей и их родителей, недостаточную ориентированность родителей на верный выбор художественной литературы для детей, неконтролируемость просмотра видео- и интернет-материала.

25 стр., 12408 слов

Воспитание нравственных качеств у старших дошкольников средствами ...

... отношений детей предопределяют немалые трудности. Чтобы упростить планирование работы, педагоги обычно выделяют в ней некоторые стороны, по которым можно распределить основные группы отношений. В рамках данной курсовой работы рассмотрим нравственное воспитание. Нравственное воспитание ...

Цель курсовой работы – изучить особенности нравственного воспитания учащихся.

Объект – воспитание нравственных качеств учащихся.

Предмет – нравственное воспитание в процессе литературного образования.

Задачи исследования:

  • Особенности нравственное воспитание школьников;
  • Рассмотреть методы изучения нравственных ориентиров младших школьников (методики, диагностики, способы (анкетирование);
  • Изучить роль литературного образования в духовно нравственном воспитании школьников;
  • Определить условия формирования нравственных ориентиров младших школьников в процессе литературного образования.

Метод исследования – теоретический анализ научной литературы.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/nravstvennoe-vospitanie-shkolnikov/

1. Акутина С. П. Социально-ценностная роль семейного чтения в развитии современных детей и подростков: педагогический дискурс // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 1-4.

2. Бозорова Х.Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый 2014 09 (68) июнь-2 М.: ООО «Издательство Молодой ученый». 2014. С. 13-22

3. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: Мозаика-синтез, 2012. – 80 с.

4. Ганжин, В.Г. Нравственность как система. Учебное пособие / В.Г. Ганжин. М.: Изд-во МГУ, 2006. 166 с.

5. Грибоедова, Т.П. Нравственное развитие личности школьника: подходы и диагностика [Текст]: учебное пособие / Т.П. Грибоедова. Новокузнецк: ИПК, 2011. 64 с.

6. Денисова, С. А. Родители о детском чтении и роли библиотек / С. А. Денисова. – 2012. — С. 30-32

7. Калинина А.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности // Начальная школа. — 2011. — № 1. — С. 46—50.

8. Квасовка В.Т. Формирование основ нравственно-правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста. Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования — Мозырь: ООО ИД Белый Ветер, 2013 – 95 с.

9. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 4 класс. Часть 1. Учебник. — В 2-х частях. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 223 с.

10. Климанова, Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива» /1-4 классы. «Просвещение», 2011. 67 с.

11. Колесникова А. А. Духовная культура младшего школьника как педагогический феномен // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 280-282.

12. Кондаков А.М. Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования. : Просвещение, 2008. — 39 с.

13. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. М.: Аркти, 2005. — 64 с.

31 стр., 15004 слов

Трудовое воспитание как средство профессиональной ориентации младших школьников

... труд. Трудовое воспитание младших школьников тесно связано с нравственным и вместе с ним воспитывает уважение к людям труда, соблюдение трудовой дисциплины и другие нравственные качества [8]. Сегодня обществу нужны люди самых разных профессий, в том ...

14. Лагодина, Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России [Текст]: учебное пособие / Лагодина Е.Н. М.: Просвещение, 2006. 154 с.

15. Лихачев Б.Т. Философия воспитания М.: Владос, 2010. — 336 с.

16. Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Книга 1. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Том 1. М.: «Амрита-Русь», 2007. – 288 с.

17. Лопатина А.А., Скребцова M.В. Воспитание нравственных качеств у детей. Конспекты занятий М.: Книголюб, 2007. — 112 с.

18. Мартишина Н. Задачи литературы в современном социуме https://www.stihi.ru/2012/07/26/8185 Дата обращения 10.10. 2016).

19. Мелентьева Ю.П. Семейное чтение: теоретический аспект // Библиосфера, 2011, № 18, С. 11-14.

20. Мелентьева, Ю.П. Социальные и педагогические функции семейного чтения как важнейшей модели чтения // Восемнадцатая Международная Конференция «Крым2011»: «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса». – Судак, 2011. URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2011/disk/037.pdf . Дата обращения 11.10. 2015 г.

21. Меньшиков В.М. Духовно-нравственное воспитание: предмет и содержание // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. — 2013. Вып. 3 (30).

С. 28-50.

22. Низамова М. Р. Уроки литературного чтения, как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 28-31.

23. Низамова М.Р. Уроки литературного чтения, как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников // Молодой ученый 2015 01 (81) январь-1 М.: ООО «Издательство Молодой ученый». С. 49-55

24. Овсянникова В.М. (сост.) Духовно-нравственное воспитание личности Аннотированный библиографический указатель литературы. — Витебск: ГУ Витебская областная библиотека им. В. И. Ленина, Информационно-библиографический отдел, 2011. — 190 с.

25. Пашкевич Т.Д. Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет: совместная деятельность, развивающие занятия. : Издательство «Учитель», 2010. — 123 с.

26. Психолого-педагогическая аспекты духовно-нравственного развития современной молодежи. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. г. , 17-18 ноября 2011 г. Псковский государственный университет, 2011 г. – 368 с.

27. Скребцова M.В. Воспитание нравственных качеств у детей. Конспекты занятий М.: Книголюб, 2007. — 112 с.

28. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Том 4 Педагогические сочинения: В 6 т. Том 4. . Педагогика, 1989. — 528 с.

29. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года

30. Шубина Г.В. Литературное чтение. 4 класс. Контрольно-измерительные материалы. М.: Экзамен, 2014. — 80 с.

Общий объем:

Год: 2017

Цена : 500 руб.