«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности» материал

В последние время остро обозначилась потребность общества в воспитании и обучении творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, способных адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения. В России активизировалось исследование проблем творчества, креативности и творческого мышления. Данные понятия изучаются с различных позиций: разрабатываются теории креативности личности и программы по развитию творческого мышления; появляются попытки разработки понятийного аппарата рассматриваемых концепций; исследуются творческое мышление и творческие способности.

Развитие творческих способностей младших школьников является главной задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для того, чтобы творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия: прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность; воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей с друг другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Цель исследования: изучение теоретических аспектов проблемы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста для разработки программы во внеурочной деятельности.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников.

Предмет исследования: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и содержания понятия творческих способностей.

32 стр., 15504 слов

«Формирование творческих способностей детей дошкольного ...

... формированию творческих способностей детей, определенных навыков и умений в аппликации, воспитанию эмоциональной отзывчивости к окружающему миру. Объектом исследования, Предметом исследования цель исследования: Гипотеза исследования. - педагогические технологии будут соответствовать возрасту детей, уровню их творческого развития, ...

2.Охарактеризовать специфическую организацию внеурочной деятельности.

3. Проанализировать результаты изучения уровня развития творческих способностей младших школьников.

4. Разработать программу внеурочной деятельности по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, апробация программы, нацеленной на развитие творческих способностей младших школьников, диагностические методы.

Новизна исследования: изучены, проанализированы и уточнены термины: «внеурочная деятельность», «творческие способности»; теоретически обоснована программа развития творческих способностей во внеурочной деятельности.

Практическая значимость: разработаны конспекты занятий по развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности на основе модульных технологий.

База исследования: МКОУ Свободненская сош Челябинской области

Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.

  1. Сущность и содержание понятия «творческие способности».

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Развитие творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. В сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. [4].

Рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием творчество, творческая деятельность. Противоречивы суждения ученых по поводу того, что считать творчеством. В повседневной жизни творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусства, во-вторых, конструирование, созидание, реализацию новых проектов, в-третьих, научное познание, созидание разума, в-четвертых, мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляющееся как воображение, являющееся условием мастерства и инициативы [12].

«Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее» [8].

Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрываются ещё неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою. Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества в области бисероплетения. В современных исследованиях европейских ученых «творчество» определяется описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов. [7].

38 стр., 18698 слов

Ценностные аспекты научного творчества

... жертвенной траты творческих сил, а это возможно лишь при наличии чрезвычайно сильной внутренней мотивации, когда научное творчество переживается ... изучение той или иной научной проблемы. типологию. Научная деятельность Необходимо заметить также и то, что научная деятельность полностью не сводима ... в какой-то мере противоречит ее изначальному ценностному смыслу, связанному с бытием науки как особой ...

Итак, творчество – это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности и креативность.

П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. В структуре творческой деятельности он выделял:

  • Восприятие проблемы;
  • Поиск решения;
  • Возникновение и формулировку гипотез;
  • Проверку гипотез;
  • Их модификацию;
  • Нахождение результатов.

Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (не критически относиться к ним); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания [3].

Суть творчества, по мнению С. Медника, – в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в использовании широкого поля ассоциаций [8].

Д.Б. Богоявленская основным показателем творческих способностей выделяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач [5].

И.В. Львов считает, что творчество – не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения [7].

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.

Элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, поэтому справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы [14].

Дж. Гилфорд связывает способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Гилфорд занимался проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [3].

14 стр., 6904 слов

«Изучение особенностей развития творческого мышления у старших ...

... об особенностях развития творческих способностях, и методики исследования творческого развития детей могут быть использованы в работе педагогами ДОУ Структура работы. Курсовая работа состоит из ... установление деятельности. Одной из разновидностей символической репрезентации считается анимизм [3]. Непосредственно анимизм считается основной отличительной особенностью творческого мышления ребё ...

Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.

Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

Законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

  • Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
  • Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
  • Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
  • Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
  • Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
  • Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
  • Гибкость мышления.
  • Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
  • Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
  • Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. Лёгкость генерирования идей.
  • Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [3].

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:

9 стр., 4445 слов

Теоретические основы деятельности муниципального образования ...

... взрослом мире реально не выработано отношение к детству как к субъекту взаимоотношений, поэтому отсутствует дифференцированная позиция к характеру, условиям его социального созревания. Это проявляется в том, что ... а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных фактов ...

1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. Умение видеть целое раньше частей.

2. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

3. Экспериментирование – способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях [1].

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

Скорость мышления.

Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

Богатое воображение.

Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

Высокие эстетические ценности.

Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей [6].

Активизация творческой деятельности достигается, по мнению А. Осборна, благодаря соблюдению четырех принципов:

  • Принцип исключения критики (можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой);
  • Принцип поощрения самого необузданного ассоциирования (чем более дикой покажется идея, тем лучше);
  • Принцип требования, чтобы количество предлагаемых идей было как можно большим;
  • Принцип признания, что высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их; каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать. [9]

Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. М.Н. Скаткин рассматривает отдельные способы активизации творческой деятельности:

13 стр., 6428 слов

Организация внеурочной деятельности по информатике

... работы по информатике 1.1 Сущность, цели и задачи внеурочной деятельности по информатике в школе Понятие внеурочной деятельности внеурочной деятельностью Внеурочная деятельность школьников Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в ...

1) проблемное изложение знаний;

2) дискуссия;

3) исследовательский метод;

4) творческие работы учащихся;

5) создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке [11].

Для того чтобы успешно активизировать творческую деятельность школьников, учителю необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления творческой деятельности каждого ребенка.

Элементы творчества и взаимодействия элементов воспроизведения в деятельности школьника, как и в деятельности зрелого человека, следует различать по двум характерным признакам:

1) по результату (продукту) деятельности;

2) по способу ее протекания(процессу).

В учебной деятельности элементы творчества учащихся проявляются, прежде всего, в особенностях ее протекания, а именно в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях.

Можно сделать вывод, что творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к размышлениям, к поиску разнообразных ответов на одни те же вопросы учебного плана. Еще лучше, если самим учащимся позволяется ставить подобные вопросы и отвечать на них [4].

Творческую деятельность можно стимулировать также через реализацию межпредметных связей, через введение в необычную гипотетическую ситуацию. В этом же направлении работают вопросы, при ответе на которые необходимо извлекать из памяти все имеющиеся в ней сведения, творчески применять их в возникшей ситуации [1].

Творческая деятельность способствует развитию творческих способностей, повышению интеллектуального уровня.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования среди новаций, например, трёх групп требований (к результатам освоения основной образовательной программы, структуре основной образовательной программы, к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования) имеют место изменения в Федеральном базисном учебном (образовательном) плане. Согласно базисному учебному плану начального общего образования организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе [7,18]. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. В документе сказано, что основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

10 стр., 4744 слов

«Современные подходы к организации инклюзивного образования ...

... организации инклюзивного образования в современной школе связаны в первую очередь с тем, что внутренняя культура школы не ориентирована на различия детей и их способностей. С одной стороны, «массовое образование ... их сверстников. А цель деятельности учителя, реализующего инклюзивную практику ... который переживается педагогами, ставшими инклюзивными учителями. Постепенная профессиональная трансформация, ...

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.

Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования [7,20].

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество;
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;
  9. туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность [2,7].

В программно-методических документах ФГОС начального общего образования касательно внеурочной деятельности разными учёными (Д.В. Григорьев, В.А. Горский, Б.В. Куприянов, П.В. Степанов и другие) раскрываются требования к организации внеурочной деятельности. Одним из основных является положение о классификации результатов внеурочной деятельности трёх уровней (социальные знания, ценностные отношения к социальной реальности, опыт самостоятельного общественного действия), о взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности, в которых раскрываются формы организации различных видов внеурочной деятельности, требования к программам внеурочной деятельности, предлагаются примерные программы внеурочной деятельности.

Методический конструктор Д.В. Григорьева и П.В. Степанова вооружает педагогов-практиков знаниями о том, в каких формах организовать «воспитывающую» внеурочную деятельность школьников, как целенаправленно достигать в ней воспитательных результатов разных уровней и воспитательных эффектов.

Формы внеурочной деятельности в начальной школе должны способствовать формированию:

— целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;

— эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— установки на безопасный, здоровый образ жизни;

— способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

— умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

— способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

— логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

— способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

— пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки;

— значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;

— уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

— навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

— умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения с учетом требований Базисного учебного плана. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).

При отсутствии условий для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта (в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, на договорной основе).

Часть внеурочных занятий изначально предполагает выбор интересного для обучающегося вида деятельности. Он может быть определен с учетом пожеланий родителей конкретного класса (например, экскурсия, туристический поход).

Обучающиеся получают возможность попробовать себя в различных видах деятельности, осознать свои интересы, проявить способности. Так как детям предлагается выбор, то планировать эту часть внеурочной деятельности можно или как сквозной курс на учебный год (при желании закладывая перспективу продолжения курса в дальнейшем – первый, второй, третий год обучения), или как курс, рассчитанный на четверть – тогда занятия адресованы ученикам конкретного класса, после завершения преподаватель дублирует курс в остальных классах.

Таким образом, внеурочная деятельность предполагает для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут, который разрабатывает классный руководитель и в письменном виде выдает обучающемуся и (или) его родителям (законным представителям).

Модель организации внеурочной деятельности позволяет целостно представить возможности образовательного учреждения, определить необходимость привлечения специалистов системы дополнительного образования, культуры и спорта. Она помогает распределить часы внеурочной деятельности, определить, какие программы внеурочной деятельности необходимо разработать в образовательном учреждении.

Модель организации внеурочной деятельности в начальной школе зависит от условий, в которых протекает образовательный процесс: количества классов в параллели; наличия учреждений дополнительного образования, культуры и спорта; специфики работы (одна или две смены, комплектность классов).

При разработке модели организации внеурочной деятельности необходимо следовать следующим принципам:

Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым ресурсом учреждения, особенностями программы развития.

Принцип преемственности, заключающийся в выборе хотя бы одного направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе. Например: проектная деятельность. Кружок «Я — исследователь» может работать на протяжении четырех лет начальной школы, иметь свою специфику исследований, и закономерно продолжен в виде клуба или научного общества в основной школе.

Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандарте.

Принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития образовательного учреждения. Например, если школа работает по проблеме экологического образования и воспитания, то данное направление должно найти отражение в занятиях внеурочной деятельностью, начиная с начальной школы.

Принцип учета региональных разработок для организации внеурочной деятельности. Необходимо включение в программу внеурочной деятельности ОУ занятий по программе «Воспитание на социокультурном опыте» для учащихся первых классов, занятия по развитию физической культуры и здорового образа жизни. В первом классе рекомендуется организация кружка с условным названием « Учись учиться» или « Учиться – это здорово!», или « Я открываю учения мир», программа которого позволит формировать универсальные учебные действия не только на уроках, на предметном материале, но и различных игровых и познавательных сценариях.

Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Часть внеурочных занятий может быть реализована на территории учреждений дополнительного образования, библиотеки. Руководителем кружка может являться специалист системы дополнительного образования, или учреждений культуры и спорта.

Принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности. В программе внеурочной деятельности образовательного учреждения должны быть представлены кружки, студии, клубы, мастерские, секции, общества и др.

Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул, выходных дней. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в программе кружка, студии.

Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, (УМК) используемого в образовательном процессе.

В настоящее время в общеобразовательной школе существует четыре основных модели организации внеурочной деятельности.

1. Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом, связи с общешкольной жизнью тоже ситуативны и обрывочны. Вся внеклассная работа и внеурочная деятельность школы полностью зависят от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития организации деятельности детей во второй половины дня не корректируется. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант организации внеурочной деятельности в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.

2. Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур воспитательной системы, хотя единая система в полной мере еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.).

Сходные по профилю клубы, кружки, студии могут быть объединены в клубные центры, работающие по единой программе. Однако центры эти существуют в школе изолированно; связи с общешкольной работой также фрагментарны. Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией.

3. Третья модель организации внеурочной деятельности может быть построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество должно осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности

4. Четвертая модель организации внеурочной деятельности в современной школе предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей. Определение содержания их деятельности и способов её организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. Это учебно-воспитательный комплекс, школа-клуб, школа коммунарского типа.

Стандарт второго поколения определяет стратегию социального проектирования и конструирования системы образования на основе системно-деятельностного подхода, при котором результатом обучения является личностное развитие человека, отвечающее потребностям современного общества [1, 18]. Достижение данного результата возможно при организации вышеназванных направлений и видов внеурочной деятельности с применением деятельностных способов, направленных на достижение результатов не только первого и второго уровней (социальные знания, ценностные отношения к социальной реальности), но и третьего уровня (опыт самостоятельного общественного действия).

Разнообразие, нестандартность, инновационность деятельностных способов организации внеурочной деятельности и учебного сотрудничества должны рассматриваться в качестве условий личностного, социального и познавательного развития каждого учащегося.

По мнению Д.В. Григорьева и П.В. Степанова, «воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в котором единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей» [2, 5].


В современной школе наиболее актуален термин «внеурочная деятельность», так как в ФГОС понятия «внеучебная» и «внеурочная» деятельность равнозначны. Поэтому в данной работе будет использоваться именно термин «внеурочная деятельность», что означает деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования[15].

Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся начальной школы в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.


2.1 Характеристика хода экспериментальной работы.

Для изучения творческих способностей детей младшего школьного возраста на базе МКОУ Свободненской сош Октябрьского района Челябинской области был проведен эксперимент.

В эксперименте приняли участие учащиеся 2 «А» и 2 «Б» классов в количестве 22 человека. 2 «Б» составил экспериментальную группу, 2 «А» контрольную (по 11 человек в каждой).

Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – констатирующий.

На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня творческих способностей детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах.

2 этап – формирующий.

На этом этапе проводились занятия, которые направлены на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились занятия, предусмотренные воспитательным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.

3 этап – контрольный.

На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня творческих способностей детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.

Для выявления уровня творческих способностей младших школьников мы выделили следующие критерии:

  1. Уровень восприятия
  2. Уровень мышления
  3. Уровень воображения

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня творческих способностей у младших школьников: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень – объем восприятия менее 4 единиц; мышление развито плохо; воображение – коэффициент оригинальности (К ор ) меньше среднего по группе на 2 и более балла.

Средний уровень – объем восприятия от 4 до 7 единиц; мышление на среднем уровне; воображение – К ор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего.

Высокий уровень – объем восприятия от 7 до 10 единиц; мышление на высоком уровне; воображение – К ор выше среднего по группе на 2 и более балла.

Для выявления уровня творческих способностей мы использовали следующие методики: для выявления уровня восприятия – «Узнай, кто это»; для выявления уровня развития творческого мышления – «Что здесь лишнее»; для выявления уровня развития творческого воображения – «Дорисовывание фигур».

Результаты по критериям и показателям.

Методика для выявления уровня восприятия выявила следующие результаты: в экспериментальной группе 3 человека набрали от 7 до 10 баллов (Елена Р., Светлана Р., Арина Ш.) – это высокий уровень; 4 человека набрали от 4 до 7 баллов (Сабир Г., Дмитриенко Т., Елизавета К., Михаил К.) – это средний уровень; 4 человека набрали менее 4 баллов (Олег Б., Денис Ц., Полина С., Матвей С.) – это низкий уровень. В контрольной группе 2 человека набрали от 7 до 10 баллов (Евгений П., Равиль К.)- это высокий уровень; 6 человек набрали от 4 до 7 баллов (Кирилл В., Айна С., Артем С., Разалия С., Анастасия Ч., Ксения С.) – это средний уровень; 3 человека набрали менее 4 баллов (Кирилл М., Виктория Ш., Данил Д.) – это низкий уровень.

Методика для выявления уровня развития мышления показала: в экспериментальной группе 3 человека набрали от 7 до 10 баллов (Елена Р., Светлана Р., Арина Ш.) – это высокий уровень; 4 человека набрали от 4 до 7 баллов (Сабир Г., Дмитриенко Т., Елизавета К., Михаил К.) – это средний уровень; 4 человека набрали менее 4 баллов (Олег Б., Денис Ц., Полина С., Матвей С.) – это низкий уровень. В контрольной группе 2 человека набрали от 7 до 10 баллов (Евгений П., Равиль К.) – это высокий уровень; 6 человек набрали от 4 до 7 баллов (Кирилл В., Айна С., Артем С., Разалия С., Анастасия Ч., Ксения С.) – это средний уровень; 3 человека набрали менее 4 баллов (Кирилл М., Виктория Ш., Данил Д.) – это низкий уровень.

В результате проделанной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что 22.6% всех испытуемых имеют высокий уровень творческих способностей, исходя из критериев, определенных в начале эксперимента. У этих детей уровень восприятия от 7 до 10 единиц; мышление развито хорошо, воображение – К ор выше среднего по группе на 2 и более балла.

45.5% имеют средний уровень творческих способностей. У них уровень восприятия от 4 до 7 единиц; мышление на среднем уровне; воображение – К ор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего.

31.9% показали низкий уровень. Это дети с уровнем восприятия менее 4 единиц; мышление развито плохо; воображение – коэффициент оригинальности (К ор ) меньше среднего по группе на 2 и более балла.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень творческих способностей, что говорит о необходимости их развития.

С детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на развитие творческих способностей во внеурочной деятельности через использование модульных технологий. Занятия с применением модульной технологии проводятся после изучения на уроках изо и труда определенного раздела темы во внеурочной деятельности в качестве повторения и закрепления материала. Конспекты занятий представлены в приложении Б. Ценность таких занятий заключается в том, что на их материале ученик самостоятельно проверяет и оценивает себя и свои знания, что приводит к адекватной самооценке.

Интерес к творческой деятельности предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у детей хорошо развиты творческие способности. Важным фактором активизации творческой деятельности является поощрение. Поэтому мы старались поощрять детей во время выполнения заданий.

Таким образом, в результате успешного применения поощрений развивается интерес к творческой деятельности; постепенно увеличивается объем работы на занятии как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности; усиливается стремление к творчеству, дети ждут новых заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологических климат в классе: дети помогают друг другу.

Можно описать некоторые изменения, происходящие в поведении детей за время проведения формирующих занятий. В начале дети (Олег Б., Сабир Г., Михаил К., Денис Ц.) не проявляли особого интереса к предлагаемому материалу и поиску различных способов обращения с ним. В середине формирующего эксперимента заинтересованность детей в предлагаемом им материале значительно возросла, они стремились найти разнообразные способы использования предлагаемого им материала (Олег Б., Сабир Г., Михаил К., Денис Ц.), хотя это им не всегда удавалось. У детей появились попытки расширить предлагаемую им ситуацию. В конце формирующих занятий поведение детей существенно изменилось. Они стремились найти различные способы использования предлагаемого им материала и часто находили очень интересные (Олег Б., Сабир Г., Михаил К., Денис Ц., Олег Б., Сабир Г., Михаил К., Денис Ц.).

Для того, чтобы определить, насколько эффективными были наши занятия с использованием модульных технологий, мы провели контрольное исследование, о котором пойдет речь в следующем параграфе (2.3).

2.2 Анализ результатов изучения уровня развития творческих способностей младших школьников.

После проведения формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной групп. Полученные данные показали, что уровень показателей творческих способностей у детей экспериментальной и контрольной групп после проведения формирующих занятий стал различным. Уровень развития показателей у детей экспериментальной группы стал значительно выше, чем у детей контрольной группы, с которыми не проводилось специальных занятий.

Методика для выявления уровня развития мышления выявила: в экспериментальной группе 5 человек набрали от 7 до 10 (Елена Р., Светлана Р., Арина Ш., Сабир Г., Дмитриенко Т.) – это высокий уровень; 5 человек набрали от 4 до 7 баллов (Елизавета К., Михаил К., Олег Б., Денис Ц., Полина С.) – это средний уровень; 1 человек набрал менее 4 (Матвей С.) – это низкий уровень. В контрольной группе 3 человека набрали от 7 до 10 баллов (Евгений П., Равиль К., Кирилл В.) — это высокий уровень; 4 человека набрали от 4 до 7 баллов (Айна С., Артем С., Разалия С., Анастасия Ч.) – это средний уровень; 4 человека набрали менее 15 баллов (Ксения С., Кирилл М., Виктория Ш., Данил Д) – это низкий уровень.

Сравнение результатов уровня развития творческих способностей до проведения формирующего эксперимента и после проведения формирующего эксперимента, позволяет сделать следующие выводы. В контрольной группе, где проводились традиционные занятия не произошло значительных изменений в уровне развития творческих способностей: количество детей с низким уровнем с 27.3% детей (3 чел.) до 36.4% детей (4 чел.), количество детей со средним уровнем уменьшилось с 54.5% детей (6 чел.) до 36.4% детей (4 чел.), количество детей с высоким уровнем развития содержательного показателя творческих интересов увеличился с 18.2%(2 чел.) до 27.2% детей (3 чел.).

В экспериментальной группе, проводились развивающие занятия с использованием модульных технологий произошли существенные изменения в уровне развития творческих способностей. Низкий уровень развития творческих интересов с 36.4% детей (4 чел.) уменьшился до 9% (1 чел.), средний уровень уменьшился с 36.3% детей (4 чел.) до 45.5% детей (5 чел.), в то же время высокий уровень развития творческих интересов вырос с 27.2% детей (3 чел.) до 45.5% детей (5 чел.).

Полученные нами данные позволяют сделать следующее выводы.

После проведения формирующего эксперимента уровень развития творческих способностей детей экспериментальной и контрольной групп стал значительно отличаться. У детей экспериментальной группы уровень творческих способностей значительно вырос, в то время, как у детей контрольной группы остались без изменений.

Результаты показали, что во время контрольного эксперимента дети проявили больше эмоциональной вовлеченности и инициативности. В экспериментальной группе значительно увеличилось число вопросов. Около половины детей задали от 2 до 4 вопросов. Проведённый эксперимент позволяет заключить, что развитие творческих способностей свою формируются под влиянием педагога во время проведения занятия с использованием модульных технологий.

Таким образом, используя модульные технологии на занятиях в начальной школе, можно целенаправленно развивать творческие способности у детей младшего школьного возраста. Результаты диагностики развития творческих интересов у детей на контрольном этапах исследования представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Результаты контрольного этапа

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Высокий

27.2% – 3человека

45.5% – 5 человек

Средний

36.4% – 4 человека

45.5% – 5 человек

Низкий

36.4% – 4 человека

9% – 1 человек

Таким образом, анализ полученных результатов достоверно показывает, что занятия с использованием игровых технологий, разработанные нами, являются эффективным средством развития творческих интересов младших школьников.

2.3 Программа развития творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Пояснительная записка.

Рабочая программа «Чудеса в ладошке» по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок» – пишет В.А.Сухомлинский.[19]

Потребность в рисовании у детей заложена генетически: рисуя окружающий мир, они познают его. Ребенок с творческими способностями – активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. – все то, что в совокупности и составляет творческие способности.[20]

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

Возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. [18]

Проанализировав различные материалы, авторские программы, передовой опыт работы с детьми, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных техник изодеятельности в работе с младшими школьниками.

В основе реализации внеурочной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

— воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;

— переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;

— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

— обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;

— обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. [15]

Новизна программы «Чудеса в ладошке» состоит в том, что она строится с использованием модульных технологий, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащимися целей обучения. Разработана система творческих заданий, которая целенаправленно развивает творческие процессы детей: значительно расширяет объём и концентрацию внимания.

Цель программы: развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности с использованием модульных технологий.

Для достижения этой цели сформулированы следующие задачи:

Обучающие:

— Формирование представлений о цвете, линии, форме, пространстве и их свойствах;

Ознакомление с нетрадиционными способами рисования, со свойствами разных материалов, используемых в работе.

Развивающие:

Развитие чувственности, воображения, ассоциативно-образного мышления и творческой деятельности;

— Развитие мелкой моторики рук и координации движений;

— Расширение знаний и представлений детей об окружающем мире;

— Развитие коммуникабельности, способности к общению, умения работать в коллективе.

Воспитательные:

— Воспитание эстетически-нравственного отношения к природе через изображение её образа в собственном творчестве;

— формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;

— формирование умения работать в группе.

Ожидаемые результаты:

  • творческая активность;
  • самостоятельность в художественном творчестве;
  • креативность;
  • умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
  • коммуникабельность;
  • самопрезентация;
  • инициативность;
  • умение анализировать, оценивать результаты работы.

Программа строится на следующих принципах :

  1. Принцип гуманизации и гуманитаризации способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействует включению обучающихся в диалог разных культур.
  2. Принцип внешней и внутренней дифференциации – выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях глубины освоения каждого конкретного предмета
  3. Принцип свободы выбора – предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты.
  4. Возможность свободного самоопределения и самореализации;
  5. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка
  6. Принцип единства – единство обучения, воспитания, развития.

Методы: проблемный и исследовательский.

Срок реализации программы: 1 год.

Количество часов в неделю: 1 час.

Время занятия: 45 минут.

Общее количество часов: 33 часа.

Чтобы доказать эффективность программы «Чудеса в ладошке» была проведена опытно-экспериментальная работа по изучению творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности (глава 1).

Календарно-тематическое планирование (33 ч)

№ п/п

Тематический раздел

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Кол-во часов

11

Введение

Знакомство с режимом работы кружка. Правила поведения во время занятий. Ознакомление с перечнем художественных материалов, необходимых для занятий

1

2.

Рисование на свободную тему (для диагностики умений учащихся).

1

32

Я рисую

Техника работы графитным карандашом.

«Сказочник-дым». Рисование – фантазирование непрерывной линией.

1

4.

Техника работы графитным карандашом.

«Ветер в осеннем лесу».

1

5.

Техника работы фломастером.

«Цветные зонтики».

1

6.

Смешанная техника (рисование + аппликация)

«Весёлые портреты».

1

73

Я мастерю

Тестопластика. Способы приготовления солёного теста.

Лепка на свободную тему.

1

8.

Оригами.

«Улетают птицы в тёплые края»

1

94

Я рисую

Рисование «по мокрому».

«Осенние пейзажи»

1

Комкание бумаги (скатывание)

«Овечка с ягнёнком»

1

Знакомая форма – новый образ

«Превращение ладошки»

1

Техника «монотипия» + рисование пальчиками

«Первый снег»

1

Техника «фотокопия» – рисование свечой

«Волшебные снежинки»

1

Техника «проступающий рисунок» (восковые мелки + акварель)

«Ёлочные игрушки»

1

15

Я мастерю

Тестопластика

«Что растёт на ёлке?»

1

1

Тестопластика

«Подсвечники»

1

Оригами

«В некотором царстве, в Бумажном государстве»

1

Оригами

«Усатая мордочка»

1

16

Я рисую

Пластилинография (рисование шариками и жгутиками из пластилина)

«Рыбки»

2

2

Техника «граттаж»

«Зимняя ночь»

1

2

Техника «кляксография»

«Весёлые кляксы»

1

2

Пластилинография

«Букет для мамы»

1

Техника «тычок жесткой полусухой кистью»

«Снегири на ветке»

2

27

Я мастерю

Оригами

«Пароход»

1

2

Оригами

«Зайчишка-трусишка»

1

28

Я рисую

Техника «набрызг»

«Космическое путешествие»

1

Техника «торцевание»

«Чудо – трубочки»

2

3

Техника «граттаж»

«Праздничный салют»

1

3

Рисование на свободную тему (для диагностики умений учащихся).

1

3

Выставка работ учащихся

Организация выставки работ учащихся.

1


Диагностика уровня творческих способностей младших школьников показала, что большинство детей имеют средний уровень (45.5%), результаты контрольной и экспериментальной групп отличаются незначительно.

Формирующий этап эксперимента позволил нам провести занятия по развитию творческих способностей учащихся с использованием модульных технологий. На занятиях этого этапа мы применили различные формы внеурочной деятельности, разработали специальные конспекты для учителя.

Анализ результатов исследования показал, что программа «Чудеса в ладошке» улучшила результаты экспериментальной группы на 45.4% благодаря использованию модульных технологий.


творческий способность внеурочный воображение

Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью) – эти стороны личности мы должны воспитывать у ребенка. При определенных условиях все дети обладают способностью к развитию.

Целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, что невозможно без развития творческих способностей. Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования, что больше всего реализуется во внеучебной деятельности.

Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали нам возможность определить теоретические основы развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

В результате работы нами было рассмотрены понятия «творческие способности» и «внеурочная деятельность» в психолого-педагогической литературе, определены особенности развития творческих способностей младших школьников и особенности внеурочной деятельности младших школьников.

Нами было проведено экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов. На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностику уровней сформированности творческих способностей учащихся вторых классов, который показал, что у большинства детей творческие способности находятся на довольно низком уровне.

Формирующий этап эксперимента позволил нам провести ряд занятий по развитию творческих способностей учащихся. На занятиях этого этапа мы применили модульные технологии.

Контрольный этап подтвердил эффективность разработанных нами занятий по развитию творческих способностей младших школьников. Данные контрольного этапа показали, уровень творческих способностей увеличился благодаря использованию модульных технологий.

Мы пришли к выводам, что использование модульных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе является одним из наиболее эффективным средством развития творческих способностей.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.


Официальные материалы и нормативные документы

  1. Закон РФ «Об образовании». – М., 2011.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

под именем одного автора

  1. Аполозова Л. Бисероплетение [Текст]/Л. Аполозова – М.: Культура и традиции, 1997. – 120с.
  2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. — 2009. — № 4. — С. 18 — 22.
  1. Бабанский. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения [Текст]/Ю.К. Бабанский – М.,1998. – 183с.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. [Текст] / Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 2007. – 94 с.
  3. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности [Текст]/ Т.Н. Доронова – М. 1999. – 80 с.
  4. Кикоин Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития. [Тест] / Е. И. Кикоин М.: Просвещение,2009. – 89 с.
  5. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. [Тест] / И.Ю. Кулагина. М.: Эксмо, 2009. – 176с.
  6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]/А.М. Матюшкин – М.,1982. – 56с.
  7. Педагогика: Уч. Пособие/ Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Росс. Пед. Агентство, 1995. – 512с.
  8. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. / Под ред.В.А. Горского. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 111 с.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. / С.Л. Рубинштейн М.: Педагогика. Т. 2. – 1989г. – 267с.
  10. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология [Текст]/Н.Ф.Талызина. М.: Просвещение, 1999.- С.224.
  11. Теплов Б.М. Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений [Текст]/ Б.М. Теплов // Журнал «Вопросы психологии», 1957. – №5. – 61с.
  12. Федорова М. Бисер. Украшения. Жгуты. [Текст]/ М. Федорова – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. -86с.
  13. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие [Текст]/И.Ф. Харламов. М.: Юрист, 1997. – 512 с.

под именем двух (или трех) авторов

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]/ Д.В. Григорьев, Степанов П.В – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
  2. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 96 c.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-152 с.
  4. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. -203 с.
  5. Смирнов Д.В., Горский В.А., Тимофеев А.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 112 с.
  6. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя [Текст] /Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: Просвещение, 1999.-175с.

электронный ресурс удаленного доступа (Интернет )

http://standart.edu.ru/


1 группа контрольная (3 «А»)

2 группа экспериментальная (3 «Б»)

  1. Евгений П.
  2. Равиль К.
  3. Кирилл В.
  4. Айна С.
  5. Артем С.
  6. Разалия С.
  7. Анастасия Ч.
  8. Ксения С.
  9. Кирилл М.
  10. Виктория Ш.
  11. Данил Д.
  1. Елена Р.
  2. Светлана Р.
  3. Арина Ш.
  4. Сабир Г.
  5. Тимур Д.
  6. Елизавета К.
  7. Михаил К.
  8. Олег Б.
  9. Денис Ц.
  10. Полина С.
  11. Матвей С.

Методика «Узнай, кто это»

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом. Ребенку показывают рисунок, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 сек – ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

Оценка результатов

Картинки к методике «Узнай, кто это»

10 баллов – ребенок по фрагменту изображения <�а> за время меньшее, чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака.

7-9 баллов – ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек.

4-6 баллов – ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек.

2-3 балла – ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 сек.

0-1 балл – ребенок за время, большее, чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента: «а», «б» и «в».

Выводы об уровне развития

7-10 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

Оценка в интервале от 6 до 7 баллов является признаком того, что в целом данный ребенок удовлетворительно подготовлен к обучению в школе.

Оценка в 4-5 баллов говорит о том, что готовность ребенка к обучению в школе является недостаточной.

Оценка, равная 3 и меньше баллам, чаще всего выступает в качестве признака неподготовленности ребенка к обучению в начальной школе. Методика «Что здесь лишнее?»

Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:

«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.

6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин

Картинки к методике «Что здесь лишнее?»

4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

0-1 балл – ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

7-10 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.

Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (К ор ): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, К ор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы.

Низкий уровень выполнения задания – К ор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – К ор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – К ор выше среднего по группе на 2 и более балла.