Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Бытует мнение, что заниматься с ребенком лечебной гимнастикой и лечебной физкультурой можно только с трехлетнего возраста. Однако это утверждение ошибочно. На формирование основных двигательных навыков природой отпущен примерно год – от момента рождения до того времени, как малыш начнет ходить. Далее следует лишь процесс их совершенствования.

Методика лечения детей с детским церебральным параличом сугубо индивидуальна и зависит от возраста, формы и степени тяжести заболевания. Она включает медикаментозное лечение, лечебную физкультуру, массаж, игло- и рефлексотерапию, ортопедический режим, поэтапное гипсование, физиотерапию, хирургическое лечение, логопедические занятия.

Лечебный массаж и лечебная физкультура в соответствии с назначением занимает основное место в лечении детей больных детским церебральным параличом. По мере роста детского организма и прибавления в весе наблюдается общее отставание в физическом развитии из-за специфического тонуса, гиподинамии, растягивания нервно-мышечного и связочного аппарата. Поэтому при работе с детьми необходимо учитывать: возраст, степень тяжести и форму детского церебрального паралича, скрытые потенциальные возможности. Необходимо соблюдать дидактические принципы доступности, систематичности, от простого к сложному, от известного к неизвестному.

1. Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Двигательная активность

Движение для ребенка – это универсальное проявление жизнедеятельности, на различные раздражения он реагирует прежде всего движением (например, отдергивание руки при ожоге пальца, сосательные движения младенцев при раздражении губ и щек и т.д.).

Вместе с тем от рецепторов мышц, сухожилий, суставов, лабиринтного (вестибулярного) аппарата постоянно поступают нервные импульсы, которые вызывают колебания тонического напряжения мышц и туловища, проявляющиеся непрерывными мелкими движениями, поддерживающими определенную позу и осанку. Особое место занимают более сложные движения, отражающие деятельность, связанную с трудом и общением между людьми. К ним относятся обучение трудовым навыкам, овладение тончайшими координациями речи и письма, которые происходят под контролем двигательных зон коры головного мозга. В двигательную зону коры постоянно поступают сигналы от кожно-мышечного, зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов, что необходимо для создания матрицы движения. Согласованная деятельность всех систем делает каждое движение человека соразмерным, плавным, точным, поддерживает нормальную моторную функцию организма.

3 стр., 1431 слов

Логопедический массаж в коррекции речевых нарушений

... двигательной функции артикуляционного аппарата. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Представленное исследование рассматривает использование логопедического массажа как основного фактора коррекции звукопроизношения у дошкольников. Диагностика детей до и после выполнения комплекса массажа подтверждает улучшение памяти, ...

двигательного дефекта при детском церебральном параличе (ДЦП).

Каждая форма ДЦП отличается от другой качественным своеобразием и специфичным сочетанием двигательных патологических компонентов. Вместе с тем можно выделить общие для всех форм ДЦП нарушенные звенья, которые и составляют двигательного дефекта при ДЦП.

1. Наличие параличей и парезов.

Центральным параличом называется полное отсутствие возможности совершать произвольные движения. Парез — слабая форма паралича, выражающаяся в ограничении возможности совершать произвольные движения (ограничение объема движений, снижение мышечной силы и пр.).

Центральные параличи и парезы обусловлены поражением двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. В зависимости от тяжести поражения мозга может наблюдаться полное (паралич) или частичное (парез) отсутствие тех или иных движений. Например, ребенок не может или затрудняется поднять руки вверх, развести их в стороны, вытянуть вперед, согнуть или разогнуть ногу и др. Все это служит препятствием для своевременного и полноценного развития важнейших моторных функций, затрудняет формирование навыков самообслуживания, предметной, игровой, учебной и других видов деятельности. ДЦП — это не неспособность двигаться вообще, а неспособность произвольно управлять процессом мышечного движения.

Различают 4 вида церебрального паралича в зависимости от локализации нарушения:

  • тетраплегия — общее поражение всех четырех конечностей;
  • диплегия (параплегия) — поражение либо верхних, либо нижних конечностей;
  • гемиплегия — поражение либо правой, либо левой половины тела;
  • моноплегия — редко встречающееся поражение одной конечности.

Для центрального (спастического) паралича характерно: нарушение мышечного тонуса (мышечная гипертония), повышение сухожильных и периостальных рефлексов (гиперрефлексия), наличие клонусов, патологических рефлексов, защитных рефлексов, синкинезий.

Все эти симптомы центрального паралича указывают на поражение первого двигательного нейрона. Патофизиологическая основа симптомов центрального паралича — выпадение тормозящих влияний коры больших полушарий на интраспинальные автоматизмы. Эти симптомы центрального паралича также входят в структуру двигательного дефекта при ДЦП. Остановимся на них подробнее.

2. Нарушение мышечного тонуса.

Нормальный мышечный тонус необходим для любого движения. Регулирование мышечного тонуса обеспечивается слаженной работой различных отделов нервной системы.

При церебральном параличе наблюдается повышение мышечного тонуса (спастичность, мышечная гипертензия).

Наибольшее повышение мышечного тонуса наблюдается в мышцах-сгибателях конечностей, приводящих мышцах бедер, подошвенных сгибателях стоп и некоторых других группах мышц. Повышение мышечного тонуса этих групп мышц определяет специфическую осанку детей с церебральным параличом: показаны ноги, согнутые в коленных суставах, опирающиеся на пальцы, руки сведены к телу, согнуты в локтевых суставах, пальцы сжаты в кулаки.

Гиперкинетическая форма детского церебрального паралича характеризуется переменным мышечным тонусом, т.е наблюдается мышечная дистония. В состоянии покоя мышцы кажутся расслабленными, а гиперкинез исчезает или ослабевает, при попытке совершить произвольное движение резко повышается тонус и усиливается гиперкинез. При атетоидном гиперкинезе мышечная дистония приводит к изменению мышечного тонуса и возникновению червеобразных, постоянно движущихся спазмов.

4 стр., 1974 слов

Детский церебральный паралич, его характеристика. Специфика двигательного ...

... удерживать позу. Вследствие патологического мышечного тонуса движения ребенка с детским церебральным параличом характеризуются следующими признаками: избыточная резкость; внезапность; медленные и червеобразные; неподконтрольные; совершенно бесцельные. Все остальные симптомы ДЦП относят к поздним. ...

При атонико-астатической форме церебрального паралича возникает мышечная гипотензия. Для мышц характерны слабость, вялость, вялость.

При осложненных формах детского церебрального паралича отмечается сочетание различных вариантов нарушения мышечного тонуса.

3. Повышение сухожильных и надкостничных (надкостничных) рефлексов (гиперрефлексия).

Такая гиперрефлексия — признак поражения пирамидных путей. Увеличиваются ахилловы, коленные и другие сухожилия и надкостничные рефлексы, расширяется зона их вызова (рефлекторная зона).

Крайняя степень усиления сухожильных рефлексов проявляется клонусом — ритмичными и продолжительными сокращениями мышцы, возникающими после сильного растяжения. Клоны стопы и надколенника больше соответствуют поражению пирамидной системы.

4. Синкинезии (дружеские движения).

Синкинезии — это непроизвольные движения, сопровождающие добровольцев. Различают физиологические и патологические синкинезии. К физиологическим синкинезиям относятся, например, движения рук при ходьбе. Патологический синкинез возникает при поражении пирамидной системы. Примером патологической синкинезии может быть непроизвольное поднятие парализованной ноги при попытке встать с постели без помощи рук; появление в парализованной конечности движений, повторяющих движения здоровой конечности; выполняя какие-либо действия рукой, ребенок непроизвольно сопровождает их движениями языка и губ. У детей с церебральным параличом чаще всего наблюдаются глобальные патологические синкинезии, когда выполнение любого произвольного движения сопровождается непроизвольными движениями других частей тела (в основном задействованы наиболее пораженные конечности).

Например, ребенку предлагается выполнить движение здоровыми конечностями: сжать руку в кулак, поднять ее, схватить игрушку, поймать мяч и т.д. Пронация предплечья, сгибание руки, приведение ноги).

Наличие патологических синкинезий затрудняет и затрудняет формирование произвольных движений и развитие различных видов деятельности.

5. Недостаточное развитие рефлексов выпрямляющих цепей. При недоразвитии этих рефлексов ребенку сложно удерживать голову и туловище в нужном положении. Поэтому ребенку сложно овладеть навыками самообслуживания, работы и воспитательной деятельности.

6. Несформированные реакции равновесия и координации движений.

Баланс тела — это состояние устойчивого положения тела в пространстве. Поддержание баланса тела осуществляется сложной системой периферических и центральных механизмов. Имеется статическое равновесие тела (при стоянии) и динамическое равновесие (при движении).

Динамическое равновесие достигается благодаря рефлекторному сокращению мышц, поддерживающих осанку, и тесно связано с координацией движений. Координация механизмов, обеспечивающих баланс тела, происходит на разных уровнях: в спинном мозге, стволе мозга, мозжечке, коре головного мозга, где информация собирается зрительным анализатором, рецепторами в мышцах, связках и сухожилиях и вестибулярном аппарате получили.

При церебральном параличе формирование реакции равновесия и координация движений нарушаются из-за задержки созревания или повреждения соответствующих систем мозга, а также из-за тяжелых двигательных нарушений, которые ограничивают накопление двигательного опыта и искажают работоспособность движений. Нарушения равновесия тела и координации движений проявляются в патологической походке, которая наблюдается при различных формах детского церебрального паралича. Нарушения равновесия и координации движений особенно выражены при атонико-астатической форме церебрального паралича, когда имеется поражение мозжечка и мозжечковая атаксия.

22 стр., 10580 слов

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с общими нарушениями речи

... что развитие моторики на занятиях по трудовому обучению дошкольников позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Это и обусловило выбор темы курсовой работы "Развитие мелкой моторики рук ...

7. Нарушение ощущения движений (кинестезии).

Развитие двигательных функций тесно связано с ощущением движений. Ощущение движений осуществляется с помощью рецепторов, находящихся в мышцах, связках и сухожилиях (проприоцептивная чувствительность).

Именно эти рецепторы передают в ЦНС информацию о положении тела в пространстве, о совершаемых движениях.

При всех формах ДЦП нарушается кинестетическая чувствительность, что ведет к затруднениям в определении положения собственного тела в пространстве, к трудностям в сохранении равновесия и удержании позы, к нарушениям координации движений и пр. У многих детей искажено восприятие направления движения. Например, движение руки вперед по прямой ощущается ими как движение в сторону. Такое искаженное представление о собственных движениях приводит к неадекватности во взаимодействии ребенка с окружающей средой, к нарушениям в формировании различных видов деятельности, навыков самообслуживания, речи (затруднения в ощущении артикуляционных движений).

Особенно выражены нарушения ощущений движений при гиперкинетической и атонически-астатической формах ДЦП.

8. Насильственные движения.

Насильственные движения наиболее ярко проявляются при гиперкинетической форме ДЦП и выражаются в гиперкинезах: хореиформные гиперкинезы, атетоидные гиперкинезы, хореоатетоидные гиперкинезы, спастическая кривошея. К насильственным движениям относят и тремор, который в некоторых литературных источниках также относят к гиперкинезам. Тремор характерен для атонически-астатической формы ДЦП. Насильственные движения существенно затрудняют осуществление произвольных двигательных актов. Они препятствуют своевременному формированию предметной, игровой, учебной и других видов деятельности, негативно сказываются на речи и письме.

9. Защитные рефлексы.

К симптомам поражения пирамидной системы относятся защитные рефлексы, проявляющиеся при центральном параличе, защитные рефлексы — это непроизвольные движения, выражающиеся в сгибании или разгибании парализованной конечности при ее раздражении.

10. Патологические рефлексы (сгибательные и разгибательные).

Патологическими называются рефлексы, которые у взрослого здорового человека не вызываются, а проявляются лишь при поражениях нервной системы, связанных со снижением тормозного влияния головного мозга (патологические рефлексы появляются при поражении пирамидной системы).

Патологические рефлексы разделяют на сгибательные и разгибательные (для конечностей).

Эти патологические рефлексы составляют синдром центрального (спастического) паралича, развивающегося при поражении пирамидной системы. У детей до 1 года эти рефлексы не являются признаками патологии.

4 стр., 1825 слов

Роль рефлексов в организации движения человека

... при помощи рефлекторной дуги. Итак, мы познакомились с понятием рефлекса. Предлагаю познакомиться с природой рефлекторных движений. Рассмотреть путь рефлекса, как от возбудителя по сенсорной системе сигнал проходит до мозга и оттуда ...

11. Позотонические рефлексы.

Позотонические рефлексы относятся к врожденным безусловно рефлекторным двигательным автоматизмам. При нормальном развитии к 3 мес. жизни эти рефлексы уже угасают и не проявляются, что создает оптимальные условия для развития произвольных движений. Сохранение позотонических рефлексов является симптомом поражения ЦНС, симптомом ДЦП. Данные рефлексы могут быть отнесены к патологическим, так как у взрослых здоровых людей они не вызываются. У детей с церебральным параличом эти рефлексы сохраняются на протяжении дошкольного возраста, и в годы их влияние остается стойким. Высшие интегративные двигательные центры не оказывают тормозящего влияния на нижележащие отделы мозга, осуществляющие примитивные двигательные рефлекторные реакции, к которым и относят позотонические рефлексы. С другой стороны, активное функционирование нижележащих мозговых структур задерживает созревание высших интегративных центров коры, регулирующих произвольную моторику, речь, высшие корковые функции.

К позотоническим рефлексам относят:

  • лабиринтный тонический рефлекс;
  • асимметричный тонический шейный рефлекс;
  • симметричный тонический шейный рефлекс.

Лабиринтный тонический рефлекс проявляется при изменении положения головы.

В положении на спине нарастает тонус мышц-разгибателей. Голова запрокинута назад, ноги и руки напряжены и разогнуты. Кисти рук сжаты в кулаки. Тонус в положении на спине может быть выражен в разной степени, вплоть до резкого разгибания. Тогда поза напоминает столбнячную, тело выгнуто в виде дуги и ребенок касается опоры лишь затылком и пятками. Он не может поднять голову, вытянуть вперед руки и взять предмет, поднести руки к лицу и т.д. Такая поза препятствует развитию моторных навыков, навыков самообслуживания, различных видов деятельности. Данный рефлекс зачастую распространяется на мышцы глаз, что сужает поле зрения, негативно влияет на развитие зрительно-двигательной координации, затрудняет восприятие окружающего. Все это сказывается на развитии зрительного восприятия и познавательной деятельности в целом. Лабиринтный тонический рефлекс способствует повышению мышечного тонуса в языке, что затрудняет жевание, артикуляцию звуков, способствует слюнотечению и в итоге влияет на развитие речи.

В положении ребенка на животе шея и спина сгибаются — проявляется повышение тонуса мышц-сгибателей. Плечи вытягиваются вперед и вниз, руки согнуты под туловищем, а кисти рук сжаты в кулаки, бедра и голени приведены и согнуты, таз приподнят. Такая поза тормозит развитие произвольных движений, так как ребенок не может поднять голову, повернуть ее в сторону, выпрямить руки, встать и др. Постоянно согнутая спина способствует искривлению позвоночника.

Таким образом, лабиринтный тонический рефлекс оказывает негативное воздействие на развитие произвольной моторики, задерживает формирование основных двигательных функций. Очевидно и патогенное влияние рефлекса на формирование психических компонентов: восприятие, перцептивная, познавательная активность, зрительно-двигательная координация, предметная, игровая, учебная, речевая деятельность и др.

Асимметричный тонический шейный рефлекс проявляется в изменении положения конечностей при повороте головы в сторону: в той стороне тела, куда повернуто лицо ребенка, повышается мышечный тонус в разгибателях руки и ноги, в противоположной стороне тела — в сгибателях руки и ноги. Таким образом, поворот головы в сторону вызывает изменение в положении конечностей, и ребенок принимает позу «фехтовальщика». Особенно Пагубно рефлекс сказывается на зрительно-моторной координации, зрительном восприятии и предметной деятельности. При повороте головы в сторону предмета рука на стороне поворота непроизвольно разгибается и ребенок не может взять этот предмет. Если все же ребенок с усилием сгибает руку, то голова автоматически отворачивается в другую сторону и рассмотреть предмет уже не предоставляется возможным. Данный рефлекс влияет отрицательно как на элементарный процесс создания целостного образа, так и на овладение учебными и трудовыми умениями и навыками.

16 стр., 7748 слов

Особенности развития организма ребёнка от рождения до семи лет

... и взаимозависимость развития движений и нервной системы ребенка, необходимо подчеркнуть, что под воздействием движений совершенствуется работа центральной нервной системы, которая тем самым улучшает двигательные действия ребенка. Для обеспечения развития движений ребенку первого года жизни ...

Симметричный тонический шейный рефлекс проявляется в усилении разгибательного тонуса в руках и сгибательного в ногах при поднятии головы, а при наклоне головы вперед усиливается тонус мышц сгибателей рук и разгибателей ног. Этот рефлекс формирует патологическую схему ходьбы, нарушает согласованную работу рук и ног при ходьбе.

В ряде случаев может фиксироваться сочетание различных позотонических рефлексов у одного и того же ребенка. Так или иначе, позотонические рефлексы являются по своей природе и влиянию на моторное и психическое развитие ребенка с ДЦП патологическими.

Таким образом, ДЦП — это не просто отставание в моторном развитии или выпадение отдельных двигательных функций (как у взрослых при поражении двигательных систем головного мозга), а заболевание, характеризующееся извращенным ходом моторного развития, что в большинстве случаев нарушает последовательный ход и динамику психического развития ребенка, приводя к своеобразной аномалии развития в целом.

Сущность нарушения при детском церебральном параличе.

ДЦП — это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц.

При ДЦП резко нарушено взаимодействие между двигательными и сенсорными системами, между звеньями самой двигательной системы, между системами регуляции произвольных и непроизвольных движений. ДЦП характеризуется нарушением высших корковых функций, признаками поражения пирамидных путей и подкорковых (базальных) ядер.

В становлении функций нервной системы при нормальном развитии мозга наблюдается преемственность и стадийность. У здорового ребенка последовательность созревания мозговых систем, управляющих движением, определяет этапность в развитии движений, когда на смену одним элементарным двигательным формам приходят другие, более сложные и совершенные. Например, для развития функции сидения ребенок должен научиться удерживать голову, уметь выпрямлять спину, сохранять равновесие и удерживать позу. Этапы формирования двигательных функций в норме представлены на рис. 1. (смотри приложение)

Специфика двигательного развития ребенка с ДЦП.

У ребенка с ДЦП последовательность и темп созревания двигательных функций нарушены. Специфика двигательного развития ребенка с ДЦП состоит прежде всего в наличии примитивных врожденных рефлекторных форм двигательной активности, не характерных для данного возраста ребенка.

При нормальном развитии эти рефлексы проявляются не резко в первые месяцы жизни. В норме к 3 мес. жизни они практически уже не проявляются. Их своевременное угасание создает благоприятную основу для развития произвольных движений.

42 стр., 20560 слов

«Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушениями ...

... практической деятельности, двигательной готовности руки к письму. Многие дети с нарушениями зрения имеют низкий уровень развития тактильных ощущений и моторики пальцев и рук. Это происходит потому, что дети с частичной потерей зрения полностью ...

Например, цеплятельный (хватательный) рефлекс вызывается прикосновением к ладони, что приводит к реакции схватывания. Рефлекс отталкивания (ползания) вызывается прикосновением к подошвам ног, что влечет реакцию отталкивания. Движения, свойственные этим рефлексам, в дальнейшем угасают. Хватательные движения и перцептивное поведение развиваются не на основе рефлекса. Хватательный рефлекс угасает раньше, чем начинает складываться хватание как произвольный двигательный акт. Рефлекс ползания также не является исходным для развития самостоятельного передвижения. Подлинное ползание начинается не с отталкивания ногами, а с движений рук: ребенок тянется к привлекшему его предмету, «переступает» руками и продвигается вперед. Произвольное хватание и ползание начинают формироваться не в период новорожденное™, а значительно позже — при взаимодействии ребенка со взрослым. Сохранение этих рефлексов существенно тормозит формирование произвольной моторики. Проявление этих и подобных этим рефлексов во втором полугодии первого года жизни является симптомом риска поражения двигательных зон коры головного мозга.

У детей с ДЦП врожденные безусловные рефлексы не угасают, действие патологических рефлексов на первом году жизни обычно усиливается и в последующие годы остается стойким, что затрудняет и задерживает формирование произвольных двигательных актов.

Отсюда вторая специфическая особенность — задержка формирования основных моторных функций.

Для детей с ДЦП характерно сильное отставание в развитии двигательных функций. Например, здоровый ребенок к 3 мес. уже уверенно держит голову в вертикальном положении. Дети с ДЦП овладевают этой функцией много позже — в среднем к 3-5 годам. Существенно задерживается становление таких двигательных актов, как повороты со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.

Поза сидения в норме формируется к 7-9 мес. У детей с ДЦП такое положение тела оказывается освоенным примерно к 2-3 годам. Ползание, как достаточно сложный моторный акт, требующий координации движений рук и ног, формируется у детей с ДЦП также со значительным опозданием. Прямостояние у здоровых детей развивается к 9-10 месяцам. Многие из детей с ДЦП овладевают вертикальным статическим положением лишь в дошкольном возрасте. С особым трудом эта функция формируется у детей с атонически-астатической формой ДЦП.

Ходьба — это не только новый этап в моторном развитии, но и расширение познавательных горизонтов. В норме ходьба как двигательный акт начинает формироваться с I года. Лишь половина дошкольников с ДЦП овладевает ходьбой к 4 годам. Остальные дети овладевают ею в последующие годы жизни либо не овладевают вовсе.

Еще более отсроченным во времени от возрастных нормативов оказывается формирование сложных моторных актов, тонких и дифференцированных движений, которые необходимы для самообслуживания, осуществления предметно-игровой, изобразительной, учебной и трудовой деятельности.

Иногда создается видимость усугубления заболевания с возрастом. Между тем ДЦП является непрогрессирующим неврологическим заболеванием. Иллюзия текущего патологического процесса возникает в связи со все большим несоответствием между двигательными возможностями ребенка и все возрастающими требованиями, предъявляемыми к растущему организму.

2. Основные направления и средства коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений при детском церебральном параличе

12 стр., 5639 слов

«Развитие графической деятельности у детей младшего школьного ...

... ребенка слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено отвердение кистей запястья и фалангов пальцев. ... Понятие графической деятельности Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный ... ребенка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, ... психологи. По данным зарубежных и отечественных психологических работ, около ...

Основной задачей физического воспитания при ДЦП является укрепление общего здоровья ребенка. Наибольшее значение в этом имеет соблюдение режима, нормализация жизненно важных функций организма — питания и сна, закаливание, способствующее повышению устойчивое к простудным заболеваниям и нормализации в работе различных органов и систем организма. Очень важно соблюдать общий двигательный режим. Ребенок с церебральным параличом во время бодрствования не должен более 20 мин оставаться в одной и той же позе. Для каждого ребенка индивидуально подбираются наиболее адекватные позы для кормления, одевания, купания, игры. Эти позы меняются по мере развития двигательных возможностей ребенка.

Особое значение имеет ранняя, с первых дней жизни, стимуляция развития основных двигательных навыков. Чем раньше будет начата работа, тем значительнее будут исправлены имеющиеся двигательные нарушения. Развитие движений представляет большие сложности при ДЦП, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда ребенок еще не осознает своего дефекта и не стремится к его активному преодолению.

Целью физического воспитания является развитие двигательных функций ребенка и коррекция их нарушений. Физическое воспитание детей с ДЦП имеет свою специфику. Цели и задачи такие же, как и для здоровых детей, а методы и приемы имеют свою специфику.

Большое значение в физическом воспитании детей с ДЦП имеют упражнения, направленные на развитие специфических манипуляций, специальные упражнения по подготовке и развитию самостоятельной ходьбы. Кроме лечебной гимнастики, для подготовки ребенка к самостоятельному передвижению широко используются различные виды массажа.

Это связано с тем, что при ДЦП у детей наблюдаются патологические изменения мышечного тонуса, из-за чего многие статические и локомоторные функции не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно. Для каждого ребенка подбирается индивидуальный комплекс лечебной физкультуры и массажа в зависимости от формы заболевания и возраста.

При лечебно-педагогической работе необходимо учитывать функциональные этапы становления моторики кисти и пальцев рук: развитие опорной функции на раскрытые кисти, осуществление произвольного захвата предметов кистью, включение пальцевого захвата, противопоставление пальцев, постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия, дифференцированные движения пальцев рук.

Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук тесно связано с формированием общей моторики. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важную роль в становлении реакций выпрямления и равновесия. Руки принимают участие в поддержании позы на животе, а также в изменении позы (в поворотах со спины на живот и наоборот, в возможности садиться, вставать).

Способность к захвату предметов, манипуляциям и предметным действиям оказывает влияние на правильное восприятие окружающего мира и развитие познавательной деятельности. Тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук. Таким образом, тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук улучшает не только общую моторику ребенка, но и развитие психики и речи. В свою очередь, формирование движений кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия, различных видов чувствительности, гнозиса, праксиса, ориентации, координации движений.

33 стр., 16313 слов

Использование игровых форм работы в физическом воспитании детей

... в комплексном исследовании игровых форм работы в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Задачи курсовой работы: обозначить роль и место игры в жизни детей дошкольного возраста; описать игру как средство физического воспитания дошкольников и обозначить содержание и признаки игрового метода физического воспитания; ...

Перед проведением работы по формированию функциональных возможностей кистей и пальцев рук необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей. Расслаблению мышц способствует потряхивание руки по методике Фелпса (захватив предплечье ребенка в средней трети, производятся легкие качающе-потряхивающие движения).

Далее проводится массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук:

  • поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по каждому пальцу от кончика к основанию;
  • поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и руки (от пальцев до локтя);
  • похлопывание, покалывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев;
  • похлопывание кистью ребенка по руке педагога, по мягкой и жесткой поверхности;
  • вращение пальцев (отдельно каждого); круговые повороты кисти; отведение — приведение кисти (вправо-влево); движение супинации (поворот руки ладонью вверх) — пронации (ладонью вниз).

Супинация кисти и предплечья облегчает раскрытие ладони и отведение большого пальца (игра «покажи ладони», движения поворота ключа, выключателя);

  • поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев (большой палец располагается сверху);
  • щеточный массаж (тыльной поверхностью кисти от кончиков пальцев к лучезапястному суставу, а также кончиков пальцев).

    Используются щетки различной жесткости;

  • противопоставление большого пальца остальным (колечки из пальцев);

— противопоставление (соединение) ладоней и пальцев обеих рук. Все движения тренируются сначала пассивно, затем пассивно-активно и, наконец, активно на специальных занятиях, а также во время бодрствования ребенка — при одевании, приеме пищи, купании, игре.

Функцию хватания начинают тренировать с периода новорожденности. Сначала ребенку вкладывают в руку игрушки, помогают поднести их ко рту. Предметы, вкладываемые в руку ребенка, должны быть различными по форме, величине, фактуре. Это приучает узнавать их на ощупь. Нужно следить за тем, чтобы ребенок схватывал предмет не мизинцем и безымянным пальцем, а большим, указательным и средним пальцами. При ДЦП затруднен не только захват предмета, но и его высвобождение (отпускание).

Разжимание кисти облегчается потряхиванием ее в сторону мизинца, поворотом руки ладонью вверх, а также проведением рукой по шероховатой поверхности, песку. Далее ребенка обучают перекладыванию предмета из одной руки в другую. Для стимуляции изолированных движений указательного пальца используют упражнения: надавливание указательным пальцем на кнопки, издающие звук предметы, выключатели, клавиши фортепиано, пластилин; рисование фигур на песке, вращение диска телефона, нанесение отпечатков пальца на бумагу. Для тренировки противопоставления и отведения — приведения большого пальца используют упражнения: сдавливание мягких звучащих игрушек указательным и большим пальцами, раздвигание ножниц или надетой на два пальца мягкой резинки, рукопожатие, игры с куклами, надевающимися на пальцы. Для тренировки захвата предметов двумя пальцами полезны: собирание предметов различной величины (сначала крупных, затем мелких), рисование карандашом, куском мела, удерживание чашки за ручку. Движения приведения и отведения кисти тренируются при закрашивании рисунков, стирании горизонтальных линий ластиком. Отдельные движения кисти закрепляют и совершенствуют, включая их в разнообразную предметную деятельность, в навыки самообслуживания и письма.

Задачей лечебной гимнастики является торможение патологической тонической рефлекторной активности, нормализация на этой основе мышечного тонуса и облегчение произвольных движений, тренировка последовательного развития возрастных двигательных навыков.

В комплекс лечебной гимнастики необходимо включать пассивные движения, направленные на тренировку отдельных элементов целостного двигательного акта. Пассивные движения показаны детям раннего возраста, у которых произвольная двигательная активность еще недостаточно развита, а также детям дошкольного возраста с ограниченным объемом движений вследствие выраженного нарушения мышечного тонуса, контрактур. Пассивная гимнастика способствует выработке кинестетических и зрительных ощущений схемы движения, тормозитсодружественные реакции, предупреждает развитие контрактур и деформаций, стимулирует выработку изолированных движений. Пассивные упражнения следует повторять многократно, фиксируя внимание ребенка на их выполнении. Как только ребенок способен совершить хотя бы часть движения, переходят к пассивно-активной гимнастике.

Как можно раньше нужно добиваться включения ребенка в активное поддержание позы и выполнение произвольных движений. Нужно подключить к коррекционной работе один из наиболее мощных механизмов компенсации — мотивацию к деятельности, заинтересованность, личную активность ребенка в овладении моторикой. При этом следует избегать чрезмерных усилий ребенка, что приводит обычно к нарастанию мышечного тонуса. Особое внимание в занятиях ЛФК уделяется тем двигательным навыкам, которые больше всего необходимы в жизни, и прежде всего — обеспечивающим ребенку ходьбу, предметно-практическую деятельность и самообслуживание. Тренируемые навыки и умения целесообразно постоянно адаптировать к повседневной жизни ребенка. Для этого во время занятий и особенно дома нужно отрабатывать «функциональные ситуации»-раздевание, одевание, умывание, кормление.

При стимуляции двигательных функций надо обязательно учитывать возраст ребенка, уровень его интеллектуального развития, его интересы, особенности поведения. Большинство упражнений лучше всего предлагать в виде увлекательных для ребенка игр, побуждая его к подсознательному выполнению желаемых активных движений. При развитии двигательных функций важное значение имеет использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (проведение упражнений перед зеркалом), тактильных (применение различных приемов массажа; ходьба босиком по песку и камешкам; щеточный массаж), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами), температурных (локальное использование льда, упражнения в воде с изменением ее температуры).

При выполнении движений широко используются также звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения, особенно при наличии насильственных движений, полезно проводить под музыку.

Вспомогательными средствами, повышающими эффективность избирательного воздействия в решении задач лечебной физкультуры, являются укладки и фиксации, как средства лечения положением. Укладки и фиксации (положения) имеют большое значение для формирования нормальной схемы тела и движений. При любой укладке на определенный срок, систематически повторяемый, становятся все более привычными и приданная поза, и движения, тренируемые в этой позе.

Таким образом, нормализуются обратная связь и ее воздействие на центральные механизмы. Сохранение в течение определенного времени данной позы является эффективным средством профилактики или коррекции порочных положений. При ДЦП применяются не только укладки, как позы всего тела, но и фиксации частей тела туторами в положении лежа, а также фиксация больного при различных способах сидения и стояния. Все разновидности укладок и фиксаций частей тела используются как исходные положения при выполнении больными физических упражнений, а также для отдыха и фиксации достигнутого. При выборе поз основной направленностью является обеспечение условий для снятия гипертонуса определенных групп мышц, торможения гиперкинезов, выключения действия патологических синергии и содружественных движений, обусловливающих сохранность порочных поз и движений. Существует несколько видов укладок.

Укладки корригирующие. Эти укладки применяются с целью предупреждения или исправления порочных поз, контрактур и для торможения гиперкинезов. Укладки для торможения гиперкинезов выполняются в положении лежа на животе. Это положение способствует снижению интенсивности непроизвольных движений под действием массы тела больного и его давления на твердую опору. Большое значение при этом имеет положительный психологический В этом положении он уверен в своей безопасности и видит окружающую обстановку; ему удобнее действовать руками.

Укладки «облегчающие». Они основаны на сближении точек прикрепления мышц. В этой позе всему телу и отдельным его частям придается положение, способствующее расслаблению наиболее пораженных мышц (торможению гиперкинезов), для облегчения выполнения движений. Основными позами облегчающих укладок являются положения лежа на боку и на спине.

Укладки в среднем положении. Переход от укладок в облегченном положении к укладкам в среднем положении надо осуществлять постепенно. Разгибание начинается с менее пораженной руки или ноги. Основными укладками в среднем положении являются укладки на спине и животе, с разведенными на расстояние длины ступни прямыми ногами.

При ДЦП широко применяется общий лечебный и точечный массаж. Лечебный массаж способствует расслаблению спастичных мышц и укрепляет, стимулирует функционирование ослабленных мышц.

Приемы общего массажа для расслабления мышц.

Поглаживание. Это один из самых древних и распространенных приемов в лечебном массаже. Поглаживанием массируют только кожу. Это легкий поверхностный прием, который выполняется ладонной поверхностью предельно расслабленной кисти. Четыре пальца при этом сомкнуты, а большой отведен до предела. Рука должна как можно шире обхватывать массируемый участок тела. Поглаживание следует выполнять спокойно, ритмично, легко и свободно скользя рукой (руками) по коже. При выполнении поглаживания с кожи механически удаляются отжившие чешуйки эпидермиса, улучшается кожное дыхание, усиливается выделительная функция сальных и потовых желез, повышаются кожно-мышечный тонус, сократительная функция кожных желез. Поглаживание является гимнастикой для кровеносных сосудов кожи: оно расширяет их, способствует раскрытию резервных капилляров. Под влиянием поглаживания повышается местная температура, появляется приятное ощущение тепла, происходит расширение сосудов, что вызывает прилив артериальной крови к массируемой области и способствует перераспределению крови в организме, усиливает отток венозной крови и лимфы, устраняет застойные явления, улучшает эластичность и упругость кожи. Поглаживание повышает жизнедеятельность клеточных элементов глубоких слоев кожи, увеличивает число эритроцитов и тромбоцитов.

Этот прием снимает напряжение нервной системы, а при продолжительном применении действует обезболивающе. В рефлексогенных областях (шейно-затылочная, верхне грудная, подложечная, область живота и др.) он оказывает рефлекторно-терапевтическое воздействие на патологически измененную деятельность различных тканей и внутренних органов.

Потряхивание способствует лучшему оттоку крови и лимфы, равномерному распределению межтканевой жидкости, успокаивающе действует на центральную нервную систему и расслабляет мышцы, снимая напряжение. Потряхивание применяется для стимуляции сократительной и двигательной функций ослабленных мышц. Этот прием способствует восстановлению угасших глубоких рефлексов и вызывает их усиление.

Потряхивание всегда выполняется вдоль мышечных волокон по направлению от дистального к проксимальному кницу мышцы. Обязательным условием при этом является ночное расслабление массируемых мышц. Методика и техника выполнения этого приема: мышца потряхивается мини тем и большим пальцем (остальные пальцы слегка приподняты).

Потряхивающих движений достигают кисти, которая смещается то в сторону мизинца, то в сторону большого пальца. Частота этих движений должна быть равна примерно