Психолого-педагогическая помощь детям с комплексным нарушением развития

Создание единой системы комплексной помощи детям, имеющим сложные нарушения, в настоящее время является одним из приоритетных направлений современного специального (коррекционного) образования. Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) и отказ от представлений о «необучаемых детях» определили появление двух взаимосвязанных процессов. С одной стороны, современный уровень развития научных достижений в сфере медицины, специальной психологии и коррекционной педагогики в целом позволяет обеспечить необходимый для успешной интеграции уровень психического развития определенных категорий детей с ОВЗ. С другой стороны, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях растет доля «тяжелых» детей с комплексными нарушениями. По результатам исследований в настоящее время данная категория составляет до 40% контингента специальных образовательных учреждений (В.Н. Чулков «Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития»)

Однако система обучения и сопровождения детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии до сих пор находится в стадии становления. При этом специалисты и педагогические работники зачастую оказываются не готовыми осуществлять действенную помощь таким детям. Это обусловлено несколькими факторами:

1) На современном этапе имеются апробированные, научно обоснованные программы обучения и воспитания детей с ОВЗ, ориентированные на одно ведущее (первичное) нарушение. Однако применение этих программ в работе с детьми, имеющими сочетание нескольких первичных нарушений, не обеспечивает в полной мере эффективность коррекционного воздействия.

2) Категория детей с комплексными нарушениями крайне разнообразна по структуре, степени и характеру проявлений, в связи с этим достаточно сложно выработать какие-либо единые подходы к обучению и сопровождению таких детей с учетом всех факторов.

3) Необходим комплексный подход к обучению и сопровождению, систематическая длительная коррекционная работа, организованная на всех возрастных этапах усилиями разных специалистов. При этом сложно скоординировать взаимодействие специалистов разных ведомств и служб постоянно и непрерывно (здравоохранения, социального обеспечения и образования).

4) Недостаточно разработана система ранней помощи таким детям, а это обусловливает устойчивость и фиксированность нарушений, появление множества вторичных отклонений и трудности компенсации нарушенных функций у ребенка.

12 стр., 5628 слов

По специальной психологии «Нейропсихологический подход к ...

... охарактеризовать нейропсихологической диагностики речи детей с развития нарушениями; подобрать диагностический материал для исследования нейропсихологического речи детей с нарушениями развития. Применение: исследования Методы: Структура курсовая: приложений 1. Нейропсихологические аспекты формирования и развития детей речи с нарушениями развития История формирования и нейропсихологии развития в ...

5) Тенденция к появлению новых вариаций сложных нарушений определяет проблемы диагностики и планирования содержания коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей и компенсаторных возможностей ребенка.

Как видим, вопросы обучения и воспитания детей данной категории являются малоизученными и носят дискуссионный характер. Вместе с тем практическая потребность в изучении, определении образовательных возможностей детей с комплексными нарушениями, а также разработки системы их социализации крайне высока.

В связи с изменением нормативно-правовой базы и гуманизацией отношений в образовательном пространстве возникла необходимость дальнейшей разработки подходов помощи детям со сложными нарушениями развития, что обусловлено возрастающим их количеством, выявлением новых вариантов сочетанных нарушений и широкой распространенностью таких детей в специальных образовательных учреждениях. В ряде научных публикаций и нормативных документов «сложное нарушение» обозначается как «комплексное нарушение», что дает основание рассматривать их как взаимозаменяемые понятия.

Современные технологии изучения детей c отклонениями в развитии позволили выделить более 20 видов сложных и множественных нарушений, в которых могут сочетаться первичные сенсорные, двигательные, речевые, эмоциональные нарушения, а также сочетания этих дефектов с умственной отсталостью разной степени (Т.А. Басилова, Т.В. Розанова).

Сочетание всех составных элементов комплексного нарушения это не просто суммарное сложение отдельных нарушений, это сложная конъюнкционная структура, в которой все имеющиеся нарушения оказывают влияние друг на друга, в результате чего мы имеем дело со сложным многофункциональным нарушением развития. Вариативность сочетаний первичных нарушений и различная степень их выраженности приводят к неравномерности формирования высших психических функций, негативно отражаются на функционировании познавательной сферы ребенка, сказываются на социальной адаптации и значительно затрудняют образовательный процесс. Исследований по проблеме изучения особенностей психического развития детей с комплексными нарушениями дошкольного возраста и определения степени сформированности базовых компонентов психической деятельности, социального и речевого развития проводилось недостаточно.

Глава 1. Понятие о психолого-педагогической помощи.

Психологическая помощь – система комплексного психореабилитационного воздействия, направленная на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка с нарушением в развитии, формирование системы ценностных установок и ориентации, развитие интеллектуальных процессов, которые соответствуют психическим и физическим возможностям ребенка (И.И. Мамайчук).

В процессе психологической помощи детям с ОВЗ необходимо учитывать сложную структуру, специфичность их развития, характер сочетания в картине их состояния биологических и социальных факторов развития, особенности социальной ситуации развития, степень выраженности изменений личности в связи с заболеванием, особенности межличностного общения в семье и в социуме.

3 стр., 1495 слов

Социально – педагогическая помощь детям из неблагополучной семьи

... помощь неблагополучным семья и детям использую предложенную программу «Социально – педагогической помощи детям из неблагополучных семей» ... развитии и проводит их психолого- педагогическую коррекцию. В функциональные обязанности педагога – психолога школы № 3 входит проведение индивидуальной углубленной диагностики учащихся с различными психолого – педагогическим трудностями с последующим оказанием ...

В широком смысле психологическая помощь является системой психологических воздействий, нацеленных на исправление имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств.

В узком смысле психологическая помощь — это один из способов психологического воздействия, направленный на гармонизацию развития личности ребенка, его социальной активности, адаптации, формирование адекватных межличностных отношений.

Среди специалистов, деятельность которых связана с определением такой помощи, кроме психологов могут быть врачи-психиатры, психотерапевты, психоневрологи, педагоги, социальные работники.

В связи с этим существует несколько моделей психологической помощи детям и подросткам с ОВЗ.

Педагогическая модель. Педагогическая модель включает в себя оказание помощи родителям в воспитании детей. Педагог-консультант анализирует вместе с родителями сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение.

Диагностическая модель. Как правило, объектом диагностики оказываются дети или подростки с ОВЗ, с трудностями в учебе, с отклонениями в поведении. Причем сам процесс диагностики является комплексным и предполагает участие группы специалистов для осуществления медицинской, педагогической или психологической диагностики. Диагностическая модель широко используется в медико-психолого- педагогических комиссиях, где рассматривается вопрос о дальнейшем обучении ребенка.

Социальная модель помощи чаще используется в семейной консультации. Такого рода помощью может быть, например, знакомство родителей детей с проблемами в развитии друг с другом с целью общения, знакомство родителей с имеющимися в городе социальными службами, например родительские ассоциации, семейный клубы и др.

Медицинская модель помощи предполагает усилия специалистов, направленные на лечение, реабилитацию детей с проблемами в развитии, а также на психическую адаптацию здоровых членов семьи к особенностям больного ребенка.

Психологическая модель помощи, опираясь на закономерности психического развития ребенка и подростка, предполагает анализ особенностей формирования познавательных процессов и личности ребенка или подростка с проблемами в развитии и разработку адекватных методов психологического воздействия, т. е. оказание всесторонней психологической помощи.

По своему характеру психологическая помощь может состоять:

  • в рекомендациях, связанных с дальнейшим обучением и воспитанием ребенка;
  • в рекомендации методов воспитания, обучения;
  • в рекомендации по профессиональной ориентации подростков;
  • в определении готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении;
  • в осуществлении психотерапевтических и психокоррекционных воздействий.

Цель, задачи, принципы оказания психолого-педагогической помощи.

Целью психологической помощи является обеспечение психолого-педагогических условий психореабилитационного воздействия, способствующих повышению социальной активности, развитию самостоятельности, укреплению социальной позиции личности ребенка с нарушением в развитии, формированию системы ценностных установок и ориентации, развитию интеллектуальных процессов, с учётом психических и физических возможностей ребенка.

3 стр., 1349 слов

Агрессия как психологический феномен

... I группа – физиологические: II группа – индивидуально-психологическая: III группа – социальные причины: Агрессия возникает у детей в условиях дефицита добра, ласки, любви. Также ее ... следующая гипотеза: эмоциональный принятие ребенка родителями, снижает уровень проявления агрессии ребенком по отношению к взрослым. Цель работы: изучение агрессивного поведения детей. Задачи: изучение научно- ...

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач, среди которых: устранение вторичных личностных реакций на имеющийся психический или физический дефект, неадекватный стиль семейного воспитания, госпитализм и др.

Основными принципами организации психологической помощи являются:

  • принцип личностного подхода к ребенку с проблемами в развитии — в процессе оказания психологической помощи ребёнку учитывается не специфика отдельной психической функции, а личность в целом со всеми ее индивидуальными особенностями;
  • каузальный принцип — психологическая помощь детям с нарушениями в развитии должна быть сконцентрирована не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти отклонения;
  • принцип комплексности — психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе клинико-психолого-педагогических воздействий;
  • принцип деятельностного подхода — психологическая помощь должна осуществляться с учетом ведущего вида деятельности ребенка.

Глава 2. Проблема сложных нарушений развития в современных научных исследованиях.

Для того чтобы осуществлять эффективную коррекционную помощь, необходимо иметь четкое представление о структуре нарушения. Понятие структуры дефекта ввел Л. С. Выготский. и обосновал системное строение нарушения, характер сложных иерархических взаимоотношений между первичным, биологически обусловленным нарушением (ядром сложного симптомокомплекса) и вторичными социально обусловленными отклонениями в развитии.

Согласно Л.С. Выготскому, первичное нарушение вызывает ряд вторичных отклонений. Они в неблагоприятных социальных условиях (например, при отсутствии своевременной диагностики и коррекции) усугубляют первичный, так как не выполняют компенсаторную функцию. Психолого-педагогическое воздействие будет направлено, в первую очередь, на коррекцию и предупреждение вторичных дефектов. Для преодоления первичных нарушений необходимо медицинское воздействие. Однако даже использование современных достижений медицины не всегда позволяет в полном объеме компенсировать первично нарушенную функцию.