Агрессия как психологический феномен

Курсовая работа

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке на эту тему написано огромное количество статей и книг, регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И, конечно, речь идет не о научной моде, а о специфической реакции психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в «цивилизованном» двадцатом веке.

В связи с этим, перед психологами и педагогами возникли вопросы, касающиеся детской агрессии. Следует отметить, что сама по себе тема «детской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны, и представляют собой, главным образом, обзор зарубежных исследований.

И, тем не менее, можно констатировать, что на сегодня наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения детей достигнуты именно в психологической науке. Но вполне естественно, что в этой интересной, сложной и интенсивно изучаемой области все еще остается много нерешенных проблем, и нет ответов на многие вопросы.

Данная работа посвящена рассмотрению некоторых сторон детской агрессивности.

Была выдвинута следующая гипотеза: эмоциональный принятие ребенка родителями, снижает уровень проявления агрессии ребенком по отношению к взрослым.

Цель работы: изучение агрессивного поведения детей.

Задачи:

  • изучение научно-методической литературы по данной теме;
  • рассмотреть сущность и причины агрессивного поведения;
  • организация диагностического эксперимента;
  • проведение корреляционного анализа, для выявления уровня зависимости одного явления от другого;
  • оценка и анализ результатов полученных в ходе контрольного эксперимента;

Базой экспериментального исследования являлась вторая подготовительная группа МБДОУ № 19, расположенное по адресу: г. Можга, ул. Советская, 8а.

Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы: наблюдение (карты наблюдения Д. Скотта), ОДРЭВ Захаровой

2. Понятие агрессии.

2.1. Понятие агрессии и агрессивности

Слово «агрессия» (происходит от латинского – нападать) – индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического и психического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы детей. Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью.

28 стр., 13885 слов

Игровые упражнения как средство коррекции агрессивного поведения ...

... и т. п.)» Агрессивность – свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. (Психологический словарь) Агрессивное поведение может быть непосредственным, ...

Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи:

Для того чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в дошкольном и младшем школьном возрасте для начала поясним, каково общее понятие агрессии, какова ее структура и природа. Изучив большое количество психолого-педагогической литературы, мы пришли к мнению, что у разных исследователей-психологов есть своя формулировка агрессии и агрессивности. В психологии этим понятиям даются различные трактовки. Агрессивность определяется как:

  • Как отмечал С.С. Степанов – агрессивность обычно понимается как склонность к причинению другим морального и физического ущерба. Агрессия это причинение вреда человеку, предмету, группе людей, выражается словесно или физически [16;123]

В.В. Юрчук считает что агрессия – мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки – нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающий у них депрессии, неуютность, напряженность, страх боязнь, состояние подавленности [17;277]

По мнению Р.С. Немова, «агрессивность» (враждебность) – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред другим людям и окружающему миру [18;433]

Н.И. Конюхов определяет агрессивность, как качество человека выражающееся в проявлении враждебности, негативных чувств по отношению к другим людям, стремление к насильственным действиям по отношению к окружающим людям или объектам. Может являться формой проявления снятия внутреннего напряжения, а также формой проявления личностных процессов.

Е.Н. Корнеева трактует агрессивность как стремление одного существа причинить вред другому. В человеческом обществе агрессия оценивается как негативное явление, при котором человек не должен жить, заставляя других и тем более испытывать от этого удовольствие. Детскую же агрессию, она считает явлением специфическим и отнюдь не неизбежным [21;345].

Психологический словарь под редакцией А. Зинченко предлагает следующее определение агрессии – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [19;231].

Таким образом, из вышеперечисленных определений агрессии и агрессивности, мы согласны с выводами Р.С. Немова и А. Зинченко о том, что агрессия – это враждебное поведение человека в отношении других людей, это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей. Действительно, агрессия может приносить физический ущерб людям и вызывать психический дискомфорт. Значит, агрессия представляет собой сложный поведенческий комплекс, а агрессивность, как проявление агрессии может сделать ребенка, либо упорным, либо безвольным, способно развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность.

21 стр., 10424 слов

Психологические особенности агрессивного поведения подростков ...

... об агрессии. 4. Проведение коррекционной работы. 5. Анализ полученных результатов. Глава 1 АГРЕССИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1. Агрессия. Типы агрессии. Агрессивность. — устойчивая черта личности — готовность к поведению агрессивному (повидимому, агрессивность между ...

2.2. Виды агрессии

Агрессия всегда ассоциировалась с таким философско-нравственным понятием как зло. В древнейшей философии присутствуют разные точки зрения по этому вопросу. Китайский философ Сюн-цзы считал, что человек имеет «злую природу». Другой китайский философ Мэн-цзы провозгласил идею о том, что все люди рождаются добрыми или нравственно-нейтральными, а затем под воздействием порочных общественных факторов может привести к тому, что человек станет злым.

Проанализировав разные точки зрения, многие исследователи дают различную классификацию видов агрессивного поведения.

В.В. Петровский и М.Т. Ярошевский разделили агрессию на следующие виды:

А. Басс и А. Дарки предлагают свои дифференцирующие проявления агрессии и враждебности, выделив следующие виды реакций:

  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная агрессия – направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

  4. Негативизм – оппозиционная манера активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим.
  6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

  8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта о том, что он является плохим человеком [22;178]

Е.Н. Корнеева разделила агрессию на:

Считает, что это явление специфическое и весьма неизбежное, также она определила направления агрессии:

Структуру агрессивного поведения предложили в своих работах И.В. Заградова, А.К. Осинский, Н.Д. Левитов:

По направленности:

По цели:

По методу выражения:

По степени выражения:

По наличию инициативы:

Таким образом, мнения исследователей по вопросу теории и виды агрессии весьма неоднозначны. Мы согласны с точкой зрения А. Басс и А. Дарки. Они полно выделяют показатели агрессивности, которые помогут нам в дальнейшем провести исследовательскую работу с детьми старшего дошкольного возраста.

2.3. Причины детской агрессии

Западные и отечественные психологи ведут нескончаемые споры о том, каковы же причины, побуждающие ребенка к агрессивным действиям.

Причины проявления агрессивности можно объединить в несколько групп.

I группа – физиологические:

II группа – индивидуально-психологическая:

III группа – социальные причины:

  1. Агрессия возникает у детей в условиях дефицита добра, ласки, любви. Также ее формы являются спровоцированной формой защиты:
    • когда агрессия порождает в ответ на агрессивное поведение взрослых или сверстников;
    • агрессия провоцируется равнодушием в ответ на безразличное отношение, когда окружающие «не замечают» существование ребенка, «игнорируют» его. В этих случаях он активно отстаивает свое право на внимание криком;
    • агрессия порождается чрезмерной любовью окружающих, часто безрассудной и авторитарной. В таких случаях ребенок может стать игрушкой в руках взрослого;
    • стремление удовлетворить все желания ребенка по первому требованию, его положение в статусе «кумира семьи», воспитание по типу «трон принца», когда вместо любви и ласки ребенок получает суррогаты эмоций. Невозможность удовлетворить все желания ребенка, также провоцирует агрессию;
    • способ самоутверждения в результате переживаний, связанных с неудовлетворением своим статусным положением в группе сверстников, которые часто определяются воспитателем и родителями («плохой», «драчун», «не играйте с ним»)

2. Сформированные взрослыми агрес сивные проявления:

13 стр., 6021 слов

По специальная психология. Причины и проявления школьной дезадаптации

... 3 основных типа проявлений школьной дезадаптации: -неуспешность в обучении ... тревога, дезорганизованность, конфликтность, агрессия, раздражительность и др. ... причин, лежащих в основе формирования ШД. Недостаточное психоэмоциональное развитие ребёнка в дошкольный период. Органические и психосоматические заболевания. нервной системы и др. существенно мешают и ограничивают возможности школьной ...