Феномен дошкольного детства

Детство… В силу комплекса объективных и субъективных обстоятельств, этот феномен на современном этапе развития общества приобрел высокий статус как результат длительного формирования отношений к растущему поколению на протяжении всего исторического развития общества. Неслучайно растет уже необозримое количество работ, посвященных изучению детского возраста, его психологических особенностей в динамике онтогенеза и как особого состояния при всех глубочайших проникновениях в детскую психику. Детство, как и прежде, оценивается на разном уровне – в разных культурах, разных формах и типах его понимания. В современных условиях, когда изменилась общеисторическая ситуация функционирования человеческого сообщества, в результате, с одной стороны, глубоких объективно произошедших преобразований во всех сферах его организации, появлении новых информационно-коммуникативных систем, реального расширения и укрепления контактов, актуализации задач сохранения жизнедеятельности, повышения гуманистических начал, а с другой стороны, глобального кризиса, охватившего экологию, энергетику, экономику, демографию, взаимоотношения этносов, слоев и групп населения, на первый план выдвигается главная как всеобщая и одновременно конкретная для общества проблема – проблема его будущего. Концентрированно она выражается, в частности, в проблеме Детства.

Цель данной работы – обозначение и раскрытие проблемы современного Детства в контексте нового Взрослого мира, включающего меняющиеся ценности и установки, выделение причин актуальности проблемы Детства сегодня, определение связи между миром Взрослым и Детским на нынешнем этапе общественных отношений и в нынешней ситуации информационного напряжения.

Проблема определения детства

Несмотря на то, что нет единого мнения о времени появлении специального понятия и четкого в качестве особого структурно-значимого в социуме выделения Детства (некоторые исследователи связывают такое его вычленение исторически с палеолитом, другие – с античностью, ранним средневековьем или с 18 веком), общество всегда, на всей исторической дистанции, занимало и занимает в большей или меньшей степени (в зависимости от уровня развития и культурных традиций) активно формирующую, действенную позицию по отношению к Детству как условию своего постоянного воспроизводства.

Термин Детство используется широко, многопланово на всех уровнях и в разных сферах общества. В таком собирательном варианте он употребляется в социально-практическом и социально-организационном плане, в частности, в государственных и общественных документах, в научных исследованиях – этнографических, психологических, педагогических.

2 стр., 989 слов

Проблемы развития корпоративного страхования в России на современном этапе

... третейские суды, что позволит стимулировать увеличение рынка корпоративного страхования жизни и накопительного страхования. В Стратегии развития рынка страхования на период до 2020 года данное направление ... напрямую, а также посредствам предоставления налоговых льгот. Таким образом, основными проблемами корпоративного страхования на современном этапе является сложность попадания страховых компаний в ...

До сих пор не раскрыта социокультурная сущность Детства как особого феномена социльного, его социокультурная и социально-психологическая нагрузка в развитии общества, и при всей значимости накопленных научных данных и наличии концептуальных схем и теоретических позиций, определена система координат для выявления главных смыслов осуществляющихся здесь процессов – вхождения в социум, освоения социальных норм, ролей, позиций.

Исходным является понимание детства как сложно организованного самостоятельного в своих границах и характеристиках особого в рамках общества явления.

Функционально

В своем содержательном определении Детство – это процесс – процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии на все отношения в этом пространстве, самоопределения в нем.

Сущностно Детство представляет собой форму проявления, особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, в значительной степени проявляют свое действие, «подчиняясь», однако, во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального.

Актуальность феномена детства в современном обществе

В наши дни Детство как особый структурно-содержательный и функциональный компонент современного общества заявляет о себе достаточно весомо не только как объективно значимое настоящее, но и определяющее будущее. Не случайно так активно развивается сфера психолого-педагогических знаний, связанная с его познанием и осмыслением. В этом плане при анализе существующей специальной разнохарактерной литературы можно вычленить два основных подхода: один состоит в дифференцированном исследовании Детства, целенаправленном его ранжировании, стремлении раскрыть особенности разных возрастных периодов и пр.; другой определяется объективно выраженным отношением к Детству как единому целому, как к растущему поколению.

Детство становится во все большей степени предметом повышенного внимания не только в связи с его общей социокультурной оценкой в осмыслении настоящего и проектировании будущего. В условиях нестабильного состояния общества Детство оказалось в социально-психологическом критическом состоянии. И поэтому особое значение приобретает психологопрактическое направление в поисках условий и возможностей его сохранения и обеспечения развития.

Между тем, в наши дни в условиях нестабильного существования мира, когда объективно сложилась острая ситуация, требующая выработки более четкой стратегии и расстановки сил, осмысления реальных потенциалов общества, проблема вычленения, определения и понимания Детства как целостного социального феномена в качестве особого слоя общества, его «не взрослого» состояния, приобретает особое значение.

4 стр., 1866 слов

Общество как субъект социальной жизни

... целом. В данной работе выявлены признаки общества как субъекта социальной жизни и рассмотрены основные сферы социальной жизнедеятельности общества. 1.Общество как субъект социальной жизни Само общество может быть рассмотрена как определенная система взаимодействующих подсистем и элементов. Первым необходимым ...

А высокий уровень современной психолого-педагогической науки обеспечивает возможность познания многих закономерностей, особенностей, характеристик Детства.

Эти обстоятельства обуславливают актуальность обращения к обсуждению кардинально значимых проблем и вопросов, связанных с раскрытием его смысла, сущности, содержания, функциональной нагрузки в развитии общества и т. д., некоторые из которых представляется возможным рассмотреть или поставить здесь.

Измененные отношения Взрослого и Детского миров сегодня.

Детство сегодня – особое сложное и трудное, открываемое и непонимаемое явление. Являясь сложным, самостоятельным организмом, Детство составляет неотъемлемую часть общества, выступая как особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений, в которых оно объективно ставит принципиально важные цели и задачи взаимодействия со взрослыми, определяя в значительной степени (как на парадоксально это звучит) направления нашей взрослой деятельности.

Детство не только очень чувствительно ко всем изменениям в Социуме, соответственно реагируя на них, но оно само ставит перед взрослыми все новые и новые задачи, реально активно влияя на общество.

Разумеется, взрослым трудно согласиться с тем, что развивающееся Детство стимулирует развитие их мира. Однако, безусловно, человеческое общение ощущает активное воздействие, своего рода диктат развивающихся потребностей Детства, его внутреннего роста. Диктат этот проявляется достаточно разнопланово, разнонаправлено и разнохарактерно.

Например, он связывается с реальной позицией ребенка по отношению к Взрослому миру. Понятно, что каждое новое поколение людей присваивает достигнутый человечеством уровень, принимая его как данность. Например, сегодня ребенок с раннего возраста свободно общается с телевизором, видеоплеером, компьютером. Он осваивает все это как уже решенные задачи, исходную позицию. Между тем для взрослых задачи еще находятся в процессе разработки, заключают процесс решения. Здесь освоение нового осуществляется ребенком не просто в форме эстафетной связи, когда «палочка» принимается на бегу, но дети схватывают самый высокий, достигнутый уровень. Более того, имея дело с новыми электронными, компьютерными игрушками, играми и прочим, ребенок в своих отношениях к ним ставит вопросы, которые требуют осмысления из взрослыми.

Такой диктат провоцируется постоянно изменяющимся уровнем саморазвития ребенка, который стремится к собственному поиску решения встающих перед ним задач, вовсе не только учебных, и расширяет пространство своего выхода в мир, в том числе в мир взрослых задач и проблем.

Кроме того, детское сообщество значительно более динамично, чем оценивают его взрослые, традиционно ведя поиск устойчивых закономерностей. Между тем сейчас не менее, а может быть более важно (естественно, при сохранении прежних задач) определять, устанавливать направленность динамики, интенсивность изменений, приводящих к появлению новых характеристик.

Детство значительно растянулось во времени, удлинилось в развитых странах за последние сто – сто тридцать лет на одну треть – с 12 до 18-летнего рубежа. Одновременно происходит все более динамичное развитие внутри каждой ступени-стадии Детства.

2 стр., 837 слов

Центры социальной помощи семье и детям: задачи, функции, структура

... жизненной ситуации. Задачи: проанализировать литературу, касающуюся центров социальной помощи семье и детям функционирующих на территории Российской Федерации; определить структуру организации системы социальных служб; выявить особенности деятельности данного типа учреждений. Фрагмент работы для ознакомления ...

И именно этот процесс требует особого внимания специалистов и общества. В частности, четко формулируется задача выявления сравнительных характеристик детского развития на современном этапе по отношению к предшествующему (и на исторически различных этапах), возможностей, потребностей детей в разных возрастных периодах в наши дни, определения специфики их реального взросления (освоения, присвоения, реализации взрослости), выступающего внутренне заложенной целью Детства. Причем эта же цель – взросление детей, субъективно имеющая другую направленность – обеспечить это взросление – выступает главной и для Взрослого мира.

Позиция Взрослого мира, его отношение к Детству проявляются обычно в двух вариантах: эмоциональном – объективно существующая, проявляющаяся в разной степени любовь, симпатия к младшим, и моральная – социальная ответственность за будущие поколения, включающая осознание и своего будущего, обязанности по отношению к Детству и формирование будущих обязанностей детей по отношению к взрослым.

Забота о потомках (как носителях социального в отличие от заботы о потомстве), как известно, изначально присуща человеческому сообществу. Но на исторически разных этапах его развития по-разному строились отношения к Детству, к возрастным границам, ставились разные задачи, существовали разные возможности приобщения детей к взрослому Социуму. Например, в древности Детство в большей степени «всеобще» принадлежало-противостояло взрослым. И практически ответственность за каждого ребенка была общей, что обеспечивало развитие не только отношений отдельных взрослых, прежде всего родителей, к конкретному ребенку как таковому, но и отношение всех взрослых ко всем детям как к неотъемлемой части всего сообщества. Современное Детство стало, с одной стороны, значительно более активным в своей рефлексии на окружающий мир в целом; с другой – более инфантильным в плане социальной направленности. Так, полученные данные исследований свидетельствуют о серьезных смещениях в мотивационно-потребностной сфере детей – появлении новых, зачастую весьма «спорных», ценностей, тревожном сдвиге мотивов и т. д. В значительной мере это связано с потерей и отсутствием устойчивых общественно выработанных ориентиров, четкости позиции в отношении к действительности самого взрослого общества. Безусловно, важную роль в этом плане играет сведение к минимуму структур, обеспечивающих формирование детского социума.

Внутренние связи детства по существу блокированы Взрослым сообществом. В нашей стране, например, легко и быстро отказались не только от идеологизированных пионерской, комсомольской организаций, но и вообще от всех детских самодеятельностных объединений. Существующие же различные секции, кружки и прочие внеклассные формы ориентированы на конкретную предметную деятельность, а не на взаимодействие детей, не на проявление ребенком себя среди других, с другими, в своем социуме, представляющем его к тому же в большом социуме, в обществе. Между тем дети испытывают потребность в развитии многоплановых связей между собой (разных в разных возрастах), в организации особых социальных структур, которые несут определенную нагрузку, как в самом детском социуме, так и во взрослом мире. Отсюда, кстати, роль и жизненность движения скаутов, которое насчитывает сейчас около 16 миллионов растущих людей в 120 странах мира, воспитывающихся в духе служения Богу, Родине и близким. Характер этого воспитания отвечает глубинным потребностям подростков, стремящихся приобщаться к обществу, не столько брать от людей, сколько отдавать им. Здесь уместно вспомнить, в чем была в свое время сила тимуровского движения. Оно отвечало именно данной потребности растущего человека – «дарить» себя обществу. Тимуровцы «по секрету» приносили пользу людям, получая от этого внутреннее удовлетворение. Другое дело, что взрослые-профессионалы сотворили в школах с тимуровцами? Они стали вывешивать графики, уничтожая в результате само движение. Корни подобного происхождения кроются в том, что, к сожалению, в нашем взрослом мире до сих пор отсутствует должное доверие к растущим людям, которые искусственно выводятся за пределы социально значимых, но доступных им дел.

13 стр., 6146 слов

Особенности организации занятий по физкультуре детей разных возрастных ...

... занятий по физкультуре детей разных возрастных групп в зале в ДОУ. Объект работы - воспитание детей дошкольного возраста. Предмет работы - особенности организации занятий по физкультуре детей разных возрастных групп в зале в ... требования к детям от возраста к возрасту постепенно увеличиваются. В работе с детьми до ... спины), вибрация. В этом возрасте проводятся пассивные (с помощью взрослых) и активные ...