Экспериментальное изучение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа

Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в российском обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности. Формирование новообразований предполагает множество противоречий в жизни людей, а без противоречивых конфликтных ситуаций, их разрешения, невозможно развитие человека, общества в целом. Наличие конфликта придает развитию социума и индивида необратимый и направленный характер. Это отмечают в своих работах Н.В. Гришина [13], М.В. Ермолаева [18], Л.А.Петровская [40] и другие. Предсказание исхода до разрешения конфликта возможно только с известной долей вероятности, так как развитие ситуации в разрешении противоречий характеризуется неопределенностью.

В зарубежных психологических исследованиях конфликтов доминируют подходы, основанные на психоаналитической, экзистенциальной, социометрической парадигмах (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, Р. Ленг, В. Франкл, В. Макдугалл, С. Сигеле, К. Левин, Дж. Морено, Г. Блумер, М. Кон, Т. Шибутани и др.).

В отечественных исследованиях конфликтов необходимо отметить, что наряду с накоплением экспериментального материала, в настоящее время идет процесс теоретического осмысления проблемы конфликта, частью которой является и определение понятия конфликта (А.Я. Анцупов, А.А. Ершов, А.Л. Журавлев, В.В. Бойко и др.).

Много исследований посвящено межличностным конфликтам (В.В. Гришина, А.С. Гусева, Д.Л. Моисеев и др.).

Среди первых работ привлекают внимание теоретические и экспериментальные исследования А.И. Захарова коллективных отношений детей дошкольного и школьного возраста [19].

Одна из главных идей, которую отстаивает Л.С. Выготский, заключается в том, что особенности трудного ребенка надо рассматривать не в статике, как сумму его «дефектов», а в динамике. Л.С. Выготский призывает перенести центр тяжести с изучения внешних проявлений на содержание психологических механизмов, перейти от рассмотрения того или иного «дефекта» в поведении как самоцели исследования к изменениям, которые происходят в процессе развития и обнаруживают себя в этих симптомах[12].

В исследованиях Е.Д. Беловой, А.Н. Белкина, В.П. Ивановой, Т.Н. Счастной и др., проведенных с дошкольниками, акцент делается на отношении «ребенок — ребенок». Исследование Е.А. Донченко посвящено анализу сущности нравственных конфликтов в русле возрастной периодизации. Выделяя конфликты типа «я-я», «я-семья», «я-группа», автор их причиной считает неудовлетворенные потребности ребенка в признании[17].

5 стр., 2319 слов

Победы и поражения в жизни лопахина. по произведению : Своеобразие ...

... вывести это сочинение введите команду /id50738 Своеобразие конфликта и его разрешение в пьесе А. Чехова “Вишневый сад” Что составляет конфликт пьесы Чехова “Вишневый сад”? Что ... развития основного конфликта пьесы «Вишневый сад» выделить практически не возможно. Ведь он зародился еще до начала действий, описываемых Чеховым, и своего разрешения так и не нашел. Своеобразие конфликта и его разрешения ...

Наиболее полное и последовательное описание конфликта в отечественной психологии принадлежит И.А. Коху. Им разработана проблема психологического конфликта, проанализирована мотивация личности в конфликтной ситуации, описаны социально-типичные отношения в конфликтах и их влияние в конфликтной ситуации на формирование характера[30].

Специфика рассматриваемых конфликтов привела к необходимости уточнения самого понятия внутреннего конфликта прежде всего по той причине, что до сих пор не существует какого-либо дифференцированного подхода к детским конфликтам. И в педагогической и в психологической литературе понятие внутреннего и внешнего конфликтов четко не разграничены.

Таким образом, в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе конфликт рассматривается как состояние личности, возникающее вследствие противоречий или столкновения различных образований, что создает необходимую теоретико-методологическую и методическую базу для изучения психолого-педагогических особенностей конфликтов дошкольников и способов их разрешения.

Необходимость ранней диагностики и предупреждения конфликтного поведения у дошкольников вызвана тем существенным обстоятельством, что в каждой группе любого детского сада есть дети, отношения которых со сверстниками значительно искажены, и само их неблагополучие в группе имеет устойчивый, протяженный во времени характер [18].

Г.М. Андреева [2], Л.С. Выготский [11], А.В. Запорожец [19], А.Н. Леонтьев [33], А.В. Морозов [36], Д.Б. Эльконин [56], П.М. Якобсон [57] отмечают, что предупреждение конфликтного поведения у детей дошкольного возраста предполагает осознание ребенком самого себя; развитие личностных механизмов поведения; формирование первичных этических инстанций и на их основе моральной оценки; возникновение новых мотивов поступков и действий.

К проблеме конфликтного поведения в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский и другие. Они считают, что в дошкольном возрасте конфликты чаще всего возникают по поводу игры, так как она является ведущей деятельностью дошкольников. В одном из исследований Я.Л. Коломинского и Б.П. Жизневского были выделены типичные причины конфликтов между детьми разного возраста. Согласно полученным данным, у детей старшего дошкольного возраста конфликты чаще всего возникают из-за распределения игровых ролей, а так же по поводу правильности игровых действий.

По мнению Д.Б. Эльконина детские конфликты возникают по поводу ресурсов, связанных с предметами или интересами, дисциплины (поведения), трудностей в общении, ценностей и потребностей.

14 стр., 6919 слов

Конфликты в различных сферах взаимодействия

... различных сторонах жизни и личностных особенностях партнера». Оказалось, что для разных типов семей характерны разные типы конфликтов. В группе стабильных супружес­ких пар конфликты возникают по преимуществу в ролевой сфере в ... воз­можно обостренному протеканию, особенно в подростковом возрасте. Л. Б. Фило­нов считает, что подросткам свойственно своеобразное поведение, ориентирован­ное на «поиск ...

Таким образом, актуальность исследования обусловлена важностью проблемы предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ исследований позволил нам выявить противоречие между необходимостью предупреждения конфликтного поведения у старших дошкольников в детском саду и недостаточной разработанностью соответствующих условий, а также не владение воспитателями способами предупреждения конфликтного поведения старших дошкольников.

Проблема исследования: Как можно эффективно осуществлять предупреждение конфликтного поведения в дошкольном возрасте?

Исходя из вышеизложенного, мы определили объект, предмет и цель исследования.

Объект исследования: процесс предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста;

Предмет исследования: психолого-педагогические условия, способствующие предупреждению конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – обосновать и проверить психолого-педагогические условия предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста;

Гипотеза: процесс предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста должен быть регулируемым процессом и к числу условий, повышающих эффективность данного процесса мы относим:

— использование в работе с детьми комплекса интерактивных игр, направленных на формирование сплоченности и сотрудничества, обучение эффективным способам общения, формирование притязания на социальное признание и снятие конфликтности у детей;

  • обыгрывание с детьми конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

— использование в работе с детьми психогимнастических этюдов, направленных на формирование мотивов позитивного поведения;

— обучение педагогов технике активного слушания.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме конфликтного поведения в дошкольном возрасте.
  2. Выявить уровень конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Обосновать и апробировать психолого-педагогические условия предупреждения конфликтного поведения у старших дошкольников.

Методологическая основа исследования:

— положения о высокой восприимчивости детей к психолого-педагогическим воздействиям Л.С. Выготского, B.C. Мухиной, С.Т. Якобсона;

  • теория о сущности личности К.А. Абульханова-Славской, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна;

— положения о развитии и усложнении установок, на основе которых появляется возможность саморегуляции поведения А.В. Ермолина, Е.П. Ильина, Я. З. Неверович;

— положения о сущности конфликта, причин его возникновения и путей разрешения А.А. Бодалева, В.О. Агеевой, Н.В.Гришиной, Н.И. Леонова, А.Г. Здравомыслова;

19 стр., 9135 слов

Восприятие сказки детьми дошкольного возраста

... проблему исследования - выявление наиболее эффективных условий формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста. Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы: "Восприятие сказки детьми дошкольного возраста". Цель исследования ... об обыденном и привычном. Волшебные сказки – конкретные художественные произведения народного искусства. Ни одна волшебная сказка не обходится без ...

— теории конфликта: психоаналитическая (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм); социотропная (У. Мак-Дугалл, С. Сигле); поведенческая (А. Басс, А. Бандура, Р. Сирс); социометрическая (Д. Морено, Г. Гурвич).

Методы исследования:

  • Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  • Психолого- педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
  • Социометрический метод;
  • Метод наблюдения за деятельностью детей;
  • Количественный и качественный анализ полученных результатов.

Новизна исследования: мы определили педагогический путь предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста через специально организованные психолого-педагогические условия: использование в работе с детьми комплекса интерактивных игр; обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них; использование психогимнастических этюдов и обучение педагогов технике активного слушания;

Практическая значимость исследования заключается в возможности организации обоснованных нами педагогических условий педагогами и психологами дошкольных образовательных учреждений при решении задач по предупреждению конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Данное дипломное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (58 источников).

Глава 1. Проблема конфликтного поведения у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях

1.1 Понятие о конфликте, его характеристика и причины возникновения в исследованиях педагогов и психологов

В психолого-педагогической науке существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Наряду с накоплением экспериментального материала, в настоящее время идет процесс теоретического осмысления проблемы конфликта, частью которой является и проблема определения понятия конфликта. Понятие конфликта часто употребляется в философской и психологической литературе, и трактуется оно достаточно широко. В психологии пока нет общепризнанного, определения конфликтов, их классификации. Само слово конфликт означает столкновение. Вопрос: «Что именно сталкивается?» разными авторами решается совершенно по-разному, в зависимости, прежде всего, от методологической ориентации исследователя. В связи с этим возникает необходимость конкретизировать само понятие противоречия и определить виды противоречий между людьми, в том числе те из них, которые приводят к конфликтам [18].

Рояк А.А. дает следующее определение «конфликт – это форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой — в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия» [46].

Конфликт определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, как столкновенение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных или межгрупповых взаимодействий, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями [14].

3 стр., 1277 слов

Основные этапы проведения психолого-педагогических исследований

... Основные моменты процесса выбора темы отражаются документально в виде обоснования темы. Обоснование темы, Объект исследования Выбор темы исследования неразрывно связан с выбором его объекта. объектом исследования Объектом исследования предмет исследования Понятие ...

В социологии дается следующее определение конфликта — столкновение противоположных