Ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой

: методы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой.

1.Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой

1.1 задачи ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой

В педагогической литературе вопрос об обучение дошкольников восприятию художественного текста был поставлен Н.С. Карпинской еще в 50-е годы. Исследователи более позднего времени подтверждали эту необходимость, указывая на несовершенство восприятия литературы даже детьми старшего дошкольного возраста.

В методике работы с художественным текстом определились те педагогические средства, которые содействуют повышению уровня восприятия детьми литературных произведений. Сюда входит выразительное чтение воспитателем, проведение беседы, сочетание художественного слова и наглядных образов.

Художественная литература занимает важное место в процессе формирования личности ребёнка. Книга расширяет кругозор детей, вводит их в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, вкус. Книга способствует появлению у ребёнка собственных суждений о прочитанном , потребности высказаться, развивает речь. Возникает детская художественная речевая деятельность, т.е. деятельность, связанная с восприятием литературных произведений, их исполнением, с своеобразными проявленьями в этом плане: придумывание загадок, рифмованных строк, сказок, рассказов.

Ознакомление детей с литературой и фольклором, обучение их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности и выразительности речи и начальных форм словесного творчества — всё это должно способствовать решению

— заложить в детях любовь к художественному слову, интерес и уважение к книге;

— развитие умений слушать художественные произведения, эмоционально отзываться на них;

— научится воспринимать содержание произведений в единстве с формой, понимать функциональную связь между ними, мотивированно оценивать, понимать жанровое разнообразие произведений, особенности изобразительно- выразительных средств;

15 стр., 7245 слов

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

... курсовой работы: 1. Изучить музыкально-педагогическую литературу по развитию музыкального мышления. 2. Провести теоретический анализ развития музыкального мышления у детей старшего дошкольного возраста. 3. Подобрать пакет методик по выявлению уровня развития музыкального мышления у детей старшего дошкольного возраста. ...

— учить пересказывать эмоционально, логично, последовательно, уместно употребляя образные средства и выражения (эпитеты, сказочные повторы), в определенном жанре, выразительно исполнять произведения, пользуясь смысловыми ударениями, паузами, интонациями, регулируя силу голоса и темп чтения, понимать нравственный смысл изображаемых событий, правильно оценивать поступки героев художественного произведения;

— воспитывать литературно художественный вкус, поэтический слух, формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы, о некоторых ее жанрах, простейших элементах образности (в языке, композиций);

— учить детей определять характер произведения, понимать и чувствовать настроение, общий тон, различать выразительно изобразительно-выразительные средства, улавливать музыкальность, звучность, ритм поэтической речи;

— обогащать представления детей о писателях и поэтах, народном творчестве, книгах и иллюстрациях;

— обогащать речь детей образным языком детской литературы и фольклора;

— побуждать к передаче главной мысли, настроения, собственного отношения к событиям и персонажам при выразительном чтении и пересказывании;

— учить находить и использовать разные средства выразительности исполнения (смысловые ударения, произвольные паузы, интонаций, жест, мимика);

— развивать словесное творчество, учить самостоятельно находить речевые средства при осуществление творческого замысла, выражать мысли и чувство образным языком;

— развивать эмоциональную отзывчивость на образную речь, поэтический слух, чувство рифмы, ритма, чувство стиля;

— научить детей применять полученные на занятиях знания и умения в самостоятельной деятельности.

Ознакомление с художественной литературой направлено прежде всего на развитие любви и интереса к литературе. Возникший у ребёнка эмоциональный отклик на прослушанные рассказы, сказки, стихотворения способствует лучшему их пониманию и усвоению, способствует лучшему их пониманию и усвоению усиливает воспитательное значение литературных произведений не только в умственном, но и в нравственном, эстетическом плане. Процесс этот трудоёмкий и длительный: от первых проявлений к слушанью потешек, сказок – к пониманию связи содержания и формы произведения, к творческому восприятию, уметь выразительно исполнять его.

В детском саду детей знакомят с различными жанрами художественной литературы: рассказам, сказкой, стихотворением. Форма преподнесения любого произведения зависит от его жанра и от возраста детей, но во всех группах воспитатель рассказывает, читает по книге или наизусть.

Приобретая навыки выразительной речи, ребёнок духовно обогащается, у него развивается способность чувствовать художественный образ, улавливать ритмичность поэтического слога. Индивидуальное исполнение побуждает к поискам образных речевых средств, помогает выразить свое отношение к сюжету, персонажам.

19 стр., 9094 слов

Восприятие сказки детьми дошкольного возраста

... литературе, проблема формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста по-прежнему остается на периферии внимания, и научно-эмперических и методических разработок на эту тему ... обычном и привычном. Сказки - это специфические художественные произведения народного творчества. Ни одна сказка не ... и форму его творчества, основные поэтические приемы, особый сказочный стиль, который складывался ...

Планируя работу по ознакомлению с художественной литературой воспитателю, необходимо учитывать возрастные особенности детей и подбирать такие произведения, которые доступны им по содержанию, своим выразительным средством, исполнением.

И исходя из этого воспитатели ищут разнообразные формы работы, стремясь сделать книгу постоянным спутником детской жизни: читают художественные произведения на занятиях, в свободное время учат с детьми стихи, рассказывают о том, как делается книга, проводят литературные вечера, викторины; на сюжет художественных произведений организуют игры; пытаются построить занятия по чтению таким образом, чтобы активизировать деятельность детей, суммировать их знания.

При определение содержания обучения детей художественной литературе необходимо учитывать отношения детей определенного возраста к книг, уровень их восприятие.

Очень важно, чтобы на занятиях с книгой дети чувствовали, что они учатся познавать художественный текст. Правда, ныне существующее название раздела программы «методика ознакомления детей с художественной литературой» практически не обязывает воспитателя становится на такую позицию. Однако без обучения восприятия художественного текста невозможно развить у детей интерес к книге.

При обучение восприятию художественной литературы необходимо прежде всего конкретно определить программное содержание каждого занятия, учитывать задачи обучения, особенности детского воспитания и художественные особенности преподносимого произведения.

Целенаправленное, продуманное ознакомление детей с художественной литературой способствует развитию их творческих проявлений, самостоятельности речевых действий суждений. Большое значение в этом процессе имеет метод преподнесения- чтения или рассказывания воспитателя. Но прежде чем читать детям, воспитатель должен сам проанализировать произведение: определить идейную направленность рассказа или стихотворения, уяснить соответствие содержания и формы, выделить сюжетно-логические, смысловые части, общее настроение, понять, что хотел сказать автор в каждой из них. Правильно воспринятый замысел писателя, художественные образы помогут прочитать книгу.

Для выразительного преподнесения текста необходимо владеть и некоторыми техническими приёмами: уметь регулировать дыхание, тембр голоса, его силу, следить за четкостью дикций, за правильностью ударений. Важно интонационно разнообразить чтение, уметь через эмоциональную окраску голоса передавать смысловое значение, своё отношение к изображенным событиям. Только выразительное чтение способствует полному восприятию ребёнком произведения, побуждает его к рассуждениям, к оценке содержания, персонажей, их действий. Это следует подержать беседой, вопросами о том, что понравилось, почему, что запомнилось и т.д.

26 стр., 12659 слов

Произведения М.М.Пришвина как средство воспитания гуманного отношения к природе

... воспитывая нравственные, эстетические и другие качества человека, начиная формировать личность. 1. 2. Произведения М.Пришвина в детском чтении Замечательный писатель Михаил Михайлович Пришвин родился ... понимания. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ...

Ребёнка необходимо подготавливать к восприятию произведения. Для этого воспитатель проводит различные предваряющие беседы, в которых он обращается к личному опыту каждого слушателя, вызывает в его памяти соответствующие ассоциаций. В предваряющей беседе, которую можно провести во время прогулки на экскурсий, дети узнают о фактах явлениях, событиях, положенных в основу сюжета произведения.

Для углубленного понимания и активного восприятия прочитанного очень полезны беседы по тексту рассказов, сказок, в процессе которых например в старшем дошкольном возрасте осуществляется элементарный анализ произведений. Такие беседы направляют внимание детей на осмысление содержания, поэтичности, красоты литературного языка, подводят к тому, что дети могут самостоятельно охарактеризовать образы, мотивированно оценить их, настроится на сопереживание с героями, творчески отнестись к прочитанному.