Общество как субъект социальной жизни

В изучении социальных явлений и процессов философия основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое. Наиболее общей и сложной системой является общество. Общество – это сформировавшаяся в процессе исторического развития человечества, относительно устойчивая система связей и отношений людей, поддерживаемая обычаями, традициями и законами, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Элементами столь сложной системы являются люди, деятельность которых обусловливается определенным социальным статусом, который они занимают, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями , принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами ( социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т. д. ).

Любое общество стремится к сохранению неравенства, видя в нем упорядочивающее начало, без которого невозможно воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом.

В данной работе выявлены признаки общества как субъекта социальной жизни и рассмотрены основные сферы социальной жизнедеятельности общества.

1.Общество как субъект социальной жизни

Само общество может быть рассмотрена как определенная система взаимодействующих подсистем и элементов.

Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды–субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые и регуляторные механизмы. Несмотря на то, что человек представляет целый и целостный “микрокосмос”, он является элементом деятельности, т.е. её простейшим, далее неделимым образованием.

Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:

1. Вещи, “орудия” с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её вещественно–энергетической переделки, целенаправленного преобразования [5, c 46].

2. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.).

Эти предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция символов–воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это, и лишь в том случае обретут некоторую “телесную оболочку” становясь материальными проводниками, “перевозчиками смысла”. Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают целенаправленность человеческой деятельности.

31 стр., 15428 слов

Особенности процесса социальной адаптации пожилого человека в ...

... в практической деятельности специализированных служб и центров. Структура дипломной работы: реферат, введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованных источников, приложения. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА В ...

Механический набор людей вещей и символов не создаёт целостное системное образование–общество. Для его существования необходима сложная совокупность внутренних связей между всеми классами социальных предметов.

Рисунок 1. Элементы общества [2, c. 75].

Устойчивые, воспроизводимые связи между совместно действующими людьми называются общественными отношениями.

Эти отношения связывают людей как в процессе общественной деятельности на основе разделения функций, так и при разделении совместно созданных результатов труда: готовых продуктов труда и средств их создания.

Подобные отношения владельцами земли, станков и пр. и людьми лишенных необходимых средств труда, К. Маркс называл производственно–экономическими отношениями, отводя им важнейшую роль в организации общественной жизни людей [2, c. 54].

Основные подсистемы общества — сферы общественной жизни. Обычно говорят о существовании четырех важнейших социальных (общественных) сфер:

Таблица 1. Подсистемы общества [3, c. 53].

экономическая

охватывает отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ

политическая

охватывает отношения, связанные с взаимодействием государства, партий политических организаций по поводу власти и управления

социальная

охватывает отношения, связанные с взаимодействием классов, социальных слоев и групп

духовная

охватывает отношения, связанные с развитием общественного сознания, науки, культуры искусства

Данные подсистемы (сферы),в свою очередь, могут быть представлены совокупностью входящих в них элементов:

* экономическая — производственные учреждения (заводы, фабрики), учреждения транспорта, фондовые и товарные биржи, банки и т.п.,

* политическая — государство, партии, профсоюзы, молодежные, женские и пр.организации и т.п.,

* социальная — классы, страты, социальные группы и слои, нации и т.п.,

* духовная — церковь, образовательные учреждения, научные учреждения и т.п. [3, c. 43]

Каждая сфера общественной жизни тоже представляет собой сложное образование: составляющие его элементы дают представление об обществе в целом. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нем организаций (государства, церкви, системы образования), другие — сквозь призму взаимодействия социальных общностей, ведь человек входит в общество через коллектив, являясь членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, танцевального).

Общество представляется как коллектив коллективов.

Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями.

Принято различать отношения, которые складываются в сфере материального производства, и те, которые пронизывают духовную жизнь общества. Если первые обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития, то вторые (идеологические, политические, нравственные, юридические и др.) есть результат и условие взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей. Вместе с тем материальные и духовные общественные отношения находятся во взаимосвязи и обеспечивают развитие общества [5, c. 43].

Для характеристике общества как системы недостаточно выделить входящие в него подсистемы и элементы.

Важно показать, что они находятся во взаимной связи между собой и могут быть представлены как связи между социальными группами, нациями, индивидами, возникающими а процессе экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Для обозначения этих связей используется термин «общественные отношения».

Таблица 2. Виды общественных отношений [4, c. 77].

материальные:

духовные:

по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ

политические, идеологические, правовые, нравственные, и др.

Общество, таким образом, представляет собой определенную совокупность элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом. Сферы общественной жизни взаимопроницаемы и взаимосвязаны. Экономические трудности и тем более кризисы (экономическая сфера) порождают социальную неустойчивость и недовольство различных общественных сил (социальная сфера) и ведут к обострению политической борьбы и нестабильности (политическая сфера).

Все это обычно сопровождается апатией, смятением духа, но и — духовными поисками, интенсивными научными исследованиями, усилиями деятелей культуры, направленными на осознание истоков кризиса и путей выхода из него [3, c. 78].

На ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира является мифология (от греч.-сказание, предание и — слово, учение).

Мифы существовали у всех народов. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений. Передавались от поколения к поколению духовные ценности: зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды, различные виды искусства и др. Таким образом в мифологии выражается насущная потребность человека в осмыслении себя самого и окружающего мира. И эта потребность воплощается в многообразных фантастических вариантах картин реального мира. В древних мифах о происхождении мира и людей наиболее часто выделяются две идеи: идея творения (мир создан каким-либо сверхъестественным существом-богом, великим колдуном) и идея развития (мир постепенно развился из некоего бесформенного состояния — хаоса, воды, яйца и т.д.).

В классовом обществе ответы на вопросы о возникновении и развитии общества наряду с мифологией давали религия и философия.

В период средневековья в Западной Европе появилась идея, объяснявшая возникновения общества как результат договора человека с богом. Эта концепция состоит в следующем: у людей до соглашения есть определенные права, «абсолютная свобода», равенство. Неограниченно пользуясь этими правами, люди могут погрузится в состояние «войны всех против всех». Чтобы не допустить этого, они заключили мирный общественный договор, отказавшись от посягательства на свободу, собственность и жизнь друг друга. Гарантом соблюдения этого договора выступает государство, в пользу которого граждане отказываются от части своей естественной свободы.

Ряд новых плодотворных идей, раскрывающих природу человека, характер общественных отношений, был выдвинут в 18-ом веке в трудах английского экономиста и философа А.Смита. По мнению Смита, общественные связи между людьми устанавливаются на основе общественного разделения труда с последующим обменом плодами своего труда. Таким образом, каждый, работая на себя, вынужден работать на других, и напротив, работая на других, работает на себя.

Смит выделил три основных условия процветания государства: господство частной собственности, невмешательство государства в экономику, отсутствие препятствий для развития личной инициативы [2, c. 53].

Положение, при котором интересы рабочих противоположны интересам имущих классов, Смит считал неизбежным.

Ряд важных и глубоких идей об обществе, его возникновении и путях развития был выдвинут в трудах выдающегося немецкого философа конца 18-го — начала 19-го веков Г.Гегеля. Философом было введено понятие «гражданского общества», которое философ определял как «систему всесторонней зависимости», где «пропитание и благо единичного лица и его правовое существование переплетены с пропитанием, благом и правом всех, основаны на них и лишь в этой связи действительны и обеспечены. По Гегелю основой исторического развития является развертывание «абсолютной идеи». Каждое единичное, чувственно воспринимаемое явление имеет, помимо внешне выраженных свойств, свою скрытую сущность, объединяющую весь класс родственных явлений. Чьи же это мысли? Поскольку они охватывают весь мир, это мысли некоего «духа», которого Гегель называет «мировым духом» или «абсолютной идеей». Историю Гегель рассматривает как «прогресс духа в сознании свободы», который проявляется через «дух» отдельных народов, сменяющих друг друга в историческом процессе по мере выполнения своей миссии.

Понятие «социология» как научное изучение явлений общественной жизни было введено в употребление французским философом и социологом первой половины 19-го века О.Контом. Определяя место социологии в системе других наук, он дал их общую классификацию: математика-астрономия-физика- химия-биология(тоже термин Конта)-социология. Таким образом, изучая социальные явления, следует учитывать законы биологического развития, а также выявлять и исследовать законы наблюдаемых общественных явлений, не прибегая к поиску сверхъестественных причин изменения.

В любом обществе существует своеобразное, только ему присущее сочетание экономических, духовных, социальных, политических факторов. Каждое общество имеет только ему присущие свойства, связанные с культурой народа, его историческим опытом и традициями, мировосприятием. Поэтому использовать при изучении одной страны знания, полученные при изучении другой, можно, лишь используя метод аналогии. Аналогия — это подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах, признаках, отношениях, причем таких предметов, которые в целом различны [3, c. 43].

Термин «общество» многозначен. Обычно указывают на следующие значения этого слова:

* общество, как группа лиц, объединившихся для современной деятельности по реализации общих для них целей и интересов (общество книголюбов, общество любителей пива, общество трезвости и т.д.).

В этом своем значении слово «общество» синонимично словам «организация», «союз», «объединение».