Этические принципы и нормы деятельности социального работника

В настоящее время, когда социальная работа стала неотъемлемой частью жизнедеятельности государства и общества, когда социальные работники включены в политические, экономические и социальные структуры общества и общественные отношения, появилась потребность в том, чтобы этические нормативы деятельности в сфере социальной защиты населения были бы упорядочены и формализованы.

Социальная работа этична в своих исходных моментах и по своей сущности является проявлением высокого гуманизма и общественной нравственности. В ней не существует таких ограничений, которые бы игнорировали духовные ценности и моральные принципы, одобряемые обществом. Но все-таки необходимость этической регламентации профессионального поведения наблюдается в современном российском обществе.

Основными причинами этого явления можно считать следующие:

  • Общее падение духовности и нравственности в нашей стране, утрата положительных ценностных ориентаций не может не сказаться на нравственном облике конкретных социальных работников как членов социума.
  • Использование зарубежных моделей социальной защиты порождает неоднозначность понимания представителями различных научных школ самой сущности социальной защиты, ее целей и задач, ценностных ориентаций и т.д. и вызывает различное толкование подходов к деятельности и взаимодействию — как с клиентом так и внутри системы социальной защиты, в том числе и в области моральных отношений между субъектами и объектами социальной работы.
  • Зависимость социальной работы от государства и местных органов власти, определяющих порядок, объемы и условия финансирования и имеющих систему ценностей многим отличающуюся от принципов и ценностей социальной работы.
  • Являясь проявлением моральности и гуманности общества по отношению к своим наименее защищенным членам, имея дело с определенными обстоятельствами и сторонами человеческой жизнедеятельности, социальная работа должна обладать своими собственными, более жесткими этическими принципами и правилами, регламентирующими деятельность ее представителей.

  • Социальный работник должен быть безупречен в глазах своих коллег и общества, а результат его деятельности не мог быть использован против людей.
  • Для успешной работы в сфере социальной работы от специалиста требуется не формальный подход, а умение понимать своего клиента и сопереживать ему быть чутким и деликатным. и проблем
  • Социальный работник чаще работает один на один с клиентом и представляет перед ним интересы учреждения социальной защиты и интересы государства. Это требует от социального работника особых навыков и сугубого соблюдения этических норм и правил общения с клиентом.
  • Поскольку мы имеет дело с творческим процессом, все нюансы которого невозможно формализовать, и поскольку исключить появление в профессии людей «случайных» пока невозможно, постольку должна существовать внутренняя этическая регламентация деятельности, обуславливающая нормативное поведение и действия специалистов.

Эти причины являются достойными для актуализации вопроса об изучении этических норм и правил, регламентирующих профессиональную деятельность каждого конкретного социального работника, деятельность и взаимодействие различных социальных служб и органов социальной защиты населения, их взаимоотношения с другими институтами и принимающих во внимание специфику их деятельности с учетом менталитета российского народа и ожиданий общества.

13 стр., 6139 слов

Государственная политика в сфере социальной защиты пожилых лиц

... -демографической группы. Социальная политика государства диктует предназначение социальной помощи, стремится превратить пожилого человека в субъект социальной защиты. Активность может проявляться в любой сфере жизни пожилого человека. Специализированные учреждения и центры для пожилых людей помогают организовать эту деятельность по ...

Реформирование экономики в нашей стране обострило значимость моральных отношений в обществе. Стремление человека руководствоваться в своих действиях этическими нормами естественно, однако, в силу различных внешних обстоятельств, оно может быть полностью или частично подавлено. Поэтому готовность социальных работников выступать с высоких этических позиций, нравственное отношение к клиентам является их весомым вкладом в дело морального оздоровления нашего общества.

Этические проблемы возникают во всех сферах деятельности социального работника: в проводимых им исследованиях, в сфере практической деятельности по оказанию непосредственных социальных услуг клиентам или группам клиентов, во взаимоотношениях с коллегами и с представителями «внешних» по отношению к системе социальной защиты учреждений и организаций, со спонсорами, в сфере разработки и формирования социальной политики, в преподавательской деятельности. Этические трудности принятия решений и деятельности здесь обусловлены в основном тем, что специалист постоянно сталкивается с проблемами социального, экономического и политического неравенства, нарушениями принципа социальной справедливости. Долг социального работника — всемерно способствовать восстановлению справедливости, помогать клиенту реализовать основные права человека, — что в интересах как самого клиента, так и всего общества.

Актуальность

Объект исследования — деятельность социального работника.

Предмет исследования — этические требования, предъявляемые к специалисту по социальной работе.

социальный работник этический кодекс

Цель работы: исследовать соответствие моральных и нравственных аспектов деятельности социального работника требованиям современного общества.

В соответствии с целью, предметом и объектом нами определены задачи исследования:

  • изучить историю, сущность, специфику профессиональной морали, изучить нравственное сознание в социальной работе;
  • исследовать личностно-нравственные характеристики социального работника;
  • разработать рекомендации по нравственному воспитанию и требования к специфическим качествам специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении.

Гипотеза исследования: если социальный работник в своей повседневной деятельности будет руководствоваться этическими нормами и правилами, то будет повышаться уровень нравственности всего российского общества.

19 стр., 9119 слов

Деятельность социального работника

... предоставленную услугу производится по установленным тарифам. 2. Анализ деятельности социального работника, работа с документацией Социальная работа - - это ответственная профессиональная деятельность, которая помогает людям установить, определить личные, социальные и ситуативные, т.е. обстоятельственные трудности, влияющие на ...

В основу исследования положены труды Е.А. Холостовой, Г.П. Медведевой и Е. Ярской-Смирновой. Однако этический аспект проблемы социального обслуживания населения в вышеназванных источниках недостаточно хорошо освящен.

В ходе нашего исследования нами были использованы следующие теоретические и общелогические методы: анализ научных источников, обобщение и анализ научной литературы применительно к данной теме и другие.

Структура работы:

1. Проблема нравственности в деятельности социального работника

1.1 История становления этических традиций на Руси

Мораль является одной из наиболее ранних форм общественного сознания и регуляторов человеческого поведения.

Относительно происхождения морали имеются две основные точки зрения. Одна из них связывает происхождение морали с первыми формами совместной трудовой деятельности, указывая на то обстоятельство, что совместная производственная трудовая деятельность порождает необходимость нравственной регламентации этой деятельности как обязательного условия ее успешного осуществления и сохранения стабильности социума. Вторая точка зрения мнений состоит в том, что мораль как форма регулирования поведения индивида в сообществе себе подобных существовала еще в тот период, когда не существовало общественного разделения труда. Эта точка зрения считается более предпочтительной, поскольку «человеческое общество предшествует любой теории; оно имеет свою природу, свои потребности, инстинкт самосохранения, свои неписаные законы и свои условия существования, от которых не может отказаться, не разрушая само себя», даже если это не собственно общество в современном понимании, а его прообраз.

Человек изначально, еще будучи homo erectus, жил в обществе себе подобных, поскольку индивид не может удовлетворять свои потребности, не вступая в определенные отношения с другими людьми. Известно, что изначально предок современного человека был стадным существом и что первобытная орда вела кочевой образ жизни, постоянно передвигаясь с место на место в поисках пищи. В те времена предок человека был жесток, а в обществе выживали сильнейшие. Многочисленные работы, посвященные предыстории человечества, говорят о том, что убийства детей и отказ в помощи престарелым, больным и раненым членам орды были тогда в порядке вещей. Л. Крживинский называет первобытное общество-орду — «об