Личность социального работника

Социальная работа — это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Ее эффективность во многом зависит от самого социального работника, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств.

Актуальность темы определяется тем, что в условиях социально-экономических реформ, сопровождаемых непрекращающимся системным кризисом в стране, особенно остро ощущается потребность в высококвалифицированных, компетентных специалистах по социальной работе, от деятельности которых существенно зависит социальная стабильность в обществе. Миссия социальных работников определяется уровнем их личностно-профессионального становления. От социального работника на современном этапе развития общества требуется не просто использование полученных знаний, умений, навыков, но и готовность к творческому саморазвитию как в профессиональном, так и в личностном плане.

Социальная работа, как системная совокупность требований, предъявляемых к социальному работнику, охватывает комплекс конкретных практических действий при оказании правовой, экономической, психологической помощи социально-незащищенным, социально-дезадаптированным людям. Именно поэтому возникает необходимость уделять чрезвычайно важное внимание личностно-профессиональному становлению специалистов по социальной работе, в силу их сегодняшней востребованности и ответственности, которую возлагает на них современное общество. Таким образом, социальная значимость профессиональной деятельности социального работника, повышение его влияния на развитие самосознания конкретной личности, общества, человечества, вызывает необходимость анализа имеющегося практического опыта и изучения теоретических и прикладных основ развития личности самого социального работника, а также выявления новых социально-психологических условий его продуктивного личностно- профессионального становления как профессионала-практика.

Объектом исследования явились личностные качества социальных работников.

Предмет исследования — процесс формирования и становления профессионально важных качеств социального работника.

Цель курсовой работы: выявить особенности профессиональной деятельности социальных работников и социально-психологические условия их продуктивного личностно-профессионального становления.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

1) определить понятие личности в социально-психологической литературе;

4 стр., 1769 слов

Профессиональное становление личности

... положительная мотивация, а сама работа вызывает чувство удовлетворенности. Профессиональное становление личности. Профессиональное становление — это форма личностного становления человека, рассмотренная сквозь призму его профессиональной деятельности. Показателем профессионального становления являются формальные критерии (диплом специалиста, сертификаты повышения ...

2) установить характерные личностные особенности социального работника;

3) провести теоретико-методологический анализ проблемы становления личности социального работника;

4) разработать рекомендации для развития профессиональных и личностных качеств социальных работников.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

В 1 главе курсовой «Личность специалиста по социальной работе» определены основные параметры профессиональной деятельности и личности социального работника, уточнено содержание перспективно- значимых качеств личности социального работника, выявлены и экспериментально обоснованы психолого-педагогические условия формирования профессиональной деятельности и личности социального работника. Во 2 главе даны научно-методические рекомендации, направленные на совершенствование социальной работы и профессионально- личностного развития специалиста.

1 Личностно-нравственные качества специалиста по социальной работе

1.1 Личностные качества социального работника

Личность – это индивид, характеризующийся в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды [1].

Личность представлена теми характеристиками, которые «отвечают» за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке [2].

Социологический анализ личности предполагает выделение в ней социально-типических, необходимых для выполнения общественных функций характерологических и нравственных качеств, знаний и умений, ценностных ориентаций и социальных установок, преобладающих мотивов деятельности.

Социальная работа – это не только социальная защита и милосердие, а также создание социальной среды, в которой живет человек, нуждающийся в помощи. Социальная работа – это определенный вид деятельности, суть которой состоит в регуляции социальных отношений, в приведении их в соответствие с требованиями современного цивилизованного общества, в повышении их разумности, гуманности, субъективности, укреплении связей между отдельными личностями, группами и государствами в целом, оказание посильной (материальной, юридической, психологической и т. д.) помощи.

Не каждый человек пригоден для социальной работы. Основным определяющим

Те же, кто начинает овладевать этой профессией, очень скоро осознает огромное воздействие на нее таких факторов, как политические силы, экономические условия, демографические тенденции и технический прогресс. Поэтому социальная работа была и остается одной из самых трудных. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением и не всегда хорошо оплачивается, но является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.

4 стр., 1769 слов

Управление качеством. Социальный аспект менеджмента качества

... социальных взаимодействий эпохи информационного общества. Улучшение качества. Социальные аспекты менеджмента качества 1.1. Методы непрерывного улучшения качества Непрерывное улучшение качества осуществляется людьми, новые подходы в управлении человеческими ресурсами повышают эффективность системы качества ... к творческой деятельности работников. Методы воздействия на деятельность по предложениям ...

Социальному работнику присущи следующие качества личности: гуманистическая направленность, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатийность, готовность понять других и прийти на помощь, эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка и социальная адаптированность [3].

Определяя личность социального работника, следует отметить, что в основе ее лежит критерий способности функционировать в социальной среде, в сфере межличностных отношений, в парадигме «человек-человек».

Личностные качества социального работника можно разделить на три группы [4].

К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности. Ко второй — психологические качества, характеризующие социального работника как личность. К третьей группе — психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния.

Качества первой группы, которые отражают психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности социального работника. Некоторые из этих психологических требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность, другие играют, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то из социальных работников не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны.

В работе с людьми необходимы собранность и внимательность, умение понять клиента, такие волевые качества, как терпение, самообладание и т.д. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психики невозможна эффективная работа. Чем труднее для освоения профессия, чем более значима она в социальном отношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, принимаемых в качестве основы профессиональной пригодности. Когда же дело касается специалиста социальной сферы, то при подборе кадров следует оценивать целостный образ личности, в формировании которой существенную роль играет, с одной стороны, опыт работы с людьми, а с другой — установки и ценностные ориентации кандидата.

Ко второй группе качеств относятся такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

5 стр., 2289 слов

Личностно-нравственные качества социального работника

... социального работника Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций: диагностическая — изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния ... положительных качеств. Социальный работник в ... социальный работник испытывает почтительное отношение кклиентам, коллегам и др., признавая их личностное достоинство. Социальный работник ...

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умение внушать и убеждать словом) и другие.

Социальный работник играет активную роль в структурировании, программировании и координации действий различных систем социальной помощи населению. Он также оказывает большое влияние на личность или группу людей. Осуществление влияния является основой интерактивной деятельности социального работника. В широком смысле слова термин «влияние» можно объяснить как процесс создания условий для развития личности или системы. В практике социальной работы это означает обеспечение эффективности продвижения к намеченной цели при помощи соответствующих методов. Влияние есть не что иное, как двусторонний процесс взаимодействия. На человека оказывают влияние не только слова социального работника, его убеждения, но и его личностные качества, а также отношение клиента к нему как субъекту воздействия; в процессе воздействия на клиента социальный работник неизбежно испытывает на себе его воздействие: его отношение к сказанному и его отношение к личности социального работника.

Знания и опыт, приобретенные социальным работником в процессе учебы и жизненной практики, являются наиболее фундаментальной основой его способности оказывать свое влияние на других людей, хотя сами эти способности могут варьировать в зависимости от личного опыта, личных интересов, талантов. Знания и опыт применяются, прежде всего, в межличностных отношениях. В этой сфере большое значение имеют такие умения и навыки, как интервьюирование, оказание поддержки, способность к лидерству, установление обратной связи, посредничество, которые нацелены на достижение перемен в поведении и отношениях друг к другу.

Другая сфера применения знаний и умений социального работника — дифференцированный подход к клиентам. Здесь необходимо знание потребностей и интересов человека на различных этапах жизненного пути, кризисных состояний, последствий физических и психических недомоганий.