Психолого-педагогическая характеристика младших школьников

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников.

учебная деятельность.

ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством.

Вторая особенность этой деятельности – приобретение ребенком умения подчинять свою работу на различных занятиях массе обязательных для всех правил как общественно выработанной системе. Подчинение правилам формирует у ребенка умение регулировать свое поведение и тем самым более высокие формы произвольного управления им.

Учебная деятельность имеет следующую структуру: 1) учебные задачи, 2) учебные действия, 3) действие контроля, 4) действие оценки. Эта деятельность связана прежде всего с усвоением младшими школьниками теоретических знаний, т.е. таких, в которых раскрываются основные отношения изучаемого учебного процесса предмета. При решении учебных задач дети овладевают общими способами ориентации в таких отношениях. Учебные действия направлены на усвоение детьми именно данных способов.

Важное место в общей структуре учебной деятельности занимают еще действия контроля и оценки, которые позволяют школьникам тщательно прослеживать правильное выполнение только что указанных учебных действий, а затем выявить и оценить успешности решения всей учебной задачи.

Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно – логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими. Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка.

Поступление в школу значительно расширяет круг социальных контактов ребенка, что неизбежно влияет на его «Я – концепцию». Школа способствует самостоятельности ребенка, его эмансипации от родителей, предоставляет ему широкие возможности для изучения окружающего мира – как физического, так и социального. В школе приобретают более важное значение его собственные действия и проявления он уже вынужден отвечать за себя сам. Здесь он сразу же становится объектом оценки с точки зрения интеллектуальных, социальных и физических возможностей. Вследствие этого школа неизбежно становится источником впечатлений, на основе которых начинается бурное развитие самооценки ребенка. В школе его достижения и неудачи приобретают официальный характер, постоянно регистрируются и провозглашаются публично. В результате ребенок оказывается перед необходимостью принять дух этого оценочного подхода, который отныне будет пронизывать всю его школьную жизнь. Если в учебных ситуациях школьник будет получать преимущественно отрицательный опыт, то вполне возможно, что у него сформируется не только негативное представление о себе как об учащемся, но и негативная общая самооценка, что обрекает его на неудачу. В школе стало также традицией делать успеваемость предметом конкурентной борьбы; при этом страх детей потерпеть в ней поражение используется как основное средство учебной мотивации. Тем самым в системе образования заложено формирование потенциально заниженной самооценки у детей, а это ведет к тому, что большинство из них будут ощущать себя неспособными в учебе или вообще неудачниками. Поэтому нет ничего удивительного в том, что средняя самооценка школьников в интервале от второго до седьмого классов характеризуется устойчивым и неуклонным снижением.

6 стр., 2813 слов

Школа как социальный институт

... Школа как фактор социализации Несколько значений понятия «школа» Школа как социокультурное явление, жизненный процесс, постоянное самоизменение и постижение себя и мира. Школа как социальный институт, в процессе функционирования которого осуществляется образование. Школа как искусственная социальная ... городских школ начального обучения.(воскресные школы, благочестивые школ и начальные учебные ...

Характерными в этом плане являются данные, полученные Ричером (1968), который провел обследование подростков, оставивших школу до ее окончания. Оно убедительно показало, что для молодых людей, успеваемость которых в школе была невысокой, период, последовавший за уходом из школы, стал временем психологии возрождения после эмоционального стресса и ощущения неполноценности, сопровождавших их в школьной жизни. В школе мальчики на первых порах сталкиваются с более серьезными проблемами, поэтому им труднее развивать позитивную самооценку. Но в основном начало школьной жизни вызывает снижение самооценки у всех людей. Это свидетельствует о том, что пребывание в школе рассчитано не на эмоциональное развитие, а лишь на развитие познавательное.

Не следует забывать, что в рамках школы постоянно возникают ситуации, связанные с самооценкой, вне зависимости от успехов в учебе. В их число входят, например, внешний вид, занятия спортом, взаимоотношения детей и т.д.

Представления о неспособности к чему – то могут служить примером самореализующего пророчества. Его механизм прост: индивид старательно избегает ситуаций, которые могли бы изменить его «Я – концепцию». Вместо того, чтобы направить усилия на преодоление своих неудач, он уходит от проблемы. В результате неспособность закрепляется не только в сознании индивида, но и в реальности. Именно объяснение неудач неумением, которое воспринимается как временное, устранимое явление, позволяет детям с позитивной «Я – концепцией», объясняющих неуспех принципиальной неспособностью решать задачи такого рода и старающихся уклониться от дальнейшей деятельности. Ведь объяснить неудачу неспособностью означает принципиальное самоотрицание, которое может привести к росту тревожности и эмоциональным нарушениям. Неудачи вызывают более резкую самокритику. А это, в свою очередь, увеличивает неуверенность личности, тормозит стремление к достижениям. Таким образом сильных ребят в классе замедляет развитие учеников, их стремление к достижению успехов и в учебе, и в контакте.

34 стр., 16835 слов

Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы

... развитию средствами психологической службы ВУЗа. Задачи исследования: Изучить социально-психологические особенности студенческого возраста. Выявить специфику учебной мотивации студента. Исследовать особенности учебной мотивационной сферы студента. Разработать рекомендации по формированию ... -волевой элемент (самооценка, самоуважение). Развитие рефлексии, то есть самопознания в форме размышлений о ...

перестройка познавательных процессов – формирование произвольности, продуктивности и устойчивости – развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической памяти);

мышлени ю

  • развитие саморегуляции поведения, воли;
  • усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;
  • овладение навыками домашнего труда;

— расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношений в учебном коллективе;

  • развивающие, игры занимают второе место после учебы;

— формирование самооценки на основе оценивания учителям и достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки;

— формируются уверенность в себе, компетентность либо, в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей, формируется неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, «школьные неврозы».

Новообразования:

  • формирование словесно – логического мышления на основе конкретных понятий;

умственный план действий:

  • произвольность поведения, развивается умением управлять своим поведением, состоянием;
  • рефлексия, развивается способность ребенка осознавать, что он делает, зачем и правильно ли делает;
  • развиваются способности целенаправленного восприятия, осмысленного произвольного запоминания.