Педагогические аспекты музыкального развития детей старшего дошкольного возраста

В XX веке интерес к влиянию музыки на организм человека заметно вырос. Многочисленные исследования показывают, что музыка действует на множество тонких регуляторных процессов, меняет работу различных органов и систем и в итоге благотворно или разрушительно влияет на здоровье человека [14].

Отметим, что здоровье в данном случае рассматривается как физическое, так и психическое. Ряд отечественных и зарубежных исследователей (Тарханов И.Р., Демлинг Л., Шушарджан С.В. и др.) в своих работах устанавливали, что музыка может положительно либо негативно сказываться на физическом состоянии человека (например, замедлять пульс, увеличивать силу сердечных сокращений, расширять сосуды и нормализовать артериальное давление или оказывать обратный эффект), что особенно важно и должно быть учтено при работе с детьми. Не подвергается сомнению и тот факт, что музыка оказывает влияние на психическое, эмоциональное состояние человека (на основе этого феномена даже создана самостоятельная ветвь арттерапии – музыкотерапия).

Из сказанного следует, что очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке как важной составляющей здорового образа жизни. Для этого необходимо на музыкальных занятиях и праздниках создавать творческую атмосферу, раскрывать особенности и возможности детей, научить верить в себя, выработать стремление познавать, экспериментировать [20].

Вместе с тем высокие требования к организации обучения и воспитания делают необходимым поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к творческому и эстетическому воспитанию детей.

Ориентируясь на актуальность рассматриваемой темы, а также на собственный педагогический опыт и профессиональные интересы, мы сформулировали тему исследования: «Педагогические аспекты музыкального развития детей старшего дошкольного возраста».

На наш взгляд, развитие музыкальных способностей дошкольников будет более эффективным, если будет представлять собой последовательность творческих заданий, выстроенных «от простого к сложному», и будет включать различные виды музыкально-творческой деятельности. В этом состоит гипотеза нашего исследования.

Целью исследования

В соответствии с целью выдвинуты задачи исследования:

  • проанализировать психологическую и педагогическую литературу по теме исследования

  • выявить возрастные особенности, предпосылки формирования и развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста;

    6 стр., 2548 слов

    Психологическая помощь детям с поврежденным психическим развитием

    ... время приобретения дефекта, его клиникопсихологическую структуру и его динамику. При поврежденном психическом развитии ребенок приобретает дефект не раньше 2,53 лет, когда основные функциональные ... молодые функции, получившие повреждение, одновременно и задерживаются в своем развитии. Например, исследования детей с тяжелыми энцефалопатическими нарушениями вследствие натальной травмы показали, что ...

  • проанализировать основные программы музыкального воспитания дошкольников;

  • определить основные виды деятельности, способствующие большей эффективности творческого развития дошкольников на музыкальных занятиях.

В работе были использованы следующие методы : теоретический и методологический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, самоанализ педагогической деятельности, педагогическое планирование.

Методологическую основу

  • программы музыкального образования дошкольников (Каплунова И.М., Новоскольцева И.А., Радынова О.П. и др.);

  • работы отечественных педагогов и психологов, посвященные развитию музыкальных способностей дошкольников (Ветлугина Н.А., Праслова Г.А., Тарасова К.В., Рубан Т.Г. и др.).

Объект исследования, Предмет исследования

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

и музыкальная деятельность

Известно, что творческое развитие, в частности музыкальное, оказывает положительное влияние на развитие ребенка в целом: улучшается моторика, обогащается чувственно-эмоциональная сфера, интеллект, общие свойства психики. Рассмотрим психологические особенности учащихся старшего дошкольного возраста в контексте музыкальных занятий.

Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства.

В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целенаправленными. Формируются система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. Все это находит отражение в музыкальном материале и формах работы, позволяющих старшим дошкольникам многократно проигрывать социально и личностно значимые ситуации, формировать стереотип социального поведения.

Накопление практического опыта дошкольника порождает его стремление к самостоятельности. Самостоятельность – продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. Музыкально-творческая деятельность в данном контексте представляется собой широкий простор для проявления детской самостоятельности: ведь в искусстве не бывает правильного и неправильного, и ошибка ребенка может не только не испортить намеченное, но и позволит достичь более интересного результата.

В дошкольном возрасте к деятельности органов чувств присоединяется мыслительная деятельность, продолжается развитие ощущений, а с ними и чувствительности. Осмысленная деятельность ребенка ведет к образованию у него новых аналитических связей, способствует разностороннему познанию предметов и явлений. Сочетание зрительных ощущений с тактильно-двигательными имеет особое значение для познания свойств и качеств предмета и для освоения самого способа его познания. Поэтому для сенсорного развития ребенка в этом возрасте важны такие виды деятельности, как рисование, лепка, танцы, дидактические игры (в том числе музыкальные) и др. Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении пению, игре на детских музыкальных инструментах помогает ребенку вслушиваться и внимательно относиться к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям, связывая это с определенными пространственными представлениями (выше-ниже, длиннее-короче).

9 стр., 4163 слов

Музыкально-ритмические движения как вид музыкальной деятельности ...

... музыкального воспитания детей. Он способствует тому, что дошкольники активно проявляют себя в музыкальной деятельности (участие в танце, создание определенного образа в игре и т.д.). Содержанием музыкально-ритмической ... «Ритмическая мозаика». Это Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В программе раскрывается технология, в основе которой — музыкальное ...

Постепенно у детей в процессе музыкальной деятельности формируются способности – мелодический слух, точное самостоятельное пение несложных песен, чувство движения, ритма, динамики, музыкальная восприимчивость и музыкальная память.

В дошкольном возрасте более сложную форму приобретает процесс восприятия. Положительную роль и развитии названной когнитивной функции могут играть некоторые виды музыкальной деятельности (например, слушание музыки).

Отметим, что восприятие у ребенка дошкольного возраста осуществляется довольно сложно. В этом процессе большую роль играют наводящие вопросы. Что касается восприятия пространства, то дошкольник уже может ориентироваться в расстоянии на основе зрительного восприятия. Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы. Однако отношение правого и левого детям в этом возрасте усвоить довольно трудно. Еще более сложным, чем восприятие пространства для ребенка является восприятие времени, т.к. для восприятия времени нет специального анализатора. Все названные особенности должны учитываться педагогом-музыкантом при отборе материала и выборе творческих заданий, чтобы они, с одной стороны, были доступны детям, с другой, служили стимулом и материалом для дальнейшего развития.

Если говорить о внимании, то в дошкольном возрасте происходят следующие изменения:

  • расширение объема внимания;
  • рост устойчивости внимания;
  • формирование произвольного внимания.

На протяжении дошкольного возраста происходят заметные изменения как в содержании чувств (в том, что именно взывает эмоциональное состояние и переживание детей), как и в форме их проявления. Ранее возникшие чувства углубляются, становятся более устойчивыми, разнообразными, легко выраженными. В дошкольном возрасте чувство симпатии перерастает в чувство товарищества и начальные формы дружбы. Развиваются новые чувства, которые раньше появлялись эпизодически. К ним относятся прежде всего интеллектуальные. В арсенале педагога-музыканта должно быть немало видов работы со старшими дошкольниками, способствующих обогащению и развитию чувственно-эмоциональной сферы ребят.

В целом же для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. Заметно преобладание в группе детского сада общения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки.

В 6-летнем возрасте детей часто одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего, в 7-летнем – наблюдается мнительность: «А мы не опоздаем?», «А мы поедем?», «А ты купишь?». Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные особенности своего ребенка. Музыкальные занятия также способны снизить уровень тревожности, а активная творческая деятельность может стать своеобразной платформой для личных достижений и создания чувства уверенности.

2 стр., 828 слов

Развитие способностей ребенка в семье

... другие. Ребенок, привыкший испытывать такие раздражители, не способен к целеустремленной деятельности. Развитие способностей ребенка в семье В семье все способности ребенка ... воспитание ребенка. Культура общения родителей определяет общий психологический климат семьи. Взаимодействие родителей становится моделью поведения детей, которая сознательно или бессознательно перенимается ими. Требования, ...

Обратимся к результатам одного из исследований уровня развития творческого мышления детей 5-6 лет [21].

Исследование показало явное преобладание образных творческих способностей над вербальными. Наиболее высокий уровень развития образного творческого мышления в возрасте 5 лет зарегистрирован в группе музыкально способных дошкольников, а в возрасте 6 лет – в группе дошкольников, обучающихся по программе развития творческих способностей. Дошкольники 5 лет, обучающиеся по программе развития творческих и музыкальных способностей, имеют достоверно более высокий уровень развития кратковременной слуховой памяти, чем дети контрольной группы. В возрасте 6 лет музыкально способные дошкольники превосходят своих сверстников по уровню развитию слуховой памяти.

Возрастная динамика в развитии слуховой памяти у музыкально способных дошкольников отмечается в отношении стимулов, различающихся по частоте заполнения и интенсивности; у дошкольников, обучающихся по программе развития творческих способностей – в отношении стимулов, различающихся по интенсивности, а у детей контрольной группы – в отношении стимулов, различающихся по длительности.

Все музыкально способные дошкольники 5-6 лет достоверно более успешно, чем сверстники, обучающиеся по типовой программе и по программе развития творческих способностей, формируют рефлекс на время. Это проявляется в сокращении времени реакции и увеличении количества совпадающих со вторым в комплексе стимулом моторных реакций при переходе от тренировочной серии к рефлексной. Независимо от возраста, все музыкально способные дошкольники успешно формируют рефлекс на время.

В группах дошкольников, обучающихся по программе развития творческих способностей, отмечается возрастная динамика в развитии способности формировать рефлекс на время, в то время как в контрольных группах возрастная динамика в отношении данной способности не выявлена.

Старшие дошкольники 5-6 лет, независимо от программы обучения способны усваивать ритмическую структуру сенсорного потока с временным интервалом равным 1 с. Дети, обучающиеся по программам развития творческих и музыкальных способностей, отражают ритмический сенсорный образ (поток сенсорных стимулов), проявляя при этом фрактальные признаки в распределении отдельных моторных реакций.

Оценка времени реакции детей 5-6 лет на акустические стимулы, организованные в сенсорные потоки с разной степенью временной упорядоченностью, показала, что независимо от возраста, программы обучения и специфики временной организации акустического потока среднегрупповые показатели времени реакции – отрицательные. При этом, их конкретные значения свидетельствуют о том, что старшие дошкольники способны уловить временную организацию сенсорного потока и на этой основе осуществлять совпадающие моторные реакции.

8 стр., 3664 слов

Проектная деятельность как основа творческого развития дошкольников

... современным условиям жизни. А как любая деятельность, проектная деятельность имеет свои психологические особенности и располагает различными возможностями для развития личности. 1.2 Теоретические основы развития творческих способностей у дошкольников «Творческие способности - это индивидуальные особенности качества ...

Оценка времени реакции детей 5-6 лет на акустические и зрительные стимулы, организованные в сенсорные потоки с разной временной упорядоченностью, показала, что у дошкольников, обучающихся по программам развития творческих и музыкальных способностей время реакции на зрительные стимулы, появляющиеся с высокой степенью вероятности, короче, чем на низко вероятностные акустические стимулы. При этом у музыкально способных дошкольников с возрастом наблюдается увеличение времени реакции на акустические стимулы.

У старших дошкольников 5-6 лет с высоким уровнем оригинальности образного творческого мышления выявлено более короткое время реакции на зрительные стимулы, появляющиеся с высокой степенью вероятности. При этом у детей с высоким уровнем оригинальности творческого мышления отмечается высокая чувствительность к динамической организации сенсорного потока.

1.2. Развитие творческих способностей в музыкальной деятельности

Музыкально-педагогическая деятельность педагога, работающего с дошкольниками, предполагает решение множества задач. Назовем наиболее важные из них:

  • Воспитать любовь и интерес к музыке. Развитая эмоциональная отзывчивость и восприимчивость дают возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
  • Обогатить впечатления детей через знакомство с разнообразными музыкальными произведениями.
  • Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности: восприятие музыки и простейшие навыки пения, ритмики, игры на детских инструментах, знакомство с начальными элементами музыкальной грамоты.

— Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

  • Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
  • Развивать творческое отношение к музыке. Для этого доступные для детей виды деятельности: передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.

— Выявление самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Отметим, что такие проявления более характерны для детей именно среднего и старшего дошкольного возраста [8, c. 14-15].

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания: репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

На музыкальных занятиях преобладают следующие виды детского творчества: песенное творчество, игровое творчество, танцевальное творчество, игра на детских музыкальных инструментах.

В процессе музыкально-творческой деятельности дети приобщаются к музыке, не только исполняя произведения по заданному образцу, но и вкладывая свое отношение путем создания новых образов и действий. Такое проявление внутреннего мира ребенка позволяет активно развивать его фантазию и воображение. Следует отметить, что творческая деятельность используется и как психическая помощь, она стимулирует способности человека, и чем раньше ребенок погрузится в творчество, тем устойчивее будет его психика. Использование в едином блоке музыки, литературы, драматургии, изобразительного искусства, танца способствует творческой направленности ребенка [20].

7 стр., 3008 слов

Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития

... профессиональной подготовки и хорошим знанием психолого-педагогических особенностей детей с различными нарушениями развития не требует специального оборудования, исключает ... деятельностью ребенка Особо важное значение метод наблюдения имеет для изучения психологических особенностей детей, поскольку ребенок как объект исследования представляет большие трудности для экспериментального изучения. ...

Рассмотрим основные виды музыкальной деятельности дошкольников и выделим приемы, способствующие развитию творческих способностей детей в этой деятельности (по Н.А. Ветлугиной) [15].

Восприятие музыки.

Например, мы слушаем марш, проводим элементарный анализ музыки, после чего предлагаем детям подвигаться в ритме марша, тут же можем попросить детей подобрать инструменты соответствующие данной музыке и сочинить свой марш, исполнив его на выбранном музыкальном инструменте. В разделе пение можно предложить ребенку сочинить свой марш на слог тра-та-та. Марш можно использовать и в игровой деятельности.

Песенное творчество.

Чтобы стимулировать детей к новой для них деятельности, можно использовать специально написанные песни-образцы. В них поется о каком-либо жизненном явлении и дается образец (например, как гудит пароход, жужжит пчела и т.д.).

Детям исполняется песня и предлагается придумать в соответствии с текстом песни свои интонации звукоподражания. При этом необходимо напомнить, что каждый должен придумать по-своему. Например, в песне-образце «Пароход гудит» гудок пароходы выражен определенной интонацией, можно придумать гудок с другим ритмическим рисунком, с другой интонацией. Позднее задания усложняются и приобретают форму «музыкальных разговоров» – дети импровизируют ответ на музыкальный вопрос педагога. Наконец, детям предлагается сочинить контрастные по характеру мелодии на литературный текст. Детям объясняют, что музыка может выражать различные настроения. Музыкальный руководитель исполняет в качестве иллюстрации сразу две песни, одну за другой, например: веселую песенку, грустную песенку. Затем детям предлагает по их желанию и выбору сочинить и спеть веселую песню на слова: «Солнце ярко светит, весело на свете!» или грустную песню на слова: «Дождик льет как из ведра, загрустила детвора». Методика сочинения видоизменяется, так как дети должны уже самостоятельно придумать мелодию на заданный текст без поддержки фортепиано.

Игровая деятельность

Педагог, направляя деятельность детей, дает им творческие задания с постепенным усложнением. Сначала у детей формируются способы передачи однотипных, однородных характерных движений отдельных персонажей (образ прыгающего зайца, бойкого петуха).

Затем у детей формируются способы передачи действий отдельных персонажей в определенном развитии (инсценировка песен, например, «На горе-то калина»: дети ломают калину, плетут венки…).

Далее у детей формируются способы выражения отношений между персонажами в музыкальной игре (например, прибаутка «Вышел зайчик погулять»: передать образ беззаботного зайчика, стремительного появления охотника, бегство зайчика).

1 стр., 469 слов

Музыкальная деятельность школьников на х музыки и во внеурочное время

... урок музыки не может выполнить всех задач музыкального воспитания и поэтому творческая самореализация личности продолжается во внеурочной деятельности. В этом направлении в школе веду вокально-хоровой кружок, цель которого формирование музыкально ...

И, наконец, у детей формируются способы творческих действий, направленных на самостоятельное построение ими композиции игры, композиции ее эпизодов, развитие музыкально-игровых образов Творческие задания этой серии требуют от детей коллективных усилий, совместных действий. Нужна также предварительная договоренность: они обсуждают, распределяют роли, думают об обстановке игры и ее последовательности. Все это дети делают самостоятельно. Педагог лишь вначале рассказывает содержание сказки, рассказа и исполняет музыкальное произведение, иллюстрирующее их отдельные эпизоды. Встретившись с затруднениями, обсудить, как можно передать музыкально-игровой образ того или иного персонажа. Дети предлагают различные варианты исполнения творческого задания.

Сочинение детьми композиции игры по времени проходит различно. Иногда несколько занятий подряд дети творчески воссоздают образы данной игры в разных вариантах. При этом следует останавливать внимание детей на особенностях отдельных эпизодов, на возможных вариантах их последовательности и на тех изменениях, которые происходят в характере исполнения движений отдельных персонажей.

Игра на детских музыкальных инструментах.

1. Установка. Начиная со средней группы, детям дается установка: использовать образец не для точного копирования, а для выполнения творческого задания. Например, можно принести в группу игрушку (например, петушка), обыграть ее и сказать: «посмотрите, какой красивый петушок, а как он замечательно поет!» Затем спеть и сыграть на металлофоне и предложить детям самим поиграть. Как правило, дети с большим удовольствием исполняют мелодию. Постепенно задания усложняются. Например, один ребенок задает вопросы, другой отвечает исполнением мелодии.

2. Побуждение детей действовать самостоятельно. Для развития творческой деятельности в игре на инструментах в старшей группе используются яркие иллюстрации, игрушки, музыкально-дидактические игры. Например, дети слушают загадку или стихотворение, отгадывают про кого они. Затем рассматривают иллюстрацию или игрушку (например, мишку).

Дети импровизируют марш, колыбельную, плясовую для мишки: один играет марш на барабане, другой – на бубне, третий – на металлофоне, некоторые маршируют с мишкой в руках. Затем музыка меняется на плясовую – мишка «начинает плясать». Если мишка «устал», играют колыбельную, дети подпевают «баю – баю», укачивая мишку, другие в это время играют на металлофоне. Дети, особенно мальчики, любят играть на ложках, бубнах, барабанах, изображая, как скачет лошадка.

3. Побуждение детей к самостоятельному применению достигнутых творческих умений. Необходимо вызвать у детей старшего дошкольного возраста желание импровизировать на детских музыкальных инструментах.

Элементарное музицирование является действенным методом в развитии творческих способностей детей . Оно предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, дает возможность экспериментировать, нетрадиционно взаимодействовать с ребенком.

В соответствии с возможностями детей, их интересами, временем года и т.д. детям можно предложить следующие творческие задания:

  • озвучивание стихотворений, сказок;
  • озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птицах;
  • сочинение собственных рассказов и озвучивание их;
  • сочинение рассказов по репродукциям картин с последующим озвучиванием рассказа (картины);
  • придумывание и озвучивание загадок о явлениях природы, окружающего предметного мира и т.д.

Важно также активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания и т.д.

12 стр., 5628 слов

По специальной психологии «Нейропсихологический подход к ...

... развития причины нарушения речевого развития; специфику охарактеризовать нейропсихологической диагностики речи детей с развития нарушениями; подобрать диагностический материал для исследования нейропсихологического речи детей с нарушениями развития. Применение: исследования Методы: Структура курсовая: приложений 1. Нейропсихологические аспекты формирования и развития детей ...

Особенно стоит отметить такую форму работы с детьми как праздник . Он сочетает в себе все формы музыкально-творческой деятельности. Дети с удовольствием готовятся к праздникам, ждут от них чего-то особенного, неожиданного, что диктует некоторые требования к педагогу-музыканту:

  • праздник должен быть редким явлением;
  • подготовка к нему не должна затягиваться и перегружать дошкольников;
  • тематика и содержание праздников должны быть понятны и доступны детям;
  • форма проведения должна отвечать интересам детей и учитывать их возрастные и индивидуальные особенности.

У детей подготовительной группы может быть два подготовленных праздника в году: Новый год и выпуск в школу. Дети уже осознанно готовы и хотят выступить перед родителями, как артисты. 8 Марта дети могут показать спектакль, концерт, мюзикл, оперу, цирковое представление. Детям такие формы проведения праздников очень нравятся и доставляют им большое удовольствие. В старшем дошкольном возрасте у детей достаточно для этого навыков и умений. Все другие мероприятия проводятся в форме досугов [7].

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1. Анализ программ по музыкальному воспитанию дошкольников

Основными задачами, стоящими перед педагогом-музыкантом, являются: расширение кругозора детей, воспитание любви к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию; апробация программ и авторских методик, направленных на развитие детского музыкального творчества и музыкальной одаренности; развитие способности созидать в различных областях искусства и свободной деятельности; создание условий для самоутверждения ребенка через активное музыкальное творчество [20].

Названные задачи, так или иначе отображены в большинстве современных программ по музыке, разработанных для дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и рекомендованных Министерством образования РФ. Любое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому в каждом ДОУ может использоваться ряд программ. Выбор программ, как правило, часто зависит от вида дошкольного учреждения:

  • Детский сад;

  • Детский сад с приоритетным направлением (интеллектуальным, эстетическим, физическим и др.);

  • Детский сад компенсирующего вида с осуществлением коррекции физических и психических отклонений;

  • Детский сад комбинированного вида, складывающийся из различного сочетания групп: компенсирующие, общеразвивающие и др.;

  • Центр развития ребенка – сад с осуществлением физического и психологического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников

Если обычный детский сад (ДОУ) реализует одну стандартную комплексную программу, то в саду с приоритетным направлением помимо комплексной используется и одна из специализированных (парциальных) программ, а в центре развития ребенка таких программ используется несколько.

4 стр., 1967 слов

Развитие у дошкольников восприятия музыки

... видов музыкальной деятельности. В разделе, посвященному музыкальному развитию «Ребенок и музыка», выявлены задачи, содержание и организация музыкального восприятия, исполнительства. Раздел состоит из двух частей: музыкальное восприятие — слушание — интерпретация; музыкальное исполнительство — импровизация — творчество. В данной комплексной программе ...

В комплексных программах предусмотрена система мер по охране и укреплению здоровья детей, а педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка: физическое, социальное, познавательное, речевое, эстетическое.

Таким образом: комплексные или общеразвивающие – это программы, включающие все основные направления воспитательно-образовательной работы ДОУ.

Парциальные (специализированные) программы имеют определенную приоритетность направления: социальную, познавательную, эстетическую, экологическую, и предназначены для реализации отдельных задач [13].

Музыкальному воспитанию посвящен целый ряд программ и методических пособий, которые в свою очередь тоже можно разделить по направленности на более широкие и узкие программы.

Ряд программ является своего рода комплексом из нескольких программ (например, «Росинка» Л.В. Куцаковой, С.И. Мерзляковой, «Красота–радость–творчество» Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной) и нацелены на разностороннее эстетическое развитие детей с привлечением музыки, живописи, экологии и физкультуры.

Некоторые программы знакомят малышей с русской национальной культурой и историей. Это такие программы, как «Оберег» (Е.Г. Боронина), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева), «Горенка» (М.В. Хазова).

Среди всего многообразия особое место занимают специальные программы музыкального развития:

— «Гармония» К.Л. Тарасовой, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан, под общей редакцией К.Л. Тарасовой (ориентирована на возраст 4-7 лет).

В программе реализуется всесторонний целостный подход к музыкальному развитию ребенка в дошкольном детстве. Цель программы – общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей во всех доступных для них видах деятельности.

— «Синтез» К.В. Тарасовой, М.Л. Петровой, Т.Г. Рубан и др. (4-7 лет) ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. Имеет широкий образовательный аспект: ее содержание вводит ребенка в мир художественной культуры в целом. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода.

— «Камертон» Э.П. Костиной (0-7 лет) охватывает ранний возраст, а также тесно переплетается с комплексной программой развития «Кроха». Цель программы – разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие, воспитание, обучение) детей от рождения до семи лет, соответствующее их возрастным возможностям.

— «Малыш» В.А. Петровой (2-3 года) предусматривает развитие музыкальных способностей у детей только раннего возраста (с младенчества) во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствуя приобщению детей к миру музыкальной культуры. Используется в качестве дополнительной в садах, работающих по комплексной программе «Истоки».

— «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новооскольцевой (3-7 лет).

Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов).

Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки, целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.

Каждое музыкальное занятие имеет четкое построение:

  • музыкально-ритмическое движение;

  • развитие чувства ритма, музицирование;

  • пальчиковая гимнастика;

  • слушание музыки;

  • распевание, пение;

  • пляски, игры, хороводы.

Также авторы приводят параметры для диагностирования детей по программе «Ладушки».

Стоит отметить, что все программы пересекаются в определении репертуара для детей раннего возраста в пении и подпевании, в музыкально-ритмических движениях, танцах и играх. Большая свобода наблюдается при подборе репертуара по слушанию музыки [13].

Следует также упомянуть, что существуют и программы, посвященные отдельным видам музыкальной деятельности:

  • «Элементарное музицирование с дошкольниками» (5-7 лет) Т.Э. Тютюнниковой, созданная по системе музыкальной педагогики К.Орфа;
  • «Играем в оркестре по слуху» (5-7 лет) М.А. Трубниковой;
  • «Ритмическая мозаика» (3-9лет) А.И. Бурениной, программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • «Топ-хлоп, малыши» (2-3 лет) Т.Н.

Сауко и А.И. Бурениной, направлена на музыкально-ритмическое развитие детей;

  • «Музыкальные шедевры» (3-7лет) О.П. Радыновой, единственная программа по слушанию музыки.

2.2. Реализация программы музыкального развития дошкольников

На основе анализа программ по музыкальному воспитанию дошкольников и личных предпочтений для работы нами была выбрана специальная программа по музыкальному воспитанию «Ладушки» (под редакцией И. Каплуновой, И. Новоскольцевой).

Программа подразумевает всестороннее музыкальное воспитание и образование без углубления в какой-либо раздел. На основе данной программы была разработана Рабочая программа музыкального образования МКДОУ «Детский сад №3 г. Дмитриева».

Работа с детьми старшего дошкольного возраста построена на тех же принципах, что и в предыдущих возрастных группах: создание непринужденной обстановки, целостный подход в решении педагогических задач, последовательное усложнение задач музыкального воспитания, соотношение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем, принцип партнерства ( вместе слушаем, поем, рассуждаем, играем), положительная оценка деятельности детей

В занятиях с детьми старшей и подготовительной групп сохраняются все основные виды музыкально-творческой деятельности, видоизменяясь в соответствии с возрастными особенностями ребят. Содержание образовательной области «Музыка» направлено на развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через развитие музыкально-художественной деятельности и приобщение к музыкальному искусству. Рассмотрим педагогические задачи и результаты, характерные для каждого из видов творческой деятельности, используемых на музыкальных занятиях.

слушания музыки

Материал для слушания музыки включает в себя произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков (П.И. Чайковский, М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский), народная музыка.

Слушание музыки позволяет решить ряд музыкально-педагогических задач:

  • продолжить знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов, музыкальными жанрами;
  • учить определять жанр, характер и форму произведения;
  • учить слышать в произведении динамику, темп, музыкальные нюансы;
  • высказывать свои впечатления, выражать свое отношение к музыке в рисунке и движении;
  • развивать кругозор, внимание, память, речь, расширять словарный запас, обогащать музыкальными впечатлениями.

В певческой деятельности

Результатом осуществления певческой деятельности является формирование навыков сольного и хорового пения с сопровождением и без него. В старшей группе формируются (а в подготовительной закрепляются): умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание, обращать внимание на артикуляцию, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо. Пение содействует проявлению самостоятельности, развивает песенный музыкальный вкус, совершенствует певческий голос и вокально-слуховую координацию.

В детский певческий репертуар входят народные песни и авторские детские песни (А. Филиппенко, М. Парцхаладзе, Г. Струве, Т. Попатенко, М. Красева и др.)

Инструментальное музицирование

Игра на детских музыкальных инструментах способствует решению ряда задач по развитию чувства ритма.

  • уметь прохлопывать ритмические песенки;
  • понимать и ощущать четырехдольный размер («Музыкальный квадрат»);
  • различать длительности в ритмических карточках;
  • играть на музыкальных инструментах выложенные ритмические

формулы;

  • осмыслить понятие «пауза»;
  • сочинять простые песенки;
  • выслушивать предложенный ритм до конца и повторять его.
  • ритмично играть на разных инструментах по подгруппам, цепочкой;
  • самостоятельно выкладывать ритмические формулы с паузами;
  • самостоятельно играть ритмические формулы на музыкальных инструментах;
  • уметь играть двухголосие;
  • ритмично проговаривать стихотворные тексты, придумывать на них ритмические формулы;
  • ритмично играть на палочках.

музыкально-ритмические движения

Для дошкольников старшего возраста ставятся следующие задачи:

  • четко, непринужденно выполнять поскоки с ноги на ногу;
  • выполнять разнообразные ритмичные хлопки;
  • выполнять пружинящие шаги, прыжки на месте с продвижениями, с поворотами, совершенствовать движение галопа;
  • передавать выразительный образ;
  • развивать плавность движений.

В подготовительной группе задачи усложняются, добавляются новые:

  • уметь выполнять несколько движений под одно музыкальное сопровождение, выполнять разнообразные движения в соответствии со звучанием различных музыкальных инструментов;
  • ориентироваться в пространстве;
  • выполнять четко и ритмично боковой и прямой галопы, приставные шаги.
  • выполнять маховые и круговые движения руками.
  • выполнять легкие прыжки на двух ногах с различными вариантами, разнообразные поскоки;
  • развивать ритмическую четкость и ловкость движений.

Перед воспитанников старшей и подготовительной групп стоят следующие задачи:

  • ходить в колонне по одному, врассыпную, по диагонали, тройками, парами. Четко останавливаться с концом музыки;
  • совершенствовать координацию рук;
  • придумывать свои движения под музыку;
  • выполнять движения по подгруппам.

В качестве музыкального материала для ванного вида детской музыкальной деятельности используем народные мелодии, музыка Ф. Надененко, Ф. Шуберта, В. Агафонникова, Л. Бетховена, П. Чайковского, Р. Шумана и др. «детских» и классических композиторов.

Танцевально-игровое творчество

Занятие музыкально-игровым и танцевальным творчеством с дошкольниками подготовительной группы способствует развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т.п.), совершенствует умение импровизировать под музыку соответствующего характера (наездник, рыбак; лукавый котик; сердитый козлик и т.п.), закрепляет умение придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами, развивает самостоятельность в поисках способа передачи в движениях музыкальных образов, формирует музыкальные способности.

Задачи для старшей группы:

  • ходить простым русским хороводным шагом;
  • выполнять определенные танцевальные движения: поскоки, притопы, «ковырялочку», «пружинку» с поворотом корпуса и др.
  • выполнять движения эмоционально, изменяя его характер и динамику с изменением силы звучания музыки;
  • ощущать музыкальные фразы;
  • чередовать хороводные шаги с притопами, кружением;
  • выполнять простейшие перестроения;
  • согласовывать плясовые движения с текстом песен и хороводов;
  • самостоятельно начинать и заканчивать движения;
  • развивать танцевальное творчество.

Задачи для подготовительной к школе группы:

  • передавать в движении ритмический рисунок мелодии и изменения характера музыки в пределах одной части музыкального произведения;
  • танцевать легко, задорно, менять движения со сменой музыкальных фраз;
  • начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыкальных фраз;
  • сочетать пение с движением, передавать в движении характер песни;
  • самостоятельно придумывать движения к танцевальной музыке;
  • воспринимать и передавать в движении строение музыкального произведения (части, фразы различной протяженности звучания);
  • активно участвовать в играх на развитие творчества и фантазии;
  • правильно и выразительно выполнять танцевальные движения и различные перестроения.

В качестве музыкального материала для детских игр, плясок, хороводов в основном используются русские и зарубежные народные песни и мелодии.

С дошкольниками старшей и подготовительной групп по-прежнему имеет смысл заниматься пальчиковой гимнастикой. Пальчиковые игры постепенно усложняются, вместе с ними изменяются и решаемые задачи: в старшем возрасте они сводятся к развитию речи, артикуляционного аппарата, внимания, памяти, чувства ритма и интонационной выразительности, формированию понятие звуковысотности. Для дошкольников подготовительной группы педагогические задачи сохраняются и выходят на новый уровень (например, развитие чувства ритма, звуковысотного слуха и голоса), появляются новые (узнавать знакомые стихи и потешки по показу без сопровождения текста; без показа на произношение текста только гласными звуками, слогами в разном сочетании).

Заключение

Музыка является мощным средством воспитания тогда, когда она осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее [16].

Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе: развиваются память, мышление и воображение. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, а так же на эмоциональное и физическое самочувствие ребенка.

На музыкальных занятиях большое внимание уделяется такому инструменту как голос, так как именно он способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. В процессе обучения навыкам игры на музыкальных инструментах, развиваются слух и эмоциональная отзывчивость дошкольников. В старшей и подготовительной группах дети учатся петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях в этом возрасте важно научить детей любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться.

Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования и самоанализ педагогического опыта позволили нам сделать вывод о том, что вовлечение дошкольников в различные виды музыкальной деятельности способствует формированию и развитию у них не только целого комплекса музыкальных способностей и умений, но и благоприятно сказывается на развитии познавательных процессов (внимание, воображение, память), что подтверждает нашу гипотезу.

Последовательное решение поставленных задач позволило нам достичь цели исследования и применить его результаты на практике. Отметим, что творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Важно также, чтобы дети не теряли интереса к занятиям музыкальной деятельности. Поэтому все упражнения, которые предлагаются детям для овладения определенными знаниями, умениями и навыками должны носить игровую форму. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. Используя игровые приемы и единый сюжет, можно выстроить целостное музыкальное занятие [15].

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/po-muzyikalnomu-vospitaniyu-doshkolnikov/

  1. Зарецкая Н.В. Календарные музыкальные праздники: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-Пресс, 2009. – 144 с.

  2. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду: Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 160 с.

  3. Девятова Т.Н. Звук-волшебник: Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-Пресс, 2011. – 208 с.

  4. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Праздник каждый день»: Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (2 CD).

    Старшая группа. – СПб.: Композитор, 2010. – 236 с.

  5. И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день»: Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (2 CD).

    Подготовительная группа. – СПб.: Композитор, 2010. – 368 с.

  6. И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день»: Дополнительный материал с аудиоприложением (2 CD).

    Подготовительная группа. – СПб.: Композитор, 2010. – 176 с.

  7. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». – СПб.: Невская Нота, 2011. – 64 с.

  8. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.

  9. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 384с.

  10. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. – 128 с.

  11. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1972. – 288 с.

  12. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 80 с.

Интернет-ресурс

  1. Анализ парциальных программ // [Электронный ресурс] URL: https://docs.google.com/document/d/1wRX0Vonv6tcagFBDCSSXn37wqNg09VB8ZoPvaYPFzwU/edit?pli=1

  2. Барканов С. Мелодия здоровой жизни // [Электронный ресурс] URL: http://zdd.1september.ru/article.php?ID=200600709

  3. Братчикова Ю.И. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста // [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/606350/

  4. Евстафьева Р.М. Воспитание дошкольника в семье средствами музыки // [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/549283/

  5. Матвиенко Е.Ю. Музыка как средство развития ребенка // [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/500676/

  6. Психологические особенности детей дошкольного возраста. // Актуальные проблемы возрастной психологии // [Электронный ресурс] URL: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/166-vozrastnaya-psixologiya/1513-2012-01-26-09-17-41?start=3

  7. Психология детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) // Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Союз, 2004 [Электронный ресурс] URL:

  8. Самойлова И.В. Влияние арттерапии на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста // [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/577267/

  9. Суровцева С.С. Исследование психофизиологических предпосылок развития творческих и музыкальных способностей старших дошкольников Автореф. дис. канд. … псих. Наук. – СПб., 2004. – 20 с. // [Электронный ресурс] URL: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-02/dissertaciya-issledovanie-psihofiziologicheskih-predposylok-razvitiya-tvorcheskih-i-muzykalnyh-sposobnostey-starshih-doshkolnikov

  10. Феоктистова Е.Н. Восприятие музыки – один из важных аспектов развития детей дошкольного возраста // Проблемы современной науки и образования. – №3 (13) – 2012. – С. 102-103. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vospriyatie-muzyki-odin-iz-vazhnyh-aspektov-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta

  11. Ясинских Л.В. Развитие эмоционального слуха у детей старшего дошкольного возраста в процессе комплексных занятий // Педагогическое образование в России. – 2009. – № 2 // [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-sluha-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-kompleksnyh-zanyatiy

33