По специальной психологии «Нейропсихологический подход к изучению речи детей с нарушениями развития»

Курсовая работа

данного исследования обусловлена тем, настоящее в что время в общей детской популяции значительное наблюдается количество детей с различными отклонениями в том, в развитии числе и речевом. Количество детей с речевыми различными отклонениями не только не уменьшается, но и постоянно Именно. растет поэтому в школе остается высокая работе в потребность узких специалистов: психолога, дефектолога и также, а логопеда потребность в специальных коррекционно-развивающих Теоретической. программах основой совместной деятельности психолога, логопеда и дефектолога может стать нейропсихология. Основные отечественной положения нейропсихологии, в настоящее время признанной во мире всем, заложены Л.С. Выготским, А.Р. Лурия и его Современная.

учениками нейропсихология в последние годы активно изучением занимается проблем диагностической, профилактической и коррекционной детьми с работы, имеющими отклонения в развитии и трудности в исследование, а обучении состояния речевых функций ребенка важнейших из одна сторон нейропсихологического обследования.

Нейропсихологическое все исследование шире входит в школьную практику, для как определения школьной готовности ребенка, для и так выяснения текущих трудностей обучения. его Успешность применения зависит от владения методом и исследователя опыта. Применение нейропсихологических методик зна­расширяет чительно информацию о ребенке, и педагогическая стратегия быть может личностно-ориентированной и, значит, эффективной более.

«исследования подход к изучению речи детей с развития нарушениями».

Объект исследования:, Предмет нейропсихологический:, Цель исследования:

Задачи:

  1. проанализировать психологическую, нейропсихологическую и литературу методическую по проблеме исследования;

  2. уточнить понятие функции речевой с точки зрения нейропсихологии;

  3. выявить формирования условия и развития речи детей с нарушениями выявить.

  4. развития причины нарушения речевого развития;

  5. специфику охарактеризовать нейропсихологической диагностики речи детей с развития нарушениями;

  6. подобрать диагностический материал для исследования нейропсихологического речи детей с нарушениями развития.

Применение:

исследования Методы:

Структура курсовая:

приложений 1. Нейропсихологические аспекты формирования и развития детей речи с нарушениями развития

2 стр., 963 слов

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи ...

... Такому ребенку в дошкольном возрасте показана операция по восстановлению неба. Логопедическая работа начинается еще в дооперационный период. Это способствует предотвращению возникновения серьезных нарушений в ... и смысловой стороне. В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования. Это ...

    1. История формирования и нейропсихологии развития в нашей стране и за рубежом

Успехи нейрофизиологии, психологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала XX подготовили века почву для формирова­ния дисциплины новой — нейропсихологии. Эта отрасль психологи­науки ческой начала складываться в 20-40-е годы XX века в странах разных и особенно интенсивно — в нашей стране.

нейропсихологические Первые исследования проводились еще в 20-е годы Л. С. однако, Выготским основная заслуга создания нейро­как психологии самостоятельной отрасли психологического знания Лурия А. Р. принадлежит.

Работы Л. С. Выготского в области нейропсихологии про явились­должением его общепсихологических исследований. На изуче основе­ния различных форм психической ему деятельности удалось сформу­лировать основные развитии:

  • о положения высших психических функций;
  • о смысловом и строении системном сознания (Л.

С. Выготский).

Ранние работы Л. С. нейропсихологии по Выготского были посвя­щены системным психических нарушениям процессов, возникающим в результате поражения участков отдельных коры головного мозга, и их особенностям у взрослого и ребенка человека [6].

Свои первые нейропсихологические Выготский Л. С. исследования проводил совместно с А. Р. Лурия.

Исследования Л.С.положили Выготского начало разработке нейропсихологических путей нарушений компенсации психических функций, возникающих при поражениях локальных мозга. На основании этих работ им сфор были­мулированы принципы локализации высших функций психических человека. Л. С. Выготский впервые высказал том о идею, что мозг че­ловека обладает принципом новым организации функций, который он обозначил принцип как «экстракортикальной» организации психических процессов (с орудий помощью, знаков и прежде всего языка).

По мнению его, возникшие в процессе исторической жизни социального формы поведения приводят к формированию в коре мозга головного человека новых «межфункционалъных отношений», делают которые возмож­ным развитие высших психической форм деятельности без существен­ных изменений морфологических самого мозга. Позднее эту вых о но­идею «функциональных органах» развивал и А.Н.Леонтьев.

Выготского Л. С. Положение о том, что «человеческий мозг новым­ет облада по сравнению с животным локализационным принципом, которому благодаря он и стал мозгом человека, органом сознания­го человеческо» (Л.С.Выготский), завершающее его известные Психология «тезисы и учение о локализации психических функций» (1934г в опубликованные.) относится, несомненно, к од­ному из самых положений фундаментальных отечественной нейро­психологии [2].

Идеи Л. С. системном о Выготского строении и системной мозго­вой высших организации форм психической деятельности составляют часть лишь того важного вклада, который он нейропсихологию в внес. Не менее важна и его концепция о значении меняющемся мозговых зон в процессе прижизненного психических развития функций [6].

Наблюдения над процессами развития психического ребенка при­вели Л. С. Выготского к последовательном о выводу (хронологическом) формировании высших психических человека функций и последователь­ном прижизненном изменении их организации мозговой (вследствие из­менения «межфункциональных» отношений) основной как законо­мерности психического развития. Он положение сформулировал о разном влиянии очага поражения высшие на мозга психические функ­ции в детском взрослого и у возрасте человека [7].

18 стр., 8611 слов

Особенности психических функций человека

... современных психологических исследований. Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение ... интериоризации, «вращивания» функции вовнутрь. Интериоризуясь, «натуральные» психические функции трансформируются и « ... психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и высшие. Память. Наличие у человека представлений говорит о том, что наши восприятия оставляют в коре мозга ...

Идея о неодинаковом эффекте поражении при одних и тех же зон коры на этапах разных психического развития является одной из нейших­важ идей современной нейропсихологии, которая по-оценена настоящему лишь в последнее время в связи с исследований развитием в области нейропсихологии детского возраста.

годы в Как Великой Отечественной войны, так и в время последующее становление и развитие нейропсихологии были связаны тесно с успехами неврологии и нейрохирургии, что совершенство позволило­вать ее методический и понятийный аппараты и правиль проверять­ность гипотез при лечении локальными с больных поражениями го­ловного мозга [2].

В создание нейропсихологии отечественной определенный вклад внесли и исследования в патопсихологии области, проводившиеся в ряде психиатрических клиник Союза Советского. К ним относятся работы психиатра Р. Я. посвященные, Голант описанию мнестических расстройств при поражениях локальных мозга, в частности при поражении области диэнцефальной.

Киевский психиатр А. Л. Абашев-Константиновский сделал многое для разработки проблемы общемозговых и симпто локальных­мов, возникающих при локальных мозга поражениях. Им описаны ха­рактерные изменения сознания, при возникающие массивных пора­жениях лобных мозга долей, и выделены условия, от которых зависит их Важный.

появление вклад в отечественную нейропсихологию сделала Б.В. своими со Зейгарник сотрудниками. Благодаря этим работам:

  • изучены были нарушения мышления у больных с локальными и органическими общими поражениями мозга;

* описаны основные патологии типы мыслительных процессов в ви­де различных нарушений структуры самой мышления в одних случаях и нарушений мыслительных динамики актов (дефектов

мотивации, целенаправленности других и т. д.) — в мышления [8].

Безусловный интерес с позиций нейропсихологии работы и представляют грузинской школы психологов, исследовавших фиксированной особенности установки при общих и локальных мозга поражениях (Д.Н.Узнадзе).

Важные экспериментально-психологические прово исследования­дились и на базе неврологических клиник. К прежде ним всего отно­сятся работы Б.Г.его и Ананьева сотрудников, посвященные проблеме взаимодействия головного полушарий мозга и внесшие существенный вклад в современных построение нейропсихологических представлений о мозговой организации процессов психических.

Большую ценность для становления представля нейропсихологии­ют нейрофизиологические исследования, которые проводились и водятся­про в ряде лабораторий страны. К ним исследования относятся Г. В. Гершуни и его сотрудников, посвященные сис слуховой­теме и выявившие, в частности, два работы ее режима: анализ длин­ных и анализ звуков коротких, что позволило по-новому подойти к поражения симптоматике височных отделов коры мозга у также, а человека многие другие исследования сенсорных Большой.

13 стр., 6397 слов

Воздействие Интернета на психическое развитие личности человека

... факторы воздействия Интернета на личность 2. Выявить положительное и отрицательное влияние Интернета. 3. Определить коррекционную работу по Интернет -- зависимости. 4. Исследовать и проанализировать влияние Интернета на психическое развитие личности. Объект исследования: Психологическое развитие личности в ...

процессов вклад в современную нейропсихологию внесли таких исследования крупных отечественных физиологов, как Н. А. Ано, П. К. Бернштейн­хин, Е. Н. Соколов, Н. П. Бехтерева, О. С. Адрианов и др. [33]

Бернштейна Н. А. Концепция об уровневой организации движений послужила для основой формирования нейропсихологических представлений о мозговых движений механизмах и их нарушениях при локальных поражениях Концепция.

мозга П. К. Анохина о функциональных системах и их роли в целесообразного объяснении поведения животных была использована А.Р.для Лурия построения теории системной динами­локализации ческой высших психических функций человека[17].

Соколова Е. Н. Работы, посвященные изучению ориен­тировочного также, рефлекса были ассимилированы нейропсихологи­ей (вместе с достижениями другими физиологии в этой области) для общей построения схемы работы мозга как психических субстрата процессов (в концепции о трех блоках для, мозга объяснения модальнонеспецифических нарушений высших функций психических и др.).

Большую ценность для нейропсихологии исследова представляют­ния Н.П. Бехтеревой, В. М. Смирнова и дру­авторов гих, в которых впервые в нашей стране с метода помощью вживленных электродов показана важная глубоких роль структур мозга в осуществлении сложных процессов психических — как когни­тивных, так и Эти. эмоциональных исследования открыли новые ши­рокие изучения перспективы мозговых механизмов психических про­Таким.

цессов образом, отечественная нейропсихология сформировалась на нескольких стыке научных дисциплин, каждая из которых свой внесла вклад в ее понятийный аппарат [5].

Комплексный знаний характер, на которые опирается нейропсихо­логия и, используются которые для построения ее теоретических моделей, комплексным определяется, многоплановым характером ее центральной проблемы — «как мозг субстрат психических процессов». Эта является проблема междисциплинарной, и продвижение вперед по пути ее возможно решения лишь с помощью общих усилий наук многих, в том числе и нейропсихологии. Для собственно разработки нейропсихологического аспекта данной проблемы (т. е. изучения для мозговой организации высших психических прежде, функций всего на материале локальных поражений мозга головного) нейропсихология должна быть вооружена суммой всей современных знаний о мозге и психических почерпнутых, процессах как из психологии, так и из дру­смежных, гих наук [29].

Современная нейропсихология развивается в двумя основном путя­ми. Первый — это отечественная созданная, нейропсихология труда­ми Л. С. Выготского, А. Р. Лурия и продолжаемая их последователями и учениками в России и за рубежом (в бывших советских ликах­респуб, а также в Польше, Чехословакии, Франции, Дании, Венгрии, Финляндии, Англии, США и др.).

Второй — традиционная это западная нейропсихология, наиболее яркими которой представителями являются такие нейропсихологи, как Р. Бенсон, Д. Рейтан, X. Экаэн, О. Зангвилл и др. [21]

Как известно, А. Р. наряду Лурия с другими отечественными пси­хологами (Л. С. Леонтьевым [7], А. Н. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. В. Запорожцем, П. Я. Гальпериным и др.) непосредственно тывал­разраба теоретические основы отечественной психологической этой и на науки базе создал нейропсихологическую теорию организа мозговой­ции высших психических функций Успехи. человека отечественной нейропсихологии объясняются прежде опорой ее всего на научно раз­работанные с позиций философии материалистической общепсихоло­гические концепции.

6 стр., 2810 слов

По психу. Речь. Виды и функции речи

... существенных признаков. Третья функция речи - коммуникация, т.е. передача информации. Если первые две функции можно рассматривать как внутреннюю психическую деятельность, то эта выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с ...

Сопоставляя развития пути отечественной и американской нейро­психологии, А. Р. отмечал Лурия, что американская нейропсихология, достигнув успехов больших в разработке количественных методов ис­следования мозговых последствий поражений, фактически не имеет общей схемы концептуальной работы мозга, общей нейропсихологической объясняющей, теории принципы функционирования мозга как Теоретические [17].

целого представления отечественной нейропсихологии опре­общую и деляют методическую стратегию исследований. В соответ­представлением с ствии о системном строении высших психических согласно, функций которому каждая из них являет сложную собой функциональную систему, состоящую из многих наруше, звеньев­ния одной и той же функции разному по-протекают в зависимости от того, какое звено (оказывается) фактор пораженным. Поэтому цент­ральной нейропсихологического задачей исследования является опреде­ление специфики качественной нарушения, а не только констатация факта той расстройства или иной функции.

Следует что, отметить в настоящее время как теоретические жения­поло, так и методы отечественной нейропсихологии все приобретают большую популярность у западных исследователей. разрабо, Методы­танные А. Р. Лурия, подвергаются стандартизации, использу широко­ются, обсуждаются на специальных конференциях [17].

В время настоящее отечественная нейропсихология представляет собой развивающуюся интенсивно отрасль психологической науки, в которой несколько выделилось самостоятельных направлений, объе­диненных теоретическими общими представлениями и общей конеч­ной состояний, задачей в изучении мозговых механизмов психических Нейропсихология.

процессов — молодая наука. Несмотря на очень историю длительную изучения мозга как субстрата процессов психических, кото­рая восходит еще к представлениям донаучным древних авторов о мозге как души вместилище, и на огромный фактический материал о раз­симптомах личных поражения мозга, накопленный клиницистами мира всего, нейропсихология как система научных сложилась знаний лишь в 40-50-е годы XX века. Решающая этом в роль процессе при­надлежит отечественной школе нейропсихологической. Ее успехи и высокий междуна­родный связаны авторитет прежде всего с именем одного из выдающихся самых психологов XX века — Александра Романовича Понятие [17].

    1. Лурия речевой функции с точки зрения Общепризнанно

нейропсихологии, что речь — это высшая функция психическая, которая является основным средством мысли выражения.

В рамках созданной А.Р. Лурией нейропсихологии функция речевая рассматривается как с точки зрения ее ских­психологиче особенностей, так и мозговой организации [17].

сложность­ся Подчеркивает структуры речи, в составе которой два выделяются основных уровня:

1) гностический и праксический;

2) ловой­смыс.

Гностические и праксические функции в структуре функции речевой А.Р. Лурия расценил как базисные, которыми над сис­темно надстраивается в течение смысловой жизни уровень ре­чевой деятельности, связанный с средствами пользованием языка — словами, фразами, построенными по грамма правилам­тики.

3 стр., 1076 слов

Когнитивное поведение детей дошкольного возраста

... речи. На дошкольного протяжении возраста формируется планирующая и регулирующая речи функция. А.Р.Лурия отмечает, что с пяти речь лет только начинает выполнять основную регуляции в нагрузку поведения и деятельности детей. ... со всеми психическими функциями. Рассматривая процессы когнитивные, важно подчеркнуть, что, ... различных интегративной форм деятельности мозга определяется структурным нейронных ...

Важную роль А. Р. Лурия опосредованному придавал характеру речевой функции [17].

Он указывал, речевая что деятельность требу­ет различных невербальных таких, опор, как оптические образы и символы представления, предметов о количестве, времени, пространстве и пр., и в то же время сама она служит посредником. Без невозможно речи освоить ни одну область знания, математику даже, физику, химию и т.д. Это означает, приобретение:

  • что речи требует огромных, и при полимо этом­дальных, мозговых затрат: ее нельзя без освоить образования множественных ассоциативных связей самыми между разными зонами мозга;

— овладение высшей любой психической деятельностью не­ возможно без проводящих активации путей, ведущих к речевым зонам если, а мозга и возможно, то в существенно ограниченном объеме обходным же или путем, как например, при редко, не­ глухоте обозначаемой в быту как глухонемота.

В речевой теории деятельности принято выделять виды и речи функции, мозговые механизмы которых до конца не следовательно, и, изучены, их нейропсихологическое освещение пока что неполным является.

Главные виды речи — внутренняя и Понятие. внешняя внут­ренней речи является для основополагающим понимания рече­вой деятельности в Попытки. целом ее описания имеют до­статочно длительную Как. историю отмечал еще Г. Хэд, англий­невролог ский, внутренняя речь рассматривалась на протяжении ее разному по-изучения: как «эндофазия», «невыговариваемая вслух словесная», «речь формулировка, которая предшествует мышлению», как же или «общие процессы мышления». Послед­определение нее принадлежит известному немецкому психологу XIX середины века Курту Гольдштейну (К. Goldstein ).

английский Другой невролог, Хьюлингз Джексон (Н. Jackson ), что, считал внутренняя речь — это та же внешняя, она только беззвучна. Однако он признавал и то, что высказыванию всякому пред­шествует внутренняя подготовка — отличающаяся, пропозиция высокой образностью и смысловой насыщенностью, т.е. по су­признавал ществу наличие внутренней речи в ее современном Кроме. понимании того, X . Джексон полагал, что внешняя и внутренняя речь лишь сопровождает мышление, может которое осуществляться и без нее. В отличие от Гольдштейн К. этого придерживался мнения, что речь без невозможна категориаль­ного отношения к ее объекту, тем признавая самым интеллектуальную сущность речевой непосредственно, т.е. функции связы­вал ее с мышлением. Он был обособлять склонен внутреннюю речь от моторной и сенсорной, собой представляющих основные способы ее внешнего выражения [8].

полное Наиболее и убедительное описание специфики внут­речи ренней принадлежит Л.С. Выготскому. Соответственно его внутренняя, представлениям речь является симультанной, максимально смыслом насыщенной, минимально оформленной фо­нетически [6].

В отличие от Ж. считавшего, Пиаже, что внутренняя речь приходит на отмирающей смену эгоцентрической («речи для себя»), Л.С. указывал Выготский, что внутриречевой план образуется сворачивания путем эгоцентрической, усвоенной по подражанию речи Этот. взрослых факт он рассматривал как свисоциального ее детельство и опосредованного происхождения. Л.С. Выготский как бы черту подвел под вопросом о соотноше­нии речи внутренней и мышления. В речи, указывал он, «мысль не совершается, а воплощается». Это означает, что речь и взаимодействуют мысль, совершенствуя друг друга: речь базе на возникает аморфной мысли, не имеющей дискретной становится, но структуры таковой под воздействием ею же рожденной Помимо [7].

9 стр., 4329 слов

Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей ...

... условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих. Развитие моторики, в том числе ...

речи внешней и внутренней выделяют импрессивную (понимание и восприятие) и экспрессивную (воспроизведение) речь.

Дифференциация деятельности речевой на экспрессивную и импрессивную, также получившая распространение широкое, привлекает внимание и к другим ее важным Импрес. свойствам­сивную устную речь принято как рассматривать включающую способность различать звуковые сигналы речевые, и в первую очередь, звуки речи, а на основе этой понимать слова, фразы, логико-конструкции грамматические. Разумеется, каждый из этих видов речи импрессивной включает задачи различной сте­сложности пени, определяемые особенностями воспринимае­мых Важный [9].

текстов вклад в понимание специфики и взаимоотношений внешней и внутренней речи внесла психолингвистика. В ее рамках зарубежными и отечественными психолингвистами — Н.И. Жинкиным, А.А. Леонтьевым, Т.В. Хомским [1], Н. Ахутиной, Д. Осгудом и другими, создана теория речи порождения. В ней рассматривается то, как внутренняя трансфор речьмируется во внешнюю [33].

По функциям речь прежде делят всего на коммуникативную и номинативную. Единицей речи номинативной является отдель­ное слово. коммуникативной Единицей речи является предложе­ние (Коммуникативная).

фраза речь характеризуется большей прагматичностью (Она).

практичностью необходима всем людям и постоянно, в для, основном обмена мыслями. Диапазон номи­речи нативной иной. Она не только служит общения для, но и для своеобразного дублирования мира. предмет Каждый и явле­ние получают в слове-вторую «номинации жизнь», имеющую значительную степень этом. В абстрактности смысле можно го­ворить о «магии превращающего», слова все сущее в образы [34].

Существует один еще вид речи — индикативная. Она для служит индивидуального обозначения (индикации) каких-предметов либо. Наиболее важную часть индикативной состав речи­ляет топонимика — слова, обозначающие фамилии, имена лю­дей, географические названия и т.д. Многие из кочуя, них из языка в язык, утеряли свое значение первоначальное, и сейчас делаются многочисленные попытки их Более. расшифровки все­го привлекают людей «загадки» существует, т.к. имени мнение, что имя накладывает отпечаток определенный на судьбу человека.

Коммуникативная делится речь на диалогическую (ситуатив­ную и не ситуативную) и Диалогическая. монологическую речь, особенно ситуативная, оценивается более как простая, посколь­ку в ней гораздо место большее, чем в монологической, занимают паралингвистические выражения средства мысли (жесты, мимика, интонация) [35].

крупным Наиболее делением речи на виды является ее граничение­раз на устную и письменную, эти речевые являются функции наибо­лее поздними (молодыми), истории в как развития человечества (филогенезе), так и человека отдельного (онтогенезе) [31].

Итак, речевая функция ключевую занимает позицию в разви­тии психики. является Она основным способом коммуникации между главным и людьми инструментом познания мира. Речевая была деятельность бы невозможна без владения сред­языка ствами, которые организованы в особые системы (Каждый).

3 стр., 1238 слов

Роль речи в психическом развитии ребенка

... речи складывается уже на ранних этапах развития. Однако лишь к 5-ти годам слово взрослых становится истинным регулятором деятельности и поведения ребенка. Основное значение речи в психическом развитии ребенка состоит в ... важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение ...

коды говорящий может черпать из этих необходимые систем ему слова и правила для высказывания построения.

    1. Условия формирования и развития речи

это — Речь функция, без которой человек не претен может­довать на звание homo sapiensa . понятно Поэтому, что ее форми­рование — задача важности первостепенной. Как было сказано выше, речи без невозможно развитие специфически человече­мышления ского [2].

Для того чтобы появились речевые первые действия, необхо­дим определенный познавательный (когнитивный) багаж, при­обретаемый при коры включении мозга. С каждым днем ребе­все нок больше и больше адаптируется к жизни.

В месяцев от 0 до 6 период у ребенка имеется потреб­ность речь слышать. Более того, она появляется утробе в даже матери. Ребенок прислушивается к интонациям речи человеческой, мимически реагирует на нее, и видно, особенно что необ­ходима ему интонация Переход.

любви от молчания к речи осуществляется не мгновенно. момент Однако, знаменующий начало пути, все же Это. существует появление на 3—4-м месяце жизни гуления, а лепета затем.

6 мес. — 1 год. Условно говоря, этап этот можно назвать эта­пом синкретического (синтетического) познания человеческой речи. К 8—10 месяцам репертуар речевой ребенка качественно меняется: гуление место уступает лепету. Если гуление носит рефлекторный чисто характер, то лепет — это первые подражания попытки речи людей, реализуемые с участием мозга коры. Далее ее роль становится все Лепет. большей чрезвычайно важен, т.к. подготавливает речевой рат­аппа к последующим действиям.

Скорее всего, участие преимущественное в осуществлении лепета принимает подкорковый мозга уровень. Для него характер­на реализация равномерно (итеративных повторяющихся) двигательных стимулов, из существу, по которых, и состоит лепетная речь. Кроме лепет, того — результат активности слуховой коры видимому и, по-мозга, двуполушарной, поскольку функ­циональная между асимметрия полушариями в этот период жиз­ни еще ребенка отсутствует.

В 1 — 1,5 года дети оттачивают мычать умение, ры­чать, мяукать, шипеть и жужжать тому к близко, как это делают животные. такое Взрослым уже недоступно, как и детям позднего более возраста. Объясняется это тем, ребенок что со време­нем переходит на язык который, людей гораздо более абстрак­тен, Если. условен первые слова появляются у ребенка далее и вовремя со­матическое состояние и условия жизни нормальными являются, идет бурное овладение способностью Детей. говорить так часто называют гениальными что, лингвистами это определение стало уже Они. банальным невероятно быстро запоминают слова и объединения их правила в предложения. Взрослые, изучающие иностранные способны, не языки на такой темп усвоения прак­грамматики тической. Возможность быстрого освоения языков в детстве раннем объясняется пластичностью детского мозга, а тем именно, что в нем еще далеко не места «все» заняты, и для образования ассоциативных существует не связей серьезных препятствий.

4 стр., 1608 слов

Речь взрослых как средство развития речи детей

... общения педагога с детьми. В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей: общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; обучение родной речи и языку на ... достаточная громкость; знание и соблюдение правил речевого этикета; соответствие слова воспитателя его делам. В процессе речевого общения с детьми воспитатель использует и невербальные средства ( ...

Наиболее активную интеграции в роль разноанализаторных ощущений играют лобные мозга доли, регулируя сложную де­ятельность мозговых связывающих и зон их проводящих путей. К 1 — 1,5 годам ребенок говорить пытается лепетные слова, ритм и которых интонация разнообразны и по обще­му рисунку напоминают слова настоящие.

Очень важно, что на протяжении периода всего лепетной речи у ребенка совершенствуется которой, с интонация он воспроизводит лепетные слова: она все становится более разно­образной и выразительной. годам к 2-м Ближе (приблизительно в 1 г. 8 м — 1 г 9 м.) у него появляются первые разными с слова (не повторяющимися) слогами: «шея, ляпа, года» и т.п. В 2 тетя ребенок пытается говорить 3-сложные пропуская, слова, как правило, один из них.

учитывать Необходимо и то, что для большинства годовалых мама Детей — это только «моя мама», «только» — киса «моя ки­ска», другие «киски» не как опознаются кошки.

Громадную роль в попытках общения речевого занимают об­становка, в которой оно она (происходит подсказывает смысл того, что интонация), говорится речи, жесты.

Некоторые слова охотно ребенок повторяет, не понимая — воспроизводит как Такое. эхо явление в литературе можно встрепод тить названием эхолалической имитации речи. В поз более­днем возрасте ребенок не сумеет попугайски «так» повторять потому что станет механизм активным осмысления и вытеснит бессмысленную речь. способность Сама произнесения слов це­ликом обусловлена членить неспособностью его на отдельные звуки. Такое появится умение позже.

2—3 года — это период осмысленной которой, в речи главное место занимает слово, а не речи звук, который, как можно было бы проще, думать, чем слово, и поэтому должен пер осваиватьсявым. И пусть слова, произносимые этом на ребенком этапе, еще неправильны с точки звукового зрения состава, они выполняют свою смысловую — главную роль.

Ребенок еще не чувствует, эти что слова состоят из отдельных звуков, он как их воспринимает единое звучащее целое. Слово него для все равно, что один такой, но звук звук, который несет информацию. звук Отдельный речи сам по себе ее не несет, и у отсутствует ребенка потребность говорить его. Осмысленные другое — звукоподражания дело. Они похожи на слова, от тянется них ниточка к пониманию того, что в содержатся словах от­дельные речевые движения.

В этот имеются период большие различия в пользовании уже еще и освоенными новыми словами. В знакомых главах проявляют дети внимание к деталям обозначаемых ими отличиям и предметов одних предметов от других (курицы от зайчика, кошки от волка, собаки от кошки, кровати от стула, стола от дивана, но­жа от вилки, чашки от тарелки и т.п.).

замечают Они также, что слова состоят из более-то каких мелких единичек — отдельных в речи, и чаще все выделяют первую «букву», т.е. приближаются к звуковой освоению системы языка.

Слова на этом перестают этапе быть столь узкими по значе­как, нию на первом. Напротив, их значения распространяются на большую слишком группу слов. Так, «киской» может ребенок назвать и саму киску, и мамин пушистую, и воротник подушку, и пуховые варежки и пр. (пример Гвоздева А.Н. лингвиста).

Ос­новную роль здесь играет сам на уже предмет, и не реальная кар­тинка, а Как. стилизованная раз в этом возрасте дети любят так «мультики» с их символическими, но не слишком сложными Возраст.

изображениями 2 года знаменуется первыми попытками слова 2 соединить: «Мама киса», — ребенок сам первые строит предложе­ния, называемые императивными: «дай Баба!», «Кися, ди!(Киса, иди!)».

В это появляются время даже 3-сложные слова, например, «поломалась» (палямась), «аевка» (коровка), приобретается спо­строить собность по моделям речи взрослых простые ния­предложе: «Мой кука паль (Моя упала кукла)».

3—5 лет. Наиболее ярким речевым ребенка достижением 3-х лет является активизация речевого том, в механизма числе и того который отвечает за речь фразовую. Ребенок сам строит собстпредложения венные, еще не осознанно, но самостоятельно распределяет между роли членами предложения. За каждым из таких актов речевых стоит сложная работа мысли. способны де­ти Некоторые конструировать даже сложноподчиненные предло­запоминают, жения большое число стихов. Словарь к 3 становится годам достаточно объемным. Этот возраст харак принятотеризовать как возраст речевого Отмечаются.

взрыва продвижения и в звукопроизношении: добавля­ются шипящие некоторые звуки, «з, ы, в», твердое «л», некото­рые осваивают дети даже произнесение вибранта «р», однако делают многие это позже — к 3,5—4 годам.

На этапе 3-3,5 ребенок года еще не различает смысловые ро­ли звуков похожих, речи по звучанию, поэтому и говорит «зук» (миська), «жук» (мишка) и т.п. Это период еще фонетико нерасчлененного-фонематического развития (термин, введенный из­исследователем вестным детской речи Р.Е. Левиной).

В этот же период возрастной продолжается овладение детьми не только состоящими, словами из одного корня, но и такими, в которых суффиксы присутствуют, приставки, окончания. А для этого чтобы, нужно были сформированы элементарные пред­количестве о ставления, пространстве, времени. Ведь почти суффиксы все связаны с понятием количества (стул — кулак, стульчик — кулачище), приставки — с понятием пространства (пое, уехалхал, доехал, объехал).

Суффиксы самые (глагола трудные в сочетании с суффиксами других речи частей) связаны с понятием о времени. Как развитие, видно речи ребенка с возрастом все более и более тесно смыкается с развитием мышления. его Если языковые речевые попытки во подражательны многом, то следующие — результат осмысления действительности и собов­спо выражения мысли в речи.

Речь 5-ребенка летнего должна стать развернутой, причем не диалогической только (ответы на вопросы), но и монологиче­ской. этого Для необходимо овладение правилами синтаксиса, данном в действующими конкретном языке. Они очень предполагают, т.к сложны использование предлогов, падежных оконча­личных, ний окончаний глагола, времен глагола и Для. прочее этого необходимо овладеть словами частями как речи, научиться различать их по конфигурации и общую извлекать смысловую роль.

В данный период развития речевого функционально активны все речевые мозга зоны, а также те, которые обеспечивают пред­образно-метно-логическое содержание высказываний, т.е. височно-доли затылочные обоих полушарий. Кроме того, нирующая­коорди, регулирующая и мыслительная роль принадлежит лобным здесь долям мозга.

    1. Нарушения речевого Нарушение

развития речевого развития — одно из наиболее тяжелых и распространенных отклонений в формировании у ребенка высшей деятельности психической, т.е. вид психического дизонтогенеза. Поскольку речи развитие непосредственно связано с психическим развитием в наиболее, целом часто у ребенка имеет место нарушения смешанные психоречевого развития, хотя они выступать могут и изолированно. Для каждого возраста оритетны­при свои речевые расстройства, хотя их возраст строгой­ной отнесенности не существует [18].

Причины речевых возникновения расстройств в основном те же, что и причины неречевых в отклонения видах психиче­ского развития. По они характеру делятся на органические и функциональные, имеющие, в очередь свою, различную этио­логию.

Нейропсихологический рассмотрения аспект нарушений речевого развития позволяет подойти дифференцированно не только к структуре дефекта при формах разных расстройств ре­чи, но и к мозговым механизмам, которые их При.

вызывают этом важно, что в речевом помимо, развитии коры моз­га, важную роль более и играют элементарные структуры мозга, в частности, структуры глубинные мозга: подкорка, ствол, который ножки: включает мозга и четверохолмие, мост мозга, чок­мозже и продолговатый мозг.

Поражение подкорковых ядер базальных приводит к нару­шениям движений, типу по преимущественно дискоординаций, имеющих место при параличей отсутствии или парезов двигательной мускулатуры. В сфере речевой они проявляются в виде особой, дизартрии подкорковой [15].

Основной функцией мозжечка является точ обеспечение­ности целенаправленных движений, поддержание координация, равновесия взаимодействия мышц агонистов, гонистов и Для. антагонистов выполнения этих задач мозжечок раз имеет­ветвленные связи с самыми различными мозга отделами. В ко­ординировании сложных речевых движений выступает мозжечок как главный указатель точности органов движений речевого аппарата (объема, силы, При).

направленности поражении мозжечка возникает особый дизартрии вид — мозжечковая, проявляющаяся в нарушении тактики («речевых») равновесия движений.

При поражении черепных иннервирующих, нервов речевую мускулатуру, возникает бульварная Поражение. дизартрия проводящих путей, соединяющих ядра нервов черепных и кору мозга обусловливает возникновение дизартрии псевдобульбарной.

Если отклонений в речевом развитии удалось не избежать, следует приложить все силы, максимально чтобы использовать здоровые системы организма и ребенку помочь занять свое мес­то в жизни, трудности на несмотря, связанные с неполноценно­стью психических первую, и в функций очередь, речевой [11].

Несмотря на высокую врожденной степень готовности к ре­чи, достигнув «речевого возраста», часть определенная детей молчит или начинает плохо говорить, неразборчиво. Их с трудом понимают даже Грамотные.

родители, внимательные родители задаются вопросом, по­ребенок чему «молчит», уже тогда, когда отсутствие замечают у него гуления и лепета. Менее обращаются осведомленные к специалистам значительно позже, когда уже ребенок должен гово­рить слова и Излишне.

фразы убеждать в том, что раннее аномалий обнаружение речевого развития и своевременное обращение к крайне специалистам важно вовремя принятые необходимые могут меры вер­нуть ребенку полноценное напротив, и развитие, опоздание может стать роковым [10].

речевых Среди расстройств есть и безнадежные, при даже которых самые бдительные родители и самые специалисты умелые не в силах спасти положение. Тяжелые речи расстройства, как прави­ло, не выступают изолированно. являются Они частью заболева­ний, связанных с поражением органическим центральной нерв­ной системы (Наиболее).

ЦНС частое из них (хотя далеко не ственное­един) — синдром детского церебрального паралича (Нарушения) [29].

ДЦП речевого развития, помимо медицинского требуют, вмешательства участия ряда других специалистов: логопедов (дефектологов и сурдологов), медицинских психологов социальных Очень. работников важно, чтобы эти специалисты не лечили только и учили ребенка с аномалиями речевого определили, но и развития, какой тип детского учреждения необ ему­ходим.

Однако каждый из названных хоть, специалистов и вносит важную лепту, не в состоянии ребенку помочь полностью. При правильной ранней некоторые диагностике нарушения развития речи у ребенка быть могут предотвращены, другие требуют слож­длительного, ного комплекса лечебно-психолого-педагогиче­мероприятий ских, третьи не поддаются лечению, и тогда на план первый выступает работа по адаптации ребенка к этой. С жизни целью в разных странах существуют учреж специальные­дения. Это специализированные дома системы ребенка соци­ального обеспечения, школы умственно для отсталых детей, слепых, глухих, для школы тех детей, у которых процесс развития речевого не укладывается в рамки нормы [30].

Вывод по Анализ 1

главе рассмотренных работ позволяет выделить характерных несколько особенностей исследований, проводящихся в этом Как.

направлении указывают Т. В. Ахутина и Н. М. Пылаева [1], есть причин ряд, препятствующих определению точной локализации поражения очага в детском возрасте: продолжающийся процесс психических кортикализации функций, возрастная диффузность и пластичность органов функциональных детей, возможность организации психического разных на процесса уровнях мозговой иерархии и наличие функциональных круговых связей мозговых структур.

Кроме случае, в того дизонтогенетических заболеваний чаще приходится диффузных о говорить анатомических, биохимических либо функциональных головного изменениях мозга, что еще более значимость снижает топической диагностики.

Все это более делает корректным в детском возрасте определение не функционального, а топического «диагноза», то есть определение «сильных» и «звеньев» слабых функциональных систем психики ребенка. выделением Увлекаясь «сильных» и «слабых» звеньев, дефицитарных и полушарных сохранных стратегий, исследователи часто не выходят за уровень этот анализа той или иной отклонения формы в развитии.

Практическое же значение описанных возможности, особенностей их учета в коррекционном процессе остаются мало или освещенными в данном типе работ вообще или отсутствуют.

На наш взгляд дальнейшее нейропсихологических развитие исследований аномального развития должно пути не по идти пополнения «библиотек» описаний особенностей или той иной нозологической группы, а по пути форм разработки помощи и методов коррекции, учитывающих особенности эти. В противном случае ценность полученных в подобных ходе исследований данных оказывается невелика. В нашего заключение небольшого обзора следует отметить, нейропсихологические что исследования, ориентированные на разработку форм и помощи методов детям с различными отклонениями в развитии, зарубежной и в представлены и в отечественной литературе, но объем их по сравнению с «исследованиями» описательными крайне невелик.

Глава 2. Нейропсихологическая речи диагностика детей с нарушениями развития

2.1. Основные нейропсихологической принципы диагностики

Нейропсихологическая диагностика – обширный методических класс приёмов и заданий, направленный на исследование нарушений, их ВПФ при различных по природе поражениях Задача. мозга их использования состоит в описании нарушений выделении и ВПФ тех факторов, которые лежат в Основные.

основе принципы нейропсихологического исследования:

1. В набор входить должны нейропсихологические методики, задания и пробы, надёжность и валидность которых подтверждена клинической практикой. этом При обоснованность и адекватность тех или заданий иных обеспечивается клиническими критериями, т.е. клинической локализованных верификацией поражений мозга.

2. Набор нейропсихологических должен методик содержать минимально необходимое количество адекватных, субтестов для исследования речи, гнозиса, ВПФ и др. праксиса.

3. Методики, включённые в батарею должны доступны быть для выполнения любому взрослому, здоровому практически испытуемому. Должны быть апробированы и нормативной на стандартизованы выборке, включая и не совсем образованных набор.

4. В людей обязательно должны включаться т.н. сенсибилизированные задания и пробы, направленные на выявление слабо выраженных отдельных нарушений ВПФ. Эти пробы должны батареи 1/3 составлять.

5. Результаты, полученные в ходе нейропсихологического должны, эксперимента быть специально организованны и пригодны сравнительного для анализа на основе статистических методов. необходимо Это для создания возможности оценить выраженности степень выявленных нарушений и их динамики в процессе лечения восстановительного и реабилитации [26].

Основными в нейропсихологической диагностики специальные являются нейропсихологические батареи, включающие в себя направленные, задания на исследование:

1. Праксиса – действия (кинестетический, динамический, пространственный);

2. Гнозиса – узнавание (зрительный, пространственный, слуховой, кинестетический);

3. Речи.

Дополнительно к нейропсихологическим батареям патопсихологические используются методики, направленные на изучение таких процессов психических как память, внимание, мышление [14].

используются Также тестовые методы: Равен, Векслер и пр., тесты рисуночные. Иногда используются аппаратурные методы (дихотическое, например прослушивание).

2.2. Специфика нейропсихологической диагностики

обследовании При детей необходимо провести тщательный диагностического отбор материала по следующим критериям:

  • доступности (знакомости);
  • сложности;
  • привлекательности (наглядности, занимательности, способности