Проектная деятельность как основа творческого развития дошкольников

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой творческих способностей являются общие способности [25].

Проектная деятельность помогает ребенку развить свои возможности. Она закладывает фундамент в развитии таких мыслительных процессов, как анализ, сравнение, обобщение и наблюдение.

Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность [19].

Творчество детей необходимо развивать в процессе обучения в детском саде. В настоящее время одно из актуальных значений приобретает проблема развития творческих способностей личности посредством проектной деятельности.

Творчество — самый мощный импульс в развитии ребенка. Стремление к творчеству присуще всем людям и задача воспитателя — развивать творческие силы в маленьком человеке. А.С.Макаренко подчеркивал, что «развитие творческих возможностей личности — это всегда трудно, так как творчество связано с напряжением всех сил человека, с преодолением лености мысли, с проявлением самостоятельности личности, с поиском нового» [16, 127].

Цель исследования — изучить проблемы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития творческих способностей у дошкольников в процессе проектной деятельности.

2. Выделить особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

17 стр., 8303 слов

Курсовая работа креативность и творческие способности личности

... и что способствует их регрессированию. Каким образом социум может повлиять на развитие креативности у творческой личности, почему прививаются те или иные стереотипы, с чем связано именно такое развитие этих способностей ... существовать некая динамика развития данных процессов у каждой личности. Актуальность нашей работы состоит в том, что мы попытались выявить динамику развития данных процессов, таким ...

3. Рассмотреть систему проектов, развивающих творчество дошкольников.

4. Разработать конспект проекта, направленного на развитие творческих способностей дошкольников.

Объект исследования — процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Предмет исследования — организация проектной деятельности как средства развития творческих способностей.

Методы исследования:

Теоретические:

1) изучение психолого-педагогической, методической, и другой научной литературы;

2) систематизация и обобщение полученных результатов исследования;

3) сравнение точек зрения психологов и педагогов по вопросам данной темы.

Практические: наблюдение за детьми в ходе исследования.

База исследования: МБДОУ №52 «Лукоморье».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Основные характеристики проектной деятельности детей дошкольного возраста

Суть определения«проектная деятельность»связана с такими научными категориями и понятиями как «деятельность», «творчество», «проект» имеющими разносторонний характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения различных уровней методологии науки.

Понятие «проектная деятельность дошкольников» находит своё отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин — педагогической и психологической науки. «Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса, так и её психологического содержания» [21, 42].

По мнению Н.В. Матяш, проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. Проектная деятельность дошкольников тесно связана с проблемой творчества, является творческой, по сути. На основании этого, Н.В. Матяш утверждает, что «творческая проектная деятельность дошкольников — это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость» [17, 21].

По мнению Н.В. Матяш термин «проект» пришел в гуманитарное знание из технических наук, и, вследствие этого его содержание испытывает значительное влияние с этой стороны. До сих пор в большинстве случаев понятие «проект» подразумевает неявное расширение -«технический проект». Однако все чаще данный термин проект употребляется в общенаучном значении [17].

Процесс создания проекта называется проектирование. Дж.К. Джонс приводит более десятка определений процесса проектирования, главное из которых «проектирование — вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде. В широком смысле проектирование — это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной или искусственной)» [6, 11].

В психологическом знании понятие проектирования в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы проектирования образовательных систем. В этой области также акцентируется преобразующая функция проектирования по отношению к личному уровню знания.

В качестве учебной деятельности проектная деятельность дошкольников служит, прежде всего, развитию личности субъекта учения, а не получению общественно значимого продукта. Тем самым определятся основные параметры ее содержания, организации, функционирования. Наша задача заключается в том, чтобы обнаружить общие и частные особенности понятий (и стоящих за ними видов деятельности), связанных с проектной деятельностью детей [11].

Проектная деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития воспитанников. Поэтому есть основания говорить о методах обучения проектной деятельности, под которыми мы понимаем целенаправленные и организованные способы и приемы выполнения учебных творческих проектов.

Как полагает Н.В. Матяш, методы обучения, способствующие организации и реализации проектной деятельности, являются методами, активизирующими творческое мышление, помогающими выработать умение решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, целенаправленному сознательному поиску решения проблемы, созданию идеального образа и его объективизации в реальном продукте. С этими методами можно ознакомиться, рассмотрев таблицу 1 [17].

Таблица 1.

Традиционные методы

  • Вербальные методы;
  • Демонстрация;
  • Практические методы;
  • Наблюдения;
  • Самостоятельная работа с литературой;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/proektnaya-deyatelnost-i-razvitie-lichnosti-doshkolnika/

  • Метод упражнений;
  • Исторический метод.

Нетрадиционные методы

  • Метод проектов;
  • Дизайн-анализ;
  • Морфологический анализ;
  • Метод фокальных объект;
  • Функционально-стоимостный анализ;
  • Алгоритмический метод;
  • Метод абсурда;
  • Метод информационной недостаточности;
  • Метод информационной избыточности;
  • Метод информационной поддержки;
  • Конкурсы творческих проектов.

Указанные Н.В. Матящ методы кардинально меняют технологию обучения. Они пробуждают познавательную активность воспитанников, содействуют становлению самостоятельности в мышлении и проектной деятельности. [17].

Методы развития опыта творческой проектной деятельности многообразны, что с одной стороны, представляет педагогу простор для моделирования своей деятельности на занятии, с другой стороны требует повышенного внимания и избирательности, что предполагает знание индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, так как многие методы имеют возрастные ограничения.

В зависимости от направленности проекта могут быть выделены следующие этапы работы над проектом дошкольников:

Мотивационный этап или Погружение в проект.

Планирующий или проектировочный (информационно-операционный, информационно-поисковый, информационно- исследовательский).

Практический или моделирующий.

Контрольно-коррекционный (Самооценка и координация готовности к защите проекта).

Защита проекта или презентация.

Рефлексивно-оценочный или заключительный, итоговый.

Стадии работы над проектом — это «пять П» Проблема — Проектирование (планирование) -Поиск информации — Продукт — Презентация.

Шестое «П» проекта -его Портфолио, — папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализатора, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации [24].

Главная идея проектной деятельности — «направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально- значимой проблемы. Проектная деятельность — это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата» [3, 18]. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами детского сада, адаптируются к современным условиям жизни. А как любая деятельность, проектная деятельность имеет свои психологические особенности и располагает различными возможностями для развития личности.

1.2 Теоретические основы развития творческих способностей у дошкольников

«Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода» [8, 73].

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Так, люди, обладающие дивергентным типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего [7].

Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. «Быстрота — способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность — способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид» [14, 32].

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [15].

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:

1. Реализм воображения — образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений — способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование — способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях [14].

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют «следующие способности:

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция» [9, 86].

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, ее способности.

В «Педагогике» СластенинаВ.А. под творческой способностью понимается «способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения» [22, 93]. К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованием сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной. Психологи, при характеристике творчества, указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез (Выготский Л.С., Пономарев Я.А., Давыдов В.В., Шмелев А.Г.).

Среди предпосылок и оснований, характерных для проявления творческих способностей, отечественные психологи выделяют перцептивные особенности личности, обладающие творческим потенциалом, которые выражаются в необыкновенной напряженности внимания, огромной впечатлительности, восприимчивости. К числу интеллектуальных проявлений относят интуицию, могучую фантазию, выдумку, дар предвидения, обширность знаний [5].

Среди характерологических особенностей подчеркивают уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, колоссальную работоспособность. Особенности мотивации деятельности усматривают в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе. Специфическая черта творца характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности. Л.С. Выготский, обращаясь к творчеству, указывает «на необходимость проявления и развития способности к созданию нового, все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства» [4, 33].

В работах Я.А. Пономарева отмечается, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему ассимилировать нужным образом сумму специальных знаний той или иной области деятельности, необходимой для ее дальнейшего развития, а также востребовать личностные качества, без которых не возможно подлинное творчество [19].

Обращаясь к вопросу о том, что является критерием творчества человека, что обеспечивает творчество, многие исследователи указывают на воображение (Выготский Л.С., Кабалевский Д. и др).

Хотя в психологии существует и другой взгляд, утверждающий, что центральным компонентом творчества является познавательная активность человека, для нас важна точка зрения, в которой утверждается, что творчество обеспечивается развивающимся воображением и, соответственно, креативность во многом зависит от воображения поэтому мы обращаемся к этой характеристике.

В философском словаре под воображением (фантазией) понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Различают воображение воссоздающее и творческое. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. «Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемого и более или менее отдаленного, т.е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта» [10, 28].

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение [12].

Таким образом, обращаясь к характеристике творчества, исследователи характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии. Психологи утверждают также, что развитие творчества качественно меняет личность человека. Поэтому логично обращение исследователей к рассмотрению творчества как свойство личности.

Многие отечественные исследователи обращались к определению критериев креативности в связи с изучением творческих проявлений человека в различных видах деятельности: в речевой, изобретательной, музыкальной [13].

Для большинства авторов характерно выделение среди критериев оригинальности, вариативности, гибкости и многих других, что объединяет исследователей (Т.Г. Комарова, Р.Г. Казакова, Н.А. Витлугина и др.).

Так, О.М. Дьяченко «к основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относит:

1. Оригинальность выполнения детьми творческих задач.

2. Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других» [7].

Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие основные критерии творчества:

  • оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;
  • быстрота — способность быстро адаптироваться в сложной ситуации;
  • гибкость — способность предложить новое использование для известного объекта;
  • вариативность — умение предложить различные идеи в той или иной ситуации [20].

Таким образом, не любая деятельность развивает творческие способности, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции. Познавательная потребность характеризуется чувством удовлетворения от умственной работы. Экспериментально зарегистрировано, что умственная работа, выполняемая потому, что хочется самому, то есть по потребности, обязательно связана с выраженной деятельностью центра положительных эмоций.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Система проектов, направленных на развитие творческих способностей у дошкольников

1. Творческий проект в старшей группе «Лето ? это маленькая жизнь»

Цель: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, формирование культурной, творческой, социально-активной личности.

Задачи:

  • развивать познавательные, коммуникативные и социальные способности, монологическую, диалогическую и связную речь детей, обогащать ее новыми словами и выражениями;
  • разучивать стихотворения русских поэтов о лете;
  • способствовать творчеству детей (развивать умение составлять рассказ по воспоминаниям);
  • научить выступать перед коллективом детей;
  • расширять представления и знания детей о сезонных изменениях в природе в летний период;
  • активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности, развитие детско-родительских отношений.

Материал и оборудование: картинки к артикуляционным упражнениям, обводки, шнуровки, клубочки, игры на развитие высших психических функций (четвертый лишний, узнай по контуру, разрезные картинки), паззлы о лете, детские книжки о лете, иллюстрации с изображением лета, фотографии детей с летнего отдыха, тематическими альбомы «Насекомые», «Бабочки», «Художники о лете», «Цветы», «Труд людей летом», видео и аудиотехника, перчаточные куклы, маски, декоративный Теремок, листы бумаги, мелки, акварель, гуашь, карандаши, ножницы, клей, цветная бумага, картон, доски для лепки, пластилин, стеки.

План мероприятий:

Понедельник.

Цель: познакомить детей с растительным и животным миром летнего времени года.

Задачи:

  • познакомить детей со стихотворениями русских классиков о лете (А. К. Толстой «Клонит к лени полдень жгучий», Саша Черный «Летом»);
  • развитие мелкой моторики;
  • формирование интереса к сказкам;
  • воспитывать доброжелательное отношение к растениям и животным.

Ход дня:

  • чтение сказки «Про лето» Ирис Равю;
  • лепка «Летом я встретил…»;
  • дидактическая игра «Где что зреет?»;
  • подвижная игра «Бабочки»;
  • просмотр мультфильма «Цветик-семицветик»;
  • дидактическая игра «Найди цветок по описанию»;
  • раскрашивание картинок с изображением бабочек, цветов и летних пейзажей.

Вторник.

Цель: познакомить детей с природой в лесу.

Задачи:

  • формировать чувство цвета, композиции;
  • развивать воображение и мелкую моторику;
  • воспитывать любовь к труду.

Ход дня:

  • создание образовательной ситуации «Я иду в лес»;
  • сюжетно-ролевая игра «В лесу летом»;
  • рисование «Однажды я встретил»;
  • дидактическая игра «Времена года»;
  • подвижная игра «Путаница»;
  • дидактическая игра «Узнай по описанию»;
  • подвижная игра «Лиса и зайцы?»;
  • поливание цветов в группе совместно с воспитателем, рыхление земли в клумбах на улице.

Среда.

Цель: формировать положительно-эмоциональное отношение к лету и труду людей летом.

Задачи:

  • формирование взаимопомощи;
  • развитие мелкой моторики;
  • научить детей вести монолог.

Ход дня:

  • беседа «Где я летом отдыхал?»;
  • конструирование «Я отправился в полет, будет долгим перелет»;
  • рассматривание тематического альбома «Труд людей летом»;
  • рисование «Как я провел лето»;
  • оформление общего альбома с рисунками детей.

2.Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

  • формировать представления детей о театре, его видах, о людях, которые работают в театре, об артистах;
  • показать значимость и необходимость каждой профессии в театре;
  • вызвать у детей интерес к театру, желание участвовать в театральной деятельности;
  • содействовать развитию творческой активности детей, выразительности в речи и движениях.

Понедельник.

Цель: организовать проведение детьми настольного театра.

Задачи:

  • сплочение коллектива, умение работать в команде;
  • формирование творческих способностей в показе сказки;
  • развивать воображение.

Ход дня:

  • показ настольного театра «Красная шапочка».
  • игры на выражение эмоциональных состояний: «Сделай лицо», «Хитрая лиса».

Вторник.

Цель: развитие творческих способностей.

Задачи:

  • учить детей выполнять действия по указаниям воспитателя;
  • научить основам пальчикового театра;
  • развитие мелкой и крупной моторики.

Ход дня:

  • инсценировка по сказке «Кошкин дом»;
  • выставка: книжка-малышка «Сказка моей семьи»;
  • пальчиковый театр «Теремок».

Среда.

Цель: создание театрализованной сказки:

Задачи:

  • воспитывать уверенность в себе;
  • научить исполнению ролей;
  • развивать творческие способности.

Ход дня:

  • театрализованная сказка «Репка»

3. Творческий проект «Мандала?необычная раскраска» для детей старшего дошкольного возраста».

Цель: изучение интересов и творческих возможностей детей в рисовании.

Задачи проекта:

  • развитие мелкой моторики;
  • раскрытие творческого потенциала;
  • тренировка чувства ритма, математического мышления;
  • знакомство на практике с различными видами симметрии (осевой, центральной и поворотной, познание искусства орнамента.

Понедельник.

Цель: познакомить детей с необычной раскраской.

Задачи:

  • рассказать детям о «Мандале»;
  • заинтересовать детей раскрашиванием;