Методика обучения детей с ТНР

Курсовая работа

Психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и другие) констатируют, что становление устной речи происходит как становление деятельности. Следовательно, как и в любой деятельности, важнейшим условием для формирования устной речи является развитие у ребенка мотивационной стороны речевой деятельности. Установлено, что для развития речи необходимо формирование потребности в общении через деятельность с предметами окружающего мира.

Актуальность работы. Отмечается, что языковая способность закладывается в раннем возрасте в процессе овладения предметной деятельностью. Указывается также, что данная проблема нуждается в дальнейшем исследовании. Многие авторы отмечают, что языковую способность следует рассматривать, как умение ребенка воспроизводить по подражанию предметные различные и речевые действия взрослых в конкретной ситуации, а также умение анализировать и обобщать значение отдельных слов, связывать их между собой. Развитие речи — это развитие способа общения, и в процессе общения ребенок усваивает звуковой состав слова, определенные модели предложений.

Именно правильная организация логопедической работы в школе для детей с тяжелым нарушением речи помогает ребенку освоить связную речь, усвоить орфографию как одну из главных составляющих развития речевых способностей.

Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений, комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирование полноценной личности, получение должного образования. В настоящее время актуальны проблемы речевого развития детей – учащихся специальных школ, к моменту окончания обучения они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию.

Цель настоящей работы — проанализировать методику логопедической работы по обучению орфографии в образовательных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Для достижения поставленной цели мы решаем следующие задачи:

1) определить важность и необходимость логопедической работы по обучению орфографии в специальных образовательных учреждениях и выявить их специфику;

2) проанализировали основные методические требования и принципы логопедической работы в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи;

  • Теоретическая база работы. Для достижения поставленной задачи мы использовали работы М.А. Поваляевой, Л.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко, А.В. Ястребовой, Л.С. Волкой и других специалистов.

Актуальность исследования бесспорна. В настоящее время в области логопедии и коррекционного образования в целом наблюдаются такие явления, как проблемы чистоты самого русского языка (большое количество сленговых образований), проблемы влияния телевидения и т.п., и, конечно же, проблемы социально-демографического характера. А таких условиях коррекционная работа должна проводиться наиболее интенсивно. Требования, предъявляемые детям в дошкольных учреждениях, возросли. Соответственно, возросла и ответственность логопедической работы.

15 стр., 7057 слов

Развитие восприятия у детей

... предмета со словом. Постоянное упражнение, влиявшее на процесс развития ощущений у детей, проявляется и в развитии их восприятия. Если для правильного выбора первого предмета по ... воспринимает . Механизм процесса восприятия значительно сложнее, чем ощущения. Понятно, что и развитие этого познавательного процесса у ребенка совершается несколько иначе, чем развитие чувствительности и моторики. ...

Предметом исследования в настоящей работе является логопедическая работа по обучению орфографии в образовательных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Соответственно, объектом исследования выступает методика обучения орфографии в данных учебных заведениях.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, где представлены основные теоретические и практические положения по методике логопедической работы в специальных образовательных учреждениях и обучению орфографии детей с тяжелыми нарушениям речи.

Глава 1. Теоретические основы организации обучения орфографии в школе для детей с тяжелым нарушением речи

На каждого ученика школы для детей с тяжелыми нарушениями речи ежегодно оформляется речевая карта. В речевую карту заносятся результаты обследования ребенка на начало учебного года вне зависимости от того, в каком классе он учится. В речевую карту на протяжении учебного года вносятся краткие записи, над какими дефектами речевого развития работал учитель с учеником в течение года, отмечается результативность работы.

Для учителя, ведущего часы индивидуальной работы, обязательным является составление четвертного плана индивидуальной работы с классом. Основным документом при планировании содержания обучения орфографии в подготовительных, 1-3-х классах является программа по произношению (раздел «Индивидуальные занятия»), — считает М.А. Поваляева.

Принципом комплектования групп является выявление у учащихся в процессе тщательного обследования основного первичного дефекта, который в большей степени тормозит развитие речи, что приводит к грубым орфографическим ошибкам в письме учащихся. Выделение ведущего дефекта у учащихся в значительной мере условно, так как чаще страдают все компоненты речевой системы, но это помогает учителю-логопеду определить индивидуальные проявления речевых нарушений и на этой основе реализовать намеченные коррекционные задачи.

Для обучения орфографии детей с тяжелыми нарушениями речи целесообразно иметь индивидуальный план работы на каждого ученика или группу учащихся со сходными нарушениями, в котором учитель отмечает этапы коррекционной работы того или иного нарушения. Кроме того, учитель, ведущий индивидуальные занятия, составляет ежедневные планы, в которых он предусматривает виды работ, учебный и дидактический материал, который будет использован на занятии.

13 стр., 6272 слов

Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с ОНР

... все основные части речи. В норме ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В речи ребенка, как правило, не ... встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только отдельные трудные и малознакомые слова («экскаватор»). Развитие контекстной речи ...

Домашние задания в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи не рекомендуются. А индивидуальные занятия должны быть по форме проведения близки к естественной ситуации общения.

Рекомендации по организации, планированию и содержанию индивидуальных логопедических занятий дают основные направления, которые целесообразно реализовать в повседневной практической деятельности с учетом конкретных условий работы, специфики школы и особенностей ее контингента.

Логопедическая работа над связной речью занимает одно из ведущих направлений коррекционного обучения русскому языку учащихся начальных классов с дизорфографией. Ведущая задача данного процесса состоит в том, чтобы научить детей воспринимать речь, самостоятельно (осознанно и произвольно) строить семантически целостные высказывания, тексты. Этому способствует целенаправленно организуемая на уроках продуктивно-поисковая деятельность учащихся с дизорфографией. У каждого ребенка формируется творческая позиция к выполнению учебных задач: орфографических, грамматико-лингвистических и других.1

В многочисленных психологических исследованиях подчеркивается тот факт, что младший школьный возраст является сензитивным для творческого воображения. Способность к фантазии помогает учащимся с речевой патологией в условиях творческого коррекционного обучения эффективно овладевать способами и средствами речи. Таким образом, у детей с дизорфографией воспитывается потребность излагать свои мысли, чувства и в письменном тексте.

Логопедическая работа над связной речью учащихся начальных классов с дизорфографией включает два направления:

1. Развитие внутреннего программирования: а) формирование внутреннего программирования связных высказываний; б) развитие внутреннего программирования отдельных высказываний, то есть глубинно-семантического

2. Формирование языкового оформления речевого высказывания.

Логопедическое воздействие опирается на опережающее развитие семантической стороны речи по отношению к формально-языковой. При этом учитывается, что переход к самостоятельному пересказу или рассказу возможен лишь после усвоения отношений на уровне отдельных предложений. 2

Коррекционная работа над связной речью направлена на развитие сукцессивных, а также симультанных процессов. При развитии программирования отдельных высказываний на первоначальных этапах происходит формирование и совершенствование простой глубинно-семантической структуры высказывания. В дальнейшем данная структура включается в связное высказывание, в контекст. Используется речевое общение ребенка с логопедом и сверстниками в диалогической и монологической формах речи. Такая сукцессивная направленность логопедической работы не исключает развитие у школьников и симультанных процессов.

На основании теории поэтапного формирования умственных действий первоначальный этап коррекции включает большое количество схем, идеограмм, таблиц, облегчающих усвоение семантической структуры предложения и текста .

При этом, у младших школьников с дизорфографией формируются различные виды связной речи: сообщение, повествование, описание, рассуждение и т.д.

15 стр., 7422 слов

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

... экономической теории, которые содержат практические задания. Материал излагается таким образом, что бы студент сначала ознакомился с основными понятиями по теме, а затем с решением задач. Актуальность данной темы обусловлена тенденциями развития ... работ. Так как экономическая теория является базовой дисциплиной для изучения других экономических ... (хлеб). Примеры решения задач Задача 1. Построить кривую ...

Коррекционная работа включает следующие задания: описание предметов по основным признакам; развернутое описание предметов (с включением различных признаков (микротем); сравнительное описание предметов; решение поисковых задач и нестандартных лингвистических задач; работа с проблемными вопросами; пересказ текста (сжатый и подробный); работа с деформированным текстом, воссоздание текста по плану (развернутому или краткому) и другие.

Все выявленные особенности устной речи, а также характеристики когнитивных процессов и функций свидетельствуют о недостаточности психологической базы у учащихся с ТНР, обеспечивающей процесс письменной речи, что предполагает необходимость специальной работы по коррекции кратковременной и словесно-логической памяти, внимания и слухомоторной координации наряду с целенаправленной логопедической работой по устранению нарушений устной речи.

Глава 2. Практика обучения орфографии детей с тяжелыми нарушениями речи

Орфографическая тема «Ь после шипящих» входит в раздел «Части речи», в крупную тему, в одну из основных тем 2(3) класса специальной школы — «Имя существительное». По своей природе орфограмма, соответствующая данной теме, мало связана с основными орфографическими темами, с законами графики: как известно, шипящие [ж], [ш] — всегда твердые, [ч], [щ] — всегда мягкие, следовательно, постановка Ь после них или отсутствие Ь по существу не имеет смысла с точки зрения графики.

Как объяснить детям целесообразность правила? Научный подход состоит в том, чтобы сообщить учащимся смысл различительной функции Ь — то, что он является различителем мужского или женского рода имен существительных (Ь на конце имени существительного после шипящих показывает, что это существительные женского рода; отсутствие Ь показывает, сто существительные мужского рода. И смыслоразличительную функцию: тушь — туш, ложь — лож.

Первая ступень работы над орфограммами — тренировка детей в слышании пишущего слова.

Вторая ступень — сообщение правила;

  • Третья ступень — словообразовательная работа.

При изучении темы можно использовать метод решения грамматико- орфографических задач. Он наиболее содействует развитию мышления школьников как один из поисковых, проблемных методов.

Решение грамматико-орфографических задач тесно связано с языковым анализом и синтезом. Оно опирается на знание грамматики, словообразования, фонетики, лексики, общее языковое развитие, понимание значений языковых единиц. В системе усложнения решаемых задач заложены возможности постепенного повышения познавательной самостоятельности и активности школьников.

Что такое учебная задача? Это цель познавательной деятельности; она всегда содержит ВОПРОС (определяющий часть задачи), УСЛОВИЯ выполнения, ПОРЯДОК выполнения (план решения) и предполагает результат решения — ОТВЕТ.

Вопрос — условия — порядок решения — ответ: такова структура задачи.

Метод решения грамматико- орфографических задач применяется ко всем проверяемым орфограммам, но типы задач и порядок их решения (последовательность действий) различны.

2 стр., 858 слов

Задачи службы по работе с личным составом органов внутренних дел

... интересов от преступных посягательств. В этих целях поставлена задача совершенствования воспитательной работы с кадрами, для чего ... определяет потребность в новых знаниях в этой области. Одобренная Президентом России Концепция развития органов внутренних ... подхода в организаторской деятельности. Наиболее важными для аргументации актуальности темы исследования являются решения Коллегии ...

Решая орфографическую задачу, учащийся должен совершить следующие действия:

  • во-первых, увидеть орфограмму в слове, словосочетании, тексте;
  • во-вторых, определить ее вид, проверяемая или нет;
  • если да, то к какой грамматико- орфографической теме относится;
  • вспомнить правило;
  • в-третьих, определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы, от соответствующего правила;
  • в-четвертых, определить шаги, ступени решения и их последовательность, то есть составить (обычно — вспомнить) алгоритм решения задачи;
  • в-пятых, решить задачу, т.е. выполнить последовательность действия по алгоритму, не пропустив ни одного и не совершив ошибки ни на одной из ступеней, получить результат — вывод о правильном написании.

в-шестых, написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

Одним из эффективных видов упражнений для запоминания орфограмм является комментированное письмо.

Устное объяснение орфограмм непосредственно перед написанием слова и в ходе его написания получило в опыте учителей название комментированного письма. Что ценного в приеме комментированного письма? Ценно то, что дети учатся применять орфографические правила. Известно, что комментировать — значит объяснять, т.е. в определенной последовательности называть все существенные признаки, совокупность которых определяет верное написание слов.