Основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Контрольная работа

1. Сущность нравственного воспитания детей дошкольного возраста

воспитание дошкольник личность нравственный

Дошкольный возраст — это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы нравственных качеств личности.

Одной из основных задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание культуры поведения.

Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Т.В. Ерофеева, Т.С. Яковенко, О.В. Защиринская, Л.Ф. Островская и др.

Процесс нравственного воспитания — это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», — пишет Харламов И.Ф. Нравственность образуется от слова «нравы». По-латыни нравы звучат как морас — мораль [23].

Нравы — это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.

Нравственные нормы, Нравственное воспитание

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

нравственное сознание

В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения. Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений.

4 стр., 1865 слов

По СМГ. Роль физической культуры в духовном воспитании личности

... использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры. [2] Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносит свой вклад в формирование всесторонне развитой личности. Нравственное воспитание. На учебных ...

Овладение нравственными представлениями и понятиями — длительный и сложный процесс. Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием. Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой — к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т.п.).

Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим [24].

В сознании ребенка образ какого-либо явления нравственной жизни может возникнуть не только в тот период, когда это событие происходит. Ребенок может воссоздать, вновь «увидеть» тот или иной поступок своего друга, который когда-то наблюдал. И более того, он может представить его поступок в определенных ситуациях. В этом случае действуют представления. По мнению Спиркина, в представлениях «сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление» [12].

Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки старшего дошкольника. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6 — 7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании старших дошкольников играет учебная деятельность. На занятиях они осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества.

Единству воспитания нравственного сознания и поведения

А.С. Макаренко придавал большое значение, считая, что детей следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания [20].

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на ... некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов. Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого лежат просоциалъные мотивы, т.е. мотивы ...

Воспитание нравственного поведения — это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка — это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.

Чтобы взрослый был способен влиять на ребенка и целенаправленно формировать нравственные представления и культуру поведения, необходимы не только педагогические знания, но и психологические. Развитие нравственности в психологическом аспекте включает две стороны. Одна сторона — это развитие чувств и воли, другая состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки.

В результате сложного развития, представления человека о плохом и хорошем, о должном и не должном, осознания общественных, социальных норм формируются нравственные чувства.

Нравственные чувства — это переживания человека своего отношения к действительности к своему собственному поведению. В нравственном сознании личности эти чувства находятся в органическом единстве с нравственными понятиями и представляют как бы сплав нравственного, разумного и чувственного.

Значения чувств в нравственном формировании личности исключительно велико. В чувствах выражаются желания человека, его эмоциональное состояние. Чувства могут быть формой и способом оценки происходящего. От направленности нравственных чувств во многом зависит поведение человека.

В период дошкольного детства воспитанию чувств детей уделяется особое внимание. Опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность, яркость воображения, подражательность, педагоги воспитывают у детей первые добрые, гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность. На этой основе начинают формироваться чувства дружбы, товарищества, коллективизма.

С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться сложные социальные чувства: чувство любви к Родине, чувства толерантности.

25 стр., 12273 слов

«РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ЧУВСТВА СОПРИЧАСТНОСТИ МИРУ ВЗРОСЛЫХ ЧЕРЕЗ ...

... воспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. В работе В.Г. Нечаевой говорится, что знания дошкольников о труде ... в организации педагогической работы, в том числе и в трудовом воспитании. Несмотря на переоценку многих ценностей нельзя игнорировать категорию вечных, абсолютных, среди которых труд и его нравственная ...

В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется развитию и обогащению чувств детей, формированию способности управлять ими. В этом возрасте воспитываются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям, к труду, к природе, к важным общественным событиям [21].

Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. В старшем дошкольном возрасте оно становится более осознанным и основывается на понимании значимости социальной роли трудовой деятельности взрослых, их высоких нравственных качеств. Происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам. Ставится задача развития основ чувства коллективизма, гуманности во взаимодействиях детей. В развитии коллективизма большую роль играет начальные формы чувства долга и ответственности, формирующиеся в труде и игре детей. Продолжается формирование высоких нравственных чувств: любви к Родине, чувства товарищества, уважения к людям других национальностей. Основой развития этих чувств являются яркие впечатления об явлениях общественной жизни, эмоционально насыщенные знания о своей стране, о жизни своего народа, которые получают дети, например, на занятиях при ознакомлении с художественной литературой.

Развитие чувств и воли происходит в постоянном взаимодействии. Существенными признаками, характеризующими собственно волевое поведение, являются «преодоление препятствий», состояние напряжения, момент волевого усилия. Так, Б.М. Теплов подчеркивал, что волевые действия в собственном смысле слова — это действия, которые связаны с преодолением внутренних или внешних препятствий. По мнению В.К. Котырло, «можно полагать, что именно усилие и есть тот феномен, которое обуславливает специфику волевого действия» [19].

В развитии волевых действий старшего дошкольника, можно выделить три взаимосвязанные стороны — это, во-первых, развитие целенаправленности действий, во-вторых, установление отношения между целью действий и их мотивом, и, в-третьих, возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.

Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменения мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов. Именно появление определенной направленности выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию побуждений, связанных с другими менее значимыми мотивами [15].

С.В. Петерина отмечает, что мотив еще не поступок. Мотив — это та причина, которая побуждает к деятельности [17].

Чтобы мотивы реализовывались в поступки, нужно овладеть и соответствующими правильными способами и формами поведения. Иначе при самых лучших мотивах поведения может быть неприемлемым. Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям. В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребенком непосредственной связи. Это связано с осознанием детьми нравственных форм и правил, пониманием их общеобязательности, действительного значения своих поступков для других людей. Среди нравственных мотивов поведения большое место занимают общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.

3 стр., 1426 слов

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЮМОРА СТАРШИХ ...

... Ялте Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования Кафедра педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений КУРСОВАЯ РАБОТА, РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ЮМОРА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ... 2011. 7. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. – М., 2001. 8. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, ...

Важнейшую роль в нравственном развитии старших дошкольников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей 6 -7 лет развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. В этом процессе значимую роль играют развивающиеся моральные чувства, которые в старшем дошкольном возрасте становятся более богатыми по содержанию. Вместе с тем умение сознательно управлять своими чувствами представляет для старших дошкольников достаточную трудность, поэтому поведение детей требует постоянного внимания воспитателя.

Таким образом, сущность нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что, в результате планомерного нравственного воспитания поведение старших дошкольников, их отношения с окружающими людьми приобретают черты нравственной направленности, развивается способность произвольно управлять поступками и чувствами на основе моральных требований. Нравственные представления детей становятся более осознанными и играют роль регуляторов поведения и взаимоотношений детей с окружающими. Активно формируются самостоятельность, основы организованности, дисциплинированности, элементы ответственности и самоконтроля, а также ряд привычек культурного поведения, умение поддерживать доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками, проявлять уважение и внимание к старшим. Развиваются основы социальных, патриотических и интернациональных чувств. Все это в целом является свидетельством успешного нравственного развития и обеспечивает необходимую нравственно-волевую готовность к школьному обучению.

2. Содержание нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Содержание нравственного воспитания дошкольников включает следующие блоки:

  • воспитание гуманности как качества личности;
  • воспитание коллективизма;
  • формирование начал гражданственности и патриотизма;
  • формирование отношения к труду и трудолюбия [10].

Воспитание гуманности

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе. Исследования показывают, что подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего детства. При систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.

Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений — процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно — в дошкольном возрасте лишь закладываются [8].

Воспитание коллективизма

Главная и единственная функция детского коллектива — воспитывающая: дети включаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.

15 стр., 7343 слов

Патриотическое воспитание старших дошкольников на примере художественной ...

... этом национальные особенности каждого народа. 1.2 Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его ... и др. Исходя из вышесказанного, темой нашей курсовой работы была выбрана: «Патриотическое воспитание старших дошкольников на примере художественной литературы». Объект исследования, ...

Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразуюшее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений.

В группах детей дошкольного возраста существует коллективное мнение. Оно не только проявляется в виде одинаковых представлений о нормах взаимоотношений, но и может активно использоваться как личностно значимый фактор воздействия на каждого члена коллектива и как основа коллективных взаимоотношений.

Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа — привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др[8].

Задачи патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста включают:

  • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу;
  • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
  • формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

— воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям) [21].

В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений.

В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.

13 стр., 6157 слов

Особенности эстетического воспитания старших дошкольников средствами искусства

... значимость, Апробация результатов исследования:, База исследования:, Структура работы:, Глава I. Теоретический анализ проблемы эстетического воспитания старших дошкольников средствами искусства 1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания старших дошкольников Термин «эстетика» происходит от греческого "aisteticos" ...

В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом волевые достаточные усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которое надо развивать и закреплять.

Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим [17].

Таким образом, нравственное воспитания детей старшего дошкольного возраста раскрывается следующим образом:

  • приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
  • знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями;
  • с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями;
  • с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
  • проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

— организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.

3. Условия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Эффективность нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста зависит от ряда условий:

  • сотрудничество ДОУ с семьей;
  • включение детей в разнообразные виды деятельности, способствующие нравственному воспитанию;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • организация целенаправленного педагогического процесса по формированию культуры поведения у детей [5].

Остановимся более подробно на каждом из условий.

Большое место в организации взаимодействия занимает общение педагогов с родителями. Родителей нужно постоянно держать в курсе событий, создавая возможности для ознакомления с работой детского сада на открытых занятиях, при посещении различных общих мероприятий; помещать информацию в «Уголке для родителей»; организовывать специальные экспозиции и выставки детских работ.

Положительные результаты в формировании культуры поведения у детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества воспитателей и родителей. При этом целесообразно использовать как традиционные, так и новые формы работы.

Родительские собрания проводятся групповые и общие. На собраниях можно информировать родителей о достижениях и проблемах детей, связанных с усвоением ими норм и правил культуры поведения.

19 стр., 9026 слов

Роль совместной деятельности в воспитании детей дошкольного возраста

... игр, занятий, литературного материала, которые могут быть применены педагогами-воспитателями ДОУ для обеспечения воспитания у детей положительных взаимоотношений. взаимоотношение дети дошкольный совместный Глава I. Теоретические основы роли совместной деятельности в воспитании детей ... результата деятельности, отвечающего общим интересам и ... Например, совместная деятельность группы детей (к примеру, ...

Беседы. Чаще всего предметом бесед могут стать детские страхи, отношение к ребенку сверстников, настроения и вкусы детей, их интересы и потребности. Мы можем порекомендовать такие темы для бесед:

  • Для чего нужна дружба;
  • Как избежать ссор;
  • Чего боится ребенок.

Индивидуальные и групповые консультации. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Совместная деятельность. Можно организовать разнообразные виды совместной деятельности детей, родителей и педагогов. Опыт организации такой работы с родителями показывает эффективность и результативность в формировании культуры поведения.

Тематика:

  • постановка общих спектаклей;
  • изготовление коллективных панно по определенным темам;
  • Тренингиновая и эффективная форма работы с родителями. Предложение родителям вместе обсудить какую-либо ситуацию.

Тематика:

  • Ваш ребенок иногда не убирает за собой игрушки.
  • Игрушки в жизни ребенка.
  • Экспонирование семейных фотографий.

В процессе работы с родителями педагог достигает единства в решении воспитательных задач, в использовании средств, методов влияния на детей и оказание большой помощи в формировании культуры поведения у дошкольников. Показателями эффективности проведенной работы будет повышение активности родителей в обсуждении вопросов воспитания в беседах, многочисленные их вопросы к педагогу, обсуждение примеров из собственного опыта, потребность в индивидуальных консультациях, а в итоге — положительные результаты в формировании культуры поведения и морального облика ребенка[7].

Целенаправленное, организованное воспитание позволяет осуществлять развитие личности в соответствии с требованиями современной культуры общества. Так, например, дети, овладевая в процессе учения основами научных знаний, трудовых навыков, элементами культуры деятельности и поведения, готовятся к более высокой форме деятельности — трудовой, к тому, чтобы внести свой вклад в создание материальных и духовных ценностей общества. Под воздействием воспитания их потребности и интересы, а также наклонности и способности, умственные, физические и моральные качества приобретают общественно полезную направленность и значение.

Воспитание представляет собой не приспособление детей к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. Условие эффективности воспитания — самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности. Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных взаимоотношений в учебной группе.

Успешность педагогического процесса закономерно зависит от умения педагогов правильно учитывать возрастные особенности воспитуемых. Каждый возраст дошкольников имеет свои специфические характерные черты, зная которые педагог отбирает содержание, формы и методы обучения и воспитания так, чтобы они в полной мере соответствовали этим особенностям [2].

6 стр., 2615 слов

Социальное поведение личности

... самое себя; смыслом жизни человека становится безграничный внутренний мир "Я". 2. Социальное поведение и социальный контроль поведение деятельность, Для достижения жизненных целей и при реализации отдельных задач человек может ...

Пяти-шестилетние дети успешно овладевают основными движениями. У них усиленно развиваются мелкие мышцы, активно идет процесс окостенения мелких костей запястья, движения кисти и пальцев рук становятся устойчивее, точнее, улучшается согласованность движения. Но следует помнить, что костная система даже старшего дошкольника еще мягка, эластична. Если ребенок этого возраста носит тяжелые для него предметы, особенно в одной руке (например, ведро, лейку с водой), или во время какой-либо работы неправильно сидит за столом (криво, опустив одну руку вниз), его позвоночник может принять ненормальную форму. Так возникают сутулость или сколиоз — боковое искривление позвоночника, требующие специального лечения. Недостаточно развиты у пяти-шестилетних мышцы, разгибающие позвоночник, распрямляющие грудную клетку. В движении, физической работе (особенно на воздухе) мышцы крепнут и развиваются, но надо знать, что работоспособность мышц старшего дошкольника значительно ниже, чем детей более старшего возраста, и утомление наступает скорее.

Работа мышц по своему характеру может быть различна. Так называемая динамическая работа, когда в течение определенного времени движения меняются, напряжение чередуется, наиболее полезна, менее утомительна для детей (поэтому, например, прополкой ребенок пяти-шести лет должен быть занят не более 15 минут).

Сердце его работает хорошо при условии частых, но кратковременных передышек, так как, работая без перерывов, ребенок быстро утомляется. Необходимо следить за самочувствием ребенка, когда он работает на солнце. Например, дети нервно-возбудимые, физически ослабленные особенно чувствительны к высоким температурам. Но и у крепких детей на голове должна быть белая панамка, косынка; время от времени им надо уходить в тень.

Для старших дошкольников характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. Они очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы. Именно влияя на чувства, родители и воспитатели могут успешнее вызвать у них желание «поступать хорошо и не делать плохо». Очень опасно не доверять ребенку, постоянно упрекать его в промахах, акцентировать внимание на недостатках, говорить, что он ленив, неумен, — пяти-шестилетний ребенок и впрямь станет таким.

В этом возрасте происходят изменения в коре головного мозга. Возрастает ее роль в регуляции поведения старших дошкольников. Развивается умение следовать образцу, выполнять задания и указания взрослых, а также придерживаться существующих правил поведения, взаимоотношений.

У детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов — восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым (ребенок способен им управлять), в связи с этим развивается способность запоминать; мобилизуя волю, ребенок сознательно старается запомнить правила ухода за птичкой, последовательность действий при конструировании игрушки и т.п. Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным, в значительной мере произвольным, лишенным принуждения.

Отмечается большая выносливость головного мозга, его коры при воздействии внешних раздражителей. В связи с этим более выраженной становится способность к торможению эмоциональных порывов, уже легче при необходимости ограничить свои желания, быть сдержаннее.

Заметно повышается умственная и физическая работоспособность дошкольника, степень которой тесно связана, во-первых, с интересом к делу, а во-вторых, с чередованием игры, труда, занятий. Это необходимо учитывать при организации деятельности ребенка.

По сравнению с предыдущим периодом заметно повышается уровень наглядно-образного мышления, за счет чего становится возможным формирование не только конкретных, но и обобщенных знаний, а также простейших понятий об окружающем мире, например о труде взрослых, необходимости взаимопомощи, добросовестного отношения к работе для достижения хороших результатов. Ухаживая за растениями, ребенок начинает осознавать связь между своим трудом и их ростом, узнает об особенностях строения и функционирования. растений (корни всасывают воду и питательные вещества, которые по стебелькам, стволу, веткам передаются листьям, цветам, а для жизни и роста растений необходимы одновременно свет, вода, тепло и питательная почва — земля).

Так, понимая эти закономерные связи и зависимости, ребенок и работает осознаннее [5].

Постепенно старший дошкольник начинает понимать, что такое добро и зло, и с этих позиций оценивать поведение окружающих людей и свои поступки.

Все эти знания и представления наиболее активно развиваются в процессе совместной со взрослыми работы, когда она сопровождается пояснением, советами.

Однако следует помнить, что даже очень развитому, умному и доброму ребенку пяти-шести лет далеко не просто реализовывать в действиях, играх, труде, повседневном поведении имеющиеся представления и знания. Слишком мал его жизненный опыт, его могут захлестнуть эмоции, управлять которыми он только еще учится. Поэтому мотивы, побуждающие его к хорошим поступкам, должны стать не только «знаемыми», но и реально действующими, как подчеркивал известный советский психолог А.Н. Леонтьев [19].

Приведем пример. По совету воспитателя дети старшей группы детского сада решили вырастить на огороде огурцы. Они заботливо ухаживали за ростками, с интересом наблюдали за цветением, появлением завязей, радовались, увидев первый крошечный огурчик. Договорились не срывать его, пока не подрастет. Но однажды утром дети обнаружили, что огурчик исчез. Виновник был быстро найден, вернее, он сам признался. Смущенный, с пылающими от огорчения и стыда щеками, мальчик раскрыл ладошку — на ней лежал злополучный огурец. «Как же ты мог так поступить, почему не подумал о нашем решении?!» — воскликнула воспитательница. «Я сначала сорвал, а потом подумал», — еле слышно ответил ребенок. Педагогу было ясно, что мальчик сделал это не по злому умыслу. Он просто не сумел вовремя сдержаться, справиться со своими чувствами. Осуждение сверстников, воспитателя было для него достаточным наказанием, он и сам раскаивался.

Родителям и воспитателям детского сада следует помнить о том, что правильному физическому и психическому развитию ребенка способствуют наиболее благоприятные с педагогической точки зрения условия. Дети пяти-шести лет достаточно легко поддаются воспитанию, воздействию со стороны взрослых; так как их организм в целом и нервная система в частности находятся в стадии становления, созревания, что позволяет в процессе формирования личности ребенка не насиловать, как говорится, его природу. Все это необходимо принимать во внимание, решая задачи трудового воспитания как в семье, так и в детском саду [24].

Таким образом, сотрудничество ДОУ с семьей, включение детей в разнообразные виды деятельности, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, организация целенаправленного педагогического процесса по формированию культуры поведения у детей способствует эффективному воспитанию нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста.