Индивидуальные особенности и типы мышления

Содержание скрыть

мышление психологический студент гуманитарный

Актуальность выбранной темы

Степень разработанности проблемы

Цель

Объект исследования

Предмет исследования

гипотезы

задачи:

А) осуществить теоретический анализ психологических исследований в зарубежной и отечественной литературе по проблеме мышления как психологического процесса, его основных видов и индивидуальных особенностей;

  • Б) проанализировать методологическую основу изучения мышления;
  • В) провести диагностику индивидуальных особенностей мышления студентов;
  • Г) установить взаимосвязь между преобладающим типом мышления и выбором профессиональной деятельности.

Методологическую основу

методы

1. Общенаучный метод: анализ литературы по проблеме, обобщение, сравнение и систематизация и классификация экспериментальных и теоретических данных.

Эмпирический метод:

А) наблюдение, беседа (индивидуальная);

  • Б) метод психодиагностического обследования, тестирование с помощью методики определения типа мышления в модификации Г.В. Резапкиной;
  • В) метод математической обработки.

База исследования

Структура работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованных источников (37 наименование) и 2 приложения.

1. Понимание мышления как психологического процесса и его основные виды, .1Общее понятие о мышлении

Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы.

Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления.

Мышление является высшим познавательным процессом, это своеобразный вожатый по лабиринту бытия. Оно представляет собой активное, целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение окружающей действительности в сознании человека .

Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств — эти единственные каналы связи организма с окружающим миром — поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом.

5 стр., 2428 слов

Проективные методы исследования личности

... [2]. Таким образом, в исследовании личности проективные методы выполняют особую функцию и являются дополнением ... принадлежат три основных принципа, лежащих в основе проективного метода [1]: 1. Личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов (холистический ... со взрослыми перед испытуемым ставится обобщенная слабоструктурированная задача [3]. Пример: сценотест (см. приложение, рис. ...

Отталкиваясь от того, что дано в ощущениях и восприятиях, мышление, выходя за пределы чувственно данного, расширяет границы нашего познания. Это расширение познания достигается мышлением в силу его опосредствованного характера, позволяющего ему опосредованно — умозаключением — раскрыть то, что непосредственно — в восприятии — не дано. С расширением познания благодаря мышлению связано и углубление познания.

[ 32].

Иными словами, мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях.

Двигаясь от случайных к существенным общим связям, мышление выявляет закономерности или законы действительности. При этом происходит познание объективного мира с различных сторон, которые характеризуются теми или иными свойствами в той или иной степени.

познаёт действительность, воздействуя

практическая

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Понятие — есть отражение существенных признаков предмета. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

Полноценное диалектическое понятие берёт явление во внутренней взаимосвязи всех его сторон, в единстве внутренних противоречий, в его конкретной жизни и развитии. И именно понятие, а не слово, является специфическим содержанием мышления.

Вскрывая связи и отношения, исходя от явления к обобщённому познанию их сущности, понятие приобретает абстрактный, не наглядный характер. Содержание понятия сплошь и рядом нельзя себе наглядно представить, но его можно мыслить или знать. Его объективное определение раскрывается опосредованно и выходит за пределы непосредственной наглядности. Формой существования понятия является слово .

историческим

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово — устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр.

Однако неразрывная связь мышления с речью вовсе не означает, что мышление может быть сведено к речи. Мышление и речь не одно и то же. Мыслить, не значить говорить про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

20 стр., 9965 слов

Дипломная работа развитие логического мышления старших дошкольников

... тему работы «Развитие мышления старших дошкольников с помощью дидактических игр. Цель работы: проанализировать развитие мышления у старших дошкольников с помощью обучающих игр. Объект исследования - мышление детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования - развитие мышления у детей старшего дошкольного ...

ряд специфических характеристик и признаков

Рисунок 1 — Специфика мышления как психического процесса

обобщенное отражение действительности

мышление всегда связано с решением той или иной задачи

2 Основные виды мышления и их особенности

Психологическая наука в ходе своего исторического развития постепенно отделяясь от философии занимается изучением процесса мышления. Были выделены следующие виды мышления (см. рис. 3).

Рисунок 3 — Виды мышления

А) Виды мышления по форме: наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, абстрактно-логическое мышление

Наиболее распространено деление видов мышления на наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление (О.К. Тихомиров, Поддьяков Н.Н.)

Наглядно-действенное мышление, Наглядно-образное мышление, Абстрактно-логическое мышление (словесно-логическое)

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе, в филогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти три вида мышления сосуществуют и у взрослого человека и функционируют при решении различных задач.

Б) Виды мышления по характеру решаемых задач: теоретическое и практическое мышление

А.Г. Маклаков [14, с. 33] указывает, что «чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное.… Виды мышления дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности».

Теоретическое мышление, Мышление практическое, В) Виды мышления по степени развернутости: дискурсивное и интуитивное мышление, Интуитивным, Дискурсивное мышление

Г) Виды мышления по степени оригинальности и новизны: репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное (творческое) мышление

продуктивного

Продуктивным, или творческим, Репродуктивное мышление

2. Индивидуальные особенности в мышлении, .1 Общая характеристика индивидуальных особенностей мышления

Важнейшим признаком всякого мышления — независимо от его отдельных индивидуальных особенностей — является умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и понятийного (абстрактного) мышления).

Однако следует отметить, что у многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

15 стр., 7383 слов

Средства воспитательного процесса. Виды формирующей деятельности детей

... средства». [2, стр.35] Действительно, если рассматривать средства воспитания как используемые педагогом, то внешне картина выглядит именно так: в своей профессиональной деятельности ... сущность средств воспитания, осветить их особенности по сравнению со средствами, используемыми в других видах социальной ... - учение и, наконец, труд как высшая форма целенаправленного изменения объектов среды. Как ...

качествами ума.

Рассмотрим перечисленные качества подробнее.

Гибкость мышления, Самостоятельность ума, Инициативность

Глубина — способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности.

Широта — способность видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями.

Быстрота мысли, Оригинальность, Критичность, Последовательность

Все эти качества ума воспитываются в процессе обучения детей в школе, а также путём настойчивой работы над собой.

Таким образом, мышление имеет ярко выраженный индивидуальный характер. Особенности индивидуального мышления проявляются в разных соотношениях видов и форм, операций и процедур мыслительной деятельности.

2 Методические аспекты исследования процесса мышления

Как утверждает О.К. Тихомиров [37], «при психологическом изучении мышления, как и других психических явлений, нет иного пути, кроме пути объективного исследования, сколь бы труден он ни был. … Объективность исследования мышления требует … тщательной фиксации тех особенностей деятельности, в которых так или иначе проявляется мышление человека, по которым мы судим о протекании мышления: сам факт решения задачи, тип решения, время решения, спонтанные высказывания по ходу решения, рассуждение вслух, особенности психофизиологических реакций и т.д.».

До XX века в науке применялся только один метод — метод самонаблюдения, или интроспекции. Как отмечает, С.Л. Рубинштейн [32], «познание собственной психики самонаблюдением, или интроспекцией, всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через наблюдение внешней деятельности».

В настоящее время в психологии мышления широко применяются все основные методы сбора эмпирического материала.

[ 33, 19, 18]):

Наблюдение

) Беседа — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

[ 16]).

Анкетирование, Лабораторный эксперимент, Психологическое тестирование, Моделирование мыслительных процессов., Психофизиологические методы

При исследовании процессов мышления желательно использовать несколько методов одновременно.

Каждый из методов исследования мышления имеет свои сильные и слабые стороны. Например, метод лабораторного эксперимента упрекают за искусственность и относительную простоту тех задач, которые решают испытуемые, участвующие в опытах.

При изучении процессов мышления большое внимание уделяется тестам, направленных на выявление как индивидуальных, так и патопсихологических особенностей (патопсихологическое исследование включает в себя беседу с больным, эксперимент, наблюдение за поведением больного во время исследования, сбор и анализ анамнеза, сопоставление экспериментальных данных с историей жизни исследуемого.).

6 стр., 2989 слов

Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе

... бизнеса; — причины возникновения проблем и эффективные пути их решения; — рынок потенциальных потребителей услуг; — новые услуги, в которых испытывают потребность клиенты, и т. д. Кроме того, исследования ... фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — ... в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система ...

Однако как отмечает А.А. Матюшкина [15], «при этом существующие методы исследования мышления не ориентированы на взрослого и не всегда достаточны для реализации заявленной цели».

Для выявления индивидуальных особенностей мышления (качеств ума) часто используются следующие методики [2]: методика исследования активности мышления (И.М. Лущихина), диагностика исследовательского потенциала (В.Э. Мильман), Куб Линка и т.д.

2.3 Диагностика индивидуальных особенностей мышления студентов гуманитарного профиля

Развитое профессиональное мышление является важным компонентом компетентности студентов в условиях вузовской подготовки и позволяет прогнозировать успешность профессиональной деятельности.

[ 4].

Единого определения понятия «профессиональное мышление», признаваемого однозначным в научном сообществе, не существует. Профессиональное мышление рассматривается и как характеристика качества, уровня совершенства мышления, и как особенности мышления специалиста, обусловленные характером профессиональной деятельности по отношению к объекту труда, и как процесс решения профессиональных задач в той или иной области деятельности и т.д.

Методы исследования профессионального мышления вызывают особый интерес и одновременно затруднение, связанное с недостаточной представленностью этой темы в современной психодиагностике.

Вероятно, весь психодиагностический инструментарий следует подразделить на две группы методов и методик — на те, что будут выявлять общие особенности мышления профессионала из любой сферы труда, и те, которые разрабатываются и применяются для каждого вида профессионального мышления (клинического, педагогического и др.) в отдельности согласно специфике профессии.

Нас будет интересовать первая группа методик, исследующих операциональную сторону профессионального мышления, а также методики изучения интеллектуального развития человека.

Мы полагаем, что на формирование профессионального мышления влияют заложенные природой интеллектуальные особенности мышления человека, в частности, преобладающий тип мышления. Известно, что человеку с преобладающим словесно-логическим или наглядно-образным типами мышления никогда не достичь профессиональных высот в сфере физико-математических наук, экономики, программирования, спорта, искусстве и т.п.

[2]. Обоснование его использования следующее.

[30]).

Методика определения типа мышления в модификации Г.В. Резапкиной разрабатывалась для диагностирования общего уровня интеллектуального развития в связи с проблемами профессиональной психодиагностики, в частности, для дифференциации кандидатов на различные виды обучения и деятельности в практике профессионального отбора.

7 стр., 3054 слов

Стратегическое мышление. Латеральное мышление Эдварда де Боно

... асимметричной шаблонной системе.Так же как логическое мышление основано на поведении символического языка, латеральное мышление основано на поведении шаблонных систем. Латеральное мышление имеет ту же основу, что и ... — очень широкое и в некотором роде размытое значение слова творческий. Латеральное мышление более узкое и касается изменения концепций и восприятий; это исторически обусловленные ...

Целесообразность выбора данного теста для исследования профессионального мышления обосновывается следующими положениями:

развитие индивидуальных особенностей мышления человека признается обязательным и важнейшим условием достижения высокого профессионализма;

[4]).

В результате статистической обработки данных, полученных благодаря использованию методики определения типа мышления в модификации Г.В. Резапкиной, была установлена половая дифференциация в мышлении в гуманитарном мышлении; определены шкалы: типы мышления — предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное, креативность (творческое)

Респондентам был предложен опросник он-лайн (сайт ВСЕ ТЕСТЫ.РУ [2]), содержащий 40 вопросов. При согласии с высказыванием на странице сайта ставился кружок.

Обработка и интерпретация данных велась он-лайн, с опорой на ключ к тесту.

№Тип мышления Вопросы

Предметно-действенное 1 6 11 16 21 26 31 36

Абстрактно-символическое 2 7 12 17 22 27 32 37

Словесно-логическое 3 8 13 18 23 28 33 38

Наглядно-образное 4 9 14 19 24 29 34 39

Креативность (творческое) 5 10 15 20 25 30 35 40

При обработке результатов теста подсчитывается число плюсов в каждой из пяти строк. Каждая строка соответствует определенному типу мышления.

Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления:

0-2 — низкий,

3-5 — средний,

6-8 — высокий.

Интерпретация результатов теста

— Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.

— Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые — физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

— Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis — словесный).

Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

— Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет — художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

4 стр., 1716 слов

Развитие мышления в онтогенезе

... психического феномена рассматривают в двух аспектах: филогенетическом и онтогенетическом. В данном реферате мы рассмотрим последний аспект, то есть развитие мышления в онтогенезе. 1. Виды мышления Как уже ... писалось ранее, мышление - это процесс ...

  • Креативность — это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

В процессе интерпретации данных был соотнесен ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Можно сказать, что у всех респондентов проявился синтетический тип мышления, что дает некоторые преимущества в освоении будущей профессии.

Отметим, что половые особенности влияют на преобладающий тип мышления: у девушек преобладал наглядно-образный (87,5%, 100%) и словесно-логический (87,5%, 100%), у юношей — абстрактно-символический (75%) и словесно-логический (62,5 — 75%).

Испытуемые проявили хорошо развитое креативное мышление (62,5% — 100%), что подтверждает правильный выбор профессии.

Следовательно, мы можем говорить, что преобладание типа мышления оказывает влияние на профессиональный выбор и дальнейшее освоение профессии.

Заключение

Мышление — переработка информации в процессе течения мыслей, образов и ощущений.

Мышление является высшей ступенью познания человеком действительности, активное, целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение окружающей действительности в сознании человека.

Мы познаем окружающую действительность постепенно: сначала ощущения и восприятие, а затем переходим к мышлению. Вспомним малыша, сначала пробующего на вкус и на зуб все предметы, встречающиеся на его пути, а в возрасте от года до двух пытающегося сложить пирамидку или кубики.

Мышление имеет ряд специфических характеристик и признаков, отличающих его от других психических процессов: обобщенное отражение действительности, опосредованное познание объективной реальности, связано с решением той или иной задачи, неразрывная связь с речью.

Мышление может протекать очень различно. Классификации видов и типов мышления многообразны.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются в неодинаковой степени развитости качеств ума: гибкости, самостоятельности, инициативности, глубины, широты, быстроты, оригинальности, критичности, последовательности.

При психологическом изучении процесса мышления особое место отводится объективному исследованию. Используются все основные методы сбора эмпирического материала. Особое место отводится использованию тестов, которые входят в состав различных методик: методика исследования активности мышления (И.М. Лущихина), диагностика исследовательского потенциала (В.Э. Мильман), куб Линка и др.

Важной составляющей интеллектуальной деятельности является такой вид мышления, как профессиональное. Оно служит ориентиром молодому поколению при выборе профессиональной деятельности. Однако профессиональное мышление всегда связано с развитием индивидуальных особенностей мышления человека, в частности, с типом мышления. Известно, что человеку с преобладающим словесно-логическим или наглядно-образным типами мышления никогда не достичь профессиональных высот в сфере физико-математических наук, экономики, программирования, спорта, искусстве и т.п.

Психологический эксперимент, проведенный по методике «Тип мышления» (Методика определения типа мышления в модификации Г.В. Резапкиной), подтвердил гипотезу, что интеллектуальные особенности, в частности, преобладающий тип мышления влияет на возможные профессиональные способности, помогает сделать выбор профессии, способствует успешному профессиональному росту.

33 стр., 16251 слов

Развитие творческого мышления судентов — будущих педагогов

... ученикам. Целью дипломной работы является исследование проблемы творческого мышления будущих учителей. Домашнее задание : 1. Проанализировать теоретический материал по проблеме творческого мышления профессионала. 2. Изучить методы развития творческого мышления. 3. Разработайте ...

Таким образом, можно сказать, что на формирование профессионального мышления влияют заложенные природой интеллектуальные особенности мышления человека.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/myishlenie-kak-osnova-ratsionalnogo-poznaniya/

1. Анкетирование. — [Электрон.ресурс] — Режим доступа: #»justify»>2.База психологических тестов. — [Электрон.ресурс] — Режим доступа: #»justify»>.Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для ВУЗов/ Л.Ф. Бурлачук. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с.

  • Валиуллина Г.Г. Методы диагностики профессионального мышления студентов/ Г.Г. Валлиулина. —[ Электрон.ресурс] — Режим доступа: #»justify»>5.Выготский Л.С. Собрание сочинений./ Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1982-1984. Т. 1-6.

6. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов. — М., Издательство Московского университета, 1981. — 311 с.

7. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов. — М., Издательство Московского университета, 1981. — 311 с.

8. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология/ В.Н. Дружинин. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 320 с.

9. Индивидуальные особенности мышления. —[ Электрон.ресурс] — Режим доступа: #»justify»>.Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости/ З.И. Калмыкова. — М.: Педагогика, 1981. — 200 с.

  • Лабораторный эксперимент (психология).

    [ Электрон.ресурс] — Режим доступа: #»justify»>12.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т./ А.Н. Леонтьев.-М.: Педагогика, 1983. — 320 с.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/ Б.Ф. Ломов. — М.: Наука, 1984.

14. Маклаков А.Г. Общая психология. Часть 2. Психические процессы. Глава 12. Мышление/ А.Г. Маклаков. — СПб.: 2008 — 583 с. — Электрон.ресурс] — Режим доступа: #»justify»>.Матюшкина А.А. Метод эксперимента в диагностическом исследовании мышления взрослого субъекта/ А.А. Матюшкина. —[ Электрон.ресурс] — Режим доступа: #»justify»>.Метод беседы. —[ Электрон.ресурс] — Режим доступа: #»justify»>.Методы исследования мышления. —[ Электрон.ресурс] — Режим доступа: #»justify»>.Методика исследования активности мышления (И.М. Лущихина).

21 стр., 10282 слов

Развитие критического мышления школьников посредством использования ...

... и др.). Однако на уроках математики нет полных работ, посвященных формированию критического мышления. Формирование критического мышления учащихся в процессе обучения связано не только с ... деятельности. Эти факторы определяют актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы. Технология «Развитие критического мышления» - это система методических стратегий и приемов, предназначенных для ...

[ Электрон.ресурс] — Режим доступа: #»justify»>.Методы исследования мышления. Основные тезисы. —[ Электрон.ресурс] — Режим доступа: #»justify»>20.Мильман В.Э. Ситуативно-поисковые задачи как модель деятельности в решении жизненных задач/ В.Э. Мильман. — «Ежегодник Российского психологического общества». — М. 2005, т. 1. с. 77-80.

21. Мыслительный процесс, индивидуальные особенности мышления: Биофайл научно-информационный журнал. —[ Электрон.ресурс] — Режим доступа: #»justify»>22.Мышление дискурсивное. —[ Электрон.ресурс] — Режим доступа: #»justify»>.Наблюдение — метод в психологии. —[ Электрон.ресурс] — Режим доступа: #»justify»>24.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд./ Р.С. Немов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

25. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 512 с.

Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника/ Н.Н. Поддьяков. — М.: Педагогика, 1977. — 277 с.

  • Психофизиологические методы: Центр психологической помощи Просвет. —[ Электрон.ресурс] — Режим доступа: #»justify»>28.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты/Д.Я. Райгородский. — М: Издательство Бахрах, 2006-672 с.

Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы/ Разапкина Г.В. — М.: Генезис, 2005. — 128 с.

30. Резапкина Галина Владимировна. —[ Электрон.ресурс] — Режим доступа: #»justify»>31.Рыжова Н.В. Логопсихология/ Н.В. Рыжова. — Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2010. —[ Электрон.ресурс] — Режим доступа: #»justify»>.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 720 с. — [Электрон.ресурс] — Режим доступа: #»justify»>.Словесно-логическое мышление. —[ Электрон.ресурс] — Режим доступа: #»justify»>.Сознание и мышление. Часть 4. — [ Электрон.ресурс] — Режим доступа: #»justify»>.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Изд. 3, перераб. и доп. / Л.Д. Столяренко. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.

36. Теплов Б.М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления./ Б.М. Теплов. — М., 1981. — С. 147.

37. Тихомиров О.К. Психология мышления. Учебное пособие / О.К. Тихомиров. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 с. —[ Электрон.ресурс] — Режим доступа: http://www.syntone.ru/library/books/content/3336.html ? current_book_page=1