Социальное обслуживание граждан в Российской Федерации

Социальное обслуживание на сегодняшний день играет существенную роль в социальной защите граждан, поскольку направлено на удовлетворение базовых потребностей населения.

Система социального обслуживания охватывает широкий спектр услуг, в частности: медицинскую помощь, содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на дому нуждающимся в постороннем уходе, жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание, организацию досуга и т. д. В области социального обслуживания возможность реализации права на его получение часто зависит от решения компетентного органа, поскольку целый ряд социальных услуг, предоставляемых в данной сфере, всё ещё относится к числу дефицитных, негарантированных абсолютно каждому пожилому и нетрудоспособному человеку. Об этом, в частности, свидетельствует превышение числа нуждающихся в обслуживании с помещением в дома-интернаты по сравнению с общим числом мест в этих учреждениях; в социальной помощи на дому и возможностями данной службы и т. д.

Для России проблемы социального обслуживания очень актуальны, так как всё больше людей, нуждающихся в нём. Среди них также пенсионеры и инвалиды, многие из которых нуждаются в социальном обслуживании на дому, граждане, которые попали в трудную жизненную ситуацию и нуждаются в социальном обслуживании для преодоления или предотвращения её возникновения. Поэтому развитие государственной социальной политики в современных условиях постоянно требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании населению необходимого комплекса прямых социальных услуг.

Актуальность исследования данной курсовой работы заключается в том что, социальная помощь нуждающимся в России имеет давние традиции. Буянова М.О. отметила: «Социальное обслуживание исторически присуще нашей стране, начиная с самых первых лет образования государства. Функции социальной помощи были поручены попечению и надзору духовенства в лице Патриарха и подчиненных ему церковных структур». Подобную деятельность осуществляли, прежде всего, церкви и монастыри.

Цель курсовой работы заключается в исследовании основных видов социального обслуживания граждан.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • определить понятие социального обслуживания граждан в Российской Федерации;
  • выявление основных принципов социального обслуживания граждан в Российской Федерации;
  • определение условий и задач социального обслуживая граждан в Российской Федерации;
  • проведение анализа основных видов социального обслуживания граждан в Российской Федерации;
  • рассмотреть деятельность учреждений социального обслуживания населения: их виды и специфику деятельности;
  • В качестве объекта исследования выступает правоотношения в сфере социального обслуживания различных категорий граждан.

Предметом исследования является законодательство регулирующее систему социального обслуживания граждан Российской Федерации.

4 стр., 1973 слов

Правовые основы и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

... 4398. 2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 30.12.2013, N 52 (часть I), ... возникающие в ходе социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации. Предметом исследования послужат нормативные правовые акты, регулирующие социальное обслуживание лиц пожилого возраста ...

Глава 1 Определение понятия и основных принципов социального обслуживания граждан в Российской Федерации.

1.1 Определение понятия социального обслуживания граждан в Российской Федерации, основные принципы и виды социального обслуживания.

В научной литературе понятие «социальное обслуживание населения» используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого общества.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» в ст.1 дается следующее определение понятию «социальное обслуживание»: это «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Необходимо отметить, что некоторые авторы, характеризуя понятие «социальное обслуживание», склонны определять его как поддержку не трудоспособных граждан (пенсионеров, инвалидов) в случае нуждаемости. Это является недостаточно полным определением рассматриваемого понятия, прежде всего, по субъектному признаку. Ведь современное законодательство существенно расширило круг лиц, имеющих право на социальное обслуживание.

Такие же авторы как Тучкова Э.Г. и Захаров М.Л. справедливо считают, что социальное обслуживание нельзя сводить только к предоставлению социальных услуг престарелым и инвалидам, так как это понятие охватывает широкий круг лиц (в том числе детей).

Социальное обслуживание охватывает почти все категории общества и представляет собой направление деятельности по социально-экономической поддержке детей, молодежи, семей с детьми, временно нетрудоспособных, граждан, потерявших кормильца, инвалидов, лиц пенсионного возраста и престарелых, малообеспеченных граждан, а также людей, попавших в критические жизненные ситуации (мигранты, беженцы и т.д.) и др.

Основываясь на концепции системных потребностей социально — экономических структур в обществе в применении ее к решению практических и организационных задач сферы социального обслуживания граждан, можно обозначить системные функции и цели этой сферы. Это системные функции гуманности, к которым относятся:

  • а) помощь неимущим, слабым, больным и попавшим в трудные жизненные ситуации людям. Если человек в результате болезни или каких-либо обстоятельств попал в трудную ситуацию, то гуманное отношение к нему других членов общества со значительной вероятностью способно сохранить его жизнь и вернуть ему работоспособность. Кроме того, «общественному организму» (государство, общество, народ, нация, этнос и т.п.) могут оказаться полезными не только потенциально сильные и здоровые люди;

— б) обеспечение поддержания выработки в «общественном организме» так называемых «энергетических излишков». Эта функция обусловлена тем, что потребность в ресурсах для выживания «общественного организма» может резко изменяться, например, во время войны или природных катаклизмов.

4 стр., 1666 слов

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста

... каждого следующего пожилого поколения. Частично решить проблемы граждан пожилого возраста в Российской Федерации призвано социальное обслуживание. Социальное обслуживание населения, обеспечивающее разнообразные социальные услуги, ... четверть населения. В условиях стремительно развивающегося экономического кризиса пожилые люди становятся самыми незащищенными членами общества. Старость приносит ...

Система социального обслуживания населения может выступать как инструмент коррекции работы механизмов самоорганизации и само регуляции в обществе: одной из основных задач по удовлетворению системной потребности в корректировке работы общественных механизмов, основанных на принципе само регуляции и самоорганизации «общественных организмов», является корректировка поведения людей в соответствии с интересами включающего их «общественного организма». Функции по решению этих задач несут такие институты общества, как система образования и воспитания, религия, семья и т.д. С началом формирования и развития системы социального обслуживания коррекция работы общественных механизмов самоорганизации и само регуляции стала одной из ее важнейших задач.

Важное значение приобретает роль социального обслуживания граждан как стимулятора развития общества. Работа системы социального обслуживания населения способствует росту «уровня нормального потребления». Это обусловлено тем, что снижение уровня потребления социального неблагополучных групп населения (в результате болезни, безработицы и т.д.) обеспечивает их привыкание к более низким стандартам жизни. Поддерживая эти группы людей, система социального обслуживания населения способствует удовлетворению системной потребности «общественных организмов» в повышении «уровня нормального потребления» в обществе.

Важно заметить, что иные виды социальной помощи, кроме социального обслуживания, осуществляются в основном в денежной форме. Приоритетной же задачей социального обслуживания является оказание помощи не денежного характера: обслуживание на дому, предоставление временного приюта, консультативная помощь, реабилитационные услуги и т.д. В подобной специфике задач проявляется наивысшая степень гуманности и человеколюбия в обществе, поддерживаемые политикой государства. Государство не стремится «откупиться» всевозможными денежными выплатами, а применяет различные виды социальной помощи по принципу целесообразности. Иначе говоря, существуют ситуации, когда помощь «в натуре» оказывается наиболее необходимой и действенной. Именно в этом случае огромное значение приобретает социальное обслуживание во всех его видах.

Кандидат экономических наук Валерий Шарин в статье «Социальное обслуживание: вектор развития» говорит о социальном обслуживании как об одном из видов социальной поддержки (бытовой, медицинской, психологической, педагогической, правовой и т.д.) гарантированной государством. Роль гарантий государства очень велика, особенно в период перехода страны к рыночным отношениям.

2 стр., 860 слов

Договор об оказании социальных услуг курсовая

... КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине «Право социального обеспечения» Набор социальных услуг Студентка группы П-381 Специальность: 030504 Право Социального обеспечения ... социальному обслуживанию, позволяющих сделать определенные выводы о совместимости нормативных положений данного Закона Договор на оказание социальных услуг ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ — соглашение между поставщиком социальных услуг ...

Отказа от гарантий, установленных на законодательном уровне, не должно происходить даже в свете интенсивного развития негосударственных форм социального обслуживания, за преобладание которых ратуют многие авторы. В качестве гарантий выступают: законы, направленные на получение прав на социальное обслуживание; подзаконные акты, обеспечивающие условия, средства, охрану такого права; сложившаяся практика работы государственных органов по обеспечению прав на социальное обслуживание и охране таких прав.

Относительно права на социальное обслуживание нужно сказать отдельно. Это право входит в состав правового статуса любого гражданина. Это право сопровождает граждан на протяжении всей их жизни. При этом не имеют значение возрастные, национальные, социальные и другие особенности граждан — все они имеют право на социальное обслуживание.

Статусное право на социальное обслуживание, закрепленное в законе, реализуется обычно при наличии трудной жизненной ситуации. Это понятие также необходимо охарактеризовать.

Не секрет, что экономические преобразования в нашей стране сопровождаются падением объема производства во всех (практически) отраслях производства, падением покупательной способности рубля (инфляция), безработицей, обнищанием значительной части населения, ухудшением состояния здоровья населения, ростом смертности и т.д. Вышеперечисленные факторы способствуют попаданию большого количества людей в так называемые трудные жизненные ситуации. Нужно отметить, что помимо факторов экономического характера, имеют место естественные причины, вследствие которых люди нуждаются в социальном обслуживании: старость, детство, сиротство, временная нетрудоспособность.

Социальное обслуживание основывается на следующих принципах:

1) Адресность, т.е. предоставление социальных услуг конкретному лицу в соответствии с его потребностями. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется органами социальной защиты населения по месту их жительства. Информацией о детях-сиротах, многодетных и неполных семьях располагают также органы народного образования; о беженцах – миграционная служба, о лицах без определенного места жительства – органы внутренних дел и пр.

2) Доступность, т.е. оказание социальных услуг бесплатно или с частичной оплатой стоимости в соответствии с территориальными перечнями, утвержденными высшими органами исполнительной власти субъектов РФ. Перечни социальных услуг определяются с учетом потребностей тех групп населения, для которых они предназначены. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ. Качество услуг должно соответствовать государственным стандартам.

3) Добровольность означает, что социальное обслуживание осуществляется только на основании обращения заинтересованного лица или его законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время можно отказаться от получения социальных услуг.

4) Гуманность подразумевает, что лица, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускается в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Работники стационарных учреждений, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

4 стр., 1574 слов

Товарные знаки и знаки обслуживания как объекты интеллектуальной собственности

... товаров, несмотря на сходство с товарными знаками и знаками обслуживания, обладают рядом специфических признаков, которые обуславливают необходимость выделения их в отдельную категорию объектов правовой охраны. Остановимся подробнее на условиях, которым ...

5) Приоритетность предоставления несовершеннолетним обусловлена повышенной социальной уязвимостью детей в силу возраста. Социальное государство ставит своей приоритетной задачей особую заботу обо всех детях, в том числе тех, которые попали в трудную жизненную ситуацию.

6) Конфиденциальность, означает, что сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждений социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.

7) Профилактическая направленность. Одной из основных целей социального обслуживания является профилактика негативных последствий, возни­кающих в связи с возникшей у гражданина жизненной ситуацией (обнища­ние, обострение заболеваний, беспризорность, одиночество и т. д.) Для оказания социальных услуг государство создает систему социальных служб, состоящую из государственных предприятий и учреждений социального об­служивания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ве­дении федеральных органов власти РФ и ее субъектов. Муниципальную систему социальных служб составляют соответствующие муниципальные предприятия, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

Виды социального обслуживания:

1) Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде:

  • денежных средств;
  • продуктов питания;
  • средств санитарии и гигиены;
  • средств ухода за детьми;
  • одежды, обуви и других предметов первой необходимости;
  • топлива;
  • специальных транспортных средств;
  • технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

1. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании;

2. социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

3. Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется:

  • детям-сиротам;
  • детям, оставшимся без попечения родителей;
  • безнадзорным несовершеннолетним;
  • детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  • гражданам без определенного места жительства и определенных занятий;
  • гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
  • другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта;

4. Консультативная помощь – в учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты;

2 стр., 949 слов

Глава 1. Государственная социальная помощь

... курсовой работы состоит в возможности использования полученных результатов при выборе методики правового регулирования. Впервые понятие государственной социальной помощи было дано в ФЗ «О гос. Социальной помощи» от 17.07.1999 г. Государственная социальная помощь ... иные услуги социальными работниками учреждений социального обеспечения. Профилактическая направленность социального обслуживания – ...

5. Реабилитационные услуги – социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах;

6. Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания – в учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, социальное обслуживание населения это важнейшее звено социальной защиты, механизм, позволяющий практически решать сложные вопросы жизнедеятельности общества, семьи и отдельного человека.

1.2 Сущность, цели и задачи социального обслуживания граждан

Социальное обслуживание в настоящее время стало неотъемлемой частью государственной системы социальной защиты граждан, ведущим и динамично развивающимся компонентом социальной сферы. Оно уже не может рассматриваться только как компенсационная форма социальной защиты в виде различного рода услуг, только как организационная форма социальной работы, как разновидность социальных технологий, поскольку это сужает содержание этого понятия.

Социальное обслуживание — это разновидность специфической социальной деятельности, направленной на удовлетворение социальных потребностей различных категорий граждан, но не только тех, которые попали в трудную жизненную ситуацию или находятся в социально опасном положении, а всех людей — от рождения до конца жизни, на различных этапах их развития. Формирующаяся в республике система социального обслуживания становится важнейшей отраслью социальной сферы общества, которая при помощи различных способов социально-гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию, просто выживание отдельной личности, семьи или определенной совокупности людей попавших в трудную, кризисную ситуацию помогает успешно ее преодолеть. На современном этапе становления системы социального обслуживания граждан есть все основания утверждать, что социальное обслуживание можно рассматривать как социально-гуманистическую ценность, как формирующую систему, как процесс предоставления социальных услуг и как результат этой специфической социальной деятельности, как важнейшую часть социальной защиты граждан и ее организационно-правовую форму.

Категория социальное обслуживание имеет многоаспектный характер и рассматривается в разных научных работах как: парадигма социальной работы; технология социальной работы; сектор социальной сферы государства; организационная форма социальной работы. Большинство же исследователей отмечают, что социальное обслуживание выступает сегодня в качестве одного из направлений социальной работы и ее организационной формы.

4 стр., 1510 слов

Понятие, виды и принципы социального обслуживания

... ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЕ Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения В научной литературе понятие «социальное обслуживание населения» используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и ...

Существует достаточно много определений социального обслуживания:

1. Социальное обслуживание – деятельность социальных служб и отдельных специалистов по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых и иных услуг и материальной помощи, созданию условий и осуществлению социальной адаптации, реабилитации граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

2. Социальное обслуживание – комплекс мер по оказанию социальной помощи нуждающимся в ней гражданам, которые способствуют сохранению социального здоровья и поддержанию жизнедеятельности, преодолению кризисных ситуаций, развитию само обеспечения и взаимопомощи. Становление и развитие современной системы социального обслуживания требует теоретического обоснования сущности, содержания, технологий социального обслуживания различных категорий граждан, теоретико — методологического и технологического обоснования адаптации, реабилитации, социальной коррекции поведения различных типов клиентов.

Цели, задачи, функции социального обслуживания. В качестве основных критериев оценки эффективности социального обслуживания выступают:

  • а) цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации;
  • б) действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания;
  • в) деятельность социальных служб;
  • д) уровень профессиональной квалификации кадров.

Что касается целевого назначения социального обслуживания, то здесь нужно учитывать следующие аспекты: Цели социального обслуживания нужно рассматривать на нескольких уровнях: общество (государственный уровень социальной работы); отдельных регионов и конкретных населенных пунктов; конкретной группы или личности. Цели социального обслуживания должны учитывать конкретные социально-экономические, социокультурные, морально-психологические, политические и иные ситуации, имеющие место в Республике. Цели социального обслуживания должны быть таковыми, чтобы способствовать стабильному социальному положению различных категорий граждан и социальной безопасности общества в целом.

Сущность социального обслуживания как социальной системы в ее статике раскрывается путем выявления и уяснения:

  • структуры видов, форм и методов социальных услуг;
  • структуры социальных служб и отдельных учреждений социального обслуживания населения;
  • подсистем и элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб (государственные, общественные, церковные, частные и иные);
  • организации социального обслуживания (учреждения и предприятия);
  • управления социальным обслуживанием;
  • ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, финансовое, кадровое, научно-методическое, информационное).

Исследователи проблем социального обслуживания выделяют две группы функций системы социального обслуживания:

1. Сущностно — деятельные (профилактическая, компенсационная, социально-реабилитационная, охранно-защитная, социальный патронаж).

Так, защитная функция заключается в защите граждан от воздействия социальных рисков, неблагоприятных последствий жизненных ситуаций (болезнь, старость и т.д.); социально- реабилитационная состоит в восстановлении, полностью либо частично, физических, профессиональных, психологических или иных качеств человека, приспособлении его к полноценной жизни в обществе, труду, самообслуживанию; компенсационная, т.е возмещение утраченного вследствие воздействия социальных рисков. Например, повышенных расходов в связи с потерей кормильца, болезнью и др.

6 стр., 2518 слов

Стационарное социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов

... параграфа, заключения, списка литературы. Система стационарного социального обслуживания Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, ... Сущенко Е.И. Холостова, Р. С. Яцемирская, и др. Работа стационарных социальных учреждений входит в число приоритетных направлений, определяющих современную ...

2. Нравственно-гуманистические (личностно-гуманистическая, социально-гуманистическая).

Практическая реализация этих функций неразрывно связана с оптимальным уровнем функционирования всех подсистем и элементов социального обслуживания. Функции социального обслуживания проявляются на макро- и микроуровнях и отражают сущность социального обслуживания. Основными критериями эффективности социального обслуживания выступают степень сложности и продолжительность предоставляемых социальных услуг, уровень их адекватности потребностям и запросам населения, кадровое обеспечение социальных служб, уровень его организации; уровень квалификации персонала; качество и уровень социального обслуживания; ресурсное обеспечение социальной защиты. Финансирование системы социального обслуживания осуществляется на бюджетной основе (за счет средств республиканского и местных бюджетов), специальных фондов, средств, получаемых от оплаты за предоставление социальных услуг, а также передаваемых в качестве благотворительной помощи.

Таким образом, можно уверенно сказать, что целью и задачами социального обслуживания является организация разнообразных видов и форм помощи, реабилитации нуждающихся в ней граждан Российской Федерации и в преодолении и предотвращении проблем, связанных с той или иной тяжёлой жизненной ситуацией.

Глава 2. Учреждения социального обслуживания граждан: их

виды и специфика деятельности.

2.1.Учреждения социального обеспечения семьи и детей.

Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп граждан.

Важным аспектом в регулировании социально — экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные принципы в организации социальной помощи в этом направлении со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем:

  • расширение возможностей семьи для решения жизненно-необходимых задач;
  • установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;
  • содействие эффективному и гуманному развитию семьи как социально-экономической системы;
  • развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.

Планы развития учреждений социального обслуживания семьи и детей увязываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет развитие горизонтальных структур системы социальной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики регионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы социальных служб, обслуживающих семьи, должны знать потребности населения в такого рода услугах. В этих целях необходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, отношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответствующей службы и возможности обращения в нее любого жителя региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необходимо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг как детям, так и родителям.

4 стр., 1918 слов

Качество медицинской помощи

... не только отставанием в развитии здравоохранения и неудовлетворительным качеством медицинской помощи. На ухудшение показателей здоровья оказали также: рост алкоголизации населения, загрязнение окружающей среды, низкий уровень охраны труда и ...

Областные учреждения призваны выполнять также и научно-методические функции: например, комплексный областной центр социальной помощи семье и детям или областной центр социального здоровья населения должны, исходя из местной ситуации, выходить с рекомендациями на властные структуры. Такие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п., также представляются достаточно перспективными.

Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией конкретной территории, где отдельные учреждения и подразделения службы выступают в качестве структур элементов, создаваемых по мере необходимости.

Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции:

  • аналитическую: изучает проблемы и нужды семей или членов коллектива;
  • планово-организационную: планирует и организует социальное обслуживание в социуме;
  • управленческую: обеспечивает контакт с государственными органами, от которых зависит решение проблем клиента, добивается решения, проводит оценку результатов тех или иных мероприятий и т.д.;
  • информационную: сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной защите населения.

Социальная работа в этих службах может выражаться в различных формах помощи семье. Так, например, существует неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызванных социальными условиями или трудной жизненной ситуацией, которая направлена на снятие или уменьшение отрицательных последствий таких состояний, включая возможность суицида. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неотложной психологической помощи и другие.

Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и более углубленная поддержка, направленная на оздоровление ситуации, выявление внутренних резервов и развитие веры человека в свои силы, в способность самостоятельно преодолеть жизненные трудности. Такая помощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (матерей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в психолого-педагогических консультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирующиеся на разных типах семей, проблемах и др.

Предоставляемая помощь может быть прямой и опосредованной. Прямая помощь направлена непосредственно на защиту прав и интересов человека, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний и т.д. Опосредованная помощь предоставляется через работу с социальным окружением клиента (семья, члены рабочего коллектива, друзья, уличная компания и другие), через различные государственные организации и фонды.

Кроме того, помощь может быть откликающейся в ответ на сложившуюся ситуацию или обращение клиента, а также превентивного характера, то есть предупреждающей прогнозируемую неблагоприятную ситуацию.

В соответствии с приказом Минсоцзащиты России от 14.04.94 г. № 47 утверждено Примерное положение о территориальном Центре социальной помощи семье и детям, в котором дано его определение как учреждения государственной системы социальной защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.

Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания семьи и детей, в том числе отделения первичного приема, информации, анализа и прогнозирования, социально-экономической помощи, медико-социальной помощи, психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности детей и подростков и т.д.

Цель деятельности Центра — содействие реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.

Основными задачами Центра являются:

  • выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи;
  • определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;
  • поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их само обеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
  • социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
  • участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;
  • анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;
  • привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семьи и детей.

К категориям и группам граждан, которым Центр оказывает социальные услуги, относятся:

  • семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные и т.д.;
  • дети и подростки, оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию;
  • осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей;
  • имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в том числе инвалиды, и т.д.;
  • взрослые граждане (беременные женщины и кормящие матери;
  • имеющие на иждивении несовершеннолетних детей и т.д.);
  • бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов.

2.2 Учреждения социального обслуживания одиноко проживающих и престарелых граждан

В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается тенденция старения населения. Согласно данным Отдела народонаселения ООН, в развитых странах удельный вес пожилых людей возрастет с 21 до 28% к 2050 г. В России к 2010 г. доля людей пенсионного возраста уже превышает одну треть.

В связи с этим в современных условиях важное значение приобретают институты социального обслуживания пожилых людей, межведомственная работа по организации социальной поддержки этой группы населения. Это связано не только с увеличением удельного веса пожилых людей в составе населения, но и решением, вытекающих из этого явления проблем: изменение социального статуса человека в старости, прекращение или ограничение трудовой деятельности, трансформация ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновение различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, что диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пенсионерами и пожилыми людьми.

Социальное обслуживание людей пожилого возраста осуществляется в соответствии с этическими принципами Международной организации труда.

Достоинство личности — право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку.

Свобода выбора — каждое лицо преклонного возраста имеет право выбора между содержанием на дому и проживанием в приюте, временным или постоянным.

Координация помощи — помощь, оказываемая различными социальными органами, должна носить деятельный, координированный и последовательный характер.

Индивидуализация помощи — помощь оказывается, прежде всего, самому гражданину преклонного возраста, учитывая его окружение.

Ликвидация разрыва между санитарным и социальным уходом — при приоритетном характере критерия состояния здоровья, уровень финансовой помощи не может зависеть от уровня жизни и места проживания.

Нормативно-правовой базой для социальной работы с пожилыми людьми в РФ является Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (от 10.12.1995 г.), в соответствии с которым в сферу социальных услуг, оказываемых пожилым людям, входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги; материальная помощь и проведение социальной адаптации и реабилитации пожилых людей.

На начальных этапах развития системы социальной помощи пожилым людям в поле зрения социальных работников находилось решение таких неотложных проблем, как организация питания, медицинских услуг, обеспечение жильем, материальное обеспечение с целью создания для них нормальных условий жизни.

На современном этапе организация помощи пожилым людям, наряду с решением этих традиционных социальных проблем, предполагает разработку социальных технологий, внедрение которых будет способствовать решению вопросов, связанных с психологическими трудностями, возникающими у престарелых людей в процессе общения или ввиду одиночества, а также социально-психологическими проблемами — как пожилые люди воспринимают другие возрастные группы, каковы их социальные проблемы, их взаимоотношения с окружающими людьми, роль и статус пожилых в семье и обществе и др.

Следует отметить, что существуют различные категории пожилых людей. Среди них есть люди:

  • не нуждающиеся в помощи;
  • частично утратившие трудоспособность;
  • нуждающиеся в обслуживании;
  • требующие постоянного ухода и т.д.

Как правило, программы социальной помощи, реабилитации, коррекции разрабатываются в зависимости от принадлежности к той или иной категории пожилых людей. С этим же связано и использование различных принципов, методов, приемов работы с клиентом.

Содержание работы с пожилыми людьми включает в себя вопросы, связанные со сферой здоровья, психосоциального благополучия и социальных услуг. С ростом численности пожилого населения в регионе необходимо анализировать основные тенденции в изменении форм социальной работы, характера технологического процесса совершенствования помощи престарелым.

Основными принципами работы с пожилыми людьми являются уважение и интерес к личности клиента, акцент на нужности и полезности его опыта и знаний окружающим людям. Важно воспринимать пожилого человека не только в качестве объекта, но и субъекта социальной работы. Это должно помочь найти и развить их внутренние резервы, способствующие самореализации, само поддержке и самозащите. Большую роль играет при этом профессиональная компетентность социального работника, включающая в себя знания геронтологических и психологических особенностей возраста, учет принадлежности клиента к той или иной социальной группе.

Помощь пожилым осуществляют органы социальной защиты населения через свои отделения, которые выявляют и ведут контроль, осуществляют различные виды социальной поддержки, предлагают и обеспечивают платные услуги. Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждением социального обслуживания иных форм собственности.

Функцию социальной защиты и помощи выполняют следующие учреждения:

  • дома-интернаты;
  • отделения дневного и ночного пребывания;
  • специальные дома для одиноких престарелых;
  • больницы и отделения для хронических больных;
  • стационары различного типа;
  • территориальные центры социального обслуживания;
  • отделения социальной помощи на дому;
  • геронтологические центры и т.д.

В системе стационарных учреждений РФ относительно новым элементом являются специальные дома для постоянного проживания одиноких пожилых людей и супружеских пар, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в соответствующих условиях для самореализации основных жизненных потребностей.

Примерное Положение о специальном доме для таких пенсионеров (утв. приказом Минсоцзащиты России от 14.04.94 г. № 47) перечисляет его функции:

  • обеспечение благоприятных условий для проживания и самообслуживания;
  • предоставление проживающим престарелым гражданам постоянной социально-бытовой и медицинской помощи;
  • создание условий для поддержания активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.

Заключение

Цели и задачи поставленные в моей курсовой работе были полностью достигнуты.

Социальное обслуживание — это объективная потребность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Оно призвано помогать гражданам в решении возникших у них социальных проблем по восстановлению или усилению их способности в само обеспечении и самообслуживании, создавать необходимые условия для жизнеспособности лиц с ограниченными возможностями.

Основная цель формирования этой системы – повышение уровня социальных гарантий, оказание адресной помощи и поддержки нетрудоспособным гражданам, прежде всего на территориальном уровне и с учетом новых социальных гарантий.

В заключении хотелось бы сказать, что социальное обслуживание населения это механизм, позволяющий практически решать сложные вопросы жизнедеятельности общества, семьи и отдельного человека.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovoy/sotsialnoe-obslujivanie/

Официальные документы

Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Книги одного автора

Галаганов В.П. учебное пособие «Организация работы органов социального обеспечения» — Москва, «Инфра-М», 2012г.

Бочарова О.В. учебное пособие «Право социального обеспечения» — Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. — Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011г.

Карасева Л.К. пособие «Организация работы с гражданами в системе пенсионного обеспечения и социальной защиты населения» — Пенза, ПГПУ Им.В.Г. Белинского, 2011г.

Книги двух авторов

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г.Право социального обеспечения России. 2-е изд., изд-во БЕК, 2012. — 560 с.

Зарембо Т.Ф., Савинов А. Н. учебное пособие «Организация работы органов социального обеспечения» — Москва, «Мастерство», 2011г.

Книга трех авторов

Введение в профессию «Социальная работа»: учебное пособие/ М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова, И.В. Наместникова.- М.: КНОРУС, 2011.

Электронная книга

Рождествина А.А. Право социального обеспечения

Кошелев Н.С. «Социальное обслуживание и права населения»