Социальная работа с детьми-инвалидами в Российской Федерации (на примере деятельности общественных организаций)

Дипломная работа

Знание причин социального неравенства и способов его преодоления — превращается на современном этапе с насущный вопрос, который связан с перспективами развития всего российского общества. Организация современного общества во многом противоречит интересам женщин и мужчин, взрослых и детей, имеющих инвалидность. Символические барьеры, выстраиваемые обществом, сломать порой гораздо сложнее, чем физические препятствия, здесь требуется развитие таких культурных ценностей гражданского общества как толерантность, эмпатия, уважение человеческого достоинства, гуманизм, равенство прав.

В целом ряде зарубежных и отечественных учебных пособий дети и взрослые, имеющие инвалидность, изображаются объектами заботы — как своеобразное время, которое вынуждены нести заботящиеся о них близкие, общество и государство. Вместе с тем, существует и другой подход, который привлекает внимание к жизненной активности самих инвалидов. Речь идет о формировании новой концепции независимой жизни при одновременном акценте на взаимную помощь и поддержку в современном совладании с испытаниями, вызванными инвалидностью.

Социально-экономический кризис в России существенно ухудшил уровень жизни населения, негативно сказался на его здоровье. За последние годы было отмечено увеличение как абсолютного, так и относительного показателей инвалидности.

На протяжении последних пяти лет наблюдается увеличение численности инвалидов трудоспособного возраста. Так, на январь 2004 года в России было зарегистрировано 11,9 миллионов инвалидов, что на 0,7 миллионов больше, чем на тот же период 2003 года.

Инвалиды с детства и дети-инвалиды (до 16 лет) составляют существенную часть в контингенте инвалидов всех категорий. В Российской Федерации за последние 20 лет уровень инвалидности с детства увеличился более чем в 3,6 раза и по прогнозам будет увеличиваться и в дальнейшем.

Создание условий для успешной социализации детей-инвалидов в современном обществе — это задача не только государственных и социальных учреждений, но и общественных организаций.

В жизни инвалидов важную роль играет деятельность организаций инвалидов, так как являясь для государства партнером и первым помощником по решению социальных проблем, общественные организации инвалидов такие как Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество слепых активно участвуют: в информировании населения о жизненно важных проблемах инвалидов; в подготовке и проведении всех социально значимых мероприятий. И что самое главное — своей работой общественные организации инвалидов формируют в обществе установки положительного отношения к инвалидам.

14 стр., 6998 слов

Роль телевидения в современной жизни общества

... функция ТВ, которая рассматривалась как задача "организации культурного досуга населения". Планомерному и целенаправленному осуществлению этих функций способствовала централизованная структура института телевидения, ... темы определяется растущим значением телевидения и средств массовой коммуникации в формировании общественного сознания. В условиях современного развития России, когда печатные ...

Дети-инвалиды являются одной из самых незащищенных категорий населения. Именно поэтому решение проблем детей-инвалидов на сегодняшний день является одним из важнейших необходимых действий социальной политики государства, социальных учреждений, специалистов по социальной работе и общественных организаций.

К. Дэвис, Р. Мертон, Т. Парсонс рассматривают проблемы инвалидности как социальные состояния индивида, социальной реабилитации, социальной интеграции, социальной политики государства по отношению к инвалидам, конкретизируемой в деятельности социальных служб по поддержке семей, имеющих детей-инвалидов. В отечественных исследованиях проблему инвалидизации исследовали Т.А. Добровольская, И.П. Каткова, Н.С. Морова, Н.Б. Шабалина. В отношении инвалидизации Э. Дюркгеймом исследовались стандартизированные и институциональные формы социальных отношений, социальные институты, механизмы социального контроля. В отечественных трудах данную тему рассматривали А.Н. Суворов и Н.В. Шапкина.

В большинстве случаев изучение проблемы детской инвалидности было инициировано и проводилось медиками (Р.К. Игнатьева, И.А. Камаев, Л.Г. Камсюк, Г.И. Лозюк, М.А. Познякова, С.Я. Сарычева, С.П. Якимова и др.), клиническими психологами (А.Я. Варга, И.В. Дубровина, А.Е. Личко, А.С. Спиваковская, А.И. Тащева, Э.Г. Эйдемиллер и другие), родительскими группами и общественными объединениями. При этом исследовался в основном аспект медицинской или социальной адаптации или реабилитации ребенка-инвалида.

Е.И. Холостова, П.Д. Павленок, Л.Г. Гуслякова и другие разработали множество учебных пособий, где освещены общие вопросы социальной работы с детьми-инвалидами. Все они раскрывают понятия «инвалид» и «инвалидность», определяют нормативно-правовую базу работы с детьми-инвалидами. Однако большое значение в своих работах они отдают реабилитации. Проблемы же детей-инвалидов на современном этапе развития общества описываются и раскрываются в публикациях газет и журналов, таких как «Русский инвалид», «Социальная защита», «Социальная работа», «Социальное обеспечение». Кроме того, в настоящее время существует множество актов, раскрывающих основные понятия и правовую основу социальной работы с детьми-инвалидами. Примером могут быть Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 1993 года №394 «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов», Указ Президента Российской Федерации от 01.06.96 №1011 «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов», Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке признания граждан инвалидами» от 13 августа 1996 года №965, «Методические указания по определению причин инвалидности» и многие другие.

52 стр., 25642 слов

Технологии социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными ...

... В соответствии с целью дипломной работы можно выделить следующие задачи: 1. Рассмотреть современное положение инвалидов и их проблемы в обществе; 2. Описать особенности реализации технологий социальной работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями ...

Объектом данной работы является социальная работа с детьми-инвалидами.

социальная работа инвалид детский

Предметом изучения является социальная работа с детьми-инвалидами (на примере деятельности общественных организаций).

Цель исследования — рассмотреть социальную работу общественных организаций с детьми-инвалидами.

Задачи:

  • Рассмотреть проблему детской инвалидности в современном обществе.
  • Изучить сущность социальной работы с детьми-инвалидами.
  • Исследовать законодательную базу социальной работы с детьми-инвалидами.
  • Рассмотреть деятельность общественных организаций по социальной работе с детьми-инвалидами за рубежом и в России.
  • Проанализировать опыт Всероссийского общества инвалидов в Читинской области.

Практическая значимость. Информация, представленная в работе, может способствовать детям-инвалидам в их качественной интеграции в общество, а социальным учреждениям поможет объединить свои усилия с общественными организациями в эффективной деятельности по решению проблем детей-инвалидов. Также представленная информация может быть использована студентами и специалистами в работе с детьми-инвалидами.

Глава I. Теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами

1.1 Детская инвалидность в современном обществе

Прогресс как процесс гуманизации общественных отношений с необходимостью требует особого внимания к представителям наименее социально защищенных слоев населения, среди которых инвалиды являются одной из наиболее многочисленных групп.

В зависимости от степени нарушений функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 16 лет — категория «ребенок-инвалид». К ней относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, трудовой деятельности. Следует отметить, что ограничение статуса детской инвалидности 16 годами не соответствует международным документам и российскому законодательству, где ребенком считается человек в возрасте до 18 лет.

В последние годы отмечается заметный рост числа детей-инвалидов в РФ. На начало 2001 г. их было зарегистрировано 937,4 тыс., что в 4 раза больше, чем в 1991 г. В 2003 г. их насчитывалось около 1210,8 тыс. человек, в 2006 г. около 1489,5. Рост числа детей-инвалидов обусловлен как ухудшением здоровья детей в силу экономических, экологических и других факторов, так и расширением — перечня медицинских показаний, при которых ребенок признается инвалидом, и которые были ведены в 1991 году постановлением Совмина РСФ