Механизмы управления социальными процессами в организации

Тема моей контрольной работы является актуальной, так как работа любой организации основывается на социальных процессах.

  • Высокая рентабельность и устойчивость работы организации – главные факторы положительных изменений ее социальной подсистемы. Социальное протезирование как элемент управления и основа социального планирования. Методы социального прогнозирования. Концепция, стратегия и тактика управления социальными процессами в организации. Планирование социального развития как основной инструмент управления социальными изменениями в организации. Основные разделы плана социального развития. Подходы и методы составления плана социального развития. Анализ и диагностика состояния социальной подсистемы организации. Связь управления социальными процессами с реализацией других функций управления. Управление персоналом как фактор управления социальными изменениями. Программно-целевой подход к управлению социальным развитием. Принципы программно-целевого подхода. Практика разработки целевых программ социального развития.

1 Основные элементы механизма управления социальными процессами в организации

Высокая конкурентоспособность и устойчивая работа организации создают необходимые предпосылки для положительных изменений в ее социальной сфере. Они дают возможность наметить реальные цели социального развития, обеспечить необходимыми ресурсами из достижение, организовать проведение соответствующих мероприятий. Этими задачами подчинено действие механизма управления социальными процессами в организации.

Эффективно функционирующий механизм управления социальным развитием организации позволяет целенаправленно воздействовать на ее социальную подсистему с целью достижения качественно более высокого состояния организации, дающего возможность осуществления инноваций и стратегического управления.

Основными элементами механизма управления социальным развитием организации являются (рис.1):

— постановка социальных целей организации, включающая: прогнозирование социальных последствий реализации альтернативных стратегий и достижения целей научно-технического и производственно-коммерческого характера, а также прогнозирование изменений факторов внешней среды;

3 стр., 1461 слов

Зарубежный опыт управления социальным развитием организации

... европейских стран в области социального управления является ФРГ. Не всегда найдутся аргументы, подтверждающие, что Германия развивалась по капиталистической модели. Если рассматривать ее социально-экономическую систему в истории XX в. ...

— разработка системы параметров (показателей) позволяющих производить количественную оценку социальных факторов производства (состояния объектов социального управления) и степень достижения соответствующих целей;

— планирование социального развития организации как деятельность по определению путей и способов достижения намеченных целей – состава мероприятий, осуществление которых приведет к желаемым результатам, необходимых для этого ресурсов, сроков и исполнителей;

  • организация выполнений плановых мероприятий;
  • координация и контроль действий исполнителей;

— анализ изменений социальных факторов производства в результате осуществления мероприятий плана социального развития;

— анализ общего состояния и предстоящих изменений социальной подсистемы предприятия в течение всего планового периода;

— разработка предложений и внесение поправок в методику постановки целей, прогнозирования и планирования социального развития, реорганизация системы управления социальным развитием с учетом итогов выполнения плана и фактического состояния социальной подсистемы.

Названные элементы действуют в представленной последовательности, реализуясь в виде соответствующих этапов полного цикла управления социальным развитием организации.

Управление социальным развитием организации, так же как и управление другими аспектами ее деятельности, предполагает постановку соответствующих целей. В свою очередь, содержание целей социального развития организации зависит от фактического и прогнозируемого состояния социальной подсистемы организации, от реальных возможностей менеджмента влиять на направление и интенсивность социальных изменений с учетом действий внешних факторов. Поэтому формулирование целей социального развития должно опираться на разработку прогнозов состояния социальной подсистемы организации и ее элементов. Речь идет о прогнозах таких показателей, как общая численность сотрудников организации размеры основных функционально-производственных и социальных групп, потребности ценностные ориентации работников, производственно-творческий потенциал коллектива, характер трудовой мотивации и отношение работников к труду, изменений производственной и внепроизводственной социальной инфраструктуры.

Для получения социальных прогнозов используются методы анализа тенденций, экспертной оценки и нормативный метод. Основу социальных прогнозов составляет тщательный анализ ожидаемых изменений экономических показателей, характера продукции, технологии, состава рабочих мест и подержания трудовых функций. Это главные факторы, определяющие изменение социальных параметров организации.

Сформулированные социальные цели и прогнозы служат основой для формулирования или уточнения концепции и стратегии социального развития организации на планируемый период.

Концепция управления социальными процессами в организации – это системное представление о целях и средствах управленческого воздействия на базовые социальные процессы, протекающие в организации, опирающиеся на понимание их сущности и характера взаимосвязи с основной деятельностью организации и социальными процессами в непосредственном и более широком окружении.

4 стр., 1715 слов

Организация социальной работы с молодыми инвалидами психоневрологического ...

... в организации социальной работы с молодежью / К.В. Хадисова // В сборнике: инновационное развитие: ... Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярская-Смирнова. – СПб.: Питер, 2005. – 225 с. Электронные ресурсы 69. Официальный сайт БУ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Психоневрологический интернат» ... оценки эффективности программно-целевого подхода в управлении экономикой региона / В.С. Миронов ...

Стратегия управления социальными процессами в организации представляет собой последовательность имеющих долгосрочный характер мер воздействия на социальные процессы в организации. Они разрабатываются в соответствии с основными положениями концепции и стратегическими целями организации. Стратегия управления социальными процессами в организации определяет тактику – способы решения текущих задач социального развития.

Достижение социальных целей организации обеспечивается путем разработки и реализации планов ее социального развития.

Планирование (программирование) социального развития организации служит основным инструментом управления социальными изменениями в организации. Оно заключается в определении и уточнении состава показателей, характеризующих состояние социальной подсистемы организации на основе данных социального прогнозирования, анализа динамики этих показателей в предшествующий плановый период, расчете их вероятных значений на дату окончания планового периода. Необходимым элементом планирования социального развития организации является также определение видов и объема ресурсов, необходимых для реализации плана, сроков исполнения и состава исполнителей.

Этой работе предшествует тщательный анализ фактических значений названных показателей и имеющихся ресурсов для их повышения. Наряду с разработкой планов социального развития в современной практике социального управления широко используется составление целевых программ социального развития. Различие между планом и программой социального развития состоит в том, что план, как правило, охватывает все или большинство аспектов социальной жизни организации отличается периодичностью составления, обусловленной хозяйственным годовым циклом. Программа же имеет четко выраженный целевой характер, связанный с новыми или особыми обстоятельствами и соответствующим этим обстоятельствам выделением приоритетов в социальной сфере.

Программно-целевой подход позволяет сконцентрировать усилия субъекта управления на решении одной или нескольких социальных проблем организации, представляющихся в настоящий момент наиболее важными. Это позволяет более экономно расходовать ресурсы и тем самым повышать эффективность управления. Отличие социальной программы от плана социального развития также может заключаться в ориентированности на те социальные задачи, решение которых подчинено относительно самостоятельной цели организации. Так, например, в нефтегазовой компании это может быть комплекс задач по социальному обустройству нового территориально-производственного участка добычи нефти или организация работы вахтовым методом. Социальная программа в ряде случаев имеет статус составной части плана социального развития организации.

Программно-целевой подход широко применялся на предприятиях электротехнической отрасли промышленности в дореформенные годы. В настоящее время больше известно о практическом опыте разработки и реализации целевых программ социального развития в добывающих отраслях промышленности, отличающихся повышенно тяжелыми условиями труда. Дело в том, что предприятия данных отраслей расположены, как правило, в малонаселенных, удаленных и северных районах нашей страны с суровыми погодно-климатическими условиями. Это обстоятельство заставляет руководство соответствующих компаний выделять значительные средства на осуществление мер по компенсации неблагоприятных условий труда и привлечению рабочей силы из других регионов.

36 стр., 17644 слов

Роль рекламы в социальном управлении

... работы является изучение роли рекламы в социальном управлении и анализ отношения к ней различных слоев населения. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач: рассмотреть историю развития рекламы; проанализировать современную роль рекламы в социальном управлении; ... исследования социального управления. Реклама может рассматриваться как система специфических пропагандистских ...

Другими обстоятельствами, побуждающими руководство компаний применять программно-целевой подход, могут также быть экономическая отсталость региона размещения предприятия и вытекающая отсюда неразвитость социальной инфраструктуры, экологическое неблагополучие, дефицит квалифицированной рабочей силы, культурная отсталость населения, ориентация на традиционные способы заработка и т.д.

Управление реализацией социальных целевых программ осуществляют службы управления персоналом этих компаний либо самостоятельные управленческие структуры, отвечающие за устройство быта и представление всего комплекса социальных услуг персоналу.

В любом случает планы (программы) социального развития организации служат фактической основой коллективного договора, регулярно заключаемого между работниками и администрацией согласно действующему трудовому законодательству.

Состав основных разделов плана социального развития определяется строением социальной подсистемы организации, в частности, ее делением на две качественно различающиеся части: собственно социальную (трудовой коллектив и его особенности) и материально-вещественную (социальную инфраструктуру).

Подходы к составлению плана социального развития и методы, применяемые для решения данной задачи, вытекают из конкретных особенностей организации, из концепции и стратегии управления социальными процессами.

Наиболее широко применяются системно-аналитический метод, опирающийся на анализ и диагностику состояния социальной подсистемы организации, рассматриваемой, с одной стороны, как часть организации, с другой – как часть более широкого социальной общности. Хорошо зарекомендовал себя нормативный метод, заключающийся в разработке комплекса стандартов, отражающих состояние основных элементов социальной подсистемы. Данные стандарты служат не только индикаторами состояния социальной подсистемы организации, но также выполняют функцию показателей социального развития, которые должны быть достигнуты в конце планового периода. По мере выполнения плана и его завершения состав стандартов, их количественные значения и методы определения, как правило, пересматриваются с учетом новых условий и накопленного опыта.