Организация работы учреждений социального обслуживания населения

Курсовая работа

Одна из наиболее значимых тенденций социальной политики сегодня – это становление системы социального обслуживания, а также обширное применение в работе с населением современных технологий и методов. В одних работах социальное обслуживание населения анализируется как очень эффективная социальная технология, которая способствует результативной социальной поддержке граждан в обстановке непростой социальной экономической ситуации, нелицеприятно нарушающей жизнедеятельность человека или социальной группы, в иных работах – как новейшая парадигма социальной работы, в третьих – как принципиально важный сектор социальной сферы.

Анализируя процесс становления социальной профессии, науки и практики, ее теоретики говорят, что в современных условиях социальное обслуживание уступает в качестве одной из парадигм социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности. По мере быстрого формирования команд квалифицированных социальных работников и других специалистов в сфере социальной педагогики, социальной работы и психологии и создания, и усовершенствования сети территориальных социальных служб возможность реализации социального обслуживания в условиях современной России становится реальной и заметной.

В настоящее время становится очевидным, что плодотворным путем решения многочисленных задач социального обслуживания является внедрение в практику результатов теоретического осмысления социальной работы. Однако незнание или недостаточное знание основных парадигм социальной работы, слабость разработки данных вопросов в современной отечественной науке, дефицит социальных технологий и частных методик социального обслуживания, недостаточная инициативность в овладении знаниями рядом специалистов и сотрудников учреждений и органов социального управления, предпочитающих научным рекомендациям традиционный эмпирический опыт (в одних случаях – общеобразовательных школ, детских садов, детских домов, профилакториев, интернатов, в других — опыт больниц, поликлиник и санаториев), предопределяют недостаточную эффективность деятельности социальных служб.

Естественно, что при таком подходе организаторы учреждений нового типа — территориальных центров социальной помощи семье и детям, социальных приютов, кризисных центров для женщин, центров психолого-педагогической помощи и др. — испытывают нередко больше неудач, чем успехов в деле социального обслуживания различных категорий населения, что проявляется не только в разочаровании ряда клиентов социальных учреждений, но и в обострении противоречий между органами соц. защиты, образования, здравоохранения и др.

12 стр., 5719 слов

Специфика деятельности специалиста по социальной работе в Центрах ...

... деятельности специалиста по социальной работе. Объект исследования - деятельности специалиста по социальной работе. Предмет исследования - особенности работы социального работника в Центрах помощи семье и детям. ... важности данного вопроса, темой нашей курсовой работы была выбрана «Специфика деятельности специалиста по социальной работе в Центрах помощи семье и детям». Актуальность исследования ...

Поэтому сегодня так важно выйти за пределы обыденных рассуждений на этот счет, отказаться от традиционно описательных рекомендаций и умозрительных построений и стать на путь отработки территориальных моделей социального обслуживания на научной основе, постановки современного социального эксперимента с предварительным теоретическим осмыслением проблемы, использованием отечественного и зарубежного опыта социальной работы.

Объект исследования – система социального обслуживания населения.

Предмет исследования — теоретические проблемы функционирования и перспективы развития учреждения социального обслуживания.

Цель работы – проанализировать проблемные зоны и перспективы развития учреждений в системе социального обслуживания населения.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать основные направления государственной социальной политики в РФ.
  2. Изучить систему социального обслуживания населения.
  1. Проанализировать учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфику деятельности.

  1. Рассмотреть организацию социального обслуживания в муниципальных образованиях: проблемные зоны и перспективы развития.

Степень научной разработанности темы. В данной работе были использованы научные труды таких авторитетных ученых как: Жуков В.И., Холостова Е. И., Осадчая Г.И., Фирсов М.В., Студенова Е. Г и других.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РФ

Социальная политика в Российской Федерации исходит из конституционного определения России как социального государства, политика которого направлена на создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных; служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом 1 .

В этих целях в РФ развивается система государственных и муниципальных служб, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

4 стр., 1973 слов

Правовые основы и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

... Основы права», «Право социального обеспечения», «Социальная работа». Общие теоретические положения могут оказаться полезными для студентов при написании различных исследовательских работ, которые связаны с проблемами правового регулирования социального обслуживания ... на бесплатное получение социальных услуг. Федеральным законом об основах социального обслуживания населения предполагается, что порог ...

Конституция провозглашает право каждого:

  • на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
  • на жилище;
  • на медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет бюджетных средств, страховых взносов, и других источников;
  • на бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;
  • на пользование учреждениями культуры и досуга и культурным ценностям 2 .

Российская система социальной политики базируется на принципах «кто ты есть» (наличие социальных пенсий и развитой системы категориальных льгот) и «что ты сделал» (система трудовых пенсий).

Принцип «что ты имеешь» используется частично, например, при определении жилищных субсидий и выплате детских пособий.

Таким образом, социальная политика в Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Важнейшим механизмом реализации социальной политики государства является система государственных минимальных социальных стандартов. Социальный стандарт — минимально необходимый уровень удовлетворения социальных потребностей населения. Некоторые примеры минимальных социальных стандартов:

  • минимальный уровень оплаты труда;
  • минимальный уровень социальных пенсий и других социальных выплат;
  • обязательные стандарты и программы, в пределах которых образование является бесплатным;
  • перечень лечебно- профилактических услуг, оказываемых за счет бюджетных средств.

Минимальные социальные стандарты призваны установить те пороговые значения социальных благ для человека, ниже которых опускаться нельзя (с позиции современных представителей об уровне и качестве жизни).

Этот «стандартный» уровень социальных благ, гарантированных каждому человеку, должен быть доступным по цене или вообще бесплатным для потребителя, т.е. частично или полностью оплаченным из бюджетных и внебюджетных средств.

Социальные стандарты выражаются через социальные нормы. Социальные нормы — единые или групповые для однородных территорий меры социальных потребностей. Примеры социальных норм:

  • норма обеспеченности населения учреждениями социально-культурной сферы;
  • нормы наполняемости школьных классов и групп в детских дошкольных учреждениях;
  • нормы обеспечения населения отдельными социальными услугами;
  • нормы кадрового и материального обеспечения при оказании социальных услуг.

Соблюдение минимальных социальных стандартов и норм требует крупных бюджетных расходов. За последние годы в России было принято большое количество федеральных законов, устанавливающих те или иные социальные льготы, не обеспеченные финансированием. В связи с этим актуальна задача разумного ограничения общего количества социальных льгот и разграничения социальных стандартов на федеральные, региональные и муниципальные. При этом за федеральным уровнем должны сохраниться наиболее важные минимальные социальные стандарт 3 . Каждый уровень бюджетной системы должен обеспечить финансирование введенных им социальных стандартов и норм и приводить их в соответствие с имеющимися финансовыми ресурсами.

4 стр., 1586 слов

Анализ деятельности сети Территориальных центров социального ...

... курсовой работы: «Анализ деятельности сети Территориальных центров социального обслуживания населения на примере Территориальных Центров Социального Обслуживания Населения г. Минска( Центрального, Советского, Первомайского, Партизанского, ... рассмотреть - нормативную и правовую основу деятельности территориальных центров социального обслуживания населения как одного из видов сетевой организационной ...

В задачи федерального уровня власти входят установление основ государственной социальной политики, правовое регулирование отношений в социальной сфере, разработка федеральных программ социального развития страны, разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации4 .

Субъекты РФ разрабатывают основы региональной социальной политики с учетом исторических и культурных традиций территории; устанавливают региональные социальные стандарты и нормы, учитывающие государственные минимальные социальные стандарты; заботятся о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ; организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения; обеспечивают соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики.

1. 2. Система социального обслуживания

Система социального обслуживание населения определяется не просто совокупностью учреждений с динамикой их развития на определенных территориях РФ, но и совокупностью составляющих, а именно: межведомственная взаимосвязь, определенный порядок взаимодействия органов социального обслуживания, обоснованные действия всех учреждений в пользу поддержки различных слоев населения; определенный способ устройства региональной упорядоченной множества учреждений, связанных общими функциями, целями, задачами; форма организационной деятельности учреждений социального обслуживания, сопоставление усилий, направленных на становление социальных служб и полученных результатов социального обслуживания, проявляющихся в основном в степени эффективности социальных услуг и удовлетворенности клиентов социальных служб.

Система социальной защиты должна гарантировать:

  • достойное социальное существование человека, уважение его чести и достоинств;
  • максимально полный охват социального пространства, ибо невозможно защищать тех, кто не включен в систему;
  • равномерное и равновесное распределение услуг, выплат и льгот в рамках всей социальной системы;
  • эффективность функционирования учреждений социальной защиты 5 .

Федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» внесли новое представление о сущности социального обслуживания населения.

В статье 1 федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» выделяется, что социальное обслуживание выражает собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-медицинских, социально правовых, социально-бытовых, психолого-педагогических услуг и материальной помощи, в проведении социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудном житейском положении6 . Статьи Закона, раскрывающие основное содержания видов социального обслуживания, а именно: социального обслуживания в стационарных условиях, материальной помощи, социального обслуживания на дому, предоставления временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативной помощи, социального патронажа граждан и семей – наиболее важны для общества.

6 стр., 2548 слов

Социальное обеспечение граждан бесплатной медицинской помощью

... видов государственной социальной поддержки населения финансируется за счет средств указанных фондов.Однако некоторые виды социального обеспечения не связаны с трудовой деятельностью граждан. Это еще раз подтверждает всеобщность социального обеспечения в России. В этом случае социальная помощь ...

Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» значительно расширяет и уточняет представление о социальном обслуживании отдельных социальных групп нашего общества. Его цель – регулирование отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, что является одним из основных направлений усилий по социальной защите населения. «Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах» – так определяется предмет в этом законе7 .