Организация работы учреждений социального обслуживания населения

Одна из наиболее значимых тенденций социальной политики сегодня – это становление системы социального обслуживания, а также обширное применение в работе с населением современных технологий и методов. В одних работах социальное обслуживание населения анализируется как очень эффективная социальная технология, которая способствует результативной социальной поддержке граждан в обстановке непростой социальной экономической ситуации, нелицеприятно нарушающей жизнедеятельность человека или социальной группы, в иных работах – как новейшая парадигма социальной работы, в третьих – как принципиально важный сектор социальной сферы.

Анализируя процесс становления социальной профессии, науки и практики, ее теоретики говорят, что в современных условиях социальное обслуживание уступает в качестве одной из парадигм социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности. По мере быстрого формирования команд квалифицированных социальных работников и других специалистов в сфере социальной педагогики, социальной работы и психологии и создания, и усовершенствования сети территориальных социальных служб возможность реализации социального обслуживания в условиях современной России становится реальной и заметной.

В настоящее время становится очевидным, что плодотворным путем решения многочисленных задач социального обслуживания является внедрение в практику результатов теоретического осмысления социальной работы. Однако незнание или недостаточное знание основных парадигм социальной работы, слабость разработки данных вопросов в современной отечественной науке, дефицит социальных технологий и частных методик социального обслуживания, недостаточная инициативность в овладении знаниями рядом специалистов и сотрудников учреждений и органов социального управления, предпочитающих научным рекомендациям традиционный эмпирический опыт (в одних случаях – общеобразовательных школ, детских садов, детских домов, профилакториев, интернатов, в других — опыт больниц, поликлиник и санаториев), предопределяют недостаточную эффективность деятельности социальных служб.

Естественно, что при таком подходе организаторы учреждений нового типа — территориальных центров социальной помощи семье и детям, социальных приютов, кризисных центров для женщин, центров психолого-педагогической помощи и др. — испытывают нередко больше неудач, чем успехов в деле социального обслуживания различных категорий населения, что проявляется не только в разочаровании ряда клиентов социальных учреждений, но и в обострении противоречий между органами соц. защиты, образования, здравоохранения и др.

4 стр., 1889 слов

Теория и практика социальной работы

... социальной индивидуальной психотерапии», которая считается важной вехой в развитии социальной работы. В центр социальной работы В. Робинсон ставит клиента, , и только ... и практике социальной работы идея синтеза психологического и социального прослеживается на всех уровнях — в формулировках целей и задач социальной помощи населению, в квалификационных требованиях и должностных обязанностях социальных ...

Поэтому сегодня так важно выйти за пределы обыденных рассуждений на этот счет, отказаться от традиционно описательных рекомендаций и умозрительных построений и стать на путь отработки территориальных моделей социального обслуживания на научной основе, постановки современного социального эксперимента с предварительным теоретическим осмыслением проблемы, использованием отечественного и зарубежного опыта социальной работы.

Объект исследования – система социального обслуживания населения.

Предмет исследования — теоретические проблемы функционирования и перспективы развития учреждения социального обслуживания.

Цель работы – проанализировать проблемные зоны и перспективы развития учреждений в системе социального обслуживания населения.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать основные направления государственной социальной политики в РФ.
  2. Изучить систему социального обслуживания населения.
  1. Проанализировать учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфику деятельности.

  1. Рассмотреть организацию социального обслуживания в муниципальных образованиях: проблемные зоны и перспективы развития.

Степень научной разработанности темы. В данной работе были использованы научные труды таких авторитетных ученых как: Жуков В.И., Холостова Е. И., Осадчая Г.И., Фирсов М.В., Студенова Е. Г и других.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РФ

Социальная политика в Российской Федерации исходит из конституционного определения России как социального государства, политика которого направлена на создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных; служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом 1 .

В этих целях в РФ развивается система государственных и муниципальных служб, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

10 стр., 4861 слов

Здравоохранение как социальная система человеческого общества

... здравоохранении" или "международных связях здравоохранения" как о важной области работы национальных органов здравоохранения всех стран и сфере международ- но-правового регулирования, а также как о формирующейся международной функциональной системе, ... научно-технических, экономических и социальных систем во всех сферах человеческой ... вымерло тогда больше половины населения. Именно к этому времени ...

Конституция провозглашает право каждого:

  • на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
  • на жилище;
  • на медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет бюджетных средств, страховых взносов, и других источников;
  • на бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;
  • на пользование учреждениями культуры и досуга и культурным ценностям 2 .

Российская система социальной политики базируется на принципах «кто ты есть» (наличие социальных пенсий и развитой системы категориальных льгот) и «что ты сделал» (система трудовых пенсий).

Принцип «что ты имеешь» используется частично, например, при определении жилищных субсидий и выплате детских пособий.

Таким образом, социальная политика в Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Важнейшим механизмом реализации социальной политики государства является система государственных минимальных социальных стандартов. Социальный стандарт — минимально необходимый уровень удовлетворения социальных потребностей населения. Некоторые примеры минимальных социальных стандартов:

  • минимальный уровень оплаты труда;
  • минимальный уровень социальных пенсий и других социальных выплат;
  • обязательные стандарты и программы, в пределах которых образование является бесплатным;
  • перечень лечебно- профилактических услуг, оказываемых за счет бюджетных средств.

Минимальные социальные стандарты призваны установить те пороговые значения социальных благ для человека, ниже которых опускаться нельзя (с позиции современных представителей об уровне и качестве жизни).

Этот «стандартный» уровень социальных благ, гарантированных каждому человеку, должен быть доступным по цене или вообще бесплатным для потребителя, т.е. частично или полностью оплаченным из бюджетных и внебюджетных средств.

Социальные стандарты выражаются через социальные нормы. Социальные нормы — единые или групповые для однородных территорий меры социальных потребностей. Примеры социальных норм:

  • норма обеспеченности населения учреждениями социально-культурной сферы;
  • нормы наполняемости школьных классов и групп в детских дошкольных учреждениях;
  • нормы обеспечения населения отдельными социальными услугами;
  • нормы кадрового и материального обеспечения при оказании социальных услуг.

Соблюдение минимальных социальных стандартов и норм требует крупных бюджетных расходов. За последние годы в России было принято большое количество федеральных законов, устанавливающих те или иные социальные льготы, не обеспеченные финансированием. В связи с этим актуальна задача разумного ограничения общего количества социальных льгот и разграничения социальных стандартов на федеральные, региональные и муниципальные. При этом за федеральным уровнем должны сохраниться наиболее важные минимальные социальные стандарт 3 . Каждый уровень бюджетной системы должен обеспечить финансирование введенных им социальных стандартов и норм и приводить их в соответствие с имеющимися финансовыми ресурсами.

13 стр., 6408 слов

Система социального обслуживания населения в России. Состояние ...

... инвалидностью, болезнью, старостью или другими причинами. Система социального обслуживания населения является инструментом коррекции работы механизмов самоорганизации и саморегуляции в обществе. С началом формирования и развития системы социального обслуживания, коррекция работы общественных механизмов самоорганизации ...

В задачи федерального уровня власти входят установление основ государственной социальной политики, правовое регулирование отношений в социальной сфере, разработка федеральных программ социального развития страны, разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации4 .

Субъекты РФ разрабатывают основы региональной социальной политики с учетом исторических и культурных традиций территории; устанавливают региональные социальные стандарты и нормы, учитывающие государственные минимальные социальные стандарты; заботятся о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ; организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения; обеспечивают соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики.

1. 2. Система социального обслуживания

Система социального обслуживание населения определяется не просто совокупностью учреждений с динамикой их развития на определенных территориях РФ, но и совокупностью составляющих, а именно: межведомственная взаимосвязь, определенный порядок взаимодействия органов социального обслуживания, обоснованные действия всех учреждений в пользу поддержки различных слоев населения; определенный способ устройства региональной упорядоченной множества учреждений, связанных общими функциями, целями, задачами; форма организационной деятельности учреждений социального обслуживания, сопоставление усилий, направленных на становление социальных служб и полученных результатов социального обслуживания, проявляющихся в основном в степени эффективности социальных услуг и удовлетворенности клиентов социальных служб.

Система социальной защиты должна гарантировать:

  • достойное социальное существование человека, уважение его чести и достоинств;
  • максимально полный охват социального пространства, ибо невозможно защищать тех, кто не включен в систему;
  • равномерное и равновесное распределение услуг, выплат и льгот в рамках всей социальной системы;
  • эффективность функционирования учреждений социальной защиты 5 .

Федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» внесли новое представление о сущности социального обслуживания населения.

В статье 1 федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» выделяется, что социальное обслуживание выражает собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-медицинских, социально правовых, социально-бытовых, психолого-педагогических услуг и материальной помощи, в проведении социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудном житейском положении6 . Статьи Закона, раскрывающие основное содержания видов социального обслуживания, а именно: социального обслуживания в стационарных условиях, материальной помощи, социального обслуживания на дому, предоставления временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативной помощи, социального патронажа граждан и семей – наиболее важны для общества.

10 стр., 4898 слов

Социальное обслуживание граждан в Российской Федерации

... стала одной из ее важнейших задач. Важное значение приобретает роль социального обслуживания граждан как стимулятора развития общества. Работа системы социального обслуживания населения способствует росту "уровня нормального потребления". Это обусловлено тем, что ...

Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» значительно расширяет и уточняет представление о социальном обслуживании отдельных социальных групп нашего общества. Его цель – регулирование отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, что является одним из основных направлений усилий по социальной защите населения. «Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах» – так определяется предмет в этом законе7 .