Система социального обслуживания населения в России. Состояние и перспектива развития

социальный финансирование население

Современные государства отдельное внимание уделяют реализации социальной политики. В Российской Федерации одним из приоритетных направлений социальной политики является социальное обслуживание отдельных категорий населения. Реализация социальной политики, безусловно очень важная часть реализации государственной политики в целом. Именно политика, ориентированная на граждан, должна быть одним из приоритетных направлений государственного и муниципального управления. Для того, чтобы реализация социальной политики проходила эффективно и успешно, необходимо проводить детальный мониторинг потребностей населения, а также подбирать эффективные пути решения возникающих проблем в социальной сфере. Система социального обслуживания является сферой, проблемы которой в настоящее время характеризуются особой актуальностью. Потребности российских граждан, требования современного общества, а также уровень социального обслуживания в других государствах мира являются основой для создания эффективной системы социального обслуживания, которая будет ориентирована на решение проблем, возникающих в данной сфере и на удовлетворение потребностей населения.

Тема курсовой работы — Система социального обслуживания населения в России: состояние и перспективы.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена широким распространением различных видов социального обслуживания в рамках реализации социальной политики государства. Проблемы категорий населения, которым необходимо качественное социальное обслуживание, являются одними из наиболее острых проблем на сегодняшний день. Программы по реализации социальной политики разрабатываются на основании определенных данных о потребностях населения, однако, реального развития данные программы получают далеко не всегда. Состояние современной системы социального обслуживания российских граждан позволит оценить является ли эффективной социальная политика в данной области, а также совпадают ли плановые показатели с реальными результатами реализации различных программ. Перспективы развития системы социального обслуживания российских граждан во многом зависят от реальных показателей эффективности реализации социальной политики в рамках государства.

8 стр., 3587 слов

Социальное обслуживание в Российской Федерации. Часть

... предоставляющие социальные услуги на дому (на примере Комплексного центра социального обслуживания населения Выборгского района г. Санкт-Петербурга) Социальное обслуживание в Выборгском районе существует на протяжении 25 лет. В 1987 году открылись первые отделения социальной помощи на дому, а ...

Цель курсовой работы — анализ состояния и перспектив системы социального обслуживания в Российской Федерации.

Объект исследования является система социального обслуживания населения в России.

Предмет исследования — состояние системы социального обслуживания и ее перспективы.

Задачи курсовой работы:

изучить понятие социального обслуживания;

проанализировать принципы социального обслуживания;

анализ источников финансирования социального обслуживания;

провести мониторинг состояния российского социального обслуживания;

выявить особенности и перспективы развития социального обслуживания в России.

Гипотеза: эффективность реализации системы социального обслуживания в России

Методы исследования

1. Теоретические основы социального обслуживания

1.1 Понятие социального обслуживания

Согласно положениям Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации предусмотрена охрана труда и здоровья населения, предусмотрен гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, а также активно развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и другие гарантии социальной защиты. [1.1]

Социальное обслуживание населения состоит из широкого комплекса мер, которые предназначены для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, то есть такой ситуации, которую граждане не в состоянии преодолеть самостоятельно. Причинами неспособности преодоления отдельных проблем могут являться инвалидность, болезнь, одиночество, неспособность к самообслуживанию, сиротство, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье. А также другие ситуации. [2.7, С. 12-13]

Неотъемлемый элемент государственной системы социального обеспечения в Российской Федерации представляет собой социальное обслуживание категорий населения, которые находятся в сложных жизненных ситуациях на основании определенных причин. В рамках социального обслуживания населению предоставляют различные социальные услуги, которые ориентированы на удовлетворение потребностей населения. Социальное обслуживание является важнейшей частью социальной политики государства. Это обусловлено тем, что политика, которую проводит государство в социальной сфере должна быть ориентирована на различные категории представителей населения, и должна быть реализована таким образом, чтобы данные граждане не испытывали острой нехватки определенных ресурсов и не чувствовали себя вне общества.

10 стр., 4898 слов

Социальное обслуживание граждан в Российской Федерации

... Цель курсовой работы заключается в исследовании основных видов социального обслуживания граждан. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: определить понятие социального обслуживания граждан в Российской Федерации; выявление основных принципов социального обслуживания граждан в Российской Федерации; определение ...

Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которые проживают в Российской Федерации на постоянной основе, имеют право на социальное обслуживание, если иное не установлено международным законодательством.

Необходимо отметить, что социальное обслуживание является частью системы социального обеспечения. Социальное обслуживание находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. [2.4, С. 6-7]

В рамках субъектов Российской Федерации осуществляется утверждение и реализация различных государственных программ, которые ориентированы на оказание помощи категориям населения, которые находятся в трудной жизненной ситуации либо по другим обстоятельствам испытывают потребность в поддержке со стороны государства.

Социальное обслуживание граждан — это деятельность по предоставлению социальных услуг представителям населения государства.

Социальная услуга является действием или действием в сфере социального обслуживания, которое связано с оказанием постоянной, периодической, разовой помощи, а также срочной помощи, отдельным категориям граждан с целью улучшения условий жизнедеятельности данных граждан, либо расширения возможностей данных граждан по самостоятельному обеспечению основных жизненных потребностей.

Получатель социальных услуг — гражданин, который признается нуждающимся в предоставлении ему социального обслуживания и которому предоставляются те или иные виды социальных услуг. [1.3]

Система социального обслуживания включает в себя:

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания;

орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который уполномочен на осуществление определенных полномочий в сфере социального обслуживания;

организации социального обслуживания, которые находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

организации социального обслуживания, которые находятся в ведении субъекта Российской Федерации;

негосударственные организации, специализирующиеся на социальном обслуживании;

индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность в направлении предоставления социальных услуг населению. [1.3.]

Социальное обслуживание является деятельностью социальных служб по социальной поддержке, а также оказанию социально-медицинских, социально-бытовых и других видов услуг, а также материальной помощи. В социальное обслуживание входит также проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации. [2.1, С. 5-8]

Социальное обслуживание характеризуется комплексностью. Социальное обслуживание охватывает различные виды социальных услуг, которые ориентированы на удовлетворение потребностей граждан, которые обусловлены инвалидностью, болезнью, старостью или другими причинами.

8 стр., 3775 слов

Актуальные проблемы социального обслуживания

... (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальная работа как теория среднего уровня призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. Поэтому эффективность социального обслуживания может, по мнению ученых, определяться на ...

Система социального обслуживания населения является инструментом коррекции работы механизмов самоорганизации и саморегуляции в обществе. С началом формирования и развития системы социального обслуживания, коррекция работы общественных механизмов самоорганизации и саморегуляции является одной из основных задач системы социального обслуживания. [2.3, С. 113-116]

Социальное обслуживание является стимулятором развития общества. Работа системы социального обслуживания населения способствует росту «уровня нормального потребления». Это обусловлено тем, что снижение уровня потребления социального неблагополучных групп обеспечивает их привыкание к более низким стандартам жизни. С помощью поддержки данных категорий населения, развитая система социального обслуживания населения способствует удовлетворению системной потребности общества в повышении уровня нормального потребления в обществе. [2.15, С. 21-25]

Таким образом, система социального обслуживания населения представляет собой совокупность учреждений, осуществляющих различные направления социальной работы на территории Российской Федерации. Система социального обслуживания определяется также межведомственной связью, определенным порядком взаимодействия органов социального обслуживания, формами организационной деятельности учреждений и так далее. Система социального обслуживания в Российской Федерации формируется в соответствии с нормативно-правовыми актами, в частности — в соответствии с положениями Конституции РФ и Федерального закон РФ от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

2 Принципы социального обслуживания

Принципы социального обслуживания определены законодательством Российской Федерации.

Социальное обслуживание является обслуживанием, основанным на соблюдении прав человека, а также уважении достоинства личности. Социальное обслуживание характеризуется гуманностью и не допускает унижения чести и достоинства человека.

В основу социального обслуживания заложены следующие принципы:

равный и свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, возраста, расы, языка, национальности и других аспектов жизнедеятельности;

адресность предоставления социальных услуг;

приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, необходимых ресурсов для предоставления социальных услуг;

сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

добровольность;

конфиденциальность. [1.3]

Принцип равного доступа граждан означает реальную возможность каждого гражданина, который имеет право на определенный вид социального обслуживания, получить его без препятствий и в кратчайшие сроки при помощи обращения в соответствующее учреждение.

4 стр., 1505 слов

Социальное обслуживание инвалидов

... служб закреплены в Федеральном Законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10 декабря 1995годаN195-Федеральный Закон. Актуальность ... государства по социальной поддержке, оказанию социально-медицинских услуг: реабилитации инвалидов, стационарное, полустационарное обслуживание; социально-медицинское обслуживание на дому; срочное социальное обслуживание. Особо ...

В условиях развития рыночных отношений, которые характеризуются обнищанием населения, низким уровнем пенсионного обеспечения и другими аспектами, очевидно, что государство не имеет реальных возможностей для обеспечения социальными услугами нуждающихся в них всех категорий населения. В связи с этим, государство устанавливает дополнительные требования к гражданам, которые претендуют на определенный вид социального обслуживания. Это обусловлено стремлением государства оказать социальные услуги тем представителям населения, которые наиболее нуждаются в данных услугах.

Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании осуществляется на основании положений Федерального закона РФ от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». [2.6, С. 76-69]

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:

полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу травмы, заболевания, возраста или наличия инвалидности;

наличие ребенка или детей, которые испытывают трудности в процессе социальной адаптации;

наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, которые испытывают потребность в постоянном уходе и другие обстоятельства в соответствии с положениями Федерального закона. [1.3]

Получатели социальных услуг имеют право на:

уважительное и гуманное отношение;

получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;

отказ от предоставления социальных услуг;

выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;

участие в составлении индивидуальных программ;

защиту своих прав и законных интересов в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Получатель социальных услуг имеет право на обеспечение для него определенных условий пребывания в организациях, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, а также на надлежащий уход и социальное сопровождение. [1.3]

Необходимо отметить важность реализации социальных услуг в соответствии со всеми принципами предоставления социального обслуживания. Если социальное обслуживание, которое предоставляют гражданам будет соответствовать требованиям населения, а также требованиям современного общества, то повысится уровень удовлетворенности населения качеством оказываемых услуг. В рамках предоставления социальных услуг должны соблюдаться все права и обязанности как получателей данных видов услуг, так и их поставщиков.

18 стр., 8936 слов

Управление поведением потребителей в сфере услуг

... курсовой работы необходимо решить ряд задач: рассмотреть теоретические аспекты моделирования поведения потребителей услуг и охарактеризовать типы покупательского поведения пользователей услуг; рассмотреть этапы поведения потребителя на рынке услуг и интервалы между ожидаемым и фактическим обслуживанием; ...

Получатели социальных услуг помимо прав, имеют также определенные обязанности, среди которых — своевременное информирование поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, которые обуславливают потребность в предоставлении социальных услуг, предоставление сведения и документов, которые необходимы для предоставления социальных услуг, соблюдение условий договора о предоставлении социальных услуг, который заключен с поставщиком социальных услуг и так далее. [1.3]

Таким образом, принципы социального обслуживания закреплены в нормативно-правовых актах Российской Федерации. Осуществление социального обслуживания на основании данных принципов является залогом предоставления качественных социальных услуг категориям населения, которые в них нуждаются.

3 Финансирование социального обслуживания

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на основе расходных обязательств, которые установлены нормативно-правовыми актами Российской Федерации в рамках разграничения полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Формирование расходов бюджета осуществляется в очередном финансовом году (а также в плановом периоде) на основе средств соответствующих бюджетов. [1.2]

Согласно положениям Федерального закона, источниками финансового обеспечения социального обслуживания являются:

доходы от предпринимательской и иных видов деятельности, которые осуществляются организациями социального обслуживания;

средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

благотворительные взносы и пожертвования;

средства получателей социальных услуг в случае предоставления социальных услуг за плату или частичную плату;

иные источники, не запрещенные действующим законодательством. [1.3]

Финансовое обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания, которые находятся в ведении федеральных органов власти, а также организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации, производится в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют деятельность по социальному обслуживанию и предоставляют услуги социального обслуживания гражданам осуществляется при помощи предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, а также с помощью проведения закупок социальных услуг, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг в случае предоставления платных социальных услуг. [2.13, С. 76-69]

Необходимо отметить, что уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а также уполномоченные органы власти субъекта Российской Федерации имеют право на привлечение иных источников финансирования социального обслуживания, в том числе для реализации совместных проектов в данной сфере. Необходимо отметить, что в современных условиях важным становится грамотное привлечение дополнительных источников финансирования с целью оказания качественных социальных услуг, а также с целью вовлечения других представителей общества в сферу поддержки категорий населения, которые испытывают потребность в оказании социальных услуг.

11 стр., 5225 слов

Социальные функции Российского государства

... работы состоит в следующем: Установить наиболее общие закономерности становления и развития социальной функции в Российском государстве; Классифицировать по различным критериям социальную функцию в современном Российском государстве; Определить место социальной функции среди других функций Российского государства сегодня; Раскрыть содержание социальной функции ...

Порядок расходования средств, которые образовались в результате получения платы за предоставление различных видов социальных услуг, предусматривает возможность применения данных средств в рамках текущей деятельности, в рамках развития учреждения социального обслуживания, а также с целью стимулирования сотрудников учреждения социального обслуживания.

В том случае, если гражданину предоставляются социальные услуги, которые предусмотрены индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые являются включенными в реестр поставщиков социальных услуг определенного субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного заказа, поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в определенном размере и в определенном порядке, который установлен нормативно-правовыми актами действующего законодательства отдельного субъекта Российской Федерации. [2.1, С. 110-117]

Необходимо отметить, что социальные услуги предоставляются как бесплатно, так и за полную или частичную плату.

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, а также в стационарной и полустационарной формах социального обслуживания предоставляются на бесплатной основе следующим категориям населения:

несовершеннолетним детям;

лицам, которые пострадали в результате чрезвычайных ситуаций, а также в результате различных конфликтов.

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, в том случае, если на дату обращения гражданина среднедушевой доход получателя социальных услуг, который рассчитан в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, является ниже предельной величины либо равен этой величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

Социальные услуги также предоставляются за плату или частичную плату в соответствии с пунктами Федерального закона.

Размеры полной или частичной платы граждан за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания устанавливаются при помощи расчета на основе тарифов на социальные услуги, но размер данной платы не должен превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода гражданина, который получает данный вид социальной услуги.

Необходимо отметить, что плата за предоставление социальных услуг осуществляется на основании положений договора о предоставлении социальных услуг гражданам. [2.5, С. 81-88]

32 стр., 15896 слов

Государственная политика в сфере социальной защиты населения

... методы государственной социальной защиты населения. Целью работы является определение оптимальных форм и методов государственной социальной защиты населения. На основании цели в работе ставятся следующие задачи: проанализировать различные определения понятия «социальное государство»; изучить историю государственной социальной политики в годы ...

Таким образом, социальное обслуживание основано на определенных принципах и порядке предоставления социальных услуг, которые установлены действующим законодательством Российской Федерации. Социальное обслуживание является комплексом мер, которые предоставляются населению в определенных формах в соответствии с положениями нормативно-правовых актов.

2. Социальное обслуживание в России, .1 Виды социального обслуживания

Законодательством Российской Федерации определены формы социального обслуживания населения.

Социальные услуги предоставляются получателям в следующих формах:

на дому;

в полустационарной форме;

в стационарной форме.

Социальные услуги в форме полустационарного предоставления социальных услуг осуществляются организацией социального обслуживания в определенное время суток.

Социальные услуги в стационарной форме предоставляются гражданам в условиях постоянного, временного (на срок, который определен индивидуальной программой) или пятидневного (в неделю) круглосуточного проживания в рамках учреждения, осуществляющего социального обслуживание. Получатели социальных услуг в стационарной форме имеют право на обеспечение их жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления различных видов социальных услуг, которые предусмотрены положениями нормативно-правовых актов Российской Федерации. Составляющих действующее законодательство. [1.3]

Каждый гражданин государства обладает правом на получение в государственной системе социальных служб бесплатной информации о различных возможностях, в порядке предоставления социального обслуживания населению.

Получателям социальных услуг предоставляются различные виды социальных услуг в соответствии с их индивидуальными потребностями:

социально-педагогические услуги, которые ориентированы на профилактику отклонений в поведении и развитии личности граждан, которым предоставляются социальные услуги, а также на формирование у данных граждан различных интересов, организация их досуговой деятельности, а также оказание помощи в воспитании детей;

социально-медицинские услуги, которые предоставляются с целью поддержания и сохранения здоровья получателей социальных услуг при помощи организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг с целью выявления различных отклонений в состоянии их здоровья;

социально-бытовые услуги, которые ориентированы на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в рамках ведения быта;

социально-правовые услуги, задачей которых является оказание помощи в получении юридических услуг, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

социально-психологические услуги, которые предусматривают оказание помощи в коррекции психологического состояния граждан, получающих те или иные виды социальных услуг, с целью прохождения адаптации в социальной среде;

17 стр., 8498 слов

Социальное расслоение российского общества

... власти, образования и престижа между различными слоями населения – в этом заключается социальное неравенство. Основным измерителем неравенства выступает количество ... для подавляющей массы населения различия в уровнях доходов были куда меньше, чем сейчас в Российской Федерации, но, ... корзины снизилась на 4,5%, непродовольственных товаров и услуг возросла на 3,0% и 0,9% соответственно. Все ...

социально-трудовые услуги, которые направлены на оказание помощи в устройстве гражданина на работу, а также на решение других проблем, которые связаны с осуществлением трудовой адаптации и трудовой деятельности;

услуги для повышения коммуникативного потенциала граждан, получающих различные виды социальных услуг, которые характеризуются различными ограничениями в жизнедеятельности;

срочные социальные услуги. [2.16, С. 45-47]

Содержание срочных социальных услуг представляет собой совокупность определенных мер по содействию гражданам и обеспечению им нормальных условий для осуществления жизнедеятельности.

Также законодательством установлен порядок предоставления социальных услуг, предполагающих оказание неотложной помощи. Данная помощь оказывается в установленные сроки, которые обусловлены тем, что получатель социальных услуг нуждается в оказании данного вида помощи, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Срочные социальные услуги предоставляются на основании заявления гражданина, который испытывает в них потребность. Данный вид услуг может также предоставляться на основании информации от специализированных учреждений о нуждающихся в социальном обслуживании гражданах.

В случае, если имеется необходимость оказания содействия гражданам, в том числе родителям, попечителям и другим законным представителям несовершеннолетних детей, то им осуществляется содействие в предоставлении различного характера помощи, которая не относится к видам социальных услуг, и, соответственно, не относится социальному сопровождению жизнедеятельности данных категорий граждан. [2.12, С. 39-43]

Соблюдение порядка предоставления социальных услуг вне зависимости от других обстоятельств позволит повысить эффективность всего процесса предоставления социальных услуг. Данный порядок разработан с учетом возможностей государства и потребностей отдельных категорий общества, и в связи с данным обстоятельством его соблюдение является неотъемлемой частью успешного функционирования системы социального обслуживания в целом.

В литературе выделяют следующие виды социального обслуживания:

материальная помощь;

социальное обслуживание на дому;

социальное обслуживание в специальных учреждениях;

предоставление временного приюта;

организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания;

консультативная помощь;

реабилитационные услуги.

Материальная помощь предоставляется гражданам, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Материальная помощь предоставляется в виде денежных средств, средств санитарии и гигиены, продуктов питания, средств ухода за детьми, топлива, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, а также специальных технических средств реабилитации лиц, которые испытывают потребность в постороннем уходе. Социальное обслуживание на дому осуществляется при помощи предоставления социальных услуг гражданам, которые испытывают потребность в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Отдельным категориям населения (к примеру, одиноким гражданам, гражданам с инвалидностью) предоставляется помощь на дому в виде оказания социально — медицинских и социально-бытовых услуг. [2.16, С. 51-56]

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется при помощи оказания социальных услуг гражданам, которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию и испытывают потребность в постоянном постороннем уходе.

Предоставление временного приюта осуществляется при помощи предоставления места в специализированном учреждении социального обслуживания отдельным категориям населения. Временный приют также предоставляется пострадавшим от различных видов насилия, стихийных бедствий, в результате различных конфликтов.

Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания предполагается предоставление услуги социального обслуживания в дневное время в рамках социально-бытового, социально-медицинского и иных видов обслуживания тем представителям населения, которые сохранили способность к самообслуживанию и активному передвижению, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним гражданам, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

Консультативная помощь представляется собой вид социального обслуживания населения. В рамках оказания консультативной помощи учреждения социального обслуживания должны предоставлять клиентам консультации по вопросам социально-медицинского и социально-бытового обеспечения жизнедеятельности, а также должны предоставлять психолого-педагогическую помощь и социально-правовую защиту гражданам. Психологические консультации являются важной частью проведения работы с данными категориями населения государства.

Реабилитационные услуги заключаются в том, что задачей социальных служб является оказание помощи в профессиональной, психологической и социальной реабилитации гражданам, которые находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в предоставлении данного вида социального обслуживания. [2.12, С. 58-64]

Таким образом, формы социального обслуживания и виды социальных услуг предоставляются населению на определенных основаниях и условиях. Каждая из категорий населения, которые испытывают потребность в получении услуг социального обслуживания имеет право воспользоваться формами социального обслуживания, предоставляемыми им государством. Виды социальных услуг, которые предоставляются гражданину, определяются в зависимости от обстоятельств его жизненной ситуации, от условий и порядка его жизнедеятельности, от особенностей возраста и других аспектов.

2.2 Состояние российского социального обслуживания

В соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют определенные категории населения — к примеру, участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий из определенного числа лиц; инвалиды войны и другие категории граждан, испытывающих потребность в социальном обслуживании. [1.4]

В рамках действующего российского законодательства гражданам может быть предоставлен определенный набор социальных услуг, который включает в себя:

обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания детей-инвалидов;

предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, которое осуществляется в целях профилактики основных заболеваний и так далее в соответствии с категорией гражданина, его потребностями и условиями осуществления жизнедеятельности.

Необходимо отметить, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов в целях их медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, которые назначаются по решению врачебных комиссий медицинских организаций, а также перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов. [1.4]

Для того, чтобы узнать об уровне удовлетворенности жителей города Самара качеством социального обслуживания был проведен опрос среди ветеранов ВОВ, граждан с инвалидностью и ветеранов боевых действий, всего — среди 11 человек. Результаты проведения опроса представлены в Приложении 1 к настоящему исследованию.

Согласно проведенному опросу, большинство респондентов удовлетворены качеством социального обслуживания. Однако 4 респондентов оказались не вполне удовлетворены качеством оказания социальных услуг по следующим причинам:

неразвитая система домашнего ухода;

невысокое качество оказания социальной услуги;

непростая процедура оформления и получения социальной услуги.

Программы, реализуемые как на федеральном, так и на региональном уровне, должны соответствовать потребностям отдельных регионов. То есть, для создания программы необходимо провести детальный мониторинг проблем населения, а также возможностей региона по удовлетворению потребности данных граждан в социальных услугах. Соответствие возможностей региона, потребностей граждан и финансирования является основой эффективной реализации той или иной программы поддержки различных категорий населения, которые испытывают потребность в социальном обслуживании.

К примеру, на территории Самарской области действует муниципальная программа городского округа Самара «Социальная поддержка инвалидов, ветеранов и граждан пожилого возраста, формирование без барьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения» на 2015-2017 годы.

Финансирование данной муниципальной программы осуществляется самостоятельно городским округом Самара за счет средств бюджета данного городского округа, но в пределах общего объема ассигнований бюджета.

Целями Программы являются:

создание условий для того, чтобы маломобильные категории населения имели беспрепятственный доступ к объектам различных городских инфраструктур;

социальная поддержка и социальная адаптация инвалидов в общественную жизнедеятельность;

социальная поддержка и создание условий для того, чтобы реализовывать потенциал граждан пожилого возраста и ветеранов;

оказание поддержки общественным организациям инвалидов и ветеранов.

В рамках Программы предусматривается информирование населения о деятельности органов местного самоуправления в рамках социальной поддержки инвалидов, создание условий для реализации различных потребностей инвалидов, осуществление комплекса мер по трудоустройству инвалидов, повышение уровня доступности объектов различных (в том числе транспортной) инфраструктур и так далее. [1.7]

В рамках Самарской области значительное внимание уделяется развитию нестационарных форм обслуживания. Также отдельно расширяется система транспортной инфраструктуры в рамках доведения ее до соответствия с требованиями граждан с ограниченными возможностями, к примеру, запуск на линии трамваев и автобусов, в которых предусмотрены специализированные средства для использования транспортного средства гражданами с ограниченными возможностями.

Также необходимо отметить, что, к примеру, государственное казенное учреждение Самарской области городской центр социальной помощи семье и детям осуществляет предоставление населению определенный набор социальных услуг.

Центр предоставляет гражданам следующие социальные услуги — семейная гостиная, группу подготовки кандидатов в опекуны и приемные родители, родительская академия, подготовка к школе, предоставление путевок на отдых и оздоровление, группу кратковременного пребывания, группу сопровождения выпускников интернатных учреждений, коррекционные группы, логопедические группа, творческая группа. Центр также специализируется на предоставлении социальных услуг тем семьям, которые осуществляют воспитание детей с инвалидностью.

К группам семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации относятся: малообеспеченные семьи; семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; неполные семьи и другие группы согласно регламенту. [1.9]

Центр осуществляет свою деятельность согласно закону Самарской области от 31 декабря 2014 г. №136-ГД «Об утверждении Перечня социальных услуг, предоставляемых в Самарской области поставщиками социальных услуг». В данный перечень входят социальные услуги различных форм предоставления — стационарной, полустационарной и на дому по категориям представителей населения, которые испытывают потребность в получении социальных услуг. [1.8]

Примерная структура поставщика социальных услуг приведена в Приложении 2 к настоящему исследованию.

Социальное обслуживание в России тесно связано со следующими проблемами:

медленное развитие системы платного социального обслуживания;

опасность абсолютизации платных услуг;

проблема очередности на получение мест в специализированных учреждениях;

недостаточно развитая сеть хосписов;

проблема финансирования учреждений и служб социального обслуживания.

Проблемы сферы социального обслуживания также связаны с:

необходимостью улучшения качества работы действующих учреждений социального обслуживания;

необходимостью совершенствования правовой и материально-технической базы;

необходимостью переподготовки и повышения квалификации сотрудников учреждений социального обслуживания.

Очевидной проблемой данной сферы является также низкая информативность, что является осложняющим фактором взаимодействия государства и общества в работе с пожилыми людьми. Проблемой социального обслуживания в России также являются несовершенства в законодательстве, то есть противоречивость нормативно-правовых актов. Законодательстве в данной сфере часто не содержит четко сформулированных понятий того или иного вида социального обслуживания. Именно конкретизированное законодательство позволит создать в Российской Федерации базу для успешного функционирования системы социального обслуживания. Данная система будет эффективной также в случае, если она будет реализовываться в соответствии с установленными требованиями. Также проблемами сферы социального обслуживания являются проблемы, связанные с социально-экономическим развитием и законодательным регулированием. [2.10, С. 51-60]

Таким образом, социальное обслуживание в рамках Российской Федерации характеризуется наличием острых проблем и принятием различных решений по решению возникающих проблем. Для решения проблем социального обслуживания, как на федеральном, так и на региональном уровне, утверждаются и реализуются различные программы.

3 Развитие социального обслуживания в России

В рамках осуществления Российской Федерацией стратегического планирования разрабатывается прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, который содержит в себе также положения о реализации социальной политики на определенный период (до 2030 года).

[1.5]

В рамках прогноза предложено три сценария развития — консервативный, инновационный и форсированный. В соответствии с данными вариантами, социальная сфера будет претерпевать определенные изменения. К примеру, при консервативном варианте развития социальные услуги будут характеризоваться низкой доступностью. [1.6]

С целью решения возникающих проблем в сфере социального обслуживания очевидной является необходимость принятия мер по реформированию и совершенствованию системы социального обслуживания. В частности, необходимо осуществить переход к накопительной системе в сфере социального обслуживания. То есть, предлагается перейти к осуществлению социального страхования, в рамках которого граждане за счет личных взносов в специализированный фонд смогут получать социальные услуги в том случае, если оказываются в трудной жизненной ситуации.

Также исследователи рекомендуют создать государственный внебюджетный фонд по социальному обслуживанию населения. Создание данной структуры ориентировано на то, чтобы сконцентрировать денежные поступления для их последующего расходования только в рамках предоставления социальных услуг населению.

В государстве необходимо начать развивать негосударственную систему социального обслуживания. В данной ситуации особенно усиленная роль отводится общественным организациям (к примеру, профсоюзам и общественным фондам).

Необходимо отметить важность этапа подготовки системы социального обслуживания, в которой должна входить детальная проработка всех условий предоставления социальных услуг гражданам — возможности материально-технической базы, возможности самих учреждений, которые оказывают различные виды социальных услуг населению, а также потребностей граждан. Важно также совершенствовать законодательство и порядок предоставления социальных услуг населению в соответствии с изменяющимися условиями жизнедеятельности общества и государства.

Значительное внимание также необходимо уделить реализации политики регионального выравнивания для того, чтобы сформировать равный уровень предоставления социальных услуг на территории всего государства и в субъектах Российской Федерации. Важно применять в различных регионах индивидуальные меры, в соответствии с потребностями населения данного субъекта Российской Федерации.

Одной из мер по улучшению ситуации в сфере социального обслуживания является предоставление субъектам Российской Федерации возможности поиска дополнительных источников финансирования социального обслуживания, а также возможности разработки инновационных видов социального обслуживания. [2.8, С. 14-16]

Таким образом, социальное обслуживание в Российской Федерации представляет собой комплекс мер по оказанию социальных услуг отдельным категориям населения государства. Социальное обслуживание в России требует совершенствования не только своих механизмов, но и законодательной основы. Для эффективного совершенствования системы российского социального обслуживания необходим детальный мониторинг состояния социального обслуживания в государстве и в его субъектах, а также мониторинг потребностей населения. Система социального обслуживания в России в настоящее время регулируется положениями нормативно-правовых актов, как федеральных, так и региональных органов власти, а положения проводимой государством политики в сфере социального обслуживания находят свое оформление в различных федеральных и муниципальных программах поддержки отдельных категорий населения, а также программах социального обслуживания на территориях различных субъектов Российской Федерации.

Выводы

Социальное обслуживание представляет собой процесс предоставления представителям населения государства различных видов социальных услуг. Социальное обслуживание является одним из приоритетных направлений реализации социальной политики в Российской Федерации.

Социальное обслуживание в Российской Федерации осуществляется на основании нормативно-правовых актов действующего законодательства. Законодательством закреплены категории населения, которым предоставляются услуги по социальному обслуживанию, а также порядок предоставления социальных услуг. Социальное обслуживание осуществляют поставщики социальных услуг, которые могут являться специализированными учреждениями, индивидуальными предпринимателями и другими категориями лиц, которые предусмотрены Федеральным законом «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации».

В систему социального обслуживания Российской Федерации входят учреждения и лица, предоставляющие населению социальные услуги. Состояние современной системы социального обслуживания в России во многом обусловлено экономическими условиями, политикой, а также потребностями населения и возможностями государства и регионов предоставлять данные услуги. Состояние российской системы социального обслуживания характеризуется множеством проблем, которые связаны с непростым процессом получения социального обслуживания, противоречиями в законодательстве, а также необходимостью совершенствования материально-технической базы поставщиков социальных услуг.

В настоящее время в России активно развиваются различные подходы к нестандартному оказанию социальных услуг в различных формах, в которых граждане испытывают потребности. Также современная система социального обслуживания характеризуется поиском различных дополнительных источников финансирования с целью обеспечить социальными услугами все те категории населения, которые испытывают в них потребность. Политика Российской Федерации в социальной сфере направлена на создание для граждан государства условий, которые будут обеспечить их нормальную жизнедеятельность. Для поддержки категорий населения, нуждающихся в предоставлении социальных услуг, утверждаются и реализуются различные программы — как на федеральном уровне, так и на уровне регионов Российской Федерации.

Система современного социального обслуживания будет эффективно функционировать в случае, если законодательная база будет конкретной и будет четко регламентировать действия, как получателей услуг, так и их поставщиков, а также в случае, если поставщики будут стремиться к оказанию качественных социальных услуг. Также необходимо отметить важность непрерывного и постоянного финансирования сферы оказания социальных услуг населению. Важным условием успешного функционирования системы социального обслуживания является непрерывное совершенствование материально-технической базы и кадрового потенциала поставщиков социальных услуг.

Заключение

Основной чертой, характеризующей социальную работу как особое явление общественной жизни, как специфическую общественную деятельность во всех ее вариантах, является формирование, осуществление и реабилитация жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности. Именно поэтому культурно — досуговая деятельность занимает одно из важных мест в практическом труде современных социальных работников и социальных педагогов. В ней находят свое отражение цели и функции государственной социальной политики в области культуры и досуга, определяются пути, методы и средства их реализации в условиях современных тенденций развития общества.

Социальное обслуживание представляет собой комплекс мер, которые предоставляются определенным категориям населения. Социальное обслуживание является неотъемлемой частью политики Российской Федерации в социальной сфере. Требование о предоставлении социального обслуживания обусловлено положениям законодательства Российской Федерации, а также международным законодательством. Необходимо отметить, что полномочиями в сфере оказания социальных услуг населению обладают как федеральные органы государственной власти, так и органы власти субъектов Российской Федерации.

Предоставление населению услуг по социальному обслуживанию отдельных категорий граждан основывается на различных принципах. Данные принципы установлены действующим законодательством государства. Четкое соблюдение установленных принципов позволит системе социального обслуживания населения функционировать успешно, эффективно и стабильно. То есть, во многом, успешное функционирование системы социального обслуживания в Российской Федерации зависит от соблюдения и претворения в жизнь принципов социального обслуживания населения. Данные принципы учитывают возможности государства в рамках предоставлению населению различных социальных услуг.

Финансирование системы социального обслуживания также основывается на положениях законодательства. Законодательно закреплено, что финансирование системы социального обслуживания производится за счет средств определенных бюджетов и в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ и Федеральным законом РФ «Об основах социального обслуживания». Стабильное финансирование системы социального обслуживания позволит данной системе эффективно осуществлять деятельность по предоставлению населению различных социальных услуг, а также позволит данной системе совершенствоваться и развиваться, а также оперативно и успешно решать проблемы, возникающие в процессе социального обслуживания представителей населения государства.

Социальное обслуживание в Российской Федерации осуществляется в нескольких формах. Формы социального обслуживания оформлены при помощи нормативно-правовых актов и разработаны с учетом потребностей населения. Важно в современной системе социального обслуживания осуществлять поиск нестандартны подходов к существующим формам социального обслуживания населения. Для этого необходимо проводить детальный мониторинг индивидуальных потребностей граждан, которые испытывают потребность в социальном обслуживании, в рамках каждого учреждения, которое предоставляет населению социальные услуги, в рамках каждого региона (субъекта Российской Федерации), и, конечно, на федеральном уровне.

Грамотное осуществление финансирования, соблюдение принципов социального обслуживания, а также индивидуальный подход к применению форм социального обслуживания позволит системе социального обслуживания Российской Федерации осуществлять эффективную деятельность по предоставлению социальных услуг населению.

Необходимо отметить, что совершенствование и развитие системы социального обслуживания является одним из важнейших направлений развития Российской Федерации как социального государства, в котором права и свободы человека и гражданина являются важнейшей ценностью.

Нынешнее состояние системы социального обслуживания характеризуется противоречивостью законодательства, проблемами в области предоставления социальных услуг, которые связаны, в первую очередь, с качеством предоставления тех или иных социальных услуг населению государства.

Развитие системы социального обслуживания является одним из приоритетных направлений политики государства. Социальное обслуживание ориентировано на удовлетворение потребностей граждан в различных социальных услугах, которые предоставляются им в соответствии с требованиями, установленными международными договорами и законодательством Российской Федерации.

Система социального обслуживания в Российской Федерации развивается достаточно динамично и в соответствии с требованиями современного общества. Однако, в любой системе существуют элементы, которые требуют доработки. Проблемы системы социального обслуживания являются решаемыми проблемами. Для того, чтобы успешно решить возникающие проблемы необходима заинтересованность государства в развитии системы социального обслуживания, а также активное участие получателей и поставщиков социальных услуг. Поставщики специальных услуг должны соответствовать всем предъявляемым к ним требованиям и быть ориентированными на оказание качественных услуг при помощи высокопрофессиональных специалистов. Система социального обслуживания способна эффективно функционировать в том случае, если все ее элементы — государство (или регионы), получатели и поставщики социальных услуг будет осуществлять активное взаимодействие с целью решения поставленных перед ними задач.

Таким образом, по результатам проведенного исследования была выявлена сущность системы социального обслуживания, определены принципы и формы социального обслуживания, проанализирован процесс финансирования социального обслуживания, а также определено состояние современное системы социального обслуживания в Российской Федерации — ее проблемы и перспективы.

По результатам исследования можно сделать вывод о том, что социальное обслуживание является системой, в рамках которой действуют различные элементы (поставщик и получатель социальных услуг, государство, региональные органы власти и так далее).

Система социального обслуживания сможет успешно функционировать только в случае, если каждый из ее элементов будет осуществлять деятельность на основании требований законодательства и с учетом потребностей граждан, которые нуждаются в предоставлении им социальных услуг.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/razvitie-sistemyi-sotsialnyih-slujb-v-rf/

1. Александрова О.Н., Боголюбова О.Н., Васильева Н.Л. Психология социальной работы [Текст] / О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева. — СПб.: Питер, 2002. — 352 с.

. Аникеева Н.С. Социальное обслуживание населения [Текст] / Н.С. Аникеева. — Хабаровск: ДВГУПС, 2005. — 79 с.

. Басов Н.Ф. Основы социальной работы [Текст] / Н.Ф. Басов. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 288 с.

. Белоусов М.С. Право социального обеспечения [Текст] / М.С. Белоусов. — М.: Окей-книга, 2009. — 32 с.

. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы [Текст] / М.Н. Гуслова. — М.: Академия, 2007. — 48 с.

. Жуков В.И. Теория социальной работы [Текст] / В.И. Жуков. — М.: Издательство РГСУ, 2011. — 440 с.

. Зуева Н.Л. Социальное обслуживание населения: административно-правовое регулирование [Текст] / Н.Л. Зуева. — Воронеж: Издательство ВГУ, 2013. — 216 с.

. Карпикова И.С. Социальное обслуживание населения: направления развития и роль в их реализации субъектов социальной политики. Материалы III Всероссийского социологического конгресса [Текст] / И.С. Карпикова. — М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008. С. 14-16.

. Курбатов В.И. Социальная работа. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 576 с.

. Малофеев И.В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения [Текст] / И.В. Малофеев. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 176 с.

. Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы [Текст] / П.Д. Павленок. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 267 с.

. Платонова Н.М., Нестерова Г.Ф. Теория и методика социальной работы [Текст] / Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. — М.: Академия, 2014. — 400 с.

. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы [Текст] / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. — М.: Юрайт, 2014. — 455 с.

. Холостова Е.И. Теория социальной работы [Текст] / Е.И. Холостова. — М.: Юристь, 2001. — 334 с.

. Холостова Е.В., Кононова Л.И., Вдовина Н.М. Теория социальной работы [Текст] / Е.В. Холостова, Л.И. Кононова, Н.М. Вдовина. — М.: Юрайт, 2014. — 345 с.