Роль семьи в воспитании детей со сложными и тяжелыми нарушениями развития

Курсовая работа

Важной задачей полноценной интеграции детей и подростков со сложными и тяжёлыми нарушениями в общество является изменение и формирование нового общественного сознания по отношению к инвалидам и детям с проблемами в развитии, воспитание общества в духе гуманного, равно­правного отношения ко всем его членам.

Чтобы справиться с испытаниями, семье нетипичного ребенка недостаточно медицинских, образовательных и социальных услуг, оказываемых обществом. Контакты с широким окружением (соседями, детьми во дворе, сотрудниками, профессиональными работниками различного рода), встречи с семьями, имеющими подобные проблемы, семейное совместное творчество, организация семейных праздников, спортивных занятий и игр могут сыграть позитивную роль в жизни семьи, содействовать преодолению социальной недостаточности и адаптации в обществе.

Комплексная реабилитация с ее социальными, медицинскими, психологическими, педагогическими, профориентационными элементами, направленная как на ребенка с отклонениями в развитии, так и на его семью, способствует социализации ребенка и членов проблемной семьи. Недаром основоположница семейного консультирования Вирджиния Сатир считает, что, если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью.

При воспитании ребенка с нарушением физического или психического развития родители повседневно сталкиваются с многочисленными проблемами, которые вызваны как поражениями центральной нервной системы ребенка, так и возникающими в связи с этим нарушениями познавательной деятельности, эмоциональной, сенсорной, двигательной и речевой сферы, а также с трудностями в семейных взаимоотношениях, семейном укладе.

Для ребенка со сложными и тяжёлыми нарушениями необходима длительная, постоянная, требующая особой подготовки помощь близких, их любовь, терпение и выдержка13. Не стоит огорчаться и отчаиваться, если результаты их усилий сразу почти не заметны, они обязательно появятся, но при этом семье понадобится квалифицированная помощь и советы специалистов: врачей, педагогов, логопедов, психологов, социальных работников и др.

Для того чтобы родители могли быть хорошими помощниками специалистам, важно, чтобы они не замыкались на своих проблемах, не культивировали в себе комплекс вины, оставались активными членами общества, находились в тесном контакте с сотрудниками специализированных учреждений, постоянно расширяли контакты ребенка с окружающим миром.

13 стр., 6044 слов

Сопровождение детей-сирот в приемные семьи

... ребенка с социальными ролями всех членов полноценной семьи, отсутствует ощущение семейной защищенности. Остается актуальным изучение проблем, связанных с моделированием процесса социального сопровождения детей-сирот в приемной семье, ... оказывать приемной семье необходимую помощь по юридическим вопросам, материальную помощь, организации лечения, обучения, досуга, летнего отдыха детей; способствовать ...

Немаловажно в воспитании больного ребенка сохранить разумное равновесие. С одной стороны, он не должен чувствовать себя исключительным. Нередко в проблемных семьях здоровому ребенку уделяют мало внимания, требуют, чтобы он всегда уступал больному, не жаловался на его неадекватные поступки. Все это неблагоприятно отражается на развитии личности, как больного, так и здорового ребенка, а также на психологическом климате семьи.

С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы ребенок ощущал себя обделенным, обиженным, чтобы родители травмировали его несправедливыми наказаниями, замечаниями.

Родители должны суметь найти естественно-непринужденную линию поведения, тон общения. Каков бы ни был дефект у ребенка, они должны постоянно помнить, что лечение ребенка с ограниченными возможностями — это длительный процесс, осуществляющийся с проведением специальных педагогических занятий, логопедической работы, занятий лечебной физкультурой.

Особое значение для воспитания ребенка со сложными и тяжёлыми нарушениями имеет характер его взаимоотношений с матерью. Мать ребенка или лицо, ее заменяющее, необходимо научить специальным навыкам ухода за ребенком с учетом специфики его заболевания, основным приемам массажа, лечебной гимнастики, приемам речевой терапии. Ребенок с отклонениями в развитии должен чувствовать, что близкие его любят и понимают, не считают хуже других детей, всегда готовы придти на помощь. Такое отношение формирует у ребенка чувство безопасности, доброжелательное отношение к окружающим, стремление вступать с ними в контакт, помогает ему раскрыть и реализовать свои потенциальные способности. Еще раз оговоримся — разумеется, речь не идет о необходимости баловать ребенка, во всем ему «потакать», приспосабливать всю жизнедеятельность семьи к специальным потребностям ребенка, особенно если он единственный в семье. Необходимо стремиться к созданию атмосферы общности, в которой интересы всех членов семьи будут уважаться14.

Еще до рождения ребенка между взрослыми складывается определенный тип отношений, который впоследствии в основном проецируется и на отношения с ребенком, и на тип его воспитания. Многими авторами изучалась проблема влияния конфликтов в супружеских отношениях на развитие ребенка: исследовались непосредственно детско-родительские отношения, типы воспитания в семье, позволяющие говорить о дисгармонии семейного воспитания. Это дало возможность выделить четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека». Между поведением родителей и поведением детей прослеживается определенная зависимость: «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.

Характерные ошибки в семейном воспитании фиксируются в сфере взаимоотношений родителей и ребенка и могут выражаться в виде таких проявлений, как: неприятие ребенка как такового или его индивидуальности, своеобразия; непонимание личностного развития ребенка и неадекватная оценка его действий и поступков; негибкость родителей в отношениях с детьми; непоследовательность в обращении с детьми; несогласованность требований родителей и др.

4 стр., 1702 слов

Влияние семьи на развитие ребенка

... д. Положительное влияние родителей на ребенка в такой ситуации становится затруднительным. Родители оказываются не в силах контролировать поступки детей и направлять их развитие. По мнению ... эта помощь неспособна компенсировать издержки, возникающие потерей отца в неполной семье. Главный фактор, определяющий воспитательную неполноценность неполной семьи — морально-психологический. В неполной семье ...

Ошибочными типами воспитания являются: воспитание ребенка с отклонениями в развитии по типу гипоопеки с дефицитом внимания к ребенку, контроля за его поведением (по сути, предоставление его самому себе); по типу гиперопеки в форме чрезмерного потворствования, стремления освободить ребенка от малейших трудностей и проблем; воспитание с эмоциональной отверженностью ребенка; воспитание в атмосфере культа болезни; противоречивое воспитание15.

Невозможно переоценить роль родителей и других членов семьи в процессе становления и развития общения и речи детей. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения его в школе. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности, стеснительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь), приводит к снижению коммуникативной активности (Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова и др.).

Существует и обратная зависимость — при недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (Л.Г. Галигузова, И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова).

Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность не обеспечивают процесс свободного общения и, в свою очередь, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют овладению ими знаниями.

Обучение и воспитание ребенка со сложными и тяжёлыми нарушениями требует от родителей большого терпения, прежде всего это относится к стимуляции речи ребенка. Речь ребенка можно стимулировать посредством подражания звукам. Во время таких игровых занятий важно, чтобы выражение лица взрослого, его улыбка, голос вызывали у ребенка положительные эмоции радость от общения. Родителям следует научиться говорить с ребенком громко, четко и уверенно, сопровождая вначале свою речь жестами. Все инструкции должны быть максимально конкретными и основываться на имеющихся у ребенка знаниях и представлениях, их выполнение нужно поощрять. При обучении речи важно, чтобы ребенок усвоил значения слов, а для этого в процессе называния предмета ребенок должен видеть его, манипулировать с ним. Родителям необходимо помнить, что ребенок должен заучивать и повторять слова, выражения и действия взрослых не механически, а только осмысленно. Все проводимые с ребенком занятия должны активно воздействовать на его не только интеллектуальную, сенсомоторную и речевую сферу, но также на его эмоции. Жизнь малыша надо наполнить красотой природы, игрой, сказками, музыкой.

По мнению Л.С. Выготского формирование отношений детей со сложными и тяжёлыми нарушениями развития к окружающим людям обусловлено теми же факторами, что воздействуют и на нормально развивающегося ребенка. Однако, наличие нарушений развития препятствует установлению взаимоотношений с окружающими людьми, и тем самым создает качественно своеобразную ситуацию развития аномального ребенка, затрудняя при этом его адаптацию в жизни и в обществе.16.

7 стр., 3117 слов

Насилие над детьми в семье

... вероятно, позволяет доминирующей в семье личности третировать более слабых домочадцев, не выполняющих его желании . Насилие над детьми в семье Взгляды общества на то, кто и как должен главенствовать в семье, несомненно, способствуют росту ...

Родительская роль состоит ещё и в том, чтобы подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, учитывая его возможности, обучить его навыкам самообслуживания.

Таким образом, семейное воспитание и обучение ребенка со сложными и тяжёлыми нарушениями является коррекционным, т.е. направленным на преодоление уже имеющихся нарушений и на предупреждение возможности их возникновения в дальнейшем.

3. Основные положения коррекционной работы

Нарушения в психофизическом развитии детей – это общее наименование разнообразных трудностей развития детей любого возраста, которое постепенно вытесняет употреблявшийся ранее термин «аномалии развития у детей» (в качестве синонима в настоящее время используется также термин «отклонения в психофизическом развитии»).

К нарушениям в психофизическом развитии относятся различные трудности, связанные со слухом, зрением, речью, с опорно-двигательным аппаратом, с задержкой психического развития, с эмоциональными, интеллектуальными проблемами и т.п. В широком смысле детьми с нарушениями в психофизическом развитии могут считаться все дети, имеющие более или менее выраженные сложности. Практически же, этот термин (как ранее термин «аномальные дети») применяется для обозначения категории детей, нуждающихся, вследствие психофизических нарушений, в специальных условиях обучения и воспитания17.

В дефектологии, в научной традиции, заложенной Л.С. Выготским, различают первичные и вторичные нарушения развития.

Первичные нарушения – это биологические по своей природе повреждения (дефекты) органов или систем (например, нарушение слухового анализатора, зрительного анализатора, локальные или массированные нарушения различных отделов центральной нервной системы).

Они могут выть врожденными и приобретенными. В возникновении врожденных нарушений важную роль играют наследственные факторы, вредные воздействия на плод в период беременности (инфекции, интоксикации, травмы), а также асфиксия и родовые травмы. Приобретенные нарушения являются последствиями перенесенных ребенком инфекционных заболеваний, травм, интоксикаций и т.п.

Коррекция первичных нарушений осуществляется средствами медицины. Важную роль, при этом играют достижения в развитии медицинской техники (например, слухопротезирование и кохлеарная имплантация в коррекции нарушений слуха, коррекция нарушения зрения очками или линзами).

Большие надежды в предотвращении появления первичных нарушений в развитии у детей связываются с развитием иммунологии и генной инженерии и т.п.

Вторичные отклонения по своей природе качественно отличаются от первичных, хотя и производны от них. Их связь не имеет однозначной органической природы и не столь безусловна, как это представлялось раньше исследователям детской дефективности. (Так, немота – это возможное, но необязательное следствие глухоты, а «моральная дефективность» – возможное, но необязательное следствие умственной отсталости.)

Вторичные нарушения возникают только тогда, когда первичные приводят к «выпадениям» ребенка из обязательной для любого общества системы трансляции общественно-исторического опыта. Называя такие выпадения «социальными вывихами», Л.С. Выготский подчеркивал, что их можно предотвратить, если найти «обходные пути», обеспечивающие доступ аномального ребенка к культуре как источнику и средству развития высших психических функций и специфически человеческих способностей. В этих случаях вторичные нарушения не становятся неизбежным следствием первичных.

12 стр., 5628 слов

По специальной психологии «Нейропсихологический подход к ...

... охарактеризовать нейропсихологической диагностики речи детей с развития нарушениями; подобрать диагностический материал для исследования нейропсихологического речи детей с нарушениями развития. Применение: исследования Методы: Структура курсовая: приложений 1. Нейропсихологические аспекты формирования и развития детей речи с нарушениями развития История формирования и нейропсихологии развития в ...

В тех случаях, когда система образования, ориентированная, по преимуществу, на нормальный тип развития, не располагает такими «обходными путями», органические нарушения приводят к формированию сложной картины отклоняющегося от нормы развития

В последние годы мы встречаемся со все большим числом врожденных нарушений зрения и слуха у детей. Все чаще кроме тяжелых нарушений зрения и слуха эти дети имеют и другие аномалии развития, такие, как врожденный порок сердца, нарушения моторики и другие.

Причинами появления у детей таких сложных и даже множественных врожденных нарушений могут быть различные вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирусная инфекция и др.).

Возможными причинами появления детей с множественными врожденными пороками развития остаются заболевания родителей диабетом, токсоплазмозом, сифилисом и многими другими болезнями. Все чаще в последнее время множественные дефекты у новорожденного объясняют глубокой недоношенностью, которая наступила в результате преждевременных родов по неясной для врачей причине.

В ряде случаев к очень раннему нарушению зрения и слуха приводят тяжелые заболевания новорожденного в первые месяцы жизни. До сих пор мы встречаемся со случаями, когда для спасения жизни новорожденного применяются сильнодействующие лекарства, которые могут отрицательного влиять на слух и зрение ребенка.

В любом случае ребенок с врожденными или очень рано наступившими нарушениями зрения и слуха сталкивается с очень большим количеством проблем. Поэтому крайне важно, чтобы родители смогли как можно лучше понять эти проблемы18.

Анализируя причины первичного нарушения у ребенка, принято обсуждать вероятность его наследственного или экзогенного происхождения как отмечает Т.А. Басилова. Множественные нарушения развития у ребенка могут быть вызваны одной или двумя причинами, разными по происхождению. Например, имеющиеся сочетания нарушений одно из них может иметь генетическое происхождение, другое — экзогенное, т.е. каждый из дефектов может иметь причину разной экзогении. В последние годы все больше данных о том, что в группе комплексных нарушений развития преобладают врожденные формы патологии, имеющие в большинстве случаев генетическое происхождение. Среди них встречаются, наследственные заболевания обмена веществ (муко-полисахаридов и др.), хромосомные синдромы как виды множественных нарушений. Примером множественных нарушений хромосомного происхождения может служить синдром Дауна, когда кроме отставания в умственном развитии, в 70% случаев имеются легкие — нарушения слуха, в 40% — нарушения зрения,- а у части детей — двойное сенсорное нарушение. Выше сказанное свидетельствует о необходимости проведения генетического исследования детей19.

Следует помнить, что по данным анамнеза определить этиологию и время появления дефекта можно лишь с относительной достоверностью. Однако, сведения о причинах и времени возникновения поражений в центре и на периферии позволяют в обобщенном виде проследить возможную зависимость имеющихся функций у детей от определенных факторов20.

14 стр., 6550 слов

Особенности развития речи и общения у детей с нарушением зрения

... литературу по исследованию речи у детей с нарушением зрения. 2. Провести теоретический анализ особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Провести экспериментальное исследование особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. На основании теоретического ...

Успех психолого-педагогической коррекции детей с комплексными нарушениями во многом определяется временем ее осуществления, что в свою очередь зависит от ранней диагностики. Своевременное выявление различных нарушений позволяет обеспечить проведение необходимых лечебных мероприятий в оптимальные сроки, что повысит их эффективность.

В процессе проведения коррекционной работы необходимо соблюдать права ребенка, закрепленные в Конвенции о правах ребенка: право на образование, направленное прежде всего на развитие личности, умственных и физических способностей человека, воспитание уважения к правам человека в свободном обществе, в частности, к праву ребенка на сохранение своей индивидуальности.

Включать в коррекционные занятия всех, в том числе и самых тяжелых детей с множественными отклонениями в развитии, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу.

При оценке динамики продвижения ребенка сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим собой на предыдущем уровне развития.

Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации.

Корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.

Диагноз и прогноз должны быть предметом профессиональной тайны специалистов. Это важное условие профессиональной этики медицинского и педагогического персонала.

При проведении коррекционно-развивающего обучения важно усиливать развивать положительную уникальную неповторимость каждого ребенка, его индивидуальные способности и интересы, помогая ему осознать свою самоценность, развить чувство самоуважения с учетом реального осознания своих трудностей и проблем.

Разрабатывать динамичную индивидуальную развивающуюся коррекционную программу для каждого ребенка совместно с родителями. Стимулировать умственное развитие с опорой на психическое состояние радости, спокойствия, раскованности. Постепенно, но систематически включать ребенка в оценивание своей работы.

Учить ребенка делать перенос сложившегося способа действия в сходные условия, переключаться с одного способа действия на другой, выполнять задания с проявлением творчества и изобретательности.

При разработке специальной методики дошкольного воспитания и обучения детей с особыми нуждами необходимо: опираться на общие закономерности возрастного развития как в норме, так и в условиях патологии. Соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению: создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности. Осуществлять коммуникативную направленность обучения. Строго индивидуализировать обучение. Всесторонне развивать у ребенка все продуктивные виды деятельности: лепку, рисование, ручной труд, аппликации и т. п.