Дети со сложными нарушениями в развитии

Контрольная работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО- ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА Логопедии

Дисциплина: «ППД»

Контрольная работа № 11

тема

Студентки 4 курса

Пиюренко Т. А.

Москва, 2013

Контрольная работа 11:

1. Определите понятия «дети со сложными нарушениями развития»; «осложненные нарушения развития».

2. Приведите примеры возможных сочетаний нарушений у детей со сложными нарушениями развития.

3. В чем заключаются особенности клинико-психолого- педагогического изучения детей со сложными нарушениями развития?

Благодаря современным методам исследования у части детей с разными нарушениями развития кроме основного дефекта удается установить наличие одного или даже двух дополнительных нарушений, значительно усложняющих психическое развитие ребенка. У большинства детей, обучающихся в специальных школах разного вида, выявляют осложненный или сложный тип нарушений; так, многие дети с выраженной умственной отсталостью имеют множественные нарушения.

Сложными нарушениями развития называют наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка. При этом первичные нарушения, входящие в состав сложного дефекта, связаны с повреждением разных систем организма.

Так, могут сочетаться выраженные нарушения:

  • -зрения и ДЦП,
  • -слуха и ДЦП,
  • -зрения и слуха,
  • -зрения и речи и т.д.

Именно эти достаточно выраженные комплексные нарушения развития должны диагностироваться у детей как сложные виды нарушений как можно раньше. Именно по отношению к этим детям необходимо понимать, что сочетание таких дефектов у одного ребенка дает особую картину нарушений психического развития, которая требует особой коррекционной помощи.

Однако только один вид сложного дефекта — сочетание нарушений зрения и слуха у одного ребенка, который принято относить к слепоглухоте, можно считать достаточно изученным, и только по отношению к этим детям разработаны специальные программы и методы обучения.

В настоящее время выделяются группы детей со сложным дефектом:

  • умственно отсталые глухие или слабослышащие;
  • умственно отсталые слабовидящие или слепые (частично-видящие);
  • слепоглухонемые;
  • глухие слабослышащие.

Одновременное поражение нескольких функций внутри одной системы организма как результат воздействия определенного неблагоприятного фактора можно назвать осложненным дефектом.

3 стр., 1486 слов

Развитие сохраннных анализаторов

... организованная коррекционно-воспитательная работа по развитию ранней сенсорной сферы детей с нарушением зрения обусловливает положительный результат в процессе познания окружающего мира.Игры для развития сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения. («Обоняние и вкус») ...

Например, результатом перинатального поражения ЦНС может стать сочетание ликвородинамических, двигательных и поведенческих расстройств, которые могут рассматриваться как симптомы осложненной умственной отсталости. А результатом менингита, перенесенного в раннем детстве, может стать глухота, осложненная компенсированной гидроцефалией и эпилепсией или амблиопией и косоглазием. Дети с осложненным нарушением, как правило, могут успешно обучаться вместе с детьми, имеющими общий с ними основной дефект, для них нет необходимости создавать особые программы и методы обучения, достаточно бывает индивидуального подхода, учитывающего их особенности.

Исходя из этого, дискуссионной проблемой остается отнесение к сложному дефекту тех видов глубокого органического поражения ЦНС, следствием которого является глубокое отставание в умственном развитии, осложненное сенсорными, двигательными и речевыми нарушениями как результат недоразвития или локального поражения ряда областей коры головного мозга ребенка. Эти случаи часто относят к множественному виду нарушений.

Для своевременной диагностики сложного и множественного нарушения развития требуется комплексное клинико-психолого-педагогическ ое изучение ребенка.

Единая комплексная программа обследования детей с выраженным нарушением в психическом развитии должна включать:

  • -обязательное первичное медицинское, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое комплексное обследование ребенка;
  • -регулярные повторные обследования состояния слуха и зрения у детей со всеми видами нарушений;
  • -регулярные повторные психолого-педагогические обследования детей.

Медицинское или клиническое обследование должно проводиться с участием врачей разных специальностей (педиатра, невролога, психиатра, офтальмолога, отоларинголога и генетика), с учетом данных лабораторных (биохимических), рентгенологического (компьютерная томография и МРТ) и других исследований. Для своевременной диагностики сложных нарушений развития у ребенка очень важны знания о причинах, которые могут привести к поражению сразу нескольких систем организма человека. Анализируя причины первичного нарушения у ребенка, принято обсуждать вероятность его наследственного либо экзогенного происхождения. Сложное и множественное нарушение развития у ребенка может быть вызвано одной или двумя причинами, разными по происхождению. Например, один дефект может иметь генетическое, а другой — экзогенное происхождение; каждый из дефектов может иметь причиной разные экзогении и т. д.

В случае сложного нарушения развития, когда у ребенка имеется два первичных дефекта, можно рассматривать шесть разных нозологических вариантов:

3 стр., 1310 слов

Интеграция и социализация лиц с нарушением зрения

... интеграции детей с нарушением зрения дошкольного возраста занимают создаваемые консультативные группы, которые дают специфические навыки и знания детям, не посещающим специальные дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения, или детям, воспитывающимся в массовых дошкольных учреждениях. В условиях интеграции детей с нарушениями зрения ...

1) первый дефект имеет генетическое, а второй экзогенное происхождение;

2) первый дефект имеет экзогенное, а второй генетическое происхождение;

3) оба дефекта обусловлены разными генетическими факторами, действующими независимо друг от друга;

4) оба дефекта обусловлены разными экзогенными факторами, действующими независимо;

5) оба дефекта представляют собой разные симптомы одного и того же наследственного синдрома или заболевания;

6) оба дефекта возникли в результате действия одного и того же экзогенного фактора.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/psihologiya-detey-so-slojnyimi-narusheniyami-razvitiya/

Основная

Басилова Т. А. Психология детей со сложными нарушениями развития // ? Основы социальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., 2002. — С. 374-397.

Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети: Развитие психики в процессе формирования поведения. — М., 1974.

Розанова Т. В. Методы прихолого-педагогического изучения глухих детей со сложными дефектами //Дефектология. — 1992. — № 2, 3.

Дополнительная

Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология. — 1980. — № 3.