Коррекция нарушений поведения детей дошкольного возраста

Курсовая работа

Психическое развитие, как известно, процесс всесторонний. Дети изучает мир через связь с ним. В то же время в процессе познания строятся внутренние предпосылки к дальнейшему расширению этих связей, постепенно меняется и сама деятельность, она становится сознательно направленной на овладение знаниями о предметах и ​​явлениях объективного мира.

Благодаря деятельности ребенка происходит ее самодвижение, саморазвитие. Психическое развитие — это развернутые во времени количественные и качественные изменения, ведущие к формированию личности.

Таким образом, индивидуальное развитие личности является не только количественным увеличением имеющихся у нее знаний, умений и навыков но и предусматривает качественные изменения его психической деятельности, возникновение новых форм и средств отражения объективной действительности, постепенный переход от низших к высшим ступеням развития сознания и самосознания .

Современное реформирование образования предполагает полноценный интеллектуально-духовное развитие и всестороннюю творческую самореализацию каждой личности. Повредить полноценному развитию ребенка могут нарушения поведения, которые проявляются уже в дошкольном возрасте.

Чаще всего причинами негативных личностных образований у детей дошкольного возраста является незнание взрослыми и, соответственно, отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его потребности в принятии, поддержке, защите. В этот период развития, когда процесс формирования личности только начинается, нарушения поведения еще неустойчивы, их можно преодолеть. Поэтому профилактика и коррекция нарушений поведения дошкольников является актуальными задачами педагогов и практических психологов.

Цель данной работы: рассмотреть методы коррекция нарушений поведения детей дошкольного возраста.

Предмет данной курсовой работы: нарушение поведения детей дошкольного возраста.

4 стр., 1570 слов

Развитие личности в дошкольном возрасте

... характерного для высокоразвитой личности. Дошкольный возраст занимает важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объём деятельности, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления. Развитие эмоциональной и мотивационной сферы детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст, как писал ...

Объект данной работы: поведение детей дошкольного возраста на примере «».

Задачи, которые необходимо решить в ходе работы:

  1. рассмотреть психологическое развитие детей дошкольного возраста;
  2. выявить причины нарушений поведения детей дошкольного возраста;
  3. раскрыть методы коррекции нарушений поведения детей дошкольного возраста.

Структура данной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Психологическое развитие детей дошкольного возраста

В возрастной психологии принято считать, что развитие ребенка как личности начинается с двух-трехлетнего возраста. В этом случае имеется в виду появление чисто внешних поведенческих признаков личностной индивидуальности.

Однако, анализируя теоретические исследования психологов, есть основания полагать, что на самом деле процесс формирования личности начинается гораздо раньше[1].

Во-первых, никакая психологическая качество не появляется сразу же в полностью готовом виде. Ее внешнему проявлению обычно предшествует довольно длительный скрытый период развития.

Во-вторых, для проявления ряда личностных качеств необходимы соответствующие жизненные условия. Например, утверждать то, влияет на личность ребенка стиль поведения с ней матери в детстве мы можем не тогда, когда ребенку два или три года, а только через много лет, когда, став взрослым, он сам аналогичный стиль поведения демонстрирует на своих детях.

Сравнивая зарубежные исследования и разработку этой проблемы в культурно-исторической теории Л. С. Выготского и его последователей, можно определить, что все эти концептуальные теории объединяются представлениям о большой роли социальных взаимодействий в психическом развитии ребенка.

В частности, согласно Л.С. Выготским, социальное взаимодействие первичная и единственная в развитии ребенка. Однако, культурно-историческая теория оставляла ребенка пассивным объектом взрослых социальных воздействий. Она, с одной стороны, не раскрывала ее роли активного агента взаимодействий, а с другой — не оставляла места избирательности ребенка при взаимодействии с окружающим миром, не учитывала своеобразие ее развития.

Важным, по нашему мнению, является утверждение Н. В. Лифаревои о том, что дошкольный возраст является решающим в формировании личности. В детстве формируются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности. Первые принадлежат к интересам человека, к тем целям и задачам, она ставит перед собой, в ее основных потребностей и мотивов поведения. Инструментальные черты включают превосходящие для человека средства достижения соответствующих целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые — касаются темперамента, характера, способа поведения, манер[3].

По мнению Н. В. Лифаревой, сенситивным периодом формирования первичных мотивов и черт характера является дошкольное детство, от рождения до поступления в школу. В это время образуются также основные стилевые и частично инструментальные личностные черты, первоначально (в раннем детстве) формируются в результате взаимодействия генотипа и среды, а затем (до старшего дошкольного возраста) начинают развиваться уже на основе социально-психологических законов[4].

По мере роста ребенка, вслед за тем, как рвутся его первичные физиологические и социально-психологические связи с матерью, с другими людьми, которые заменяют и дополняют ее в детстве, у него развивается стремление к личностной независимости и персональной свободы. В. Н. Лифарева выделяет последовательные шаги реализации этого жизненно важного стремление: физическая независимость (отделение ребенка от организма матери) физиологическая независимость (появление способности самостоятельно удовлетворять свои органические потребности) психологическая независимость — свобода, как способность человека думать и вести себя вполне самостоятельно, согласно внутренне принятых принципов собственной автономной морали[5].

15 стр., 7381 слов

Теоретические и методические основы организации Строительно-конструктивной ...

... игре основным является конструктивное творчество детей и развитие интереса к технике. Воспитателю важно учитывать взаимосвязь игр со строительными материалами с другими видами игр ... тем самым учить коллективным играм. У детей среднего дошкольного возраста уже есть некоторый опыт, ... детьми теме, обучает более сложным приемам работы. Дети способны под руководством воспитателя отражать в строительной игре ...

В трудах ученых определялись нарушения поведения, отклонения их от норм и правил, исследовались характерные признаки и концепции их оценки в обществе. Специалисты по практической психологии изучали особенности эмоционального развития детей с нарушениями поведения.

Среди многих авторов, которые изучали проблематичное поведение дошкольников, следует выделить: Л.И. Божова, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.В. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов. Учёными засвидетельствовано, что огромную нишу в педагогике занимает эмоциональная основа поведения дошкольников. Также немаловажную позицию занимает микроклимат, где вырастает малыш, общение с педагогами, родителями.

В семилетнем возрасте ребёнок учится жить в социуме, общаться и выражать свои чувства. У педагогов могут появляться вопросы, связанные с отклонениями от нормы правил поведения. Дети легко возбуждаются и становятся раздражительными. Следующие изменения появляются с кризисом переходного возраста, становлением ребенка как личности, а так же оценка со стороны социума.

В своих трудах А.В.Запорожец определяет понятие проблемного выражения эмоций. Раскрывая суть вопроса, он говорит о чувствах, которые возникают у детей данной категории, эмоциях, переживаниях. Дети познают мир, сопереживают окружающим, стараются помочь нуждающимся своими поступками и действиями. Основные проблемы в этом возрасте могут возникать из-за нереализованных возможностей, что приводит к задержке формирования личности[6].

Изучая проблему с современной точки зрения, специалисты в сфере педагогики Д.В,Березина и Е.В.Михайлова рассматривают понятие развития эмоционального состояния ребенка, которое существенно влияет на особенности их поведения. Такое состояние часто приводит к разным вариантам дезадаптации. Это когда ребенок не может эмоционально приспособиться к условиям и правилам социальной жизни.

Среди детей пяти – семи лет различают несколько характеристик эмоционального развития: уравновешенный тип характера; эмоциональный настрой, которому предшествуют желание, представление, действие; чувства под контролем; оценка в конкретной ситуации эмоций ребенка со стороны взрослого, как неодобрительная, так и поощрительная.

Отрицательные эмоции от негативной оценки взрослого в дальнейшем могут повлечь за собой чувство легкой возбудимости, напряжения, стресса. Позитивный настрой к действиям ребенка повлекут положительную динамику эмоционального развития психики ребенка. Одной из основных составляющих является состояние аффекта:

  • переходный период от желаний к действиям с получение в конце конкретного позитивного результата;
  • завышенная самооценка ребенка со стороны взрослого позволяет достигать новых вершин и осваивать новые виды деятельности без чувства страха. Это происходит ещё до поступления ребенка в школу, где уровень самооценки автоматически понижается;
  • мотивационная система, способствующая разработать концепцию значимости и соподчинения мотивов. Новые мотивы способствуют достижению новых целей. Момент присутствия мотива соревнования благоприятно влияет на развитие индивидуальности. Влияние оказывается на ребенка для достижения им успехов в учебе и трудовой деятельности;
  • развивается характерная особенность оценки поведения в обществе и социальном быту[7].

Итак, в своем развитии ребенок закономерно проходит ряд качественно своеобразных этапов. Для всех возрастов они отличаются друг от друга не только качеством приобретенных знаний и умений, но и способом мышления, особенностями эмоциональной жизни, характером ведущих потребностей и интересов

12 стр., 5580 слов

Выявление и предупреждение предпосылок дисграфии у детей старшего ...

... выявлению предпосылок дисграфии у дошкольников старшего возраста. Гипотеза: так как у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи формируются предпосылки дисграфии, то более раннее выявление и предупреждение предпосылок дисграфии позволит эффективнее использовать сензитивный период развития речи, способствовать, ...

Причины нарушений поведения детей дошкольного возраста

В зависимости от конкретной ситуации дети могут вести себя раздражительно или возбужденно. К нарушениям поведения относятся конфликтные ситуации, которые возникают на почве недопонимания, а также неврологические расстройства, вытекающие из этого. В результате состояние аффекта и нарушение вегетативной сосудистой системы. В случае патологии исследования отмечают, что чаще всего возникают расстройства психики в неблагополучных семьях с неправильным непедагогическим подходом к воспитанию детей. Это постоянное неблагоприятное воздействие на эмоции ребенка, конфликтные ситуации, возникающие между взрослыми в присутствии детей, а также длительные недобропорядочные отношения внутри семьи.

В результате этого возникают соматические расстройства, нервное перенапряжение, эмоционально стрессовая ситуация, депрессии, развиваются патологии в чертах характера. Также на психику ребенка в дошкольном возрасте влияют внешние факторы воздействия. Это психологический неблагополучный микроклимат в обществе, где есть дети, которым свойственны изменения в поведении в связи с неправильным воспитанием и педагогической запущенностью.

Нарушение поведения — критерии оценки: Изменения в поведении детей происходят постоянно, то есть носят устойчивый характер. Множественность в характере поведения ребенка[9].

По статистике к семилетнему возрасту у детей могут закрепиться нарушения в поведении. Педагоги отмечают, что это свойственно всем категориям детей. Психологи утверждают, что дети с какими-то нарушениями есть всегда, и их количество из года в год увеличивается. Проблемы поведения детей в социальной среде обитания на сегодня являются актуальной темой. Особенно это касается детей семилетнего возраста.

Дошкольники пополняют статистику по увеличению детей с ярко выраженными признаками соматических и нервных расстройств, а также нарушения поведения в обществе. Много на сегодня также зафиксировано детей с психическими отклонениями, сопровождающимися агрессивностью и выраженным протестом в поведении. Исследования нарушения поведения дошкольников в старшем дошкольном возрасте проводились учеными, которые рассматривали эту актуальную на сегодня проблему[10].

Среди многих авторов, которые занимались изучением детской психологии, следует выделить: С. Д. Арзуманян, Л. С. Алексеева, М. В. Львова, Б. С. Братусь, Н. В. Бондаренко, A. Д. Вислова, Я. И. Гилинский, Д. П. Дирбенев, И. С. Кон, Ю. А. Клейберг, B. Т. Кондратенко, Т. Н. Курбатова, И. А. Фурманова. Авторы исследований и многих книг по психологии и педагогике изучали проблемы психических отклонений и соматического поведения дошкольников, рассматривали межличностные взаимоотношения между воспитанниками и педагогами, между родителями и детьми

80 стр., 39957 слов

Особенности работы с умственно отсталыми детьми посредством логопедической ...

... логопедическая ритмика умственно отсталый Предмет исследования -, Гипотеза - целенаправленно и систематично использовать логопедическую ритмику. учитывать интеллектуальное, психомоторное и речевое развитие детей. Задачи исследования: раскрыть особенности психофизического и речевого развития детей с ...

В дошкольном возрасте может проявляться зависть — чувство раздражения, досады, вызванное преимуществом, превосходством, благополучием другого. Завистливых ребенку трудно сопереживать, радоваться успехам. Она, чтобы повредить другим, может даже выполнять своеобразные символические действия.

Факторами риска нарушений поведения в дошкольном возрасте могут стать:

  • яркая психомоторная расторможенность, трудности выработки присущих возрастные тормозных реакций и запретов;
  • сложность в организации поведения (даже в игровых ситуациях);
  • склонность ребенка к «космической» лжи — украшение ситуаций, в которых она находится, а также к примитивным выдумок. Она использует их как средство выхода из сложной ситуации или конфликта[11].

Ребенок, склонный к внушению ей неправильных форм поведения, имитирует отклонения в поведении сверстников, взрослых,

  • инфантильные эмоциональные проявления с двигательными разрядками, громким настойчивым плачем и криком;
  • импульсивность поведения, склонность к эмоциональному заражения, вспыльчивость, что обусловливает ссоры и драки даже по незначительным причинам;
  • прямое неподчинение и негативизм с озлобленностью, агрессией в ответ на наказание, замечания, запреты, побеги как реакции протеста;
  • недостаточная воспитательная работа в детском саду, когда у детей нет интересной деятельности, побуждает к возникновению аффективных вспышек, ссор, драк, капризов;
  • отрицательно влияют чрезмерное потакание или строгость, непоследовательность в требованиях[12].

Среди психологических синдромов дошкольников выделяют социальную дезориентацию, отрицательное самопредъявление, семейную изоляцию, избегание деятельности, вербализм, хроническую неуспеваемость дошкольников.

Социальная дезориентация проявляется в трудностях, возникающих по мере овладения нормами и правилами поведения. В результате этого появляются: неуправляемость, агрессивные действия в отношении живых и неживых объектов, непонимание запретов, импульсивность, гиперактивность (двигательная расторможенность).

Развитие синдрома иногда провоцируют сами взрослые.

Они выдвигают непонятные, неадекватные или противоположные по смыслу требования к поведению детей, а не учитывают, что ребенок не всегда может понять, что делать можно, а что — нет.

Итак, к нарушениям поведения относятся конфликтные ситуации, которые возникают на почве недопонимания, а также неврологические расстройства, вытекающие из этого. В результате состояние аффекта и нарушение вегетативной сосудистой системы. В случае патологии исследования отмечают, что чаще всего возникают расстройства психики в неблагополучных семьях с неправильным непедагогическим подходом к воспитанию детей.

34 стр., 16862 слов

Игра, как средство развития творческого начала детей младшего школьного возраста

... средств для развития творческого начала детей младшего школьного возраста. Объект исследования – Предмет исследования – рабочую гипотезу : развитие творческого начала младших школьников средствами игры будет ... младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, ...

Методы коррекции нарушений поведения детей дошкольного возраста

Коррекция нарушения поведения предусматривает четкое продумывание и оптимальное формулировки взрослыми требований к ребенку, адекватную возрасту ребенка количество запретов, понятное объяснение ребенку, что именно он или она сделали неправильно, ограничения замечаний во времени и пространстве, умелое использование во время приучения к положительному поведению ведущей деятельности возрастного периода.

Отрицательное самопредъявление у дошкольников школьников связано с особенно яркой потребностью в виду. Его признаками являются грубость, конфликты, ссоры. Нарушение общепринятых норм поведения является сознательным. Оно становится основной формой деятельности ребенка[14].

Прогноз, при условии четкого распределения, регулирования внимания к ребенку, является позитивным. Коррекционную работу проводят с родителями, подчеркивая, что необходимо обращать внимание на ребенка не только тогда, когда она демонстративно этого требует, но и когда она спокойная. Родителям советуют уравновешенно реагировать на его поведение; подкреплять положительные детские проявления; находить для ребенка ту сферу деятельности, в которой она является успешной; не оставлять ее без внимания.

Сущность семейной изоляции состоит в задержке ребенка в системе семейных отношений, присущих детям более раннего возраста, неумении адаптироваться в коллективе дошкольников. Единственным социальным институтом, где ребенку комфортно, есть семья. Предпосылками появления семейной изоляции могут быть: повышенная сензитивность (чувствительность), астения после заболеваний или конституционная ослабленность нервной системы, детский аутизм[15].

В результате семейного неблагополучия, занятости родителей, не замечают высокой потребности ребенка в принятии, он не получает достаточного внимания. У него сочетаются демонстративность с тревожностью, возникает внутренний конфликт, решается путем гипертрофированного развития защитного фантазирования. Обычная жизнь этих детей недостаточно насыщенным яркими поражениями, а мечты помогают осуществить дальнее путешествие, представить себя среди странных растений, животных, на другой планете, континенте[16].

Путями коррекции развития детей этой группы считают направления активного воображения на решение реальных творческих задач, обеспечение ребенку в реальной продуктивной творческой деятельности эмоционального подкрепления, внимания, ощущение успеха.

Вербализм возникает как преимущество вербального развития (речь и словесной памяти) над развитием других познавательных процессов (восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения, произвольного внимания).

Он может появиться в раннем или младшем дошкольном возрасте. Основными предпосылками вербализму является умственная отсталость, задержка психического развития, детский аутизм. Иногда вербализм встречается у детей с сохранным интеллектом. Также он может возникать вследствие специфических установок в семье, во время которых родители и другие родственники прилагают значительные усилия для овладения ребенком речью, считая его чуть ли не единственным показателем психического развития.

Коррекционная работа при вербализме предусматривает стимулирование тех видов деятельности, которые были пропущены в сенситивный для их развития период времени. Например, рисование или лепка зайчика во время коррекции этого синдрома должно предшествовать разговоре о нем. Также ребенка постепенно приучают к общению и взаимодействию со сверстниками[17].

13 стр., 6138 слов

Игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей ...

... Рубинштейн С. Л., Эльконин Д. Б. и многие другие. В связи с этим целью данной работы: Теоретическое рассмотрение игры как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Предмет исследования:, ...

Риск возникновения хронической неуспешности дошкольников появляется тогда, когда ребенок не оправдывает ожиданий взрослых. Особенно ярко этот синдром проявляется в подготовительной группе детского сада при осуществлении перехода к систематическим занятиям. В результате у ребенка повышается тревожность, снижается самооценка, что ведет к дезорганизации действий и падение уверенности в себе, низкой результативности.

Это отрицательное мнение поддерживают взрослые. Они постоянно делают замечания, проявляют свое недовольство. Предпосылками хронической неуспеваемости неправильные или неэффективные методы воспитания, повышенные ожидания, негативные социальные условия воспитания в семье, семейные конфликты[18].

Коррекционный влияние на ребенка с хронической неуспеваемостью предусматривает создание ситуаций успеха путем выполнения родителями грамотных действий. Они тщательно продумывать выбор дошкольного учреждения, заботиться о собственном положительное отношение к ребенку, находить такую ​​деятельность, при выполнении которой малыш чувствовал бы себя свободно, раскованно, радостно. Наказания и замечания при хронической неуспеваемости положительного результата не дают.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) (еще используется термин СДВГ — гиперактивный расстройство и дефицит внимания) является одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном возрасте.

Во время этого синдрома возрастные особенности не соответствуют норме и свидетельствуют о недостаточных адаптационные возможности. У детей возбуждено внимание, они гиперактивные и импульсивные, недостаточно адаптированы в различных ситуациях (дома и в школе).

При этом интеллектуальное развитие может соответствовать нормальным возрастным показателям[19].

Признаками СДВГ является беспокойные движения, бесцельная двигательная активность: ребенок бегает, пытается куда-то залезть, не может тихо, спокойно играть; слишком много говорит.

Дефицит внимания, двигательного контроля и импульсивность являются основными симптомами расстройства, препятствующие процессу социализации детей, приводят к появлению трудностей при обучении, адаптации в будущем. Диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» считают обоснованным только в тех случаях, когда симптомы, наблюдаемые у ребенка, характеризуются значительной степенью проявления развиваются в возрасте до 7 лет, являются стабильными, то есть сохраняются, как минимум, шесть месяцев и сочетаются друг с другом.

Коррекционная работа с гиперактивным ребенком предполагает соблюдение взрослыми такой модели поведения, что позволит уравновесить детские эмоции, способствовать созданию ситуации успеха; внимательное отношение к ребенку, стремление предвидеть и контролировать ее негативные проявления, учитывать индивидуальные особенности, придерживаться четкого распорядка дня, оберегать от усталости, способствовать физической активности, играм на свежем воздухе; разделение задач, которые должен выполнить ребенок, на небольшие «порции»; Во избежание категоричных запретов, подчеркивание детских успехов; ограничения детских игр одним партнером, во избежание большого скопления людей[20].

13 стр., 6479 слов

Народная игрушка как средство развития художественного творчества ...

... роль народной игрушки в развитии художественного творчества детей дошкольного возраста. Объект исследования - художественное творчество детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - влияние народной игрушки на развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: ...

Итак, коррекционная деятельность предполагает работу с родителями ребенка, их педагогическую просвета, целенаправленную организацию постепенного обучения ребенка коммуникации: сначала ее приучают общаться и контактировать с одним-двумя сверстниками, а позже интересуют деятельностью в группе детей.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/sindromyi-narushenie-povedeniya-doshkolnika/

[1] Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 2013. – 464 с.[2] Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под ред. Л.Н. Павловой. М.: Просвещение, 2014. – 248 с.[3] Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 2013. – 464 с.[4] Ядэшко В. И. Дошкольная педагогика./В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 2016. – 415 с.[5] Ядэшко В. И. Дошкольная педагогика./В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 2016. – 415 с.[6] Эльконин Д.Б. Детская психология./Д.Б. Эльконин. — М.: «Уч. пед.», 2017. — 326 с.[7] Эльконин Д.Б. Детская психология./Д.Б. Эльконин. — М.: «Уч. пед.», 2017. — 326 с.[8] Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под ред. Л.Н. Павловой. М.: Просвещение, 2014. – 248 с.[9] Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под ред. Л.Н. Павловой. М.: Просвещение, 2014. – 248 с.[10] Аскарина Н.М. Воспитание детей раннего дошкольного возраста: Учеб. пособие/Н. М. Аскарина. -М.: «Медицина», 2015. – 304 с.[11] Болотина П.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. зав. П.Р. Болотина, Г.С.Комарова, С.П. Бананов — М.: изд. цент «Академия», 2016. – 240 с.[12] Волосова Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста. М.: Академия, 2013. — 250 с.[13] Волосова Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста. М.: Академия, 2013. — 250 с.[14] Павлова Л.Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста: книга для воспитателей детского сада./ Н. Павлова. — М.: Просвещение, 2015. – 176 с.[15] Павлова Л.Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста: книга для воспитателей детского сада./ Н. Павлова. — М.: Просвещение, 2015. – 176 с.[16] Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: практикум для средних и высших пед. заведений и работников дошкольных учреждений./Г.А. Урунтаева. — М.: изд. центр «Академия», 2017. – 200 с.[17] Эльконин Д.Б. Детская психология./Д.Б. Эльконин. — М.: «Уч. пед.», 2017. — 326 с.[18] Эльконин Д.Б. Детская психология./Д.Б. Эльконин. — М.: «Уч. пед.», 2017. — 326 с.[19] Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: практикум для средних и высших пед. заведений и работников дошкольных учреждений./Г.А. Урунтаева. — М.: изд. центр «Академия», 2017. – 200 с.[20] Эльконин Д.Б. Детская психология./Д.Б. Эльконин. — М.: «Уч. пед.», 2017. — 326 с.

Прикрепленные файлы: