КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Курсовая работа

Большинство детей при поступлении в школу испытывают трудности в изучении русского языка. Причина заключается в нарушении речевого развития.

Это проявляется в трудности построении фразы, в неправильном грамматическом оформлении предложения, в бедности словарного запаса, нарушении звукопроизношения и др.

В современной логопедии прочно утвердился принцип, что устранить дефекты речи у детей в дошкольном возрасте необходимо.

Многие речевые нарушения, если они своевременно не исправлены, могут привести к неуспеваемости ребенка в школе. Поэтому коррекцию речевых нарушений в дошкольном возрасте можно рассматривать как особо важную проблему специального образования. Как показывает практика, в дошкольном возрасте нарушения речи легче и быстрее преодолеть, и это, в свою очередь, создает условия дл я хорошего психического и речевого развития дошкольника.

Известно, что дети с нормальным развитием речи в течение дошкольного возраста учатся необходимым для обучения в школе лексическим и грамматическим правилам языка. Тем не менее, у детей с различными формами речевой патологии эти процессы замедляются практически вдвое. В связи с этим, очевидно, что сформировать словарный запас, который соответствует возрастной норме дошкольника, является основной и главной задачей педагога и логопеда ДОУ.

Также нарушение речевого развития у дошкольника вызывают социально-бытовые условия.

Логопед проводит работу с детьми с нарушением речи, а педагоги всячески в этом способствуют.

Для более полного и лёгкого усвоения материала дошкольниками его следует преподносить в игровой форме.

В игре – сложные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Цель исследования: определение эффективности использования специальных игр и упражнений, как средства коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.

Объект исследования: коррекция речевых нарушений дошкольников.

Предмет исследования: игры и упражнения как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Рассмотреть историографию исследований развития речи ;

2. Рассмотреть и проанализировать психолого- педагогические основы развития речи у детей;

3 стр., 1375 слов

Психолого-педагогическая помощь детям с комплексным нарушением развития

... деятельностного подхода — психологическая помощь должна осуществляться с учетом ведущего вида деятельности ребенка. Глава 2. Проблема сложных нарушений развития в современных научных исследованиях. Для того чтобы осуществлять эффективную коррекционную помощь, необходимо иметь четкое представление ...

3. Разработка содержание игр и упражнений, направленных на коррекцию речевых нарушений детей дошкольного возраста.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Фрагмент работы для ознакомления

Эти навыки можно рассматривать как компоненты владения языком, поскольку владение позволяет передавать изученную единицу языка в новой комбинации. Особенно важным значением для развития этих навыков по отношению к изучению другим языкам (двуязычия и многоязычия).

Оно также является одним из направлений исследований. [3, c.45]Многие исследователи пытались объяснить природу этого явления. Так, Ф. И. Буслаев и К. Д. Ушинского ввели понятие «дар слова» (развитие способности сознательно осваивать родной язык), психологи и лингвисты, это явление называют «чувство языка» (Л. И. Айдарова, Л. И. Божович, Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жуйков, С.Н. Цейтлин и др.).

Исследования, проведенные в лаборатории речи и речевого общения, доказали, что ядром формирования языка является семантический компонент.Работа над семантикой слова, расширение смыслового поля, использование принципа объединения освоения лексики, формирование языкового обобщения в изучении грамматического строя речи, интонация выразительности в звуковом оформлении высказывания развивает произвольность и осознанность речи. .При этом развивается умение отбирать точные и выразительные средства при построении связных высказываний разных типов: описания, повествования, рассуждения.Результаты исследования отражены в программе, которая реализует идею многомерного и полифункционального развития речи и обучения речи. Таким образом, развитие речи органически связано с интеллектуальным воспитанием, так как развитое человеческое мышление — это речевое, языковое, словесное и логическое мышление.Развитие речи тесно связано с образованием художественно-речевой деятельности, т.е. с эстетическим воспитанием. Владение выразительными средствами родного языка формируется путем ознакомления с фольклорными и литературными произведениями.Воспитание детей дошкольного возраста родному языку также предоставляет возможности для решения проблем нравственного воспитания.

Это имеет важное значение для развития коммуникативных способностей детей, умение общаться со взрослыми и сверстниками.Основными задачами развития речи являются: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи.Развитие детской речи традиционно проводится в разных видах деятельности: в классе с помощью ознакомления с художественной литературой, с окружающими явлениями действительности, при обучении чтению и письму, а также с помощью игр и художественной деятельности и в повседневной жизни. Тем не менее, только обучение родному языку в специальных классах по развитию речи может обеспечить стабильный развивающий эффект.Обучение языку, развитие речи рассматривается в исследовании, не только в лингвистической сфере, но и в контексте общения детей друг с другом и со взрослыми. Таким образом, важнейшей задачей обучения речи является не только формирование речи, но и культура общения.Основной целью речевого образования является то, что ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, возможность гибко применять их в конкретных ситуациях, овладел основными навыками общения.Таким образом, полное овладение родным языком, развитие языковых навыков можно рассматривать в качестве основы полноценного формирования личности ребенка дошкольного возраста, что создает большие возможности для решения задач интеллектуального, эстетического и нравственного воспитания.[4,c.57-59]1.3.

11 стр., 5086 слов

Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного ...

... дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня. Гипотеза: 1. Учет структуры дефекта. 2. Учет возрастных, речевых, индивидуальных возможностей дошкольников. 3. Целенаправленность, систематичность, последовательное усложнение работы по формированию грамматического строя речи. ...

Нарушения речевого развития у детей дошкольного возрастаНа сегодняшний день расстройства речи у детей дошкольного возраста наблюдаются практически у каждого второго ребенка. На самом деле, статистика говорит, что около 25% детей дошкольного возраста нуждаются в помощи логопеда или дефектолога. Естественно, что детей с первичными нарушениями речи гораздо больше, чем тех, у кого задержка развития речи раскрывается по мере взросления.Если ребенок родился здоровым, задержка развития его речи может происходить из-за неправильных действий взрослых в течение подготовительного периода: с небольшим количеством речевого общения с ребенком, отсутствие внимания к его слуховому восприятию, имитированию звуков и слов взрослых, с поздним развитием интонационной выразительности речи и семантических отношений между словом и объектом.Перед тем, как говорить, ребенок должен тренировать мышцы голосового аппарата. Это происходит, когда он гудит, журчит, дышит, глотает, сосёт грудь, жуёт. Было замечено, что дети, которые были на грудном вскармливании проявляли речевые нарушения меньше, в то время как те, кого своевременно приучили к твердой пище, говорят, гораздо более четче сверстников.Нарушение речи вызывают различные причины: врожденные пороки развития центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого неба, травмы и другие.Развитие речи и мышления тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев.

Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышивкой и другими видами рукоделия, способны, как правило, логически рассуждать. У них хорошо развиты память и внимание.[5,c.66-68]ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ДОУ2.1. Методы и приёмы диагностики нарушений речевого развития у детейОсобую значимость исследования детей в детском учреждении приобретает в русле современного подхода к нарушениям психомоторного и речевого развития, в соответствии с которым ранняя диагностика и коррекция отклонений развития детей является главным условием их эффективного обучения и воспитания, а также социальной адаптации.Теоретическими основами принципов диагностики и коррекции методов организации речевых расстройств является учение о законах компенсационных и резервных возможностей ребенка, а также движущих сил его речи и психомоторного развития. Значительную роль в развитии теоретической логопедии принадлежит таким исследователям как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец. Под влиянием основных теоретических принципов логопед должен быть в состоянии установить желаемую цель, чтобы применить все последние методы диагностики и провести необходимую коррекцию речевых нарушений.

Есть несколько принципов комплексной диагностики в логопедии, основополагающим из этих принципов является принцип комплексного подхода.Для всеобъемлющей диагностики речевых расстройств, в частности, требуются знания основных периодов развития речи ребенка и скорости его образования. Как известно, высококачественная функция речи возникает только при правильном динамическом развитии ребенка.[6,c.43-46] Комплексное проведение диагностики речевых расстройств становится возможным в неонатальном периоде, т. е. в роддоме и отделении патологии новорожденных. Информация о физическом здоровье, состоянии нервной системы, возможной наследственной природе речевых нарушений, очень важны при диагностике и определении корректирующих действий. Этапы развития речи всегда связаны между собой, они, естественно, следуют друг за другом. Таким образом, на всех этапах наблюдения за развитием ребенка, необходима постоянная обратная связь между всеми специалистами: неонатологами, неврологами, психиатрами, окулистами, отоларингологами, психологами и педагогами.У детей школьного возраста ведущей деятельностью является учебная, которая служит основой для коррекции речевых нарушений.Все принципы, также можно разделить на физиологические, психологические и педагогические.Психофизиологические принципы включают в себя следующие:1) квалификации дефекта;2) опоры на резервные (сохранные) структуры психофизического развития;3) опоры на ведущие репрезентативные системы (каналы восприятия информации);4) опоры на сохранные психической функции;5) опоры на разные уровни организации психических функций;6) контроля психической функции, так как только поток обратной связи обеспечивает своевременную коррекцию допускаемых в речи ошибок.[7]Методы психодиагностики включают в себя: метод наблюдения, эксперимента, проведения различных опросов, интервью, анкетирование, тесты и т.д. Показатели качества диагностических методов включают: надежность, достоверность, стандартность.Изначально выявляют дефекты в развитии речи ребенка, а затем обсуждаются эти вопросы внимательно, подвергаются количественному и качественному анализу. В рамках каждого типа испытаний изложения материала дается от сложного к простому.Это позволяет ребенку успешно завершить каждый образец, создавая дополнительную мотивацию и положительное эмоциональное состояние, которое, в свою очередь, повысит эффективность и продолжительность обследования.Методики занятий следует проводить, учитывая адекватные индивидуальные и возрастные особенности. К таким методикам относятся игры (сюжетные, ролевые, дидактические и т. д.), соревнования в микрогруппах, присутствие родителей, специалистов различного профиля.В качестве индивидуального подхода применяется принцип разнообразия сеансов логопеда. На этих занятиях должны проводиться обучение в различных условиях, воспитание правильной речи и поведения в различных ситуациях, в присутствии родственников и незнакомых людей.Логопед должен сам быть образцом правильной речи, на занятиях использовать магнитофонные записи и пластинки с выступлениями мастеров художественного слова, пения и т.д. Во время занятий с ребенком не допускается: суета, раздражение, крики, повышение тона голоса, передразнивание и передергивание слов. Сеансы логопеда должны быть задокументированы с целью повышения их эффективности.К таким методикам относятся методики диагностики психомоторного, эмоционального, сенсорного развития ребенка младенческого возраста (таблицы развития А. Гезелла, карточки развития Д. Лешли, шкалы Н. Бейли, шкалы двигательных умений Н. И. Озерецкого, описательная диагностика П. Массена, клинический метод Ж. Пиаже, доска Сегена, таблица Шульте, методика Пьерона-Рузера, корректурная проба Бурбона и др.).Диагностическими методиками считаются: тест зрительной ретенции Бентона, пробы на запоминание звуков или звукосочетаний, методика пиктограмм, методика опосредованного запоминания и др.).[8] В качестве пособий в работе логопеда служат игрушки, рисунки, карты, настольные игры, книги, таблицы по русскому языку.Логопед использует пособия в зависимости от непосредственной задачи, которые он ставит перед собой в связи с характером нарушений, этапом работы, интеллектом и общем развитием дошкольника.Таким образом, основные принципы системы коррекционно-педагогической работы включают целый комплекс методик и предполагают раннее начало работы, поэтапное развитие нарушенных речевых функций, а также творчество, систематичность, последовательность, активность и наглядность.[9,c.78]2.2. Речевые игры, как средство коррекции и профилактики нарушений речи у дошкольниковВ последнее время значительно увеличилось количество детей с речевыми нарушениями.Для того, чтобы учебный материал усваивался быстрее, проще и давал положительную динамику, необходимо представить его ребенку в игровой форме. В процессе игры сложные упражнения становятся для ребёнка легко выполнимыми.Логопеду необходимо использовать игры и упражнения, которые позволяют устранить нарушения речи, расширить горизонты, развивать мелкую моторику. Параллельно с развитием речи ребенка тренируется память, внимание, он учится размышлять, анализировать, делать выводы, фантазировать.На занятиях логопед большое внимание уделяет:

5 стр., 2352 слов

Триз технология в развитии ребенка дошкольного возраста

... развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в ... вхождение в роль кого-либо или чего-либо. Использование методов и приемов ТРИЗ способствует ... ”, пока дети не угадают задуманное. Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают ...

13 стр., 6045 слов

Педагогические аспекты музыкального развития детей старшего дошкольного возраста

... предпосылки формирования и развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста; проанализировать основные программы музыкального воспитания дошкольников; определить основные виды деятельности, способствующие большей эффективности творческого развития дошкольников на музыкальных занятиях. В работе были использованы следующие ...

  • развитию артикуляционной моторики;
  • исправлению нарушений звукопроизношения;
  • развитию фонематического слуха;
  • навыкам звукового анализа и синтеза;Рассмотрим игры и упражнения, которые педагоги могут использовать как на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе, так и вне занятий.[10]1.Игры для развития мелкой моторикиДля развития мелкой моторики пальцев рук, можно использовать не только пальчиковые игры, но и веревочки, бусины, горох, крупы, счетные палочки, массажные мячи, сухой бассейн с различным наполнением, карандаши, бельевые прищепки, и многое другое.1.Игра «Чашки-ложки»Цель:
  • развитие координации движений;Ход игры: ребенок пересыпает ложкой гречневую крупу (или другую крупу) из одной чашки в другую.2.Игра «Волшебный поднос»Цель: развитие мелкой моторики- развитие графо-моторных движений;
  • развитие внимания;
  • развитие мышления.Ход игры: на поднос тонким слоем насыпают сахар.

Дошкольник пальцем или палочкой рисует предметы на заданный звук, буквы, цифры, слоги, слова.2. Игры для развития речевого дыханияЦель:

  • развитие речевого дыхания;
  • Развитие целенаправленной воздушной струи;
  • Выработка силы выдоха.1.Игра «Футбол»Скатать ватный шарик (можно использовать шарк для игры в настольный теннис).

Поставить на противоположных сторонах стола по два кубика (ворота) .дети, дуя на шарик, должны загнать его в ворота.2.Игра «Снегопад»Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки).

4 стр., 1608 слов

Речь взрослых как средство развития речи детей

... между взрослым и ребенком. Позднее в результате психического развития ребенка она становится формой его поведения. Развитие речи связано с качественной стороной общения. В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее ...

Вспомнить с детьми, что такое снегопад. Предложить детям сдувать «снежинки» с ладони.3. Игры для развития лексико-грамматического строя речи.Игра «Большие и маленькие»Цель: расширение словарного запаса;

  • Употребление существительных в единственном и множественном числе;
  • Склонение существительных по падежам;
  • Развитие связной речи;
  • Развитие внимания;

— Развитие зрительной памяти.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/psihologicheskie-sposobyi-korrektsii-sistemnyih-rechevyih-rasstroystv/

1.Ахутина Т.В. Диагностика трудностей обучения / Т.В. Ахутина // Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е.Д. Хомской. — М.: Институт общегуманитарных исследований, МПСИ, 2014. — с. 779 — 783.

2.Безруких М.М. Особенности развития познавательных функций у дошкольников/ М.М. Безруких, С.П. Ефимов, С.К. Хромова // Школа здоровья. — М.: РОО «Образование и здоровье», 2011. № 4. — с. 39 — 44.

3.Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного возраста: учеб.-метод.пособие / Т.Г. Визель. — М.: Астрель: Хранитель, 2012. – с. 127.

4.Выготский Л. С. В92 Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство/Под ред. М. Г. Ярошевского.— М.: Педагогика, 2012. – с. 50.

5.Горячева Т. Г., Султанова А. С. Нейропсихологические особенности психического развития детей с синдромом гиперактивности // В. М. Бехтерев и современная психология. — Вып. 3. — Т. 2. — Казань, 2013.

5.Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. – М., 2013. – 96с.

6.Иншакова О.Б. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма — СПб., 2009. — с. 75 — 82.

7.Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 2012. – 160с.

8.Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика нарушений речи. — М., 2011.

9.Логопед № 3, 2011 Солодова Ю. В. «Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна».

10.Логопед № 4, 2012 Добровольнова О. В., Константинова С.А, Медведева Е. А. «Здоровьесберегающие мероприятия в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников»

11.Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М., 2012.

12.Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, с. 2012 – 128.

13.Усанова О.Я., Синякова Т.Я. Особенности невербального интеллектапри недоразвитии речи: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. –М.,2012.

14.Усанова О.Я., Слинько О.А. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениямиречи. — М., 2013.

15.Филичева Т.Б., Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.,2010.

16. Юсупова Г.Х. Особенности развития дошкольников с нарушениями речи: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Н. Новгород –2013.