Социальные технологии в государственном и муниципальном управлении

Право и способность местных органов власти регулировать и управлять частью общественных дел в интересах населения в рамках закона и под свою ответственность, территориальная целостность, многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления, материально-финансовая достаточность в части гарантированности минимальных социальных стандартов — все это составляет совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных принципов, составляющих своеобразную системную модель. 3

Сравнивая меру воплощения этой модели в жизнь с требованиями Европейской хартии о местном самоуправлении в том или ином муниципальном образовании, можно говорить о степени демократизации местной жизни, влияния местного самоуправления на демократические процессы в стране в целом.

Исследования, проводимые в этой области, дают весьма неутешительную картину: многие из этих принципов не реализуются, созданные органы местного самоуправления формализованы, население, не участвует в реализации своих дел и т.п.

В целом города, районы пока не используют свое конституционное право на возрождение местного самоуправления как ключевого средства формирования полноценной среды обитания на территориях, мало что происходит через самоуправление в кварталах и микрорайонах, поселениях и их объединениях, хотя очевидно, что только путем становления реального самоуправления на этом этапе возможно создание и разумное использование ресурсной базы, других основ и механизмов развития муниципальных образований, создание благоприятных условий жизнедеятельности.

Каков же выход из создавшегося положения? Во-первых, внимательно изучить отечественный и зарубежный опыт в этом отношении. Он свидетельствует о том, что государственное регулирование создает лишь возможность экономического успеха всем, кто захочет и сможет жить лучше, ибо величина финансовых средств общин даже в таких странах, как Австрия, Швеция, Финляндия, весьма различна. Для России такая неравномерность базовых условий особенно характерна. Выход из положения видится в создании наиболее благоприятных условий для выравнивания экономического и социального положения, поддержке предпринимательства, мелкого и среднего бизнеса, развертывании системы экономической и социальной поддержки интересов населения конкретных территорий.

11 стр., 5205 слов

Конституционное право Российской Федерации Народная правотворческая ...

... вопросов народной правотворческой инициативы целесообразно через рассмотрения проявления народной правотворческой инициативы по проведению референдума, а также через анализ тех форм местного самоуправления, где отражена народная правотворческая инициатива. Цель данного реферата необходимо обозначить как рассмотрение особенностей правотворческой инициативы в ...

Организационно-структурные модели и технологии местного самоуправления, как показывает отечественный и зарубежный опыт, могут быть самыми различными. Они-то и призваны регулировать многообразные связи и отношения в системе местного самоуправления. Речь идет, прежде всего, о регулировании следующих отношений:

  • управлении муниципальной собственностью и местным хозяйством, формировании и исполнении местного бюджета;
  • выборе населением организационных форм самоуправления, структуры формирования его органов, реального воплощения народовластия на своей территории;
  • осуществлении органами местного самоуправления отдельных переданных им государственных функций;

Все сказанное обусловливает системный характер самоуправления, взаимосвязь и взаимообусловленность всех элементов.

1.3 Место и роль социальных технологий в управлении деятельностью местного самоуправления

Рассмотрение муниципального образования в качестве социальной организации и в рамках системного, структурно-функционального подхода к его изучению позволяет охарактеризовать муниципальное образование как один из базовых элементов общественной социальной системы. В российской практике данный базовый элемент не сложился в полной мере, идет сложный процесс становления системы местного самоуправления.

Муниципальное образование, в отличие от поселения, является сложной и разносторонней системой: оно не возникает естественным путем, а конструируется целенаправленно местным сообществом. Выдвигается общая цель, под нее подбираются средства, люди, место. Для муниципальных образований как искусственных систем характерна одна особенность: для своего функционирования организации нуждаются в специальных поддерживающих мерах, самопроизвольно они только разрушаются. Организованная определенным способом для решения конкретных вопросов местного значения и управляемая система образует муниципалитет, который в типологии социальных организаций является функциональной деловой организацией.

Таким образом, муниципальное образование:

  • как социальная организация, имеет производственную и управленческую сферы, является искусственно создаваемой, целевой, иерархически управляемой организацией;
  • как функциональная деловая организация является одновременно первичной организацией системы местного самоуправления, с точки зрения управленческого учреждения, и комплексной надорганизацией, представляющей интересы сложно организованного административно — территориального образования;
  • как интеграционная организация (работает на целое) осуществляет социальный контроль и социальное управление на всех уровнях межорганизационных отношений;
  • соответствует понятию «самоорганизация»;
  • находится в сфере и рамках компетенции, определенной законодательством РФ.

Функционирование муниципального образования как социальной организации обеспечивается системой социального управления. Социальное управление предполагает применение соответствующих социальных управленческих организующих технологий (аналогично производственным технологиям).

Социальное управление муниципальным образованием как социальной организацией обеспечивает ее функционирование и способность достигать своих целей. Сознательные действия людей, проживающих на территории муниципального образования, тесно связаны с удовлетворением их общих потребностей, с решением общих проблем. Социальные организации, находящиеся на территории муниципального образования, обеспечивают свое существование и достижение целей за счет применения сложных управленческих функций муниципалитета, образуемых из сложения ряда подфункций, организационных операций и мероприятий.

9 стр., 4445 слов

Теоретические основы деятельности муниципального образования ...

... взрослом мире реально не выработано отношение к детству как к субъекту взаимоотношений, поэтому отсутствует дифференцированная позиция к характеру, условиям его социального созревания. Это проявляется в том, что ... а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных фактов ...

Социальное управление реализуется на основе социальных управленческих технологий как способе осуществления деятельности путем ее рационального разделения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией, выбора оптимальных средств и методов их выполнения. Вместе с тем, этот метод управления социальными процессами обеспечивает систему их воспроизводства в определенных параметрах – качества, свойства, объемы, целостности деятельности и т.п.

Разработка социальных технологий связана с потребностью быстрого и крупномасштабного « тиражирования» новых видов деятельности. Построение социальной технологии осуществляется в ходе разделения деятельности на отдельные операции, процедуры при условии глубокого понимания природы и специфики той области, в которой развертывается практика. В целом социальная технология может быть понята как инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы, получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках.

Обеспечение эффективности социальных технологий в деятельности муниципального образования – это характеристика важнейшей социальной деятельности системы местного самоуправления на территории муниципального образования, составная часть эффективности муниципального управления, направленной на своевременное достижение поставленной цели, оптимальное использование комплекса ресурсов и достижение максимального социального результата, обусловленного повышением социального благополучия и самочувствия населения муниципального образования и развитием территории муниципального образования.

Эффективность управления – это его итоговая существенная интегральная характеристика, демонстрирующая достигнутое соотношение между плановыми и практически достигнутыми показателями. Эффективность указывает на результативность, то есть на степень достижения цели как главный, однако не единственный показатель эффективности. Для всесторонней оценки деятельности важна не только результативность, но и социальная цена достигнутой результативности (если, разумеется, речь не идет о жизни и здоровье людей, сохранении страны и т.п.).

Представляется целесообразным, наряду с понятием «результат деятельности» (под которым понимается полностью или не полностью объективированная цель) использовать понятие «последствия деятельности». Под последствиями понимается вся совокупность реальных релевантных факторов, которые дополнительно, «попутно» возникли в процессе и/или вследствие деятельности с учетом их значения. Такие последствия могут быть предвидимыми и непредвидимыми, положительными (уменьшающими совокупную цену результативности) и отрицательными (повышающими совокупную цену результативности), учтенными и не учтенными при планировании. Таким образом, эффективность управления обществом может быть реально оценена как некая функция учета результативности управления и совокупности последствий управления, каждое из которых взято со своим знаком, то есть как совокупная цена итоговой результативности, связанной с достижением поставленных целей управления какой–либо деятельностью. Достижение цели предполагает решение определенных задач и получение конкретных неучтенных результатов. Вопрос оценки эффективности муниципального управления также пока недостаточно проработан в отечественной теории и практике управления. Если рассматривать данную проблему с позиций социальных приоритетов, то это, прежде всего, характеристика степени влияния системы местного самоуправления на обеспечение всего комплекса социальной деятельности на территории муниципального образования. Она направлена на оптимальное использование имеющегося комплекса ресурсов, на регулирование отношений на территории муниципального образования и достижение максимального социального результата, обусловленного повышением социального благополучия и самочувствия населения муниципального образования и развитием территории муниципального образования.

4 стр., 1759 слов

Формы и методы контроля деятельности социальных учреждений

... развития системы социального обслуживания населения. Управление создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органов местного самоуправления. Управление в своей деятельности руководствуется ... – эстетическое. Текущий контроль, в свою очередь, включает контроль оперативный и контроль систематический. Оперативный контроль направлен на выявление состояния работы коллектива и отдельных ...

Глава 2. Приоритетные технологии в социальной организации общества

2.1. Социальные ресурсы населения: технологии освоения и этапы.

Социальные ресурсы — это продукт совместной деятельности населения, показатель социального интеллекта. Чем выше социальный интеллект местного сообщества, тем большими социальными возможностями располагает население для решения своих насущных местных проблем.

Во многих муниципальных образованиях нет достаточных материальных (природных) и финансовых ресурсов. Однако, имеются огромные социальные ресурсы, которые в отличие от материальных, неисчерпаемы и имеют свойство увеличиваться по мере инновационного развития местных сообществ, совершенствования форм самоуправления, изменения самих людей в процессе социализации, самообразования и самовоспитания, самореализации своих сущностных сил, формирования гражданского самосознания.

Как измерить этот ресурс и определить его достаточность или недостаточность? На этот вопрос ответа пока нет.

Все это в определенной мере затрудняет технологическое освоение социальных ресурсов. Никто их не считает и не планирует.

Большая часть населения пока сдержанно оценивает социальный потенциал местного самоуправления и связывает перемены к лучшему с реформами, осуществляемыми «сверху». Привлечение населения к решению жизненно важных проблем может стать мощной социальной базой местного самоуправления.

Почти каждое местное сообщество располагает значительным интеллектуальным (образовательным) потенциалом общего характера, поэтому вполне можно говорить здесь о достаточной ресурсной обеспеченности. Но одновременно с этим недостаточен интеллектуальный потенциал профессионального характера. Ни у одной категории населения нет четкого представления о сути местного самоуправления, его организационных принципах и формах, отечественном и зарубежном опыте его организации.

Пока невысок уровень информированности населения о местных событиях и проблемах, выполнении управленческих решений, деятельности местных органов власти.

2 стр., 762 слов

Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере

... полномочий органов местного самоуправления в социально-культурной сфере. Задачами данной работы является непосредственно рассмотрение полномочий местного самоуправления в сферах образования, культуры, физической культуры и порта, здравоохранения и социальной ... 9)другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений ...

Изучение опыта ряда развитых муниципальных образований показывает, что на местах появилось немало инновационных технологий освоения социальных ресурсов.

Значительный объем работы в структуре оптимального использования социальных ресурсов связан с информационным обеспечением организации и развития местного самоуправления. Ныне активно используются четыре направления (способа) оптимизации социального информационного взаимодействия: 1) исключение информационной перегрузки посредством фильтрации поступающей информации, установления очередности в переработке сообщений в зависимости от их значимости, равномерного распределения информации по различным каналам; 2) уменьшение искажений и потерь информации за счет ее избыточности, т.е. повторения сообщения; ее верификации, т.е. подтверждения правильности сообщения; выпрямления связей, т.е. устранения посредников в потоках информации; 3) увеличение объема информации в каналах обратной связи; 4) повышение скорости информационных потоков.

Что касается коммуникативного социального ресурса, то его оптимальное использование происходит за счет:

  • расширения внутреннего и внешнего круга социального взаимодействия;
  • повышения интенсивности и активности социального взаимодействия;
  • содействия формированию и развитию территориального общественного самоуправления (ТОС) общественных организаций населения;
  • содействия положительной содержательной и эмоциональной направленности социального коммуникативного взаимодействия.

Оптимизация использования социального технологического ресурса местного самоуправления проводится по следующим направлениям:

  • технологизация отдельных форм социальной деятельности местного населения, например разработка и введение определенных процедур избрания органов самоуправления, организации их деятельности, осуществления контроля по конечному социальному результату;
  • разработка и введение вариативных технологических моделей управленческой деятельности с учетом местных особенностей, данного состояния социальной активности жителей, направленности и динамики конкретных социальных задач;
  • повышение технологической подготовки муниципальных служащих посредством организации изучения передового опыта и обмена этим опытом, систематического проведения научно-практических семинаров и конференций;
  • обеспечение и координация деятельности общественных и административных органов местного управления с целью успешного решения социальных проблем муниципальных образований.

2.2. Социальные технологии и социальная политика местного самоуправления, трудности в их реализации

Социальные технологии, реализуемые органами местного самоуправления находят свое отражение в социальной политике.

До сих пор в теории социологии не выработано единое понятие социальной технологии. Так, ученые определяют ее как упорядоченную во времени и пространстве последовательность процессов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа; а также как разработку методов и методик результативного и рационального целенаправленного социального воздействия. В то же время, Иванов В.Н. и Патрушев В.И. дают даже три определения понятию «социальная технология».

30 стр., 14667 слов

Управление социальной защитой населения центрального округа г. Братска

... реализацией системы социальной защиты населения городского промышленного муниципального образования 1.1.1 Краткая характеристика современного этапа развития местного самоуправления в Российской Федерации В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах ...

1. Специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов.