Системы социальной защиты населения (1).. Введение Сущность и задачи социальной защиты населения

Контрольная работа

Подборка по базе: , Лекция №1 Предмет и задачи микробиологии. История и перспекти , Пример задачи №1.pdf , Контрольная работа(реферат) по Социальной психологии Губарева Ни , 2 И 5 ЗАДАЧИ.doc , 1 лекция Введение в дисциплину «Основы сестринского дела».pptx , ситуационные задачи2013.doc , Органы внутренних дел задачи и структура.docx , Осн этапы и задачи построения дем. общества.pptx , Ситуационные задачи по 3 теме.docx


4. Социальная работа в различных сферах деятельности

Социальная работа как социокультурный феномен современности, возникнув более 100 лет назад, превратилась в профессию, обогатилась новыми направлениями, функциями, технологиями. Она осуществляется сегодня в ведущих сферах жизнедеятельности общества: в системе социального обслуживания населения, образовании и здравоохранении, воинской среде и пенитенциарных учреждениях, на предприятиях промышленного и сельскохозяйственного производства, в области спортивно- оздоровительной и культурно-досуговой деятельности и др.

В каждой области социальной сферы решаются конкретные задачи по оказанию помощи и поддержки человеку, существует своя законодательная и нормативно-правовая база социальной работы, применяются апробированные технологии, создаются общественные условия для полной реализации функций социальной работы как профессионального вида деятельности. Главными идеями социальной работы, вокруг которых идет ее становление как профессии, накапливается опыт социального обслуживания людей, нуждающихся в этом, является идея прав человека и концепция профессионализма. Защита прав, определяющих положение человека в обществе и соответствующих его основным социальным потребностям, является и основанием социальной работы, и ее стимулом в любой сфере жизни общества. Имеются в виду права человека, без которых он не может состояться, — право на жизнь, труд, социальное обеспечение в старости, охрану семьи, достаточный жизненный уровень.

Социальная работа — целостная структура, которая состоит из следующих элементов: субъектов; содержания, которое раскрывается через функции; средств (организационно-технических, финансовых и др.), управления и цели.

14 стр., 6638 слов

Особенности социальной работы с людьми пожилого возраста

... ЧЕЛЕВЕК КАК СУБЪЕКТ ВОЗРАСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ 1.1 Социально-психологические особенности пожилого человека пожилой возраст социальная работа Процесс старения человека индивидуален. Возраст не определяет степень физической и социальной деятельности - одни в 70 лет не ...

Целью социальной работы как профессиональной деятельности является с одной стороны удовлетворение интересов клиента , а с другой стороны — поддержание стабильности в обществе. Оптимальный вариант решения данной проблемы – это нахождение компромисса между этими двумя целями.

Система социальной защиты населения начинает складываться как социальный институт, характеризующийся совокупностью принципов, социальных норм, учреждений, организаций и определяющий устойчивые формы социального поведения и действия людей. Ее становление и развитие обусловлено экономическими, политическими, идеологическими, нравственно- психологическими факторами, сложившимися в обществе и определяющими ее содержание, направленность, формы и методы. Система социальной защиты населения складывается как многоукладная структура, в которой используются все организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной экономикой, хотя в силу нерешенности ряда теоретических, организационных и экономических проблем их функционирование пока не является полным.

Ведущие организационно-правовые формы социальной защиты населения в настоящее время — это пенсионное обеспечение; назначение пособий и льгот особо нуждающимся категориям населения; социальное страхование; социальное обслуживание.

Формирующийся целостный самостоятельный социальный институт имеет свои особенности, связанные со спецификой организационно-правовых форм данного института. Понятно, что технологии пенсионного обслуживания существенно отличаются от технологий социального страхования, выплат пособий и льгот и тем более от оказания социальных услуг и помощи.

Свои особенности имеет социальная работа в системе социального обслуживания, являющегося важнейшей организационно- правовой формой социальной защиты. Социальная работа осуществляется специалистами, работающими в учреждениях социального обслуживания. Комплексные центры социального обслуживания, центры социального обслуживания, территориальные центры помощи семьи и детям, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей , социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты).

Социальная работа реализует важнейшие функции социального обслуживания:

а) оказание социальной помощи:

  • выявление и взятие на учет лиц, наиболее нуждающихся в социальной помощи, оказание им материальной (финансовой, натуральной) помощи, предоставление временного жилья и т.д.;
  • создание нуждающимся условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства, что является и профилактикой бедности;
  • предоставление надомных услуг семьям и одиночкам, нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка в лечебные учреждения, наблюдение на дому за состоянием здоровья и др.);
  • содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного и внешкольного воспитания (создание детского сада на дому, прогулочных групп и т.п.);
  • организация совместно с органами народного образования временного вынужденного пребывания ребенка вне семьи, его дальнейшего устройства в детские учреждения, под опеку (попечительство), усыновление;

б) консультирование:

  • консультирование специалистов (юриста, социолога, педагога, врача, психолога и др.);
  • участие в подготовке молодежи к выбору профессии;
  • подготовка юношей и девушек к браку и сознательному родительству;
  • родительский медико-психологический всеобуч;

в) социальное корректирование и реабилитация:

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

... коллектива); координацией и согласованностью действий субъектов социальной защиты; контролем над осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям. Сущность социального обслуживания как социальной системы в ее статике раскрывается путем ...

  • социальная, медико-психологическая реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих;
  • медико-социальная реабилитация и реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями и их семей;

г) информирование населения, изучение и прогнозирование социальных нужд , в рамках которых выделяются три относительно самостоятельных направления:

  • предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;
  • распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний;
  • изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, научными организациями потребностей своих клиентов и социальных проблем.

д) участие в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

  • участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;

— формирование, в рамках спасательных служб, бригад социальных работников, готовых в случае необходимости прибыть в район стихийного бедствия или на территорию, население которой оказалось втянутым в социальный конфликт, для оказания профессиональной, реабилитационной, психологической и иной помощи.

Владение современными технологиями социальной работы позволяет специалистам своевременно удовлетворять жизненно важные потребности людей, обеспечивать их выживание в кризисные периоды и непосредственно воздействовать на формирование качества и уровня их жизни.

Социальная работа в системе образования как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях. Социальные работники все активнее участвуют в процессе социализации и формирования личности. В нашей стране в системе образования трудятся и социальные педагоги, и социальные работники, которые помогают детям и взрослым, преодолевать определенные жизненные трудности. В контексте профессиональной социальной работы, содействие личности в ее становлении, саморазвитии, самореализации, образовательные и культурные ценности, имеют первостепенное и непреходящее значение , не идущее в сравнение с какой бы то, ни было материальной помощью, социально-бытовыми или другими ценностями. Конечно, неправомерно одно противопоставлять другому. Однако если представить себе человека, который довольствуется потреблением лишь материальных благ, то невольно возникают сомнения в профессионализме такого социального работника и в результативности его помощи (хотя вряд ли его можно осуждать за это при крайне низком уровне оплаты труда).

Нетрудно понять, что именно невозможность для многих детей, молодежи, людей старшего поколения приобщиться к различным, ранее доступным формам образования и ценностям культуры, развития своего интеллектуального потенциала, расширения кругозора; сокращение числа учреждений дошкольного, базового и дополнительного образования, культурных учреждений, мест для отдыха, творческих и досуговых занятий — эти по сути своей социальные проблемы крайне негативно отразились на уровне духовно-нравственного, физического, психического развития человека, и прежде всего личности ребенка.

3 стр., 1087 слов

Социальная работа с мигрантами

... появлением новых черт, которых не наблюдалось в прошлом. Социальная работа — специфический вид дея­тельности по воздействию на ... -98. 2003- 331с. 26.Язькова А., Кацнер М. Мигранты в рыночной экономике: проблемы и перспективы адаптации //Politekonom, ... политике развитых стран // « Вопросы экономики» № % 2006г. с. 28-27 8.Ежегодное послание Губернатора СПб за 2005г. // http://www.assembly.spb.ru/manage/page 9.Иллюк ...

Необходимая социальная помощь может быть оказана на любом образовательном уровне: при получении индивидом основного общего образования (1 — 9 класс); среднего (полного) общего образования (10 — 11 класс); начального профессионального образования; высшего профессионального образования; при послевузовском продлении профессионального образования.

Образование, таким образом, становится одним из важнейших факторов развития социальных процессов в нашей стране, осуществляющим социальную и правовую защиту личности, обеспечивающим активное развитие личности, способной к позитивной саморегуляции, реализующей широкое сотрудничество со всеми элементами микросоциума. Значительно расширяя свои рамки , образование в настоящее время воспринимается личностью не как некая замкнутая система, действующая в институциональной среде и приводимая в действие определенным образом подготовленными специалистами, а как открытый процесс, происходящий не только в стенах образовательных учебных заведений и других учреждений институциональной среды. Такой подход к пониманию образования через образовательное пространство значительно усиливает его возможности в социальной работе.

Главная функция образовательного пространства — расширить возможности творческой личности, стимулировать ответственность за все происходящее, в том числе за смысл собственного существования, поставить ее в состояние субъекта деятельности, принимающего решения, действующего в соответствии с выработанными ценностями.

Социальная работа в медицине многообразна, что определяется многочисленностью социальных групп населения и различных патологических состояний, выраженностью нарушений функций организма, степенью утраты трудоспособности и работоспособности, а также ролью тех или иных социальных факторов в развитии заболеваний. Социальная работа в медицине предназначена для создания и укрепления общественного и индивидуального здоровья, что объединяет ее с медицинской деятельностью. Однако методы, используемые ими, различны.

Так же, как медицинская деятельность, направленная на профилактику заболевания, разделяется на первичную и вторичную, так и медико-социальную работу нередко разделяют на первичную и вторичную. Первичная социальная работа подразумевает восстановление у населения необходимости соблюдения здорового образа жизни, решение целого ряда социальных проблем общества, семьи, индивидуума, достижение определенного уровня экономического развития общества. Вторичная социальная работа предусматривает создание определенных социальных условий, позволяющих больному человеку без ущерба для здоровья лучше адаптироваться в социальной среде, быть полезным обществу, почувствовать себя личностью, а также решение целого ряда других социальных проблем. В российской системе организации здравоохранения социальная работа частично осуществляется медицинским персоналом , работающим по участковому принципу семейной медицины и осуществляющим социальный патронаж тяжелобольных, престарелых и одиноких людей, инвалидов. Важнейшую роль играют выделяемые в лечебных учреждениях так называемые социальные койки. В последние годы стали создаваться хосписы, которые, к сожалению, из-за дороговизны остаются недоступными для большинства людей, нуждающихся только в социальном уходе по состоянию здоровья. Конечно, социальная работа на врачебном участке была бы более эффективна при участии в ней социального работника, владеющего необходимыми знаниями и решающего социальные проблемы больного человека

4 стр., 1509 слов

Социальная политика в образовании в России

Объект: социальная политика государства. Предмет: образование, как сфера деятельности социальной политики государства. Целью данной курсовой работы является рассмотрение социальной политики в образовании. Задачи: изучить и ... систему социальной инфраструктуры. В данном случае объектом являются все слои населения. Таким образом, из вышеизложенного можно выделить следующие задачи социальной политики ...

Содержание и организация социального образования в современной России переживают противоречивый процесс обновления, созидания нового и сохранения лучших традиций старого опыта, поиска оптимальных технологий. Социальное образование активно участвует в формировании новой культуры, социальной жизни, являясь ее составной частью.

Медико-социальная работа в здравоохранении направлена на решение социальных проблем женщины, матери и ребенка, детей дошкольного и подросткового возраста, взрослого населения, пожилых и престарелых, инвалидов. Круг этих проблем довольно широк, и без их решения нельзя добиться обеспечения общественного здоровья. Решение социальных проблем различных категорий населения в определенной мере регламентируется законодательными актами и правовыми нормативами

Заключение

Таким образом, в современных условиях социальная защита становится важнейшей функцией общества, всех его государственных органов и социальных институтов. В России сегодня сформирована многоукладная организационная структура системы социальной защиты, основными организационно-правовыми формами которой являются пенсионное обеспечение, государственное социальное страхование, социальное обслуживание , организация занятости населения, обеспечение социальными пособиями, предоставление льгот особо нуждающимся категориям населения.

Система социальной защиты населения играет важную роль в реализации задач и целей социальной политики российского государства, являясь одним из механизмов ее реализации. Её принципы выражают объективные закономерности развития общества, его социально-экономической жизнедеятельности.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/sotsialnaya-rabota-organizatsii/

1. Апостолова А.М. Социальная политика и правовой механизм ее реализации. Учебное пособие. М.: ГУЦ ВЛАДОС. 2008.

2. Современная энциклопедия социальной работы. Под. ред. акад. РАН В.И.Жукова. – М.: Издательство РГСУ, 2008

3. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения, 2-е изд. Малофеев И.В. Издательство: ИТК Дашков и К. 2014.

4. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Под ред. проф. П.Д. Павленка – Москва.: ИНФРА- М, 2012.

5. Ветрова Н.С. Система социального страхования и государственной помощи — М.: Финансы и статистика, 2005

6. Дегтярев Г.С. О дефицитности пенсионной системы //Экономист. 2009. № 5.

7. Официальный сайт ПФ РФ — http://www.pfrf.ru/

8. Роик В. Социальное страхование в России: проблемы и пути их решения//Страховое дело. 2010. №1.

9. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442 — ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

30 стр., 14968 слов

Злокачественные новообразования как медико-социальная проблема

... обследование больных злокачественными новообразованиями в амбулаторно-поликлинических учреждениях города. ОБЩАЯ ЧАСТЬ Таблица № 3 Основные показатели деятельности учреждения здравоохранения на 10 тыс. населения № Показатели ... обязательной отработкой не менее 1 года в ЛПУ городского здравоохранения; социальная поддержка молодых специалистов, которая обеспечит приток и закрепление медицинских кадров ...

10. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС

11. Бочарова В.Г. «Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход»;

— М.: 2009.